Специфика гуманитарных наук кратко

Обновлено: 02.07.2024

Позитивисты утверждали, что есть только один образец научности и только одна научная методология. Ее воплощением является физика. Философия жизни, неокантианство, феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика защищали особый характер гуманитарного познания, обусловленный самим его предметом.

Гуманитарные науки изучают творения человеческого духа. В немецкой философской традиции для них использовалось название "науки о духе".

К творениям человеческого духа относятся произведения искусства, язык, социальные институты и т.д. В то же время социальные институты изучаются также социальными науками, такими как экономика и социология. Они отличаются от гуманитарных наук и ориентируются на методологические стандарты научности. Пытаясь очертить сферу гуманитарных наук, мы должны учесть, что грани между науками нечетки и, главное, – меняются на наших глазах. Например, психологию сейчас относят не к гуманитарным, а к естественным наукам. Однако в ней появляются направления, например гуманистическая психология, которые ближе к наукам гуманитарным. Языкознание является классическим примером гуманитарной науки, но математическая лингвистика уже перестает быть таковой. Надо подчеркнуть разницу между отношением знака к обозначаемому и отношением причины к следствию. Естественные науки занимаются отношениями последнего типа. Они экспериментально исследуют явление, чтобы вскрыть его причину. Но отношение между знаком и обозначаемым носит совершенно иной, не физический характер. Обсуждая тему знака и значения в контексте гуманитарного познания, мы не имеем в виду того, что называют "естественными знаками" (дым – знак огня и т.п.).

Роль науки.

Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается. ХХ век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине ХХ в. фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине ХХ в. большое распространение получила автоматизация. К концу ХХ в. развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. И сегодня мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. И, несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития общества. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Сциентизм и антисциентизм.

К сторонникам Сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений. Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей.

62. Основные проблемы философии истории: ее смысл, вектор, движущие силы, роль личности в истории. Прогресс и регресс. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества и истории: сравнительный анализ.

Понятие философии истории введено Вольтером в ХVIII в. Появление этой предметной области в философии связано со формированием исторического сознания и становлением научной историографии в европейской культуре. Философия истории – фундаментальный раздел философии, в рамках которого разрабатываются теории исторического процесса и методология исторического познания.

Основные проблемы философии истории:

– сущности и границ исторической реальности – это проблема соотношения социально-исторического, этнического и природного факторов в историческом процессе;

– социогенеза – это проблема зарождения и развития человеческого общества, которая представлена рядом концепций: креационистской, трудовой, игровой, психоаналитической;

– направленности и законов истории – это проблема смысла, цели и логики исторического процесса, соотношения необходимости и случайности, континуальности и дискретности, революционных и эволюционных фаз в нем;

– общего и особенного в историческом процессе – это проблема поиска общих оснований истории человечества, а также уникальных, неповторимых черт в истории отдельных народов, культур, цивилизаций.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: это могут быть социальные общности, организации, отдельные индивиды, выдающиеся личности. В их взаимодействии и противоборстве пробивается общая линия развития.

Субъектами же исторического развития можно назвать только тех его участников, которые поднялись до осознания своего места в обществе, руководствуются общественно значимыми целями и участвуют в борьбе за их осуществление.

Историческое творчество народа осуществляется через деятельность конкретных людей. Вклад некоторых личностей в развитие общества настолько велик и ярок, что это позволяет называть их великими личностями. Такая личность аккумулирует социальную энергию, улавливает и воплощает социальный заказ общества.

Гуманитарные науки – это обладающая специфическими методами познания отрасль научного знания, объектами исследования, которой выступают человек и общество, а также продукты их деятельности.

Развитие гуманитарного знания

Гуманитарное знание – это знание о человеке и обществе, а потому оно всегда было среди актуальных вопросов мыслителей разных времен и народов, ведь в конечном итоге вся философия и всякое знание вообще исходят из стремления человека понять самого себя и найти свое место в этом мире. Вместе с тем, гуманитарное знание значительно дольше, чем естествознание, находилось и развивалось в лоне философии, прежде чем смогло выделиться в самостоятельную систему наук.

  • риторику, т.е. искусство ведение диалога и произношения речей;
  • грамматику, т.е. искусство письменной речи;
  • поэтику, т.е. искусство стихосложения.

Как полностью самостоятельная область знаний гуманитарные науки оформляются лишь в девятнадцатом веке и данный процесс полностью детерминирован логикой развития человеческого общества. Философия просвещение, торжество научно-технического прогресса, следующая за ними либерализация и демократизация общества, расширение возможностей образования и его доступности для широких слоев, превратили народы из пассивного третьего сословия, которое долгие века было лишь покорным фундаментом для властвующих и действующих элит, в самостоятельный субъект истории, способный формировать собственную политическую волю и проявлять ее через новые социальные институты. Необходимость понять процессы, происходящие в обществе, а также получить в свои руки рычаги к их эффективному управлению, обусловили необходимость возникновения гуманитарного знания, как самостоятельной области науки, а не как разделов философских размышлений.

Готовые работы на аналогичную тему

Не только власть, но и общество стремилось к самосознанию и самопознанию. Именно в девятнадцатом веке происходит формирование большинства гуманитарных наук, возникает интерес не только к элитарной, но и народной, самобытной культуре, к научному и доказательному изучению собственной истории, исследованию человеческой психики.

Специфика гуманитарного знания

Вместе с тем, на своем пути гуманитарные науки встречали большее число препятствий в сравнении с науками естественными, что обусловлено особенностями их специфики:

  • феноменом свободы главного объекта познания – человека и общества;
  • уникальностью объекта исследования;
  • ограниченной применимостью естественно-научной методологии, необходимостью собственных, уникальных методов исследования.

В то время как естественные науки изучают окружающий мир существующий по более-менее объективным законам, гуманитарные рассматривают мир человека и его деятельности, в котором любые законы создаются самим человеком и им же нарушаются. Человеческое поведение в самых разных сферах жизни – политической, экономической, духовной, юридической и т.д. остается слабо прогнозируемым и в настоящее время, более того закономерности и процессы, выявленные в одно время и в одной культуре, становятся неактуальными уже спустя несколько десятилетий или даже лет, и не пригодными для другой культуры, в то время как законы природы относительно незыблемы и вечны.

Гуманитарное знание с самого момента своего возникновения находится под давлением позитивистских установок в науке, рассматривающих опытно-экспериментальную организацию науки как идеал и образец. Однако в гуманитарных областях использование как экспериментальных методов исследования, так и соблюдение требований к критериям истинности знания не представляется возможным, более того сам характер объекта исследования таков, что каждый исследователь становится скорее интерпретатором, чем объективным описателем данного объекта, ведь культура непосредственно связана с системой ценностей, мировоззрения, убеждений каждого человека, и любая оценка будет в той или иной степени пристрастной.

История и развитие человечества

Изучения развития человечества с древнейших времен и до наших дней представляет собой удел исторической науки. История стремится не только к восстановлению фактологической цепочки события, что в некоторых случаях бывает невозможно, но в большей степени к ее качественному анализу, выявлению тех механизмов и закономерностей, которые направляют движение исторического процесса, детерминируют развитие общества, определяют его направление, и позволяют с определенной вероятностью рассмотреть, как общество будет развиваться в дальнейшем.

Историческая наука является одной из наиболее пристрастных наук, поскольку исследователь, как бы не хотел являться объективным, является носителем определённой культуры, языка, политических взглядов, гражданином определенного государства, что безусловно не может не сказываться на его интерпретации изучаемых событий. Более того именно история чаще какой-либо другой науки находится под давлением политического заказа. При всякой смене власти, история страны начинает заново переписываться, меняются ее акценты в угоду тем или иным идеологическим позициям власти.

Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить:

· науки о природе - естествознание;

· науки об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки);

· науки о познании, мышлении – логика, гносеология и др.;

· отдельную группу составляют технические науки;

· своеобразной наукой является современная математика;

· наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные – непосредственное применение результатов познания для решения производственных и социально-практических проблем.

Буквальное значение слова "гуманитарный" – относящийся к познанию человека. С этой точки зрения к гуманитарным следует отнести и анатомию, медицину и другие естественнонаучные дисциплины. Однако наиболее часто к гуманитарным наукам относят науки, изучающие проблематику человека, связанную с его социальной, общественной природой. Термины гуманитарное и социальное часто используют как синонимы. В более узком значении необходимо относить к гуманитарному познание, ориентированное на индивидуальность, обращенное к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Объекты гуманитарного знания – общество, человек – постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины ("точность" науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

Часто провести границу между гуманитарным и естественнонаучным познанием практически невозможно даже в рамках одной науки. В психологии, например, существует давний спор о методологических основах познания. Еще в начале ХХ века В. Дильтей предложил различать объяснительную (естественнонаучную, атомистическую) и описательную (понимающую) психологии, признавая за каждой из них свой круг проблем, познание которых методами "другой" психологии невозможно.

Для естественнонаучного подхода наиболее адекватными способами получения знания об изучаемом объекте являются наблюдение и эксперимент. Гуманитарное знание в психологии предполагает ценностное отношение к изучаемой действительности – человеку; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.
Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов.
При таком диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы.
Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах и особенно в педагогической деятельности. Отношение педагога к ученику как к объекту обучения и воспитания делает педагогический процесс бездетным и безличным. В рамках такой педагогики становится невозможным понимание человеческой уникальности и полноценное развитие человеческого в человеке.

Выставить границы гуманитарного познания достаточно сложно, хотя бы потому, что нужно провести две чёткие границы. Одна, которая отделяет все гуманитарные науки от естественных, а вторая, которая разделяет гуманитарные науки и творчество, в первую очередь, словесного. Но с другой стороны, определение области между этими границами и есть составляющая часть процесса развития гуманитарного знания, как части научного знания, которая имеет собственную предметную сферу. Чтобы понять в чём заключается социально-гуманитарное познание, необходимо подробнее остановится на особенностях объекта того самого исследования. Рассмотреть методы, которые применяются при изучении человека, культуры общества, а также способы отбора, толкования и систематизации фактов в гуманитарных науках.

Особенности социально-гуманитарного познания

Познание – человеческая деятельность, которая подразумевает возможность определить объект и субъект. Если подразумевать разум как способность ставить цели, которые в свою очередь, направляют волю, и находить средства их достижения, то познание понимается как к цели – знанию, соответствующее объекту.

В этом случае достаточно логично заметить, что типы познания бывают нескольких видов:

  • Объекты познавательной деятельности, соответствующие искомому знанию.
  • Пути, которые достигаются субъектом этого знания.

Оба вида познания: определённость предмета и определённость метода всякий раз необходимо определять, чтобы понимать, насколько возможно осмысленно говорить о виде познания или реально существующей науке.

Самое общее определение социально-гуманитарного познания звучит так: понимание знания о законах действия людей как разумных существ, а также о законах, которые сами разумные существа и устанавливают себе.

Говоря об особенностях социально-гуманитарного познания, нужно иметь в виду специфическую возможность обозначить границы, которые отделяют один тип познания от другого (по преимуществу, от естествознания). Синтез этих двух видов на практике показывает реальную картину, где совместное взаимное дополнение отражает единство научного знания. В различные периоды существования наук возможны подобные обстоятельства:

  • Характеристики одного типа познания оспариваются, а другого признаются более значительными для достижения конечной цели познания. (Для справки: в Новое время математическое и естественнонаучное познание считаются эталоном научности).
  • Особенно выделяют специфические характеристики одного вида познания, это тесно связано со становлением некоторых наук (например, формирование социогуманитарного познания как отдельной отрасли исследований в XIX в.).
  • Совмещение убеждений и методов разных видов познания. Интересно, что такое объединение типов познания становится объектом интереса методологии научного познания, а также встречается в реальной исследовательской работе.

Современный тип научной рациональности, в своих двух формах (неклассической и постнеклассической) соединён с признанием черт социально-гуманитарного познанияв качестве самостоятельных и определяющих виды гуманитарных и общественных наук. Эти черты начинают играть роль стандартов научной рациональности в целом. Такое признание этого вида познания заключается в развитии социальных и гуманитарных наук, а также с разработкой и объяснением собственных убеждений и взглядов – это, во-первых. Во-вторых, это связывают с принятием значения этих методов и мировоззрений в разных областях наук, когда они обычно противопоставляют себя основе социально-гуманитарного знания. В, в-третьих, связывают с острым осмыслением потребности в ответственности учёного за последствия научной деятельности.

В свою очередь ответственность возможна при условии, что осмысление своей общественной и исторической укоренённости должна быть дополнена положительной научной работой, и обязательно критическим воззрением на свою персону, в качестве объекта социально-гуманитарного познания.

Типичные черты социально-гуманитарного познания

Джамбаттиста Вико писал: "В этой густой ночной тьме, покрывающей первую, наиболее удаленную от нас Древность, появляется вечный, незаходящий свет, свет той Истины, которую нельзя подвергнуть какому бы то ни было сомнению, а именно, что первый Мир Гражданственности был, несомненно, сделан людьми. Поэтому соответствующие основания могут быть найдены (так как они должны быть найдены) в модификациях нашего собственного человеческого ума. Всякого, кто об этом подумает, должно удивить, как все Философы совершенно серьезно пытались изучать Науку о Мире Природы, который был сделан Богом и который поэтому он один может познать, и пренебрегали размышлением о Мире Наций, т.е. о Мире Гражданственности, который был сделан людьми, и Наука о котором поэтому может быть доступна людям"

Сформулировать наиболее точное определение объекта социально-гуманитарного познания удалось одному из представителей баденской школы неокантианства Г. Риккерту. Он видвагал идею противопоставления предмета "наук о природе" и "наук о культуре". "Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности" – писал Г. Риккерт.

Исходя из этого понятия, можно сделать вывод, что естественные науки, как и все в общей массе, имеют отношение к объектам естества или к культурным феноменам, являя собой совместную деятельность учёных, работающих по установленным ими целям, подвержено объяснению как предмета "наук о культуре". Нужно обязательно выделить тот момент, что в термине человеческой деятельности в качестве предмета социально-гуманитарного познания оба понятия играют важную равносильную роль.

Рассуждая далее о не менее существенных элементах определения, следует говорить о конфигурациях и последствиях человеческой деятельности не как о самостоятельных формах, а, логично предположить, в связке с этой самой деятельностью. Отличным примером такого искаженного представления о предметах исследования являются исследования М. К. Мамардашвили (1930-1990) в научной статье "Превращенные формы".

М. К. Мамардашвили писал: "Такова, например, капитализированная стоимость в системе буржуазной экономики, обнаруживающая "способность" к самовозрастанию. Это - типичный случай иррациональной превращенной формы, когда вещь наделяется свойствами общественных отношений и эти свойства выступают вне связи с человеческой деятельностью, то есть вполне натуралистически".

Задачи социально-гуманитарного познания

Основной задачей социально-гуманитарного познания является восстановление и установление действительности отношений, а также закономерности появления превращённых продуктов этих отношений.

К характерным особенностям социально-гуманитарного познания можно отнести безотносительно понятый субъект познания. Эта специфическая черта имеет несколько объяснений:

  • Под субъектом и объектом подразумевается человеческая деятельность в различных смыслах.
  • Отсутствие возможности провести чистый эксперимент и необходимость использование метода включенного наблюдения.

Так во втором случае подтверждается, что в первом методе объект имеет зависимость от средств и обстоятельств во время наблюдения, а во втором необходимо отметить наличие борьбы для достижения знаний об исследуемом объекте.

Но не стоит забывать и о том, что в современной науке естествознания также существует риск похожей интерпретации объекта исследования, принимая во внимание констатацию зависимости эффектов наблюдения от его возможностей и потенциала. Социально-гуманитарное познание должно допускать такое отношение к объекту, при чём это продиктовано именно определённостью этого вида познания.

М. М. Бахтин (1895-1975) много исследовал эту особенность и писал о познавательном взаимодействии следующее: "Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект - познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласая вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласым, следовательно, познание его может быть только диалогическим".

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: недостаточно просто понимать относительность, в качестве зависимости объекта от субъекта. Более того, не стоит удваивать субъект и понимать эту связь как субъект познающий и субъект действующий (часть объекта). В первую очередь потому, что зависимость объекта и субъекта должна восприниматься как взаимная и неизбежная. Во вторую очередь, не стоит упускать тот фак, что если человек действующий противостоит как объект, то он уже не является субъектом по сути своей.

Главной задачей социально-гуманитарного познания является преодоление самой объективизации.

В течение всей истории существования человечества происходила систематизация знаний о разных явлениях. Так сформировался примерный список гуманитарных наук и точных, что позволило разделить сферы деятельности людей. Внутри каждой группы начали появляться специальности, дополнительные дисциплины и исследования.

Гуманитарные науки

История появления

Прародительницей гуманитарных наук была философия. Платон, Сократ, Аристотель и другие мыслители были уверены, что многообразие окружающего мира можно подвергнуть научному исследованию. В Средние века философия приобрела теологические черты, и естественные науки отделились от нее. Социальные же предметы оставались под контролем церкви, так как предметом познания было поведение людей, которое тесно связано с божественным.

Переломный момент наступил в XVIII веке. Ученый Д’Аламбер объединил следующие науки:

 Ученый Д’Аламбер

  • логику;
  • историю;
  • литературу;
  • юриспруденцию;
  • экономику и т. д.

В современном мире в категорию гуманитарных попадает множество предметов — философия, риторика, психология, педагогика и т. д. У этих наук есть множество вспомогательных дисциплин, которые сложно перечислить.

Особенности понятия

Некоторые люди ошибочно считают, что склонность к гуманитарности является показателем низкого интеллекта. На самом деле такие науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) - выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

В какой-то степени они противопоставляются биологии, химии и другим естественным наукам. На практике эти сферы часто дополняют друг друга. В психологии условно выделяют несколько типов людей, которые имеют склонности к разным видам деятельности. Гуманитарий — это индивид, который имеет способности к изучению человека и его занятий. Часто у такого ребенка появляются таланты в области изучения родного и иностранных языков, истории, литературы и т. п. В современном мире к гуманитарным наукам относятся:

Склонность к гуманитарным наукам

  1. История. Изучает деятельность людей в прошлом. Этнография является исторической отраслью, ее сфера интересов — народы и этнические образования. В археологии специалисты изучают вещественные источники.
  2. Культурология. Рассматривает культуру и ее особенности.
  3. Филология. Изучает язык и литературное творчество.
  4. Лингвистика. Рассматривает языки разных народов.
  5. Социология. Изучает общество.

Этот перечень неполный, так как внутри наук есть множество отраслей. Многие дисциплины связаны между собой. Естественные предметы изучают природные явления, а точные области посвящены рассмотрению закономерностей и их проверки экспериментальным путем.

Основная роль

В современной массовой культуре принято рассматривать гуманитарные предметы как ненужные. Специалисты этой сферы считаются ограниченными и неприспособленными для другой работы. На самом деле гуманитарная область играет важную роль в обществе. Она изучает отношение человечества к миру, определяет место людей в жизни планеты и пытается выяснить, что нужно предпринять для предотвращения экологических катастроф.

Гуманитарная сфера исследует проблемы этики, эстетики, культуры, истории и т. п. Вся эта информация позволяет не допускать ошибок прошлого. Новые идеи позволяют менять общество, например, специалисты начинают применять в педагогике иные методы обучения и воспитания. Еще одна задача области — это предотвращение катастроф. Ученые задумываются о том, приведут ли их изобретения к положительным результатам и не опасны ли они для общества.

Гуманитарные предметы очень востребованы в современном мире. Они дополняют точные и естественные области человеческого знания.

Читайте также: