Ювелирное искусство древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ювелирное искусство Руси производило впечатление как на мастеров древней Европы, так и на современных дизайнеров, которые все чаще заимствуют старинные техники и украшения для создания собственных шедевров.

Так, распространенные на Руси височные кольца и колты плавно трансформировались в крупные серьги, а обереги и гривны вошли в моду в виде кулонов, и все это совместно с техниками чернения, скани и перегородчатой эмали, которые используются по сей день.

Старинные техники

Ювелирное искусство Древней Руси издревле поражало европейцев, ведь на работу и отделку повлияли не только западные технологии - пересечение с восточными купцами также сыграло решающую роль в развитии русского мастерства. Правда, в отличие от изысканных геометрических узоров, которые чаще всего использовались на Востоке, русские дизайнеры смешивали различные техники, получая изделия с необычным колоритом.

Одним из самых известных направлений можно считать зернь, когда тысячи мелких металлических бусин наплавлялись на одно изделие, создавая волшебную игру света без использования драгоценных камней. При этом основы ювелирных работ выполнялись с помощью литья: для более дорогих и штучных экземпляров использовался воск, а для изделий массового потребления - каменные формочки.

Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. В современном мире это называется филигрань, и в последнее время особым спросом пользуются браслеты с использованием подобной техники (например, в сезоне 2010 года такие вещи можно встретить у Sabrina's Wide Ornate Diamond CZ Brace). В XII веке, когда возросло производство вещей массового потребления, одними из наиболее распространенных работ стали гравирование и чернение по серебру, при этом темным делался только фон, тогда как сама картинка оставалась светлой. Это позволяло создавать изысканные и утонченные миниатюры.

Ювелирные эксклюзивы Древней Руси

Несмотря на то, что множество работ было утеряно во время татаро-монгольского нашествия, археологам удалось восстановить некоторые действительно уникальные ювелирные украшения. Например, колты (парные полые золотые и серебряные подвески, крепившиеся цепочками или лентами к головному убору), которые носили горожанки в XI-XIII веках, могут своей тонкой работой заинтересовать многих модниц. Особенно михайловские золотые колты, украшенные речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами в технике перегородчатой эмали.

Расцвет ювелирного искусства в XVIII веке

У каждого свой стиль, свои уникальные украшения, которые ценились как при дворе российского императора, так и среди королевских дворов других стран. При этом ювелирное искусство даже самых известных мастеров оставалось доступным русскому народу. Например, пасхальные яйца Фаберже, каждое из которых не похоже на другие, заказывал Император для себя и своей семьи, и при этом некоторые работы этого ювелира (сравнительно недорогие портсигары) могли позволить себе и менее обеспеченные люди. Современные российские дизайнеры не потеряли своей самобытности и уникальности, поэтому многие русские ювелирные украшения до сих пор высоко котируются на мировом рынке.

Kofan4ik

Древняя Русь. Украшения

Ювелирное искусство на Руси имеет богатую историю и уходит корнями в древний быт крестьянских поселений. Интересно, что первыми мастерами по изготовлению таких изделий были женщины. Вот уж кому не надо было заботиться о том, где купить ювелирные украшения. Кроме своей основной работы по обустройству жилища и быта они также мастерили обереги и украшения.

В те времена изготавливали разные виды ювелирных украшений. Процесс проходил следующим образом - женщины искусно плели из провощенных шнуров красивые изделия, покрывали их глиной и после сушки отжигали в специальной печи. На место выжженного воска заливали расплавленное серебро или бронзу. Получались серебряные ювелирные украшения или затейливые изделия из бронзы. Выглядели они так, как будто их сплели из металлической нити.

Если в дохристианской Руси ювелирное ремесло было уделом женщин, то уже в Х веке литьем занялись мужчины, используя каменные и глиняные формы. Кроме литья, появляются гравировка и чеканка, а с ними и настоящие авторские ювелирные украшения.

Украшения Древней Руси

Золотых и серебряных дел мастера, переселившиеся со временем в города, осваивали узоры и техники, пришедшие с севера и востока. Искусно соединяя традиции предков с новыми знаниями, ювелиры сохраняли собственный неповторимый колорит, поражая своими произведениями не только своих, но и наших современников. Это диадемы и короны, бармы, гривны, колты, браслеты, кресты, пряжки.

Ювелирное искусство на Руси появилось в глубокой древности. В археологических раскопках было найдено большое количество украшений времен скифов, созданных до конца пятнадцатого века. Это свидетельствует о том, что древние предки владели высоким мастерством в этом деле.

Среди найденных предметов имеются височные кольца, ожерелья с перегородчатой эмалью (период Киевской Руси), застежки-фибулы, шумящие подвески в форме птиц, коней, а также, различные браслеты.

Височные кольца

В то время ювелирные изделия носили двойственный характер. Они служили, одновременно, и украшением, и отличительным символом, по которому можно было определить социальный, племенной или родовой статус человека. Они являлись визитной карточкой своего владельца.

Также, люди всегда старались уберечь себя от всяких неприятностей и злых духов, благодаря амулетам. На изделиях изображали или вырезали магические знаки. Вначале, для таких атрибутов использовали бронзу и медь, а уже позже стали создавать магические талисманы из золота и серебра.

Из этих благородных металлов изготавливали: диадемы, колье, цепи, перстни, кольца, браслеты, а также серьги, височные украшения, пряжки и заколки. Все эти предметы являются украшениями. На Руси самыми распространенным и среди них были перстни и кольца.

Изначально они выглядели очень просто. Делали их из меди и железа, а начиная с восьмого столетия, их стали изготавливать из серебра и золота, в сочетании с эмалью и драгоценными минералами. Самыми популярными среди камней были рубины, сердолики, изумруды, кораллы, перламутр и жемчуг.

Среди различных типов серег на Руси встречались одинцы, двойчатки и тройчатки. Они отличались стержнями с нанизанными на них бусинами-камешка ми. Голубцы напоминали по форме одну или двух птиц, которые повернуты друг к другу спинками. Интересно выглядели шляпочные серьги. Их обычно прикрепляли к головным уборам. Также, были бубенчики, имеющие крупный камень в центре.

Мониста

Славянские мастера создавали разнообразные браслеты, ожерелья, мониста, цепи. Особой разновидностью цепей были рясы (рясны). Это, когда жемчуг нанизывали на длинные ленты или нити.

Древнерусские ювелирные изделия отличаются большим разнообразием форм и используемых техник, среди которых: зернь, скань, чеканка, литьё, чернение по серебру.

Декоративной отделкой украшения часто служили эмаль и не граненые камни, обработанные в форме кабошонов. Помимо этого, в своих ювелирных изделиях русские умельцы использовали византийские самоцветы, местный речной жемчуг, цейлонские рубины, розовые турмалины, вишневые гранаты, васильковые сапфиры. Привозились драгоценные камни из Китая, Индии, Средней Азии. Изумруды поступали из Египта и Персии.

В XVI — XVII столетиях у русских ювелирных мастеров появляется много заказчиков из царской семьи, столичного боярства, дворянства и высшей церковной иерархии. Художественное оформление ювелирных украшений отмечается исключительной роскошью и большой пышностью. Золото и серебро инкрустируют яркими драгоценными камнями, которые обрамляют цветными, черненными, чеканными эмалевыми элементами.

Петр I вводит моду на украшения

Петр Первый значительно изменил образ России, экономическими, политическими и культурными преобразованиями . Страна постепенно приобщалась к западным новинкам и перестраивалась на европейский лад. Такие перемены петровской эпохи сказались на многом, в том числе, и на ювелирном искусстве.

Петр Первый вводит новый дворянский костюм. В 1700 году он издает указ, в котором сказано, что обязательно нужно носить одежду по западноевропейск ому стилю. Новый наряд требовал новых украшений. Именно в этот период появились диадемы, запонки, броши, пряжки для платьев и обуви. В Европе эти ювелирные изделия были широко распространены, в то время, как для России это было новинкой.

Главным действующим лицом восемнадцатого столетия, в русских украшениях, становится драгоценный камень. Лидирует среди всех минералов, конечно же, бриллиант. Теперь кристаллы обязательно начинают гранить.

Под покровительством Петра Первого осваиваются месторождения камней на Алтае и Урале. Там же открывают гранильные фабрики. Приглашаются в Россию иностранные опытные ювелиры, среди которых Жан Пьер Адор, Иеремия Позье, Иоганн Готтлиб Шарф. Появляются свои мастера, которые работают в общеевропейских традициях. Особой популярностью пользуется французский стиль.

201977_640

Модным атрибутом становится фермуар. Он размещался на шейном украшении или ожерелья, в виде украшенной застежки. Шатлен являлся украшением для пояса, на котором было много разных мелких предметов и цепочек. Шпильку с камнями и перьями называют эгрет. Очень интересный ювелирный предмет того времени – портбукет. Он состоял из маленькой вазочки, закрепленной у пояса для живых цветов или стилизованных – из золота и драгоценных кристаллов.

Для ювелирного искусства XVIII столетия характерны композиционные цветовые акценты камней, где камень выступает в качестве главного атрибута в украшениях. В рамках стиля рококо, барокко и классицизма формируется русское направление.

Украшения барокко отличаются яркими красками и многоцветием граненых камней. Манера рококо отразилась в разных подвесных элементах, гармоничной палитре кристаллов и некотором выравнивании их габаритов.

Русское ювелирное искусство восемнадцатого столетия по праву считается периодом сияющих драгоценных камней.

Отличительным признаком украшений XIX столетия стало их массовое производство. Появляются более дешевые ювелирные изделия. Это было вызвано тем, что мода менялась очень быстро, поэтому требовались новые украшения.

Появляются парные браслеты, броши, гребни. Романтизм оказывал сильное воздействие на художественно-эс тетический вкус русского общества. В одном украшении смешаны разные декоративные элементы. Эстетика ювелирных предметов совпадает полностью с общеевропейскими стандартами.

Любимыми декоративными элементами, в ювелирных изделиях, становятся насекомые. В это время появляются кулоны подвески, броши декорированные изображениями мух, пауков, жуков. Их нередко выполняли в форме золотых литых накладок, иногда они были украшены граненными драгоценными кристаллами.

Модным мотивом того времени, на шейных украшениях, стала свернувшаяся змея со сверкающими глазами из гранатов, изумрудов и бриллиантов.

Ювелирные мастера широко стали применять сочетание большой поверхности (чаще из золота), с драгоценными кристаллами и цветной эмалью. Также, использовали поделочные уральские камни (малахит, яшму, родонит).

Эти фирмы пользуются новыми технологиями, имеют своих художников, что позволяет им одновременно изготавливать большой ассортимент стильных изделий и делать индивидуальные заказы для разной аудитории.

Особый путь ювелирного искусства после российской революции

Казалось, что ювелирное искусство исчезло навсегда. Но, жизнь вносит свои коррективы. Постепенно появляется потребность в украшениях. Производством ювелирных изделий занимается государство. Изготавливают их, в основном, по образцам дореволюционного периода. В это время снижается технический уровень исполнения, который был накоплен ранее, что в значительной мере обедняло украшения.

Зато удается сохранить производство традиционных кустарных центров, занимающихся фитинью, кольчужным плетением, черневыми работами по серебру, сканными ювелирными изделиями. Украшения практически там не изготавливали, но мастерам удалось сохранить профессиональные навыки ювелирного искусства.

Новое русское ювелирное искусство

После длительного перерыва, в середине тридцатых годов, Костромская ювелирная артель выпускает небольшую партию серебренных позолоченных изделий. Это стало началом возрождения российской ювелирной промышленности. Открываются небольшие мастерские в Москве, Екатеринбурге (Свердловске), Санкт-Петербурге (Ленинграде), потом запускают и в других городах ювелирное производство.

Интересно, что в тот период не было ВУЗов, где бы готовили художников-ювели ров. Поэтому создавали украшения художественные конструкторы, а не ремесленники. Они изготавливали копии старых образцов из золота с драгоценными камнями и бриллиантами. Новые ювелирные изделия больше воспринимались, как символ достатка, нежели произведение искусства.

Только с середины пятидесятых годов возникает авторское изготовление украшений. Основной целью художников считается самовыражение. Для раскрытия творческой задумки можно применять любые обработки и приемы, а также, работать с любым материалом. Так появляются эксклюзивные единичные экземпляры, которые чаще экспонируют в музеях, галереях и выставочных залах.

Одним из первопроходцев авторского искусства является Дюссельдорф Фридрих Беккер, которого сейчас считают классиком ювелирного дела двадцатого столетия. Он смело конструировал новые формы изделий.

Большой вклад в развитие авторского ювелирного искусства внесли эстонские ювелиры. Они обращались к национальной тематике, символике и орнаментике, но при этом, не копировали прошлое, а передавали современный взгляд на это.

В шестидесятые годы художники-ювелир ы заново начинают осваивать старинное ювелирное мастерство. Они работают на исторических подлинниках, музейных экспонатах, изучая стиль ампир, барокко, модерн.

Четыре пласта

В середине шестидесятых, в России образовалось четыре самостоятельных современных пласта по созданию ювелирных украшений.

К первому из них относится народный художественный промысел. В нем использовали в основном зернь, скань и недорогие металлы, которые покрывали оксидированным серебром.

Вторым пластом является ювелирная промышленность, создающая золотые, серебряные украшения массового производства, с использованием поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней. Цены на такие изделия зависели больше от стоимости пришедших на них материалов, нежели от художественного оформления.

В третий пласт входили изделия мастеров-любител ей, изготавливавших недорогие украшения с эпигонским уклоном.

К четвертому пласту относится авторское ювелирное искусство, которое уже в семидесятые годы намного выросло, и было представлено в России не одним десятком мастеров. В это время появляется два направления в изготовлении ювелирных украшений: традиционное и авангардное. Причем, последнее течение воспринималось, как сомнительное и революционное. По этому поводу возникало очень много споров, так как были изделия выставочные, предназначенные для экспонирования. Авторское искусство относилось к самовыражению художника-ювелир а, что находило отражение в его работах.

В восьмидесятые годы появилась ювелирная пластика, которая привлекла внимание мастеров всех поколений. Станковое ювелирное произведение являлось своеобразным методом творческого выражения, которое позволяло мастерам изготавливать в ювелирной технике мини скульптуры. Автор создавал изделие, идею которого потом вполне можно было перенести в украшения.

Феликс Кузнецов выполняет свои работы в геометрических формах. Геннадий Ленцов и Владимир Гончаров создают удивительные изделия с оптическим эффектом стекла. Александр Каменский предлагает украшения из серебра и черного дерева.
Работы Ольги Кузнецовой (титановые броши с удивительной конструкцией) получили признание на международном ювелирном рынке.

Авторы-художники этого периода стали более раскованными, смелыми и зрелыми. Начинают появляться в Москве, Санкт-Петербурге , Екатеринбурге, Ярославле, Ростове, российские крупные центры авторского искусства.

В начале девяностых годов российские мастера выходят на мировой уровень. В настоящее время ювелирное искусство состоит из удивительного калейдоскопа стилей, манер, а также, имен. Появилась замечательная возможность смотреть в будущее благодаря старейшему виду русского искусства.

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века

Ковчежец 1589 Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, чернь, литье Высота с оглавием 11,8 см; ширина 6,5 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Мастерские Московского Кремля

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Бармы. Фрагмент 12 век Золото, жемчуг, драгоценные камни; эмаль, скань, зернь Диаметр блях от 7,5 до 12,5 см; 9,10 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Медальоны и ажурные бусины, из которых составлены бармы, были найдены в разрозненном виде

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Височные кольца 12 век Золото; чеканка, скань, зернь 4,3 х 4,3 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь Один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору. Восходит к древней славянской культуре VII - VIII веков

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Диадема 12 век Золото, жемчуг; перегородчатая эмаль Государственный Русский музей Москва Принадлежала русской княжне. Киевский клад

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Звездчатый колт 12 век Серебро; литье, скань, зернь Высота без подвески 11 см; ширина 10 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


07 Колт 12 век Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль, скань, зернь Диаметр 12,5 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".

Оружейная палата Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Подвески 12 - 13 век Золото; чеканка, скань, зернь, эмаль Высота 4,0 см; ширина 2,3 см; длина 2,3 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Браслет Конец 12 - начало 13 века Золото, чеканка, скань Длина 6,3 см, Ширина - 2,1 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Резной образок с изображением Св. Тимофея 13 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Крест 13 - 14 век Серебро; скань Государственная Оружейная палата Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Ковчег-мощевик 14 век Серебро; резьба, золочение Высота 11 см; ширина 10,4 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Образок 14 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Образок 14 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Венец с оклада иконы "Богоматерь Боголюбская". Фрагмент Конец 14 - начало 15 века Золото, драгоценные камни, жемчуг; скань, зернь Высота зубца 11,5 см; ширина зубца 8 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Цата с тремя подвесками Конец 14 - начало 15 века Золото, сапфиры, изумруды, турмалины, альмандины, перламутр; чеканка, скань 7,5 х 1,7 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Образок 15 век Ляпис-лазурь, серебро; скань Государственная Оружейная палата Москва Россия Новгород

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Панагия 16 век Сардоникс, золото, драгоценные камни, жемчуг; резьба, эмаль, скань Высота 16 см; ширина 12 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Шапка Казанская Середина 16 века Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Высота 24,8 см; окружность 65 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Оклад иконы 1560 Золото; эмаль, скань Государственная Оружейная палата Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Пуговицы 16 - 17 век Серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Пуговицы 16 - 17 век Серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Цепи. Фрагмент 16 - 17 век Серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Серьги 16 - 17 век Серебро, жемчуг, гранат Длина 3,6 см Российский этнографический музей Санкт-Петербург Россия

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Цепи-окладни 16 - 17 век Золото; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение, скань, зернь, клепка, чернь Длина от 125 до 169 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Мастерские Московского Кремля

Ювелирное искусство от древней Руси до России 17 века


Цепь с крестом 16 - 17 век Серебро; позолота Длина 58,0 см Российский этнографический музей Санкт-Петербург Россия

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: