Власть и порядок в первобытном обществе потестарная власть кратко

Обновлено: 02.07.2024

ПОТЕСТА́РНАЯ ОРГАНИЗА́ЦИЯ (от лат. potestas – власть), в ши­ро­ком смыс­ле – лю­бая сис­те­ма вла­ст­но-управ­лен­че­ских ин­сти­ту­тов. В уз­ком смыс­ле – до­го­су­дар­ст­вен­ная (до­по­ли­ти­че­ская) ор­га­ни­за­ция вла­сти, ха­рак­тер­ная для пер­во­быт­но­сти . В от­ли­чие от по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции вла­сти, П. о. ос­но­ва­на, на­ря­ду с разл. фор­ма­ми на­ро­до­вла­стия ( на­род­ное со­бра­ние ), на ав­то­ри­те­те пред­во­ди­те­лей – биг­ме­нов, ста­рей­шин , во­ж­дей (см. в ст. Во­ж­де­ст­во ), по­яв­ле­ние ко­то­рых свя­за­но со спе­циа­ли­за­ци­ей функ­ции ру­ко­вод­ства хо­зяйств. и со­ци­аль­ной сфе­ра­ми жиз­ни пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва. В позд­ней пер­во­быт­но­сти воз­ни­ка­ют осо­бые ин­сти­ту­ты вла­сти: муж­ские сою­зы , тай­ные союзы , со­ве­ты во­ж­деств и сою­зов во­ж­деств, дру­жи­ны . В це­лом для П. о. ха­рак­тер­на не­рас­чле­нён­ность или не­пол­ная рас­чле­нён­ность управ­ленч., со­ци­аль­но-эко­но­мич. и идео­ло­гич. (ре­ли­ги­оз­ных, ри­ту­аль­ных) функ­ций. От­но­ше­ния вла­сти строи­лись на ос­но­ве родств. от­но­ше­ний (см. Род­ст­во ) и по­ло­воз­ра­ст­ной стра­ти­фи­ка­ции или их ими­та­ции (на позд­них эта­пах). Пе­ре­жи­точ­ные фор­мы П. о. со­хра­ня­ют­ся во мно­гих ар­ха­ич., или тра­ди­ци­он­ных, об­ще­ст­вах и в боль­шин­ст­ве раз­ви­ваю­щих­ся стран (са­мо­управ­ле­ние сель­ских об­щин, ха­риз­ма­тич­ность вла­сти по­ли­тич. ли­де­ров, ин­сти­тут тра­диц. во­ж­дей, па­ла­ты во­ж­дей в пар­ла­мен­тах, зем­ля­че­ские сою­зы, му­сульм. та­ри­ка­ты).

Властно-правовая характеристика первобытного общества

Человечество на пути своего развития проходило ряд эпох истории, каждая из них была определена характером и уровнем отношений в обществе:

  1. Экономических;
  2. Социальных;
  3. Культурных;
  4. Политических;
  5. Религиозных.

Наиболее продолжительной эпохой истории человечества представляется первобытная общественная организация, для нее характерно отсутствие политической организации и норм права, которые являются инструментом управления государственного типа.

Родоплеменную общественную организацию характеризовали следующие основные признаки:

  • Существование потестарной власти, которая не имеет политического характера;
  • Наличие специфических норм первобытного общества, которые именуются в теории права "мононормами".

Потестарная власть находилась в руках вождей, предводителей либо совета старейшин, она опиралась на личностный авторитет. Данная власть распространилась на эгалитарное сообщество, члены которого являлись равными.

Первобытное общество, которое основывалось на присваивающей экономике, то есть на охоте, рыболовстве, собирательстве, не представляло политического разделения на управляющих и управляемых, не имело нужды в нем, так как социальные нормы первобытного общества исполнялись на основе добровольности.

В родовом обществе происходило половозрастное деление, которое необходимо для занятия разными видами хозяйственной деятельности, перераспределения пищи и вступления в брачно-семейные отношения.

Социальные нормы в первобытном обществе обеспечивали наличие присваивающей экономики и продолжение родовых отношений. Данные нормы урегулировали конкретные способы добычи пищи и брачно-семейные отношения.

Мононормы не отделяли права от обязанностей, т. е. права человека были соединены с его обязанностями. Формами выражения этих норм были традиции, обычаи, обряды, ритуалы, мифы, которые закрепили правила поведения членов рода в разнообразных ситуациях.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание мононорм составляли разного рода табу - запреты совершения определенных действий, тотемы - обязанности сохранения определенных видов животных, регламенты - некоторые дозволения. К нарушителям обычно были применимы потестарные санкции, наиболее суровой из которых являлась изгнание из общины.

Важно отметить, что представители отечественной юриспруденции отрицают существование права в обществе родоплеменного типа. Западные антропологи же оценивают первобытную нормативную систему в форме права либо протоправа, то есть как ступеньку к праву.

Власть и социальные нормы первобытного общества представляются различными формами властных институтов и общеобязательных норм поведения, которые сформировались на первобытной стадии общественного развития. Для данного периода существования человечества характерным является отсутствие политической власти и институтов государства. Социальные нормы в данный период обладали характером традиций, обычаев, табу и обрядов. В науке вопрос о том, можно ли понимать эти социальные нормы как право или протоправо, представляется дискуссионным.

Власть в первобытном обществе

Социальные нормы в первобытном обществе

Жизнь первобытного общества не представлялась хаотичной, она была подчинена конкретным традициям и обычаям, в которых были закреплены обряды, ритуалы, табу и иные людские правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Данные нормы обычно исполнялись добровольно: по чувству привычки, для подражания иным членам общества или в силу их пользы. Тем не менее, преступление данных норм могло нести за собой наказание, вплоть до изгнания из общины, которое практическим образом вело к смерти изгоняемого.

Учёные российского происхождения не считают, что данные правила и традиции формируют какую-то правовую систему; учёные иных государств изучают данную нормативную систему в форме права или протоправа.

Необходимо отметить главнейшие элементы, из которых формируется понятие общества:

  • общность индивидов, которые обладают сознанием и волей;
  • общий интерес, который имеет объективный и постоянный характер;
  • сотрудничество и взаимодействие на базе общих интересов;
  • урегулирование интересов общества посредством общеобязательных правил поведения;
  • существование организованной властной силы, которая способна обеспечит внешнюю безопасность и внутренний порядок;
  • возможность и способность самостоятельного усовершенствования и обновления общества;
  • присутствие территории для проживания.

Общество являлось эгалитарным, то есть все его члены были равны между собой. Основа социальной структуры представлялась родовой общиной, слишком медленно, но непрерывно усовершенствовались организация и орудия труда.

В период первобытного общества развитие человечества шло по следующим направлениям:

Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую.

Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции. На этой периодизации основана современная теория происхождения государства — потестарная, или кризисная.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.

В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы — камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений — родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, знатоками обычаев. Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования — в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота.

Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова "potestus" — власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе.

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе — это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами. Они регулировали следующие виды общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами. Мононормы представляли собой единые, общие для всех правила поведения. Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм — морали, религиозные. Чаще всего мононормы имели форму запретов, которые воспринимались как предписания, исходящие от сверхъестественных сил, и подкреплялись религиозно-магическими санкциями. Мононормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование первобытной общины и воспроизводство человека. Для нормативной системы этого периода характерна тотемная форма, т.е. объявление какого-либо животного или растения священным. Тотемная форма выступала экологическим регулятором и была своеобразной "Красной книгой". Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения и позитивные обязывания.

Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине; дозволялась охота на определенных участках или на определенные виды животных. Позитивное связывание имело целью организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда. Но все способы нормативного регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы; они способствовали формированию наиболее эффективных форм присвоения предметов природы и их приспособлению для удовлетворения потребностей человека. Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. Обычаи были исторически первыми регуляторами отношений между людьми и закрепляли выработанные веками рациональные, полезные для людей варианты поведения, которые передавались из поколения в поколение и отражали в равной мере интересы всех членов общины. Обычаи изменялись медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода. Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины. Непререкаемость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий между этими интересами. Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления.

На основе изложенного можно сделать следующие выводы о нормативной системе этапа присваивающей экономики. 1. Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время выжить. 2. Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения. 3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований. 4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты, и лишь потом появились дозволения и позитивные связывания. 5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи.

Бытует мнение, что для первобытного общества не характерен социальный и имущественный раздел. Люди проживали большой общностью, и все делили поровну: печали и радости, добычи и потери, женщин и детей. Так - то это так, но не совсем. Такая картина была только на ранних порах, в так называемом раннем каменном веке. Но даже первобытные люди – люди, и ничто человеческое им не чуждо. В том числе – и стремление к накоплению личного имущества и способности влиять на окружающих, поэтому власть в первобытном обществе получила свое первоначальное развитие.

Уже во времена расселения человека разумного типа, - кроманьонца, социальной структурой была родовая община. Основная ячейка общества – семья. Семьи объединялись в роды. Изредка, чтобы перебороть природный вызов или себе подобных, роды объединялись в родовые союзы.

Чтобы сохранять все эти предписания, нужны были специально обученные люди, с ярко выраженными чертами лидера, способные постоять за интересы племени, за собственные интересы и не дать навязать чужие интересы. Такими людьми стали вожди.

Даже в первобытном обществе не было всё так просто и однозначно. И власть была разная, и способов контроля несколько.

Власть из племени и для племени

Первый, наиболее уважаемый представитель власти – старейшина. Проживший достаточное количество лет, имеющий богатый жизненный опыт, он несомненно обладал мудростью и дальновидностью. В обязанности старейшин входил контроль повседневной жизни соплеменников, организация их труда, разрешение спорных ситуаций и многое другое. Чтобы стать старейшиной нужно немного – всего лишь дожить до старости. Следует отметить, что в первобытном обществе существовало действительное уважение и, в некотором роде, преклонение перед достигшими старости людьми. Скорей всего, это связано с тем, что в то нелегкое время дожить до 30 уже неимоверное везение, а чего уж и говорить о стариках.

Никаких выборов это должность не предусматривала. Сообщество просто признавало преимущества своего соплеменника перед другими, так проявлялась первая примитивная власть в первобытном обществе.

Второй уровень власти в первобытном обществе – совет старейшин. Это временный орган, который созывался для рения каких-либо важных вопросов. Участниками совета были главы различных родов, которые собирались и принимали решения, касательно их общей жизни. Это могли быть спорные вопросы, вопросы санитарного плана (если на тот период был разгул эпидемии), сельскохозяйственные проблемы и многое другое.

Следующий на очереди в структуре власти – вождь. Он мог не отличаться особым умом и сообразительностью, для этого был старейшина, но вот быть физически развит и психологически подкован он обязан. Если старейшина руководил жизнью в мирное время, то вождь принимал бразды правления в военное время. Поэтому, в вожди брали самых смелых, ловких, храбрых, знающих приемы ведения боя, грубо говоря, - тактику и стратегию войны.

Как и у старейшин, у вождей также был свой коллегиальный орган – совет вождей. На его собраниях решались вопросы о продолжении или прекращении войны, разрабатывалась тактика боя.

Чуть низшим, но всё ещё значительным органом власти были собрания всего взрослого населения, или воинов. В большинстве своем речь идет о мужском населении племени. Племена, населявшие северные территории созывали воинов, более южные, средиземноморские - всех взрослых мужчин. На рассмотрение выносились вопросы, которые затрагивали жизнь всего племени. Например, начало войны или заключение мира, уход с прежнего места жительства, в связи с истощением земли, или нарушение кем-либо табу, и решения о его наказании.

Отдельную ступень в иерархии власти в первобытном обществе занимает жречество. Сюда можно отнести всех отправителей культа – колдунов, ведунов, магов и шаманов. Они ведали тайными знаниями, были ответственны за налаживание контактов с миром духов, за создание благоприятных климатических условий, исцеление или нанесения проклятия. Это уже закрытая организационная структура. И если в предыдущие органы власти при желании можно было попасть – нарастить силушку богатырскую, да дожить до преклонных лет, то здесь рядовой общинник был бессилен. Духи не желали общаться абы с кем, поэтому выходили на связь исключительно с теми, у кого был дар, в основном – это родственники жреца, так власть в первобытном обществе получила преемственность. Если такового ещё в поселении не завелось, то тот, кто пошустрей да по - смекалистей быстро занимал эту вакантную должность.

Особенности власти

Итак, к концу неолита, образовалось три ветки власти. Все они базировались на исключительных умениях, знаниях и навыках недоступных для простого жителя племени. Далее, с развитием общества, это выразилось в материальном эквиваленте. Эта тенденция сохранилась и по сей день, демонстрируя присущий роду человеческому консерватизм и нелюбовь к социальным переменам.

Читайте также: