Восстание амангельды иманова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Семиречье – уникальный регион не только в географическом, природно-климатическом, но и в историческом плане. Согласно шаблонным стереотипам Казахстан, казахи ассоциируются с бескрайней гладью степи. Действительно, более двух третей территории Казахстана – аридная зона степей, пустынь и полупустынь с критическим дефицитом водных ресурсов.

В этом плане Семиречье сильно отличается – горы и предгорья Джунгарского Алатау и Северного Тянь-Шаня, сопки, относительное безветрие и соответственно благоприятный климат, озера Балхаш, Алаколь, Сасыколь, относительное обилие рек. Не только семи рек Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепсы, Баскан, Сарканд, олицетворяющих этот регион, но и обилие множества небольших рек, стекающих с ледников в предгорья, таких например, как Большая Алматинка, Малая Алматинка, Казачка, Весновка в Алматы.

Видимо не случайно и само название Семиречье, в связи с бытовавшими с незапамятных времен среди казаков легенд о “земле обетованной” — Семиречье. Позднее, представления о локализации мифической Шамбале были перенесены художником, этнографом и эзотериком Николаем Рерихом на гору Белуха в Алтае Восточно-Казахстанской области.

Географический фактор во многом предопределил и миграции, этническую мозаику населения историко-географического региона Семиречье. Во второй половине XIX – начале XX века наряду с казахами, кыргызами этническую картину области определяли также русские, семиреченские казаки, татары, узбеки (сарты) и переселившиеся из Китая от репрессий и преследований несколько десятков тысяч мусульман уйгуров и дунган. Как и русские, они занимались, в основном, оседлым земледелием и скотоводством.

В административном отношении Семиреченская область была тогда в составе Туркестанского генерал-губернаторства и делилась на 6 уездов – Верненский, Джаркентский, Копальский, Лепсинский, Пишпекский и Пржевальский. Ныне – это, в основном, территория Алматинской области и севера Кыргызстана. В отличие от остальной территории Казахстана, очень пестрый, разнообразный этнический состав населения, отсутствие горно-рудной промышленности и соответственно, малочисленность рабочих, слабое влияние левых партий (большевиков, эсеров). Хрупкость, даже эфемерность влияния большевиков в Верном, позднее ярко отражена в книге комиссара Реввоенсовета в Семиречье Д.Фурманова “Мятеж”.

Трагедия в Семиречье

К моменту начала восстания летом 1916 года русское сельское население Семиречья (казаки и крестьяне), было очень невелико. Если учесть, что значительная часть русских уже жила в таких городах, как Верный, а взрослые мужчины были почти поголовно призваны в армию, то можно считать, что в сёлах и станицах оставалось не более 25.000 человек, в основном женщин, детей и стариков. Именно они и стали главными пострадавшими в результате резни, учинённой их вчерашними мусульманскими соседями — киргизами, казахами и уйгурами.

Страшная трагедия произошла в августе 1916 года на северном берегу озера Иссык-куль, где кочевниками-киргизами был уничтожен Православный монастырь, зверски (зарублены, зарезаны, посажены на кол) убиты не только все его насельники и работники, но 70 русских детей, мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 14 лет, приехавших на лето в монастырский лагерь из Верненской гимназии.

Надо отметить, что, кроме кочевников, в восстании против русских приняли активное участие многие уйгуры и дунгане, мусульмане по вероисповеданию, которых совсем недавно русские власти спасли от китайцев, дав им приют на землях Российской империи. По официальным данным русских отчётов - сознательно заниженных, до конца 1916 года в Семиречье погибло 2325 русских жителей, 1384 человека пропали без вести. Это значит — тоже были уведены в плен, потом убиты — но останки не найдены..

Это огромная цифра, более 15% от всего наличного русского населения Семиреченской области. И примерно 30% от всего взрослого населения её станиц и посёлков. Ужасно, что именно русские сельские поселенцы, обезоруженные своими же властями, понесли наиболее страшные и кровавые потери. Некоторые из тех, кто выжил, оставили страшные описания жестокости кочевников - если последним удавалось захватить русских в плен, то они вспарывали животы, сажали на кол, с живых людей снимали кожу.

Восстание в Тургайских степях

На территории современного Казахстана, в Тургайской области Российской империи, восстание оказалось самым успешным и структурированным. Оно охватило Тургайский, Иргизский уезды и Джетыгаринскую волость Кустанайского уезда Тургайской области. Особенности ландшафта позволяли повстанцам действовать здесь с большим успехом, чем в других районах современного Казахстана.

Тургайские повстанцы создали и свою властную вертикаль – выбирали ханов и сардарбеков (военачальников), а ханы подчинялись общему хану Абдулгаппару Жанбосынову. Главнокомандующим (сардарбеком) повстанцев был избран Амангельды Иманов (на фото). Он же возглавлял и кенеш – совет командиров повстанческих формирований. Таким образом, повстанцы сформировали параллельную структуру власти и в контролируемых ими районах власть российской империи фактически не действовала.

В октябре 1916 года повстанцы под командованием Амангельды Иманова начали осаду Тургая. Спас положение лишь подход корпуса генерал-лейтенанта В.Г. Лаврентьева. Восставшие перешли к партизанской войне, продлившейся до 1917 года.

Причины восстания

Причин для восстания в Семиречье причин было несколько.

  • Царь выделил жалование тем, кого мобилизуют. Но денег так никто и не увидал, так как их разворовали царские чинуши.
  • Изъятие пастбищных и пахотных земель (45 млн. десятин) в пользу офицеров, казаков и др. переселенцев, причем самых лучших земель, увеличение налогов в 3-4 раза, а местами в 15. раз. Земельный вопрос это не только земля под "оазисы". Название "Голодная Степь" говорит само за себя. Огромные территории использовались местным население как сезонные пастбища. А для кочевого скотоводства земли требовалось намного больше чем под землепашество. Вся земля в Степи была поделена между родами и не дай бог какому-нибудь роду прогнать скот по не своей земле.
  • Русским переселенцам царское правительство отдавало лучшие земли и покосы, не разбираясь, не вникая в детали, сгоняя местных с традиционных путей кочевий. А куда потом было податься тем кого согнали? Теснить другие роды? Или идти пасти скот в солончаки и пустыни? Это то и вызвало джут (массовый падеж скота) и обнищание части местного населения. Что, конечно и вызвало в итоге протестные настроения. Указ о мобилизации и дополнительные грабительские налоги просто добавили дров в костер.
  • Русификация также сыграло свою роль.

Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане

Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобожде­ние, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского наро­да за свободу и независимость.

Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, в которой участвова­ ла и царская Россия, принесла ее народам тягчайшие страдания: усилился социальный и национальный гнет, неизмеримо увеличи­лись произвол и насилие царских чиновников на окраинах империи.

В Казахстане продолжалось массовое изъятие земель у казахов, в первую очередь в северо-восточных районах Сырдарьинской, на юге Семиреченской и ряде других областей. В одной лишь Семиреченской области за первые три года войны было изъято 1800 тыс. дес. лучших пастбищных и пахотных угодий, а истинные хозяева этих земель — казахи — силой были выселены в мало- или совершенно непригодные для ведения хозяйства пустынные и полупустынные районы. Отобранная у казахов земля раздавалась царским офицерам, чиновникам, духовенству, казачьему войску и крестьянам-пересе­ленцам из России и с Украины. К середине 1916 г. общая площадь изъятых у казахского населения земель составила 45 млн. дес. Война поглощала огромное количество сырья, продовольствия, скота и других материальных ценностей. В связи с этим на плечи казахского населения обрушились новые тяготы: обязательные поставки мяса, массовая реквизиция скота, был введен новый военный налог с кибиток, увеличены земские сборы и байский волостной алым—сбор для содержания волостных управителей, а также дорожные и другие сборы. Налоги на местное население с началом войны возросли в 3—4, а в отдельных случаях — в 15 раз.

В1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызрева­ния общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявле­ний которого стало национально-освободительное восстание 1916 г., охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии.

Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониально­го гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отно­шении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудше­ние положения широких масс в связи с войной.

В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались сти­хийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управите­ли, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администра­ции, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки независимо от возраста, а байских сыновей за взятки освобождали от призыва. На практике система составления списков породила массовое взяточничество и злоупотребления.

К тому же царские власти освободили от набора должностных лиц, волостных, сельских и аульных управителей, низших полицейских чинов из коренных жителей, имамов, мулл и мударисов, счетово­дов и бухгалтеров в учреждениях мелкого кредита, учащихся высших и средних учебных заведений, чиновников правительственных уч­реждений и лиц, пользующихся правами дворян и почетных граждан.

Постепенно стихийное движение стало принимать организован­ный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др.

Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колониза­торской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени—против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалисти­ческой войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России. Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобожде­ние, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского наро­да за свободу и независимость.

Основной движущей силой восстания были широкие слои нацио­нального крестьянства—шаруа, а также представители нарождавше­гося рабочего класса, ремесленники. Участвовали в нем и представи­тели других слоев казахского народа: баи, волостные управители, бии, а также демократическая интеллигенция.

В целом национально-освободительное движение 1916 г. в Казах­стане было мононациональным, за исключением его южных областей (Семиречья и Сырдарьинской области), где наряду с казахами в восстании участвовали уйгуры, узбеки, киргизы, дунгане и представи­тели некоторых других народов.

Крупнейшими центрами восстания были Семиреченский и Тургайский очаги. В Семипалатинской области вооруженное сопротив­ление приняло массовый характер уже в июле — августе. Повсемес­тно организовывались повстанческие отряды, вооруженные пиками, охотничьими ружьями, холодным оружием. 17 июля в Семиречье и Туркестанском крае было объявлено военное положение. Царские власти перебрасывали сюда крупные военные силы, укрепляли воен­ные гарнизоны, из зажиточных слоев переселенческого населения Семиречья создавали вооруженные отряды для расправы с казахскими и киргизскими повстанцами. Крупные столкновения повстанцев с царскими карателями произошли в урочище Асы, горной долине Каркара, в районе ст. Самсы, в районах Кастека, Нарынкола, Чарына, Курама, в Садыр-Матайской волости Лепсинского района и в других местах. В сентябре—начале октября значительная часть семиречен-ских повстанцев, теснимая со всех сторон карательными отрядами, вынуждена была отступить с упорными боями, уйти в ЗападныйКитай.

В то время, как в Семиречье повстанческое движение было жестоко подавлено, в Тургайской степи оно набирало силу и нарастало с каждым днем. Тургайское восстание, во главе которого стоялиА. Иманов и А. Джангильдин, было самым упорным и длительным. Как свидетельствуют архивные документы, численность повстанческих отрядов в самый пик восстания составляла около 50 000 чел. Из десятков тысяч неорганизованных повстанцев А. Иманов создал стройный дисциплинированный военный организм, разделенный на десятки, пятидесятки, сотни и тысячи. Во главе каждого из подразделений соответственно были поставлены онбасы (десятник), елубасы (пятидесятник), жузбасы (сотник), мынбасы (тысячник). Было сформировано специальное подразделение снайперов (отряд мергенов). А. Иманов был избран сардарбеком — главнокомандующим повстанцев, при немфункционировал военный совет — кенес.

В районах, контролируемых повстанческой армией А. Иманова,по существу, была отстранена от управления низовая аульно-волостная администрация, гражданская власть перешла в руки повстанцев.

А. Иманов и возглавляемый им совет организовали службу тыла,поручив специально назначенным лицам (элбеги), обеспечение повстанцев продовольствием и лошадьми, изготовление в кузницах самодельных ужей, сабель, кинжалов, пик и т. д.

22 октября 15 тыс. повстанцев во главе с А. Имановым окружили г. Тургай. Осада города продолжалась несколько дней. Тем временем к городу в трех направлениях двинулся карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лавретеньева. Получив сведения о приближении пре­восходящих сил царских карателей, повстанцы сняли осаду Тургая и выступили навстречу отрядам царских войск. 16 ноября сарбазы общей численностью около 12 тыс. человек во главе с А. Имановым в районе почтовой станции Топкойма атаковали карательный отрядподполковника Катомина. Основная масса повстанцев, чтобы сохранить живую силу, во второй половине ноября отошла на 150 км отТургая и сосредоточилась в районе Батпаккары. Отсюда совершались партизанские рейды против карателей со второй половины ноября 1916 г. до середины февраля 1917 г. Схватки между повстанцами икарателями происходили на Татыре, Акчиганаке, Дугал-Урпеке, в Куйуке. Напряженными были бои в районе Батпаккары, где находил­ся штаб А. Иманова. Они развернулись во второй половине февраля 1917 г. В этих боях повстанцы А. Иманова встретили Февральскую буржуазно-демократическую революцию.

В других регионах Казахстана восставшим также приходилось вести жестокие бои с превосходящими силами царских карательных отрядов. В Семипалатинской и Акмолинской областях против вос­ставших действовало 12 кавалерийских сотен, 11 усиленных пехотных рот, а против тургайских повстанцев царские власти бросили экспе­диционный корпус в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов и проч. Однако карателям так и не удалось подавить восстание вплоть до самой Февральской революции. Только после свержения царизма восста­ние в Тургайской области прекратилось.

Для подавления восстания в Семиречье было направлено 95 рот в 8750 штыков, 24 сотни в 3900 сабель, 16 орудий и 47 пулеметов. В Семиречье были уничтожены десятки казахских и киргизских аулов, жестоким преследованиям подвергались мирные жители. Преследу­емые царскими властями 300 тыс. казахов и киргизов, или четвертая часть коренных жителей Семиречья вынуждена была бежать в Китай.

Только по судебным приговорам, утвержденным генерал-губерна­тором Куропаткиным, в Туркестанском крае на 1 февраля 1917 г. было приговорено к смертной казни 347, каторжным работам —168, тюрем­ному заключению —129 человек, не считая расстрелянных без суда и следствия, погибших от рук карателей и отрядов, сформированных из жителей переселенческих сел.

Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа. В усло­виях империализма и первой мировой войны, Амангельды Иманов и другие руководители восстания подняли народ на борьбу за независи­мость, которую начали в свое время Срым Датов, Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, Кенесары и Наурызбай Касымовы. Впервые после национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 г. имело всеказахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколони­альную и антиимпериалистическую направленность, классовый мо­мент (борьба против феодальной верхушки аула) был второстепен­ным по сравнению с главной задачей восстания национального и политического освобождения народа.

В последнее время отдельные исследователи 26 (М. К. Козыбаев, А. К. Бисембаев), исходя из массовости движения, выдвижения общенациональных лозунгов в ходе восстания, создания отдельных элементов института власти восставшими (например, факты избра­ния ханов), выдвинули тезис о том, что события 1916 г. необходимо расценивать как национально-освободительную революцию, одну из первых революций такого типа, происходивших в колониях царской России. Тезис интересный, но этот сюжет истории восстания 1916 г. требует специального исследования, равно, как ныне забытый тезис, высказанный А. В. Пястковским еще в 1960 г., о том, что восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане несомненно было одним из звеньев все разгоравшейся революционной борьбы колониальных народов (Китая, Персии, Южно-Американского союза и др.) противимпериалистического ига 27 .

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива

Герой восстания 1916 года противостоял атаману Дутову и алашординцам

«Мы воюем с царем, с царскими порядками,

со своими баями и муллами, которые

Амангельды Иманов родился в 1873 году в Тургайском уезде, на территории нынешней Костанайской области. Будучи ребенком, три года учился у аульного муллы, а затем четыре года — в медресе, где освоил арабский, персидский и турецкий языки. В Советской энциклопедии указывалось, что еще до начала Первой мировой войны Иманов ездил в Петербург по делам заключенных казахов, но документов, подтверждающих это, историки пока не нашли.

Известно одно из обращений Иманова к городскому населению:

По некоторым данным, в 1916 году под знаменем Амангельды находилось около 50 тысяч человек. Главнокомандующим был сам Иманов, опиравшийся на военный совет, который, по свидетельству Джангильдина, занимался снабжением повстанцев оружием и боеприпасами.

Постепенно война стала партизанской — столкновения с царскими войсками продолжались до Февральской революции.

Отчасти эта характеристика от Букейханова и есть портрет командира на Гражданской войне, многие из которых были именно авантюристами от революции.

Летом 1917 года с разрешения Временного правительства прошел суд биев, который приговорил Иманова к десятилетней ссылке в Сибирь, впрочем, она так и не состоялась. Летом и осенью

1917-го Иманов вместе с подвижниками агитировали тургайцев против Временного правительства и за большевиков: в том, что Иманов оказался на стороне красных, была и большая заслуга его друга Алиби Джангильдина.

В марте следующего года Иманов стал делегатом от трудящихся Тургайского уезда и участвовал в работе Первого тургайского областного съезда Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казахских депутатов, проходившего в Оренбурге, а уже 4 апреля ему вместе с другими делегатами пришлось сражаться с людьми атамана Дутова, напавшими на город.

В мае 1918 года противники Советов совершили переворот в Тургае. И с этого времени по декабрь Амангельды возглавлял партизанское движение против войск Дутова и алашординцев, которые примкнули к белым. В середине декабря отряды под командованием Джангильдина, Иманова и Киселева освободили Тургай, и Иманов стал военным комиссаром Тургайского уезда. Большевики выдали ему деньги на формирование красноармейских частей.

18 апреля 1919-го Амангельды получил приказ выступить со своим отрядом на соединение с советскими войсками Актюбинского фронта, однако спустя два дня в Тургае была свергнута советская власть, и Иманова убили. Джангильдин в своей статье, написанной в 1923 году, прямо указывает на то, что это сделали алашординцы, хотя некоторые современные историки полагают, что это могли быть и белогвардейцы. У Иманова остался сын Рамазан, которому не было и года на момент смерти отца, спустя много лет он отправился на Вторую мировую войну и погиб.


Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Комментарий удален

'); return HTML.join(''); > if ( (Screened && !Screenable && !ScreenedAndVisible) || !Readable ) < HTML.push('

Очень однобокая статья! Россия- самая жестокая колониальная империя в мире! Что, казахи были рабами? Переселенцам давали земли для земледелия. А как же им было питаться, чем? Ведь не казахи строили города, прокладывали железные дороги. открывали библиотеки, школы, больницы! Казахи- кочевники! Они даже ловлю рыбы считали презренным делом!
Сколько русских солдат погибло, защищая казахов от джунгар, кокандцев и хивинцев! Казахские ханы и султаны добровольно приняли русское подданство, спасая свой народ от истребления соседями ( особенно джунгарами).
А если идёт мировая война, и казахи- часть империи, то вполне естественно, что власти будут привлекать и людей, и ресурсы для ведения войны и обеспечения боевых действий! Какое государство поступает иначе? Перегибы? Да. Ну так и надо выражаться! А то как помогать,защищать, строить, так русские- братья, а как сил прибавилось- так сразу колонизаторы!
А как проходили восстания кахахов? Например, последний общеказахский хан Кенесары (1841-1846 гг.) уничтожал целые аулы и роды, которые отказывались ему помогать и просили защиты у русских властей! Но это- свой! И многие выступления казахских султанов-Чингизидов выглядели так же. Народ устал от этих распрей и искал защиты у русских. Это всё забыто!
Настоящий учёный бы рассказал о том, что получили казахи в результате присоединения к Российской империи, но при этом перетерпели то-то ( не забывая, что так жили все народы империи). А в итоге вывод- стоило ли казахам присоединяться к России? Был ли бы сейчас этот народ без вхождения в империю?
Количество научных званий ещё не говорит об объективности.
Вот так национальная "элита" и воспитывает подрастающее поколение в ненависти к тем, кто спас само существование народа! Это просто подло!
Простой народ казахов всегда славился гостепреимностью. За власть у кормушки борются новые баи. всплывшая племенная верхушка, новые султаны. Можно довести соседние народы до полного прерывания всяких связей. А потом что- китайско-российская граница в Поволжье?

Мне также не нравится, что автор считает царскую Россию "самой жестокой в мире колониальной империей". Забыли хотя бы Великобританию?

Амангельды Иманов родился в 1873 году в ауле № 3 Кайдаульской волости Тургайского уезда, ныне Амангельдинский район Костанайской области. Его отец Удербай Иманов, казах из рода кипчак, и мать Калампыр, не имея достаточно скота для кочевания, переселились на Байконур. Здесь Удербай занимался земледелием, частично охотой и рыболовством. Амангельды лишился отца, когда ему было 8 лет. Юность Амангельды проходила в период активной деятельности выдающегося педагога, демократа-просветителя Ибрая Алтынсарина. До 12 лет учился в аульной школе, затем в медресе дулыгальского имама Абдрахмана. Здесь он проучился четыре года, освоил 3 иностранных восточных языка (турецкий, персидский, арабский языки).

Амангельды Иманов

В степях Тургая повстанческое движение оказалось настолько мощным, что совладать с ним для власти представлялось весьма трудной задачей, ведь почти все военнообязанные были призваны и сражались на европейских фронтах. Во главе восставших здесь стояли военачальники Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин. Амангельды сумел создать дисциплинированный конный отряд с четко налаженным взаимодействием частей. Главнокомандующим был сам Иманов, опиравшийся на военный совет. В разгар восстания под знаменами Амангельды находилось около 50 000 бойцов.

В октябре 1916 года войско Амангельды осадило Тургай. К нему был направлен корпус под началом генерал-лейтенанта Лаврентьева. В свою очередь, имея сведения о подходе лаврентьевцев, отряды восставших пошли им навстречу. Люди Амангельды перешли на партизанские методы. Но происходили и прямые столкновения войск, длившиеся до середины февраля 1917 года. Особым упорством отличались бои в местечке Батпаккара в полутораста километрах от Тургая. Тут располагался А. Иманов, тут находился один из многих районов неповиновения. В конце февраля войска были отозваны, оставив Дугал-Урпек в руках повстанцев.

После победы Февральской революции число повстанческих отрядов в степи резко возросло, а в конце 1917 года Амангельды занял Тургай. В октябре 1917 – январе 1918 гг. Амангельды активно участвовал в установлении Советской власти в Тургае и Тургайской области, был военным комиссаром Тургайского уезда. Вступил в ряды членов РКП(б) под влиянием Алиби Джангильдина, участвовал в работе областного съезда Советов (Оренбург, 1918).

В июле 1918 года во главе группы советских работников проводил выборы аульных и волостных Советов. Во время Гражданской войны совместно с Джангильдиным формировал первые в Казахстане казахские национальные красноармейские части, помогал красным партизанам в тылу войск Колчака. В ноябре 1918 года отряд под руководством Амангельды Иманова и Джангильдина овладел городом Тургай.

Абдулгафар Жанбосынов (Абдигапар Жанбосынулы) (1870 – 21 ноября 1919) – руководитель (последний Хан на территории Казаxстана; его официально подняли 3 жуза на кошме и признали Ханом) народного восстания 1916 – 1917 годов в Тургайской степи. Родился в 1870 году в Караторгайской волости Тургайского уезда. Потомок батыра Тилеули. Открыл школу в своем ауле, занимался поливным хлебопашеством, пользовался авторитетом у народа. 21 ноября 1916 года учредительное собрание представителей населения 13 волостей назначило Абдулгафара Жанбосынова ханом, а внука батыра Имана, одного из сподвижников Кенесары, Амангельды Иманова – сардарбеком (военачальником).

Абдигаппар-185x300

Абдулгафар Жанбосынов управлял на основе степной демократии, приспособленной к военному положению. Совет из 20 народных представителен совместно решал военные, административные и хозяйственные вопросы. Отряд во главе с Абдулгафаром Жанбосыновым оказывал стойкое сопротивление военным отрядам Российской империи. К нему примкнули повстанческие формирования многих регионов Казахстана. Торгайский край стал самым крупным центром национально-освободительного движения 1916 года в Казахстане. Был заключён в тюрьму, однако от наказания его спасла начавшаяся в России Февральская революция.

В марте 1918 года в г. Оренбург Абдулгафар Жанбосынов принимал участие в 1-м Торгайском съезде Советов. Позднее перестал поддерживать Советскую власть. Погиб 21 ноября 1919 года от рук красноармейцев. Он был застрелен в спину когда молился.

Из всех героев национально-освободительного движения 1916 года судьба оказалась благосклонной лишь к Алиби Джангильдину, который прожил достаточно сложную, бурную, интересную жизнь, он скончался в 1953 году в Алматы, его заслуги были высоко оценены советской властью.

Имя Амангельды, после его трагической гибели, также осталось жить в истории. Имена Алиби Джангильдина и Амангельды Иманова носят улицы, населенные пункты в Казахстане. Справедливость же в отношении Абдигапара Жанбосынұлы восстановили его ближайшие родственники, которые перезахоронили его останки со всеми почестями.

Нурмагамбет Кокембаев (Кейки-батыр) (1871, урочище Байтума, ныне Костанайской области – 22 апреля 1923, близ аула Рахмет, ныне Костанайской области) – казахский батыр, участник восстания 1916 года против властей Российской империи и, после 1917 года, басмаческого движения против Советской власти. Снайпер (мерген). Родился в 1871 году (по другим данным в 1873 году) в Тургайском уезде, поселении Байтума, ныне Костанайская область Республики Казахстан. Происходил из рода Кулан Кыпшак Среднего жуза.

Торжественная церемония захоронения Кейки батыра,2017 г.

Октябрьскую Революцию встретил настороженно, несмотря на то, что взятие восставшими Тургая в конце 1917 года состоялось во многом благодаря революционным событиям. После смерти Амангельды Иманова и Абдигапар хана, Кокембаев со своими соратниками скрывался в горах Улытау и в пустыне Кызылкумы, продолжая антисоветскую борьбу до 1923 года. Предатели выдали дом, в котором скрывался батыр, 22 апреля 1923 года, дом Кокембаева был окружён отрядом красноармейцев. Кейки батыр до последнего отстреливался и был убит бойцами Красной армии.

Видимо, обозлённые метким огнём Кокембаева или для доказательства смерти Кейки батыра большевики обезглавили тело, отрубили обе руки и увезли с собой в г. Оренбург, а останки оставили лежать рядом с телами убитых родственниками – беременной женой и братом. Кто и в каком месте предал их тела земле – неизвестно и поныне.

Благодаря усилиям историка Манаша Козыбаева, стало известно, что в 1926 году в связи с переездом столицы Казахстана из Оренбурга в Кзыл-Орду череп Кейки батыра был передан в Кунсткамеру Ленинграда (Санкт-Петербурга). На запрос профессора М. Козыбаева и посольства Республики Казахстан в Москве в январе 1995 года был получен официальный ответ из Министерства иностранных дел Российской Федерации.

В августе 2016 года вопрос передачи останков казахского национального деятеля из России на историческую родину был поднят на межгосударственном уровне, и председатель правительства России Д. Медведев дал обещание положительно решить данный вопрос. 6 октября 2016 года череп Нурмагамбета Кокембаева был доставлен отдельным авиарейсом из Москвы в Астану.

Читайте также: