Организм живое существо 9 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

Биологические системы отличаются от тел неживой природы совокупностью признаков и свойств, среди которых основными являются:

  • клеточное строение;
  • особенности химического состава;
  • обмен веществ и превращения энергии;
  • гомеостаз;
  • раздражимость;
  • движение;
  • рост и развитие;
  • воспроизведение;
  • эволюция.

Все живые системы, в том числе клетки и организмы, являются открытыми. К открытым системам относят системы, между которыми и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии, например, растения в процессе фотосинтеза улавливают солнечный свет и поглощают воду и углекислый газ, выделяя кислород. Благодаря обмену веществ и энергии обеспечивается взаимосвязь организма с окружающей средой и поддерживается гомеостаз.

По способу питания все организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов. Автотрофы способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, а гетеротрофы используют исключительно готовые органические вещества.

Признаки организмов Характеристика
Определённый состав и упорядоченность Все биосистемы характеризуются высокой упорядоченностью, которая может поддерживаться только благодаря протекающим в них процессам. Упорядоченность клетки проявляется в том, что для неё характерен определённый набор клеточных компонентов, а упорядоченность организма характеризуется определённым набором функционально связанных органов и тканей
Иерархичность организации Жизнь проявляет себя одновременно на многих уровнях организации, каждый из которых имеет свои свойства и особенности
Обмен веществ Это совокупность происходящих в организмах химических реакций, перемещений веществ, обеспечивающих постоянство состава и строения всех частей организма. На организменном уровне он проявляется в виде трёх процессов: питания, газообмена и выделения
Поток энергии Непосредственно связан с обменом веществ. Организм, как и иные биосистемы, является открытой системой и зависит от притока энергии извне
Способность к воспроизводству Обеспечивается размножением. При этом преемственность поколений обеспечивается наследственностью, а возникновение новых свойств и признаков — изменчивостью
Способность к развитию На организменном уровне реализуется в виде онтогенеза — индивидуального развития организма. Он характеризуется ростом (увеличением размеров) и развитием (например, могут развиваться системы органов, которые необходимы с переходом в новую среду обитания, — лёгкие; органы размножения и др.)
Приспособленность Развивается в результате долгосрочных и краткосрочных процессов. Её результатом является огромное разнообразие и целесообразность строения живых организмов. Долгосрочные приспособления осуществляются благодаря эволюции, краткосрочные — благодаря раздражимости (способности реагировать на внешние или внутренние воздействия)
Саморегуляция Направлена на постоянство внешнего строения и внутреннего состояния (гомеостаза). На организменном уровне существует также три системы регуляции: гуморальная, нервная и иммунная
Динамичность Характерным проявлением является способность организмов к изменению положения тела и подвижности. Она может проявляться не только в движении, но и в изменении ростовых реакций (тропизмы, таксисы, настии)
Целостность Это результат взаимосвязи и взаимозависимости частей биосистем. Системы разных уровней отличаются по степени взаимозависимости своих частей. Так, клетка и организм — относительно более целостные биосистемы, чем биогеоценоз
Уникальность Все биосистемы, начиная от клеточного уровня, неповторимы и отличаются от аналогичных систем. Например, имеющие идентичную наследственную информацию организмы (однояйцовые близнецы, клоны и т. д.) имеют неповторимую индивидуальность, зависящую от воздействия на них среды и саморегуляции в ходе развития

Организмы – элементарные структурные единицы жизни.

Все живые организмы служат носителями жизни, обладают основными свойствами живого и обладают сходными потребностями.

Каждый организм представляет собой совокупность взаимодействующих органов, тесно связанных между собой.

Взаимосвязанная работа органов обеспечивает целостность организма, функционирующего как живая система – биосистема.

Регуляция физиологических процессов

Важным свойством биосистем является саморегуляция их физических процессов.

У многоклеточных организмов выработался особый механизм для процессов жизнедеятельности – гуморальная регуляция.

Регуляцию жизнедеятельности растительного организма осуществляют ещё и фитогормоны – биологически активные соединения.

Гуморальная регуляция дополнилась механизмами нервной регуляции. Также у людей и высокоразвитых животных есть нейрогуморальная регуляция.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

Цель урока: формирование убежденности учащихся в специфическом единстве свойств живой материи и ее системной организации.

Образовательные задачи:

Б) обеспечить системное усвоение учащимися знаний основных свойств и признаков живого путем опоры на внутрипредметные связи;

2. Развивающие задачи:

А) развивать умение самостоятельно работать с учебником;

Б) развивать познавательный интерес учащихся путем создания ситуаций с эмоционально-ценностного содержания и реализации принципа свободного выбора учащихся;

В) развивать диалектически-научный стиля мышления путем реализации на уроке принципов научного познания.

3. Воспитательные задачи:

А) продолжить формирование основ научно-философского мировоззрения учащихся путем формирования на уроке на уровне представления следующих убеждения в единстве и уникально-специфической организации живой материи; месте и значении человека и общества в мире живой природы;

Б) продолжить популяризацию биологии как учебной дисциплины путем включения в структуру уроков описания жизненных и научных фактов и явлений, а также реализации основных принципов воспитания.

Тип и вид урока: урок изучения нового материала с преобладанием словесных методов обучения.

Вводное слово учителя

Актуализация знаний, усвоенных учащимися на предыдущем уроке

Принципы амплификации и системности

Постановка познавательной задачи

Объяснительный рассказ

Запись определения в тетрадь

Определение зачитывается учащимся вслух

Запись определения в тетрадь

Запись в тетрадь. Реализация принципов системности и детерминизма в процессе устных пояснений

Работа учащихся с учебником

Запись в тетрадь названий уровней с устными пояснениями учителя

Организационный момент

I . Подготовка к восприятию нового материала

Это значит, что существуют такие признаки и свойства, которые являются общими для всех живых существ, независимо от сложности или простоты их уровня организации, систематического положения, редкости или, наоборот, распространенности в природе и других признаков, которые мы обычно используем, когда характеризуем объекты живой природы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с общими признаками и свойствами, специфическими для биологических систем, а также кратко охарактеризуем системные уровни организации живой материи.

II . Изучение нового материала

Объектом исследования общей биологии является жизнь – одна из высших форм движения материи, одна из альтернативных форм существования объективной реальности . Вы уже знаете, что к материи относится все частицы и поля, из которых состоит окружающий нас мир. Материя непрерывно изменяется, движется. К низшим формам движения материи относятся физико-механическое и химическое, к высшим – биологическое и социальное. Объективная реальность – это все то, что существует независимо от нашего сознания, независимо от наших взглядов, знаний, желаний. К объективной реальности относится материя, а также связанные с ней идеальные (нематериальные) явления и процессы, например, информация. С точки зрения биологии, объективная реальность существует одновременно в двух альтернативных формах: живой и неживой.

Однако приведенные определения жизни, основанные на биохимическом подходе, не охватывают всего многообразия различий между живым и неживым. Так, каждая из включенных в определение М.В. Волькенштейна характеристик может быть обнаружена и в неживых системах. Например:

Открытая система – система, обменивающаяся с внешней средой энергией, веществом и информацией (костер, паровой котел).

Саморегуляция – автоматическое сохранение системой собственного постоянства состава и свойств. (карбюратор).

Пример самовоспроизведения неживых структур – образование и рост кристаллов в насыщенных солевых растворах.

Биологические системы обладают рядом специфических особенностей, которые в неживых системах или вообще не обнаруживаются, или встречаются как исключение.

Биологические системы характеризуются двумя основными свойствами :

1. Обмен веществ . Любая биологическая система является открытой системой . Это означает, что она не может существовать без обмена с внешней средой химическим веществом, энергией и информацией. Важная особенность: во всех открытых системах обменные процессы протекают по одинаковым физико-химическим законам; но в живых системах они подчиняются законам биологическим, протекая в неразрывном единстве друг с другом, однако подчиняясь процессу информационного обмена организма со средой обитания

2. Самовоспроизведение с изменением. Любая биологическая система способна воспроизводить себе подобную.

Кроме указанных свойств выделяются разнообразные признаки биологических систем :

1. Особенности и единство химического состава . В состав биологических систем входят вещества (биологические молекулы), которые в неживой природе не обнаруживаются: нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, липиды, разнообразные низкомолекулярные органические вещества.

2. Биологические системы характеризуются такой высокой степенью упорядоченности , такой строгой системой соподчинения (иерархичностью) , которые никогда не встречаются в неживой природе.

3. Биологические системы представляют собой продукт реализации генетической программы строения, развития и функционировани я . Эта программа реализуется в процессе развития биологической системы в определенных условиях внутренней и внешней среды. Например, фенотип формируется на основе генотипа в определенных условиях развития организма.

4. Биологические системы являются открытыми проточными системами . Они постоянно поглощают высокоорганизованную энергию (в виде химической или световой энергии) и выделяют низкоорганизованную (в виде тепла). Разность в уровне организации энергии используется для повышения уровня организации биологических структур.

5. Биологические системы – это саморегулирующиеся системы , способные поддерживать свою структуру в условиях изменяющейся внешней среды. В основе саморегуляции биологических систем лежит множество обратных связей между составляющими их элементами. Сохранение постоянства внутренней среды организма или иной биологической системы называется гомеостазом .

6. Рост и развитие . Рост проявляется как накопление количественных изменений (увеличение объема, массы, числа клеток). Развитие проявляется как переход количественных изменений в качественные (появление новых органов и новых функций).

Целостность и дискретность наиболее отчетливо проявляются на уровне отдельных организмов – индивидов (от лат. individ – неразделимый). Однако целостность и дискретность характеризует все биологические системы. Например, клетки, организмы, популяции, сообщества – это целостные системы, которые более или менее отграничены друг от друга.

Кроме перечисленных признаков биологических систем можно выделить и множество других:

необратимость развития (временн а я анизотропия),

способность к адаптивной эволюции и др.

Жизнь может существовать только одновременно на нескольких уровнях. Откройте ваш учебник на стр. 5 и изучите приведенную в нем информацию до предпоследнего абзаца; ознакомьтесь с рисунком 1.

С точки зрения современной биологии уровни организации жизни следующие:

1. Молекулярно-генетический . На этом уровне происходит хранение, воспроизведение и начальная реализация наследственной информации . При хранении и воспроизведении наследственной информации возникают мутации – случайные, ненаправленные изменения генетического материала.

2. Клеточный. Клетка – это элементарная биологическая система, обладающая всеми свойствами и признаками жизни. В сущности, жизнь начинается с клетки. На клеточном уровне протекают все обменные процессы. Упорядоченность и физиологическое единство обменных процессов обеспечиваются самой морфологической организацией клетки.

3. Онтогенетический (организменный). Онтогенезом называется индивидуальное развитие организма с момента образования зиготы до гибели этого организма. В ходе развития формируются все признаки организма, составляющие его фенотип , то есть полностью завершается реализация наследственной информации . Поэтому именно онтогенез является объектом действия естественного отбора.

4. Популяционно-видовой. Популяции являются конкретной формой существования видов, поэтому популяционный и видовой уровень объединяют вместе. На популяционно-видовом уровне в ходе естественного отбора происходит дифференциальное (неодинаковое) воспроизведение генотипов, изменяется генотипическая структура популяций, протекает эволюция видов .

6. Биосферный уровень. Совокупность всех биогеоценозов образует биосферу. Биосфера – это геологическая оболочка Земли, сформировавшаяся в результате деятельности биологических систем. В результате исторического развития органического мира Земли осуществляется глобальный круговорот веществ с переносом и трансформацией энергии. Следовательно, на биосферном уровне жизнь выступает как космическое явление .

Все перечисленные уровни образуют иерархичную систему, в которой каждый уровень характеризуется собственной спецификой, а явления одного уровня не могут быть описаны на других уровнях.

III . Контроль усвоения нового материала

Перечислите свойства живых организмов.

Какие уровни организации живой материи вы знаете?

IV . Подведение итогов урока

Теперь ребята, давайте вместе с вами решим вопрос: зачем нам нужно знать общие признаки и свойства жизни, уровни организации живой материи? Мне хотелось бы выслушать в первую очередь ваше мнение по данному вопросу, а затем уже я выскажу собственную точку зрения (выслушиваем варианты учащихся, затем обобщаем их).

Наверное, самое важное – понять по итогам сегодняшнего урока, что все живое на Земле в той или иной мере родственно нам с вами. И думаю, вы согласны с тем утверждением, что безнравственно дурно поступать с близкими тебе, по сути, существами. Тем более, что в ходе прогрессивной эволюции человек приобрел значительные возможности воздействовать на развитие живой природы вплоть до биосферного уровня ее организации. Сопричастность живому, единство и взаимосвязь существования природы и общества на одной планете Земля – наверное, самое главное, что мы сегодня с вами должны были осознать. Как важно и понимать значение биологических знаний как для каждого из нас, так и для всего человечества – ведь рационально взаимодействовать исходя из принципа взаимовыгодного партнерства, возможно только, если мы знаем многое о партнере и понимаем необходимость поддержания с ним добрых отношений.

Читайте также: