Организм живое существо 9 класс кратко
Обновлено: 04.07.2024
– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.
Признаки биологических систем
– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:
1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.
2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.
4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.
5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.
6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.
7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).
8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.
9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.
10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.
Биологические системы отличаются от тел неживой природы совокупностью признаков и свойств, среди которых основными являются:
- клеточное строение;
- особенности химического состава;
- обмен веществ и превращения энергии;
- гомеостаз;
- раздражимость;
- движение;
- рост и развитие;
- воспроизведение;
- эволюция.
Все живые системы, в том числе клетки и организмы, являются открытыми. К открытым системам относят системы, между которыми и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии, например, растения в процессе фотосинтеза улавливают солнечный свет и поглощают воду и углекислый газ, выделяя кислород. Благодаря обмену веществ и энергии обеспечивается взаимосвязь организма с окружающей средой и поддерживается гомеостаз.
По способу питания все организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов. Автотрофы способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, а гетеротрофы используют исключительно готовые органические вещества.
Признаки организмов | Характеристика |
Определённый состав и упорядоченность | Все биосистемы характеризуются высокой упорядоченностью, которая может поддерживаться только благодаря протекающим в них процессам. Упорядоченность клетки проявляется в том, что для неё характерен определённый набор клеточных компонентов, а упорядоченность организма характеризуется определённым набором функционально связанных органов и тканей |
Иерархичность организации | Жизнь проявляет себя одновременно на многих уровнях организации, каждый из которых имеет свои свойства и особенности |
Обмен веществ | Это совокупность происходящих в организмах химических реакций, перемещений веществ, обеспечивающих постоянство состава и строения всех частей организма. На организменном уровне он проявляется в виде трёх процессов: питания, газообмена и выделения |
Поток энергии | Непосредственно связан с обменом веществ. Организм, как и иные биосистемы, является открытой системой и зависит от притока энергии извне |
Способность к воспроизводству | Обеспечивается размножением. При этом преемственность поколений обеспечивается наследственностью, а возникновение новых свойств и признаков — изменчивостью |
Способность к развитию | На организменном уровне реализуется в виде онтогенеза — индивидуального развития организма. Он характеризуется ростом (увеличением размеров) и развитием (например, могут развиваться системы органов, которые необходимы с переходом в новую среду обитания, — лёгкие; органы размножения и др.) |
Приспособленность | Развивается в результате долгосрочных и краткосрочных процессов. Её результатом является огромное разнообразие и целесообразность строения живых организмов. Долгосрочные приспособления осуществляются благодаря эволюции, краткосрочные — благодаря раздражимости (способности реагировать на внешние или внутренние воздействия) |
Саморегуляция | Направлена на постоянство внешнего строения и внутреннего состояния (гомеостаза). На организменном уровне существует также три системы регуляции: гуморальная, нервная и иммунная |
Динамичность | Характерным проявлением является способность организмов к изменению положения тела и подвижности. Она может проявляться не только в движении, но и в изменении ростовых реакций (тропизмы, таксисы, настии) |
Целостность | Это результат взаимосвязи и взаимозависимости частей биосистем. Системы разных уровней отличаются по степени взаимозависимости своих частей. Так, клетка и организм — относительно более целостные биосистемы, чем биогеоценоз |
Уникальность | Все биосистемы, начиная от клеточного уровня, неповторимы и отличаются от аналогичных систем. Например, имеющие идентичную наследственную информацию организмы (однояйцовые близнецы, клоны и т. д.) имеют неповторимую индивидуальность, зависящую от воздействия на них среды и саморегуляции в ходе развития |
Организмы – элементарные структурные единицы жизни.
Все живые организмы служат носителями жизни, обладают основными свойствами живого и обладают сходными потребностями.
Каждый организм представляет собой совокупность взаимодействующих органов, тесно связанных между собой.
Взаимосвязанная работа органов обеспечивает целостность организма, функционирующего как живая система – биосистема.
Регуляция физиологических процессов
Важным свойством биосистем является саморегуляция их физических процессов.
У многоклеточных организмов выработался особый механизм для процессов жизнедеятельности – гуморальная регуляция.
Регуляцию жизнедеятельности растительного организма осуществляют ещё и фитогормоны – биологически активные соединения.
Гуморальная регуляция дополнилась механизмами нервной регуляции. Также у людей и высокоразвитых животных есть нейрогуморальная регуляция.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ТЕМА 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
Цель урока: формирование убежденности учащихся в специфическом единстве свойств живой материи и ее системной организации.
Образовательные задачи:
Б) обеспечить системное усвоение учащимися знаний основных свойств и признаков живого путем опоры на внутрипредметные связи;
2. Развивающие задачи:
А) развивать умение самостоятельно работать с учебником;
Б) развивать познавательный интерес учащихся путем создания ситуаций с эмоционально-ценностного содержания и реализации принципа свободного выбора учащихся;
В) развивать диалектически-научный стиля мышления путем реализации на уроке принципов научного познания.
3. Воспитательные задачи:
А) продолжить формирование основ научно-философского мировоззрения учащихся путем формирования на уроке на уровне представления следующих убеждения в единстве и уникально-специфической организации живой материи; месте и значении человека и общества в мире живой природы;
Б) продолжить популяризацию биологии как учебной дисциплины путем включения в структуру уроков описания жизненных и научных фактов и явлений, а также реализации основных принципов воспитания.
Тип и вид урока: урок изучения нового материала с преобладанием словесных методов обучения.
Вводное слово учителя
Актуализация знаний, усвоенных учащимися на предыдущем уроке
Принципы амплификации и системности
Постановка познавательной задачи
Объяснительный рассказ
Запись определения в тетрадь
Определение зачитывается учащимся вслух
Запись определения в тетрадь
Запись в тетрадь. Реализация принципов системности и детерминизма в процессе устных пояснений
Работа учащихся с учебником
Запись в тетрадь названий уровней с устными пояснениями учителя
Организационный момент
I . Подготовка к восприятию нового материала
Это значит, что существуют такие признаки и свойства, которые являются общими для всех живых существ, независимо от сложности или простоты их уровня организации, систематического положения, редкости или, наоборот, распространенности в природе и других признаков, которые мы обычно используем, когда характеризуем объекты живой природы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с общими признаками и свойствами, специфическими для биологических систем, а также кратко охарактеризуем системные уровни организации живой материи.
II . Изучение нового материала
Объектом исследования общей биологии является жизнь – одна из высших форм движения материи, одна из альтернативных форм существования объективной реальности . Вы уже знаете, что к материи относится все частицы и поля, из которых состоит окружающий нас мир. Материя непрерывно изменяется, движется. К низшим формам движения материи относятся физико-механическое и химическое, к высшим – биологическое и социальное. Объективная реальность – это все то, что существует независимо от нашего сознания, независимо от наших взглядов, знаний, желаний. К объективной реальности относится материя, а также связанные с ней идеальные (нематериальные) явления и процессы, например, информация. С точки зрения биологии, объективная реальность существует одновременно в двух альтернативных формах: живой и неживой.
Однако приведенные определения жизни, основанные на биохимическом подходе, не охватывают всего многообразия различий между живым и неживым. Так, каждая из включенных в определение М.В. Волькенштейна характеристик может быть обнаружена и в неживых системах. Например:
Открытая система – система, обменивающаяся с внешней средой энергией, веществом и информацией (костер, паровой котел).
Саморегуляция – автоматическое сохранение системой собственного постоянства состава и свойств. (карбюратор).
Пример самовоспроизведения неживых структур – образование и рост кристаллов в насыщенных солевых растворах.
Биологические системы обладают рядом специфических особенностей, которые в неживых системах или вообще не обнаруживаются, или встречаются как исключение.
Биологические системы характеризуются двумя основными свойствами :
1. Обмен веществ . Любая биологическая система является открытой системой . Это означает, что она не может существовать без обмена с внешней средой химическим веществом, энергией и информацией. Важная особенность: во всех открытых системах обменные процессы протекают по одинаковым физико-химическим законам; но в живых системах они подчиняются законам биологическим, протекая в неразрывном единстве друг с другом, однако подчиняясь процессу информационного обмена организма со средой обитания
2. Самовоспроизведение с изменением. Любая биологическая система способна воспроизводить себе подобную.
Кроме указанных свойств выделяются разнообразные признаки биологических систем :
1. Особенности и единство химического состава . В состав биологических систем входят вещества (биологические молекулы), которые в неживой природе не обнаруживаются: нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, липиды, разнообразные низкомолекулярные органические вещества.
2. Биологические системы характеризуются такой высокой степенью упорядоченности , такой строгой системой соподчинения (иерархичностью) , которые никогда не встречаются в неживой природе.
3. Биологические системы представляют собой продукт реализации генетической программы строения, развития и функционировани я . Эта программа реализуется в процессе развития биологической системы в определенных условиях внутренней и внешней среды. Например, фенотип формируется на основе генотипа в определенных условиях развития организма.
4. Биологические системы являются открытыми проточными системами . Они постоянно поглощают высокоорганизованную энергию (в виде химической или световой энергии) и выделяют низкоорганизованную (в виде тепла). Разность в уровне организации энергии используется для повышения уровня организации биологических структур.
5. Биологические системы – это саморегулирующиеся системы , способные поддерживать свою структуру в условиях изменяющейся внешней среды. В основе саморегуляции биологических систем лежит множество обратных связей между составляющими их элементами. Сохранение постоянства внутренней среды организма или иной биологической системы называется гомеостазом .
6. Рост и развитие . Рост проявляется как накопление количественных изменений (увеличение объема, массы, числа клеток). Развитие проявляется как переход количественных изменений в качественные (появление новых органов и новых функций).
Целостность и дискретность наиболее отчетливо проявляются на уровне отдельных организмов – индивидов (от лат. individ – неразделимый). Однако целостность и дискретность характеризует все биологические системы. Например, клетки, организмы, популяции, сообщества – это целостные системы, которые более или менее отграничены друг от друга.
Кроме перечисленных признаков биологических систем можно выделить и множество других:
необратимость развития (временн а я анизотропия),
способность к адаптивной эволюции и др.
Жизнь может существовать только одновременно на нескольких уровнях. Откройте ваш учебник на стр. 5 и изучите приведенную в нем информацию до предпоследнего абзаца; ознакомьтесь с рисунком 1.
С точки зрения современной биологии уровни организации жизни следующие:
1. Молекулярно-генетический . На этом уровне происходит хранение, воспроизведение и начальная реализация наследственной информации . При хранении и воспроизведении наследственной информации возникают мутации – случайные, ненаправленные изменения генетического материала.
2. Клеточный. Клетка – это элементарная биологическая система, обладающая всеми свойствами и признаками жизни. В сущности, жизнь начинается с клетки. На клеточном уровне протекают все обменные процессы. Упорядоченность и физиологическое единство обменных процессов обеспечиваются самой морфологической организацией клетки.
3. Онтогенетический (организменный). Онтогенезом называется индивидуальное развитие организма с момента образования зиготы до гибели этого организма. В ходе развития формируются все признаки организма, составляющие его фенотип , то есть полностью завершается реализация наследственной информации . Поэтому именно онтогенез является объектом действия естественного отбора.
4. Популяционно-видовой. Популяции являются конкретной формой существования видов, поэтому популяционный и видовой уровень объединяют вместе. На популяционно-видовом уровне в ходе естественного отбора происходит дифференциальное (неодинаковое) воспроизведение генотипов, изменяется генотипическая структура популяций, протекает эволюция видов .
6. Биосферный уровень. Совокупность всех биогеоценозов образует биосферу. Биосфера – это геологическая оболочка Земли, сформировавшаяся в результате деятельности биологических систем. В результате исторического развития органического мира Земли осуществляется глобальный круговорот веществ с переносом и трансформацией энергии. Следовательно, на биосферном уровне жизнь выступает как космическое явление .
Все перечисленные уровни образуют иерархичную систему, в которой каждый уровень характеризуется собственной спецификой, а явления одного уровня не могут быть описаны на других уровнях.
III . Контроль усвоения нового материала
Перечислите свойства живых организмов.
Какие уровни организации живой материи вы знаете?
IV . Подведение итогов урока
Теперь ребята, давайте вместе с вами решим вопрос: зачем нам нужно знать общие признаки и свойства жизни, уровни организации живой материи? Мне хотелось бы выслушать в первую очередь ваше мнение по данному вопросу, а затем уже я выскажу собственную точку зрения (выслушиваем варианты учащихся, затем обобщаем их).
Наверное, самое важное – понять по итогам сегодняшнего урока, что все живое на Земле в той или иной мере родственно нам с вами. И думаю, вы согласны с тем утверждением, что безнравственно дурно поступать с близкими тебе, по сути, существами. Тем более, что в ходе прогрессивной эволюции человек приобрел значительные возможности воздействовать на развитие живой природы вплоть до биосферного уровня ее организации. Сопричастность живому, единство и взаимосвязь существования природы и общества на одной планете Земля – наверное, самое главное, что мы сегодня с вами должны были осознать. Как важно и понимать значение биологических знаний как для каждого из нас, так и для всего человечества – ведь рационально взаимодействовать исходя из принципа взаимовыгодного партнерства, возможно только, если мы знаем многое о партнере и понимаем необходимость поддержания с ним добрых отношений.
Читайте также: