Третий мир поппера кратко

Обновлено: 07.07.2024

первый - реальность, существующая объективно,
второй - состояние сознания и его активность,
третий - "мир объективного содержания мышления, прежде всего, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства".

Третий мир создается человеком, но результаты его деятельности начинают вести свою собственную жизнь. Третий мир - это "универсум объективного знания", он автономен от других миров. Поппер писал: "С нашими теориями происходит то же, что и с нашими детьми: они имеют склонность становиться в значительной степени независимыми от своих родителей. С нашими теориями может случиться то же, что и с нашими детьми: мы можем приобрести от них большее количество знания, чем первоначально вложили в них". Рост знания в "третьем мире" описывается Поппером следующей схемой

P -> TT -> EE -> P, (1)

где P - исходная проблема,

TT - (temporal theory) теория, претендующая на решение проблемы,

EE - (error elimination) оценка теории, ее критика и устранение ошибок,

P - новая проблема.


"Вот каким образом, - пишет Поппер, - мы поднимаем себя за волосы из трясины нашего незнания, вот как мы бросаем веревку в воздух и затем карабкаемся по ней". Критицизм оказывается важнейшим источником роста "третьего мира".

Критика схемы (1), см. Панченко А.И. Современные тенденции в западной философии науки и эпистемология Карла Поппера (Философские науки 1976 - 3, с.136

Поппер, конечно, мог бы возразить и сказать, что буравчик описан в курсе механики, что в литературе можно найти указания, как нарезать резьбу и т. д. и т. п. Но значит ли это, что весь наш практический опыт зафиксирован в виде текстов? Эксперимент Поппера фактически это предполагает. Но ведь уже ребёнок, не читая никаких текстов, умеет резать, пилить, завинчивать, связывать, склеивать, зажигать, сворачивать, катить, рубить, перемешивать. И все эти действия, список которых, как ясно каждому, можно продолжать и продолжать, существуют и воспроизводятся в конкретном орудийном контексте, в контексте искусственно созданных вещей, окружающих ребёнка с самых первых его дней. У нас поэтому нет никакой необходимости фиксировать в текстах элементарные трудовые навыки, даже если бы это было возможно. Но это и невозможно, ибо сам язык уже предполагает их наличие. Поэтому, уничтожив все орудия и соответствующие им навыки, мы уничтожили и цивилизацию. Книги нам не помогут.

И все же Поппер, как нам представляется, прав, выделяя мир знания в качестве особого третьего мира. Но этот особый мир – это не мир книг и библиотек, а мир социальных эстафет, включая и эстафеты речевой деятельности, и эстафеты элементарных трудовых операций. Выше мы уже отмечали, что знание – это куматоид. Конечно, современное научное знание не существует без книг, но книги – это только материал, только среда, на которой живут эстафеты понимания и интерпретации текстов, включающие в свою очередь в действие другие эстафеты, уже непосредственно образующие содержание знания.

Книга в чем-то подобна магнитофонной ленте, на которой записана симфония Бетховена. Сама лента – это ещё не музыка. Нам необходимо вдобавок считывающее устройство и устройство, преобразующее электромагнитные колебания в звук. Что же такое знание, если пользоваться приведённой аналогией? Это и не лента, и не музыка сами по себе, это то устройство, которое позволяет перейти от одного к другому. Знание прежде всего – это некоторое особое устройство памяти.

6. Окончательное решение. Знаменитый критерий фальсификации Карла Поппера

Проблема вины у Карла Ясперса

8.3. Метод альтернатив Карла Поппера

8.3. Метод альтернатив Карла Поппера Австрийский философ, логик и социолог, член Венского кружка, с 1945 г. проживавший в Великобритании Карл Раймунд Поппер (1902–1994) сформулировал метод решения научных проблем путем сопоставления и взаимной критики конкурирующих между собой

Экономическое наследие Карла Маркса (История, содержание, методология )

Экономическое наследие Карла Маркса (История, содержание, методология) М.: Мысль, 1976, 325 с.В монографии, написанной совместно с В.С. Выгодским, Г.А. Багатурия написаны главы 12 (с. 166 – 185), 13 (с. 186 – 206) и 14 (с. 207 –

Рациональность, критицизм и идеалы либерализма (На примере социальной философии и эпистемологии Поппера)

Рациональность, критицизм и идеалы либерализма (На примере социальной философии и эпистемологии Поппера) Репутация Поппера как отъявленного антимарксиста и антикоммуниста (нужно сказать, имевшая основания) делала невозможным серьезное обсуждение его философских

Глава третья. Государство Карла Великого

Глава третья. Государство Карла Великого Государство франков было, как уже было упомянуто, основано Хлодвигом. После его смерти оно было разделено между его сыновьями, а затем после продолжительной борьбы вновь объединено путем коварства, предательских убийств и

Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса

Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса Вступая в последнее десятилетие XX века и подводя итоги столетнего философского развитие, мы можем, мне думается, среди наиболее выдающихся мыслителей, назвать немецкого философа Карла Ясперса.Карл Ясперс

ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ УЧЕНИЯ КАРЛА МАРКСА5

ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ УЧЕНИЯ КАРЛА МАРКСА5 Главное в учении Маркса, это — выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как созидателя социалистического общества. Подтвердил ли ход событий во всем мире это учение после того, как оно было изложено Марксом?Впервые

Сочинения Карла Ясперса[8]

Сочинения Карла Ясперса[8] Allgemeine Psychopathologie* 1913. 9. Aufl. 1973. 748 S. Springer-Verlag, Heidelberg/Berlin/New York.Psychologie der Weltanschauungen. 1919. 6. Aufl. 1971. 486 S. Springer-Verlag, Heidelberg/Berlin/New York.Strindberg und van Gogh*. Versuch einer pathographischcn Analyse unter Vergleichender Heranziehung von Swedenborg und H?lderlin.1922.4.Aufl.1977.183S.R.Pi per & Co.Verlag, M?nchen (Serie Pi per 167).Die geistige Situation der Zeit

ОТЪЕЗД КАРЛА МАРКСА

Ф. ЭНГЕЛЬС ПОХОРОНЫ КАРЛА МАРКСА

Ф. ЭНГЕЛЬС ПОХОРОНЫ КАРЛА МАРКСА В субботу, 17 марта, на Хайгетском кладбище был похоронен Маркс в той же могиле, в которой пятнадцать месяцев тому назад была погребена его жена.На могиле Г. Лемке возложил на гроб два венка с красными лентами от имени редакции и экспедиции

Ф. ЭНГЕЛЬС К СМЕРТИ КАРЛА МАРКСА

МАКС ВЕБЕР ПРОТИВ КАРЛА МАРКСА

МАКС ВЕБЕР ПРОТИВ КАРЛА МАРКСА Главные приключения современного общественного сознания, как это повелось с эпохи Ренессанса, связаны с изменением отношений к буржуазному классу. Еще недавно нам казался окончательным тот исторический приговор ему, который вынес К.

Глава 1 Философия и психопатология в творчестве Карла Ясперса

Глава 1 Философия и психопатология в творчестве Карла Ясперса § 1. На пути к психопатологии Карлу Ясперсу (1883–1969) посчастливилось стать классиком сразу двух наук – философии и психиатрии, но в России он известен прежде всего как философ-экзистенциалист. Тот факт, что в

— третий мир — "мир объективного содержания мышления, прежде всего отражения научных идей, поэтических мыслейи произведений искусства".

Идею этой автономии Поппер иллюстрирует следующими двумя мысленными экспериментами.

«Эксперимент 1. Предположим, что все наши машины и ору­дия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъектив­ные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша спо­собность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова.

Эксперимент 2. Как и прежде, машины и орудия труда разру­шены, уничтожены также и наши субъективные знания, вклю­чая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако на этот раз уничтожены и все библио­теки, так что наша способность учиться, используя книги, ста­новится невозможной…

Третий мир не мог бы возникнуть без языка науки, ведь этолингвистический мир.

Двумя самыми важными функциями языка являются дескриптив­ная (описательная)

и аргументативная. Вторая из них предполагает наличие первой. Аргументы, конечно,

всегда имеют дело с некоторыми описаниями, которые критикуются с точки зрения

их правдоподобия и истинности. Аргументативнаяфункция языка появилась в связи

с развитием рациональности в истории культуры. Она представляет собой наиболее

мощное из всех средств приспособления к реальности, которое когда либо существовало

органической эволюции. Критицизм является важнейшим источником роста третьего мира.

Структура личности по З. Фрейду. Соотношение я, не-Я, и Оно

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции.

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно согласуюттся с его конструкцией личности и дополняют ее.

В общем, наличие определенной связи между сексуальностью и творчеством отмечалось многими исследователями. В этом плане позиция Фрейда отличалась от позиции других ученых главным образом абсолютизацией и фетишизацией этой связи. Вместе с тем следует отметить, что исследование Фрейдом вопроса о связи творчества и невроза позволило ему не только установить их общие корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии.

Разрабатывая учение о характере в общем контексте теории личности, Фрейд пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов конституционального и индивидуального порядка. Подчеркивая исключительную роль детства в формировании характера личности, Фрейд высказал предположение о существовании различных видов характеров и их определенной связи с эрогенными зонами. Согласно Фрейду. эта связь выражается преимущественно в воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или отдельных черт характера. При этом слезет подчеркнуть. что данная классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников психоанализа.

Согласно гипотезе Фрейда, доисторической первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, который изгонял своих сыновей, когда они достигали половой зрелости и заявляли о своих правах на женщин этой орды. Данный конфликт, как полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До поры до времени он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека, которая отличалась высокой степенью амбивалентности: дети, по Фрейду, ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.

Это расщепление психики и личности первобытного человека объяснялось Фрейдом тем, что якобы в результате убийства и каннибалистского акта первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство вины, которое испытывали братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить впоследствии его участь. По мысли Фрейда, эти чувства вынудили братьев-отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от сожительства с женами отца (запрещение инцеста) и об отказе от убийства (запрещение убийства).

Так, по Фрейду, чувство вины и страха привело первобытных людей к установлению табу (норм-запретов поведения) и первых социальных ценностей.

Мифологизируя жизнь первобытной орды, Фрейд экстраполировал эту мифологизацию на жизнь современного общества. Он утверждал, что последовательный прогресс цивилизации был во многом обусловлен чувством вины и страха, которое инициировало первые ограничения изначальных и вечных аморальных влечений (инцеста и убийства), вытекающих из Эдипова комплекса. Однако, по Фрейду, влечения эти не исчезали, а передавались от поколения к поколению столь стабильно, что вполне отчетливо проявляются и в современных людях, хотя и подавляются, как правило, индивидуальным сознанием и общественной моралью.

Фрейд полагал, что установление первых норм-запретов древнего общества (табу) обусловило переход его к другому уровню организации от орды с жестоким и ревнивым самцом во главе к братской общине с коллективной ответственностью, что послужило толчком к развитию общества и цивилизации.

во-первых, мир физических объектов или физических состояний;

во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний,

в-третьих, мир объективного содержания мышления, мир научных идей, проблем, поэтических мыслей и произведений искусства.

Поппер, конечно, мог бы возразить и сказать, что бу-равчик описан в курсе механики, что в литературе можно найти указания, как нарезать резьбу и т.д. и т.п. Но значит ли это, что весь наш практический опыт за-фиксирован в виде текстов? Эксперимент Поппера фактически это предполагает. Но ведь уже ребенок, не читая никаких текстов, умеет резать, пилить, завинчи-вать, связывать, склеивать, зажигать, сворачивать, ка-тить, рубить, перемешиватьѕ И все эти действия, спи-сок которых, как ясно каждому, можно продолжать и продолжать, существуют и воспроизводятся в кон-кретном орудийном контексте, в контексте искусствен-но созданных вещей, окружающих ребенка с самых первых его дней. У нас поэтому нет никакой необхо-димости фиксировать в текстах элементарные трудо-вые навыки, даже если бы это было возможно. Но это и невозможно, ибо сам язык уже предполагает их на-личие. Поэтому, уничтожив все орудия и соответст-вующие им навыки, мы уничтожили и цивилизацию. Книги нам не помогут.

И все же Поппер, как нам представляется, прав, выде-ляя мир знания в качестве особого третьего мира.

Но этот особый мир — это не мир книг и библиотек, а мир социальных эстафет, включая и эстафеты рече-вой деятельности, и эстафеты элементарных трудо-вых операций.

…Конечно, современное научное знание не существу-ет без книг, но книги — это только материал, только среда, на которой живут эстафеты понимания и интер-претации текстов, включающие в свою очередь в дей-ствие другие эстафеты, уже непосредственно обра-зующие содержание знания.

Книга в чем-то подобна магнитофонной ленте, на ко-торой записана симфония Бетховена. Сама лента — это еще не музыка. Нам необходимо вдобавок считываю-щее устройство и устройство, преобразующее элек-тромагнитные колебания в звук. Что же такое знание, если пользоваться приведенной аналогией? Это и не лента, и не музыка сами по себе, это то устройство, которое позволяет перейти от одного к другому. Зна-ние прежде всего — это некоторое особое устройство памяти.

Читайте также: