Проблема первичности духа и материи кратко

Обновлено: 06.07.2024

Многие столетия лучшие умы мира бьются над разгадкой основного вопроса философии. А именно, что первично — материя или дух? И познаваем ли в целом этот мир?

Стремление к познанию окружающего мира заложено в человеческой природе. Действительность в богатстве ее форм и проявлений во все века интересовала любопытствующие людские умы. Основной вопрос философии существовал всегда, но свою окончательную форму приобрел только два столетия назад.

Основной вопрос философии: предпосылки к появлению


Взаимодействие с реальностью неизменно влияло на состояние, поведение и деятельность человека. Из размышлений о вариациях бытия и их оценке человеческим разумом начала формироваться особая система познания мира – философия.

Эта наука ставит множество вопросов и делает попытки ответить на них. Однако существует незыблемая база, на которой строится все течение философских мыслей. В ее основе лежит тот самый основной вопрос философии.

Основной вопрос философии


Простыми словами, основной вопрос философии — это как соотносится духовное и материальное.

Как ты знаешь, философские течения развиваются уже многие столетия. Однако основной вопрос философии более точно был сформулирован лишь в XIX веке.

В том виде, в котором основной вопрос философии есть сейчас, его оформил Фридрих Энгельс – немецкий историк, философ и политический деятель. Именно он разделил вопрос на две части, онтологическую и гносеологическую.

Основной вопрос философии и две его части


Первая сторона основного вопроса философии — онтологическая, вопрос о том, что первично: бытие или мышление, материя или сознание, природа или дух? Это вечная война между материалистами и идеалистами.

Вторая, гносеологическая сторона основного вопроса философии, относится к познанию: способен ли человек через мышление познать мир таким, какой он есть в действительности?

Почему основной вопрос философии важен


С основного вопроса философии и начинается сама по себе эта наука. Без ответа на основной философский вопрос ни одна более-менее внятная философская система не может быть сформирована.

Для того, чтобы строить свою собственную линию рассуждений, философ должен ответить сам себе на следующие вопросы.

  • Первый: что первично — разум или материя, что появилось раньше — идея или реальный физический мир?
  • И второй: может ли человек в принципе познать мир таким, какой он есть, и познаваема ли Вселенная во всем ее многообразии?

Ответив на эти два вопроса, являющихся частью одного целого, философ сможет опираться на них в своих дальнейших рассуждениях, а значит, у него будет опорная база для выстраивания остальных концепций.

Взаимодействие трех систем: природа, человек, мышление

Основной вопрос философии объясняет взаимодействие трех систем: природы, человека и мышления. В зависимости от взгляда на связь между ними рождались крупнейшие философские теории и учения. Приведем примеры таких рассуждений.

По Платону


Например, греческий философ Платон полагал, что мир идей существует независимо от материального мира.

По его мнению, идея – это нечто совершенное, что никогда не может воплотиться в физическом варианте.

По Аристотелю


В трактатах Аристотеля понятие идеи было заменено понятием формы. Так, ученик Платона считал, что материя – это нечто первичное и непрерывно меняющееся.

При этом актуальное состояние той или иной материи придает именно форма. Таким образом, без формы материя не может проявляться в объективной реальности.

По Гегелю


Согласно учению Гегеля, существует некая абсолютная идея, которая проходит разные стадии развития. И лишь по итогу идея эта реализуется в форме человеческого сознания и общества.

Запутаться довольно просто, это так. Стоит только понять, что в зависимости от ответа на основной вопрос философии рождаются разные учения и направления философской мысли.

Итак, существуют два аспекта базового философского вопроса: онтологический и гносеологический.

С помощью первого аспекта мы должны понять, сознание вытекает из материи или материя рождает сознание. Любопытно, что существуют три ответа на этот вопрос.

Основной вопрос философии и его онтологический аспект: материя или дух

Как философы отвечают на вопрос, что первично: материя или дух.

1. Материализм: главенство физического


Если мы выбираем первичность материи, то мы становимся сторонниками идеи материализма. Согласно ей, первичное начало – это объективная реальность.

При этом все понятия идеального мира отходят на второй план, становясь лишь следствием материи.

2. Идеализм: первостепенность мира идей


И напротив, если согласиться с главенством мира идей, то нам придется примкнуть к лагерю идеалистов. Тогда нужно будет согласиться с идеей, что все материальное рождено из духовного.

3. Дуализм: идеализм и материализм существуют одновременно


Однако есть и промежуточное мнение, согласно которому идеи и материя существуют параллельно и независимо. Это направление мысли называется дуализмом.

Зачем нужен ответ на этот вопрос

В этом вопросе важно понять, что речь идет не о том, что возникло раньше. Причина споров – в определении взаимосвязи между материей и сознанием.

Именно в этом причина разногласий между радикальными идеалистами и радикальными материалистами. Разумеется, между теми и другими существует множество вариаций, течений, учений и школ.

Однако все философские проблемы начинаются с определения позиции в этой системе координат. Основной вопрос философии изначально направляет сторонников разных мнений по разным лагерям.

Специфика ответа на этот базовый вопрос влияет на появление новых ответвлений философской мысли.

Субъективный и объективный идеализм

Вполне ожидаемо, что столь масштабные направления философской мысли не могли не разбиться на отдельные течения.

Так, идеализм делится на два крупных направления: идеализм объективный и идеализм субъективный. Чем же они отличаются?

1. Объективный идеализм: существует высший разум


Философы-сторонники объективного идеализма проповедуют идею о существовании высшего разума. Само название родилось из мысли о том, что человек – это продукт сущности, которую можно назвать богом.

При этом мироздание существует полностью независимо и неподконтрольно человеку. А люди, как и весь остальной материальный мир, это лишь физическое проявление высшей воли.

2. Субъективный идеализм: весь мир — проекция человеческого мышления


Напротив, приверженцы субъективного идеализма говорят о том, что наблюдаемый мир является продуктом работы человеческого мышления. Мы смотрим на мир вокруг, проецируя на внешние проявления реальности внутренние установки.

Таким образом, сознание все еще остается первичным, но оно не связано с внешним разумом. Проще говоря, эта Вселенная такова, какой мы ее себе представляем. Ни больше, ни меньше!

Бескомпромиссность материализма

Основной вопрос философии и его первый аспект нужно разобрать и с позиции другого лагеря. Материалисты считают, что внешний мир никак не может зависеть от сознания и духовности.

Иначе говоря, реальность существует независимо от мышления человека. А также от идей, которые рождаются в его голове.

Разумеется, и материализм как крупное течение философии не мог оставаться цельным. Так, из общих размышлений о первичности материи выросли разные формы материализма.

Другие формы материализма

Какие еще направления мысли есть в материализме.

1. Натурализм


Одной из них, к примеру, является натурализм – в нем объяснение всех вопросов бытия происходит через особенности человеческой природы.

В этой ветви философской мысли даже существование морали объясняется природными инстинктами и побуждениями.

2. Метафизический материализм


Еще одно направление материализма – метафизическое. Основная мысль этого учения – материя может менять свои формы, при этом оставаясь неизменной по своей сути. День может сменяться ночью, тучи уступают место солнцу, однако ход вещей остается прежним.

Проще говоря, цикличность жизни сохраняется, какие бы формы ни принимали отдельные аспекты реальности. Любопытно отметить, что все сторонники материализма до учения Маркса и Энгельса придерживались именно метафизического направления материализма.

3. Диалектический материализм


Сейчас же существует так называемый материализм Нового времени. Иначе его называют диалектическим материализмом. Согласно этому философскому течению, материя первична, идеи – вторичны.

При этом в жизни эти идеи интерпретируются как опора на науку и практику. Другими словами, мобилизация ресурсов и сил может быть направлена на качественное изменение мира и бытия.

Философские системы, в которых есть некое единое начало, называются моническими системами. Кроме них, богатое философское поле также нашло место для дуалистов.

Дуализм: никаких крайностей!

Как мы уже говорили, помимо материалистов и идеалистов, философы выделяются в отдельную группу – дуалистов. Это течение отвечает на первый аспект основного вопроса философии следующим образом: духовное и материальное – это два независимые начала, которые тесно взаимодействуют друг с другом.

Иначе говоря, материя и дух равны по своему значению и дополняют друг друга. Именно в этом заключается смысл классического дуализма. Основателями его стали Декарт и Аристотель.

Прежде всего, они считали, что идеи и материя кардинально различаются своими базовыми свойствами. Так, материальное имеет форму, размер, объем, цвет и так далее. Тогда как духовность не оперирует понятиями физического мира.

Таким образом, обе системы ценностей сосуществуют и имеют место в этом мире как независимые.

Основной вопрос философии и его гносеологический аспект: познаваем ли мир

Второй важнейший аспект главной философской темы – это возможность человека познать окружающий его мир. В самом деле, обладаем ли мы возможностью изучить реальность досконально?

1. Гностицизм: мир познаваем


В целом философы сходятся во мнении, что мир познаваем. Такое течение мысли называется гностицизмом.

2. Агностицизм: есть вещи недоступные для познания


Однако такие философы, как Кант и его последователи, придерживались обратной точки зрения. К примеру, они продвигали идею о том, что есть познаваемые и непознаваемые человеческим сознанием явления.

3. Религиозный агностицизм: невозможность постичь бога


При этом существует так называемый религиозный агностицизм. Согласно его концепции, человеческое сознание не может постичь бога или что-либо божественное.

А сверхъестественные явления и их смысл также никогда не могут быть поняты человеком. При этом агностицизм не исключает возможности их существования. Вся идея сводится к тому, что мы об этом просто ничего не знаем и не узнаем никогда.

Истина рядом


В мире существует огромное количество течений, направлений и школ философии. Все они разбирают различные аспекты бытия и места человека в этом мире. При этом основной вопрос философии с двумя его аспектами является ключевым в разделении на отдельные ветви.

Вся философская рефлексия на эту тему – это попытка найти решение, докопаться до истины. Однако это вряд ли возможно, и единого мнения не будет никогда.

Вероятно, у тебя уже есть собственные мысли, и ты скорее согласишься с одними философами и совсем не согласишься с другими. Что ж, если ты захочешь углубиться в тему, возможно, ты определишь свое место в системе координат философии и ее основного вопроса.

Читай также:

Эффект полного погружения: как работает иммерсивный театр

"Время - это иллюзия": почему наука ставит под сомнение существование времени

Жизнь в доме на колесах: что такое вэнлайф

Секреты счастья и благополучия в турецкой культуре: кейиф, кисмет, сайгы

Выйти за рамки привычного: что такое ретриты и почему они так популярны

Места силы, биолокация и геопатогенные зоны: древние знания о земле, которые оказались выдумкой

Как и любая наука, философия начинается с набора аксиом и претендует на знания, ограниченные этими самоочевидными, не требующими доказательств истинами. В отличии от наук, занимающихся узкими областями знаний, философия изучает наиболее общие свойства мира, насколько он доступен исследованию. Поэтому и философская аксиоматика, в отличие от аксиом специальных наук, будет включать наиболее общие категории мысли. Отвлекаясь от чувственного и интеллектуального разнообразия мира, мы получим две такие общие идеи - материю и дух. Соответственно, возникает вопрос об их соотношении: какая из этих категорий первична?

На мой взгляд, важно, что речь идет о приоритете концептуальном, а не реальном. “Основной вопрос” философии не в том, что сначала появилось - материя или дух. Проблема в том, какая из этих концепций является первоначальной и не требующей определения, а какая - вторичной, сводимой к базовой абстракции.

Рассматривая эту проблему, обычно учитывают две возможности. Философы, признающие примат материи над духом, составляют школу материалистов. Их соперники, рассматривающие материю как одно из проявлений духа, зачисляются в противоположный стан идеалистов. Наряду с этими двумя крайними позициями существует, однако, еще одно решение. Заключается оно в утверждении о невозможности свести эти две концепции друг к другу. Мыслителей, развивающих такой взгляд, называют дуалистами, а их философию - дуалистической.

Основная гипотеза дуализма проста: материя не равна духу. Сравним ее с аксиомами материализма и идеализма. Учтем, что при сопоставлении различных первоначал в философии предпочтение отдается, как правило, тем из них, которые наиболее близки к интуитивному пониманию мира. В этом смысле дуалистический подход, как мне кажется, выгодно отличается как от идеализма, так и от материализма, каждый из которых по-своему, упрощает реальную действительность. Аксиоматическое введение обеих категорий решает основную проблему, с которой сталкиваются оба направления. Ведь утверждая первичность материи или духа, их последователи должны вывести вторую категорию из первоначальной в виде “теоремы”.

Так, материалист должен показать, что дух является производным от материи - одним из ее состояний или свойств. В защиту этой мысли обычно приводят следующие доводы. Во-первых, эволюция жизни на Земле свидетельствует о первоочередности материи и возникновении сознания на материальной основе. Во-вторых, по опыту мы знаем, что материальные тела могут существовать без сознания, в то время как жизнь и сознание непременно сопряжены с материальным носителем.

В ответ на эти и подобные им аргументы противники материализма выдвигают соответствующие контрдоводы. Если дух - одно из измерений материи, то как понять, к примеру, что за определенное количество лет, согласно науке, материальный состав человека полностью обновляется, а его самосознание остается непрерывным? Далее, если дух сводим к материи, то на определенном уровне развития науки люди смогут воспроизвести жизнь из бездушного вещества. Однако, до сих пор, несмотря на многочисленные попытки ученых, добиться этого не удалось.

Со своей стороны, идеализм сталкивается со схожими трудностями, пытаясь определить материю, как одну из градаций духа. Особенно ярко это проявляется в субъективно-идеалистических построениях, не прибегающих к понятию сверх-естественного или абсолютного Духа, творящего материальную Вселенную. Возьмем, к примеру, философию Декарта. Обычно считают, что картезианство - дуалистично, поскольку вводит противопоставление ума и телесности. На мой взгляд, однако, - это заблуждение, основанное на смешении двух различных областей философской системы: ее аксиом и “теорем”.

Любая философия, за исключением, пожалуй, одного солипсизма, признает в том или ином виде материальное и духовное начала. Но далеко не каждая полагает их в качестве самоочевидных истин, лежащих в основании философствования. Так, Декарт в качестве такой несомненной истины принимает существование лищь духовного субъекта. Эта единственная аксиома выражена им в знаменитой и лаконичной формуле: я мыслю, следовательно, существую.

Даже бытие Бога, которое Декарт принимает в качестве одного из двух основоположений своей философии,[1] выводится им в качестве теоремы из аксиомы существования “Я”. Я сомневаюсь, пишет он, и, следовательно, я несовершенен. Мое несовершенство предполагает совершенное существо - Бога.[2] Из бытия же всемогущего и всеблагого Бога Декарт выводит все остальные понятия своей философии, включая реальность истины, а также отличной от духа материи.

В философских построениях основателя феноменологии Э. Гуссерля, проблема постулирования внешнего мира из самоочевидного присутствия “Я” принимает более сложный характер. В отличие от Декарта, Гуссерль не прибегает к среднему звену картезианской схемы - доказательству бытия Бога. В результате трансцендентально-феноменологической, а затем эйдетической редукций, он приходит к анализу чистого или трансцендентального субъекта, из наличия которого должен вывести существование других таких субъектов или интерсубъективности, а затем и внешнего физического мира. Каким образом “Я” (Еgo) , исходя из самого себя, конституирует “Иное”, Гуссерль показывает в заключительном пятом размышлении своих Картезианских медитаций.

Мы узнаем отсюда, что первопорядковая сфера “Я” подразделяется на собственно “Я” (презентация) и на “Другое”, принадлежащее к сфере “Я”, но отсылающее к “не-Я” (аппрезентация). Таким образом, Гуссерль вводит понятие “Другого” прежде всего как иного субъекта, конституирующего трансцендентальную интерсубъективность. Эта операция позволяет Гуссерлю сделать следующий шаг - от трансцендентальной интерсубъективности к доказательству существования внешнего природного мира.

Заметим, однако, что в обоих случаях и Декарту, и Гуссерлю приходится решать по сути одну и ту же задачу - как из “Я” вывести “не-Я”. Оба мыслителя считают, что “Я” дано непосредственно; все же остальное должно быть опосредовано, иначе “Я” было бы всем. Но что есть это посредство - часть меня или часть не-меня, или и то, и другое? Гуссерлевское решение, на мой взгляд, лишь обнажает проблему, вводя некий промежуточный элемент, который, с одной стороны, принадлежит к сфере “Я”, а с другой, отсылает к “не-Я”. Кажется, что перекинуть мост между этими двумя областями можно не иначе, как просто введя само “не-Я”. Именно так и поступает Декарт, постулируя бытие Бога. Подытоживая, можно сказать, что сфера “не-Я” в субъективном идеализме, равно как и сфера духа в материалистической философии, с трудом поддаются строгой и безусловной редукции к первоначальным понятиям соответствующих философских доктрин.

Подобных затруднений не возникает вовсе, если в основании системы положить два разносущностных принципа - дух и материю. В истории мировой философии эта аксиоматика дуализма получила не меньшее развитие, нежели рассмотренные выше течения. В древнеиндийской мысли, к примеру, дуализм был представлен школой Самкхья, легендарным основателем которой традиция считает Капилу, мыслителя, жившего в седьмом веке до нашей эры. Наиболее ранний из дошедших до нас трактатов, разрабатывающих философию Самкхьи, был написан, однако, значительно позже - в третьем веке нашей эры.

В древнекитайской традиции идеи дуализма нашли воплощение в представлении о биполярности мира. Согласно ему, все объекты Вселенной состоят из двух противоположных и в то же время взаимодополняющих элементов - инь и ян. Интересно, что эта гипотеза легла в основание китайской культуры и не только оформилась в отдельную философскую школу, но и в качестве космологической доктрины вошла в состав других направлений древнекитайской мысли. В древнегреческой философии дуализм материи и духа, как известно, разрабатывался у Аристотеля и его последователей.

Философский дуализм, как и идеализм, зачастую связан с идеей духовного освобождения, спасения, а, значит, с религией и мистикой. Так, индийская философия Самкхьи в практической части опирается на духовную практику йоги. Китайский дуализм инь-ян наряду с философско-космологическими включает и оккультно-мистические доктрины. Приведу также один любопытный пример, в котором утверждение о разнородности материи и духа, хотя и касается религии и духовного освобождения, - сопряжено с отрицанием Бога. Речь идет о Джайнизме - религии, зародившейся в Индии в шестом веке до нашей эры. Согласно вероучению джайнов, “вся вселенная восходит к вечным, несотворенным, независимым категориям дживы и адживы, сознательного и внесознательного”, [3] или, иначе говоря, духа и материи. Этот порядок последователи Махавиры считают незыблемым и непреходящим, а, следовательно, и не нуждающимся в каком-либо творце.[4]

В христианской философской традиции, опирающейся на доктрину о телесном воскресении, спиритуалистический дуализм отошел на второй план. Не получил он должного развития и в европейской мысли Нового времени. Картезианская философия, как я уже отмечал, в своей основе была субъективным идеализмом. Вообще, европейские мыслители расправлялись с идеей дуализма двумя способами. Первый заключался в том, чтобы свести одну категорию к другой. Так возникло знаменитое деление на материалистов и идеалистов. Второй путь состоял в том, чтобы объединить материю и дух в некоем третьем принципе, в котором, не потеряв различия, они гармонично бы сочетались. Этот прием был разработан, к примеру, Владимиром Соловьевым в его идее положительного всеединства.

В заключение повторю две основные мысли, высказанные в этих заметках. Во-первых, “основной вопрос” философии касается не столько специальных характеристик физической реальности, сколько изначальных принципов, положенных в основание философской системы. И, во-вторых, в этом смысле он имеет не два, а три возможных решения. Выбор тут не между материализмом и идеализмом, а между этими двумя формами монизма и дуалистической доктриной, провозглашающей материю и дух в качестве двух разносубстанциальных, сосуществующих начал.

1]См. Рене Декарт, Первоначала философии,Сочинения в 2-х тт., Москва: Мысль, 1989, т. 1, с. 306.

[3]A Sourcebook in Indian Philosophy, ed. by S. Radhakrishnan and Charles A. Moore, Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1973, p. 251. перевод с англ. М. Сергеева.

[4]См. Sources of Indian Tradition, ed. and revised by Ainslie T. Embree, 2nd ed., vol. I, New York: Columbia University Press, 1988, p. 80-82.

Приближается момент доказательства разумного творения живой материи и в этом контексте ученые приближаются к вопросе веры уже не в свете верования, но в свете фактического признания высшего разума. И здесь вскоре ученые укажут на подлинность древних религиозных текстов , но тогда встанет логический вопрос: каким текстам верить? Наука укажет пальцем на религию, а религия бывает разной - как найти истину среди католицизма, протестантизма, православия, старообрядцев, кришнаизиа, ислама, иудаизма, индуизма, буддизма и ведийских знаний? Каждый пойдет во что горазд если будет доказано, что дух первичен относителдьно материи - кто-то дойдет вплоть до люциферианства. Но давайте посмотрим разницу простыми словами. Все религиозные концепции делятся на авраамические - (христианство, ислам и иудаизм) и неавраамические - буддизм, индуизм(индийские веды) и тесно с ними связанные славяно-арийские веды. Все авраамические религии показывают в сторону Бога, причем в единого Бога в качестве Творца и даже в случае христианства вера в Спасителя от смертной природы падшего согрешившего Адама. Ведические религии по сути повторяют догмы авраамических религий - с той лишь разницей, что они возникли ранее и не имеют некоторых точек догматического соприкосновения с авраамическими. Индийский ведизм пришел в Индию из славяно-арийских скифо-сарматских территорий. Интересно, что буддизм есть чисто техническая сторона практик , использующихся ведистами, но без мифологической составляющей, без истории происхождения Бытия, но с концепцией перевоплощений - реинкарнаций. Веды описывают куски истории человечества периода Атлантиды и Гипербореи, как раз тем периоды, которые не описаны в Библии, но шли либо в период накануне Потопа и сразу после него, либо развивались параллельно, но на других территориях.

Выбор веры очень ответственный вопрос в жизни каждого человека. Религия лишь обосновывает вопросы веры, а также является бюрократическим внешним аппаратом управления верующих масс. Плохо, когда религия становится средством управления масс, но первична конечно же вера - как внутреннее состояние человека, состоящего внутри института религии. Однако обрядовая сторона не так уж и бесполезна - ведь в заповедях изложен закон, а в повседневной практике возникают самые разные ситуации, которые могут быть сглажены присутствием Бога в душе, искреннее обращение к Богу приближает наш внутренний мир к Нему. Причастие (причащение святых тайн) действует особенно сильно, если к нему как следует подготовится. Религиозный взгляд на мир всегда интереснее и насыщенней, чем сухое материалистическое топтание на месте.

*Подписывайтесь - дорогие гости нашего канала, пишите свое мнение в комментариях

Известно марксистское определение основного вопроса философии: проблема первичности материи или духа. В иных терминах это вопрос первичности субъекта (духа) или объекта (природы, материи). Это утверждение спорно в более широком контексте (так как, например, любые манифестационистские учения вообще не проводят между духом и материей строгих различий - Гераклит употребляет термин "материя", гюле, и "дух", пневма, как синонимы, и такой терминологический подход доминирует в средневековом и возрожденческом герметизме Европы), но для постсхоластической субъект-объектной парадигмы Нового времени с натяжкой может быть принято. Однако выбор того или иного приоритета в этом вопросе (о первичности духа или материи) никоим образом не влияет на научность подхода. И материалисты и идеалисты Нового времени в равной мере признают фундаментальность научного метода, его первичность в гносеологических и даже онтологических вопросах. Это указывает на автономизацию науки, на ее превращение в самостоятельную реальность, более существенную для современных людей, нежели "основные вопросы философии". Природа субъекта, равно как и сущность материи, остаются абстракциями, не особенно аффектирующими поле научности как таковой. И постепенно само это поле - как имманентно промежуточная реальность между субъектом и объектом - становится суверенной мерой вещей.

Проблема основного вопроса философии является основной для понимания специфики философского знания . И в данной статье мы кратко рассмотрим суть основного вопроса философии и две его стороны.

Онтологическая сторона основного вопроса философии

Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.


Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Диалектический материализм (марксизм) – единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, происходящем по законам диалектики. В процессе самодвижения материя приобретает новые формы и проходит различные этапы развития. Идеальное признается особой реальностью, которая существует относительно автономно. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог представляет собой идеальный образ, который был создан человеком для объяснения неизведанных и непонятных явлений. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс.

Идеализм

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).

Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии


Данный вопрос допускает два ответа:

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

Читайте также: