Лазаревская эпоха в истории севастополя кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как пояснил на митинге тогдашний командующий ЧФ Владимир Комоедов, выбор преемника был не случаен, ибо большому десантному кораблю – одному из наиболее перспективных на ЧФ – предстоит определять лицо флота XXI века – причём под тем же Андреевским флагом, что и в эпоху Лазарева…


ГРАНИ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО СОЗИДАНИЯ

Именно по инициативе и при непосредственном участии адмирала М.П. Лазарева сложился исторический центр Севастополя, одновременно становившегося и неприступной крепостью благодаря сооружённым на побережье Севастопольской бухты трём мощным артиллерийским батареям. Две из них – Михайловская и Константиновская – и ныне определяют морской фасад города…

Неповторимый облик города сформировали и величественная колоннада парадного причала – Графской пристани, собор Петра и Павла и другие жемчужины архитектуры.

С тех давних пор величественный собор, возведенный в самом сердце Севастополя – на центральном городском холме, является одним из наиболее впечатляющих памятников архитектуры и исторически значимых объектов города-героя.

И хотя кончина М.П. Лазарева в Вене в 1851 году задержала официальную закладку собора, в память о выдающихся заслугах флотоводца было решено похоронить его в специальном склепе, сооруженном на месте будущего храма. Там же обрели последнее пристанище и его ученики и сподвижники – вице-адмирал В.А. Корнилов, контр-адмирал В.И. Истомин и адмирал П.С. Нахимов.

В 1893 году дочь покойного адмирала М.П. Лазарева, продолжая благородную бескорыстную традицию, передала в фонды 1118 томов из личной библиотеки флотоводца.

Ныне в строгий интерьер читального зала органично вписалась уникальная коллекция портретов выдающихся военачальников XIX века, причастных к эпохальным событиям в жизни Севастополя. В их числе – адмирал М.П. Лазарев. В комплексе эта галерея создаёт особую атмосферу причастности нового поколения севастопольцев и моряков-черноморцев к незабываемой истории Отечества.

При адмирале на Корабельной стороне Севастополя холмистое побережье Южной бухты украсилось комплексом массивных трёхэтажных матросских казарм в стиле русского классицизма. Они и по сей день именуются Лазаревскими и продолжают служить Черноморскому флоту России, а также Черноморскому филиалу МГУ.


ЗНАК НА ПЛОЩАДИ ЛАЗАРЕВА

На открытии я встретилась с его авторами – супругами Григорием и Элеонорой Лысенко. Выяснилось, что море для Григория стало источником вдохновения, поскольку он ещё в детстве проникся его романтикой благодаря рассказам отца – военного моряка, отдавшего службе 28 лет. Не понаслышке знали Григорий и Эля и о морской славе Севастополя, поэтому с радостью взялись за увековечение М.П. Лазарева.

Больше всего поразила скульпторов способность адмирала буквально спрессовывать время, чтобы успеть сделать для Отечества как можно больше – невероятно много даже по меркам нашего сверхскоростного бытия.

Да, именно таким предстал перед памятный знак – не помпезный, а скорее камерный, но исключительно высокохудожественный, а, главное, замечательно вписавшийся в классический архитектурный ансамбль площади. Может, ещё и благодаря материалу – нетонированной бронзе с искусственно нанесённой патиной – словно печатью ушедшей, но незабвенной, а значит, устремлённой в будущее лазаревской эпохи…

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лазаревская эпоха

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лазаревская эпоха

Новый император Николай I Осенью 1825 года император Александр 1 заболел во в.

Новый император Николай I Осенью 1825 года император Александр 1 заболел во время путешествия в Крым, посетив Балаклаву и совершив конную прогулку в сторону Георгиевского монастыря. В ноябре император скончался в Таганроге.

Осенью 1825 года на престол вступил Николай 1. Март 1826 года - обнародован о.

Михаил Петрович Лазарев Годы с 1834 по 1851 вошли в историю как «Лазаревская.

Михаил Петрович Лазарев во главе флота ЧФ совершенствовал свою боеспособность.

Михаил Петрович Лазарев во главе флота ЧФ совершенствовал свою боеспособность. Крепость на Черном море стала первоклассной. 1837 - Николай 1 лично посетил город, осмотрел возводимые батареи, распорядился ускорить темпы строительства. Но лишь к середине века вместо земляных батарей построили 5 каменных. На Северной стороне - Михайловская и Константиновская, сохранились. На Южной стороне - Александровская (стояла напротив Константиновской), Николаевская (на месте Приморского бульвара), Павловская (на Павловском мысу). Батареи были оснащены десятками мощных орудий.

На верфях Севастополя, Николаева и Херсона при Лазареве построили 150 боевых.

На верфях Севастополя, Николаева и Херсона при Лазареве построили 150 боевых кораблей. 1838 - начались земляные работы. Часть горы между Южной и Корабельной бухтами пришлось срыть. Болото в начале Сарандинакиной балки засыпали. На этом месте построили железнодорожную станцию. За 9 лет (1840-1849) были возведены доки для строительства и ремонта кораблей, провели водопровод длиной 18 км., в горе пробили 4 туннеля, построили каменные арки. Остатки этих сооружений сохранились в Ушаковой и Аполлоновой балках. Проектировал и доки, и водопровод инженер-полковник Джон Уптон, англичанин на русской службе.

Вопросы Охарактеризовать деятельность главнокомандующего ЧФ М.П.Лазарева. При.

Вопросы Охарактеризовать деятельность главнокомандующего ЧФ М.П.Лазарева. Привести несколько фактов из биографии М.П.Лазарева.

Благоустройство городского центра. План реконструкции городского центра был р.

Благоустройство городского центра. План реконструкции городского центра был разработан Джоном Уптоном, утвержден в 1840 году. Улицы Екатерининская и Большая Морская брали свое начало от Екатерининской площади (пл. Нахимова). Огибая центральный холм, они составляли городское кольцо. В месте их соединения с Балаклавской дорогой образовалась площадь Театральная (пл. Ушакова). Городской холм застроили зданиями в классическом стиле: фасады с колоннадами и портиками, убегающие вниз лестницы, белизна инкерманского камня.

На северном конце холма – Малый бульвар с памятником Казарскому. Выше Театрал.

На северном конце холма – Малый бульвар с памятником Казарскому. Выше Театральной площади – Большой бульвар. 1822 – открытие Морской библиотеки. 1842 – построен театр на Театральной площади. 1844 – завершилось строительство специального здания для Морской библиотеки на центральном холме. Через 8 месяцев здание пострадало при пожаре.

1846-1848 – на том же месте по проекту А.П.Брюллова построено трёхэтажное зда.

1846 – реконструкция Графской пристани: портик в античном вкусе с надписью «1.

В Севастополе также побывали А.С.Грибоедов, Адам Мицкевич, Василий Жуковский.

Вопросы Расскажите о благоустройстве центрального холма. Какие места в Севаст.

Вопросы Расскажите о благоустройстве центрального холма. Какие места в Севастополе связаны с именем М.П.Лазарева? Расскажите о судьбе Морской библиотеке. Приведите факты путешествия А.С.Пушкина по Севастополю. Как вы думайте, какое впечатление у него сложилось о нашем городе и его окрестностях? Какие знаменитые люди побывали в Севастополе?

Иван Константинович Айвазовский Родился в 1817 году в Феодосии в небогатой ар.

Иван Константинович Айвазовский Родился в 1817 году в Феодосии в небогатой армянской семье. Закончил Российскую Академию художеств. Принимал участие в десантной операции ЧФ на Кавказе. 1844 – зачислен в штаб Главного морского штаба на должность живописца.

1846 – организовал выставку на десятилетие его творческой деятельности. Был н.

1846 – организовал выставку на десятилетие его творческой деятельности. Был направлен на стажировку в Италию. Основная тема работ Айвазовского – море. Любовь к нему объединила Ивана Константиновича с севастопольцами. Адмирал Лазарев и его ученики – герои полотен художника.

Кончина адмирала Лазарева 3 ноября 1848 года – празднование юбилея М.П.Лазаре.

Вопросы Почему 30-е – 40-е годы XIX века в истории Севастополя называются «Ла.

В 1804 году Севастополь был офи-циально объявлен главным военным портом Черномор

№ слайда 2

Благоустроен был и порт. Безопасность су-доходства обеспечивали 40-метровый маяк

№ слайда 3

В 1834 году на должность командующего Черноморским флотом и Севастопольского губ

№ слайда 4

В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и от

№ слайда 5

В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. Одновременно, быстрее, чем в других городах Крыма, росло население Севастополя. По состоянию на 1850 год оно составляло 45046 человек, из них 32692 — нижние воинские чины. Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

В 1843-46 гг. вдоль северного берега Севастопольской бухты на месте земляной бат

№ слайда 6

Артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на воору

№ слайда 7

Артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на вооружение Черномор-ского флота, ранее чем за границей. Лазарев предложил использовать оте-чественный уголь будущего Донбасса и установил его преимущество перед импортным. Благодаря усилиям М.П. Лазарева, отмеченного славой кругосветных плаваний, открытий и боевых действий, парусный Черноморский флот к началу Крымской войны достиг своего высшего развития. За годы управления Лазарева было построено свыше 110 боевых и вспомогательных кораблей, в том числе 17 линейных и 8 пароходов. Лазарев прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век, что на смену парусному кораблю должен прийти паровой.

Отсталость царской России не давала воз-можности совершить быстрыми темпами пере

№ слайда 8

Отсталость царской России не давала воз-можности совершить быстрыми темпами переход русского флота к паровым кораб-лям, тем не менее Лазарев напрягал все усилия к тому, чтобы в состав Черноморс-кого флота начинали поступать пароходы. При этом Лазарев добивается заказов на железные паровые суда со всеми новей-шими усовершенствованиями, которые позволяла техника того времени. В 1842 г. Лазарев добился заказа на постройку судостроительными верфями для Черно-морского флота пяти пароходо-фрегатов - "Херсонес", "Бессарабия", "Крым", "Гро-моносец", "Одесса". В 1846 г. Лазарев командировал на английские верфи для непосредственного руководства построй-кой четырех пароходов для Черномор-ского флота ("Владимир", "Эльбрус", "Еникале", "Тамань") своего ближайшего помощника капитана 1 ранга Корнилова. Колесный пароходофрегат "Тамань« 1849 г.

Все пароходы и пароходофрегаты в Англии строились по русским проектам и эскизным

№ слайда 9

Перед высадкой под руководством Лазарева штаб готовил становившийся обычным набо

№ слайда 10

Перед высадкой под руководством Лазарева штаб готовил становившийся обычным набор документов (диспозиция кораблей и фрегатов, приказ на высадку, расписание войск по гребным судам, диспозиция гребных судов, приказ о действиях гребных судов). Впервые были разработаны планы непрерывной огневой поддержки высаживаемых войск.Моряков и войска предварительно тренировали. Лазарев ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближенной к боевой. Тщательная подготовка позволяла добиваться успеха при небольших потерях. Была налажена тесная связь между моряками и командованием сухопутных войск. Практика взаимодействия флота с армией сохранялась и позднее, сыграв свою роль в обороне Севастополя.

За успехи в развитии флота М.П. Лазарева наградили высшими орденами, 10 октября

№ слайда 11

За успехи в развитии флота М.П. Лазарева наградили высшими орденами, 10 октября 1843 года произвели в адмиралы. Помощниками адмирала стали те моряки, коих флагман проверил в боях и дальних походах. Становясь адмиралами, лазаревцы (Нахимов, Корнилов и другие) знания, умение и непоколебимый морской дух распространили на все суда своих эскадр. Они вносили улучшения в конструкцию кораблей, в уставы и наставления. Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года в возрасте 62 лет от рака желудка. Похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. Великий флотоводец воспитал плеяду будущих героических защитников Севастополя, не уронивших чести Черноморского флота и российского флага. После него остался Черноморский флот, по подготовке один из лучших в мире. На долгие годы лазаревская морская школа легла в основу воспитания моряков.

В 1867 в Севастополе на территории Лазаревских казарм был установлен памятник Ми

№ слайда 12

В 1928 году монумент был снесён по рекомендации комиссии, посчитавшей памятник «

№ слайда 13

Синопский спуск

Дорогие друзья, в истории города Севастополя есть несколько легендарных личностей, деяния которых явились для города знаковыми. Это Григорий Александрович Потемкин, Федор Федорович Ушаков, Павел Степанович Нахимов. Среди них особое место занимает Михаил Петрович Лазарев.

Представьте, что за 50 лет с момента создания Севастополь вырос, сформировался как военно-морской порт и крепость. Сложилась система городского устройства. На Корабельной стороне обосновалось новое адмиралтейство, флотские экипажи, ремонт и обслуживание кораблей. В центральной части расположились жилые кварталы. Вокруг центрального городского кольца, огибая его, проходили две главных улицы: Морская и Екатерининская. Здесь проживали состоятельные люди, офицеры, купцы, чиновники. На холме селились люди с малым достатком. Их дома большей частью представляли собой лачуги и полуземлянки. Планировка здесь отсутствовала, кривые узкие улочки были пыльными, а после дождей - грязными от раскисшего грунта. Жильцы были шумными и беспокойными. Городской холм в то время называли Холмом Беззакония.

Михаил Петрович решил положить конец этому беспределу. По его инициативе военный инженер и архитектор Джон Уптон разработал план обустройства территории холма. Этот план стал главной частью генерального плана развития города. Он предусматривал полный снос старых зданий и новую застройку с четким планированием улиц. Уптон использовал гипподамову систему расположения улиц: две основные продольные улицы пересекали холм с севера на юг (сегодня они носят названия Советская и Суворова), их пересекают под прямым углом поперечные улицы, ориентированные с запада на восток.

Работы по обустройству Городского холма проводились в 40-ые годы 19-ого века. Планировка холма сохранилась до наших дней.

Стоит обратить внимание на поперечные улицы. На холме их четыре, сегодня они носят названия: ул. Марата, Павличенко, Сергеева-Ценского и Алексиса. Это особые улочки, так как более чем наполовину состоят из лестниц. Они начинаются у подножья Городского холма, сбираются ступенями лестниц на его вершину и довольно быстро снова спускаются лестницами на противоположную сторону холма. Этот прием обустройства позволяет быстро перейти с улицы Большая Морская на улицу Ленина.

На Городском холме можно встретить самые старые постройки города, которые чудом пережили две обороны, среди них дом Волохова и так называемая Башня ветров.

Наш путь на Городской холм лежит по улице Воронина до самой большой лестницы города, которая называется Синопский спуск. На верхней площадке лестницы имеется смотровая площадка, откуда можно рассмотреть Севастопольскую бухту.

Смотровая над Синопским спуском. Обзор Большого рейда. Батареи-Форты

Высота Городского холма над уровнем моря - 60 метров. С видовой площадки взору открывается вид на Севастопольскую бухту. Это лучшая бухта на побережье Черного моря. Не замерзающая глубоководная бухта идеальное место для размещения флота. С запада на восток бухта врезается в берег на 8 километров. Перпендикулярно основному руслу бухты имеется три меньшие бухты, берега которых укрыты скалистыми высокими склонами.

Для защиты бухты со стороны моря, по ее берегам на входе, в первые годы существования города были построены земляные и каменно-земляные батареи. При Лазареве пять главных батарей города были одеты в каменный панцирь и получили свои имена: Николаевская, Михайловская, Константиновская, Александровская и Павловская. Это были очень мощные казематированные двух и трех ярусные батареи с толщиной стен до 2 метров. До наших дней сохранились лишь две из них – Михайловская и Константиновская. Они открываются нашему взору на Северном берегу бухты. Сегодня на батареях размещены музейные экспозиции, которые обязательно стоит посетить всем гостям города. На Константиновской батарее находится штаб-квартира Русского географического общества с выставочной экспозицией об истории географических открытий, а на Михайловской батарее экспозиция рассказывает о героическом прошлом нашего славного города.

Южные батареи не сохранились, они были взорваны во время Первой обороны Севастополя в годы Крымской войны.

Повернувшись на 180 градусов, перед нашим взором за памятником вождю революции Владимиру Ленину, увидим золотой купол Владимирского собора. Наш путь на юг, к нему.

Владимирский собор-усыпальница адмиралов

История собора начинается с 1825 года, когда главный командир Черноморского флота адмирал Самуил Карлович Грейг обратился в Морское министерство с ходатайством о строительстве в Севастополе памятника, увековечивающего крещение князя Владимира в Херсонесе в 988 году.

В 1842 году адмирал Лазарев ходатайствует перед императором Николаем I о разрешении переноса места строительства с городища Херсонеса на центральный городской холм. Разрешение было получено. Лазарев лично занимается заказами в Италию мраморных изделий, икон и убранства для будущего храма.

Через 6 лет начались подготовительные работы по расчистке местности, уборке вырытого грунта. На эти работы привлекались команды от черноморских экипажей. Работы продвигались медленно.

После смерти в 1851 году Михаил Петрович Лазарев был похоронен в специально сделанном склепе на месте будущего храма. К началу Первой обороны города был сооружен фундамент и стены на высоту до полутора метров. События Крымской войны надолго прервали строительство. И только в 1858 году было принято решение о возобновлении работ. Первоначальный проект был изменен архитектором Авдеевым. По новому проекту собор стал однокупольным, но с сохранением элементов русско-византийского стиля в архитектуре.

Строительство Владимирского собора было завершено в 1888 году, через 24 года после его закладки. Высота собора с крестом над уровнем земли – 32 с половиной метра, ширина - около 20, длина с папертью и алтарем — 29 метров.

Основание храма устроено в виде креста, стены сложены из инкерманского камня. Здание имеет шлемовидный купол и такие же шлемовидные покрытия над алтарными выступами – апсидами - в восточной части. Северный и южный фасады одинаковые, увенчаны треугольными фронтонами, украшены колоннами из крымского диорита, полукружиями арок.

В верхнем храме вдоль стен — два ряда мраморных плит, на которые занесены имена адмиралов, штаб- и обер-офицеров Морского ведомства, награжденных орденом св. Георгия за храбрость во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Церковная служба во Владимирском соборе велась до 1932-ого года. В годы Великой Отечественной войны здание собора сильно пострадало. Реставрационное работы были завершены в 1972 году. Владимирский собор стал филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

А в 1992 году собор был вновь освящен, в нем проводится церковная служба и одновременно он открыт для посещения туристам и гостям города.

Храм стоит на улице Марата. Это первая поперечная улица – лестница Центрального городского холма.

С восточной стороны от собора проходит улицы Фрунзе, на которой сохранилось необычное сооружение без дверей, это башня, построенная в античном стиле и названая - Башня ветров.

Башня ветров. Морская библиотека им. Лазарева

Перед Крымской войной библиотека располагалась на Городском холме на месте современного дома по адресу Фрунзе, 3.

Строительство здания для библиотеки началось в 1837 году по проекту архитектора Джона Уптона, а завершилось через семь лет. Но просуществовав всего 8 месяцев, здание сильно пострадало при пожаре. Сгорело 400 томов книг, часть мебели.

Через пять лет, в 1849-ом году по проекту Брюллова на прежнем месте было построено новое здание Морской библиотеки. План здания был немного изменен. Новое здание было выдержано в строгом классическом стиле, украшено множеством мраморных деталей: лестницей со сфинксами по сторонам, дорическими колоннами, портиком с шестью статуями, барельефами с сюжетами из истории мореплавания и русского флота.

Внутреннее убранство библиотеки было богатым и изящным: паркетные полы, мраморные лестницы с бронзовыми поручнями, камин, мебель красного дерева с зеркальными стеклами. Залы украшались моделями судов. редкими английскими гравюрами, картами на стенах, шкафами с коллекциями минералов и окаменелостей, древних монет, камней, сосудов, чучел морских животных, херсонесскими мозаиками. Можно сказать, что это была БИБЛИОТЕКА-МУЗЕЙ.

Рядом с библиотекой построили вентиляционную башню для книгохранилища. Во время войны здание библиотеки было разрушено, а башня до сих пор стоит на городском холме перед нами. Она построена в античном стиле с восемью гранями, на которых в аллегоричной форме изображены барельефы восьми ветров:

Борей север (мужчина в толстой мантии, дующий в изогнутую раковину),

Кайкий северо-восток (мужчина, несущий и опустошающий корзину с градинами);

Афелий восток (мужчина, несущий и опустошающий корзину с градинами);

Эврюго-восток (бородатый старик, плотно укутавшийся в мантию от стихии);

Нот юг (мужчина, который опустошает сосуд, создавая ливень);

Липс юго-запад (мальчик, толкающий корму корабля, обещая хороший ветер для мореплавания);

Зефир запад (юноша, несущий и разбрасывающий цветы);

Скирон северо-запад (бородатый мужчина с бронзовым горшком, полным горячей золы и углей).

До Первой мировой войны книжный фонд библиотеки составлял около 100 тыс. томов. По количеству книг это была третья библиотека в России. Пользоваться книгами могли морские офицеры за определенную плату, а также представители привилегированных сословий только по рекомендации морских офицеров. Сегодня морская библиотека расположена у подножья Центрального холма. Она носит имя Михаила Петровича Лазарева.

От Башни ветров наш путь лежит по восточному склону Городского холма, мимо здания Штаба Черноморского флота к первому бульвару города.

Матросский бульвар

Расположен бульвар на северном склоне Городского холма. На входе на бульвар с южной стороны нас встречают мраморные львы, а за ними находится интересный памятник. Его открыли в конце XX века, к столетию изобретения Александром Степановичем Поповым радио. Здесь, в Севастополе, проводились первые натурные испытания радиосвязи между кораблями и побережьем, здесь были установлены рекорды по дальности передачи сигнала.

Бульвар заложен в 30-е годы XIX века. С него началось преобразование Городского холма. Первоначально он назывался Малым, потом Мичманским, а сегодня Матросским.

Бульвар вполне оправдывает свое первоначальное название - он действительно очень мал, состоит из одной аллеи.

Автором проекта того павильона был Александр Брюллов, в это же время он проектировал по заказу М.П. Лазарева памятника Казарскому и здание Общего собрания флагманов и капитанов, которое располагалось у восточного склона Матросского бульвара, на Екатерининской площади.

B середине XIX века вход на бульвар со стороны Морской улицы (сегодня это пр. Нахимова) был обозначен большими красивыми воротами с чугунной решеткой по бокам. За воротами широкая каменная лестница вела на бульвар.

Бульвар всегда был и остается любимым местом прогулок севастопольцев. В 2020 гуду Бульвар был восстановлен, причем проект учитывал воссоздание и элементов XIX века, и советского периода. На южный вход вернулись мраморные скульптуры львов, которые были утеряны безвозвратно, как и фонтан с фигурой мальчика с корабликом. По старинным фотографиям воссоздана мавританская беседка, заново построен летний кинотеатр.

Первый памятник Севастополя

Памятник был открыт В 1939 году по проекту академика архитектуры Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова.

На усеченной пирамиде из крымбальского известняка установлена чугунная античная трирема. На подиуме в небольших нишах помещены горельефные изображения А.И. Казарского и античных богов — Ники, Нептуна и Меркурия.

Памятник исполнен в стиле классицизма и является одним из лучших произведений монументального искусства первой половины XIX.

Покидая бульвар, проходим по широкой лестнице к проспекту Нахимова, где сразу на пешеходным переходом нас ждет еще один бульвар города Приморский.

Заключение

Небольшая прогулка по северному склону Городского холма дала нам возможность познакомится с наследием Лазаревской эпохи. Планировка городского холма сохранилась такой, как ее задумал архитектор Джон Уптон, а воплотили в 30-40 годы XIX века при активном участии в обустройстве холма адмирала Михаила Петровича Лазарев.

Примечателен один факт - при изъятии в городское пользование ветхих строений на Хребте Беззакония, была произведена выплата денежной компенсации владельцам хибарок и домишек. На этом настоял сам адмирал. Это был первый в России случай выплат компенсации владельцам за изъятые земли и строений в России.

А закончить наше путешествие хочется еще раз перечислением основных деяний адмирала Михаила Петровича Лазарева:

Укрепил обороноспособность города Севастополя, при нем построены 5 казиматизированых батарей;

Вырастил плеяду адмиралов-защитников города в Крымской войне;

Построил водовод протяжённостью 18 км;

Построил комплекс казарм для матросов;

Обустроим Городской холм;

Построил здание Морской библиотеки;

Провел переоснащение флота – появились первые пароходо-фрегаты;

Украсил центральную площадь города колоннадой Графской пристани.

Это далеко не все, чем город обязан легендарному адмиралу. Сегодня его именем названа одна из центральных площадей центра города, с которой началась наша экскурсия.

Читайте также: