Либерализм в международных отношениях кратко

Обновлено: 02.07.2024


Либерализм – это свобода, равенство и.

Либерализм – это одновременно сложная и простая система взглядов на окружающий мир, которая формирует идеальный образ политической системы государства, экономики и системы международных отношений на основе принципов, исходящих из признания приоритета человеческой личности. Общие для либеральных взглядов принципы включают индивидуализм, эгалитаризм и универсализм [1]. Под индивидуализмом понимается этическое превосходство человеческой личности над коллективом; эгалитаризм предполагает всеобщее моральное и политическое равенство; универсализм отодвигает культурные, религиозные и индивидуальные различия на второй план, а главным видит общность людей между собой. Добавим, что либерализм верит в прогресс и в способность людей изменять мир к лучшему.


Исторически либерализм означал скорее определенный набор философских принципов познания и изменения мира и лишь позднее стал политической концепцией, точнее набором политических концепций. Либерализм как моральная философия сегодня – это, прежде всего, признание принципов свободы и равенства, это ситуация, при которой, по А. Вулфу, как можно больше людей будут иметь возможность сами определять, как строить свою жизнь [2]. Вторая основа либерализма – честное и беспристрастное применение одинаковых правил ко всем без исключения. Третья особенность либерализма носит социально-моральный характер и трудно поддается определению. Суть ее состоит в том, чтобы больше включать и объединять, чем исключать, чаще принимать, чем запрещать, уважать, а не клеймить, сочувствовать, а не злорадствовать.

Как видим, либеральная идея обладает достаточно целостной и привлекательной моральной основой, которую трудно, да и не нужно оспаривать. Трудности и противоречия начинаются при столкновении либеральных принципов с жизнью. Признание приоритета личности может в некоторых ситуациях трактоваться как игнорирование интересов общества, эгалитаризм – как ханжество и признание власти денег, универсализм – как благословение вседозволенности, сексуальной распущенности, антисоциального поведения. Дьявол, как водится, скрыт в деталях, в том, как эти принципы реализуются на практике. Принципы либерализма часто привлекают самодостаточных, энергичных, уверенных в себе людей. Но что делать людям, черпающим уверенность в себе в своей принадлежности к тому или иному народу, государству? Противовесом либерализму выступает консерватизм, делающий акцент на ценностях традиции, порядка, принадлежности индивида к целому – государству, народу, семье. Нередко консерватизм приобретает религиозный оттенок, опираясь на морально-этические ценности той или иной конфессии.

Развитие общества и экономики строится на столкновении и взаимодействии этих базовых принципов – частного и целого, индивидуального и общественного. Международные отношения также развиваются диалектически, и либерализм здесь – одна из основных идеологий, политических философий развития. Либерализму противостоит реализм (национализм) или, другими словами, государственнические идеологии и доктрины.

Либерализм в международных отношениях


Главным в либерализме как школе изучения и формирования мировой политики является то, что либеральная мысль выводит внешнеполитическое поведение государств из их внутреннего устройства. Так, демократические правительства, по логике либералов, выполняют волю избирателей, которые требуют от них мира и роста благосостояния. Избиратели не хотят посылать своих сыновей на фронт и оплачивать военные расходы, следовательно, демократические правительства будут проводить миролюбивую политику. Авторитарные (тоталитарные) государства базируются на силе и подавлении человеческого достоинства, поэтому они легко жертвуют благосостоянием и жизнями своих подданных для достижения своих целей – а их целями, по определению, являются силовое превосходство над соседями и престиж, основанный на силе.

Либерализм в международных отношениях делает акцент на роли негосударственных акторов и институтов. Либералы признают крупные многонациональные корпорации, международные правительственные и неправительственные организации полноправными участниками международных отношений и считают необходимым привлекать их к обсуждению и решению проблем мировой политики.

Либерализм рассматривает экономические интересы как основной драйвер развития международных отношений. Эта школа мысли исходит из того, что именно мировой рынок, а не государства, способен обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов и, следовательно, построить наилучший из возможных миров для жителей планеты. Либеральные исследователи и политики уделяют особое внимание экономическим (торговым, финансовым) причинам конфликтов и войн и считают торгово-экономическое сотрудничество, открытую торговлю, прямые иностранные инвестиции и свободные финансовые рынки лучшим механизмом обеспечения мира. Говоря обобщенно и упрощенно, миром, по мнению либералов, правят частная инициатива и материальный интерес, тогда как их вечные оппоненты-реалисты (националисты) утверждают, что эту роль выполняют идеи, стремление к власти и жажда престижа.

Либеральные и реалистические подходы, несмотря на кажущуюся несочетаемость, успешно сосуществуют в мировой политике. Либерализм в той или иной степени присутствует во внешней политике всех государств, даже России, с ее традиционным пониманием международной сферы как конкурентной среды, исполненной опасностей, где основную роль играют государства, озабоченные обеспечением собственной безопасности и превосходства над другими государствами.

Будущее у либерализма сохраняется. Он не может и не должен победить, он должен просто быть и развиваться, так как залог поступательного развития мира – в вечном споре либерализма и реализма.


Сохраняется ли либеральная перспектива развития международных отношений в этих условиях в принципе? Есть ли у либерализма будущее в мировой политике? Да, есть. Пока основой мировой экономики являются рынки, пока люди стремятся к счастью, процветанию, независимости и защите собственного достоинства, будущее у либерализма сохраняется. Он не может и не должен победить, он должен просто быть и развиваться, так как залог поступательного развития мира – в вечном споре либерализма и реализма.

Можно ли предположить, что баланс этих важнейших подходов в мировых делах скоро вновь сместится в сторону идей сотрудничества, личной независимости и приоритета прав личности над интересами общества? Видимо, резкого поворота в сторону либеральных ценностей в международных делах в ближайшее время ожидать не стоит.

Проводить либеральную внешнюю политику могут себе позволить богатые, сильные, уверенные в своей моральной правоте и стабильности своего статуса страны. Сегодня, когда в мире происходит стремительное перераспределение силы и богатства, а идеи политической свободы в отсутствие конкуренции несколько растеряли свою целостность, на первый план выходят охранительные инстинкты. В условиях смены ведущего технологического уклада, форм организации мировых финансов, структуры обществ (мир стремительно стареет) решение глобальных проблем вроде изменения климата, как представляется, будет отложено на потом, что, собственно, уже и произошло, а основными приоритетами станут приспособление к новым реалиям и завоевание достойного места в мировой политике и экономике. Ведущей силой в этих вопросах выступят государства, а либеральная внешняя политика будет по-прежнему ждать своего часа. Внешнеполитический либерализм подходит к своему столетию (если отсчитывать его возраст от инициатив президента США В. Вильсона) в ослабленном состоянии, но ни устаревшим, ни отжившим его считать нельзя. Просто сейчас не его время.

Читайте также: