Защита культурных ценностей кратко

Обновлено: 05.07.2024

По общему правилу ни гражданские объекты, ни культурные ценности не должны быть объектом нападения во время вооруженного конфликта. Воюющие стороны должны воздерживаться от ряда действий:

- использования вооруженных сил против гражданских объектов;

- подвергать разграблению или отдавать на разграбление своим военнослужащим;

- приспосабливать эти объекты под военные нужды;

- реквизировать значимые для поддержания жизнедеятельности мирного населения объекты;

- уничтожать гражданские объекты в случае отхода с территории;

- размещать рядом с гражданскими объектами военные и тем самым ставить первые в уязвимое положение.

Однако наибольшие проблемы возникают, конечно, с культурными ценностями. С одной стороны культурные ценности не могут быть реквизированы, захвачены или уничтожены. На оккупирующей державе лежит ответственность за сохранность культурных ценностей. В связи с этим у нее возникает право переместить эти объекты в более безопасное место, после окончания войны они должны быть возвращены в прежнее место. Воюющие стороны должны пресекать и наказывать случаи грабежа культурных ценностей.

Все эти нормы, тем не менее, не могут обеспечить сохранность и неприкосновенность культурных ценностей. Они становятся трофеями, предметом обогащения армий воюющих сторон.

В 1954 году была заключена специальная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Государства-участники обязались запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Эта Конвенция также запрещает их реквизицию.

Конвенция предусматривает и другие способы ее соблюдения вплоть до просветительской и образовательной работы среди личного состава вооруженных сил, чтобы воспитать в них уважение культуры и культурных ценностей всех народов.

В соответствии с Конвенцией охране подлежат не только сами ценности, но центры их сосредоточения, хранилища (библиотеки, музеи). Движимые культурные ценности, если это возможно, могут быть размещены в специально охраняемых укрытиях. Такие укрытия не должны подвергаться нападению.

Персонал, работающий с культурными ценностями, даже в случае оккупации должен продолжать исполнять свои обязанности.

Главная проблема, с которой сталкиваются государства по окончании вооруженных конфликтов – это реституции вывезенных культурных ценностей. Для РФ эта проблема актуальна в связи с последствиями Второй мировой войны. Учитывая публиковавшиеся данные, можно говорить об уничтожении на территории СССР до 1 000 музеев и других учреждений, где находились культурные ценности, и свыше 1 млн. экспонатов. Среди них такие бесценные произведения, как Янтарная комната, вывезенная в Германию.

Как правило, государства стремятся договориться относительно реституции культурных ценностей после окончания войны. Однако иногда эти вопросы решаются и в одностороннем порядке. Например, в компенсацию собственных похищенных неприятелем ценностей воюющая сторона изымает его культурные ценности.

В настоящее время вопрос о возврате культурных ценностей из РФ в Германию и из Германии в РФ решается на основе двусторонних договоренностей. Специалисты обеих стран участвуют в реставрации и восстановлении культурных ценностей.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. М.: МККК, 1994.

Гассер, Х.-П. Международное гуманитарное право / Х.‑П. Гассер. М.: МККК, 1994.




Пикте, Ж. Развитие и принципы Международного гуманитарного права: Курс, прочитанный в июле 1982 г. Жаном Пикте в Страсбургском университете в рамках информационной сессии, организованной Международным институтом прав человека / Ж. Пикте. - М.: МККК, 1993.

Пустогаров, В. В. Международное гуманитарное право / В.В. Пустогаров. М.: Институт государства и права РАН, 1997.

По общему правилу ни гражданские объекты, ни культурные ценности не должны быть объектом нападения во время вооруженного конфликта. Воюющие стороны должны воздерживаться от ряда действий:

- использования вооруженных сил против гражданских объектов;

- подвергать разграблению или отдавать на разграбление своим военнослужащим;

- приспосабливать эти объекты под военные нужды;

- реквизировать значимые для поддержания жизнедеятельности мирного населения объекты;

- уничтожать гражданские объекты в случае отхода с территории;

- размещать рядом с гражданскими объектами военные и тем самым ставить первые в уязвимое положение.

Однако наибольшие проблемы возникают, конечно, с культурными ценностями. С одной стороны культурные ценности не могут быть реквизированы, захвачены или уничтожены. На оккупирующей державе лежит ответственность за сохранность культурных ценностей. В связи с этим у нее возникает право переместить эти объекты в более безопасное место, после окончания войны они должны быть возвращены в прежнее место. Воюющие стороны должны пресекать и наказывать случаи грабежа культурных ценностей.

Все эти нормы, тем не менее, не могут обеспечить сохранность и неприкосновенность культурных ценностей. Они становятся трофеями, предметом обогащения армий воюющих сторон.

В 1954 году была заключена специальная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Государства-участники обязались запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Эта Конвенция также запрещает их реквизицию.

Конвенция предусматривает и другие способы ее соблюдения вплоть до просветительской и образовательной работы среди личного состава вооруженных сил, чтобы воспитать в них уважение культуры и культурных ценностей всех народов.

В соответствии с Конвенцией охране подлежат не только сами ценности, но центры их сосредоточения, хранилища (библиотеки, музеи). Движимые культурные ценности, если это возможно, могут быть размещены в специально охраняемых укрытиях. Такие укрытия не должны подвергаться нападению.

Персонал, работающий с культурными ценностями, даже в случае оккупации должен продолжать исполнять свои обязанности.

Главная проблема, с которой сталкиваются государства по окончании вооруженных конфликтов – это реституции вывезенных культурных ценностей. Для РФ эта проблема актуальна в связи с последствиями Второй мировой войны. Учитывая публиковавшиеся данные, можно говорить об уничтожении на территории СССР до 1 000 музеев и других учреждений, где находились культурные ценности, и свыше 1 млн. экспонатов. Среди них такие бесценные произведения, как Янтарная комната, вывезенная в Германию.

Как правило, государства стремятся договориться относительно реституции культурных ценностей после окончания войны. Однако иногда эти вопросы решаются и в одностороннем порядке. Например, в компенсацию собственных похищенных неприятелем ценностей воюющая сторона изымает его культурные ценности.

В настоящее время вопрос о возврате культурных ценностей из РФ в Германию и из Германии в РФ решается на основе двусторонних договоренностей. Специалисты обеих стран участвуют в реставрации и восстановлении культурных ценностей.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. М.: МККК, 1994.

Гассер, Х.-П. Международное гуманитарное право / Х.‑П. Гассер. М.: МККК, 1994.

Пикте, Ж. Развитие и принципы Международного гуманитарного права: Курс, прочитанный в июле 1982 г. Жаном Пикте в Страсбургском университете в рамках информационной сессии, организованной Международным институтом прав человека / Ж. Пикте. - М.: МККК, 1993.

Пустогаров, В. В. Международное гуманитарное право / В.В. Пустогаров. М.: Институт государства и права РАН, 1997.

Защита культурных ценностей: вопросы и ответы

Почему нас должны волновать нападения на культурные ценности во время вооруженных конфликтов?

Последствия войны и конфликта не сводятся к тем явным трагедиям, к которым они непосредственно приводят и с которыми мы так хорошо знакомы. Культурные ценности, — а это могут быть и музеи, и исторические памятники, и места археологических раскопок, — являются частью национального самосознания. Нападения на культурные ценности — это не просто разрушение кирпича, дерева или бетона. Это посягательства на культурную самобытность, память, достоинство и будущее целого народа.

Но сбережение культурных ценностей во время вооруженного конфликта волнует не только МККК. Как говорят нам люди, для них это имеет большое значение. В 2016 г. мы спросили у 17 000 человек из 16 стран, что они думают о правилах ведения войны. В среднем 72% опрошенных считают, что нельзя нападать на религиозные и исторические памятники с целью ослабить противника. В странах, пострадавших от вооруженных конфликтов, такой точки зрения придерживается еще больше людей — 84%. Этот опрос напоминает нам, что уважение и охрана культурных ценностей по-прежнему важны для людей. Также он показывает, что стратегии и действия некоторых государств и вооруженных групп не всегда совпадают с общественным мнением.

Хотя разрушение и расхищение культурных ценностей все еще являются частью современных вооруженных конфликтов, результаты опроса и наблюдения МККК на местах показывают, что люди понимают неправомерность подобных действий и хотят положить им конец.


Мечеть, пострадавшая во время боев в Аазазе, Сирия, 2013. CC BY-NC-ND / ICRC / Teun Voeten

Что такое культурные ценности? Каково их определение?

Согласно праву войны или, как его официально называют, международному гуманитарному праву (МГП), культурные ценности — это объекты движимого или недвижимого имущества, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа. Например, это могут быть памятники архитектуры или истории, места археологических раскопок, произведения искусства или книги.

Критерий заключается в том, что они должны представлять определенную ценность. Не всякая церковь или памятник подлежат защите как культурные ценности, однако они пользуются защитой МГП в качестве гражданских объектов. Действительно, во многих случаях оценка объекта для отнесения его к числу культурных ценностей — сложный и даже спорный процесс.

Что говорит право о защите культурных ценностей во время войны?

Правила ведения войны обязывают стороны в вооруженном конфликте защищать и уважать культурные ценности. Согласно МГП, нападение на культурные ценности или использование их в военных целях запрещено, кроме тех случаев, когда это оправдано настоятельной военной необходимостью. Кроме того, стороны в конфликте не должны захватывать и уничтожать культурные ценности или умышленно наносить им повреждения. Они должны препятствовать похищению или разграблению данных ценностей и пресекать акты вандализма.

Помимо соблюдения общих правил ведения военных действий, стороны в конфликте должны особо заботиться о том, чтобы избегать причинения любого вреда культурным ценностям, поскольку из-за уничтожения культурных ценностей, даже случайного, все равно страдают люди, народы и общество в целом.

Правовые нормы, относящиеся к защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, содержатся в международном договорном и обычном праве, в том числе в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и двух Протоколах к ней, а также в Дополнительных протоколах 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.


Разрушенное старинное здание рядом с цитаделью Алеппо, Сирия, 2017. CC BY-NC-ND/ICRC/Sana Tarabishi

Что можно сделать для защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов?

Защита и уважение культурных ценностей крайне важны для восстановления после конфликта. Это позволяет защитить достоинство жертв вооруженных конфликтов и сообществ, к которым они принадлежат, в долгосрочной перспективе, а также повышает стойкость людей и способствует скорейшему примирению после конфликта.

МККК призывает больше государств присоединиться к договорам о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Данные договоры очень конкретны, однако выполнение многих их положений требует их внедрения в национальные законодательства государств. Уже многие годы МККК помогает государствам ратифицировать соответствующие договоры и внедрять их в национальное законодательство, публикуя различные руководящие документы, в том числе модельный закон, набор инструментов по ратификации (на англ. яз.) и информационный бюллетень (на англ. яз.).

В 2016 г. МККК подписал c Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Меморандум о взаимопонимании в целях дальнейшего укрепления взаимодействия в данной сфере. Это первое подобное соглашение между данными организациями. Соглашение обязывает как МККК, так и ЮНЕСКО способствовать дальнейшей ратификации соответствующих международных инструментов, давать практические рекомендации, сотрудничать в сфере распространения знаний и наращивания потенциала, а также, в случае необходимости и в полном соответствии со сложившимися методами работы обеих организаций, координировать их действия по защите культурных ценностей, которые могут оказаться под угрозой во время вооруженных конфликтов.


Отличительная эмблема для обозначения культурных ценностей согласно Гаагской конвенции 1954 года

Таким образом, защите подлежат, с одной стороны, гражданские объекты, сами по себе являющиеся культурными ценностями, а с другой — объекты, в которых хранятся или экспонируются культурные ценности.

Впервые вопрос о защите культуры и культурных ценностей был поднят в 19 веке. 27 июня 1874 г. в Брюсселе 15 Европейских государств организовали встречу с целью разработки проекта международного соглашения о законах и обычаях ведения воины , что положило начало дальнейшему обсуждению и принятию международных соглашений, конвенций и резолюции ООН.

До 1935 г. правовое положение объектов, представляющих собой культурные ценности, в период ведения военных действий регулировалось главным образом Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. (IV Гаагская конвенция) и Положением о законах и обычаях сухопутной войны.

В 1935 г. был принят Вашингтонский пакт — Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников. Вашингтонский пакт предусматривает защиту культурных объектов как в мирное, так и в военное время.

Огромный ущерб, нанесенный мировой культуре гитлеровскими войсками во время Второй мировой войны, обусловил необходимость дальнейшей разработки международно-правовых актов. В связи с этим 14 мая 1954 г. были приняты Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Исполнительный регламент Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Протокол к конвенции.

Гаагская конвенция 1954 г. — это первое международное соглашение универсального характера, в котором кодифицированы многие нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Однако изменения в характере военных действий, проявившиеся в вооруженных конфликтах во второй половине XX в. привели к необходимости совершенствования ряда положений Конвенции 1954 г. путем принятия Второго протокола на Дипломатической конференции в Гааге 26 марта 1999 г. Российская Федерация не является участницей Второго протокола к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.

Кроме указанных международных договоров нормы о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта нашли также отражение в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним 1977 г.

Последним из значимых международно-правовых документов в свете защиты культурных ценностей стала резолюция СБ ООН 2347 от 24 марта 2017 г.

Культурным ценностям должна быть обеспечена как минимум общая защита , т.е обязательство каждого государства подготовить еще в мирное время охрану ценностей от возможных последствий вооруженного конфликта.

Конвенция 1954 г. оставляет за каждой стороной свободу широкого выбора мер, которые она пожелает принять для охраны культурных ценностей на своей территории. Более четко в этом смысле сформулирована ст. 5 Второго Протокола 1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г. В ней указаны конкретные подготовительные меры, которые могут приниматься государствами в мирное время для защиты культурных ценностей от предвидимых последствии вооруженного конфликта . Эти меры включают, в частности: составление перечней; планирование чрезвычайных мер по защите от пожаров и разрушения конструкций; подготовку к вывозу движимых культурных ценностей или обеспечение должной защиты этих ценностей на местах; назначение компетентных властей, отвечающих за охрану культурных ценностей.

Кроме этого, государства — участники Конвенции 1954 г. обязуются :

  • запрещать использование культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;
  • воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против культурных ценностей;
  • запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении культурных ценностей;
  • запрещать реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Договаривающейся Стороны;
  • воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей (ч. 3 ст. 4 Конвенции 1954 г.).

Режим специальной защиты не принес ожидаемых результатов в деле защиты культурных ценностей, что привело к появлению режима усиленной защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, который применяется к ценностям, занесенным в Международный список культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой.

Критерии, предусмотренные Вторым Протоколом 1999 г. для включения в Список, менее строги, чем для внесения в Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой. Так, культурные ценности должны удовлетворять трем условиям :

  • они являются культурным наследием, имеющим огромное значение для человечества;
  • они охраняются благодаря принятию на национальном уровне надлежащих правовых и административных мер;
  • они не используются для военных целей.

Протокол 1999 г. дополнил Конвенцию 1954 г. рядом новых положений, касающихся ссылки на военную необходимость. Так, согласно ст. 6 Второго протокола 1999 г. нарушение обязательства воздерживаться от совершения враждебного акта против культурных ценностей со ссылкой на крайнюю военную необходимость может допускаться, когда:

Картина

Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, имеющие художественную и имущественную ценность, созданные человеком в рамках осуществления творческой деятельности и оказывающие определенное влияние в рамках эстетики, науки, истории.

Предмет, обладающий подобной ценностью, может содержать в себе как художественную информацию, так и данные в рамках науки, истории. Такой предмет способен вызвать у человека зрительное, эстетическое, слуховое наслаждение, повлиять на органы чувств.

Признаки культурных ценностей

Есть несколько главных признаков, позволяющих классифицировать определенный предмет к рассматриваемой категории:

  • универсальность — объект представляет ценность как результат авторского творческого труда;
  • незаменимость — не может быть создано 2-х абсолютно идентичных культурных ценностей;
  • уникальность — каждый предмет культурной ценностей несет в себе уникальный творческий посыл и идею;
  • временной характер — культурная ценность и значимость может со временем меняться;
  • цена — культурные ценности могут быть оценены в денежном эквиваленте;

Важно учесть, что материальная ценность предметов искусства не обладает точным и постоянным выражением, может изменяться. С учетом этого вопрос о правомерности добавления указанного критерия в юридическую формулировку еще и сейчас вызывает много дискуссий. Его изучением занимаются различные мировые юридические авторы. Для этого они принимают во внимание ряд условий: уровень развития рынка, развитость общества и т.д.

Разновидности культурных ценностей

В статье 1 Конвенции о защите ценностей культуры при возникновении военного конфликта предоставляется классификация всех культурных ценностей, которые можно дифференцировать на 3 категории:

  • Непосредственно культурные ценности, к числу которых принято относить: архитектурные, исторические, светские памятники; монументы и мемориалы искусства, сферы религии; археологические месторасположения; архитектурные ансамбли, имеющие действительный интерес с точки зрения художества, истории, произведения искусства; манускрипты и свитки, книги и прочие предметы, имеющие существенное значение в области художества, истории, археологии. К первой категории культурных ценностей еще принято относить научные коллекции, литературные собрания, имеющие большую значимость, материалы архивов и т.д.
  • Сооружения, предназначенные для хранения движимых культурных ценностей, которые относятся к первой категории, выставления их в качестве экспонатов для демонстрации людям. К данной категории можно отнести музеи, библиотеки больших размеров, хранилища архивов.
  • Центры, в которые собраны культурные ценности. К данной категории можно отнести центры, в которых находится большое количество культурных ценностей. В качестве яркого примера можно назвать Казанский Кремль, который считается памятником архитектуры и истории. А на его территории расположено много прочих важных культурных ценностей.

Формы культурных ценностей

  • материальный аспект культурной ценности подразумевает, что это в основном вещь, имеющая своего владельца.
  • духовный аспект – наличие у предмета особенной значимости с точки зрения культуры.

Различные подходы в области науки стали базисом для развития 2 научных школ, которые пропагандируют разные варианты юридического регулирования оборота культурных объектов.

Примеры культурных ценностей

Рассмотрим примеры материальных и нематериальных культурных ценностей

Материальные ценности

  • Сооружения, строительные объекты, религиозные предметы, технологии, которые считаются уникальными для определенной территории с точки зрения истории и культуры;
  • Исторические ценности, которые касаются событий народов в различные периоды истории, развития общественности, государства, научной и технической страницы истории. Эти ценности связаны с жизнью известных исторических людей, их деятельностью;
  • Предметы, их фрагменты, которые были добыты благодаря археологическим раскопкам;
  • Ценности с точки зрения художества. К ним принято относить картины, скульптурные произведения, которые обладают оригинальностью, художественные композиции;
  • Предметы религиозного назначения, которые специально оформлены с точки зрения художества. Например, иконы, гравюры;
  • Произведения декоративно-прикладного искусства, художественные предметы, созданные представителями народного промысла, фрагменты архитектурных сооружений, памятников истории, художества, памятников монументального искусства;
  • Древние книги, редкие манускрипты и свитки, документальные памятники;
  • Архивы, к которым можно отнести фото-, кино-, видеоархивы, оригинальные и редкие музыкальные инструменты, почтовые марки;
  • Древние монеты, награды, медали, печати, различные предметы, которыми увлекаются коллекционеры;
  • Редкие коллекции, образцы флоры и фауны;
  • Прочие движимые предметы. Например, копии, которые обладают культурной важностью для истории, художества, науки, находящиеся под защитой государства исторические, культурные памятники.

Нематериальные ценности

  • Идеалы нравственности, эстетики, поведенческие нормы, стандарты;
  • Языки, диалекты, традиции и ритуалы наций, топонимы, устное и народное творчество, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства;
  • Итоги научных изысканий деятельности в области культуры, которые обладают определенной значимостью для истории, культуры. К ним можно отнести научные ценности, накопленные познания.

Правовая охрана культурных ценностей в РФ

В отношении указанных предметов действуют особенные правила эксплуатации, их защиты, перемещения. Если культурные ценности необходимо перевезти в другую страну, они всегда подвергаются сначала экспертизе. РФ не должны покидать:

  • предметы, имеющие важность для истории, художества, науки, культуры, признанные особенно важными объектами культурного наследия российского народа;
  • предметы, созданные в различные времена, охраной которых занимается государство, добавленные в охранные списки;
  • Культурные ценности, находящиеся регулярно в музеях, архивах, библиотеках, прочих хранилищах ценностей государственного уровня;
  • Культурные предметы, изготовленные более 100 лет назад.

Культурные ценности, которые были вывезены из РФ, завезены в страну с нарушением законодательства, должны быть обязательно возвращены.

С 2008 года проверкой выполнения правил оборота культурных ценностей занимается в стране специальный орган — Федеральная служба по надзору за соблюдением законов в сфере охраны культурного наследия. При невыполнении правил может быть предусмотрена даже уголовная ответственность. Например, в случаях кражи предметов, бумаг, которые имеют особенную культурную ценность для науки, художества.

Уголовная ответственность может возникнуть за:

  • контрабанду предметов культуры;
  • несоблюдение зафиксированных сроков возврата в РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния российских народов, иностранных государств, которые были вывезены за пределы страны;
  • уничтожение, повреждение исторических, культурных, природных комплексов, объектов, защитой которых занимается государство, предметов, бумаг, обладающих ценностью с точки зрения истории, культуры.

Заключение

Культурные ценности – главный элемент цивилизации, культуры народов. Их изучение позволяет добиться взаимного понимания, уважения между нациями. Сегодня любая страна должна заниматься охраной своего культурного достояния, которое состоит из определенных ценностей, имеющихся на его территории. Государство должно предотвращать их незаконный вывоз и ввоз, предоставление на них права владения другим лицам, организациям.

Читайте также: