История возникновения культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Продолжаем читать учебник))
Понятие "культура" центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в оборот современной европейской мысли со второй половины XVIII века, хотя представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово "культура" происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность - единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятие "культура" вкладывали и вкладывают различный смысл.
Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от "диких", "некультурных варваров".
- Так, эллины это кто такие?
- Ну это же древние греки.
- А почему они "эллины"?
- Кажется, они сами так себя называли.
- А как будет "культура" на древнегреческом языке?
- А какая разница.
- Ну интересно просто.

- А мне еще интересно, у древних греков, значит, культура была, а слова для обозначения этого понятия не было? О_о
- Почему не было? Было, наверное. Древнегреческое такое слово)))
- Нет, а какое?
- Вот тебе:
Πολιτισμός
- Но это же из современного греческого языка!
- Ну и что. Тут главное - суметь прочитать, что этими значками написано))
- Что-то на "политикос" похоже! . Или, скорее, "политисмос"))
- То есть для древних римлян культура - это сельское хозяйство, а для греков культура - это политика? О_о
- . Ну зачем нам эти филологические дебри?
- Просто интересно: значит, в нашем языке культура "культурная" (от латинского языка произошла), а в греческом языке культура "политическая" :) То есть это слово у них свое, не от латинского корня! А почему?
- А почему должно быть наоборот? Это римляне у греков культуру заимстствовали, а не наоборот, насколько мне известно.
- Значит, для древних греков "некультурный человек" - это который ничего не понимает в политике? :))
- Ага. Еще бы знать, что они понимали под "политикой" :)
- Кстати: политика, оказывается, это ГРЕЧЕСКОЕ слово! Вот:
Πολιτικά (Гугл переводил))
- Это открытие)) Значит, культура - слово латинское, а политика - греческое. Но в Древней греции политика - это и была культура))
- Ну, это мы не знаем.
- Но у меня сложилось такое впечатление. Что для древних греков культура = воспитание, поэтому и варвары "некультурные", потому что невоспитанные! "Политически необразованные"))
- Но для "воспитания" у греков другое слово есть.
- Ну и что, у "воспитания" много значений, одно из них - образованность в смысле напичканности знаниями, а другое - культура.
- Куда-то нас в дебри понесло. Давай выруливать к тексту!

В Средние века слово "культура" ассоциировалось с личными качествами, с признаками личного совершенствования.
- Доказательства где.
- Ну, наверное, когда будем "проходить" культуру Средних веков, сами найдем))

В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу.
- А это что за вас ист дас - гуманистический идеал?
- Идеал - это то, что ДОЛЖНО быть, гуманистический = человеческий; значит, "гуманистический идеал" = "идеал человека", идеальный человек.
- В представлении КОГО?
- В представлении ГУМАНИСТОВ))))
- А чиста конкретна?
- Чиста конкретна из эпохи Возрождения я никого, кроме Леонардо да Винчи, сейчас не помню. Но чтоб он вот так себя "гуманистом" заклеймил - не было такого))
- А кто был гуманистом эпохи Возрождения?
- О, нам еще предстоит это узнать)) Но во всяком случае, то, что никого конкретно здесь не упомянули, означает только то, что эти граждане ничего не сделали для науки культурологии))
- Правда?
- Ну, это я так ДУМАЮ. Сказали же - культурология началась как отдельная наука во второй половине XVIII века.
- Нет, не так сказали! Сказали, что ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРА "
вошло в оборот современной европейской мысли со второй половины XVIII века", а не культурология началась как наука.
- А вообще кто первый начал? Кто первый произнес слово "культурология"? О_о . И что значит "понятие культура вошло в оборот"?
- Его взяли в оборот европейцы, пишущие о культуре, во второй половине XVIII века.
- А кто конкретно были эти европейцы? Мы кроме Дж.Вико, никого не знаем :(
- Вико УМЕР, когда еще не наступила вторая половина XVIII века. Так что он был "предшественником", а все самое интересное началось уже после него. Ладно, читаем дальше!

Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической (*)

Долгое время понятия "культура" и "цивилизация" были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804).
-О! Вот и нашелся "виновник" отделения культуры от цивилизации))
. а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936) и вовсе противопоставил их.

В ХХ в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает налет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности, освобождение от бремени повседневности.
- Вот я сейчас ничего не поняла из того, что он сказал.
- Он сказал, что из научных представлений о культуре исчез романтизм и духовность.
- Духовность из культуры не может исчезнуть, иначе какая же это "культура"?
- Ну, может, это в Незнайкиных представлениях культура - это что-то такое обязательно "духовное", а в научных представлениях уже нет.
- Я не понимаю, как это!
- Ну давай еще почитаем.

Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает.
- А религия - это культура? Если да, то культура спасает и оправдывает, потому что религия делает это))
-. Религия - это разновидность культуры)) Короче, я не знаю. Но думаю, что религия - это одно, а культура совсем другое.
- Наверное, Сартр хотел сказать, что не надо делать из культуры религию?
- Не знаю. Но то, что религия - часть культуры, это точно.
- Ты это говоришь, потому что уже всю эту книжку прочитала, а так нечестно!
- Ничего нечестного, это жевательный блог, и мы будем медленно жевать, - а то, что я прочитала, у меня все равно тут же из головы выскочило)) Но что-то вот осталось)) Поехали дальше.

. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.
- :))) или другие части тела:

Оригинально расшифровывал понятие "культура" Н.К.Рерих (1874-1947). Он разбивал его на две части: "культ" - почитание, "ур" - свет, те.е почитание света.
- Ну прям по Задорнову.
- Или наборот.
. Следовательно, девиз Н.К. Рериха "Мир через культуру" в свою очередь должен расшифровываться как "Мир через почитание света", т.е. через утверждение светоносного начала в душах людей.

На этом описание истории возникновения и развития понятия "культура" в книге закончено. Дальше автор рассказывает, что же нам следует понимать под культурой, но это мы обсудим в следующем "посте"))

А мы пока подведем краткие итоги. ИТОГО (что я вынесла, - не подглядываю!):
1) понятие "культура" возникло в Древнем Риме. То есть там возникло само слово, которым потом стали обозначать понятие "культура". В Древней Греции культура была, а слова не было)) Там вместо сельскохозяйственного слова "культура" употребляли слово "политисмос" и невоспитанных древних варваров считали некультурными;
2) в Средние века культурным считали человека, обладающего какими-то личными достижениями;
3) в эпоху Возрождения заговорили о гуманизме и культурным стали считать какого-то несуществующего идеального человека;
4) в эпоху Просвещения (вторая половина XVIII века) культура стала синонимом разумности. Автор переходит на личности и упоминает Дж.Вико, Ш.Л. де Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера;
5) XIX век был омрачен приходом Карла Маркса с его "Капиталом", материализмом и общественно-экономическими формациями. Культуру К.Маркс считал вторичной, производной от "экономического базиса" (это я еще с университетских времен помню))
6) Отделение понятия "культура" от понятия "цивилизация": начато И.Кантом (XYIII в.), окончательно завершено О.Шпенглром (XX в).
7) "Культура - не религия, а зеркало", - примерно так сказал Ж.П.Сартр (XX в)
8) "Культура = культ + ура", - догадался Рерих. И сказал он, что культура несет свет)) . И мы вернулись в эпоху Просвещения.
- Почему?
- Ну там же тоже "свет несли"!
- Они несли "свет знаний", а культура - это не только знания!
- А что такое "культура"? О_о
- вот об этом мы и поговорим в следующий раз)))


Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

Содержание

Различные определения культуры

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации [1] : Культура понимается как…

История термина

Античность

В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.



В латинском языке слово имеет несколько значений:

  • возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);
  • земледелие, сельское хозяйство Vr, Q, H;
  • воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);
  • поклонение, почитание (potentis amici H) [5] .

В Европе в XVII—XVIII веках



Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли.

В России в XVIII—XIX веках

Природа — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования. [10]

Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений. [11]

В России в XIX—XX веках



Сходные идеи развивал и Николай Бердяев:

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. [13]



Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. [14]

В этой же статье он пишет:

Периодизация истории культуры

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

    (до 4 тыс. до н. э.);
  • Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;
  • Культура Средних веков (V—XIV вв.);
  • Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.);
  • Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.);

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Культура и природа

Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии.

Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура.

Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации. Не трудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в работах И. Г. Гердера, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха [18] .

Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

Современное понимание культуры

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Культура антропологическая — со стороны деятельности — есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества.

Культура информационно-семиотическая — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).

Культура и цивилизация

Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер

Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.

Культура как мировоззрение

Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди могут изучать её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.

За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.

Помимо указанных процессов, на элементы культуры оказывает сильное влияние миграция людей. Такой феномен, как колониальная экспансия, а также массовая миграция, в том числе в виде работорговли, стали значимым фактором, влияющим на разные культуры. В результате некоторые сообщества приобрели значительную неоднородность. Некоторые антропологи утверждают, что такие группы объединяются общей культурой, преимуществом которой является возможность изучения разнородных элементов в качестве субкультур. Другие же утверждают, что единой культуры существовать не может, а разнородные элементы формируют мультикультурное сообщество. Распространение доктрины мультикультурности совпало со всплеском движений по самоидентификации, требующей признания культурной уникальности социальных подгрупп.

Культура как нормы поведения

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

  • Жизненные ценности
  • Нормы поведения (материальные произведения)

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Обобщенное определение культуры

Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

Позитивный опыт и знания — это опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого им используются.

Под ассимиляцией понимается процесс преобразования сущности, при котором сущность становится активной частью другой сферы жизни. Ассимиляция связана с изменением формы сущности.

Активная часть сферы жизни — это та часть, которая оказывает влияние на человека.

Академик В.С. Степин определил культуру как систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях [19] .

Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры — строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

Понятие субкультуры

Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление.

Изменения в культуре

Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика — упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода

  • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами
  • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
  • природные ресурсы
  • коммуникационный
  • культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте)
  • хозяйственные технологии
  • социальные институты и организации
  • ценностно-смысловой
  • рационально-познавательный

Изучение культуры

Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных — культурология, культурные исследования, культурная антропология, философия культуры, социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы [20] [21] . Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies ) [22] . Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры [23] . Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры [24] .

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Добавить иллюстрации.

Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяющих осветить объект статьи с разных сторон.

Как появилась культура

Примеры культурной деятельности у первобытных людей

Жизнь наших далеких предков в эпоху каменного века была исключительно тяжелой и очень опасной. Они долгое время не умели использовать огонь, располагали лишь самыми примитивными орудиями труда. Средняя продолжительность жизни тогда составляла лишь около 22 лет. Но даже в ту суровую эпоху находились люди, оставившие своим далеким потомкам следы своей культурной деятельности, какие-то нравственные ценности. Ученые-археологи нашли множество наскальных рисунков, изображающих сцены охоты или бытовой жизни. Разумеется, в большинстве своем они весьма примитивны, но важен сам факт их наличия.

В последующие времена, по мере того как люди научились использовать огонь, изготавливать более совершенные орудия труда, а также освоили земледелие, их жизнь существенно облегчилась. Теперь им не приходилось тратить практически все время и силы на добычу пропитания. Соответственно, следы их культурной деятельности, относящиеся к этому периоду, попадаются гораздо чаще. И это уже не только наскальные рисунки, причем, исполненные на гораздо более высоком уровне, но и всевозможные поделки - фигурки, украшения.

Очень много таких рисунков и украшений было найдено в пещерах Кроманьон, Комбарель, Альтамира и целом ряде других.

Расцвет культуры в древних государствах

По мере дальнейшего развития общества и замены первобытно-общинного строя рабовладельческим, заметно рос и уровень культуры людей. Строились просторные, красивые здания как для жилых целей, так и для отправления религиозных культов. Храмы украшали статуями богов, настенными росписями.

Мастера-ювелиры создавали украшения из драгоценных металлов и камней. Жрецы Древнего Египта и Месопотамии изучали движение небесных тел, создавая астрономические календари. Исключительно высокого уровня достигла культура в Древней Греции.

Многие произведения древнегреческих архитекторов, скульпторов, мастеров художественного слова вошли в золотой фонд культуры человечества.

Римляне, завоевавшие многие страны, включая греческие государства-полисы, сохранили и приумножили их культурное наследие. Так и появилась культура.


Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

Содержание

Различные определения культуры

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации [1] : Культура понимается как…

История термина

Античность

В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.



В латинском языке слово имеет несколько значений:

  • возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);
  • земледелие, сельское хозяйство Vr, Q, H;
  • воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);
  • поклонение, почитание (potentis amici H) [5] .

В Европе в XVII—XVIII веках



Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли.

В России в XVIII—XIX веках

Природа — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования. [10]

Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений. [11]

В России в XIX—XX веках



Сходные идеи развивал и Николай Бердяев:

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. [13]



Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. [14]

В этой же статье он пишет:

Периодизация истории культуры

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

    (до 4 тыс. до н. э.);
  • Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;
  • Культура Средних веков (V—XIV вв.);
  • Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.);
  • Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.);

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Культура и природа

Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии.

Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура.

Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации. Не трудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в работах И. Г. Гердера, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха [18] .

Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

Современное понимание культуры

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Культура антропологическая — со стороны деятельности — есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества.

Культура информационно-семиотическая — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).

Культура и цивилизация

Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер

Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.

Культура как мировоззрение

Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди могут изучать её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.

За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.

Помимо указанных процессов, на элементы культуры оказывает сильное влияние миграция людей. Такой феномен, как колониальная экспансия, а также массовая миграция, в том числе в виде работорговли, стали значимым фактором, влияющим на разные культуры. В результате некоторые сообщества приобрели значительную неоднородность. Некоторые антропологи утверждают, что такие группы объединяются общей культурой, преимуществом которой является возможность изучения разнородных элементов в качестве субкультур. Другие же утверждают, что единой культуры существовать не может, а разнородные элементы формируют мультикультурное сообщество. Распространение доктрины мультикультурности совпало со всплеском движений по самоидентификации, требующей признания культурной уникальности социальных подгрупп.

Культура как нормы поведения

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

  • Жизненные ценности
  • Нормы поведения (материальные произведения)

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Обобщенное определение культуры

Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

Позитивный опыт и знания — это опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого им используются.

Под ассимиляцией понимается процесс преобразования сущности, при котором сущность становится активной частью другой сферы жизни. Ассимиляция связана с изменением формы сущности.

Активная часть сферы жизни — это та часть, которая оказывает влияние на человека.

Академик В.С. Степин определил культуру как систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях [19] .

Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры — строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

Понятие субкультуры

Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление.

Изменения в культуре

Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика — упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода

  • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами
  • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
  • природные ресурсы
  • коммуникационный
  • культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте)
  • хозяйственные технологии
  • социальные институты и организации
  • ценностно-смысловой
  • рационально-познавательный

Изучение культуры

Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных — культурология, культурные исследования, культурная антропология, философия культуры, социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы [20] [21] . Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies ) [22] . Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры [23] . Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры [24] .

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Добавить иллюстрации.

Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяющих осветить объект статьи с разных сторон.

Читайте также: