Специфика естественнонаучного познания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Естествознание система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Е. — одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.

Предмет и цели естествознания — различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия — пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. "Предмет естествознания — движущая материя. Познание различных форм движения. является главным предметом естествознания" (Энгельс Ф., Маркс).

Природа, которая служит предметом Е., рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Е. как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.

Цели Е. — двоякие: 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.

Специфическими чертами естествознания, отличающими его от теологии и философии, являются:

— эмпирическая обоснованность, возможность опытной проверки понятий и теорий, их подтверждения или опровержения фактами;

— ориентация на практически полезные, в конечном счете, знания, позволяющие прогнозировать ход событий, управлять природными процессами с целью удовлетворения человеческих потребностей;

— стремление к объективности, к отделению объекта от субъекта познания, к выражению действительного соотношения вещей, независимого от человеческого сознания;

выявление каузальных связей в мире вместо телеологических отношений;

— полная открытость научных знаний для критики.

4.Внутренние закономерности развития естествознания.

Закономерности и особенности развития естествознания – те, которые присущи всякой науке, но с учётом специфики изучаемого им предмета. Это а) обусловленность практикой (в конечном счёте);

б) относительная самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;

в) преемственность в развитии идей и принципов Естествознания, теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы;

г) постепенность развития Естествознания при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ Естествознания, всей системы понятий и принципов Естествознания, всей естественнонаучной картины мира.

Необходимым условием развития Естествознания является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных неясных вопросов Естествознания, открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.

Естествознанию в период его становления нужно было освободиться от канонов теологии и умозрительной философии, обосновать свою специфику по сравнению с ними. Требовалось показать, что познание мира вправе опираться на наблюдения, эксперименты и математику, а не на авторитет Библии или древних философов.

Специфическими чертами естествознания, отличающими его от теологии и философии, являются:

— эмпирическая обоснованность, возможность опытной проверки понятий и теорий, их подтверждения или опровержения фактами;

— ориентация на практически полезные, в конечном счете, знания, позволяющие прогнозировать ход событий, управлять природными процессами с целью удовлетворения человеческих потребностей;

— стремление к объективности, к отделению объекта от субъекта познания, к выражению действительного соотношения вещей, независимого от человеческого сознания;

— выявление каузальных связей в мире вместо телеологических отношений;

— полная открытость научных знаний для критики.

Важный вклад в определение специфики естественных и социально-гуманитарных наук внесли ведущие представители баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт. Они полагали, что естествознание и гуманитарные науки различаются не по предмету, а по методу. Естествознание стремится установить общие понятия и законы, чтобы объяснять с их помощью отдельные явления. Метод естествознания они называли номотетическим (т. е. устанавливающим закон) или

генерализирующим (т. е. обобщающим). Исторические науки нацелены на познание индивидуального, своеобразного, особенного. Их метод — идиографический (от греч. ίδιος = своеобразный), т. е. метод, описывающий своеобразие, или индивидуализирующий. Иначе говоря, различаются науки о законах и науки о событиях.

Предметы социально-гуманитарного познания требуют от исследователя вчуствования, вживания, сопереживания, отождествления себя с ними, понимания их целей и предназначений. Они могут представлять собой тексты, памятники, произведения, орудия, жесты, социальные институты и структуры. Исследователь истолковывает их как проявления жизни, души, духа.

Предметы естествознания представляются как объекты, противоположные субъекту. Они исследуются не как выражения жизни или души. Исследователь не отождествляет себя с ними, не стремится к сопереживанию, подходит к ним не изнутри, а извне, анализирует, разлагает их на бездушные элементы, подвергает их воздействиям при помощи экспериментальных средств, не опасаясь, что причинит им страдания.




Естествознанию в период его становления нужно было освободиться от канонов теологии и умозрительной философии, обосновать свою специфику по сравнению с ними. Требовалось показать, что познание мира вправе опираться на наблюдения, эксперименты и математику, а не на авторитет Библии или древних философов.

Специфическими чертами естествознания, отличающими его от теологии и философии, являются:

— эмпирическая обоснованность, возможность опытной проверки понятий и теорий, их подтверждения или опровержения фактами;

— ориентация на практически полезные, в конечном счете, знания, позволяющие прогнозировать ход событий, управлять природными процессами с целью удовлетворения человеческих потребностей;

— стремление к объективности, к отделению объекта от субъекта познания, к выражению действительного соотношения вещей, независимого от человеческого сознания;

— выявление каузальных связей в мире вместо телеологических отношений;

— полная открытость научных знаний для критики.

Важный вклад в определение специфики естественных и социально-гуманитарных наук внесли ведущие представители баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт. Они полагали, что естествознание и гуманитарные науки различаются не по предмету, а по методу. Естествознание стремится установить общие понятия и законы, чтобы объяснять с их помощью отдельные явления. Метод естествознания они называли номотетическим (т. е. устанавливающим закон) или

генерализирующим (т. е. обобщающим). Исторические науки нацелены на познание индивидуального, своеобразного, особенного. Их метод — идиографический (от греч. ίδιος = своеобразный), т. е. метод, описывающий своеобразие, или индивидуализирующий. Иначе говоря, различаются науки о законах и науки о событиях.

Предметы социально-гуманитарного познания требуют от исследователя вчуствования, вживания, сопереживания, отождествления себя с ними, понимания их целей и предназначений. Они могут представлять собой тексты, памятники, произведения, орудия, жесты, социальные институты и структуры. Исследователь истолковывает их как проявления жизни, души, духа.

Предметы естествознания представляются как объекты, противоположные субъекту. Они исследуются не как выражения жизни или души. Исследователь не отождествляет себя с ними, не стремится к сопереживанию, подходит к ним не изнутри, а извне, анализирует, разлагает их на бездушные элементы, подвергает их воздействиям при помощи экспериментальных средств, не опасаясь, что причинит им страдания.

Наиболее важными характеристиками научного знания являются объективность, системность, проверяемость, обоснованность. В отличие от обыденного знания научное знание системно; в отличие от интуитивно-мистического знания оно – объективно; в отличие от искусства – оно рационально и выражено посредством понятий, суждений и умозаключений; в отличие от религиозного знания оно антидогматично; в отличие от философского знания – оно логически и эмпирически обосновано; в отличие от паранаучного знания – оно интерсубъективно, всеобще и проверяемо.
Научное познание отличается от других видов познания тем, что в науке применяются методы измерения, наблюдения, экспериментальный метод, метод идеализации и абстрагирования, аксиоматико-дедуктивный метод, метод индукции, теоретические методы системно и последовательно.
В целом проблема демаркации, отделения научного знания от других типов знания является сложной проблемой в рамках философии науки, по ней велось много споров и более подробно эту тему мы рассмотрим чуть позже.

Проблема происхождения науки является очень важной, ее решение предполагает реконструкцию процесса перехода человечества от мифа к логосу. Для решения этой проблемы необходимо уяснить причины и предпосылки формирования науки.

59. Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур.

Естественнонаучный и гуманитарный типы культуры различаются по многим критериям, однако такие различия не стоит абсолютизировать, поскольку в общей системе культуры эти типы комплементарны (взаимно дополняют друг друга). Поэтому следует обратить внимание на ведущие проявления их единства.

Такое единство определяется происхождением любого типа культуры — т.е. результатом деяний разума и рук человеческих.

Каждый из двух типов культур осваивает свою сторону природы человека — либо природную, либо социальную. Однако двуединая биосоциальная природа человека образует целостность конкретной личности и человеческого рода в целом, эта целостность образует методологический базис единства двух культур и их активного взаимодействия.

Особо следует выделить мировоззренческие основания рассматриваемого единства.

Такое общее миропонимание как целостное духовное образование тем не менее включает две составляющих — естественнонаучное мировоззрение и социально-гуманитарное. Поэтому формирование мировоззрения опирается как на знания о природе, так и на знания о человеке, обществе и культуре.

Окружающая человека природно-социальная реальность имеет синкретичный (нерасчлененный) характер, отдельные явления окружающего мира (природные и социальные) тесно взаимосвязаны, поэтому разделение культуры на естественнонаучную и гуманитарную является в определенной мере искусственным. Научное осмысление целостности окружающего мира заставляет исследовать сложные социально-природные объекты и приводит к интеграции систем знания, прежде относившихся к противостоящим друг другу культурам, в междисциплинарные научные направления: экологию, генную инженерию и т.д. Исследование и решение подобного рода проблем может быть эффективным лишь на пути взаимодействия двух типов культур.

60. Закономерности развития современной науки.

Наука подчиняется в своем развитии внутренним законам. Важнейшими закономерностями развития науки считаются следующие:

1. Соцокультурная, цивилизационная обусловленность развития наукипотребностями человека, общества и общественно-исторической практики. Практика, в конечном счете, – главная движущая сила, источник развития науки. В истории наблюдается растущая зависимость развития науки от общественных отношений.

2. Относительная самостоятельность развития науки. Практика ставит перед наукой задачи, но решение этих задач может быть обеспечено только тогда, когда само научное познание достигло определенной ступени зрелости. Этот процесс реализации движения научного познания совершается в формах последовательного перехода от познания явлений к познанию сущностей, от сущностей менее глубокого порядка ко все более глубоким уровням.

3. Преемственность и новаторство в развитии идей и принципов, теорий, понятий, методов. Преемственность выражается в неразрывности человеческого осознания действительности, в движении научного познания как внутренне единого, целенаправленного процесса. Накопленный потенциал знаний не отбрасывается, а наследуется путем критического переосмысления.

4. Дихотомическое деление и соединение как общенаучный закон. В диалектике и науке существуют дихотомии. Это полярные категории понятия, но известно, что части должны сообразоваться с целым. В науке существует разделение и взаимосвязь всех ее частей. Взаимосвязь частей науки определяет историческую последовательность возникновения ее отдельных отраслей.

5. Закон единства эволюции и революции в развитии науки. Наука включена в общий контекст развития цивилизации и культуры, эволюционных и революционных изменений. Постепенное развитие науки чередуется с периодами научных революций. Эволюционное развитие – это экстенсивное движение, накопление знаний и фактов, уточнение уже принятых теорий, понятий и принципов. Революция – это, согласно взглядам Т. Куна, смена научной парадигмы, т.е. совокупности научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенную эпоху. В истории западных наук можно выделить несколько этапов. Переход с одного на другой характеризовался научной революцией. Средневековая наука опиралась на понимание природы как создания Творца (Ф. Аквинский). Наука XVII-XIX веков рассматривала природу как объективную материальную систему (Декарт, Бэкон). Неклассическая наука в начале ХХ в. отбросила все предшествующие установки и включила субъективный элемент в природу познания (деятельность человека). Пост-неклассическая наука конца ХХ в. обращается к оценочному, нравственному компоненту мира.

6. Интенсивное и экстенсивное как закономерность развития науки. И углубление познания в сущность отражаемого предмета (интенсивное развитие), и расширение достигнутого объема знания (экстенсивное развитие) выводят на новые фазы достигнутого знания предмета. Экстенсивное развитие подготавливает интенсивное, создает ему почву, является его предпосылкой, из которой возникает возможность нового цикла интенсивного развития знания.

7. Постоянное ускорение темпов развития науки. Сегодня 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, – наши современники. В XX в. мировая научная информация удваивалась каждые 10-15 лет. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век. Компьютеризация науки резко повышает производительность ученого.

8. Превращение науки во всеобщую производительную силу. Наука теперь выполняет ведущую роль в технических преобразованиях, в коренной перестройке производительных сил общества. Наука соединяется с производством.

9. Дифференциация и интеграция наук. Накопление научных знаний ведет к появлению все новых отраслей научного знания. Современную науку характеризует системная сложность. Она включает в себя около 15 тысяч различных научных дисциплин (во времена Аристотеля их было около 20). Вместе с дифференциацией идет процесс интеграции научных знаний, возникают мегадисциплины, включающие ряд наук. Науки настолько проникли друг в друга, что актуальной стала проблема единой науки. Происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, растет значение междисциплинарных исследований. Сегодня прикладные поиски идут вплотную за лабораторными исследованиями.

Методология естественнонаучного познания - тип раци­онально-рефлексивного зна­ния, направленный на изуче­ние, совершенствование и конструирование методов позна­ния мира в естествознании, выявление механизмов станов­ления и функционирования нового научного знания, его философской и социокультурной детерминации, обоснова­ние этико-гуманистических приоритетов, междисципли­нарных стратегий и прогнозов развития.

Как особая отрасль методология естествознания начина­ет оформляться в XVII в. благодаря исследованиям Ф. Бэко­на и Р. Декарта, специально изучавшим методы науч­ного познания и являющимся основоположниками соответ­ственно эмпиризма и рациона­лизма. Значительный вклад внесли в разработку методологических проблем Т. Гоббс, И. Ньютон, Г.-В. Лейбниц, И. Кант. В этот период методо­логия научного познания, как и само научное познание, еще не выделилась из философии.

В первой половине XIX в. происходит становление дис­циплинарного естествозна­ния, оно полностью отделяется от философии, становясь самостоятельной областью позна­вательной деятельности. К середине XIX в. начинают фор­мироваться основы спе­циализированной методологии есте­ственных наук (Милль, Уэвелл, Джевонсон и др.).

В конце XIX - начале XX в. важную роль в становлении методологии естественных наук сыграл позитивизм (второй его этап - эмпириокритицизм, связанный с осмыслением новых открытий в науке).

Создание специальной и общей теории относительнос­ти, квантовой механики ини­циировало в 1920-х гг; глубин­ный методологический анализ естественных наук, законо­мерностей их развития, специальных методов познания (Эйнштейн, Бор, Борн, Гейзенберг и др.), привело к форми­рованию аналитической философии и третьего позитивиз­ма — неопозитивизма.

В 1960-е гг. большой интерес возникает к концепциям социальной детерминации ес­тественнонаучного знания, для которых характерна антиметодологическая направлен­ность (Кун, Фейерабенд).

В рамках методологии естественных наук выявляются такие проблемы, как специ­фика естественнонаучного по­знания, объекта и субъекта познания, методов познания, анализ фундаментальных методологических принципов на­учного познания.

В зависимости от специфики научного познания, выделяют следующие типы исследуемых систем: малые (простые) системы; большие (сложные) саморегулирующиеся системы; сложные саморазвивающиеся системы. Образцами малых (простых) систем высту­пают механи­ческие системы. В технике - это машины и механизмы эпохи первой про­мышленной революции. В науке - объекты, исследуе­мые механикой (образ часов).

Для описания простых систем достаточно исходить из того, что суммарные свойства их частей исчерпывающе определяют свойства целого. Часть внутри целого и вне це­лого обладает одними и теми же свойствами.

Большие системы обладают новыми характерными при­знаками. Они дифференциро­ваны на относительно авто­номные подсистемы, в которых происходит массовое, сто­хас­тическое взаимодействие элементов. В системе сущест­вует особый блок управления, пря­мые и обратные связи между ними и подсистемами, что обеспечивает целостность сис­темы. В технике - это станки с программным управле­нием, заводы-автоматы. В живой природе и обществе — это организмы, популяции, биогеоценозы, социальные объекты.

Специфические характеристики в больших саморазвива­ющихся системах приобре­тают категории целого и части, причинности и др. Целое уже не исчерпывается свойст­вами частей, возникает системное качество целого. Часть внутри целого и вне его обла­дает разными свойствами.

Новые характеристики в саморазвивающихся системах приобретают категории пространства и времени. Появление новых уровней организации сопровождается изменени­ем ее внутреннего пространства-времени.

В предыдущей лекции были отмечены противоречия между гуманитарной и естественнонаучной культурой. Эти противоречия связаны также и с различиями в методах познания мира. Различия между естественнонаучными и гуманитарными методами познания удобно представить в виде следующей таблицы.

Естественнонаучное познание

Гуманитарно-художественное

1. Носит объективный характер

Носит субъективный характер

2. Предмет познания типичен

Предмет познания индивидуален

3. Историчность не обязательна

4. Создает только знание

Создает знание, а также мнение и оценку познаваемого предмета

5. Естествоиспытатель стремится быть сторонним наблюдателем

Гуманитарий неизбежно участвует в исследуемом процессе

6. Опирается на язык терминов и чисел

Опирается на язык образов

Важно различать такие понятия, как методология и метод.

Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология естествознания - учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания. Так, например, методологическое значение имеют в естествознании законы сохранения. При любых исследованиях, теоретических построениях они должны обязательно учитываться.

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта. Ф. Бэкон [1] сравнивал правильный научный метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей. Классификация методов научного познания представлена на рис. 1,2.

Всеобщих методов в истории познания - два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.

Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.

Метафизический [2] метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

С середины 19-го века метафизический метод все больше и больше вытеснялся из естествознания диалектическим методом.

3.1. Общенаучные методы

Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы (рис.2).

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

В истории естествознания были попытки абсолютизировать значение в науке индуктивного метода (Ф. Бэкон) или дедуктивного метода (Р. Декарт), придать им универсальное значение. Однако эти методы не могут применяться как обособленные, изолированные друг от друга. каждый из них используется на определенном этапе процесса познания.

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч.Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий. фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация - это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации - таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).

Одной из первых классификаций в естествознании явилась классификация растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Для представителей живой природы он установил определенную градацию: класс, отряд, род, вид, вариация.

Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рис.3.

Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений.

Эксперимент - способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

Измерение - это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины.

В современной науке учитывается принцип относительности свойств объекта к средствам наблюдения, эксперимента и измерения. Так, например, если изучать свойства света, изучая его прохождение через решетку, он будет проявлять свои волновые свойства. Если же эксперимент и измерения будут направлены на изучение фотоэффекта, будет проявляться корпускулярная природа света (как потока частиц - фотонов).

Интуиция. Особым способом постижения истины является интуиция. Это вид знания, которое возникает как бы внезапно, как озарение у человека, долгое время пытавшегося решить мучивший его вопрос. Интуитивное познание является непосредственным - способ его осуществления не осознается человеком. Однако, после того, как задача решена, ход ее решения может быть осознан и проанализирован. Интуиция, таким образом, есть качественно особый вид познания, в котором отдельные звенья логической цепи познания остаются на уровне бессознательного.

Читайте также: