Спасо преображенский монастырь казань кратко

Обновлено: 05.07.2024

Собор входит в состав комплекса зданий Спасо-Преображенского монастыря. До настоящего времени сохранились музеефицированные археологические фрагменты собора.

Преображенский собор был построен в юго-западной части Казанского Кремля. Изначально деревянная церковь на белокаменном подклете (нижний ярус) построена в 1550-е годы и называлась Преображенской. Здесь принял постриг первый казанский архиепископ Гурий, который 5 декабря 1563 года был похоронен за алтарем Преображенского собора, а его могила стала первой на погосте Спасо-Преображенского монастыря. Позднее здесь были похоронены знаменитые священники и профессора Казанской Духовной академии, купцы и военные, чиновники.

В 1579 году деревянная церковь сгорела и на ее месте был заложен новый каменный шестистолпный пятиглавый Преображенский собор с тремя алтарными апсидами (выступ здания собора, где размещался алтарь). Собор был построен на уцелевшем каменном подклете деревянной церкви.

В XVIII веке к северной и южной стенам Преображенского собора были пристроены галереи. С юга пристроено сводчатое гульбище (терраса) на уровне нижнего яруса собора, с севера – двухэтажные галереи, нижний этаж которых имел крестовые своды, опиравшиеся на большие белокаменные пяты трапециевидной формы. Второй этаж галереи служил коридором, соединявшим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи имели большое парадное крыльцо.

В 1901 г. с западной стороны выполнен пристрой на всю ширину собора.

В 1920-е годы Спасо-Преображенский собор был взорван.

До настоящего времени сохранился его фундамент и “пещерка”. Объект музеефицирован.

Спасо-Преображенский монастырь Казань

Спасо-Преображенский монастырь Казани находилась в юго-западном углу Казанского кремля. Это заново возрождаемый монастырь Казани.

Спасо-Преображенский монастырь был основан святителем Варсонофием в 1556 году, вскоре после покорения Казани. Уже в 1558 году в монастыре возвели каменную Никольскую церковь (Николы Ратного). Соборный храм около полувека оставался деревянным (но на каменном подклете). В 1596— 1601 годах его сменил величественный каменный собор, стилистически близкий Благовещенскому собору.

На протяжении XVII столетия продолжалась постепенная замена деревянных строений каменными. На месте обретения мощей святителей Гурия и Варсонофия устроили часовню-склеп, где с тех пор погребали архиереев и знатных людей — в частности, здесь упокоился митрополит Ефрем, в 1613 году венчавший на царство первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича.

Увы, советской эпохи славный монастырь не пережил. Первым пал, еще в конце 1920-х годов, Спасо-Преображенский собор; новые утраты не заставили себя ждать.

Скоро этот заново отстроенный православный храм Казани примет свою паству.

Одним из самых древнейших и почитаемых церковных казанских памятников с 16 века считался Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на кремлевской территории слева от Спасской башни. Создан он был Св.Варсонофием в 1556, спустя 4 года после покорения Казани, на месте, указанном самим Иваном Грозным.

Время не пощадило строения этого первого казанского монастыря. И сегодня здесь можно увидеть только фундаментное основание главного храма и некоторые другие, сохранные временем и частично восстановленные постройки, в частности Братский корпус и Храм Николая Чудотворца. Но если рукописи не горят, то и храмовые комплексы со временем восстают из пепла.

спасский собор.jpg


Когда-то Спасо-Преображенский монастырь был самым древним казанским монастырем

История Спасо-Преображенского монастыря

Практически с самого первого дня после падения мусульманской Казани, по велению Ивана Грозного, мусульманский красавец-город должен был начать превращаться в город православный. Основные мусульманские мечети специально уничтожены не были, они использовались в других целях и со временем были просто съедены временем. А вот строительство новых православных храмов началось сразу же после захвата Казани.

Первыми храмами на территории Казанского Кремля, силуэты которого за считанные годы резко поменялись с мусульманских на христианские, оказались - Благовещенский, Спасский и Кирпиано-Иустинский. Следом за этим в Казанском Кремле начинают функционировать 2 монастыря, одним из которых и стал Спасо-Преображенский, основанный в 1556 году. Он занял юго-западную часть кремлевской территории, и крепостные стены ограничивали его территорию с двух сторон.

Присоединение Казани к Российскому государству изменило архитектурный облик Кремля

Присоединение Казани к Российскому государству изменило архитектурный облик Кремля

Казанская епархия была основана уже в 1555 году, и по велению самого Ивана Грозного для развития новой епархии сюда были направлены Святители Варсонофий, Гурий и Герман. Гурий был назначен архиереем, Варсонофий получил чин архимандрита, и именно он являлся основателем Спасо-Преображенского монастыря. Им же были освящены и его храмы – первый Николая Ратного и второй – Преображенский.

К середине 60-х годов 16 века в монастыре проживало уже более ста насельников. Большую помощь в работе с местным населением Варсонофию помогало знание татарского языка, который он выучил, находясь в плену у крымских татар. Дореволюционный историк Н.Загоскин пишет, что при монастыре в этот период функционировала школа, в которой обучались дети крещеных местных народов, в том числе татар, чувашей, черемисов и т.д.

Святитель Варсонофий привлекал к себе не только своими душевными человеческими качествами и знанием местного языка. Шли к нему люди и за исцелением, ибо он был знаком с приемами врачевания. Через некоторое время после смерти Святителя Гурия, Варсонофий был отправлен на службу в Тверь. Но на старости лет он возвращается доживать свой век в Казань - в свой любимый Спасо-Преображенский монастырь. Здесь он проживет еще 6 лет и будет захоронен близ Святителя Гурия, которого он сам же когда-то и отпевал.

Эти три казанских святых стояли у истоков создания православной Казани

Эти три казанских святых стояли у истоков создания православной Казани

Со временем Спасский монастырь становится довольно крупным паломническим центром региона. В братии его состоял и известный Филарет - будущий основатель монастырской обители в Раифе. Здесь же в первой половине 17 века прожил свои последние годы Св.Евфимий - учредитель Седьмиозерской пустыни, приглашенный в Казань высшим региональным духовенством.

Но частые пожары, а позже и реформа Екатерины Второй о секуляризации церковных земель постепенно ухудшили положение монастыря. В первой половине 19 века в стенах монастыря временно размещается Казанская Духовная академия.

Церковь Киприана и Иустинии тоже была уничтожена в советские годы

Церковь Киприана и Иустинии тоже была уничтожена в советские годы

Установление советской власти в Казани привело к многочисленным изменениям в привычном жизненном укладе. Осенью 1918 года Кремль был объявлен военным объектом и закрыт для гражданского населения. В нем разместились воинские подразделения. Их деятельность привела к уничтожению Спасо-Преображенского некрополя. Позже, в конце 20-х г., по решению местных властей был взорван Преображенский храм, церковь Киприана и Иустинии, великомученицы Варвары вместе с монастырской Колокольней. То есть практически все монастырские строения сметаются с лица земли до основания. Спасению мощей Св. Гурия, которые сегодня находятся в Благовещенском храме, церковь обязана верующим, а вот рака с мощами Св. Варсонофия была безвозвратно утеряна.

Архитектурный комплекс Спасо-Преображенского монастыря

Все монастырские строения вначале были возведены в деревянном виде, но постепенно и довольно быстро заменялись на каменные. Самым первым каменным строением монастыря стал храм Николы Ратного.

Храм Николая Чудотворца

Самым первым каменным храмом, уже через 4 года от начала существования монастыря (1560 г), стала Церковь Николая Чудотворца или Николы Ратного. Это название связано с тем, что основной массой данного прихода являлись кремлевские стрельцы.

Церковь была возведена в типичном новгородском стиле. Строительным материалом являлся волжский известняк, крупные блоки которого укладывались в два ряда и цементировались. Очень небольшая, одноглавая, квадратная и двухэтажная она имела длинную трапезную на западе, а на востоке полукруглый алтарный выступ.

Храм Николы Ратного имел множество икон. Самыми почитаемыми его иконами стали образы Преображения Господня и Св.Николы Ратного. Эта церковь, западная стена которой примыкала к боевому ходу прясла, считалась одной из древнейших каменных церквей города.

Каменный Храм Николы Ратного - один из старейших в Казанском Кремле

Каменный Храм Николы Ратного - один из старейших в Казанском Кремле

Мощный пожар 1815 года нанес огромный урон многим строениям центральной части Казани. Пострадали от него сооружения Иоанно-Предтеченского монастыря, досталось и кремлевским строениям. Храм Николы Ратного лишился купола, сильно были повреждены и его стены. Восстановление храма после пожара произошло в очень сжатые сроки под непосредственным руководством А.Шмидта – губернского архитектора и по его проекту. Был полностью заменен второй этаж – он стал кирпичным, поврежденные своды были заменены на коробовый свод. А трапезная храма увеличилась за счет пристроя к ней Игуменского дома.

В советский период этот храм хоть и был сильно поврежден, но кое-что он него все-таки сохранилось. Прежде всего, это большая часть белокаменного подклета 16 столетия, сводчатое одностолпное помещение под трапезной и коробовый свод храма. Купол, венчающий храм, был утрачен. В результате реставрационных работ последних лет сегодня Храм Николая Ратного не является действующим. Он – просто один из самых древних православных архитектурных памятников Казанского Кремля.

Преображенский собор

Основной храм монастыря – Преображенский - вначале был возведен деревянным, но фундамент его сразу же был сооружен из камня. Этот храм известен тем, что именно в нем принял постриг Св.Гурий - первый казанский архиепископ. Впоследствии его захоронили на образованном за соборным алтарем монастырском погосте. Место захоронения Св.Гурия положило начало созданного здесь кремлевского некрополя, где в ближайшие четыре века нашли успокоение известнейшие священнослужители, представители купечества, чиновники и прочие почетные горожане.

Здесь же был похоронен и основатель монастыря - Варсонофий, который на некоторое время уезжал служить в Тверь, однако к старости вернулся в полюбившуюся ему обитель.

Пожар 1589 года уничтожил деревянный Преображенский собор и на его каменном фундаменте начали возводить храм из камня. При данных строительных работах произошло обретение мощей Св.Варсонофия и Св.Гурия, которые стали впоследствии основными реликвиями Преображенского храма.

спасский храм кон 19.jpg

Преображенский собор и Колокольня пережили революцию и Гражданскую войну

Вновь отстроенный прекрасный Преображенский храм мог посоревноваться размером и внешним величием с кафедральным Благовещенским собором. Он был пятиглавым, шестистолпным и имел три алтарных апсиды. Самой почитаемой иконой Преображенского храма стала икона Тихвинской Богоматери, с обратной стороны которой были размещены изображения Святых Гурия и Варсонофия.

Также в 18 столетии стены Преображенского храма немного приподнимаются, его старинные главы меняются на новые, а крыша покрывается железом. Собор становится достойным украшением Казанского Кремля.

Другие строения монастыря

1670 год ознаменовался постройкой для монастырской братии Спасо-Преображенского монастыря двухэтажного Братского корпуса. В те же годы проводится перестройка верхнего этажа Никольского храма, верх которого достаивается Архимандритским домом. В третьей четверти 17 столетия над воротами кремлевской ограды была сооружена надвратная Церковь Во имя положения Честных риз Пресвятой Богородицы. Впоследствии этот храм был упразднен.

Братский корпус Спасо-Преображенского монастыря возводится в 17 веке

Братский корпус Спасо-Преображенского монастыря возводится в 17 веке

В 18 столетии Братский корпус увеличивается за счет пристройки к нему Казначейского дома, который украшается различными декоративными элементами. Возводятся на монастырской земле и новые церкви: Варваринская и Сампсона Странноприимца.

Во второй половине 19 века старую каменную колокольню монастыря по ее ветхости разобрали, а вместо нее над церковью великомученицы Варвары вознеслась вверх красивая четырехъярусная Колокольня – колокольный звон раздавался с третьего яруса, а точное время показывали часы, размещенные на четвертом.

колокольня спасопреоб собора.jpg

Колокольня Спасо-Преображенского монастыря 19 века была очень высока и красива

Одним из почитаемых святынь монастыря долгое время была Часовня-склеп, сооруженная на месте обретения святых мощей Гурия и Варсонофия с восточной стороны от Преображенского храма. Возведение данной часовни было совершено неким опальным боярином И.Е.Застолбским непосредственно на могилой Св.Гурия. Здесь же впоследствии были захоронены и сам Застолбский (Ион) и его сын Дмитрий (Нектарий).

В данной часовне покоился и Казанский и Свияжский митрополит Ефрем, активный участник эпохи Смутного времени. Были захоронены здесь священнослужители из Макарьевской пустыни – иерусалимский архиепископ Епифаний и андрусский епископ Армений. Покоились здесь священники из Зилантова монастыря, из Свияжска и других святых мест. Было здесь и захоронение князя И.Е.Багратиона-Давыдова, умершего в Казани на 47 году жизни в 1740 году.

Часовня-склеп находилась непосредственно перед Святыми воротами монастыря и соединялась с ними дорожкой, по обе стороны от которой находились прочие некропольские захоронения. Среди могильных имен были самые именитые фамилии самых почетных горожан.

остов спасского храма.jpg


Годы и социальные преобразования безжалостны к духовному и архитектурному прошлому

Годы революционных преобразований стерли с лица земли и Некрополь и Часовню, да и основные монастырские строения. И сегодня туристы заходят сюда, чтобы подумать о быстро ускользающем настоящем времени, которое на глазах превращается во время прошедшее. И то, что нам кажется таким реальным, постоянным и актуальным, через несколько лет становится просто полузабытым историческим фактом.

К Преданьям старины глубокой относятся строения Спасо-Преображенского монастыря

К Преданьям старины глубокой относятся строения Спасо-Преображенского монастыря

Казанский Спасо-Преображенский мужской монастырь – один из старейших в городе. Но в советские годы большинство построек уничтожены, поэтому сейчас он не действует и ведётся реставрация. Находится на территории кремля и входит в музейный комплекс. Известен своим некрополем с захоронениями значимых людей и святых, большинство из которых были потеряны.

Режим работы: вход открыт только в Братский корпус, где расположены сувенирные магазины с 10:00 до 18:00; в остальных зданиях ведутся реставрационные работы.

Стоимость входа: бесплатно.

История в датах

XVI век – после завоевания Казани Иваном Грозным, сюда был сослан епископ Варсонофий. Он стал основателем на этом месте двух деревянных церквей: Преображенской и Николы Ратного.

1560-е годы Никольский храм переделан в каменный. Строился вместе со Спасской башней. Имел небольшой размер в новгородском стиле с одной главой. В это же время его осветили. В

1563 году появилось первое захоронение на погосте – останки Святого Гурия. С тех пор здесь стали хоронить многих людей из духовенства и знати.

К 1579 году образован монастырь и завезена Казанская икона Богоматери, но Преображенская церковь сгорела в городском пожаре. Чуть позже восстановлена в камне.

XVII – объект являлся главным паломническим центром в Поволжье, так как здесь хранились мощи нескольких святых и духовных людей.

1630 год – достроен Братский корпус и игуменский дом.

1730 году пристроены галереи, казначейский дом, церковь великомученицы Варвары и преподобного Сампсона Странноприимца.

В XVIII веке сооружения не раз горели, а после реформы Екатерины Великой сократилось число послушников.

В 1815 храм Николы Ратного реконструирован по новому проекту. Позже поставлена другая колокольня, добавлена ещё одна галерея-коридор.

1918 год – служба в церкви остановлена и на её месте образована воинская часть. Много зданий снесено, некрополи уничтожены. Удалось вынести мощи Гурия и Варсонофия.

Архитектурный ансамбль

Строительство проводили новгородские мастера. К XIX веку создан целый комплекс зданий:

  • церковь Николая Чудотворца;
  • собор Спаса Преображения;
  • настоятельские покои;
  • Братский корпус;
  • главные и хозяйственные ворота;
  • ограда с двух сторон, а с остальных стояли стены кремля;
  • северная и южная галереи.

Всё сделано из белого камня в сдержанном стиле с чёрной крышей. Арочные окна находятся по всему периметру. Фасад украшен карнизами и декоративными поясами. Расположилось на небольшой территории в 1 га.

В помещениях находилось несколько ценных икон: Тихвинской Богородицы, Преображения, святого Гурия и Варсонофия Казанских и Николы Ратного. В ризницы хранились реликвии: монастырский устав, золотая плащаница, жезл святителя и другие. Все ценности разграблены в 1910-е года.

Монастырь сегодня

До наших времён сохранилось мало построек, из них:

  • Братский корпус с казначейским домом. Двухэтажное здание, в котором открыли сувенирные магазины.
  • Цоколь Преображенского собора. Само здание взорвали в 1930 году.
  • Восстановленный храм Николы Ратного с цокольным этажом XVI века. Также сохранились сандрики с изображением крестов (декоративный элемент).
  • От остальных сооружений остался только фундамент и ограды.

Самая ценная находка сделана в 1995 году – пещерка с захоронениями 1596 года. В ней обнаружены мощи Иона и Нектария Казанских, а также митрополита Ефрема. Пара вещей найдена в Национальном музее Республики Татарстан. Большинство местности заасфальтировано и не известно, сколько ещё останков может быть под землёй. Позже здесь собираются открыть музей археологии после полных восстановительных работ.

Читайте также: