Консультативные техники семейной терапии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Техника семейной терапии — комплекс приемов и предписаний, посредством которых осуществляется изменение семейной системы с целью улучшения ее Функционирования.

В современной психологической литературе можно встретить различные системы классификации техник, используемых в семейной психотерапии. Наиболее распространенным критерием для создания классификации является целевое назначение техники.

Р. Шерман, Н. Фредман выделяют следующие группы техник (Шерман Р., Фредман Н, 1997):

Техники, основанные на использовании воображения (арттехники, ассоциативные эксперименты, психодраматические техники и др.).

Мы считаем целесообразным дополнить данную классификацию еще одной группой технических приемов — техники организации беседы в семейной терапии.

5.3.1. Социометрические техники

Социометрические техники представляют собой наиболее доступный способ исследования и реконструкции дисфункциональной семейной структуры в процессе психотерапии семьи.

С помощью техник данной группы можно получить адекватную информацию о функционировании семьи на всех четырех уровнях (от индивидуального до мегасистемного). Социометрические техники предоставляют психологу богатый материал об особенностях внутрисемейного взаимодействия, ролевых аспектах семейной структуры, границ, иерархии, близости между членами семьи, наличии/отсутствии разнообразных нарушений структуры, таких, например, как межпоколенные коалиции и альянсы, а также позволяют ему судить о положении каждого человека в семейной системе. Таким образом, данные методы, как правило, выступают и в качестве техник, и в качестве диагностических процедур.

Основные идеи создания социометрических техник были позаимствованы клиническими психологами и психотерапевтами у Я. Морено и его последователей. Техники данной группы обладают рядом преимуществ, дающих семейному психологу 1 большое количество возможностей в процессе работы с семьей:

Социометрические техники способствуют ослаблению сопротивления семьи изменениям и влиянию, которое может быть оказано на ее функционирование в процессе терапии:

шло активности, повышению спонтанности членов семьи и уменьшению сопротивления (Шерман Р., Фредман Н, 1997);

представляют собой процедуру, которая может оказаться неожиданной для клиентов и не соответствовать их ожиданиям по поводу того, как проходит встреча с психотерапевтом. Такой элемент новизны может существенно снизить сопротивление терапевтическому процессу у отдельных членов семьи либо семьи в целом;

являются интересными для членов семьи и, несомненно, привлекают их внимание к самому процессу психотерапии.

Социометрические техники помогают моделировать события прошлого, настоящего и будущего в ситуации «здесь и

Социометрические техники позволяют проявиться бессознательным аспектам взаимоотношений в межличностном взаимодействии в процессе терапии, что делает их доступными для осознавания и последующей коррекции.

Социометрические техники обнаруживают и ярко представляют особенности ролевой структуры семьи — ролевое поведение членов семьи и его нарушения. Кроме того, они дают возможность клиентам увидеть особенности внутрисемейного взаимодействия, атакже получить обратную связь по поводу того, как воспринимается их поведение другими членами семьи и каково их отношение к данным формам поведения.

Социометрические техники дают психотерапевту возможность прямого вмешательства в семейную систему (Эйдемиллер Э. Г., ред., 2002).

Процедура проведения

присутствие членов семьи. По некоторым данным, минимальное количество человек, необходимое для проведения техники, — 3-4 человека (Шерман Р., Фредман Н, 1997);

легко передвигающаяся мебель (например, стулья);

наличие предметов, которые могут обозначать отсутствующих на приеме членов семьи;

достаточно просторное помещение, позволяющее клиенту создать скульптуру, наиболее адекватно отражающую его мнение о внутрисемейной ситуации.

Этапы проведения техники

1. Создание скульптуры семьи, отражающей особенностиреалъной ситуации в семейной системе. Вначале психолог мотивирует всех участников психотерапии на выполнение предстоящего задания, объясняя, что это позволит им в полной мере прочувствовать, что значит быть членом их семьи в сложившейся проблемной ситуации. Далее психотерапевт предлагает каждому члену семьи выступить в роли скульптора и, обращаясь с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины, изобразить их в виде живой скульптуры таким образом, чтобы их позы и расположение в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

В процессе построения и обсуждения скульптур терапевт фиксирует в специальных бланках пространственное расположение членов семьи и направления их взглядов, обращая внимание на дистанцию между фигурами в каждой скульптуре. На основании сделанных наблюдений, учитывая особенности всех созданных скульптур, на данном этапе можно более или менее адекватно оценить степень эмоциональной близости (сплоченности) между членами семьи, которая представлена здесь как дистанция между фигурами скульптуры, определить наличие межпоколенных коалиций и альянсов между членами семьи, выявить аутсайдеров семейной системы, основные конфликты.

Процесс ваяния и полученные в результате скульптуры помогают клиентам осознать свои позиции в семье, в то же время предоставляя уникальную возможность создать единый для всех членов образ идеальной семьи.

Цель: изменение взаимоотношений в нуклеарной семье, обнаружение взаимосвязи симптома идентифицированного пациента и основных паттернов взаимоотношений в семье; выявление циркулярных последовательностей семейного взаимодействия с последующим прерыванием дисфункционального циклического поведения.

Процедура проведения

Этапы проведения техники

Изображение идеальной ситуации в семье и ееразыгрывание. После того как сцена предыдущего этапа разыграна, членам семьи предлагается изобразить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она видится в данный момент. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом терапевт работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.

Изображение иразыгрывание сцен преодоления проблемной ситуации. Психотерапевт может попросить членов семьи несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем он советует им действовать при каждом очередном дубле с всевозрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.

Рекомендации по использованию: данная техника представляет собой довольно гибкий инструмент: она может быть изменена в зависимости от конкретных паттернов взаимодействия, существующих в данной семейной системе.

Цель: диагностика внутрисемейных отношений, проведение интервенции с помощью обсуждения возможных путей

Необходимые материалы: большой лист бумаги, фломастеры или карандаши.

Процедура проведения

Существуют различные варианты проведения данной техники: 1. Отец и мать рисуют план их родительских домов, а дети в это время слушают и наблюдают заработойродителей.

«Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у Вас та или иная комната.

Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи звуки, цвета и людей в этой комнате.

Была ли в Вашем доме комната, специально предназначенная для встречи всех членов семьи?

Когда члены Вашей расширенной семьи заходили к вам, в какой комнате Вы встречались?

Были ли в доме (квартире) комнаты, в которые Вам было запрещено заходить?

Было ли у Вас какое-то особенное место в доме (квартире)?

Попытайтесь как можно яснее вспомнить, как в Вашем родительском доме решались вопросы близости и отдаленности.

Как был расположен Ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет? (Как была расположена Ваша квартира: в каком доме, на каком этаже, куда выходили окна?)

Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме (квартире).

Вопросы терапевта направлены на выявление особенностей взаимоотношений между членами родительских семей обоих супругов, а также норм и правил, которые оказались позаимствованными из родительских семей обоих супругов.

Использование данного варианта позволяет обозначить границы между поколениями в семье и границы между различными семейными подсистемами. Совместная деятельность родителей подчеркивает уникальность их положения в семейной системе, тогда как детям отводится роль обучающихся наблюдателей. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурному наследию данной семьи и способствует сплочению ее членов.

Детирисуют план дома (квартиры), в котором они в настоящий момент живут сродителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблюдателей. В данном варианте проведения техники психолог выделяет и поддерживает сиблинговую подсистему.

Все члены семъирисуют план дома, в котором сейчас живут. Психолог получает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной системы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант техники при работе с семьями, в которых размыты внутренние и/или внешние границы. Безопасное выражение семьей различных точек зрения и чувств на происходящее позволяет прояснять внутрисемейные границы.

Историческая справка: данная техника использовалась в групповой терапии, пока в 1984 году она не была адаптирована Л. Пекманом для работы с семейной системой.

Необходимые материалы: соломка для коктейлей, скотч. В нашей практике хорошо зарекомендовал себя набор из скотча и листов бумаги формата A3 (или газет), которые могут быть свернуты в трубочки или использоваться другим способом, который придумывает семья. Могут быть предложены и другие материалы, например, прутья разломанного веника, пустые коробки и др.

Процедура проведения

Клиентов просят взять необходимые материалы и вместе построить башню (либо дом).

Инструкция: «Вам необходимо из этих соломинок (газет, прутиков, листов бумаги) построить башню (дом). При построении башни (дома) попытайтесь совместно достичь определенных целей. Ваша башня (дом) должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной. Она должна стоять без поддержки и быть достаточно прочной и долговечной, чтобы ее

Если семья большая, она может быть разбита на подгруппы, каждая из которых строит свою башню. Этот способ используется для того, чтобы подчеркнуть или изменить существующие структурные границы, а также предложить иной способ взаимоотношений в работе с семейными треугольниками.

Примером парадоксальной интервенции может служить разрешение руководить конструированием или строительством башни изолированному члену семьи, идентифицированному пациенту или маленькому ребенку.

После того как башня построена, психолог обсуждает с членами семьи, что происходило во время строительства. При этом анализируется роль каждого в совместной деятельности и поведение всех членов семьи в рамках поставленной задачи. Затем можно попросить членов семьи заново построить башню, используя результаты проведенного обсуждения. В некоторых случаях можно обучить членов семьи методикам совместной работы и способам оказания взаимопомощи.

Рекомендации по использованию: данная техника может быть включена в работу с семьей как диагностический, так и терапевтический инструментарий. Реализуя диагностические цели, психолог наблюдает за способами взаимодействия при выполнении семьей совместных действий по построению башни (дома). В этой ситуации члены семьи ведут себя так же, как и в обычной жизни. Техника позволяет выявить иерархию, альянсы и треугольники, внутрисемейные границы идр. В тех случаях, когда терапевт внедряется в семейную систему при помощи предписаний и указаний, эта техника используется в качестве инструмента терапевтических интервенций, позволяющего изменить существующее равновесие.

Семейная психотерапия

Это особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и устранение конфликтов и связанных с ними эмоциональных расстройств у членов семьи, наиболее выраженных у больного. В семейной психотерапии выделяют психодинамическое, системное, или стратегическое, и эклектическое направления. В составе участников Второй международной конференции (Краков, 1990), Третьего (Юваскюля, 1991) и Шестого (Иерусалим, 1992) международных конгрессов по семейной психотерапии представители психодинамического направления составляли 25 %, сторонники системного направления — около 60 %, остальная их часть, по-видимому, относится к представителям эклектического направления.

Продолжительность семейной психотерапии может колебаться от нескольких недель до нескольких лет, что зависит от тяжести психических расстройств у больного члена семьи, выраженности межличностных конфликтов в семье, мотивации членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная психотерапия обычно проводится с частотой 1—2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 нед., а далее — 1 раз в 3 нед.

В семейной психотерапии принято выделять 4 этапа: 1) диагностический (семейный диагноз); 2) ликвидация семейного конфликта; 3) реконструктивный; 4) поддерживающий. По Э.Г. Эйдемиллеру и В.В.Юстицкому (1989) понятие "этап семейной психотерапии" и выбор адекватной ему психотерапевтической методики — взаимосвязанные между собой явления.

Под "семейным диагнозом" понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи и характеристик болезни одного из них. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она носит как бы сквозной характер, т.е. продолжается на всех этапах, предопределяя выбор психотерапевтических воздействий. Другая особенность диагностики семейных отношений заключается в стереоскопическом ее характере. Это означает, что в случае, если информация о происходящем получена от одного из членов семьи, на односторонних встречах, то она должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии ("семья глазами ребенка", "семья глазами родителей", "семья глазами психотерапевта", "какие мы на самом деле").

На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с пациентом и членами его семьи выявляются истоки семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоциональной переработки каждым членом семьи в постоянном контакте с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает в согласованном объеме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Затем общая ситуация обсуждается на сеансе совместной встречи членов семьи, во время которой психотерапевт выявляет сенситивность и толерантность отдельных участников к существу конфликта. На этой стадии ведущими оказываются следующие психотерапевтические методы: недирективная психотерапия, нацеленная в основном на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных семейных группах со сходными проблемами. В этих же группах проводятся ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

На поддерживающем этапе, или этапе фиксации, в естественных семейных условиях закрепляются навыки эмпатического общения и возросший диапазон ролевого поведения, приобретенные на предыдущих этапах. Заслушиваются ответы о динамике внутрисемейных отношений, проводятся консультирование и коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.

К психотерапевтическим приемам, наиболее часто применяемым врачами в семейной психотерапии, относят следующие: эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение (резюмирование), суммарное повторение, уточнение (прояснение) и отражение аффекта, конфронтация, проигрывание ролей, создание "живых скульптур", анализ видеомагнитофонных записей [Мишина Т.М., 1983; Perrez M, 1979].

Сторонники расширенного понимания содержания семейной психотерапии считают, что любое индивидуальное психотерапевтическое воздействие на членов семьи, преследующее цель позитивного влияния на семью в целом, можно расценивать в качестве одного из вариантов семейной психотерапии. С этим положением можно согласиться, хотя оно размывает границы понятия собственно семейной психотерапии.


Методы семейной психотерапии широко используются практически почти при всех психических расстройствах и особенно она показана , если в семье имеют место:

  • невротические расстройства;
  • острые аффективные реакции;
  • нарушения поведения;
  • зависимость от психоактивных веществ ( алкоголизм и наркомания);
  • личностные расстройства;
  • психозы;
  • психосоматические заболевания.

Основная последовательность семейной терапии отражена в ее этапах. По мнению большинства отечественных специалистов можно выделить следующие этапы семейной терапии ( Эйдемиллер Э.Г., 1976, 1980; Тысячная З.К., 1979):

  • диагностический ( семейный диагноз);
  • устранение семейного конфликта;
  • реконструктивный;
  • поддерживающий.

В большинстве подходов к терапии семьи, последняя рассматривается как живая открытая система, функционирующая в условиях отсутствия равновесия. Следует отметить, что особую роль в семейной терапии сыграла теория систем Л. фон. Берталанфи. На развитие семейной терапии повлияла теория поля Курта Левина ( Levin K., 1935), в частности получив свое развитие в семейно – психотерапевтических концепциях Отто Баха ( Bach O., 1954; 1957).

В большинстве руководств, посвященных семейной терапии уделяется внимание нормально функционирующей семье и этапам ее развития. На диагностическом этапе терапии важно определить:

  • структуру семьи, ее подсистемы и границы между ними;
  • принципы функционирования семьи;
  • семейные мифы;
  • семейные сценарии
  • основные роли, которые играют члены семьи;
  • виды семейных нарушений;

Диагностика семьи

  1. Определение стадии развития семьи и особенностей ее жизненного цикла
  2. Структура семьи (подсистемы и границы)
  3. Принципы функционирования семьи
  4. Семейные мифы
  5. Семейные сценарии
  6. Семейные роли
  7. Основные потребности членов семьи
  8. Варианты нарушений семьи

Структурная семейная терапия ( Minuchin S., 1974)

Согласно основным положениям структурной семейной терапии, в патологических семьях существуют интенсивные супружеские конфликты, но главным образом нарушена структура семьи, т.е. имеют место коалиции, включающие представителей разных поколений, запутанные отношения, чрезмерная заботливость и т.д.

Техники структурной семейной терапии

  • модельное обучение
  • участвующее наблюдение
  • межличностные задания
  • осознание
  • интерпретация
  • структурные ходы
  • инсценировка
  • фокусирование
  • усиление напряженности
  • мимисис - психотерапевт намеренно имитирует и изображает стиль взаимодействий в семье с целью сплочения семьи и достижения изменений внутри семейной системы. Таким образом, специфическая техника сплочения подразумевает активность терапевта, направленную на то, чтобы стать частью семейной системы и создать новую терапевтическую единицу

Семейная терапия, ориентирующаяся на рост ( Satir V., 1975; Wchitaker C., 1973; Kempler V., 1975)

Семейная терапия, ориентированная на рост, является одним из основных направлений семейной терапии, при котором терапевтический процесс концентрируется на переживании и выражении чувств, на эмоциях и потребностях отдельных членов семьи. Имеющаяся симптоматика объясняется негативным опытом и нарушениями коммуникации. В данном направлении семейной терапии члены семьи должны приобретать новый опыт обращения с собой и друг с другом, принимать себя и индивидуальность своих родных, становится естественнее и автономнее. Терапевт помогает пациентам раскрыть свои собственные чувства и переживания, вести себя естесттвенно.

  • психодрама
  • семейная скульптура
  • семейная терапия, основанная на опыте

Стратегическая семейная терапия ( Haley J., 1977; Selvini – Palazzoli M. et. al., 1977; Warzlawick P., et. al. 1980)

Направление семейной терапии, разработанное т.н. Миланской школой семейных психотерапевтов. В центре этого направления семейной терапии находится изучение системных процессов семьи, которые выражаются в шаблонах взаимодействия, правилах и наблюдаемых рисунках поведения. Лечение, продолжающееся несколько часов, ориентировано на устранение симптомов и разрешение конфликтов, причем проблемы анализируются одна за другой и для каждой разрабатывается своя стратегия психотерапии. В стратегической семейной терапии преобладают парадоксальные техники. Коммуникативное поведение корригируется как во время терапевтических сеансов, так и в процессе выполнения домашних заданий.

Методика семейной психотерапии детей и подростков

Практически это означает, что всем семьям предлагается консультирование и руководство. Во многих случаях эта работа с родителями или с семьей проводится более интенсивно в непосредственной связи с причиной обращения, т. е. психическим расстройством у ребенка (структурированная семейная терапия); в некоторых случаях возможна также работа, направленная на лежащие в основе этих расстройств семейные конфликты и на изменение стиля отношений.
Наконец, иногда обращение по поводу ребенка или подростка приводит к тому, что родители сами включаются в терапию (терапия партнерских отношений, индивидуальная терапия).

При совместной работе с семьей можно выделить три уровня вмешательства. Они различаются по степени включения родителей в терапию и отражают типичный временной ход совместной работы. На рисунке представлены уровни сотрудничества с типичными для них точками приложения и целевыми установками. На рисунке ниже приведены методы, стоящие на первом плане при конкретных уровнях воздействия.

Работа с родителями в семейной психотерапии

1. Уровень консультирования родителей и семей

Независимо от того, какие методы терапии будут применяться, всегда имеет смысл проводить семейное консультирование и по возможности точно информировать семью о результатах исследования. Консультировать семью необходимо и в случаях акцента на индивидуальную терапию ребенка или подростка, чтобы удостовериться, что семья тоже способствует терапевтическому развитию и поддерживает его, например, препятствуя прерыванию лечения. Консультирование семьи или родителей — основа сотрудничества между семьей и терапевтом.

Уже одно то, что у ребенка возникли психические проблемы, которые заставили обратиться к специалистам, дестабилизирует семью. Родители часто испытывают чувство вины, легко раздражаются или даже оказываются дезориентированными, и после того, как попытки решить проблемы внутри семьи терпят крах, члены семьи переживают отчаяние и утрачивают уверенность в себе, самооценка их становится заниженной.

Поэтому в совместной работе с семьей важно информировать ее, ориентировать и способствовать формированию уверенности, усиливать мотивацию к изменениям у членов семьи (развитие устойчивых кооперативных отношений).

2. Уровень структурированной семейной терапии

Консультирование во многих случаях может перерасти в структурированную семейную терапию, направленную на поведение и переживания не только пациента, но и других членов семьи. Это показано в тех случаях, когда родители могут внести существенный вклад в преодоление психического расстройства у ребенка, когда симптоматика усиливается из-за поведения других членов семьи или семья переживает кризис вследствие психического нарушения у ребенка.

Цель структурированной семейной терапии — нейтрализовать специфическое влияние симптоматики на семейную жизнь, т. е. устранять взаимоотношения, которые провоцируют и усиливают симптоматику, и поддерживать взаимодействия, позволяющие преодолевать симптоматику или хотя бы облегчать ее. При этом на первом плане находятся методы, нацеленные на прямое изменение ситуации (конкретная помощь в преодолении проблем).

Они могут различаться в разных семьях: психообразовательные методы, поведенческая терапия могут дополняться другими техниками, например видео-обратной связью (videofeedback) или методиками ролевых игр.

Работа с родителями в семейной психотерапии

3. Уровень семейной терапии, ориентированной на отношения

В некоторых случаях, например при серьезных конфликтах между супругами или представителями разных поколений, уже с самого начала лечения на первом плане находятся конфликты отношений, тогда как индивидуальные симптомы играют подчиненную роль, и семья высказывает желание внести ясность в конфликтные отношения. В других случаях, когда у ребенка или подростка имеется выраженное психическое расстройство, такие конфликты попадают в поле зрения лишь тогда, когда симптоматика у пациента смягчается.

У подростков в таких случаях часто речь идет об их личной самостоятельности, уменьшении их внутренней зависимости от родителей и их школьной или профессиональной интеграции. Часто в этой фазе проявляются и супружеские проблемы. Происходит перенос акцентов терапии с первоначальной симптоматики на комплексные проблемы, с которыми сталкиваются не только семьи юных пациентов, но в конце концов и все семьи.

Часто психические нарушения у детей и подростков коррелируют с супружескими конфликтами или с психическими расстройствами у самих родителей. В таких случаях следует подумать о терапии супружеской пары или индивидуальной терапии ее членов. Психические нарушения у родителей отчасти становятся явными уже к началу совместной работы; иногда обращение родителей по поводу ребенка в действительности имеет целью привлечь внимание к их собственным психическим проблемам, и тогда им самим может быть тотчас же предложена терапевтическая помощь.

Однако чаще родители обсуждают собственные трудности лишь после длительной совместной работы с терапевтом, когда у них появляется доверие к нему.

Представленные на рисунке выше уровни или фазы терапии указывают опорные моменты, на которые, например, можно ориентироваться при определении показаний. С помощью этой схемы мы ни в коем случае не хотим убедить читателя в наличии жесткого разделения уровней или последовательности фаз. В каждой терапевтической фазе имеет значение мотивация к изменениям, простое информирование может оказать влияние на семейные отношения. Переход от воздействий, ориентированных на ребенка, к структурированной терапии и терапии, ориентированной на отношения, происходит постепенно.

Различие между уровнями сотрудничества тоже не предполагает качественной оценки: информирование и структурированная помощь так же важны и требуют столь же высокой компетентности, как и глубинные формы семейной терапии.

Главные аспекты описанных семейно-ориентированных концепций терапии могут быть обобщены в следующих основных положениях:
1. Психотерапия не является односторонним воздействием — на первом плане находится сотрудничество с семьей. Способ сотрудничества определяется совместно семьей и терапевтом.
2. Совместная работа с семьей носит проблемно-ориентированный характер; точка ее приложения — это проблемы в той форме, в какой они представлены членами семьи. Совместная работа с семьей не нацелена с самого начала на существенное изменение семейной структуры или общую помощь в жизни, а предлагает содействие, определенное по содержанию и ограниченное временными рамками (фокальная терапевтическая концепция).
3. Совместная работа с семьей ориентирована на позитивное развитие (или на решение проблем). Это означает, что сотрудничество с семьей необходимо прежде всего потому, что семья может внести существенный вклад в выявление и преодоление психических проблем.
4. Задача терапевта при этом состоит в том, чтобы предлагаемые методы терапии соответствовали имеющимся проблемам. Это означает, что предлагаемая терапия должна быть дифференцированной, что методические подходы, по возможности гибкие и соответствующие семейной ситуации, должны быть скоординированы с другими семей-но-ориентированными методами.
5. Представленная здесь терапевтическая концепция ориентируется в итоге на научно обоснованную практику, критически осмысливающую собственную деятельность с целью оказания оптимальной помощи пациентам и семьям в соответствии с современным состоянием знаний.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Читайте также: