Сознательное и бессознательное маркс и фрейд кратко

Обновлено: 02.07.2024

Человек обладает удивительным даром — разумом с его любопытным полетом как в далекое прошлое, так и в будущее, в мир грез и фантазий, в творческое решение практических и теоретических задач, наконец, в воплощение самых смелых идей. С древних времен мыслители интенсивно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника — словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

На протяжении многих веков ведутся жаркие споры о природе сознания и возможностях его познания. Теологи считают сознание крошечной искрой величественного пламени божественного Духа. Идеалисты придерживаются идеи примата сознания по отношению к материи. Извлекая сознание из объективных условий реального мира и рассматривая его как независимую и творческую сущность бытия, объективные идеалисты относятся к сознанию как к чему-то изначальному: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само по себе призвано объяснить все, что происходит в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Сознание признается приверженцами субъективного идеализма как единственная достоверная реальность.

Согласно представлениям, возникшим в древности и сохранившимся до наших дней в религиозной вере и идеалистической философии, в человеческом теле действует некая особая, сверхъестественная сила — душа, которая будто бы является носителем и причиной наших мыслей, чувств, желаний. Подобные концепции, мистифицирующие сознание, всегда служили препятствием на пути исследования как природных явлений, так и событий общественной жизни и природы человека. Отсюда агностик утверждает, что попытка постичь природу сознания столь же тщетна, как, скажем, попытка утопающего вытащить себя из воды за волосы.

В то время как идеализм разрывает пропасть между разумом и миром, материализм ищет общую основу, единство между явлениями сознания и объективным миром, и выводит духовное из материального. Материалистическая философия и психология в решении этой проблемы исходят из двух кардинальных принципов: признание сознания как функции мозга и как отражения внешнего мира. Однако до появления марксизма материалистическая интерпретация сознания носила ограниченный, метафизический характер: она сводила сознание к пассивному, созерцательному отражению мира, не учитывая его социально-исторической природы и связи с общественной практикой.

Сознание — это высшая функция мозга, присущая только человеку и связанная с языком, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в подготовительном мысленном конструировании действий и предвидении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека.

Субъективный образ как знание, как психическая реальность, и физиологические процессы как его материальный субстрат — качественно различные явления. Непонимание этой качественной специфики привело к механистической тенденции их выявления. Абсолютизация специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставления идеального и материального и доведения этого противопоставления до полного разрешения мира на две субстанции — психическую и материальную.

Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан) - Соотношение сознания и бессознательного в работах З. Фрейда

Соотношение сознания и бессознательного в работах З. Фрейда

Ницше, Гартман, Кант, Кьеркегор, Лейбниц начинают с разных позиций и сторон анализировать роль и значение психических процессов, не осознаваемых человеком. Однако решающее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, который открыл целое направление в философской антропологии и утвердил бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования.

С точки зрения Фрейда, мы получаем наше представление о бессознательном из доктрины подавления. Подавленное является для нас примером бессознательного; но мы видим, что существует два вида бессознательного: латентное, но способное к сознанию, и подавленное — само по себе и без дальнейшего сознания — неспособное к сознанию. Наша концепция психической динамики может повлиять только на номенклатуру и описание. Мы называем латентное — бессознательное — только в описательном, а не в динамическом смысле, предсознательным. Называя бессознательное, мы ограничиваем только динамически бессознательное репрессированным и тем самым сохраняем его. Репрессия является одним из механизмов психологической защиты. Она заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно это проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования. Благодаря анализу подавление устраняется, и подавленные желания реализуются.

Взгляд К.Г. Юнга на бессознательное

В отличие от 3. Фрейда К.Г. Юнг не только не противопоставлял бессознательное и сознательное, но считал, что сознание основано на слоях коллективного бессознательного, архетипах — идеях, сформировавшихся у человечества в далеком прошлом. Человек стремится к самореализации, основываясь на стремлениях подсознания, которые обусловлены коллективным бессознательным. Чувство, подсознание, а не мышление, не сознание, говорит нам, что для нас хорошо, а что плохо. Все наши непроизвольные реакции находятся под влиянием глубинных структур, универсальных образов (символов). Человек сталкивается с проблемой адаптации не только к внешнему миру, но и к своему внутреннему миру.

Вскоре я был твердо убежден, что иду по правильному пути, что сны нужно понимать именно так, как исходный материал для интерпретации бессознательных процессов. Конечно, мой новый метод таил в себе много сюрпризов. Все больше и больше я чувствовал необходимость в объективном критерии, я бы сказал, точке отсчета.

Г. Юнг отмечал, что одним из наиболее существенных свойств бессознательного является то, что оно способно компенсировать реакции сознательного разума. В нормальных условиях реакция сознательного разума специфична для конкретной личности и приспособлена к внешней реальности, тогда как бессознательное обеспечивает типичную реакцию, которая исходит из всего опыта человечества и гармонирует с потребностями и закономерностями внутренней жизни человека. Бессознательное, таким образом, дает человеку возможность принять такое отношение, которое соответствовало бы конфигурации его психики в целом.

Взгляд Фромма на бессознательное

По мнению Фромма, классический психоанализ помог расширить знания о человеке, но он не расширил знания о том, как человек должен жить и что он должен делать. Фрейд пытался представить психоанализ как естественную науку, но он совершил ошибку, не уделив достаточного внимания этическим вопросам. Но человека нельзя понять, рассматривая его с точки зрения подавления сексуальных инстинктов, а не в целом, включая необходимость найти ответ на вопрос о смысле его существования и найти нормы, по которым он должен жить.

Фромм пересматривает некоторые идеи Фрейда и Маркса, пытаясь рассмотреть человеческие ориентации, лежащие в основе формирования различных типов социального характера (рецептивного, эксплуататорского, накопительского, рыночного). Вместо подавленного бессознательного (Фрейд) и коллективного бессознательного (Юнг), Фромм вводит понятие социального бессознательного и понимает его как подавленные сферы, присущие большинству членов общества.

Фромм различает авторитарную совесть (голос внутреннего, внешнего авторитета родителей и государства, аналог фрейдовского суперэго) и гуманистическую совесть (собственный голос человека, независимый от внешних санкций и стимулов, выражающий его личный интерес и целостность и требующий стать тем, кем он потенциально является). Он противопоставляет некрофилию (любовь к мертвым) и биофилию (любовь к жизни и живому). Он различает разные виды агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретенную, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью к мучениям и убийствам). Показывает необходимость изменения образа жизни, основанного на готовности человека отказаться от различных форм обладания, чтобы быть прежде всего самим собой.

Проблемы бессознательного (Адлер, Хорни, Райх)

Альфред Адлер (1870-1937) пересмотрел положения Фрейда о биологической детерминации человеческой психики и сформулировал теорию индивидуальной психологии, согласно которой человек рассматривался не как биологическое, а как социальное существо. В отличие от постулата Фрейда о сексуальных влечениях и постулата Юнга о комплексах, которые, по их мнению, мотивировали поведение человека, Адлер сосредоточился на социальных влечениях личности.

Рассмотрение Адлером отношений между людьми закрыто раскрытием бессознательных властных побуждений, которые якобы присущи каждому человеку. Поэтому изучение социальных влечений человека сводилось, по сути, к расшифровке подавленных желаний власти, доминирования и превосходства над другими.

Пытаясь ответить на вопрос, что является конечной целью, управляющей деятельностью человека, Адлер долгое время не мог прийти к однозначному решению. Сначала он провозгласил стремление к власти как конечную цель человеческой деятельности, а затем провозгласил стремление к господству, которое больше не связано с престижем, доминированием и другими социальными атрибутами человеческой власти, а относится к кульминации, целостности и тотальности личности.

Хотя он не соглашался со многими идеями Фрейда, Райх, тем не менее, признавал, что существует такая психическая реальность, как бессознательное, находящееся за пределами сознания. Он утверждал, что бессознательное нельзя понять само по себе; его можно познать только в его проявлениях.

В. Райх предложил новую интерпретацию структуры личности. Его биопсихическая структура характера состоит из трех автономно функционирующих слоев:

Таким образом, пытаясь выявить внутренние механизмы человеческой деятельности, Райх придерживается натуралистической ориентации, которая сводит все психические процессы к физическим и биологическим законам развития человеческого организма.

К. Хорни (1885-1953), она делала акцент на бессознательных процессах и психической жизни личности. Особенность Хорни проявилась в том, что основным мотивом она считала стремление к безопасности, которое всегда рождалось из состояния тревоги и страха индивида.

  1. По отношению к людям, как потребность в любви
  2. От людей, как потребность в независимости
  3. Против людей, как потребность во власти.

Когда один из этих векторов упорно доминирует в поведении индивида, возникают три типа невротической личности:

  1. Покорный, ищущий любви и одобрения любой ценой.
  2. Попытка отделиться от общества.
  3. Агрессивный, стремящийся к престижу и власти.

Все эти формы реагирования оказываются недостаточными, создавая порочный круг — страх не устраняется, наоборот, он обостряется и порождает все новые и новые конфликты.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Во времена Античности впервые человека посетила мысль о том, что в его психике есть неосознаваемая и неподдающаяся контролю часть. В этой связи Демокрит выделяет душу, которая состоит из влажных и малоподвижных атомов, и душу, которая состоит из огненных и подвижных атомов. Огненная душа - это разум, ясное сознание, влажная душа – бессознательное. В Средневековье Аврелий Августин изучает не только сознание, но и внутренний опыт субъективности, считает его более насыщенным и богатым, чем опыт мышления и сознания. В Новое время о бессознательном много рассуждал Готфрид Лейбниц.

Первая теория о бессознательном

Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.

З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.

Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.

Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т.к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот.

Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие "подсознание".

Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.

Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий. В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.

З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.

Бессознательное носит сексуальный характер.

Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.

Бессознательное по З. Фрейду

З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:

"Оно" или "Id" - уровень бессознательного влечения человека, который отвечает за удовольствие.

"Я" или "Ego" – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров. Работает по принципу реальности.

"Сверх-Я" или "Super-Ego" – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.

"Сверх-Я" – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает "Я".

"Я" выступает в качестве посредника между внешним миром и "Оно", задача "Я" сделать так, чтобы "Оно" было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям "Оно". Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований "Сверх Я", иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний "Оно".

Для демонстрации взаимоотношений между "Я" и "Оно", учёный взял образ всадника на лошади, где "Я" – всадник, а "Оно" – лошадь. Если человек "Я" здоров, то он способен подчинить себе "Оно", управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями "Оно" и указаниями "Сверх-Я" приобретают непреодолимый характер, то "Оно" уходит из-под контроля "Я", это, согласно З. Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.

Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между "Оно" и "Сверх-Я", а сознательное "Я" может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением "Сверх-Я" до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.

Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между "Оно" и "Сверх-Я". В качестве инструмента для данного компромисса человек использует "Я". Таким образом, содержание "Оно" постепенно переходит в содержание "Я".

Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.

Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие "Эдипов комплекс".

С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение. Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.

Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чей он сын. Пророчество было страшным. Оракул сказал, что Эдипу судьбой написано убить родного отца и взять в жёны родную мать. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он наткнулся на колесницу, поссорился с её седоком и убил его. После чего Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса – женщины с львиным телом, и освободил от её власти Фив. В награду жители города объявили его царём и дали в жёны вдовую царицу Иокасту.

Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды – это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына. Не выдержав тяжести греха, царица Иокаста, мать и жена Эдипа, покончила с собой, а Эдип в отчаянии ослепил себя.

З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.

Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.

Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца. Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.

Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.

З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.

В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие "сексуальное влечение" на "либидо".

Либидо – это сексуальность и вся сфера любви, которая включает в себя родительские, дружеские, патриотические и иные чувства.

Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях "Эроса" и "Танатос". Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.

Открыв факт детерминированности сознания внешними, объективными по отношению к нему факторами, Маркс сделал еще одно открытие: он показал, процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто не осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни.

Оглавление
Файлы: 1 файл

философия.docx

1.Сознание и бессознание: Маркс и Фрейд…………стр.2-3

2. На чем основывается презрительное отношение Платона к искусству. стр.4-8

4. Что является понятием тождества у Гегеля во втором законе диалектики. стр.10

1.Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд

Открыв факт детерминированности сознания внешними, объективными по отношению к нему факторами, Маркс сделал еще одно открытие: он показал, процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто не осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни.

Проблема бессознательного- это проблема наличия скрытых детерминант сознания. т. е. не представленных в сознании.

Как и Маркс, Фрейд считал, что бессознательное - причина и основа человеческого духовного рабства. Однако если Маркс видел в этом рабстве истоки социальной несвободы, то Фрейд-врач сводил его к душевным заболеваниям. В отличии от Маркса, Фрейд жестко не связывал свободу человека с общественными изменениями. Он исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное.

2.На чем основывается презрительное отношение Платона к искусству?

Несомненно, Платона, прежде всего, интересуют искусства, которые мы назвали бы мусическими, да и сам он употребляет термин moysicos, moysicë, как мы сейчас увидим, в очень широком значении, отнюдь не только как "музыка" в нашем понимании. К мусическим искусствам Платон относит поэзию, риторику, музыку в узком смысле слова и орхестику (искусство танца, хороводы). Другая область искусства, представленная у Платона в несравненно меньших размерах, – этого, что мы назвали бы пространственными или пространственно-вещественными искусствами. Сюда относятся живопись, скульптура, строительное искусство, включая архитектуру и градостроительство. В этом порядке нам и представляется целесообразным изложить взгляды Платона на отдельные искусства. Платон в "Федре", осудив искусство как подражательство, сам обращается к искусству мифической речи.

3. Вставьте необходимое:

В "Феноменологии духа" Гегель рассматривает такую важную для философии категорию, как ___________, которое он понимает в разных

смыслах, хотя и связанных между собой.. ______________ для Гегеля -

это прежде всего порождение духом природы и общества, т.е.

опредмечивание. Затем под___________________ он понимал любую

целесообразную деятельность человека, ________________ деятельности

человека в результатах его труда. Кроме того Гегель видел

________________ в искажённом восприятии людьми продуктов своей

В "Феноменологии духа" Гегель рассматривает такую важную для философии категорию, как отчуждение , которое он понимает в разных

смыслах, хотя и связанных между собой.Отчуждение для Гегеля -

это прежде всего порождение духом природы и общества, т.е.

опредмечивание. Затем под. отчуждением он понимал любую

целесообразную деятельность человека, опредмечивание деятельности

человека в результатах его труда. Кроме того Гегель видел

отчуждение в искажённом восприятии людьми продуктов своей

4.Выберите правильный ответ:

Что является понятием тождества у Гегеля во втором законе диалектики?

а) категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких других объектов друг другу;

б) категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или нескольких других объектов друг другу;

в) взаимное отрицание сторон и тенденций.

а) категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких других объектов друг другу.

1. Психоанализ- направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Началом психоанализа можно считать:

- бессознательное- особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

- реакция вытесненияотрицательных эмоций, опыта, всего, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.

Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрейду, сны - это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Фрейдом выделяются две схемы психики: топографическая, динамическая.

Согласно Фрейду, главными факторами,которые руководят и направляют психикой человека, являются:

- удовольствия– психика, так или иначе ищет пути к удовольствию;

- вытеснение- психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).

Жизнь человека - постоянное взаимодействие Эроса и Таиатоса.

3. Маркс впервые вводит сознание в область научного детерминизма, открывая его социальное измерение, его социальные механизмы.

Введение этого посредствующего звена переворачивает все отношение, в рамках которого сознание изучалось. Формы, принимаемые отдельными объектами, оказываются кристаллизациями системы отношений, черпающими свою жизнь из их сочленений. А движение сознания и восприятия субъекта совершается в пространствах, создаваемых этими же отношениями, или ими замыкается. Через эти отношения и должен пролегать реальный путь изучения сознания, то есть того вида сознательной жизни мотивов, интересов и духовных смыслов, который приводится в движение данной общественной системой.

Вопрос 31.

Сущность, структура и функции сознания. Сознание и самосознание.

Сознание – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредотачиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание. Особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Структура сознания: Его характеристика дана уже в самом наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания (осознание, переживание, знание, ощущение, восприятие, внимание, понятие и т.д.).

Функции сознания:

· Прогноза, предвидения, целепологания;

· Доказательства истинности знания;

Самосознание– своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание – это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Оно характеризуется – предметностью (Соотношение ощущения, восприятия с предметным миром вне нас. Нацеленность сознания на внешний мир.) и рефлективностью(Рефлексия – сторона самосознания, которая сосредотачивает внимание на самих его явлениях и формах.).

Читайте также: