Спасение верой история 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Спасе́ние — в христианстве, согласно Библии, спасение человека от греха и его последствий — смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства Небесного - соединения с Богом. В христианстве спасение рассматривается как проявление любви Бога по отношению к людям.

Содержание

История греха и спасения

История грехопадения первых людей, Адама и Евы, рассказывается в первых главах книги Бытие. Вначале созданные Богом безгрешными, обманутые сатаной люди нарушили Божью волю и впали в грех и, в итоге, в вечную смерть.

Бог, продолжая любить Своё творение, желает дать людям прощение грехов, вечную жизнь и спасение от наказания в аду. Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых.

Иисус Христос, согласно Новому Завету, является искупительной жертвой за грех, и люди, веря в Его смерть и воскресение из мёртвых и обращаясь к Нему с покаянием в своих грехах, получают прощение грехов и вечную жизнь.

Условия спасения

Согласно Новому Завету, существуют два условия для спасения: вера в воскресение Иисуса Христа из мёртвых и покаяние перед Богом в своих грехах.

Богословские понятия в контексте учения о спасении

Свобода и спасение

Большинство христиан верят, что актом спасения Бог не уничтожает свободу человека (дарованную Им же), но напротив, расширяет и укрепляет свободу человека.

В рамках кальвинизма существуют взгляды о том, что благодать Божья имеет непреодолимую силу, и спасение не зависит от нашей воли и не может быть утрачено.

Предопределение

Кальвинизм, в отличие от других христианских конфессий, придает большое влияние предопределению. Согласно его учению, Господь якобы предопределяет людей не только к спасению, но некоторых и к вечной погибели. И хотя в земной жизни невозможно узнать, кто к чему предопределен, по косвенных признакам это можно предугадать.

В Библии

Христианство

Доктринальные отличия в христианских конфессиях

Имеются существенные отличия в учении о спасении в основных христианских конфессиях.

Православие

Православие содержит учение о Церкви как обществе людей, принявших спасение от Бога.

Православие утверждает, что спасение совершалось не в какой либо конкретный момент времени а в продолжении всего земного пути Спасителя.

Спасение началось тем, что Второе Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы, приняв в Свою Ипостась человеческую природу(см. Богочеловек) от Духа Святого и Пресвятой Богородицы.

Богородица имела общую с нами природу в ее искаженном грехом, но наиболее очищенном через послушание Богу, поколениями праведных предков и Ею в себе самих, состоянии, (природу падшего Адама), в отличие от католического учения о Деве Марии, как о существе

с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха. искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына * .

В самый момент зачатия воспринятое Христом человечество было очищено от скверны греха в силу действия Духа Святого и ипостасного соединения. На Тайней Вечере и своим Распятием на Голгофе Христос сделал возможным усвоение Своей очищенной природы каждым верующим в Него через Евхаристию Православной Церкви.

то не будете иметь в себе жизни (Иоан.6:53).

При кресте.. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Иоан.19:25-27).

Православный христианин усваивает себе спасение так же в продолжении всей своей жизни.

Будьте святы, потому что Я свят (1Петр.1:16).

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. (Мф.6:24).

Вера без дел мертва (Иак.2:20,26).

Апостол Павел когда осуждает "дела закона" Гал.2:16 - имеет в виду только дотошное исполнение многочисленных обрядовых иудейских ритуалов (следуя здесь предшествующему контексту), но не дела милосердия, молитвы, покаяния и проповедничества.

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. (Ин.17:9).

не запрещая келейного(личного) по "формуле": "ЕСЛИ ВОЗМОЖНО, Господи помилуй. и не вмени мне в грех молитвы этой". Учение же о конечном спасении ВСЕХ, и людей, и демонов(ἀποκατάστασις), осуждено в его ориеновской трактовке на 5-м Вселенском соборе (9-й анафематизм).Подрбнее об этом см. О невозможности спасения иноверцев и еретиков

В то же время среди христиан бытует мнение, что спасётся только избранный остаток, ради которого ещё и существует наш мир (Рим.9:27).

Хотя задатки спасения = Дары Духа Святого, могут быть даны еще при жизни(см. св. Симеон Новый Богослов), но только после наступления телесной смерти человек может узнать даровано ли ему спасение, или же нет от Самого Господа(см. житие св. Макария Египетского). Прежде же решения Господнего было бы более чем самонадеянно утверждать свою "спасенность" даже для св. Макария.

- О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: - Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: - Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: - Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали: - Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: - Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней. * .

Только после наступления телесной смерти человек может узнать даровано ли ему спасение, или же нет.
Святые Отцы утверждают, что до Страшного суда участь усопшего еще не полностью определена, следовательно, Православная Церковь допускает возможность по молитвам праведников, по делам милосердия возможность облегчить участь усопшего или даже вывести его из ада. Например, блаженная Фекла своими молитвами вымолила Фалкониллу. Один из самых уважаемых Греческих старцев, Паисий Святогорец утверждает, что друг Бога, подобно другу земного царя, может ходатайствовать о переводе из одной камеры в другую или даже в квартиру. Также старец говорит, что родственники своими молитвами и молитвами Церкви дают Богу право на вмешательство и тем самым могут даже умолить Господа помиловать человека.

- Кто ты такой? - Я, - отвечал тот, - был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божья, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение. - Какое же облегчение получаете вы, - спросил Макарий, - и каковы ваши мучения, расскажи мне? - Как далеко отстоит небо от земли, - отвечал со стоном череп, - так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: - Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди. * .

В настоящее время часто можно наблюдать в интернет форумах полемику о возможности спасения для неправославных и даже не верующих, сторонники этой точки зрения наиболее ярко представлены проф. МДА Осиповым А.И. и еп. Илларионом (Алфеевым). В качестве аргументов, кроме эмоциональных пассажей, в свою пользу они используют полу-апокрифические жития, как-то "ранние" жития св. Григория Двоеслова и текст молитвы в в день Святой Троицы со словами "иже во аде держимых "[4] , но ни сам текст молитвы, не толкование ее сделанные св. Марком Эфесским не дают возможности толковать в таком смысле:

Опровержение латинских глав относительно очистительного огня]

Что же до "жития" св.Григория Двоеслова, то, хоть оно и было принято к сведению св. Марком Эфесским, когда было представлено католиками в качестве доказательства чистилища, но ставилось им под сомнение (см. там же). Кроме того оно находится в противоречии с тем, что проповедовал сам св. Григорий.

из «собеседований о жизни италийских отцов«: Книга 4. Глава сорок четвертая.

Кроме того Православие учит, что у спасённых людей будет различная степень блаженства в раю:

Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1Кор.15:41-42).

Католицизм

Как и Православие, Католицизм исповедует, что для спасения необходимы не только вера в Иисуса Христа но и дела.

Но, в отличие от Православия, Католичество учит о том, что ДЕЛА ценны сами по себе. Согласно вероучению РКЦ Христос на Кресте принес совершенное удовлетворение( лат. satisfactio ) божьему правосудию за грехи человечества. Таким образом католик, принимая крещения освобождается от вечного наказания, ВИНЫ, но не последствий первородного греха(болезни и смерть). Грехи же совершенные ПОСЛЕ крещения, так же оскорбляют Бога(хоть и не столько, как первородный грех Адама) и, и так же требуют удовлетворения. И католик, совершая добрые дела, и\или страдая приносит это удовлетворение :

Исповедуя грехи католик получает:

Прощение греха и восстановление общения с Богом, которые приводят к отпущению вечной кары за грех. Но остается временная кара за грех. Терпеливо перенося боль и различные испытания, а когда придет час, спокойно глядя в лицо смерти, христианин должен стараться принимать как благо эту временную кару за грех катехизис РКЦ п. 1473

Но понятно, что не все одинаково это удовлетворение приносят. Святые приносят БОЛЕЕ необходимого, для их собственного спасения, удовлетворения. И эти заслуги добавляются к "сокровищнице заслуг Христа и святых".

К этому сокровищу принадлежит также та ценность, подлинно неисчерпаемая, неизмеримая и всегда новая, какую имеют перед Богом молитвы и добрые дела Пресвятой Девы Марии и всех святых, которые, следуя за Христом и силою Его благодати, освятились и исполнили поручение Отца, таким образом трудясь для собственного спасения, они также способствовали спасению своих братьев в единстве мистического Тела. катехизис РКЦ п. 1477

Грешники же не принесшие достаточного удовлетворения при жизни, приносят его после смерти в качестве временного наказания в чисти́лище. Наказание это может быть возмещено при помощи индульгенции:

Поскольку усопшие верные, проходящие очищение, также являются членами общения святых, мы можем помочь им, среди прочего, обретая для них индульгенции, - так, чтобы они были освобождены от временной кары за свои грехи. катехизис РКЦ п. 1479

Протестантизм

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор.15:10). В кальвинизме спасение равнозначно предопределению.

Далее протестанты разделяются во мнениях касательно спасения на сторонников учений Якоба Арминия и на сторонников учения Жана Кальвина.

Бог, по кальвинистскому учению, ЗАРАНЕЕ предопределил одних к спасению, других к осуждению. Поэтому одним он дает веру, другим нет. Получившие спасающую благодать никогда её не утрачивают.

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (К Римлянам 8:29,30)

Дела же, как и само покаяние(поскольку покаяние ТОЖЕ есть ДЕЛО) рассматриваются как СЛЕДСТВИЕ наличия или отсутствия спасительной веры, поэтому НЕ являются личным актом человека.

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иакова 2:20)

Итак, протестанты следуют формулам либо "вера плюс дела", либо "вера, потом дела".

Критика и отрицание спасения

Следующие религиозные направления выступали с критикой христианских ортодоксальных представлений о спасении:

"Спасение (христианское) это только воображаемое, так как в действительности люди после искупления остаются точно такими же, каков был Адам, каковы они были после Адама, каковы они были при Христе, во время Христа и после Христа, каковы были и суть люди всегда, так как в действительности всё такой же грех, та же удобопреклонность к злу, те же муки рождения, та же необходимость труда для пропитания себя, та же смерть, свойственные людям, то и всё это учение второй части не есть уже учение о вере, а чистое баснословие. Толстой Л. Н.

Спасение – избавление человека от власти греха и обретения им Царствия Небесного - соединения с Богом.

Такой подход приводил к умножению числа обрядовых предписаний, мелочно регламентирующих буквально каждый шаг человека.

Сам Спаситель учил, что человек спасается верой - искренней, живой, глубокой.

Но не только к благочестивым потомкам Авраама, сынам и дочерям богоизбранного народа обращает Христос слова о спасительности веры. Он говорит об этом:

Хананеянке, женщине из коренного языческого населения Палестины, покорённого иудеями (Мф. 15, 22-28):




Римлянину,представителю языческого народа, угнетавшего иудеев(Мф. 8, 5- 13:

«Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвласт­ный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и дру­гому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

О значении истинной веры Христос неоднократно говорил своим апостолам:

Вера делает возможным невозможное с точки зрения здравого человеческого смысла. Отсутствие веры и даже её ослабление ведёт к печальным последствиям:

Приведённые выше евангельские эпизоды позволяют сделать два важных вывода:

Во-первых, соблюдение норм ветхозаветной морали само по себе не приводит автоматически к спасению. Обрядовое благочестие должно сопровождаться живой, искренней, глубокой верой в Господа.

Означают ли эти слова апостола, что для спасения достаточно одной веры? Нет!

Спасение – избавление человека от власти греха и обретения им Царствия Небесного - соединения с Богом.

Такой подход приводил к умножению числа обрядовых предписаний, мелочно регламентирующих буквально каждый шаг человека.

Сам Спаситель учил, что человек спасается верой - искренней, живой, глубокой.

Но не только к благочестивым потомкам Авраама, сынам и дочерям богоизбранного народа обращает Христос слова о спасительности веры. Он говорит об этом:

Хананеянке, женщине из коренного языческого населения Палестины, покорённого иудеями (Мф. 15, 22-28):

Римлянину,представителю языческого народа, угнетавшего иудеев(Мф. 8, 5- 13:

«Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвласт­ный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и дру­гому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

О значении истинной веры Христос неоднократно говорил своим апостолам:

Вера делает возможным невозможное с точки зрения здравого человеческого смысла. Отсутствие веры и даже её ослабление ведёт к печальным последствиям:

Приведённые выше евангельские эпизоды позволяют сделать два важных вывода:

Во-первых, соблюдение норм ветхозаветной морали само по себе не приводит автоматически к спасению. Обрядовое благочестие должно сопровождаться живой, искренней, глубокой верой в Господа.

Означают ли эти слова апостола, что для спасения достаточно одной веры? Нет!

Причины религиозной революции.

Реформацию часто называют религиозной революцией. Революции бывают в разных сферах жизни: в общественных отношениях, в технике, культуре, науке, сфере сознания. Вы уже знаете о революции цен в Европе, явившейся одним из последствий Великих географических открытий. Это была революция в области хозяйственной жизни. Реформация стала революцией в сфере сознания. Рассмотрим её причины.

В XVI в. католическая церковь переживала кризис. Под влиянием идей гуманистов, признающих в человеке единство телесного и духовного начал, шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире — его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.


  • Объясните замысел автора карикатуры. Какие детали изображения помогли вам сделать вывод?

Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры — это уже не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Католической церкви всё труднее становилось сохранить своё монопольное влияние на души и умы верующих. Невежество и безграмотность в среде духовенства, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и свершалось на деле, вызвали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела (они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне — на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Недоверие к церкви усиливалось невежеством и безнравственностью части священнослужителей, разочаровывал и сам папа римский.

Увидеть папу римского, получить его благословение — не было большего желания у верующего человека. Десятки, сотни тысяч людей из всех европейских стран и из всех слоёв общества отправлялись в далёкую Италию, в Рим, чтобы исполнить свою мечту. Но зачастую это путешествие верующих разочаровывало.

Останавливаясь на ночлег в крестьянских домах или придорожных гостиницах, паломники с огорчением и возмущением рассказывали о той роскоши, в которой живут папа и кардиналы, об их жадности, об их образе жизни, никак не соответствовавшем служителям Бога.

И вправду, было чем возмущаться! Любимым развлечением многих священнослужителей были пиры и охота. Очень любил охотиться и папа Лев X. Когда он сидел на коне в охотничьей одежде, кто мог подумать, что это духовный, а не светский владыка.

Приблизившись к папе римскому, все католики в знак почтения должны были целовать папскую туфлю. А тут вместо сафьяновой туфли — облепленный грязью сапог. И целовали, но это вызывало совсем не религиозные чувства.

Дух наживы и предпринимательства коснулся и католической церкви. Её попытки приспособиться к возрастающей роли денежных отношений и увеличить свои огромные богатства привели к росту в ней жажды наживы, а это плохо сочеталось с христианским вероучением.

Все католики, от простого крестьянина до могущественного князя, должны были платить десятую часть своих доходов церкви. Большие суммы денег приносили папской казне назначения на высшие духовные должности — епископов и аббатов. Бесконечная армия папских чиновников занималась бесстыдным вымогательством. Без подкупа папских властей и чиновников нельзя было оформить в папской канцелярии ни одного документа. Без богатых подарков в Рим не ездили — взятки брали не только кардиналы, но и сам папа.

Вы помните об индульгенциях — папских грамотах об отпущении грехов? За деньги церковь давала отпущение не только уже совершённых грехов, но и будущих.


Рис. Торговля индульгенциями

В первом десятилетии XVI в. по приказу папы Юлия II в Ватикане шло строительство не знающего себе равных по величию собора Святого Петра, что требовало огромных денег. Средства добывали продажей индульгенций, принявшей совсем уж бесстыдный характер. Их продавали на каждом углу, особенно активно этим занимались монахи. Всюду, где было скопление народа: на рынках, ярмарках, в церквях, — предлагали они купить индульгенцию, заполнить её на своё имя и обрести спасение души.

Особое возмущение политика католической церкви вызывала в раздробленной Германии, где во главе некоторых земель стояли духовные владыки и не было сильной центральной власти, способной защитить своих подданных, как, например, во Франции.

В результате в обществе стали распространяться различные религиозные течения, где основной акцент делался не на внешнее обрядовое выражение религиозности, а на внутреннее индивидуальное устремление человека к Богу.

Родиной Реформации стала Германия, где это движение поддержали часть князей, горожане, крестьянство.

Мартин Лютер.

Борьба за Реформацию началась. Как же произошёл разрыв между Лютером и Римом?

31 октября 1517 г. Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги. Это были знаменитые 95 тезисов против индульгенций. Они всколыхнули всю Германию.

Ещё через 3 года, в 1520 г., Лютер в присутствии своих студентов сжёг папское послание об отлучении его от церкви. А ещё через год, в 1521 г., его вызвали на императорский суд в Вормс.

По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, и он проповедовал им своё учение.

Звёздным часом для него стал суд в Вормсе. Люди запрудили улицы и площади средневекового города, солдаты силой расталкивали народ, чтобы проложить Лютеру путь к ратуше, где происходило заседание.


А в это время в немецких землях началось ниспровержение католицизма. По дорогам Германии передвигались бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только папы римского, по и светских князей.

Лютер не мог принять этих призывов. Он резко выступил против своих вчерашних сторонников и призвал князей установить над церковью свою власть.

Учение Лютера можно свести к трём главным положениям: человек спасается только верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры.

Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Учение Лютера было связано с распадом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом.

Дальнейшее развитие событий показало, что учение Лютера нашло широкий отклик в народе. Некоторые из его последователей призывали к немедленному выступлению против церкви, уничтожению господ и имущественного неравенства.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. В 1524— 1525 гг. в центральных и южных районах Германии вспыхнула Крестьянская война. Крестьяне поджигали дворянские замки и монастыри, отказывались от несения повинностей, грабили господское имущество. Их борьба закончилась поражением.

После разгрома Крестьянской войны началась княжеская, или умеренная, Реформация. Князья захватывали монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих бывших духовных княжеств. Часть князей, напуганная Крестьянской войной и считавшая её причиной движение за реформу церкви, сохранила верность католицизму. Вся Германия оказалась ввергнутой в вооружённое противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.

В 1529 г. император Карл V подтвердил решение Вормского рейхстага о запрете лютеранства и запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант. Сторонников Реформации церкви стали называть протестантами. В Германии начались религиозные войны между католиками и протестантами.

Карл V пытался защитить католическую церковь, и не только потому, что сам был ревностным католиком, а потому, что боялся: вслед за борьбой против папы начнётся борьба против светских владык, не станут платить десятину папе — перестанут платить налоги князьям и императору.

Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 30—40-е гг. XVI в. Реформация в Германии продолжалась. Карл V, занятый войнами с Францией и Турцией и почти не бывавший в Германии, начал опасаться, что на сторону Реформации перейдёт большинство курфюрстов и императорская корона будет потеряна для католиков Габсбургов. Он поспешил заключить мир с французами, двинулся в Германию и разгромил протестантских князей.

Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь; ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчинённым князю. Пышные церковные обряды отменили, из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешёвой.

Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим.

Князья заставили императора подчиниться своей воле. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.

Проверьте себя

Подумайте

. Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян - к светскому сословию. Всё это измышление и надувательство. ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и меж ду ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию. А если папа или епископ совершают помазание. посвящают в сан, освящают, одеваются не так, как миряне, то всё это возносит только лицемеров и болванов, но никогда не превращает в христианина или духовное лицо.

. И вообще каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности. И хотя мы все в равной степени священники, никто не должен ловчить и выдвигаться по своей воле без нашего согласия и избрания, то есть делать то, на что мы все имеем равные права. Ведь то, что принадлежит общине, никто не может, помимо воли и разрешения общины, присвоить себе. И если случится, что кто-нибудь, избранный на такое служение, будет смещён за какие-то злоупотребления, то он снова станет тем, кем был прежде. Поэтому необходимо, чтобы священник христиан был только должностным лицом. Пока он служит, он возвышается, когда его смещают, он такой же крестьянин, как другие.

Карл V Габсбург

В 1519 г. императором Священной Римской империи был избран король Испании Карл I (внук великих Фердинанда и Изабеллы), он стал императором Карлом V.

О владениях Карла V говорили, что это империя, где никогда не заходит солнце. Император властвовал над Испанией, Нидерландами, немецкими землями, Неаполем и Сицилией, колониями Нового Света.

О Карле V говорили, что это король, у которого нет отечества. Родился он в Нидерландах и прожил там до 17 лет. В юности Карл получил разностороннее образование, знал фламандский, испанский, немецкий, французский и итальянский языки. Карл был неутомим в работе и настойчив в достижении своих целей, умел преодолевать любые препятствия. Но при этом он был скрытен, упрям и недоверчив.

Карл V мечтал объединить все королевства, тесно связанные христианской верой, создать единую мировую католическую державу. Конечно, Реформацию он встретил враждебно.


Слова понятны. В письмах апостола Павла есть множество подобных мест. И действительно, в Писании мы можем найти такие слова, которые, на первый взгляд, будут противоречить учению Павла о соотношении веры и дел. Но перед тем как эти места привести, важно сказать, кто является их автором.

Но откуда же разговор о противоречии? Каково его происхождение?

Сегодня противопоставляют библейские цитаты атеисты, но впервые это сделали верующие люди. А ведь Библия – удивительно целостная книга, написанная одним Духом. И только этим Духом она и может быть понята. Спрашивают: как правильно понимать Библию? Ответ: нужно жить в Церкви, на которую сошел Дух Святой в день Пятидесятницы! Тот Дух, Которым и была написана Библия. Только живя в Церкви и причащаясь этого Духа, человек будет понимать Писание правильно, подобно тому, как радиоприемник начинает хорошо работать, только если будет настроен на необходимую волну.

Итак, братья и сестры, вот главные уроки для нас из сегодняшнего Апостола. Первый – наша вера должна быть деятельной. Это признак того, что она живая. Второе – в Библии нет противоречий. Разные места Писания кажутся несогласованными лишь тем, кто не принадлежит к Церкви, не настроился на нужную волну. Залог правильного понимания Писания – это жизнь в Церкви, активная литургическая жизнь, труд по исполнению заповедей и, конечно же, ежедневное изучение Библии и церковных толкований ее. Если мы будем пребывать в этом труде, то, даст Бог, вера наша будет живой, широкой, деятельной; а всякое сомнение в подлинности, истинности, целостности Священного Писания исчезнет навсегда.

Читайте также: