Вербилки фарфоровый завод история кратко

Обновлено: 18.05.2024

Это забавное название произошло от цвета розового семейства китайского фарфора. Итальянцы стремились узнать, каким образом китайцы придают глазури нежно-розовый цвет. Китайцы загадочно говорили, что в состав добавляют кровь девственниц, от этого масса приобретает такую окраску. Но итальянцы подозревали, что весь секрет – в морских раковинах, тоже называемых порчеллино, добавляемых в керамику.

История мануфактуры

Мечту Петра I-го о собственном фарфоровом промысле, воплотила его дочь – Елизавета. Шведский мастер Христиан Гунгер с русским помощником Дмитрием Виноградовым пытались наладить выпуск отечественных изделий из гжельской глины. Дело не заладилось, и Гунгер получил отставку.

Виноградов самостоятельно продолжал опыты, пока не создал белый и прозрачный материал. Его первой работой и визитной карточкой стала чашка с росписью виноградными кистями.

Ученый открыл мануфактуру из отечественного сырья, фарфор по качеству не уступал знаменитому саксонскому и китайскому оригиналу. Вначале это были мелкие изделия – трубки, чашки, пуговицы. Через несколько лет Виноградов построил и успешно испытал большой горн для обжига. Теперь на мануфактуре появились и крупные изделия.

Период Ф. Гарднера и потемкинские чашки с бриллиантами

Франц Гарднер – обрусевший выходец из Англии, перебравшийся в Россию и мечтавший разбогатеть. Он пробовал заниматься лесной промышленностью, производством сахара. Постепенно породнившись со знатными дворянскими семействами, через браки детей – решил перебраться в Москву. Он давно хотел открыть собственное фарфоровое производство, помог случай. К тому времени умер заводчик Гребенщиков, фабрику закрыли. А родной брат Гребенщикова, сел в тюрьму за долги. Узнав об этом, Гарднер пообещал заплатить всю задолженность, за фамильный секрет состава фарфорового сырья. Он выполнил обещание, а Андрей Гребенщиков возглавил предприятие. Сначала выпускали мелкие изделия – пуговицы, курительные трубки, посуду, но впоследствии, когда Гарднер нашел в Малороссии подходящее сырье, в Дмитровском уезде была открыта фабрика.

Поразив Екатерину и гостей невиданными блюдами и роскошными винами

В подарок Екатерине Гарднер на своей фабрике создал коллекцию, посвященную русско-турецкой войне. Затем восхищенная прекрасным подарком императрица, сделала заказ на три орденских сервиза – святых Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского.

Период Кузнецова

Советское время

Настоящее время

Мануфактура Гарднер

Вербилки фарфоровый завод

Дмитровский завод – это не просто фарфоровое предприятие. Это сокровищница традиционных ценностей, бережно передаваемых следующим поколениям. Каждый мастер соединяет старинные секреты с новейшими технологиями, и создает шедевры искусства. Фарфоровые изделия известны далеко за пределами нашей страны, они есть в частных коллекциях, и представлены в музеях всего мира.

Для вербиловской посуды используют два вида декора:

  • Рельефный – углубляется в поверхность с помощью гравировки, перфорации или завышением. Изделие обжигается либо сразу, либо рельеф (цветочки, листики, фигурки) обжигается отдельно, а затем наклеивается.
  • Роспись – красочный декор художники выполняют надглазурным способом или подглазурным.

Основной способ декорирования – деколь. Часто изделия расписываются краской с добавлением золота.

Клейма по годам

До революции у продукции вербиловского завода было клеймо Гарднер. Это была не только фамилия, но и эталон качества, под которым его знали не только в России, но и за границей. После революции фабрика была национализирована, в клеймах ДФЗ стали изображать серп и молот. С периода пятидесятых годов и до сих пор – стилизованная голова лося и буква В. С начала девяностых в печать клейма стали вносить год основания – 1766.

Красное клеймо – означает первый сорт изделия, зеленое – второй.

Мастера и художники

Клоун

В пятидесятые вербиловский фарфор прославляли коллекции Ганрио, Лопотухиной (Адмиралтейский), Цветковой (Гвоздики), Золотова (Татьяна).

Промыслы Вербилок

Многообразие тематик фарфора Вербилок на посуде

Стиль фарфора, изготовленного на фабрике Гарднер, всегда соответствовал моде эпохи, в которую выпускался.

В восемнадцатом веке – пышный и помпезный стиль ампир. Сервизы украшали яркими цветочными букетами ( чаще розы и тюльпаны), вазы в виде цветочных корзин, чашки и блюда, с выгравированными вензелями владельцев и императорскими, для подарков придворным фаворитам. Скульптурные статуэтки пастухов и пастушек, крестьян и горожан, одетых по последним модам. Церковная утварь – подсвечники, лампады, паникадила и чаши.

После революции, на посуде и сувенирах появились надписи, призывавшие вступать в колхоз, агитирующие за мировую революцию, портреты Калинина и других партийцев, рабочих и колхозников.

В настоящее время гарднеровский фарфор представлен в самых разнообразных гаммах и мотивах. Особенным интересом пользуются сервизы с жанровыми сюжетами, пейзажами; детские наборы – с росписью стилизованных изображений животных, сказочными героями.

Фарфор Вербилок

Историю вербилковского фарфора можно условно разделить на несколько периодов. И каждый отличается своим неповторимым стилем, облегчая атрибуцию коллекционерам и ценителям. Наибольшего внимания заслуживает фарфор середины XVIII века, так называемый гарднеровский. Он создавался по мейсенским образцам и составляет достойную конкуренцию оригиналу. Также интересна малая пластика, которую завод в Вербилках начал активно выпускать в конце XIX века, специализируясь преимущественно на жанровых сценках. Современное предприятие бережно хранит традиции качества, по-прежнему делая ставку на эксклюзивность продукции. Большой процент ассортимента составляют изделия, декорированные и расписанные вручную, по уникальным старинным технологиям.

Гарднеровский период

Ближе к середине XVIII века фарфоровый бум, прокатившийся по Европе, захлестнул и Россию. Императорский двор и высшая аристократия, воспитанная Петром I, с большим интересом относились к западным веяниям, стараясь перенять все модные новинки. В 1728 году правящая императрица Елизавета Петровна получила в дар от Саксонии первый мейсенский сервиз, не только восхитивший её, но и заставивший мечтать об аналогичном производстве в своей стране.

Памятник Францу Гарднеру

Открытие мануфактуры

Сервизы Вербилок

Открытие каолиновых залежей навело Гарднера на мысль о производстве тонкостенной керамики. Он интересовался вопросом ещё на родине, но не имел нужного опыта. Обосновавшись в Москве, английский купец приобрёл в 1766 году у князя Николая Урусова небольшую деревеньку Верболово (позднее Вербилки) и землю, где собирался построить завод. Расположение будущего предприятия было выбрано не случайно – всего в 35 километрах находилась фабрика по производству торфяных брикетов, которые могли служить недорогим и качественным топливом для обжиговых печей.

Сырьё и энергетические ресурсы нашлись, но возникли проблемы с рабочей силой. Гарднер, не являясь подданным Российской империи, не имел права покупать крепостных крестьян. Однако он вышел из положения, оформив приобретение на ещё одного своего должника – местного помещика Вырубова. Также на производство привлекли вольнонаёмников и отходников (крестьян, отпросившихся на заработки).

Истинный сын своей нации, Гарднер был амбициозен. Он мечтал, что его предприятие достигнет уровня уже успевшего прославиться Мейсена. Первым шагом на пути к исполнению этого желания стало приглашение на работу опытных европейских мастеров – живописца-миниатюриста Иохаима Кестнера и скульптора Иоганна Миллера. Последний недолгое время работал на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и успел ознакомиться с опытами Виноградова.

Сервизы Вербилок

Старший сын Гарднера – Франц, помогавший вести дела, часто путешествовал по Европе, собирая образцы продукции лучших фарфоровых фабрик. Также в становлении предприятия большую роль сыграл швейцарский технолог Ксаверий (Франц Иванович) Гаттенберг, позднее ставший директором ИФЗ. Параллельно с привлечением иностранных кадров, обучали местных крестьян, которых московские дворяне отдавали на фабрику без оплаты.

Орденские сервизы

В 1877 году помещик Вырубов, на чьё имя были куплены крепостные для гарднеровской мануфактуры, попал в тюрьму за воровство. А поскольку его имущество подлежало отчуждению, предприятие могло остаться без рабочих. Гарднер, до того лишь проводивший опыты с поиском оптимального состава сырья и режима обжига, срочно изготовил четыре сервиза, чтобы задобрить императрицу и расположить её в свою пользу.

Роскошные наборы, созданные художником Григорием Козловым, были частично скопированы с мейсенского образца, подаренного Елизавете Петровне саксонским курфюстом. Они получили название орденских и посвящались высшим наградам Российской империи. Каждый столовый гарнитур украшался одним из орденов:

  • Св. великомученика Георгия;
  • Андрея Первозванного;
  • Александра Невского;
  • князя Владимира.

Орденские сервизы Вербилок

Сервизы включали до 1,5 тысяч предметов. Их планировали подавать к столу во время парадных обедов для кавалеров каждого ордена. Изделия отличались высокой художественной ценностью и безупречным исполнением. Уже первый подарок из этой серии – Георгиевский сервиз снискал владельцу фарфоровой мануфактуры расположение Елизаветы Петровны и покровительство двух важных чиновников: бывшего управляющего ИФЗ, князя Юсупова и московского генерал-губернатора. Остальные наборы изготавливались уже по заказу императорского двора. Сделав грамотный дипломатический ход, Гарднер не только сохранил своих рабочих, но и привлёк внимание первых лиц государства. Благодаря этому, он получил разрешение маркировать продукцию клеймом с московским гербом, что поднимало её ценность в глазах столичной аристократии.

Орденские сервизы Вербилок

Расцвет производства

Английский предприниматель, а Гарднер до конца жизни оставался подданным своей родины, постоянно работал над расширением производства. Большой доход приносила продукция для среднего класса – купцов, мещан и обывателей, стремившихся подражать высшему обществу во всём, в том числе и в сервировке. Для них выпускались добротные, но упрощённые версии эксклюзивных сервизов.

Фарфор Вербилок - расцвет

Наивысшего расцвета производство достигло в XIX веке при младших сыновьях Гарднера и его внуках. Продолжая европейскую традицию, художники фабрики вносили в декор и русские нотки, делавшие его неповторимым. Применялись различные техники лепки, в том числе каннелюры, ажурная резьба и плетение, а также нанесение рельефных изображений шликером (жидкой фарфоровой массой). В росписи преобладали модные в то время архитектурные и природные пейзажи, батальные сцены (особенно в период наполеоновской войны), фрагменты охоты, цветочные мотивы. Использовались цветные фоны, кобальтовое крытьё, люстрирование и золочение. Для изделий массового тиража опробовали технику печати. Статуэтки приобрели выразительность, большое внимание уделялось проработке мелких деталей и пластике.

Фарфор Вербилок - сервиз

Фарфор Вербилок - статуэтки

В 1853 году фабрика переходит к внукам Гарднера – Владимиру и Александру. В 1855 году продукцию начинают клеймить изображением императорского двуглавого орла. А ещё год спустя предприятие включают в список личных поставщиков двора его Величества. Этот статус сохранялся вплоть до свержения монархии в 1917 году.

Кузнецовский период

В конце XIX века руководство фабрикой перешло к Елизавете Гарднер – супруге внука Франца Яковлевича, Павла. К тому времени наметился спад производства, а художественная ценность знаменитого фарфора из Вербилок снизилась. Елизавета Николаевна не обладала коммерческой жилкой и не могла идти в ногу со временем, своевременно обновляя и улучшая ассортимент, модернизируя технологии и оборудование, расширяя рынки сбыта.

В 1892 году предприятие, находившееся в бедственном положении, выкупил основатель крупнейшей в России фарфоровой империи – промышленник Матвей Кузнецов. Цена за фабрику с наработанной за 120 лет безупречной репутацией, была баснословно низкой. Елизавета Гарднер также передала новому владельцу модели, формы и образцы росписи. Но главное, что интересовало Кузнецова – выходца из народных низов, аристократическая клиентура фабрики. Поэтому он сохранил не только стиль предприятия, но и узнаваемое клеймо с гербом империи и фамилией основателя.

Фарфор Вербилок - Кузнецовский период

В империи Кузнецова началось второе возрождение гарднеровского фарфора. Параллельно выпускались изделия из фаянса высшего качества, называемого опак. Появившийся в этот период стиль модерн с его витиеватыми формами и сложной цветовой гаммой нашёл отражение в вербилковском фарфоре. Он ценится антикварами наравне с изделиями гарднеровской эпохи.

Советский период и настоящее время

С 1954 по 1965 год продукция маркируется клеймом ДФЗ с простым и лаконичным дизайном. А затем появляется изображение лося, сделавшее продукцию Вербилок легко узнаваемой и знаковой.

Фарфор Вербилок - Народы России

А вот эксклюзивная линейка предприятия, где тонкостенные предметы отливаются, лепятся и расписываются вручную, по-прежнему пользуется спросом. Вербилкам направляется большинство кремлёвских заказов, в том числе и на продукцию для дипломатических подарков.

Несмотря на кризисные для российской керамической индустрии времена, ассортимент предприятия постоянно расширяется. В него включены:

  • сувенирная продукция;
  • предметы интерьера;
  • сервизы, чайники, чайные и кофейные пары;
  • детские наборы;
  • винные штофы;
  • украшения;
  • иконы;
  • посуда для сектора HoReCa.

Фарфор Вербилок - настоящее время



Начав с изготовления небольшого количество опытного фарфора, Франц Яковлевич Гарднер к моменту своего ухода из жизни в 1796 году превратил фабрику в лучшее частное предприятие России по изготовлению фарфора. Памятник ему в настоящее время украшает Парк культуры и отдыха в поселке Вербилки.

За время правления трех поколений наследников предприятие переживало разные времена. Так, после смерти Франца Францовича Гарднера, сына основателя, в наследство вступила его супруга, под руководством которой фабрика пришла в упадок. Однако позже ее сыновья вновь наладили производство и продолжили выпуск прославленного фарфора. Но по разным причинам на момент продажи предприятие находилось не в лучшем своем состоянии.

Интересно, что в трудные для фабрики времена с нее ушли работники Милли, Рейнер и Кобоцки, усилиями которых потом было создано два сильнейших конкурента гарднеровской мануфактуры. Это завод Попова и фабрика Ауэрбаха.

Кузнецовский период

Получив в свое распоряжение не только завод, но и все его богатейшее наследие, опытный промышленник Кузнецов возродил производство. Имея собственное фарфорово-фаянсовое производство, Кузнецов отлично разбирался в этой теме и сумел увеличить выпуск продукции Гарднера. При этом на изделиях продолжали ставить клейма Гарднера, что позволило сохранить прежних покупателей гарднеровского фарфора. За годы правления заводом Кузнецов продолжал выпуск фарфора по тем образцам и формам, которые за сотню с лишним лет скопились на предприятии в большом количестве.

Матвей Сидорович Кузнецов (1846–1911)

Советское время

Агитационный фарфор. Сухарница. Дмитровский фарфоровый завод. 1930-е

Агитационный фарфор.
Сухарница.
Дмитровский фарфоровый завод.
1930-е.

Настоящее время

За успехи в фарфоровом производстве завод неоднократно награждали на выставках и мероприятиях разного уровня.

Разнообразие изделий

Знаменитые сервизы

История орденских сервизов мастеров завода Гарднера, по праву считающихся их лучшими творениями, началась с довольно неприятной для промышленника истории. Поскольку Гарднер не был дворянином и по закону не имел права на крепостных крестьян, ему пришлось оформить купчую на них на своего знакомого помещика Вырубова. Но в 1777 году помещик угодил в тюрьму, что грозило Гарднеру потерей всех работников. Чтобы спасти свою фабрику, промышленник в спешном порядке создал для императрицы Екатерины II великолепный орденский сервиз Георгиевский и добился ее аудиенции. Понимая, кому предназначается сервиз, мастера расстарались на славу, так что работа была по достоинству оценена императрицей.

Детали Георгиевского сервиза. Завод Гарднера.1777 г.

Детали Георгиевского сервиза.
Завод Гарднера.1777 г.

После этого фабрика Гарднера выпустила ко Двору еще три сервиза (Владимира, Андрея Первозванного и Александра Невского), а сам фабрикант был удостоен чести клеймить свой фарфор изображением московского герба. В каждый из сервизов входило огромное количество предметов (до полутора тысяч). Каждый год их использовали для проведения царских праздничных трапез.

gardner-10.jpg

Многообразие тематик

Фаянсовая миска с крышкой. Завод Гарднера. Начало XIX в.

Фаянсовая миска с крышкой.
Завод Гарднера.
Начало XIX в.

Блюдо с цветочным орнаментом. Завод Гарднера. Вторая половина XVIII в.

Блюдо с цветочным орнаментом.
Завод Гарднера.
Вторая половина XVIII в.

В работах цветочной тематики живописцев завода Гарднера частенько прослеживается позаимствованные у европейских мастеров изображения подвешенных на лентах корзин с цветами.

Чайная пара. Завод Гарднера. 1770-1780 гг.

Чайная пара. Завод Гарднера. 1770-1780 гг.

Во время войны в 1812-ом и последующие годы завод Гарднера выпускал множество изделий на военную тему. Большой популярностью в это время пользовались сервизы с изображением Кутузова, Багратиона и других видных военных деятелей. Одной из значительных работ этого периода считается сервиз с карикатурами на армию Наполеона.

gardner-14.jpg

Не избежали мастера завода и столь популярной в то время романтической тематики. Они создавали скульптуры женщин с обнаженной грудью, открытыми ногами или полностью обнаженных девушек, занимающихся повседневными делами. Так появились фигурки девушек, разносящих еду, стригущих ногти, собирающих фрукты, или занимающихся другой работой.

Полуобнаженная, собирающая виноград. Завод Гарднера. Около 1840 г.

Полуобнаженная, собирающая виноград. Завод Гарднера. Около 1840 г.

Посуда

Уже через несколько лет работы завода Гарднеру удалось выпускать посуду высокого качества, которую характеризовал белый фарфор, чистая глазурь и разнообразная палитра. В многообразных предметах посуды, выпущенной в первые годы работы фабрики, прослеживается подражание работам иностранных мастеров. Аналогично дело обстояло и с техниками. Например, многие предметы посуды расписывали с применением европейской техники мушель, при использовании которой предмет посуды покрывался одним цветом, а в центре изделия оставляли небольшое пространство для изображения цветочной композиции или какого-либо сюжета.

Трактирный чайник, выполненный в стиле мушель. Завод Гарднера.

Трактирный чайник,
выполненный в стиле мушель.
Завод Гарднера.

Посуда была очень разнообразной и предназначалась как просто состоятельным людям, так и аристократам с высоким достатком и утонченным вкусом. Для последних посуду делали с искусными узорами, высокими изящными ручками, тщательно прорисованными сюжетами и обильной позолотой.

Чайный сервиз на 2 персоны. Фабрика Гарднера. XIX в.

Чайный сервиз на 2 персоны.
Фабрика Гарднера. XIX в.

Клейма фабрики Гарднера

Гарднеровский период

За свою долгую историю завод Гарднера обзавелся множеством клейм, которые исполнялись в самых разных вариантах. В них во многом прослеживается подражание другим мануфактурам, а также следование требованиям царских указов того периода.

gardner-22.JPG

gardner-23.JPG

В данный исторический период многие мануфактуры ставили клейма на французском языке. Не избежал такой участи и завод Гарднера в Вербилках. Начиная с 1770-х годов среди клейм завода появилась французская буква G, которую на протяжении многих десятилетий обозначали самым разным образом.

gardner-24.JPG

Разнообразие исполнений, вероятно, связано с отсутствием ограничений в нанесении клейма. Мастер мог сделать букву круглой или сжатой, изобразить длинный хвостик или чисто символический. Чаще всего это клеймо завода Гарднера встречается в синем цвете, а также вдавленным в массу. Обычное исполнение — подглазурно, но есть и надглазурные варианты, а также встречается красное надглазурное клеймо в виде буквы G.

В период с 1800 по 1825 годы буква G превращается в некий крючок, из-за чего она стала походить на клеймо завода А.Т. Сафронова. Сафроновские клейма тоже выполняли синей краской до нанесения глазури. Также обозначение FG, которое изредка встречается на изделиях завода Гарднера, иногда путают с числом 16.

gardner-25.JPG

Чтобы избежать путаницы, рядом с буквой G или самостоятельно ставили клеймо ГАРДНЕРЪ или на французский манер GARDNER. При этом встречаются случаи, когда вокруг вдавленного в массу слова оставалась прямоугольная рамка.

gardner-26.JPG

На некоторых изделиях буква G сопровождается дополнительными значками: звездочками, кружками, палочками, буквами. Такие элементы могут означать свои технические пометки мастеров завода.

gardner-27.JPG

gardner-28.JPG

gardner-29.JPG

Клейма с рисунками и надписями усложняли постепенно. В 1830-х гг. они обычно сводились к простому изображению всадника на коне и обозначению владельца фабрики.

gardner-30.JPG

В последующие годы клейма делали более насыщенными: тщательнее прорисовывали основные элементы, добавляли больше краски.

gardner-31.jpg

gardner-32.JPG

Советский период

После национализации предприятия и переименования в Дмитровский фарфоровый завод сменились и его клейма.

В период 1917-1940 гг. на клеймах изображали герб СССР или отдельные его части и указывали название завода.

gardner-33.JPG

gardner-34.JPG

В последующий период с 1940 по 1954 гг. из клейм исчезает герб и появляется изображение фарфоровой продукции.

gardner-35.JPG

gardner-36.JPG

В период 1965-1991 гг. происходит еще одна кардинальная смена образа. На этот раз на клейме появилось изображение лося.

gardner-37.JPG

Постсоветский период

После приобретения завода рабочими клеймо сохранило изображение лося, но стало более живописным.

Фабрика фарфора Гарднеръ

Andrey Korzun" >

Главное здание завода простое и небольшое

Магазины

Салон фарфора

История завода в Вербилках

Купец из Шотландии Фрэнсис Гарднер, ставший в России Францем Яковлевичем, уже имевший успешный опыт бизнеса в российской сахарной промышленности решил построить фарфоровую фабрику под Москвой, где в это время начинался бум посудоделательной промышленности. Только вокруг Гжели к началу ⅩⅨ в. насчитывалось 25 заводов. Правда производили они дешевую керамическую и фаянсовую посуду. Найдя в Черниговской губернии подходящее глиняное сырье и получив разрешение Мануфактур-Коллегии Гарднер в 1766 открыл фабрику. На первых порах он получал помощь в организации дела от профессора Женевского университета Франца Гаттенберга, ставшего впоследствии управляющим Императорским фарфоровым заводом в Санкт-Петербурге. Первыми мастерами на фабрике были приглашенные из Саксонии специалисты по изготовлению мейсенского фарфора.

Чайные пары Гарднер, XIX в.

Арлекины 1770 – 80 гг.

Экскурсии на производство и мастер-классы

Здание фарфорового завода в Вербилках на панораме Google

Как добраться

На автомобиле в Вербилки из Москвы нужно ехать по Дмитровскому шоссе до Дмитрова, затем по Московскому Большому Кольцу (А-108) до Жестылево, где повернуть налево на Р-112 и проехать оставшиеся 15 км до фабрики фарфора в поселке Вербилки.

Читайте также: