Спартанцев учили говорить кратко

Обновлено: 07.07.2024


Многие знают прекрасную боевую подготовку спартанцев. Но не все знают еще одно интересное умение этого легендарного народа. Спартанские дети учились не только драться и переносить боль. Их учили коротко и остро изъясняться. Этому был посвящен специальный учебный курс. Считалось, что спартанец так же, как оружием, должен был молниеносно владеть словом.

Сократ предупреждал: "Говоря со спартанцем, он может совершенно неожиданно поразить тебя простотой своих рассуждений"; "как опытный стрелок, спартанец может выдать острую фразу, которую может выдать только слаборазвитый маленький ребенок".

Со временем в этом убедился отец Александра Македонского - Филлип.

Подойдя к стенам Спарты, он послал письмо спартанцам, в котором написал, что если он возьмет штурмом город, то уничтожит всех жителей, на что спартанцы прислали ему короткий ответ-"Если". В будущем даже Александр Македонский не стал нападать на Спарту.

Перед битвой у Фермопил, командир спартанского отряда получил донесение, что персов настолько много, что стрелы их затмят небо. На что он заявил. "Тогда будем сражаться в тени"

Прощаясь с женой и на ее вопрос, что ей делать если его убьют, царь Леонид ответил "Возьми хорошего мужа и рожай здоровых детей".

Кстати само слово лаконичность, происходит от Лакония. Лакония - это область Древней Греции, в которой и находился город Спарта.

Помимо обучения, кратко и лаконично, излагать мысли, спартанских детей обучали по особой системе - Агогэ.

В Спарте воспитанием мальчика занималась не мать, а государство.

Как только мальчику исполнялось 7 лет, его забирали от матери и передавали в специальные полувоенные казармы. Мальчику назначался наставник. Дисциплина в этих казармах поддерживалась странным, но эффективным образом. Детей поощряли к дракам и жестокости по отношению друг к другу.

Обувь и одежда считалась предметом роскоши. Спартанские дети вообще обходились без обуви. Кормили мальчиков в казарме очень скудно, но поощряли воровство. Если мальчик украл еду и не попался, его хвалили, но если его ловили за руку во время кражи, он подвергался сильному избиению и лишался даже положенной еды.

Всю добытую кражей еду и пойманную во время охоты дичь, мальчики делили между собой.

Можно представить, как подобная система воспитания, ломала личность, делая из мальчиков не сколько воинов, сколько диких зверей.

Спартанское воспитание 1

Спартанское воспитание.

Спарта - это город-государство Древней Греции. Спартанцы в Греции были меньшинством среди других свободных граждан и большого количества рабов. Для того, чтобы сохранить власть и порядок в таком обществе требовалась немалая сила. Поэтому Спарта стала центром воспитания и образования сильных людей.

Воспитание спартанских мальчиков.

Агогэ - была обязательна только для детей полноправных граждан, включая царских. Для мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дававшей шанс на получение полного гражданства.

Отбор новорожденных детей.

Плутарх пишет, что в древней Спарте существовал обычай убивать новорожденных детей, в случае, если у них имелись какие-либо физические недостатки.

Однако, археологи исследователи отмечают отсутствие детских останков в пропасти, куда якобы сбрасывали спартанских детей.

Воспитание детей до 7 лет.

Спартанских детей подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых спали младенцы, были грубыми и жёсткими. При этом, детей запрещалось воспитывать родителям на своё усмотрение, так как целью воспитания было одинаковое приучение всех к дисциплине, развитие силы и выносливости. Дети, таким образом, находились как бы в собственности государства. Их воспитывали кормилицы, которые стремились взрастить в детях привычку к дисциплине, умеренность в питании. Основной целью воспитания до 7 лет было обеспечить наилучшее физическое развитие организма, подготовить ребёнка к дальнейшим испытаниям.

Воспитание в возрасте от 7 до 20 лет.

В 7 лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Их разбивали на отряды, в которых уже в столь юном возрасте выделяли наиболее выдающегося мальчика - на него должны были равняться все остальные. Те, кто не справлялся с нагрузками - погибали.

Спали дети и подростки на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали на свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала.

Как пишет Плутарх, детей крайне редко допускали к мытью, чтобы они не были излишне озабочены красотой и чистотой своего тела.

Мальчики постоянно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Рацион воспитанников был весьма скудным, им не позволялось наедаться до полного насыщения. Возможно, это было связано с тем, что спартанцы считали, что голод стимулирует рост, так как организм не обременён усиленным пищеварением. Однако юные спартанцы посредством такой меры приучались и к ловкости и хитрости: они учились воровать пищу, а так как если их заставали за этим делом, наказание было очень суровым, то им нужно было делать это максимально незаметно.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные, но при этом глубокие и содержательные, ответы - по названию области Лакония такая речь стала называться лаконичной.

Грамоте юных спартанцев обучали ограниченно, чтобы они обладали самыми базовыми навыками счёта, чтения и письма, но не более того. При этом, спартанцы должны были обладать высокой нравственностью и понимать, что такое добродетель.

В ходе воспитания за детьми осуществлялся строжайший контроль, их приучали к иерархии и субординации. Так, уже в юном возрасте в каждом детском отряде избирался наиболее выдающийся, который ставился в пример остальным. Помимо этого, за детьми следили старики, которые не только поучали их, но и примечали наиболее сильных и храбрых. Контроль осуществлялся и в гимнасиях (воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции), и во время тренировок. Помимо этого, для детей постарше назначался педоном (надзиратель), из числа наиболее достойных мужчин. Наконец, с целью подготовки в дальнейшем командующих, среди уже двадцатилетних юношей избирали ирена - самого достойного, выносливого и сильного, который командовал младшими. Кроме того, он проверял их и на понимание и знание добродетели. Он мог попросить воспитанника оценить с нравственной точки зрения тот или иной поступок, при этом свою точку зрения надо было доказывать. За неправильный ответ также полагалось наказание.

Чтобы спартанские юноши привыкли к крови, им разрешались так называемые криптии. Группы подростков ночью врывались в селения рабов-илотов и грабили их. В такие набеги они убивали самых сильных мужчин.

В сущности, спартанцы, продолжали воспитываться всю свою оставшуюся жизнь. В свободное от военных походов время им было запрещено заниматься торговлей или ремеслом - это было уделом неполноценных граждан, илотов.

Спартанцы продолжали жить отрядами, блюли строгую дисциплину в отношениях с женщинами, участвовали в воспитании подрастающей молодёжи.

Спартанское воспитание 2

Воспитание спартанских девочек.

Женщины Спарты тоже получали образование, которое было направлено на развитие физической силы. Они занимались спортом: бегом, борьбой, владением оружием. Поэтому спартанские женщины довольно легко переносили роды.

Спартанские женщины должны были уметь сражаться, как и мужчины. Это умение должно было им пригодиться в случае осады Спарты во время отсутствия воинов-мужчин. Многие спартанок сравнивают с амазонками, и это недалеко от истины.

Как и мальчиков, девочек в Спарте учили петь и танцевать. Во время праздников они танцевали обнажёнными или в короткой одежде.

Спартанки считались самыми красивыми женщинами Древней Греции. В отличие от Афин спартанки выходили замуж в более зрелом возрасте примерно в 18 - 25 лет. Афинские девушки становились жёнами уже в 14.

Спартанское воспитание и его особенности. Воспитание спартанских мальчиков. Воспитание спартанских девочек.

Леонидас

Воспитание

Воспитательный процесс в Спарте (до 4 в. до н. э.) считался делом государственной значимости. Методика воспитания подчинялась задаче превращения мальчиков в будущих воинов. Важнейшими моральными качествами признавалась решительность, упорство и преданность.

В возрасте с 7 до 20 лет сыновья обычных граждан воспитывались в интернатах военного типа. Занятия включали физические упражнения, закаливания, военные игры, обучение музыке и пению. Особое внимание уделялось выработке навыка четкой и лаконичной речи.

Жесткое воспитание, ориентированное на выносливость, и по сей день именуют спартанским.

Система Агогэ

Старейшины агогэ осмотр

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.

Храм Артемиды

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Спартанские мальчики в отличие от современных детей были лишены внимания и ласки. С каждым годом воспитание становилось все более жестким: мальчиков обривали налысо, заставляли ходить босиком и собирать тростник голыми руками.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Воспитание мальчика по-спартански

Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:

    • Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
    • С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей .
    • Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
    • Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
    • Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.

    [pullquote-right] Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым [/pullquote-right]

    • Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
    • В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.

    Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

    DELETED

    При рождении, мальчика брали и относили на край пропасти Апофеты, где долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной или слабый, то его сбрасывали в пропасть. А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать.

    DELETED

    Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца воина. Главное внимание спартанцы обращали на развитие физической силы, выносливости и смелости. Физическая сила, бесстрашие и ловкость в Спарте ценились очень высоко. Меньше внимания уделялось выработке культурных навыков, хотя каждый спартанец должен был уметь читать и писать.

    'Мое богатство', - говорится в одной спартанской песне, - 'мое копье, мой меч, мой славный шлем, крепость моего тела. При помощи их я обрабатываю землю, собираю хлеб и приготовляю вино со своих виноградников; благодаря им - я господин своих слуг. ' В этих словах выражена классовая основа воспитания и обучения спартанских воинов - они должны были обеспечить свое господство.

    Музыка, пение, танцы были также направлены на воспитание качеств, необходимых воинам. Воинственная музыка должна была возбуждать мужество; танцы изображали отдельные моменты боя.

    Волков бояться, в лес не удаляться, а если удалился - сам рычи.

    Воспитание и наследие греческих спартанцев.


    1. Юных спартанцев учили говорить кратко и по делу, давать меткие и точные ответы - такая речь называется лаконичной - по названию области Лакония.

    2. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Спали они на жёстких деревянных досках, которых укрывали лишь соломенные подстилки. Из одежды разрешалось носить только набедренные повязки. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала.

    3. Мальчики занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, щитом и метании копья. Пропитание приходилось искать самим, иной раз прибегая к воровству и даже убийству.

    4. Среди моральных качеств упор делался на решительность, стойкость и преданность.

    5. Иногда разрешались так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни (илотов) и грабили их, а самых сильных мужчин убивали. Также убивали скот и грелись в их внутренностях.

    6. По словам Плутарха, молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.

    7. В школах-гимнасиях, в которых дети жили от семи до двадцати лет, преподавались музыка и пение, начатки чтения и письма. Также дети учились считать и танцевать, а заниматься философией и красноречием не разрешалось. По словам Плутарха, спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. По словам Ботвинника М.Н., много внимания в Спарте уделяли хоровому пению. Спартанские песни были мужественны, просты и безыскусственны, но вместе с тем серьёзны и поучительны. Они прославляли павших за Спарту, порицали трусов и призывали к подвигу. В бой спартанцы шли под звуки флейт. Один спартанский поэт говорил: "Хорошая музыка действует на душу не меньше, чем оружие".

    10. По законам Ликурга, девушки должны бегать, бороться, бросать диск, метать копьё. Они должны были присутствовать на праздниках, участвовать в плясках и петь в хоре. В своих песнях девушки славили сильных и храбрых и возбуждали у молодёжи горячее желание отличиться. Женщины в Спарте участвовали в соревнованиях, в которых они могли показать свое мужество и приобрести славное имя. Вот как ответила царица Горго одной иностранке, когда та упрекала спартанок в том, что женщины у них распоряжаются мужьями: "Но ведь мы и рождаем мужей."

    Одно из самых известных наследий оставил Ликург, в виде своих спартанских законов. Отвага трехсот спартанцев, под предводительством Леонида, в битве при Фермопилах была темой многих литературных произведений, современных кинолент. Широкую известность имел Ксантипп — военачальник из Спарты. Ксантипп жил в III веке до н. э., во время Пунических войн был нанят Карфагеном, провёл реформу Карфагенской армии, в 255 до н. э. одержал полную победу над легионами римского военачальника Регула.

    Но самое значимое наследство Спарта оставила в военном деле. Дисциплина — необходимый элемент любой современной армии. Боевой строй спартанцев — предшественник фаланги армии А. Македонского, а также дальний родственник современной развернутой цепи пехоты.
    Значительное влияние Спарта оказала и на гуманитарные сферы человеческой жизни. Спартанское государство — прообраз идеального государства, описанного в диалогах Платоном. Именно Спарта подарила образ лаконичного человека.
    Спартанцы оставили чёткий след настоящих мужей Европы, и показали свой пример для подражания.

    Читайте также: