Дионисий о тебе радуется кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реставрация: Фон и поля с остатками золота.

Размер: 146 х 110 см

Автор: Нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Младенец-Христос, Богородица

Уточняющая датировка: 16 в.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Торжественная многофигурная композиция наглядно показывает, насколько большому усложнению подверглись в кругу Дионисия традиционные сюжеты, полностью утратившие былой лаконизм. В славословии Богоматери участвуют сонмы святых, плотно заполнившие всю нижнюю половину иконы.

Стилистическая справка

Икона близка по стилю к фрескам Дионисия в Ферапонтовском монастыре. В иконе очень ясно выступает тенденция к стандартизации иконописных приемов и типов лиц. Вытянутые пропорции указывают на начало 16 века, как на время исполнения иконы.

Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.

Мастерская Дионисия
Школа или худ. центр: Москва

  • Великий князь Иван III 2013: Первая треть XVI в.

Из Успенского собора в Дмитрове.

  • = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.

Начало XVI века. Дионисий (?).

Доска липовая, шпонки врезные, верхняя сквозная, нижнее поле опилено. Паволока, левкас, яичная темпера. 146 × 110.

Происходит из Успенского собора в г. Дмитрове 1 .

1 Предполагается, что Успенский собор г. Дмитрова перестраивался при удельном князе Дмитровском Юрии Ивановиче (1504–1533). Возможно, что иконы собора написаны в это время.

Раскрывалась в ЦГРМ И. И. Сусловым в 1928 году и тем же И. И. Сусловым в Гос. Третьяковской галлерее в 1936 году.

Поступила из ЦГРМ в 1934 году. [28640]
¦


¦ 126. Мастерская Дионисия. О Тебе радуется

Ранний XVI век. 146×110. Третьяковская галерея, Москва [28640].

Детали


A Группа святых слева


B Группа святых справа

Литература

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

Сюжет, иконография, известные иконы и философская идея

Знакомясь с произведениями древнерусского искусства, современные зрители часто не знают того, что церковное пение и живопись неразрывно связаны — иконами и фресками украшали храмы, службу сопровождало пение молитв. К сожалению, мы пока воспринимаем древнюю живопись и пение раздельно, забывая об их единстве.

О Тебе радуется. Икона из Успенского собора города Дмитрова


О Тебе радуется.
Начало XVI века.
Икона из Успенского собора города Дмитрова.
Государственная Третьяковская галерея.

О Тебе радуется. Успенский собор Московского Кремля


О Тебе радуется.
Конец ХV — начало XVI века.
Успенский собор Московского Кремля.

Новгородская и московская иконы стали образцами, которым в дальнейшем следовали художники или же варьировали их. Менялась форма храма, рисунок райских цветов, подбор святых, но неизменным оставалось гармоническое равновесие между земным и небесным, образно передающее основной смысл обряда, идею Боговоплощения.

О Тебе радуется. Двусторонняя таблетка из Софийского собора в Новгороде


О Тебе радуется.
Конец XV — начало ХVI века.
Двусторонняя таблетка из Софийского собора в Новгороде.

О Тебе радуется. Икона из города Мурома


О Тебе радуется.
Вторая половина ХVI века.
Икона из города Мурома.
Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Мы прекрасно знаем, что жизнь наших предков, как и всякая жизнь на земле, была полна бед и страданий. И тем не менее искусство их светло. Объяснение, думается, надо искать в ином подходе к жизни, нежели у современного человека. Стремление к счастью не могло быть для средневекового человека столь важным, как сегодня.

Сейчас принято восхищаться формальной стороной древней иконописи — техникой, цветом, композицией, рисунком, а совершенством и безупречностью формы нередко пытаются объяснить привлекательность этого искусства для нас. Но наиболее важно понимание смысла и символики иконы, образного ее воздействия. Постоянное повторение одним и тёх же образов и композиций в иконах прочувствовано с такой любовью, что не оставляет впечатления однообразия, напротив, поражаёт и радует новизной понимания. Для сравнения можно вспомнить разнобой стилей в современной живописи, которая при этом часто подавляет однообразиём.

На дмитровской иконе центральный купол окружен как бы растущими из него древами. Ряды людей изображены на поднимающихся вверх горках, символизирующих Землю. Наверху — слава с престолом Богоматери. Как видим, композиция построена таким образом, что Мария с младенцем одновременно является и целью земного восхождения, и находится в центре горнего мира. Обязательно присутствуют русские снятые, в каждой иконе свои, связанные с местом ее создания. На иконе из Успенского собора Московского Кремля во втором ряду слева изображены первые московские митрополиты Петр и Алексей в белых клобуках - головных уборах митрополитов. На иконе из Дмитрова — князья Владимир, Борис и Глеб (справа во втором ряду). Встречаются изображения Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Пафнутия Боровского и других. Хорошо известны были русскому человеку их жития и творения. В таком единстве наглядно проявлялось равенство разных культур и преемственность- человеческого духа, что не позволяло нации изолироваться, замыкаться в себе. И русский человек чувствовал себя достойно, видя, что и его народ вложил свою значительную лепту в мировую сокровищницу святости.

Если вглядеться в позы и лица предстоящих людей, то мы не найдем в них психологического разнообразия. Все они охвачены единым чувством созерцания Божественного величия и красоты. Целью искусства было не создание чего-то оригинального, а только лишь причастность к красоте как зримому выражению истины; к той самой красоте, которая, по словам Достоевского, спасет мир.

До нас дошли крупицы того, что когда-то существовало на Руси. При всем разнообразии художественного уровня и стилей ни один мастер не исказил смысла взаимоотношений миров земного и небесного, соблюдая классическую меру в соотношении верхней и нижней частей композиции. Более простая, нежели мордовские, икона из Мурома поражает непосредственностью восприятия. Край небесной сферы как бы врезается в земной мир справа, несколько нарушая общую симметрию. Это ни в коем случае не игра в форму, а скорее подчеркнутое, почти материальное отношение к идее единства космоса.

Неправильно было бы считать, что сам пафос иконописного искусства принадлежит только нашей древней культуре. Подлинное искусство и красота рождаются там, где есть вера в незыблемость вечных истин. Русская культура последующих столетий своими корнями уходит в эти традиции, и по-настоящему понять ее вне традиции невозможно.

Было уже далеко за полночь, а Иоанн все молился и молился. Повязка на его руке отяжелела от крови и слез, проливаемых на нее, а он, поддерживая ее левой рукой, все протягивал к иконе в великой вере и твердой надежде на чудо. Наконец утомление стало брать верх, молитва его становилась все тише и тише.

Было уже далеко за полночь, а Иоанн все молился и молился. Повязка на его руке отяжелела от крови и слез, проливаемых на нее, а он, поддерживая ее левой рукой, все протягивал к иконе в великой вере и твердой надежде на чудо. Наконец утомление стало брать верх, молитва его становилась все тише и тише.

«На спешно сооруженный помост взгромоздили большой чурбан для рубки мяса. Иоанна вывели из дворцовой тюрьмы на площадь и поставили на помосте лицом к халифу. Рядом уже стоял палач с остро отточенной секирой в руках. Он перетянул жгутом руку Иоанна выше локтя и положил ее на чурбан, ладонью вверх.

Секира молнией сверкнула на солнце, народ гулко охнул, и Иоанн, еще ничего не почувствовавший, с ужасом увидел, как палач взял кисть его руки и высоко поднял, показывая халифу и народу. Иоанн встал с колен, у него закружилась голова, и он рухнул с помоста вниз.

Иоанн очнулся в своей постели. Рядом с постелью сидел архиепископ Дамаска и с глубокой скорбью и сочувствием смотрел на Иоанна.

Архиерей ушел к халифу и вскоре вернулся со свертком. Иоанн сразу же встал с постели и на коленях с благодарностью принял из рук архиепископа свою отрубленную руку. Когда ушел архиерей, Иоанн начал срывать со своей усеченной руки повязки. Уже было подсохшая кровь вновь хлынула из его руки. Он приставил в кровоточащей руке кисть отрубленной ладони и стал крепко обматывать составленную таким образом руку большим белым полотенцем. Вскоре через полотенце стали проступать пятна крови. Иоанна стало лихорадить. Он упал на колени перед иконой Божией Матери и взмолился:

– Владычица Пресвятая Матерь, родившая Бога Моего, вот правая моя рука, отсеченная ради Божественных икон, – при этих словах Иоанн с трогательной доверчивостью протянул руку в окровавленной повязке к иконе Богородицы, заливаясь слезами. – Ты знаешь, Владычица, что привело Льва во гнев; поспеши же на помощь и исцели руку мою.

Икона О тебе радуется

икона о тебе радуется

Рука сильно опухла, а на месте соединения с кистью запеклось много крови и ничего не было видно. Иоанн стал осторожно почесывать ее своей левой рукой. Часть запекшейся крови отпала, и под ней Иоанн увидел набухший ярко-красный шов. Этот шов проходил в том месте, где была отсечена рука. Иоанн попробовал пошевелить указательным пальцем. Острая боль пронзила его, но указательный палец дрогнул. Иоанн радостно вскрикнул и воздел руки к небу.

– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за чудо, которое Ты совершил по молитвам Пресвятой Девы Богородицы.

Иоанна посетило такое вдохновение, что у него сама собой сложилась новая песнь в честь Богоматери:

В первой трети VIII века византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Огромное количество икон и фресок было уничтожено. Иоанн Мансур (или, как мы знаем его – Дамаскин), в те времена занимавший высокий пост в городе Дамаск при дворе халифа Хишамы, открыто обличал ересь иконоборчества. Своими письмами в защиту иконопочитания он вызвал гнев императора Льва. Не будучи в силах наказать Иоанна прямо, из-за того что тот был подданным чужого государства, император был вынужден прибегнуть к интригам. По его распоряжению было искусно подделано письмо обращенное к нему, императору. В этом письме Иоанн якобы коварно злоумышлял против халифа, предлагая Византии помощь в захвате Дамаска. Притворившись возмущенным столь низким предательством, и разыгрывая добрососедское расположение, император переслал халифу Хишаме фальшивку. Приняв лукавство императора за чистую монету, халиф в приступе гнева не хотел слышать никаких оправданий, хотя и сам Иоанн, и его отец были верными слугами халифата и никогда не давали никаких оснований для недоверия. В результате всего этого произошла изложенная выше драматическая история.

Из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.

Бог воплотился! Давайте вдумаемся в это словосочетание, как предлагает нам святой поэт: Младенцем стал Бог, Который Существовал еще до начала времен, Который Сам сотворил время, Который существовал и существует не просто всегда, а в НАДвсегда, дольше, чем всегда – хотя такие слова и кажутся нам не имеющими смысла. Вдруг Безначальный Бог получает начало в мире, который Он Сам создал. Он рождается подобно одному из Своих творений. Но рождается не Сам по Себе, а из одного из Своих творений, из девушки, которая действительно во многих отношениях была такая же как все.

Задостойник

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

Читайте также: