Кан ювэй биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Родился 19 марта 1858 в уезде Наньхай провинции Гуандун. Выходец из интеллигентной помещичье-чиновничьей семьи, возводившей свою родословную к концу II тысячелетия до н.э. и насчитывавшей 13 поколений ученых. С детства проявил экстраординарные умственные способности. В 11 лет после смерти отца оказался на попечении деда, начальника областного департамента просвещения, под руководством которого получил традиционное домашнее образование С 19 лет учился у Чжу Цыци (1807-1881), известного знатока неоконфуцианства и сторонника школы Лу Цзююаня (1139-1193) - Ван Янмина (1472-1529); в 21 год после длительной медитации прозрел в себе 'совершенномудрие'. С молодых лет изучение классического конфуцианства и неоконфуцианства сочетал с глубоким интересом к буддизму и западным естественным наукам.
В 1879 впервые посетил Гонконг, после чего начал активно штудировать литературу о странах Запада. В 1882 и 1888 не сумел сдать экзамен на вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1884-1885 создал основу своего главного труда Да тун шу (Книга о Великом единении), содержащего идеи конфуцианизированной коммунистической утопии, но по цензурным соображениям не решился на публикацию. В 1888, будучи вольнослушателем столичной академии Гоцзыцзянь, направил первый (не достигший адресата) меморандум императору Дэ-цзуну (Гуансюй, правил в 1875-1908) с программой социальных реформ, предполагавшей введение парламентаризма.

Китайский философ, реформатор эпохи Цин, каллиграф. Возглавлял движение за реформы 1898 г., апологет конституционной монархии, один из первых теоретиков китайского национализма. Его идеи лежали в основе реформаторского движения, поддержанного императором Гуансюем. В 1917 г. настаивал на установлении конституционной монархии после Синьхайской революции, свергнувшей последнюю императорскую династию Цин.

VK

Кан Ювэй фотография

Кан Ювэй фотография

Кан Ювэй фотография

Кан Ювэй фотография

Кан Ювэй фотография

Кан Ювэй фотография

В последующие годы Кан постоянно заявлял о необходимости возвращения Пу И на трон и провозглашения конституционной монархии. После изгнания Пу И из Запретного города, последний император Китая обосновался в Тяньцзине, где Кан несколько раз его навещал, но категорически отверг приглашение на свадьбу.

Лучшие дня

Владимир Маслаченко. Биография
Посетило:15831
Елена Яковлева: Звезда бестселлеров
Посетило:4730
Самый молодой американский ветеран
Посетило:3445

Книга содержит описание общества далёкого будущего, освобождённого от расовых и национальных антагонизмов, общества равенства мужчин и женщин, общества, лишённого государственных границ, и управляемого посредством демократии.

Идеальный мир по Кан Ювэю имеет следующие признаки:

Мир разделён на 10 000 географических районов, выделенных условно по географическим параллелям и меридианам.

Путем евгенической практики выводится единое человечество, обладающее европейской внешностью и китайской культурой. Язык основан на китайской грамматике, и фонетике наиболее красивых романских языков — итальянского и французского.

Семья упраздняется. Брак заключается сроком на год, после чего супруги могут искать себе другого партнёра или продолжать отношения. Дети воспитываются государством вплоть до достижения совершеннолетия.

Отношения между полами строятся на основе полного равенства. Человек может позволить себе всё, пользуясь абсолютной свободой, в том числе нудизм и гомосексуализм (хотя ко всем этим проявлениям, Кан Ювэй лично относился негативно).

Капитализм Кан Ювэй считал абсолютным злом, в первую очередь из-за конкуренции. Общество Великого Единения будет коммунистическим: вся собственность будет общественной, а стимулом к хорошей работе станет обеспечение нетрудоспособного члена общества.

Каждый житель Земли должен отработать за своё обучение и воспитание не менее 20 лет. После этого срока человек может остаться на своей должности, или принять монашество, удалившись от мира.

Единственным механизмом, позволяющим влиять на качество работы, является содержание после наступления нетрудоспособности. Лентяи и тунеядцы будут содержаться обществом, но их содержание будет минимальным, только для поддержания физической жизни.

Природа человека улучшится, поэтому из всех законов останутся только Четыре Запрета: 1) на безделье, 2) на конкуренцию, 3) на аборты, 4) на индивидуализм.

По-видимому, в будущем человечество обретёт физическое бессмертие и абсолютную свободу в масштабах Вселенной. Произойдёт это благодаря синтезу духовных практик буддизма и даосизма с современной наукой.

Семья

Кан Ювэй был женат с 18 лет, жена, Чжан Юнь-цзюй (1855—1922) была старше его на три года. В браке у Кан Ювэя рождались только дочери, поэтому он имел ещё пятерых наложниц. У Кан Ювэя было шестеро детей (сын и пять дочерей), доживших до зрелого возраста, и шесть приёмных детей.

Большую часть жизни Кан Ювэй и Чжан Юньцзюй прожили отдельно друг от друга: когда Кан Ювэй ездил в Пекин, и позднее — путешествовал по миру, его семья оставалась в Гонконге.

После кончины супруги, Кан Ювэй приказал написать на крышке гроба её портрет в натуральную величину, в подражание древнеегипетским саркофагам, которыми он восхищался в музеях Европы и США.

Любимой наложницей Кан Ювэя была Хэ Чжаньли, с которой он познакомился в США. 17-летняя Хэ Чжаньли по собственной инициативе стала наложницей, скончалась в возрасте 24 лет. Служила Кан Ювэю переводчицей с английского языка.

КАН ЮВЭЙ

В 1879 впервые посетил Гонконг, после чего начал активно штудировать литературу о странах Запада. В 1882 и 1888 не сумел сдать экзамен на вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1884–1885 создал основу своего главного труда Да тун шу (Книга о Великом единении), содержащего идеи конфуцианизированной коммунистической утопии, но по цензурным соображениям не решился на публикацию. В 1888, будучи вольнослушателем столичной академии Гоцзыцзянь, направил первый (не достигший адресата) меморандум императору Дэ-цзуну (Гуансюй, правил в 1875–1908) с программой социальных реформ, предполагавшей введение парламентаризма.

В 1891 в столице провинции Гуандун и крупнейшем городе южного Китая Гуанчжоу (Кантон) Кан Ювэй создал частную школу, в которой преподавание конфуцианских дисциплин сочеталось с буддизмом, даосизмом, естественными и гуманитарными науками Запада. В 1893 он получил вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1895, прибыв в Пекин для сдачи экзаменов на высшую степень цзиньши, он возглавил спровоцированное поражением страны в японо-китайской войне 1894–1895 движение собравшихся в столице более 1200 цзюйжэней, направивших императору написанный Кан Ювэем и его учениками Лян Цичао (1873–1923) и Май Мэнхуа (1875–1916) коллективный меморандум в 10 000 слов с предложением реформ, включавших, в частности, активное привлечение на службу китайских эмигрантов, проживающих за границей, перенесение столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуск государственным банком бумажных денег, чеканку разменной монеты, создание государственной почтовой системы, превращение конфуцианства в полноценную общегосударственную религию и создание при императоре выборного совещательного органа.

Основной проблемой, над которой всю жизнь бился Кан Ювэй и которая стала камнем преткновения для всех китайских мыслителей конца 19 – начала 20 вв., являлась модернизация страны при сохранении ее культурной идентичности. Стараясь решить эту проблему, Кан Ювэй искал аналог западной теории социального прогресса в классической конфуцианской литературе, в результате чего основным видом творчества для него стали комментарии: Чунь-цю Дун-ши сюэ (Учение господина Дун [Чжуншу] оВеснах и осенях"), Чжун юн чжу (Комментарий кСрединному и неизменному"), Лунь юй чжу (Комментарий кСуждениям и беседам"), Ли юнь чжу (Комментарий к [главе] „Циркуляция благопристойности" [„Записок о благопристойности"]), Мэн-цзы вэй (ТонкостиМэн-цзы") и другие.

Первыми шагами к установлению Великого единения могли бы стать добровольные альтруистические поступки вроде отказа от наследственных прав на имущество, добровольных отчислений на общественные нужды и тому подобное. Наступление Великого единения должно быть ознаменовано учреждением всемирного правительства, введением единого международного языка, упразднением частной собственности и заменой института семьи временными брачными соглашениями. В религиозной области предполагалось возобладание буддизма при постепенном отмирании всех прочих религий как пренебрегающих телесностью, уничижающих женщин или освящающих социально-экономические различия между людьми.

Кан Ювэй полагал, что во множестве миров во Вселенной инопланетные мужчины и женщины живут жизнью, похожей на земную. Теоретическую основу подобной убежденности, а также веры в то, что все рожденные на Земле – единоутробные братья, составляет фундаментальная конфуцианская идея единотелесности мироздания. Следуя своей экуменической установке и привлекая достижения современного ему западного естествознания, Кан Ювэй трансформировал эту идею в тезис о единой космической субстанции – пневме (ци1), которая знаменует собой органическую связь человека с другими людьми и природой, проявляясь в нем как чувство сострадания, и которая на Западе именуется эфиром. Тончайшую форму пневмы – дух (шэнь1) Кан Ювэй отождествлял с электричеством.

В целом построения Кан Ювэя оказались далеки от реализации, поскольку консерваторам представлялись слишком радикальными, а радикалам – слишком консервативными, но тем не менее они повлияли на развитие утопической мысли, а также способствовали включению традиционной китайской культуры в диалог с Западом.

Тайпинское восстание. М., 1960
Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1898). М., 1961
Философская энциклопедия, т. 2. М., 1962
Новая история Китая. М., 1972
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю-вэй. М., 1980
Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX века). М., 1984
Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Да-тун – теория утопического коммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? – В кн.: Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX – начало XX в.). М., 1988
История китайской философии. М., 1989
Кобзев А.И. Китай. – В кн.: История политических и правовых учений XIX в. М., 1993
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Великие мыслители Востока. М., 1998


Родился: 1858 г., Наньхай, пров. Гуандун, Китай.

Умер: 1927 г.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Конфуций был прежде всего реформатором общества.

Конфуций - небожитель и основатель великой религии.

Мировую историю можно разбить на три великие эпохи, каждая из которых включает в себя три цикла.

Эпоха Великого единства еще впереди, она непременно наступит.

Кан Ювэй родился в уважаемой семье потомственных чиновников, жившей тогда в Наньхае, на юго-западе провинции Гуандун. С малых лет он начал изучать конфуцианскую классику, а когда ему исполнилось девятнадцать лет, поступил в обучение к знаменитому ученому, приверженцу неоконфуцианской школы Лу-Вана, основанной Лу Цзюньюанем (1139-1193) и Ван Янмином (1472-1529), стороннику практического использования конфуцианской философии Чжу Цзюцзяну (1807-1881). Впоследствии Кан Ювэй признавался, что учитель постоянно критиковал его за излишнюю самоуверенность и высокомерие.

В возрасте двадцати одного года после длительной медитации Кан Ювэй вдруг ощутил, что является совершенномудрым. Это ощущение он решил воплотить в жизнь как в области теории, реформируя конфуцианский канон, так и в области практики, выступив с предложением социальной и религиозной реформы. В 1888 г. он послал императору Гуан-сюю (правил с 1875 по 1908 г.) меморандум с предложением реформы, однако его предложения были блокированы придворными консерваторами.

В 1891 г. Кан Ювэй преподавал в Кантоне, где среди его учеников был Лян Цичао. Именно в тот период Кан Ювэй начал писать ставшие впоследствии знаменитыми философские работы. В 1895 г. он с отличием сдал экзамены на степень цзиньши, заняв таким образом место в первых рядах интеллектуальной элиты. Перед ним открылись перспективы популяризации своих идей. Как раз тогда Китай потерпел поражение в войне с Японией, и Кан Ювэй, поддержанный студентами, направил императору целую петицию с требованием реформ. Однако его петиция снова была блокирована консерваторами.

Кан Ювэя называли то реформатором, то реакционером - но дело было не в изменении его взглядов, которые практически не менялись на протяжении всей жизни, просто слишком быстро менялось само время. До 1900 г., когда в Китае царила реакция, Кан Ювэй считался самым смелым реформатором, ибо настаивал на радикальных социальных, экономических и политических переменах. После установления в 1911 г. китайской республики Кан Ювэй продолжал настаивать на конституционной монархии, за что стал считаться махровым реакционером.

Идеи Кан Ювэя оказали глубокое воздействие как на теорию и практику в самом Китае, так и на восприятие Китая Западом. Помимо всего его можно назвать одним из основателей утопического жанра в XX в., причем не только в Китае.

ФИЛОСОФИЯ ВЕЛИКОГО ЕДИНСТВА

От своего учителя Кан Ювэй унаследовал и воплотил в жизнь тот неоконфуцианский принцип, согласно которому образованный человек не может быть книжным червем, знание должно быть дополнено действием.

Чтобы пояснить, о чем идет речь, нам придется вернуться на две тысячи лет назад, ко времени возникновения единой китайской империи, государства, созданного династией Цинь (221-206 гг. до н.э.).

После восшествия на престол в 221 г. до н.э. Цинь Шихуан (провозгласивший себя первым императором Китая) и его ненавистный конфуцианцам первый министр, знаменитый Ли Сы, первым делом приступили к стандартизации в различных сферах деятельности: к стандартизации мер и весов, денежной системы, дорожного строительства, повозок и в особенности письменности.

Филологические изыскания Кан Ювэя не нашли приверженцев, и вскоре эти теории были забыты, зато представление о Конфуции как о реформаторе стало очень популярным в XX в.

Центральная идеологическая проблема Кан Ювэя была близка главной проблеме позднецинского Китая: как обеспечить развитие страны, не теряя культурной уникальности? Кан Ювэй нашел следующее решение: он объявил Конфуция величайшим мыслителем, а его учение - самым высшим достижением философской мысли. В то же время Кан Ювэй не желал отказываться от западных идей эволюции, прогресса, социал-дарвинизма, веры в технический прогресс и поэтому провозгласил Конфуция еще и создателем теории эволюции общества.

Чтобы вдохнуть жизнь в этот идеологический гибрид, Кан Ювэю пришлось отказаться от традиционной версии конфуцианства, объявив ее искажением первоначального целостного учения Конфуция. По Кан Ювэю, мысль Конфуция сначала была уложена в прокрустово ложе представлений Сюнь-цзы, затем были добавлены подделки Лю Синя, и, наконец, Чжу Си полностью исказил картину мировоззрения Конфуция.

КОНФУЦИЙ – БОЖЕСТВО

Кан Ювэй верил, что Небо проявило божественную мудрость, породив Конфуция из сострадания к человечеству, чтобы наставить людей на путь истинный. Таким образом, Конфуций - это человеческая инкарнация небесной мудрости. Об этом свидетельствует уже история его чудесного зачатия и появления на свет. Благодаря этой мудрости он и смог осуществить свои реформы, создать новые социальные институты, с помощью которых можно было управлять всей Поднебесной. Кан Ювэй решительно настаивал на том, что заслуга этой реформации принадлежит целиком Конфуцию, а вовсе не мудрецам древности, как утверждал сам мудрец.

Кан Ювэй был, пожалуй, первым китайским идеологом, объявившим Конфуция не просто реформатором, но и религиозным деятелем и, более того, божеством. Опираясь на авторитет интерпретированного таким образом учения Конфуция, Кан Ювэй создал оригинальную систему мысли, в которой причудливо переплелись восточные (китайские) и западные религиозные, философские и научные идеи.

ТЕОРИЯ ТРЕХ ЭПОХ

Теория трех эпох была предложена еще Дун Чжуншу за две тысячи лет до Кан Ювэя, однако у Дун Чжуншу она носила циклический характер, тогда как Кан Ювэй интерпретировал ее в русле идей эволюции и общественного прогресса, подобрав соответствующие цитаты из канонических конфуцианских текстов.

Кан Ювэй был уверен, что в обществе существует прогресс: первоначально люди жили разрозненно и пребывали в дикости, но затем объединились, создав племена и кланы, а затем постепенно появились народы. На этой стадии возникло государство, которое прошло ряд эволюционных фаз - от самодержавия через конституционную монархию к республиканскому правлению. При этом идеи сыновней почтительности, как и прочие конфуцианские добродетели, являются универсальными моральными ценностями и могут быть распространены на все народы и страны. Когда мир признает их универсальность и начнет использовать на практике, наступит эпоха Великого единства - Датун. Тогда снова исчезнет понятие нации и останется только понятие личности, но поднятое уже на новую высоту.

Кан Ювэй создал образ грядущей утопии века Датун, соединив буддийскую концепцию об имманентности страдания, главный принцип английского утилитаризма (стремление всех живых существ к максимально большему уровню счастья) и конфуцианские представления о добродетели. Поскольку нынешний мир полон страдания, то прежде всего нужно установить его социальные причины и искоренить их, ибо (в соответствии с идеями утилитаризма) добродетельные граждане при наличии хорошего правительства способны создать такое общество, в котором все будут счастливы, — это и есть общество Великого единения.

Кан Ювэй признавал, что причин страдания - неисчислимое множество, однако можно выделить шесть основных видов, включающих:

ЭПОХА ВЕЛИКОГО ЕДИНЕНИЯ

В эту эпоху все будут равны и ко всем будут относиться одинаково: будет один народ, один порядок, один мир. Это и есть Великое единение (Датун). Исчезнет деление на нации, расы, и прекратятся войны. Мировое правительство будет заниматься улучшением условий жизни людей. Прекратится конкуренция. Мировое правительство будет регулировать развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли.

В эпоху Великого единения не будет королей, царей, не будет даже бюрократических рангов и титулов. Все люди будут равны, и ко всем будут относиться одинаково. Правительство будет поощрять проявления основных конфуцианских добродетелей - мудрости и гуманности.

Таким образом, в утопии Кан Ювэя не существует политических, социальных, расовых и половых различий, а также связанных с ними страданий. Институт семьи канет в прошлое, люди будут жить в коммунах, питаться в общих столовых и вместе растить общих детей. Мужчины и женщины станут одеваться одинаково. Ежедневно будут появляться все новые изобретения, облегчающие жизнь, и болезни останутся в прошлом.

Так как все желания будут удовлетворены, люди достигнут состояния счастья. Последним будет удовлетворено желание физического бессмертия (примечательно, что в утопии Кан Ювэя существует бессмертие, хотя ранее он объявил его одной из причин страдания).

Созданный Кан Ювэем образ Утопии оказал существенное влияние на развитие утопической мысли и научно-фантастической литературы XX в.

Читайте также: