Международное космическое право кратко самое главное
Обновлено: 02.07.2024
Сущность и особенности международного космического права
Международное космическое право — это специальные нормы международного права, регулирующие отношения между разными государствами, а также международными межправительственными организациями, возникающие в связи с осуществлением космической деятельности. Международное космическое право устанавливает международно-правовой режим данной деятельности в космическом пространстве.
Космическое право регулирует космическую деятельность государств, определяет место этой деятельности (космическое пространство, Луна, небесные тела).
К международно-правовой регламентации космической деятельности относятся нормы космического права, которые запрещают:
- испытания в космическом пространстве ядерного оружия;
- размещение в космическом пространстве объектов с оружием массового поражения (включая ядерное оружие);
- национальное присвоение территорий космического пространства.
Данная категория включает нормы, регламентирующие деятельность на Луне и иных небесных телах. Космическое право является сферой, входящей в общее международное право. К предмету регулирования космического права относятся отношения субъектов международного права, которые возникают в ходе осуществления космической деятельности.
Особенности международного космического права:
- Ответственность государства и контроль за деятельностью юридических и физических лиц относятся к межгосударственным отношениям. Государство выдает частным компаниям лицензии на комическую деятельность, несет международную ответственность за свою деятельность в космосе, за ущерб, причиненный космическим объектам, принадлежащим частным компаниям.
- Отдельные обязательства государств, закрепленные в международных соглашениях, опережают их практическую деятельность. Например, в 1979 году был установлен международный режим эксплуатации ресурсов Луны и иных небесных тел, разработаны положения о праве государств иметь на них собственные станции. В тоже время реальные действия в этом направлении возможны только в отдаленной перспективе.
- Процесс зарождения и дальнейшего развития международного космического права опережал государственную регламентацию деятельности в космическом пространстве, что обусловило специфический характер необходимых норм внутригосударственного права.
- Космическое право напрямую взаимосвязано с внутригосударственным правом, с такими институтами, которые ориентированы на охрану суверенитета государств, с законами, регламентирующими положения, касающиеся космических полетов, космических кораблей, космодромов, космического страхования и др.
Готовые работы на аналогичную тему
Субъекты международного космического права
К субъектам международного космического права относятся международные межправительственные организации и государства. Правосубъектность государства в космической сфере не зависит от волеизъявления или акта иных субъектов международных отношений. Весь объем правосубъектности государства, распространяющийся на сферы деятельности человека в космосе, не ограничен. Объем правосубъектности международных межправительственных организаций ограничен, он определяется членами-государствами, входящими в организацию, фиксируется в учредительном договоре.
ООН и все соответствующие структурные подразделения, региональные международные организации координируют международное сотрудничество в сфере космической деятельности. Эти организации объединяют в себе свойства субъектов как международного космического права, так и общего международного права.
К субъектам космического права относятся космические организации производственно-коммерческого типа международного уровня, которые владеющие космическими комплексами и предоставляющими услуги на коммерческой основе. Такие компании выплачивают своим вкладчикам достаточно высокие дивиденды (Инмарсат, Интелсат, ЕКА, Интерспутник, Евметсат, Евтелсат, Арабсат).
Международное космическое право допускает возможность осуществления специализированной деятельности в космосе неправительственными организациями. Такая деятельность возможна исключительно под постоянным наблюдением и с разрешения соответствующего государства. На государство возлагается международная ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность таких организаций проводилась строго с положениями, которые содержаться в Договоре по космосу.
Источники международного космического права
Источники международного (межгосударственного) космического права — это внешние формы проявления и закрепления специальных норм общего международного права, регулирующих международные отношения, которые возникают в связи с исследованиями и по поводу использования космического пространства.
Взаимные права и обязанности субъектов международных космических отношений определяются характером норм общего международного права и соглашений, из которых эти права и обязанности вытекают.
Основные виды источников в космическом праве — международный договор и обычай. Формирование и развитие космического права осуществляется в форме договора. Основой регулирования отношений разных государств в сфере освоения космоса составляют нормы общего международного права, принципы Устава ООН.
Основные источники международного космического права:
- Договор по космосу. Отражает принципы деятельности разных государств по изучению и использованию космического пространства, Луны и иных небесных тел.
- Учредительные акты международных космических организаций и положения Устава МСЭ.
- Отдельные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
- Договор по космосу закрепил положение, согласно которому государства должны осуществлять свою космическую деятельность в соответствии с международным правом, для поддержания мира и безопасности, развития взаимопонимания между государствами и развития сотрудничества.
Важное место среди источников права занимает обычай. В процессе становления космического права применение некоторых обычных норм предшествовало созданию договорных норм, лежащих в основе формирования принципов свободы изучения и использования космического пространства, запрета на национальное присвоение этого пространства.
Международное космическое право (МКП) – это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в сферах определения правого статуса, исследования и использования космического пространства и небесных тел[37]. По мнению Г.П. Жукова, международное космическое право – это совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в связи с осуществлением ими деятельности по исследованию и использованию космического пространства (космическая деятельность), а также определением международно-правового статуса этого пространства, включая Луну и другие небесные тела[38]. Ю. М. Колосов полагает, что международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области использования космического пространства и космической техники[39].
МКП стало развиваться с 1959 г., когда начали приниматься резолюции ООН о сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. Своего рода вехой в развитии МКП стал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее – Договор по космосу), 1967 г.
Первым принципом МКП является свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел на благо всего человечества.
Второй принцип состоит в том, что космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.
Третий принцип можно выразить следующим образом: космическое пространство и небесные тела являются частично демилитаризованной зоной, ибо государства взяли обязательство не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве. Вместе с тем в космос не запрещено посылать стратегические межконтинентальные ракеты, а также размещать в нем объекты с обычным оружием на борту. Проблема полной демилитаризации космоса активно обсуждается в рамках ООН. Луна и другие небесные тела полностью нейтрализованы. Это значит, что указанные небесные тела могут использоваться только в мирных целях.
Четвертый принцип МКП – международная ответственность государства за всю национальную космическую деятельность.
Основными многосторонними источниками МКП являются следующие международные договоры: 1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу), 1967 г. 2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. 3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. 4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 г. 5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г. Россия участвует в первых четырех договорах.
Важное значение для формирования и развития МКП имеют учредительные акты межгосударственных организаций, связанных с регулированием некоторых видов космической деятельности, - учрежденной в 1968 г. Международной организации дальней связи через искусственные спутники Земли (ИТЕЛСАТ), действующей с 1982 г.; Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ); Европейского космического агентства (ЕКА) и др.
Здесь же можно упомянуть международно-правовые акты, заключенные странами-членами СНГ и затрагивающие космические проблемы - Положение о Межгосударственном Совете по космосу 1992 г., Соглашение между Правительствами государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. о совместном освоении космического пространства в мирных целях от 17 февраля 2000 г.
Наконец, значительный вклад в формирование и развитие МКП вносят многочисленные двусторонние договоры, заключаемые государствами в целях укрепления сотрудничества в космической сфере и детализации способов такого сотрудничества: Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1977 г., весьма близкие к нему по содержанию соглашения нашей страны с Китайской Народной Республикой (1990 г.), Болгарией (1995 г.), Бразилией (1997 г.) и другими государствами. В ряде таких соглашений достаточно четко обозначаются конкретные области сотрудничества, как это имеет место, например, в соглашении с Бразилией.
Основные идеи юридического порядка, а также конкретные положения международно-правовых актов получают отражение и в национальном законодательстве. Так, в 1958 г. в США были приняты Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства и Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли (1984 г.); в 1982 г. Закон о космической деятельности был принят в Швеции; в Великобритании в 1986 г. принят Закон о космическом пространстве; сходные по своим целям законодательные акты приняты также в Италии (1988 г.), Китае (1990 г.), Франции (1992 г.) и т. д.
Принятый в Российской Федерации Закон "О космической деятельности" (1983 г.) направлен на обеспечение правового регулирования таковой в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности страны и дальнейшего расширения международного сотрудничества. В нем подчеркивается, что отношения в данной пространственной сфере регулируются общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, заключенными Россией, а также российским законодательством (ст. 1). Среди прочих научных и прикладных целей в Законе указывается развитие и расширение международного сотрудничества в интересах дальнейшей интеграции России в систему мировых хозяйственных связей и обеспечение международной безопасности (ст. 3). Формулируемые в Законе принципы космической деятельности практически полностью основаны на положениях Договора по Космосу 1967 г. (ст. 4).
1. Международное космическое право: понятие, принципы, источники
2. Правовое положение и режим использования космического пространства и небесных тел
3. Коммерческо-правовые аспекты использования космического пространства
4. Правовой статус космонавтов и искусственных космических объектов
5. Международно-правовая ответственность за космическую деятельность
6. Международное космическое право и международные организации
7. Российская Федерация и международное космическое право
1. Международное космическое право: понятие, принципы, источники
Международное космическое право (МКП) – это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в сферах определения правого статуса, исследования и использования космического пространства и небесных тел[37]. По мнению Г.П. Жукова, международное космическое право – это совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в связи с осуществлением ими деятельности по исследованию и использованию космического пространства (космическая деятельность), а также определением международно-правового статуса этого пространства, включая Луну и другие небесные тела[38]. Ю. М. Колосов полагает, что международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области использования космического пространства и космической техники[39].
МКП стало развиваться с 1959 г., когда начали приниматься резолюции ООН о сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. Своего рода вехой в развитии МКП стал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее – Договор по космосу), 1967 г.
Первым принципом МКП является свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел на благо всего человечества.
Второй принцип состоит в том, что космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.
Третий принцип можно выразить следующим образом: космическое пространство и небесные тела являются частично демилитаризованной зоной, ибо государства взяли обязательство не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве. Вместе с тем в космос не запрещено посылать стратегические межконтинентальные ракеты, а также размещать в нем объекты с обычным оружием на борту. Проблема полной демилитаризации космоса активно обсуждается в рамках ООН. Луна и другие небесные тела полностью нейтрализованы. Это значит, что указанные небесные тела могут использоваться только в мирных целях.
Четвертый принцип МКП – международная ответственность государства за всю национальную космическую деятельность.
Основными многосторонними источниками МКП являются следующие международные договоры: 1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу), 1967 г. 2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. 3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. 4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 г. 5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г. Россия участвует в первых четырех договорах.
Важное значение для формирования и развития МКП имеют учредительные акты межгосударственных организаций, связанных с регулированием некоторых видов космической деятельности, - учрежденной в 1968 г. Международной организации дальней связи через искусственные спутники Земли (ИТЕЛСАТ), действующей с 1982 г.; Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ); Европейского космического агентства (ЕКА) и др.
Здесь же можно упомянуть международно-правовые акты, заключенные странами-членами СНГ и затрагивающие космические проблемы - Положение о Межгосударственном Совете по космосу 1992 г., Соглашение между Правительствами государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. о совместном освоении космического пространства в мирных целях от 17 февраля 2000 г.
Наконец, значительный вклад в формирование и развитие МКП вносят многочисленные двусторонние договоры, заключаемые государствами в целях укрепления сотрудничества в космической сфере и детализации способов такого сотрудничества: Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1977 г., весьма близкие к нему по содержанию соглашения нашей страны с Китайской Народной Республикой (1990 г.), Болгарией (1995 г.), Бразилией (1997 г.) и другими государствами. В ряде таких соглашений достаточно четко обозначаются конкретные области сотрудничества, как это имеет место, например, в соглашении с Бразилией.
Основные идеи юридического порядка, а также конкретные положения международно-правовых актов получают отражение и в национальном законодательстве. Так, в 1958 г. в США были приняты Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства и Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли (1984 г.); в 1982 г. Закон о космической деятельности был принят в Швеции; в Великобритании в 1986 г. принят Закон о космическом пространстве; сходные по своим целям законодательные акты приняты также в Италии (1988 г.), Китае (1990 г.), Франции (1992 г.) и т. д.
Принятый в Российской Федерации Закон "О космической деятельности" (1983 г.) направлен на обеспечение правового регулирования таковой в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности страны и дальнейшего расширения международного сотрудничества. В нем подчеркивается, что отношения в данной пространственной сфере регулируются общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, заключенными Россией, а также российским законодательством (ст. 1). Среди прочих научных и прикладных целей в Законе указывается развитие и расширение международного сотрудничества в интересах дальнейшей интеграции России в систему мировых хозяйственных связей и обеспечение международной безопасности (ст. 3). Формулируемые в Законе принципы космической деятельности практически полностью основаны на положениях Договора по Космосу 1967 г. (ст. 4).
Ключевые принципы международного космического права изначально были задуманы и предложены публицистами в правовой доктрине. Анализ ранних представлений различных авторов, касающихся правового регулирования космической деятельности, обнаруживает их общую характерную особенность, а именно, что космическое пространство и небесные тела должны быть свободными для исследования и использования всеми государствами в соответствии с общими принципами международного права и не подлежат присвоению государствами. Таким образом, провозглашая свободу исследования и использования, в противовес созданию новых зон суверенитета, было заявлено, что космическое пространство должно служить интересам всего человечества.
Космическое пространство – уникальное и по сути новое поле деятельности человека. Природа и физические характеристики космического пространства таковы, что деятельность носит преимущественно международный характер. В то время как международные отношения регулируются международным правом, был сформирован ряд специфических норм и принципов, регулирующих деятельность государств в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.
Развитие международного космического права.
Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.
Все последующие договоры, касающиеся международного космического права, включают большинство из принципов, закрепленных в данной Декларации.
Современное правовое положение.
КОПУОС и его два подкомитета – Научно-технический и Юридический, подготовили пять международных договоров, регулирующих деятельность в космическом пространстве. Все они были приняты на основе консенсуса.
Договор по космосу.
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 19 декабря 1966 года, обычно называемый Договором по космосу, считается краеугольным камнем международного космического права. Договор содержит ряд основополагающих принципов, устанавливающих основные правовые рамки деятельности государств в космическом пространстве. Однако, рассматривая договор как правовую основу космической деятельности, многие авторитетные юристы по космическому праву отмечают отсутствие надлежащей точности и определенности при использовании терминов. Подобное отсутствие ясности правовых норм в некоторых случаях являлось результатом преднамеренного упущения. Несмотря на такую критику, Договор по космосу является самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам. Следует также иметь в виду, что в соответствии с его названием, он является договором о принципах и считается правовой основой, на базе которой может осуществляться разработка более конкретных соглашений.
Соглашение о спасении и возвращении.
Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, как говорит его название, предусматривает незамедлительное принятие всех мер по спасению космонавтов и оказанию им необходимой помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Большинство государств сошлись во мнении, что с космонавтами, нуждающимися в помощи, следует обращаться с особой заботой и содействовать их скорейшему возвращению. С этой целью государства согласились рассматривать космонавтов как посланников человечества. Такое отношение к космонавтам отражает дух международного сотрудничества и взаимной помощи в непростом деле освоения космоса. Соглашением также предусматривается возвращение космических аппаратов или их составных частей по просьбе властей государства, осуществившего запуск.
Конвенция об ответственности.
Конвенция о регистрации.
Соглашение о Луне.
Наиболее важным положением Соглашения является ст. 11, согласно которому Луна и ее природные ресурсы должны рассматриваться как общее наследие человечества. В данной статье содержится призыв к созданию международного режима для регулирования эксплуатации ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах, способного обеспечить рациональное использование ресурсов и справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов. Положения Соглашения имеют выраженную направленность на интернационализацию Луны и ее природных ресурсов сходную по смыслу с международным морским правом. Однако Соглашение о Луне и его будущие перспективы полны неопределенностей. Правовое содержание режима общего наследия человечества все еще является предметом обсуждения. Одни авторы считают это простым изложением позиции, в то время как другие признают в нем зарождающийся принцип международного права. Ратифицировать Соглашение о Луне ни США, ни Россия, похоже, не планируют.
Международная конвенция электросвязи.
В принятой 6 ноября 1982 года конвенции Международного союза электросвязи (МСЭ), регламентирующего вопросы международного использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, нашли отражение основные принципы международного космического права. Одной из целей МЭС является обеспечение и расширение международного сотрудничества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи (ст. 4.1.а). Эффективное использование радиочастотного спектра достигается путем согласования и координации действий государства. Что касается геостационарной орбиты, предлагается ее использовать эффективно и экономично, обеспечивая справедливый доступ для всех государств-членов. В соответствии со статьей 33 геостационарная орбита признается в качестве ограниченного естественного ресурса и ее использование должно учитывать особые потребности развивающихся государств (ст. 33.2). Данное положение четко демонстрирует изменение философии МСЭ в отношении к вопросам регулирования использования таких ограниченных ресурсов.
Актуальные вопросы международного космического права.
Граница между воздушным и космическим пространством.
Договор по космосу устанавливает для космического пространства международно-правовой режим, совершенно отличный от режима воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государства, над территорией которого оно расположено. Однако соглашения о том, где заканчивается режим воздушного пространства и начинается космического, не существует. Можно насчитать как минимум 35 теорий о том, где находится граница между воздушным и космическим пространством. Тем не менее ни одна из этих теорий не получила всеобщего признания среди юристов или государств. В правовом отношении наибольшее влияние имеют две школы мысли, возникшие на ранней стадии: функционалисты, которые в качестве решающего фактора рассматривают характер деятельности космического аппарата, а не физическое местоположение его деятельности, и пространственники, которые традиционно больше вниманию уделяют признанному территориальному суверенитету государств. В 1979 году Советский Союз представил рабочий документ КОПУОСу, в котором, среди прочего, указывалось, что пространство выше отметки 100 (110) км над уровнем моря следует считать космическим пространством. Несколько стран, включая США и Великобританию, выступали против этой инициативы, утверждая, что демаркационная линия не нужна и будет только препятствовать настоящей и будущей космической деятельности.
Вопрос об определении границы космического пространства становится еще более запутанным с учетом позиции нескольких экваториальных государств, заявивших, что геостационарная орбита из-за ее зависимого положения от земной гравитации должна находится под суверенитетом государств, над территорией которых она расположена. Данная позиция была решительно отвергнута. Если бы существовало международное соглашение, устанавливающее границу космического пространства, экваториальные государства, возможно, не стали бы выдвигать свои требования. Пока продолжается дискуссия о делимитации или ее необходимости, вопрос приобретает новое измерение с появлением космических челноков, которые свою миссию выполняют в качестве космических кораблей, но возвращаясь на Землю, планируют через воздушное пространство. Решение проблемы определения границы по-прежнему кажется труднодостижимым.
Защита космической среды.
В космосе отслеживается более пятнадцати тысяч космических объектов. Самыми очевидными рисками, связанными с растущим использованием космического пространства, являются перегруженность околоземного пространства, космический мусор, вредное воздействие, оказываемое на атмосферу и ионосферу ракетным топливом, и опасность радиоактивного загрязнения. Открытый характер космического пространства, а также существующие проблемы загрязнения земной поверхности свидетельствуют о необходимости разработки эффективных правовых мер защиты космической среды. Космическому экологическому праву придется иметь дело как с космическим мусором, так и с космическим загрязнением. Необходимо разработать нормы по удалению неактивных спутников и вообще по сокращению всего космического мусора. Сборка орбитальных станций в космическом пространстве еще сильнее увеличивает напряженность космического трафика. Будущая космическая деятельность должна подвергаться эффективным ограничениям по загрязнению, поскольку ее негативное воздействие может затрагивать весь земной шар.
По разным оценкам от 25 до 100 спутников, оснащенных ЯИЭ, были размещены США, Россией и другими странами на земной орбите. Назрела необходимость разработки руководящих принципов для обеспечения безопасного использования ЯИЭ в космическом пространстве. Они могут содержать нормы предельно допустимой радиоактивности, стандарты защиты, предложения по сотрудничество государств, требования к наблюдению за космическими объектами и обмену информацией.
Коммерциализация космической деятельности.
Деятельность человека в космосе перешла от стадии научных исследований к коммерческой эксплуатации. В настоящее время во всех государствах ведется сокращение бюджетных расходов. Такая ситуация вместе с высокими затратами на будущую космическую деятельность потребует финансовой помощи со стороны государств и правительств. Показателен подход к коммерциализации спутниковых служб и коммерческая доступность вывода на орбиту. Существующие нормы международного космического права должны учитывать экономические и технические предпосылки, которые усиливают растущую коммерциализацию космической деятельности.
Можно с уверенностью ожидать, что роль частного предпринимательства в космической деятельности значительно возрастет как по общему объему, так и по отношению к государственной космической деятельности. Правовые основы такой коммерческой деятельности частных предприятий требуют дальнейшего уточнения.
Милитаризация космического пространства.
Возрастающую опасность милитаризации космического пространства нельзя недооценивать. Договор по космосу предусматривает лишь частичную его демилитаризацию. Появление новых технологий, таких как системы защиты от спутников, систем противоракетной обороны и стратегической обороной инициативы, требуют не только уточнения действующих норм, но и разработки новых альтернативных и возможно компромиссных правовых инструментов, направленных на ограничение и сокращение подобной активности.
Перспективы развития международного космического права.
Международное космическое право имело впечатляющее начало. Действующие соглашения о космическом праве и другие документы дают космической деятельности более четкие и безопасные правовые основы, чем те, которые можно найти в других видах деятельности, регулируемых международным правом. Как упоминалось выше, ряд проблем и препятствий, вероятно, могут затруднить достижение будущих международных договоренностей в области космического права и сделать их менее всеобъемлющими. Технологические, экономические и политические вопросы имеют и будут оказывать существенное влияние на будущее развитие международного космического права. Можно ожидать, что некоторые конкретные области космического права станут все более важными и потребуют уточнения действующих и создания новых правовых норм. Правовой вакуум, связанный с космическим пространством, постепенно заполняется, но в своем развитии международному космическому праву предстоит преодолеть еще немало препятствий.
Автор: Nicolas Mateesco Matte, опубликовано в Encyclopedia of Public International Law, vol. 11, 1989, pp. 303-308. © North-Holland, Amsterdam.
Похожие записи
Исследование космического пространства открывает перспективы последующего заселения Луны, использования ее ресурсов и расширения человеческого
В соответствии с международными соглашениями государственный суверенитет не может простираться вверх до бесконечности, а
Космическое право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм и принципов, направленных на регулирование использование космического пространства, правовой статус космических объектов и космонавтов.
Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.
Субъекты международного космического права
- Суверенные государства;
- Международные межправительственные организации;
- Международное право допускает осуществление космической деятельности юридическими лицами, но при этом они все же не являются субъектами космического права, так как их деятельность строго регулируется государствами.
Объекты космического права
- Космическое пространство;
- Небесные тела;
- Искусственные космические объекты;
- Космонавты;
- Результаты практической космической деятельности.
Источники космического права
- Устав ООН;
- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела;
и др.
Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.
Согласно международным договорам использование космического пространства и небесных тел должно осуществляться только в мирных целях и в интересах всего человечества:
- На космическое пространство, небесные тела, включая Луну не может распространяться суверенитет отдельных государств;
- Участники космической деятельности руководствуются принципами сотрудничества и взаимопомощи при исследовании космического пространства, небесных тел и осуществлении практической деятельности в космосе;
- При осуществлении космической деятельности государства участники информируют Генерального секретаря ООН, общественность и международное сообщество о своей деятельности связанной с использованием и исследованием Луны (о времени запуска, о продолжительности исследований, о деятельности). При осуществлении исследований на Луне государства участники могут собирать образцы минеральных веществ и вывозить их. Государства могут осуществлять исследовательскую деятельность Луны в любом месте на ее территории (передвижение не ограничено);
- Вместе с тем государства сохраняют право собственности на космические объекты и объекты, сооруженные на небесных телах;
- Также запрещается выводить на орбиту Земли и в Космическое пространство любые виды оружия массового уничтожения и устанавливать такое оружие на небесных телах. Запрещается создание на Луне и других небесных телах Военных баз, испытания любых типов оружия.
Международно-правовой режим космических объектов. Правовое положение космонавтов
Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 требует от государства регистрации:
- внесения космического объекта в национальный регистр и в реестр Генерального секретаря ООН;
- нанесения маркировки, по которой в дальнейшем может быть произведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации.
Космонавты рассматриваются как посланники человечества в космосе и им оказывается помощь при аварии, бедствии или вынужденной посадке на территории государства приземления, а также возвращать космонавтов в государство их гражданства.
Особенности международно-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам
Государства несут абсолютную международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве и небесных телах, включая Луну. Если запуск космического объекта производился совместно двумя и более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный таким объектом ущерб.
В случае причинения ущерба, государство его причинившее должно полностью выплатить компенсацию за причиненный ущерб его космическим объектом другим космическим объектам или поверхности Земли.
Если одним космическим объектом причиняется ущерб другому космическому объекту, то ответственность несет тот субъект, по вине которого это произошло.
Во всех случаях солидарной ответственности бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя запускающими государствами соразмерно степени их вины.
Ответственность реализуется с помощью претензии. Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если между государствами нет дипломатических отношений, претензия может быть предъявлена с помощью третьего государства или через Генерального Секретаря ООН.
По общему правилу, претензия должна быть предъявлена в течение одного года с даты причинения ущерба или установления ответственного (запускающего) государства. В некоторых случаях допускается заявление претензии в течение года с даты, когда потерпевшему государству стало известно о причиненном ему ущербе.
Космическое право международное - одна из наиболее молодых отраслей междунарадного публичного права. С запуска в СССР 4 октября 1957 года первого в истории искусственного спутника Земли началось практическое исследование и освоение космического пространства.
Основные источники Космического права международного: Устав ООН; Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 год); Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и др. небесные тела (1967 год); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 год); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами (1972 год); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1974 год); Соглашение о деятельности государств на Луне и др. небесных телах (1979 год) и др. Ряд вопросов использования космического пространства регламентируется обычными нормами международного права.
В международных документах закреплены основные принципы Космического права международного: исследование и использование космич. пространства, включая Луну и другие небесные тела, на благо и в интересах всех стран; открытость исследования и использования космич. пространства всеми государствами без каких-либо дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел; невозможность национального присвоения космического пространства, включая Луну и др. небесные тела, ни путём провозглашения на них суверенитета, ни путём использования или оккупации, ни любыми другими средствами; частичная демилитаризация космического пространства и полная демилитаризация небесных тел (запрещается выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми др. видами оружия массового поражения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать в космическом пространстве); предотвращение загрязнения космического пространства, включая Луну и др. небесные тела. Устанавливается междунар. ответственность за нац. деятельность в космич. пространстве. При этом космическое пространство рассматривается как res extra commercium (вещь, изъятая из оборота), т. е. достоянием человечества являются результаты исследования и использования космоса, но не само космическое пространство.
Субъекты Космического права международного - государства и межправительственные организации, прежде всего международной космической организации.
Исследования в космосе осуществляются пилотируемыми объектами, запускаемыми в космическое пространство (космическими кораблями, орбитальными станциями и др.). Разумная и упорядоченная космическая деятельность требует систематического учёта произведённых запусков таких объектов. К.осмическое право международное устанавливает обязательную систему регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, которая способствует их идентификации и используется для сохранения юрисдикции государства и контроля над таким объектом. Каждое государство регистрации предоставляет Генеральному секретарю ООН информацию о каждом запускаемом в космич. пространство объекте, занесённом в его реестр (название запускающего государства или запускающих государств, обозначение объекта или его регистрационный номер, дату и территорию или место запуска, основные параметры орбиты, общее название объекта).
Космическое право международное детально регламентирует порядок запуска КА, дистанционного зондирования Земли из космоса, использования КА для целей метеорологии, процессы коммерциализации в области спутниковой связи, использования ядерных источников энергии в космическом пространстве и др.
Космическое право международное устанавливает правовые основы ответственности за ущерб, причинённый космическим объектами. Государство несёт абсолютную ответственность (независимо от наличия или отсутствия вины) и обязано выплатить компенсацию за ущерб, причинённый его космич. объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полёте. Если запуск осуществляется в процессе совместной деятельности ряда государств, ответственность за ущерб должна быть солидарной. Бремя компенсации распределяется сообразно степени вины; если эту степень установить невозможно - между запускающими государствами поровну.
Космическое право международное регламентирует правовой статус Луны, орбит вокруг неё или др. траекторий полёта к Луне или вокруг неё.
Читайте также: