Секуляризация церковных земель при петре 3 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Предпосылки реформы и историческая обстановка

Инициатором реформы стала императрица Екатерина II. Причиной этого послужило огромное количество беломестных земель - это церковные вотчины, освобожденные от всех налогов. Подобная ситуация не устраивала правительство, так как значительно снижало доходы в государственную казну. Согласно официальным данным во владениях церкви располагалось почти 9 млн. десятин земли и чуть менее 1 млн. крепостных крестьян мужского пола (это без учета женщин и детей).

Ещё в 1757 году императрица Елизавета Петровна издала распоряжение о подготовке реформы. Продолжателем её трудов стал наследник Пётр III. Незадолго до своего свержения им был подписан указ о прекращении выплаты дотаций тем монастырям, которые не могли содержать себя сами и передачи их в собственность Коллегии экономии. Такие решения были восприняты как историческая закономерность среди дворянства, но вызвали волну враждебности от представителей духовенства.

Содержание Манифеста о секуляризации монастырских земель

Результаты секуляризации

Нарастающее недовольство среди духовенства ожесточало многих верующих против правительства. На монастыри низших классов и женские монастыри выделялось недостаточно средств, из-за чего они теряли людей, беднели, а некоторые и вовсе прекращали свое существование.

Главным противником новой реформы можно посчитать ярославского митрополита Арсения. Открытая и резкая критика и отсутствие страха перед императрицей привело его к тюремному заточению, в котором он содержался до конца своих дней. В 2000 году Арсений был признан священномучеником.

Будущий российский император Петр III родился в немецком Киле. Его матерью была дочь Петра I Анна Петровна, а отцом – племянник Карла VII Карл Фридрих Голштейн-Готторпский. Петр был претендентом как на российский престол, так и на шведский. Но когда в 1741 году российской императрицей стала бездетная Елизавета Петровна, она назначила приемником племянника – Петра III. После смерти Елизаветы 5 января 1762 года Петр III стал российским императором. За короткий период правления (всего 186 дней) он даже не успел пройти коронацию, однако успел начать проводить комплекс реформ. Одним из его проектов была реформа церкви.

Секуляризация земель

В самом начале правления Пётр III начал реализовывать проект секуляризации церковных земель, целью которого было изъятие части церковных владений, упразднение целого ряда монастырей и определение государственного содержания для епархий и обителей. Благодаря реформе у государства могло появиться множество земель, которые оно бы использовало для своих нужд. Завершила реформу Екатерина II.

Секуляризация – это конфискация государством церковного и монастырского имущества.

Манифест урегулировал финансовый аспект реформы. Крестьяне, ранее обрабатывавшие землю в пользу церкви, теперь получали ее в личное пользование, но в дополнение к подушной подати должны были платить 1 рубль. Таким образом, они стали государственными крестьянами, то есть освобожденными от оброка и барщины. Налоги с государственных крестьян направлялись в Коллегию экономии при Сенате.

Готовые работы на аналогичную тему

Согласно манифесту монастыри и епархиальные архиереи должны были получать средства на содержание. Также манифестом объявлялась амнистия крестьянам, поскольку судебные тяжбы между землевладельцами и крестьянами останавливались. Исключение было только для обвинений в убийстве. Документы суда о прекращённых делах подлежали уничтожению. Если прибыль с земли увеличивалась, то офицеры-землевладельцы получали от нее десять процентов.

Благодаря манифесту обширные земли могли оказаться в руках государства и использоваться для нужд страны. Но Пётр III не успел после подписания манифеста в этом направлении совершить никаких действий. 28 июня 1762 года в результате дворцового переворота Пётр III был убит, а на престол взошла его жена, Екатерина II. Среди духовенства с ней связывались надежды на отмену манифеста и восстановление церковно-помещичьего быта. Но Екатерина также была убеждённой секуляристкой и подтвердила манифест в 1764 году, начав проводить политику секуляризации церковного имущества.

Прекращение преследований старообрядцев

Старообрядчество — это множество религиозных организаций и течений в русле русской православной церкви, которые отвергают принятую патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем в 1650—1660-х церковную реформу, которая своей целью провозглашала унификацию богослужебного чина Русской православной церкви с греческой Церковью Константинопольской, а на самом деле реформа создавала благоприятные условия для секуляризации.

9 января 1762 года генерал-прокурор Глебов объявил в Сенате именной указ, что государь Петр Федорович позволяет всем бежавшим в Польшу и прочие заграничные страны старообрядцам вернуться в Россию. Им разрешалось селиться в Сибири, в Барабинской степи и подобных местах, при этом запрещалось им как-либо препятствовать в содержании закона по традициям и старопечатным книгам. Причиной император указывал то, что внутри самой империи живет множество иноверных – и мусульмане, и язычники, а старообрядцы являются христианами, хоть и состоящими в застарелом суеверии и упрямстве. Вслед за этим Сенат дал указ выяснить, где находится раскольнические сборища для самосожжения, и если такие удастся обнаружить, то немедленно выслать туда людей, чтобы те убедили раскольников удержаться от смертельного намерения и выяснили, с какой целью они собираются это делать. Если выяснится, что такое намерение было принято от притеснений и заключения под стражу, то уверить старообрядцев, что производимые следствия велено прекратить, и действительно их закончить, а содержащихся под стражей немедленно распустить по домам, и впредь более арестов не производить.

Отношения с лютеранской церковью

Протестантизм — это одно из трёх главных, наряду с католицизмом и православием, направлений христианства, которое собой представляет совокупность множества независимых церквей и церковных союзов. Происхождение протестантизма связывается с Реформацией — развернувшимся в Европе XVI века широким антикатолическим движением.

Изначально воспитанный в протестантском духе, помимо прекращения гонений на старообрядцев Петр III имел намерение провести церковную реформу в протестантском духе: переодеть духовных лиц в протестантские сутаны, запретить духовенству ношение бороды, убрать все иконы из храмов, кроме образов Богородицы и Спасителя. Подобное отношение к национальной религии вызывало неприятие как у простого народа, так и при дворе.

Екатерина II в Манифесте от 28 июня 1762 года по случаю восшествия на престол ставила проект реформы Петру в вину, указывая, что православная церковь подвергалась крайней опасности перемене древней российской религии на принятие иноверного закона.

Какие реформы провёл Пётр III?

18 февраля 1762 года Пётр III издал Манифест о вольности дворянства. Документ освобождал представителей знатного сословия от обязательного прохождения гражданской и военной службы, а также разрешал им беспрепятственно выезжать из страны и самостоятельно распоряжаться земельными владениями. Этот манифест улучшил отношения между дворянами и императором, что способствовало централизации власти.

Екатерина и Петр III

  • Уничтожение Тайной канцелярии

21 февраля 1762 года Петром III был издан Манифест об уничтожении Тайной розыскной канцелярии — центрального государственного органа следствия и суда России, проводившего допросы и пытки политических заключённых. Впрочем, попасть под действие этого ведомства мог любой человек — достаточно было донести на него и обвинить в государственном преступлении.

  • Указ о сибирских парусных фабриках

Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763 год.

  • Указ о пожизненной ссылке за убийство крестьян
  • Прекращение преследования старообрядцев

Именно Пётр III полностью прекратил преследование старообрядцев, которое продолжалось со времён реформы Никона. Поэтому на раскольничьих окраинах страны фигура императора была достаточно популярна.

Какие реформы планировал провести Пётр III?

  • Переделать российскую армию по прусскому образцу

Поскольку Пётр III был германофилом, он стремился переделать российскую армию по немецкому образцу. При нём офицеры начали носить узкий прусский мундир, а за малейшее нарушение дисциплины наказывали шпицрутенами*. Впрочем, завершить реформу армии правитель не успел.

  • Создание Госбанка и выпуск ассигнаций

Издание 25 мая 1762 года Петром III указа об учреждении Государственного банка и введении в обращение бумажных денег могло стать важной вехой в формировании банковской системы, ведь этот документ был призван способствовать бурному росту торгово-промышленной деятельности в государстве. Но дворцовый переворот, приведший к свержению Петра III, не позволил реализовать данный Указ и создание российского центрального банка задержалось ещё почти на 100 лет.

Пётр III начал реформу по секуляризации церковных земель, целью которой было изъятие части владений церкви, упразднение ряда монастырей, а также определение содержания для епархий и некоторых обителей. Благодаря этой реформе у государства появилось бы множество новых земель, которые оно могло использовать для своих нужд. Полностью реформа была завершена Екатериной II.

  • Манифест о вольности крестьянства

В народе фигура Петра III была довольно популярна. Считалось, что после Манифеста о вольности дворянства он собирался издать Манифест о вольности крестьянства, но сделать это ему помешали представители знатного сословия, убившие монарха. Именно по этой причине Емельян Пугачёв и некоторые другие самозванцы, подбивая народ на восстание, выдавали себя за чудом спасшегося Петра III, который намерен побить предателей-дворян и дать простому люду волю. Никаких достоверных свидетельств о том, что Пётр III на самом деле собирался освободить крестьян, не сохранилось.

Вопрос секуляризации земель церкви в пользу Российской Империи можно разделить на 3 этапа:

Подготовка к принятию Манифеста

Примечательно, что подготовку и проведение секуляризации проводили 3 императора, которые известны своим специфическим отношением к религии. Первым из них является Пётр 1. Много раз уже говорилось о том, что Петр Великий всегда рассматривал церковь исключительно как государственный институт и не более. Поэтому как только в период его бесконечных воин государству потребовались деньги, император провел первую частичную секуляризацию церковных земель. Процесс был частичным, поскольку страна не была готова к тому, чтобы ликвидировать все церковные земли, а сам Петр опасался острой реакции духовенства и его влияния на людей.

Петр 1 и церковь

Второй императорам, который продвигал вопросы секуляризации, был Пётр 3. Этот человек правил Российской Империей всего 6 месяцев, но успел наделать много. В частности это касается и вопроса конфискации церковных земель. Напомним, что Петр 3 был католиком, который принял православие перед принятием титула императора российского.

Император Петр 3

Наконец третий император, который и сформировал полную секуляризацию это Екатерина 2. Относительно ее религиозных взглядов мало информации, однако, абсолютно очевидно, что на начальном этапе своего правления, когда Указ и издавался, во главу угла Екатерина ставила вопросы абсолютизма и просвещения. Часть историков видят противоречия в том, что Екатерина 2 сначала отменила Указ Петра 3 о секуляризации, а затем его продублировала через 2 года. Однако в этом никакого противоречия нет. Дело в том, что, вступив на российский престол в 1762 году, Екатерина 2 должна была заручиться поддержкой, чтобы не стать очередной жертвой эпохи Дворцовых переворотов. Именно поэтому императрица сразу же отменила большинство указав своего предшественника, в том числе и касательно церковных земель. Только спустя 2 года, когда позиции Екатерины 2 стали достаточно крепкими, она вновь вернулась к данному вопросу и вновь провела секуляризацию, на этот раз полную.

Екатерина 2

Суть секуляризации и ее причины

Основные причины секуляризации церковных земель в России при Екатерине 2 следующие:

  • Экономические. Государственная казна находилась в плачевном положении: армия не получала зарплату 6 месяцев, военно-морской флот был в очень плохом состоянии, государство было вынуждено продать практически все монополии частным лицам. На этом фоне Российская Империя остро нуждалась в финансах и в новом источнике их пополнения. Церковные земли стали реальной возможностью решить экономические проблемы.
  • Социальные. Екатерина 2 своим указом подчинила церковь государству. Это то, что пытался сделать ещё Пётр 1. До секуляризации церковь обладала всем необходимым для самостоятельного существования. Фактически это было государство в государстве. После 1764 года церковь напрямую экономически зависела от государства.

По условиям указа о секуляризации 910 тыс крестьян, которые ранее относились к церковным землям, переходили под контроль Коллеги экономики. Отсюда и их название - экономические крестьяне. Они получали в распоряжение землю, которая раньше относилась к церкви. За пользование этой землей крестьяне не несли никакой повинности, кроме уплаты налога величиной в 1,5 руб в год. Эти деньги напрямую поступали в государственный бюджет. В совокупности это приносило государству ежегодный доход в размере 1,36 млн руб.

Разрушенный монастырь и церковь

Значение и результаты

Главный итог церковный секуляризации земель заключался в стремительном обнищание монастырей и стремительном сокращении их количества. Кроме того, церкви и монастыри оказались в полной экономической зависимости от государства. Фактически произошло формирование новых отношений между церковью и государством. При этом очень важно отметить, что именно эта точка была апогеем, после чего отношения между церковью и государством становилось все лучше и положение церкви с каждым последующим императором становилось легче.

Относительно вопросов секуляризации очень часто Екатерину 2 обвиняют в неверии и в отрицательном отношении к религии в целом и к православной церкви в частности. Это не так. Прежде всего Екатерина была абсолютно практичным человеком, который устранял конкурентов. Она видела, что такое Дворцовые перевороты и очень опасалась их против себя. Поэтому церковь она воспринимала не как религиозный объект, а как значимый социальный институт, способный очень сильно влиять на настроение народных масс. Именно поэтому она полагала, что духовенство не должно иметь экономической независимости, а должно находиться в подчинении от государства. Только в этом случае церковь и государство могли выступать единым фронтом.

Аналогичные процессы в Европе

Секуляризация церковных земель не является российским изобретением, поскольку ранее аналогичные процессы проходили в Европе. Они начались в эпоху буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Происходило это в 17 веке и также как и в России преследовало целью подчинить церковь государству и увеличить доходы бюджета. Однако если в 17 веке эти процессы носили в целом хаотичный характер, то в 18 веке, в период наполеоновских войн, вся Европа была охвачена процессом секуляризации и все церковные земли были конфискованы государством.

Судьба Манифеста после Екатерины 2

Формально манифест о секуляризации церковных и монастырских земель просуществовал до 1917 года. Однако реально с каждым последующим императором после Екатерины 2 положение церкви становилось заметно легче. Прежде всего это отражается в количестве монастырей, которые работали на территории России. Для демонстрации достаточно привести только следующие цифры:

  • 1808 год - в России 447 монастырей и примерно 5 тыс монахов.
  • 1815 год - в России 478 монастырей и примерно 6,5 тыс монахов.
  • 1917 год - в России 1257 монастырей и примерно 107 тыс монахов.

Здесь очень важно отметить, что численность монастырей достигалась не только за счет открытия новых монастырей, но в основном за счет восстановления старых монастырей, которые были закрыты при Екатерине 2. При этом шел процесс не только увеличение количества монастырей, но и постепенное наделение землёй церквей и монастырей. Например, в 1916 году Николай 2 издал указ, согласно которому церкви было передано 3,6 тысяч десятин пашни.

Но это не значит, конечно, что само явление секуляризации, ослабление религиозных связей и обесценивание священного в обществе начинается лишь в XIX столетии. Борьба мирского и духовного, земли и Неба – процесс гораздо более древний. А поле ее, по меткому слову Федора Михайловича Достоевского, – сердце человека.

В России процесс секуляризации на государственном уровне начинается в XVIII веке в период правления Петра I. Секуляризация общества на западный лад и модернизация – восторженное культивирование всего нового, для своего времени прогрессивного и демонстративное противопоставление его старине – яркие признаки петровской эпохи. Именно в царствование Петра I было положено начало светской сети начальной общей школы, была учреждена светская Академия наук, издательская политика всецело перешла в руки императора.


В 1708 году Петр ввел новый гражданский шрифт, а в 1710 году последовал указ о разграничении шрифтов: старым церковно-славянским набирались только церковные книги, светские издания печатались новым гражданским шрифтом. Разделение и противопоставление стали признаком не только отдельных реформ, но коснулись всего – поведения в быту, государственных собраний, мировоззрения.


Сильная царская власть, авторитарное правление также были знакомы в России и раньше. В XVII веке русский царь сосредоточил в своих руках и светскую, и духовную власть. Ему принадлежало право инвеституры Патриарха, он председательствовал на церковных Соборах и давал согласие на назначение клириков всех уровней. В это же время цари начинают причащаться в алтаре, как священники[3].


Упразднение Патриаршества, учреждение коллегиального органа для управления Церковью под председательством мирянина, портрет императора вместо иконы на его заседаниях – симптомы этого секулярного раскола. Петр не видел и не признавал вечного духовного предназначения Церкви. Еще в юности он часто пропадал в Немецкой слободе, где усвоил протестантскую религиозность. Под ее влиянием Петр стал рассматривать веру как необходимый инструмент помощи в делах земных, Церковь же – как помощницу в деле утверждения государственного могущества, сводя цели христианской жизни с Небес на землю[5].


В Советском Союзе секуляризация осуществлялась жестко и насильственно, ибо коммунистический проект был враждебен религиозности. Ни о каком религиозном образовании, о возможности молодому или зрелому человеку сделать осознанный выбор между верой и неверием не могло быть и речи. Свобода совести существовала только на бумаге. Советский государственный атеизм стремился выдавить религию не только из общественной жизни, но и из частной, из самого сознания. В этом его главное отличие от западного секуляризма, не покушавшегося столь воинственно на частную жизнь.

Вот это стремление разрушать до обломков стало грустной приметой не только нашего государственного строительства, но и всего общественного устройства. Стремление противопоставлять современное опыту прошлых лет, становиться Иванами не только родства, но и мудрости предков не помнящими много раз приводило к печальным последствиям. И, пожалуй, одна из самых страдающих от этого сфер – образование и воспитание юных.

Именно в сфере образования так важны традиции – передача опыта, знаний, навыков. Но посмотрите, сколько раз за три столетия в нашем Отечестве осмеивалась старина, сколько раз уничтожали целые школы и методики воспитания, как мы не бережно относимся к своему наследию. Петровские реформы, революция ХХ века, коренной перелом в общественном и государственном строительстве – каждое из этих событий сказалось на развитии отечественного образования. И как часто вместе с водой выплескивали и ребенка.

Преодоление болезненного пристрастия к разрывам и социальным конфликтам – наша тяжелая, но насущная задача. И в этом мне видится поле для соработничества Церкви и общества, священнослужителей и педагогов. Всех, кому дорого историческое наследие и историческая память нашего народа.

Один из признаков постсекулярного общества, когда нерелигиозный человек, воспитанный в секулярном мире, в семье, далекой от Церкви, идентифицирует себя с конкретной религиозной традицией, являющейся частью его культуры. И сегодня мы видим, как все чаще люди разных поколений обращаются в поисках смысла к религиозным традициям.

Секуляризация была не просто историческим процессом, но прежде всего проектом, который базировался на определенных идеях, имел целью построить новый, безрелигиозный, мир. Десекуляризация и формирование постсекулярного общества – это не проект, а объективный процесс, происходящий на наших глазах, конкретные последствия которого мы предугадать не можем. Мы можем лишь констатировать факт – религия возвращается в общественное пространство.

Безусловно, нельзя говорить о возвращении к общественной модели допетровской Руси, ведь всякая игра в старину неизбежно превращается в фарс. Наша история – и в дни подъема, и в годину бед – наш общий драгоценный опыт. Извлечь из него уроки, научить детей бережно относиться к наследию предков, но при этом трезво, осознанно смотреть в будущее и строить свою жизнь в настоящем – наша общая задача. И я надеюсь, что общение в дни Покровских чтений поможет нам в поиске средств для ее решения.

[2] Андреева Л.А. Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I. // Общественные науки и современность. №4. 2006 г. С.88.

[6] Андреева Л.А. Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I. // Общественные науки и современность. №4. 2006 г. С.95.

Читайте также: