Советское общество на переломе кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Начало кризиса. 2
2. У истоков экономической реформы. 3
3. Советское общество на переломе. Социально-экономические предпосылки кризиса. 4
4. Новые попытки модернизации страны. 6
5. Крушение Советской системы. 8
6. Список используемой литературы: 12
СССР Советское общество перелом Крушение системы Советская система кризис попытки модернизации политика Горбачева

Описание работы

1. Начало кризиса. 2
2. У истоков экономической реформы. 3
3. Советское общество на переломе. Социально-экономические предпосылки кризиса. 4
4. Новые попытки модернизации страны. 6
5. Крушение Советской системы. 8
6. Список используемой литературы: 12

По данным ЮНЕСКО, в 1960 г . СССР делил 2—3-е место в мире по интеллектуальному потенциалу страны. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, сократилась с 80% (1928) до 25% к концу 60-х гг., а в промышленности и строительстве возросла с 8 до 38%. Соответственно изменилась и структура валового национального дохода: доля промышленности и строительства увеличилась с 29 до 42%, а сельского хозяйства, наоборот, уменьшилась с 54 до 24%.

Тем не менее к середине XX в. модернизирующие процессы в СССР были далеки от завершения. Советский Союз еще не был подлинно индустриальной державой. И в экономике, и социальной сфере оставалось много архаичных, доиндустриальных черт.

К 1970 г . СССР превосходил США по уровню производства угля, кокса, тракторов, цемента. Железной руды, к примеру, добывалось в 6 раз больше, чем в США, и примерно во столько же раз меньше производилось предметов потребления.

Гипертрофия добычи ресурсов и первичной обработки тяжелого машиностроения определяли максимальную энергоемкость производства. На Западе для производства одного килограмма потребляемой человеком продукции расходовалось четыре килограмма исходного материала, а в СССР — сорок.

Хронически отставал аграрный сектор экономики. Страна, имея более половины мировых площадей черноземов (в 1985 г . площадь всех сельхозугодий СССР составляла 607,8% млн. га, из них 227,1 млн. га пашни), не могла накормить население, создать надежную базу для развития индустрии и сферы услуг.

В результате форсированной урбанизации численность городского населения быстро росла, но советское общество по-прежнему оставалось полу городским, несло на себе печать промежуточности, маргинальности. Советские люди в своем большинстве были горожане в первом поколении: наполовину или четверть крестьяне. Вырванные индустриализацией из своих родных мест, оказавшись в совершенно новой и чуждой для них городской среде, они довольно быстро обнаружили отсутствие навыков самостоятельного участия в общественной жизни, недостаточную гражданскую зрелость. Советская урбанизация не сопровождалась также формированием полноценной городской среды, ростом динамичного, инициативного и экономически независимого среднего класса, хранителя городской культуры и одновременно создателя новых духовных ценностей.




В период с начала 60-х до начала 80-х гг. при росте численности населения почти на 25% (по переписи населения 1959 и 1979 гг.) наметилась устойчивая тенденция к снижению рождаемости и увеличению смертности населения. Прирост численности населения СССР за эти годы происходил за счет народов Средней Азии: более 100% имели узбеки, туркмены, таджики, близко к ним стояли азербайджанцы, казахи; 40% имели грузины, армяне, молдаване. Наиболее низкий прирост наблюдался у русских (20%), украинцев (13%), белоруссов (19,5%), литовцев, латышей, эстонцев.

С 1970 по 1985 г . численность рабочих в стране увеличилась на 16,8 млн. человек, что более или менее обеспечивало возможность экстенсивного развития экономики. Однако сверхиндустриализация исчерпала возможности человеческих ресурсов, создав тем самым естественный предел для развития экономики вширь. Из года в год прирост трудовых ресурсов в промышленности сокращался, а их качество неуклонно снижалось. В общей численности рабочих и служащих в начале 80-х гг. женщины составляли 51%, тогда как даже в послевоенном 1950 г . этот показатель был равен 47%. В стране насчитывалось около 20 млн. инвалидов, более 21 млн. алкоголиков, 5,3 млн. человек страдали различными психическими заболеваниями.

Таким образом, отягощенная грузом многочисленных неразрешимых противоречий, советская система оказалась объективно не готова к глобальным переменам в характере и тенденциях развития мировой экономики, человеческой цивилизации в целом, начавшимся на рубеже 50—60-х гг.

Компьютерная революция, означавшая начало нового этапа НТР, совпала во времени с мировым энергетическим кризисом, многократным подорожанием нефти и других энергоносителей.

Мировой кризис обнажил (пока главным образом для внешних наблюдателей, поскольку внутри страны симптомы кризиса, а тем более необходимость смены общественного строя мало кто ощущал) односторонность, а в конечном счете тул и новость советской модели модернизации, во многом повторявшей черты и формы дореволюционных, имперских моделей модернизации, в ряде принципиальных моментов углублявших их недостатки.

Без сдерживающего фактора индивидуализма в советском обществе, без демократических свобод, при отсутствии гражданского общества в СССР произошла подмена цели средствами, главной жертвой которой стала свобода как необходимое, хотя и не единственное условие развития человека, его инициативы и предприимчивости.

Вместо расширения индивидуальных и коллективных свобод, являвшихся сутью всех органических модернизаций в мире, целью советской модернизации в 30—50-е гг. становится выборочное заимствование технических и организационных достижений более развитых западных стран. Без соответствующих им естественных форм жизнедеятельности западных обществ, таких, как рынок, гражданское общество, правовое государство, технические и технологические заимствования лишь маскировали прогрессирующее отставание СССР от передовых стран Запада, ставили его в заведомо проигрышную позицию вечно догоняющего.

Советская система могла быть и была эффективной до тех пор, пока внутренняя потребность в свободе для советских граждан была минимальной и вполне замещалась потребностью в равенстве, пусть даже и в нищете. Пока свобода граждан и экономики не была фактором выживания системы.

Толчком к поляризации общественного сознания стал судебный процесс в феврале 1966 г . над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненными за публикацию на Западе (под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак) литературных произведений критической направленности.

В 70-х — начале 80-х гг. вновь возрождающееся гражданское общество делало лишь первые, робкие шаги. Укорененность в народе советских реалий, мощь репрессивной государственной машины сдерживали процесс становления независимых от государства институтов. Как следствие этого, советское общество на рубеже 80-х в массе своей еще не переросло старые социокультурные рамки. Для кардинального, революционного перехода общества в новое состояние требовалась внешняя сила. Такой силой стал правящий класс.

Но чем больше появлялось у правящего слоя материальных возможностей, чем больше деградировала революционная идеология, тем острее становилась потребность в настоящей собственности не только на предметы потребления, но и на промышленные и сельскохозяйственные предприятия и землю. К тому же и сами привилегии — госдачи, персональные автомашины, спецпайки — имели относительный статус: их нельзя было передать детям в качестве наследства.

Его общая численность достигает 500—700 тыс. человек, а вместе с членами семей — порядка 3 млн., т.е. 1,5% всего населения страны.

Монопольные, корыстные интересы хозяйственников и региональной элиты, усилившиеся в результате хрущевских реформ, ослабляли власть центра, разрушали монолитность, целостность советской системы.

Импульсивные реформаторские действия Хрущева, который чувствовал, что власть уходит из рук, во многом определялись именно этим обстоятельством.

Под воздействием хозяйственных элит (особенно из ВПК) более прагматичными становятся идеологическая и региональная элиты, которые все более ориентировались на динамическое развитие экономики страны и социальную стабильность. Таким образом, советский правящий класс, несмотря на острую борьбу и разногласия составляющих его элит, становится все более сплоченной социальной группой, реально осуществляющей свое всевластие в стране.

По данным ЮНЕСКО, в 1960 г . СССР делил 2—3-е место в мире по интеллектуальному потенциалу страны. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, сократилась с 80% (1928) до 25% к концу 60-х гг., а в промышленности и строительстве возросла с 8 до 38%. Соответственно изменилась и структура валового национального дохода: доля промышленности и строительства увеличилась с 29 до 42%, а сельского хозяйства, наоборот, уменьшилась с 54 до 24%.

Тем не менее к середине XX в. модернизирующие процессы в СССР были далеки от завершения. Советский Союз еще не был подлинно индустриальной державой. И в экономике, и социальной сфере оставалось много архаичных, доиндустриальных черт.

К 1970 г . СССР превосходил США по уровню производства угля, кокса, тракторов, цемента. Железной руды, к примеру, добывалось в 6 раз больше, чем в США, и примерно во столько же раз меньше производилось предметов потребления.

Гипертрофия добычи ресурсов и первичной обработки тяжелого машиностроения определяли максимальную энергоемкость производства. На Западе для производства одного килограмма потребляемой человеком продукции расходовалось четыре килограмма исходного материала, а в СССР — сорок.

Хронически отставал аграрный сектор экономики. Страна, имея более половины мировых площадей черноземов (в 1985 г . площадь всех сельхозугодий СССР составляла 607,8% млн. га, из них 227,1 млн. га пашни), не могла накормить население, создать надежную базу для развития индустрии и сферы услуг.

В результате форсированной урбанизации численность городского населения быстро росла, но советское общество по-прежнему оставалось полу городским, несло на себе печать промежуточности, маргинальности. Советские люди в своем большинстве были горожане в первом поколении: наполовину или четверть крестьяне. Вырванные индустриализацией из своих родных мест, оказавшись в совершенно новой и чуждой для них городской среде, они довольно быстро обнаружили отсутствие навыков самостоятельного участия в общественной жизни, недостаточную гражданскую зрелость. Советская урбанизация не сопровождалась также формированием полноценной городской среды, ростом динамичного, инициативного и экономически независимого среднего класса, хранителя городской культуры и одновременно создателя новых духовных ценностей.

В период с начала 60-х до начала 80-х гг. при росте численности населения почти на 25% (по переписи населения 1959 и 1979 гг.) наметилась устойчивая тенденция к снижению рождаемости и увеличению смертности населения. Прирост численности населения СССР за эти годы происходил за счет народов Средней Азии: более 100% имели узбеки, туркмены, таджики, близко к ним стояли азербайджанцы, казахи; 40% имели грузины, армяне, молдаване. Наиболее низкий прирост наблюдался у русских (20%), украинцев (13%), белоруссов (19,5%), литовцев, латышей, эстонцев.

С 1970 по 1985 г . численность рабочих в стране увеличилась на 16,8 млн. человек, что более или менее обеспечивало возможность экстенсивного развития экономики. Однако сверхиндустриализация исчерпала возможности человеческих ресурсов, создав тем самым естественный предел для развития экономики вширь. Из года в год прирост трудовых ресурсов в промышленности сокращался, а их качество неуклонно снижалось. В общей численности рабочих и служащих в начале 80-х гг. женщины составляли 51%, тогда как даже в послевоенном 1950 г . этот показатель был равен 47%. В стране насчитывалось около 20 млн. инвалидов, более 21 млн. алкоголиков, 5,3 млн. человек страдали различными психическими заболеваниями.

Таким образом, отягощенная грузом многочисленных неразрешимых противоречий, советская система оказалась объективно не готова к глобальным переменам в характере и тенденциях развития мировой экономики, человеческой цивилизации в целом, начавшимся на рубеже 50—60-х гг.

Компьютерная революция, означавшая начало нового этапа НТР, совпала во времени с мировым энергетическим кризисом, многократным подорожанием нефти и других энергоносителей.

Мировой кризис обнажил (пока главным образом для внешних наблюдателей, поскольку внутри страны симптомы кризиса, а тем более необходимость смены общественного строя мало кто ощущал) односторонность, а в конечном счете тул и новость советской модели модернизации, во многом повторявшей черты и формы дореволюционных, имперских моделей модернизации, в ряде принципиальных моментов углублявших их недостатки.

Без сдерживающего фактора индивидуализма в советском обществе, без демократических свобод, при отсутствии гражданского общества в СССР произошла подмена цели средствами, главной жертвой которой стала свобода как необходимое, хотя и не единственное условие развития человека, его инициативы и предприимчивости.

Вместо расширения индивидуальных и коллективных свобод, являвшихся сутью всех органических модернизаций в мире, целью советской модернизации в 30—50-е гг. становится выборочное заимствование технических и организационных достижений более развитых западных стран. Без соответствующих им естественных форм жизнедеятельности западных обществ, таких, как рынок, гражданское общество, правовое государство, технические и технологические заимствования лишь маскировали прогрессирующее отставание СССР от передовых стран Запада, ставили его в заведомо проигрышную позицию вечно догоняющего.

Советская система могла быть и была эффективной до тех пор, пока внутренняя потребность в свободе для советских граждан была минимальной и вполне замещалась потребностью в равенстве, пусть даже и в нищете. Пока свобода граждан и экономики не была фактором выживания системы.

Толчком к поляризации общественного сознания стал судебный процесс в феврале 1966 г . над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненными за публикацию на Западе (под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак) литературных произведений критической направленности.

В 70-х — начале 80-х гг. вновь возрождающееся гражданское общество делало лишь первые, робкие шаги. Укорененность в народе советских реалий, мощь репрессивной государственной машины сдерживали процесс становления независимых от государства институтов. Как следствие этого, советское общество на рубеже 80-х в массе своей еще не переросло старые социокультурные рамки. Для кардинального, революционного перехода общества в новое состояние требовалась внешняя сила. Такой силой стал правящий класс.

Но чем больше появлялось у правящего слоя материальных возможностей, чем больше деградировала революционная идеология, тем острее становилась потребность в настоящей собственности не только на предметы потребления, но и на промышленные и сельскохозяйственные предприятия и землю. К тому же и сами привилегии — госдачи, персональные автомашины, спецпайки — имели относительный статус: их нельзя было передать детям в качестве наследства.

Его общая численность достигает 500—700 тыс. человек, а вместе с членами семей — порядка 3 млн., т.е. 1,5% всего населения страны.

Монопольные, корыстные интересы хозяйственников и региональной элиты, усилившиеся в результате хрущевских реформ, ослабляли власть центра, разрушали монолитность, целостность советской системы.

Импульсивные реформаторские действия Хрущева, который чувствовал, что власть уходит из рук, во многом определялись именно этим обстоятельством.

Под воздействием хозяйственных элит (особенно из ВПК) более прагматичными становятся идеологическая и региональная элиты, которые все более ориентировались на динамическое развитие экономики страны и социальную стабильность. Таким образом, советский правящий класс, несмотря на острую борьбу и разногласия составляющих его элит, становится все более сплоченной социальной группой, реально осуществляющей свое всевластие в стране.

Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским и образованным.

По данным ЮНЕСКО, в 1960 г. СССР делил 2-3-е место в мире по интеллектуальному потенциалу страны. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, сократилась с 80% (1928 г.) до 25% к концу 60-х гг., а в промышленности и строительстве возросла с 8 до 38%. Соответственно изменилась и структура Валового национального дохода: доля промышленности и строительства увеличилась с 29 до 42%, а сельского хозяйства, наоборот, уменьшилась с 54 до 24%.[6]

Однако экономика была плохо сбалансирована, требовала для своего роста постоянного наращивания производственных ресурсов.

К 1970 г. СССР превосходил США по уровню производства угля, кокса, тракторов, цемента. Железной руды, к примеру, добывалось в 6 раз больше, чем в США, и примерно во столько же раз меньше производилось предметов потребления.

Гипертрофия добычи ресурсов и их первичной переработки, тяжелого машиностроения определяли максимальную энергоемкость производства. На западе для производства одного килограмма потребляемой человеком продукции расходовалось 4 килограмма исходного материала, а в СССР – 40.

Хронически отставал аграрный сектор экономики. Страна, имея более половины мировых площадей чернозема (в 1985 г. площадь всех сельхоз. угодий СССР составляла 607,8 млн. га, из них 227,1 млн. га пашни), не могла накормить население, создать надежную базу для развития индустрии и сферы услуг.

Не меньшую опасность для будущего развития советского общества представляли диспропорции, подспудно накапливавшиеся в социальной сфере.

В период с начала 60-х до начала 80-х гг. при росте численности населения почти на 25% ( по переписи населения 1959 и 1979 гг.) наметилась устойчивая тенденция к снижению рождаемости и увеличению смертности населения.

Прирост численности населения происходил за счет народов Средней Азии: более 100% имели узбеки, туркмены, таджики, близко к ним стояли азербайджанцы, казахи; 40% имели грузины, армяне, молдаване. Наиболее низкий прирост наблюдался у русских (20%), белорусов (19,5%), украинцев (13%), литовцев, латышей, эстонцев.

Таким образом, отягощенная грузом многочисленных неразрешимых противоречий, советская система оказалась объективно не готова к глобальным переменам в характере и тенденциях развития мировой экономики и человеческой цивилизации, в целом начавшимся на рубеже 50-60-х гг.

Мировой кризис обнажил (пока главным образом для внешних наблюдателей, поскольку внутри страны симптомы кризиса, а тем более смены общественного строя мало кто ощущал) односторонность, а в конечном счете тупиковость советской модели модернизации, во многом повторявшей черты и формы дореволюционных, имперских моделей модернизации, в ряде принципиальных моментов углублявших их недостатки.

II. 2. Новые попытки модернизации страны.

Объективная необходимость кардинальных, революционных, а не эволюционных перемен в советской экономике назрела уже к концу 50-х – началу 60-х гг. Оторванность планирования от жизни, отраслевого управления от регионального, монополия производителя в условиях всеобщего дефицита, незаинтересованность предприятий в научно-техническом прогрессе – все это требовало коренных преобразований.

Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положения в народном хозяйстве. Уже тогда отчетливо обозначился спад темпов экономического развития. Замедлился рост национального дохода. В 1961-65 гг. он вырос всего на 5,7%. Это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку, и недостаточно для решения основных социально-экономических задач. В эти же годы за счет роста производительности труда было получено лишь 62% прироста промышленной продукции, а 38% - за счет быстро возрастающей численности рабочих. Все это свидетельствовало об отсутствии заинтересованности предприятий в эффективном использовании основных и оборотных фондов, во внедрении достижений научно-технического прогресса.[9]

Официально провозглашенный после октября 1964 г. курс нового руководства на дальнейшее развитие социалистической демократии, освобождение партии от несвойственных ей хозяйственных функций, на научное руководство – был заранее обречен на неудачу. Назначенный первым секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежнев представлял собой полную противоположность Хрущеву своей смелостью, жаждой новизны и перемен.

Выбор дальнейших путей развития страны происходил в условиях противоборства мнений в верхнем эшелоне власти. Одна его часть во главе с А.М.Шелепеным ориентировалась на консервацию сложившихся методов руководства, другая (секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов и др.) предлагала достаточно емкую программу преобразований, включавшую в себя и экономическую реформу, и развитие демократии и самоуправления, и прекращение бессмысленной гонки вооружений, и выход СССР на мировой рынок с целью приобщения к новым технологиям.

Итоги общественных дискуссий подвел сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.), поставивший задачу существенно изменить соотношение между административными и экономическими методами управления в пользу последних. Таким образом, изначально речь шла о полумерах.

Предприятия получали небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы.

Руководители предприятий получили возможность более свободно распоряжаться имеющейся у них прибылью – можно было использовать эти средства и на повышение заработной платы рабочим. Все это создало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.

Осенью 1965 г. 43 предприятия легкой и пищевой промышленности были переведены в порядке эксперимента на новые условия хозяйствования. По мере накопления опыта их число расширялось и лишь к 1972 г. удалось перевести около 90% промышленных предприятий на новые условия работы. Не удалась попытка реформировать строительство. Номенклатуру вполне устраивал такой замедленный ход реформ.

Министерства и ведомства работали по-старому.

Кроме того, реформам, даже крайне умеренным, эволюционным, противостояли реальные силы – старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что это ведет к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи тут же отступили.

Реформа была обречена и по другой причине. Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах.

Со второй половины 70-х гг. начала меняться организация промышленного производства. Появились производственные и научно-производственные объединения (НПО). Практическим результатом подобных мер явился лишь гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства не произошло.


Фото: ссылка

Советское общество принципиально отличалось от западного общества. Коммунизм и социал-демократия – это совершенно разные идеи. Коммунизм вытекает из идеи общины, а социал-демократия - из идеи общества. Разное у них равенство. В общине люди равны как члены братства, что не означает одинаковости. В обществе, напротив, люди равны как атомы, как индивидуумы с одинаковыми правами перед законом. Но вне этих прав они не равны и братства не составляют.

В западном обществе люди от рождения делятся на меньшинство, избранное к спасению души, и тех, кому предназначено погибнуть в геенне, - отверженных. Протестантизм утверждает, что только богоизбранные имеют бессмертную душу. Как же узнать их среди остальных людей? Очень просто – по уровню богатства. Именно избранных бог делает богатыми. И эти избранные по отношению к другим людям не имеют никаких обязательств. Они для них, скорее животные, чем люди. То есть, чтобы попасть в касту избранных, надо суметь разбогатеть.

Вот, упрощённо, что такое протестантизм. Социал-демократия уходит корнями в протестантизм, а комму­низм - в раннее христианство, к которому ближе всего православие. Наши предки не хотели гибнуть в обществе, в котором люди делятся на избранных и отверженных.

Среда гражданского общества западного типа смертельна для русско­го человека и других народов СССР. Нет ничего удивительного в том, что граждане СССР всех национальностей мужественно защищали своё традиционное общество, своё советское государство от лиц, пытавшихся его уничтожить.

В традиционном советском социалистическом обществе люди стремились быть не богатыми, а героями как, например, Стаханов. Это стремление поддерживалось государством. В то время, как никогда славили труд и человека труда, что позволило СССР в промышленном строительстве за 10 лет пройти путь, который Европа проходила 100 лет. Это удивительное явление высшего подъёма человеческого духа осталось потомками неизученным, а недоброжелателями России дискредитированным самым непорядочным образом.

Наряду с трудом славили Родину. Понятия труд и родина были неотделимы. Казах, украинец или белорус родиной считал СССР, а не только Казахстан, Украину или Белоруссию. Труд рассматривался как действие, направленное на благо родины, государства, и каждый советский гражданин считал своей священной обязанностью защищать свою родину – СССР. Армия и труд на благо общей родины – СССР объединяли народы страны.

Славили и всячески популяризировали культуру народов СССР. Целые институты по крупицам собирали, восстанавливали и систематизировали культурное наследие каждой нации Советского Союза. Не только в СССР, но и в РСФСР был непочатый край работы. Достаточно сказать, что в начале ХХ века в России не было даже текстов сегодня общеизвестных народных песен. В каждой губернии их исполняли на свой лад, они теряли свой первозданный вид и готовы были, как наследие русской культуры исчезнуть.

Особую заботу проявляли о языках народов СССР. Проявлялась забота и о русском языке. Был открыт институт русского языка. С исключительно важными работами этого института сегодня в многомиллионной России знакомы единицы граждан. А ведь этот институт выпустил толковый словарь, который намного превосходит и словарь Даля, и словарь Ожегова. Каждое слово в нём разъясняется прекрасными выдержками из произведений русских, советских классиков.

Многие люди после Гражданской войны жили в коммунальных квартирах или скромных небольших личных домах. Но свой досуг проводили во дворцах не в переносном, а в полном смысле этого слова – дворцах пионеров, культуры, спорта. Большинство предприятий и многие колхозы имели свои дворцы или дома культуры. Крупные предприятия строили их с размахом, используя лучшие материалы, в том числе дуб, мрамор, гранит, позолоту и лучшие проекты. И такие дворцы строили во всех республиках СССР.

В эти же годы безграмотные народы были превращёны в самый образованный народ в мире, который сумел построить самые передовые предприятия и освоить сложнейшие технологические процессы. Конечно, наше государство во многих вопросах, в том числе в национальной политике, было далеко от идеального, но оно не было более тоталитарным, чем другие государства стран Запада, в которых демократия только провозглашалась. В частности, демократия не помешала США преследовать людей по национальному признаку, а во время Великой депрессии 1930-х годов убить голодом многие миллионы своих граждан, на что указывает целый ряд исследователей. Когда в СССР провозглашалось и законодательно закреплялось равноправие наций, в США ещё существовали рестораны, кафе, гостиницы, транспорт, театры и кинотеатры только для белых.

В Англии и Франции деление на процветающую метрополию и угнетаемые колонии являлось государственной нормой. В 1939 году население Британской империи составляло 560 млн. чел., а в метрополии проживало 47,5 млн. чел., на которые работало 512,5 млн. чел. в колониях. Богато англичане жили не за счёт большого ума и производительного труда, а за счёт жесточайшей эксплуатации жителей колоний: в среднем на одного англичанина (жителя метрополии) работало почти 11 человек. В то же время население Французской империи составляло 110 млн. чел., а в метрополии проживало 42 млн. чел. В СССР не было республики, которую можно рассматривать, как метрополию и не было республик, которые можно рассматривать, как колонии.

Национальная политика СССР позволила сохранить все даже самые малочисленные вымирающие народы и обеспечить им достойную жизнь. Вхождение республик в состав СССР создавало благоприятные условия не только для их безопасности, но и для их экономического, социального и культурного развития. Представлять СССР империей, проводившей колониальную политику, могут только противники нашей страны и невежественные люди. Национальная политика СССР исключала само наличие господствующей, привилегированной нации. А при отсутствии такой нации не было и не могло быть имперской колониальной политики.

В большой семье СССР не выясняли, кто кого кормит, а каждый давал для всей страны, что мог: РСФСР – основное количество промышленной продукции, Азербайджан – нефть, Узбекистан – хлопок, Украина – продукцию промышленности и пшеницу, Казахстан – сырьё, Молдавия – виноградные вина и т. д.

Вместе с тем во всех республиках интенсивно развивалось производство промышленной продукции. Например, даже в Ташкенте и Тбилиси построили и запустили в эксплуатацию авиационные заводы. Наряду с РСФСР Украинская и Узбекская ССР являлись крупнейшими мировыми проектировщиками и производителями авиационной техники. На Украине предприятия и КБ авиационной промышленности СССР по производству летательных аппаратов находились в Киеве и Харькове, а по производству авиационных двигателей – в Запорожье.

Кстати сказать, что в 1970-е годы каждый второй летательный аппарат, летавший в небе планеты, был сделан в СССР. Советский Союз являлся самой великой авиационной державой мира, как в производстве военной, так и в производстве гражданской авиационной техники. СССР в конце 1970-х годов производил самолётов и вертолётов столько же, сколько производили вместе взятые все авиационные фирмы всех стран планеты.

В СССР 80% населения трудилось в сфере производства. Предприятия каждой отрасли в РСФСР и других республиках были похожи друг на друга как две капли воды. Крупные заводы напоминали города, потому что кроме цехов и отделов имели поликлинику, столовые и автобусы, курсирующие по территории предприятия. Социальная сфера промышленных предприятий заслуживает более подробного рассмотрения, так как вместе с производственной сферой она сплачивала народы СССР в единую семью братских народов с единым мировоззрением. Это явление наше, отечественное, берущее начало в деревенской общине. Ничего подобного на Западе не было, и нет. Такие предприятия могут существовать только в традиционном обществе, которое строится в соответствии с образом семьи, а западное – с образом рынка.

Индустриализация в СССР проводилась не через возникновение свободного рынка рабочей силы, а в рамках государственной программы. Поэтому создание на самом предприятии обширной системы социальных служб стало вполне естественным процессом.

Предприятия во всех республиках строили жильё и несли расходы на его содержание, они формировали социальную среду городов, часто даже обеспечивали город водой, теплом, канализацией, баней и прачечной. Налоги с населения составляли всего около 7% доходной части бюджета СССР, а на 92% доходная часть бюджета формировалась за счёт платежей самих предприятий, так как последние принадлежали государству. Социальная инфраструктура предприятий составляла их неотъемлемую часть, они представляли собой иной социальный организм по сравнению с предприятиями западными.

Заводская столовая как особый социальный тип составляла важную часть заводов и фабрик советских республик. Услугами общественного питания пользовалась половина населения страны. На предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в совхозах, а также в рабочих общежитиях была сосредоточена значительная часть всей системы общественного питания. Практически все предприятия давали дотации столовым, работающим на их территории. Качество питания в заводских столовых было выше, чем в столовых открытого доступа при значительно более низких ценах. В них хлеб, как правило, был бесплатный, а также часто бесплатно подавались некоторые овощи, например, нарезанный лук или капуста.

Во всех республиках предприятия оказывали жилищно-коммунальные услуги. Во всех республиках СССР обеспечение жильём было конституционным правом, которое гарантировалось государством. Бездомности как социального явления не существовало. Государство через местные советы и предприятия предоставляло жильё бесплатно в вечное пользование. Выселение без предоставления равноценного жилья было запрещено законом. Во всех республиках основную массу расходов по содержанию жилья несло государство.

Предоставляемое заводами и фабриками жильё, за исключением ведомственного жилья на отдельных специальных предприятиях, не обязывало работника продолжать работу на данном предприятии. Он мог сменить место работы с сохранением жилья, и такие составляли 40% от получивших от заводов и фабрик квартиры. Помогали предприятия и своим работникам, индивидуальным застройщикам, которые строили себе дома сами.

Предприятия также имели базы отдыха и пионерские лагеря, которые, как правило, находились в живописнейших местах как в области или крае, где находилось предприятие, так и в горах или на морских побережьях во всех республиках СССР. Путёвки предоставлялись бесплатно или за мизерную плату.

Дошкольные детские учреждения (детские сады) имели 80% предприятий республик СССР. Заводы и фабрики проявляли о них особую заботу, так как от их работы во многом зависело настроение работников. Да и забота о малышах считалась святой обязанностью работников. Многие заводские детские сады отличались прямо-таки роскошным содержанием и являлись предметом гордости коллектива. В принадлежащие заводам и фабрикам детские учреждения принимали не только детей работников, но и других жителей окружавшего их микрорайона. В СССР 87% расходов по содержанию ребёнка в детских дошкольных учреждениях оплачивалось из бюджета государства. Родители оплачивали только 13% расходов.

Детские сады являлись государственными учреждениями, воспитывали детей в возрасте от 3-х до 7 лет, обеспечивая им всестороннее развитие и позволяя родителям заниматься общественно полезным трудом.

Даже по фильмам 1930-х годов можно судить о культурном и материальном уровне жизни народа. В документальном фильме Р. Кармена "Неизвестная война" комментатор Бет Ланкастер, смотря на документальные кадры о жизни людей в СССР, говорит: "В 1930-е годы поднялся уровень жизни, в магазинах появилось больше това­ров. Не было роскоши, но люди хорошо одевались, они выглядели довольными".

В итоге победы в Гражданской войне СССР имел значительные успехи не только в промышленном строительстве, но и в сельскохозяйственном производстве после его коллективизации. Оппоненты сразу скажут о том, что царская Россия продавала зерно, а СССР закупал зерно за границей по причине недостаточного производства зерна в республиках Советского Союза. Данное заявление является одной из фальсификаций, овладевших умами граждан СССР и России.

Советский Союз имел равные, а с конца 1930-х годов и большие возможности для экспорта зерна по сравнению с царской Россией, но продавал на экспорт зерно в самых крайних случаях, так как надо было проводить индустриализацию и обеспечивать продовольствием население быстро растущих городов и зерном растущее количество домашних животных. Производство зерна на душу населения в СССР из года в год росло, и всё больше превышало количество производимого на одного человека зерна в царской России.

В Советском Союзе была создана самая совершенная система образования в мире. Отличалась она от западной не только высочайшим уровнем знаний выпускников школ, но и тем, что в её задачу входило и воспитание, формирование личности. В задачу преподавателей входило формирование человека волевого, мужественного, целеустремлённого и тактичного. Наряду с этим система образования стремилась воспитать человека, умеющего понимать и ценить прекрасное в природе и обществе, человека, который понимает и ценит искусство, имеет эстетические суждения, стремится к художественному творчеству.

Подготавливалось целое поколение мужественных граждан, горячо любящих свою Родину, готовых и умеющих её защищать от врагов, людей общественного долга, дисциплинированных, стойких, обладающих сильной волей, правдивых, честных и трудолюбивых. Огромное внимание уделялось физическому воспитанию.

«И именно такие люди были нужны стране в жестокую эпоху революции. Они походили на пионеров американского Запада. Они были пионерами новой России, которую не только хотели обратить во вторую Америку, но поставить ещё выше, выше всех прочих стран, выше всего мира… Идеи коммунизма вносили высший смысл в их борьбу. Они делали Россию носительницей огромной идеи мирового счастья, обетованной страной всех угнетённых народов, священной родиной социализма. – Совокупность их идей легла в основу своеобразного русского национал-коммунизма. Из них родились теории социализма в одной стране и красного империализма, ставшие краеугольными камнями сталинской системы.

С такими идеями долгое время шли на борьбу, пробивались к власти народные, основные слои партии, по существу её молодое, второе поколение. За ними, тесно с ними сливаясь, шла масса ещё более фанатично-русской, ещё более пронизанной непримиримостью к Западу и западным идеям и людям молодёжи, рождённой уже самой революцией.

Право бесплатного образования гарантировалось Конституцией. В систему образования был заложен принцип полного равноправия всех народов СССР в области образования (как и в других областях общественной жизни), развития национальных культур. В дошкольных учреждениях, школах и культурно-просветительных учреждениях для взрослых каждый из многочисленных народов СССР пользовался родным языком. В нерусских школах, наряду с обучением учащихся на родном языке, в обязательном порядке изучался русский язык.

Первой задачей в области образования во всех республиках СССР была задача ликвидации неграмотности. Процент грамотности у большинства народов Востока и у народов Севера был очень низок. Союзным республикам, особенно Среднеазиатским, надо было развить темпы открытия новых школ во много раз больше, чем, например, РСФСР, для того, чтобы сравняться с нею в короткий срок. Начальная школа нерусских народов СССР, в частности, народов Востока, развилась особенно сильно. У народов Севера и некоторых других народов, не имевших раньше даже своей письменности, она была создана впервые.

С 1920 по 1940 гг., т. е. за 20 лет, было обучено грамоте около 50 млн. неграмотных взрослых. К 1940 году в основном неграмотные были только среди лиц в возрасте от 50 до 80 лет. Процент грамотности по республикам почти сравнялся. У всех народов появилась своя интеллигенция, расцвели литература, искусство. И это при том, что на момент образования СССР до 40 народов не имели даже своей письменности.

Дворцы и дома пионеров имелись во всех городах республик СССР. В оформлении домов пионеров чувствовалась большая любовь к детям, забота о них, понимание детских интересов и стремление развить детское творчество. Представление о дворцах пионеров крупных городов и столиц союзных республик даёт, например, Ленинградский дворец пионеров, который с 12 февраля 1937 года помещался в одном из бывших императорских дворцов — Аничковом дворце.

Все любящие Россию государственники остались в Советской республике. Жизнь за границей, да ещё на Западе, даже во времена Достоевского была для истинно русского человека хуже каторги.

Как бы ни расхваливали западную систему производства, но можно однозначно утверждать, что в условиях, в которых находился СССР, она не смогла бы за 10 лет, в период с 1918 по 1928 годы реконструировать, построить и запустить в эксплуатацию 2200 крупных промышленных предприятия. С началом реализации пятилетних планов развития народного хозяйства – государственных перспективных планов хозяйственного и культурного развития СССР темпы роста промышленного строительства приобрели размеры, которые не были достигнуты ни одной страной мира, включая США, Японию и Китай.

Перечень использованных материалов

1. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. (Серия: История России. Современный взгляд). М.: Алгоритм, 2002. - 528 с.

Советское общество в 1920-1930-е годы

Однако страна нашла в себе силы не только для восстановления хозяйства в условиях новой экономической политики (НЭП), но и для стремительного экономического рывка в годы первых пятилеток.

Важнейшим событием в истории страны стало образование в 1922 году СССР. В 1920-е в Советском Союзе проводилась политика по развитию национальных культур, решению межнациональных проблем на основе идей пролетарского интернационализма.

Ряд прогрессивных социальных реформ были осуществлены в СССР впервые в мире. Очевидны успехи СССР в области ликвидации массовой детской беспризорности и неграмотности, равноправия женщин, внедрения основ социальной гигиены, создания системы охраны материнства и детства. В 1930-е годы было введено всеобщее бесплатное начальное образование, а в городах - семилетнее обучение.

Вторая половина 1920-х и 1930-е годов вошли в отечественную историю как время форсированной индустриализации, осуществленной чрезвычайными методами и во многом за счет разорения деревни. Цена индустриализации оказалась крайне высокой. По сравнению с периодом НЭПа в начале 1930-х годов упал уровень жизни населения. Приоритет тяжелой промышленности привел к диспропорциям в народном хозяйстве. Трагедией для страны стала насильственная коллективизация, сопровождавшаяся жестокими репрессиями в отношении зажиточного крестьянства. Трудности с продовольствием вынудили власть ввести в городах карточную систему снабжения в 1930-1935 годах. Коллективизация и подкосившие деревню чрезмерные хлебозаготовки привели в 1932-1933-х к голоду и эпидемиям, которые по разным оценкам унесли жизни от 3 до 6 млн человек.

Советская модернизация затронула все стороны жизни - начиная с промышленности и сельского хозяйства и кончая образованием, наукой, социальной сферой, повседневной жизнью и бытом людей. Резко ускорились миграционные процессы, наблюдался заметный рост городского населения. В результате индустриального рывка в годы первых пятилеток были созданы новые отрасли отечественной промышленности: автомобильная, тракторная, химическая, станкостроение, моторостроение, самолетостроение и другие.

Опережающими темпами развивалась военная промышленность, а также связанная с военными разработками наука. Тем самым были заложены основы для Победы 1945 года, а также для послевоенных достижений в области космических и ядерных технологий и другое.

СССР в годы НЭПа. 1921-1928 годы

Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х. Голод 1921-1922 годов и его преодоление. Разруха. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и других регионах. Кронштадтское восстание.

Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В.Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции в партии к концу 1920-х годов.

Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.

Культура периода НЭПа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия. Создание ведомственной науки. ЦАГИ.

Понятия и термины:

Персоналии:

А.С. Антонов, Г.Я Сокольников, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, М.Я. Фрунзе, Г.К. Орджоникидзе, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.И. Калинин, Г.В. Чичерин, Г.М. Кржижановский, М.Н. Покровский, А.В. Луначарский, А.М. Горький, Д. Бедный, В.Е. Татлин, В.В. Маяковский, М.А. Булгаков, С.А. Есенин, В.И. Вернадский, А.Ф. Иоффе, П.Л.Капица, И.М. Губкин, В.Э. Мейерхольд, Г.В. Александров, А.П. Довженко, Л.П. Орлова, А.В. Щусев, М.А.Шолохов, А.С. Макаренко, Н.А. Семашко, Н.К. Крупская, И.Э. Бабель, Б.А. Пильняк, А.П. Платонов.

События/даты:

октябрь 1917 - январь 1924 годы - В.И.Ленин во главе страны

март 1921 года - восстание в Кронштадте

август 1920-го - июнь 1921 года - Тамбовское восстание

1920 год - принятие плана ГОЭЛРО

14 марта 1921 года - переход к НЭПу

1921-1922 годы - голод в советской России

16 апреля 1922 года - договор в Рапалло

1922 год - завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке

1922 год - создание СССР

1922-1924 годы - финансовая реформа

1923 год - создание Госплана

1924 год - принятие Конституции СССР

1924 год - март 1953-го - И.В. Сталин во главе СССР

1925 год - начало разработки ежегодных народнохозяйственных планов

1928 год - Шахтинский процесс

1929 год - принятие первого пятилетнего плана

Насильственная коллективизация сельского хозяйства и ее последствия. Раскулачивание. Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932-1933 годах.

Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой. Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности.
Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Урбанизация.

Культурная революция. От обязательного начального образования - к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов.

Наука в 1930-е годы. Государственная поддержка науки. АН СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и других. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции.

Внешняя политика СССР в 1930-е годы

Возрастание угрозы войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х годов.

Персоналии:

И.В. Сталин, Л.М. Каганович, Н.И. Ежов, Л.П. Берия, С.М. Киров, В.М. Молотов, Г.К. Жуков, К.Е. Ворошилов, М.М. Литвинов, А.С. Яковлев, А.Н. Туполев, Н.Н. Поликарпов, О.Ю. Шмидт, А.Г. Стаханов, В.П. Чкалов, А.И. Микоян, Г.К. Орджоникидзе, А.В. Луначарский, А.М. Горький, М.А. Булгаков, И.Г. Эренбург, А.А. Фадеев, А.А. Ахматова, А.Т. Твардовский, Д.А. Шостакович, С.С. Прокофьев, И.О. Дунаевский, В.И. Мухина, С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, Г.В. Александров.

1932-1937 годы - вторая пятилетка

1930 год - ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда

1930-1935 год - карточная система снабжения населения

1932 год - введение паспортной системы

1932-1933 годы - голод в СССР

1936 год - принятие новой Конституции СССР

1937-1938 годы - пик массовых репрессий

24 июля - 11 августа 1938 года - конфликт на озере Хасан

11 мая - 16 сентября 1939 года - конфликт на реке Халхин-Гол

23 августа 1939 года - советско-германский договор о ненападении

1 сентября 1939 года - начало Второй мировой войны

1940 год - вхождение прибалтийских государств в СССР

Читайте также: