Социология личности кратко шпаргалка

Обновлено: 05.07.2024

Познание личности и вопросы, которые касаются человеческого естества, уже давно занимают приоритетное место в социологической науке. Это связано с тем, что личность играет значимую роль в общественных отношениях. Без человека невозможно осуществлять различные виды деятельности, а также они невозможны без учета потребностей и интересов личности.

В обществе личность – это одновременно и потребитель, и продукт. Являясь объектом и предметом социологических исследований, человек рассматривается во всем многообразии своих ролей и статусов.

Совокупность социально значимых качеств, которые наделяют индивида чертами и характеристиками, называют личностью. Личность – это социальная характеристика человека, результат развития общества. Степень социализации определяет, насколько общественный опыт был усвоен личностью, принят ею, и как личность может влиять на окружающие события и явления.

  1. личность – это субъект сознательной деятельности, который принимает активное участие в социальных отношениях;
  2. личность как особое качество, которое определяет степень интегрированности индивида в общественные отношения, его включенности в принятие значимых решений;
  3. личность является индикатором общественного сознания;
  4. личность – это индивид, объединяющий в себе биологические черты и черты социального общества, в котором он проживает и реализует свои потребности, различные виды деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Когда человек появляется на свет, то с точки зрения социологии он является индивидом. Ему еще предстоит пройти путь социализации, познать социальные нормы, принять ценности и научиться взаимодействовать с окружающими. Только после этого он может считаться личностью зрелой и сложившейся, безопасной для окружающих и способной адаптироваться под активно меняющиеся условия. Социализация осуществляется, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни. Индивид взаимодействует с социальной средой, узнает много нового, проявляет свои способности и предлагает новые идеи для улучшения жизни.

В ходе социализации опыт, который был приобретен личностью, усваивается в социальные и культурные ценности, проявляется и в восприятии моральных норм. Вырабатываются типичные поведенческие шаблоны, которые могут соответствовать ожиданиям окружения. Этот процесс имеет свое название – идентификация личности. Социализация реализуется в несколько этапов. Первая стадия выражается в адаптации, когда ребенок познает окружающий мир путем подражания, берет пример с родителей. Семья как социальный институт играет первостепенную роль в социализации индивида. Вторичная стадия – это индивидуализация. Она характеризуется достаточно критичным отношением к социальной среде. Индивид стремиться к самовыражению, ему хочется выделяться на фоне окружающих. Но здесь следует соблюдать все правила и нормы, поскольку некоторые виды самовыражения могут носить асоциальный и даже девиантный характер.

Социальные роли и статусы личности в социологии

Социальный статус – положение личности или социальной группы в общественной системе отношений. Социальный статус определяется набором прав и обязанностей, которыми обладают индивиды в процессе осуществления различных видов деятельности. Например, ученые занимаются научно-исследовательской деятельностью и имеют право преподавания, а статус юриста предполагает занятие юридической практикой. В то же время эти специалисты ответственны за качество исполнения своей работы, поэтому помимо прав они обладают и конкретными обязанностями.

Социальный статус неоднороден. В социологии исследователи выделяют несколько позиций индивида в обществе, которые связаны с другими позициями через правовую систему и систему обязанностей:

  1. предписанный статус, полученный от рождения. Он не зависит от желаний и усилий индивида. К предписанному статусу относят пол, расу, национальность, унаследованный титул;
  2. достигнутый статус, полученный благодаря усилиям индивида через образование, повышение квалификации и получение конкретной должности;
  3. смешанный статус, сочетающий в себе элементы статусов: пенсионер, олимпийский чемпион, доктор наук.

Что касается социальной роли, то это модель поведения, которая отвечает конкретным социальным нормам и ожиданиям со стороны окружающих. Социальная роль непосредственно связана со статусом личности, поскольку она определяется им. Социальные роли могут быть семейно-бытовыми и профессиональными, общественно-политическими и ситуационными. Последний тип социальных ролей считается смешанным и сложным, поскольку он сочетает в себе несколько показателей от профессиональных и общественно-политических ролей.

Неисполнение ожидаемой социальной роли может повлечь за собою порицание окружения, и различные санкции. К примеру, специалист, не справляющийся со своими обязанностями, может быть понижен в должности или уволен. Социальных ролей у личности также может быть множество, и одновременное исполнение нескольких ролей иногда провоцирует ролевые конфликты. Определяют социальную роль такие взаимосвязанные критерии, как соответствие социокультурным ожиданиям окружения, и функциональная целесообразность. В социологии личность, ее социальные роли и социальный статус анализируется в нескольких направлениях. Без исследования человека невозможно понять его мотивации и причины поступков, а также поведенческие особенности, которые приводят к тем или иным событиям и последствиям.

Типы личности – модели личности, используемые в социологии в качестве образов, образцов, основ для группировки и иного при описании, классификации, упорядочении, изучении различных множеств индивидов. Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологии выделяются модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый человек Э. Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

Также в современной социологии рассматриваются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопо-слушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая.

Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты):

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.

Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности и межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:

1) общетеоретическая социология как макросоцио-логическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общностей, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отрасли социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.

В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Структура социологии иногда анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение к различным сферам общественной жизни. В структуре социологии особо следует отличать фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразований социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. И в этих направлениях могут производиться как теоретические, так и эмпирические исследования. Прикладная социология ищет пути и средства практического использования познанных фундаментальной социологией механизмов и тенденций общественной жизни.

3. Методы прикладных исследований

1) Метод опросов

2) Метод наблюдения

3) Методы анализа документов

4) Методы эксперимента

4. Роль социологии в современном обществе

1) Познавательная – даёт новые знания об обществе

2) Прикладная – предоставляет конкретную социологическую информация для решения практических научных и социальных задачах .




3) Контролируемая – полит партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности

4) Идеологическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества

5) Прогностическая – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции развития общества.

6) Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведения их результатов до общественности могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества

5. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием общества в целом, а с другой — как социальная структура личности. В первом случае она опирается на принципы философского анализа личности, во втором — на собственные возможности.

6. Социализация личности

Автор теории: Эрик Эриксон, считал что социализация происходит в течении всей жизни, с определёнными кризисами:

Первый происходит от рождения до года

Второй кризис – 1-2 года

Третий кризис – 3-4 лет

Четвертый кризис связан с походом в школу

Пятый кризис наступает в подростковом возрасте и связан он с определением места в жизни

Седьмой кризис ( 40 лет) примерный итог жизни

Восьмой кризис (пожилой возраст) окончательный подвод итогов жизни

7. Социальные статусы и роли

В современном обществе каждый человек занимает определенное положение. Под этим подразумевается наличие у индивида каких-то отношений, закрепленных за ним обязанностей, и имеющихся у него прав. Совокупность этих характеристик личности и определяет еесо­циальный статус.

Социальный статус не является стабильной характеристикой человека. На протяжении жиз­ни человек может сменить огромное количество социальных статусов.

Социальный статус человека определяется следующимифакторами:

1. семейным положением индивида;

2. степенью образованности;

3. возрастом человека;

5. занимаемой должностью;

Совокупность всех социальных статусов на­зываютстатутным набором. Так, один и тот же человек может быть матерью, женщиной, сест­рой, женой, преподавателем, кандидатом наук, доцентом, пожилым человеком, русской, право­славной и др.

1. Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии

Социология - учение об обществе.

Объект науки: ОБЩЕСТВО

1) Социальные связи

2) Социальные взаимодействия

3) Социальные отношения и способ их организации

1) Человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни

3) Отношение между группами людей, занимающих разное положение в обществе

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты):

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.

Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности и межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:

1) общетеоретическая социология как макросоцио-логическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общностей, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отрасли социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.

В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Структура социологии иногда анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение к различным сферам общественной жизни. В структуре социологии особо следует отличать фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразований социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. И в этих направлениях могут производиться как теоретические, так и эмпирические исследования. Прикладная социология ищет пути и средства практического использования познанных фундаментальной социологией механизмов и тенденций общественной жизни.

3. Методы прикладных исследований

1) Метод опросов

2) Метод наблюдения

3) Методы анализа документов

4) Методы эксперимента

4. Роль социологии в современном обществе

1) Познавательная – даёт новые знания об обществе

2) Прикладная – предоставляет конкретную социологическую информация для решения практических научных и социальных задачах .

3) Контролируемая – полит партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности

4) Идеологическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества

5) Прогностическая – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции развития общества.

6) Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведения их результатов до общественности могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества

5. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием общества в целом, а с другой — как социальная структура личности. В первом случае она опирается на принципы философского анализа личности, во втором — на собственные возможности.

6. Социализация личности

Автор теории: Эрик Эриксон, считал что социализация происходит в течении всей жизни, с определёнными кризисами:

Первый происходит от рождения до года

Второй кризис – 1-2 года

Третий кризис – 3-4 лет

Четвертый кризис связан с походом в школу

Пятый кризис наступает в подростковом возрасте и связан он с определением места в жизни

Седьмой кризис ( 40 лет) примерный итог жизни

Восьмой кризис (пожилой возраст) окончательный подвод итогов жизни

7. Социальные статусы и роли

В современном обществе каждый человек занимает определенное положение. Под этим подразумевается наличие у индивида каких-то отношений, закрепленных за ним обязанностей, и имеющихся у него прав. Совокупность этих характеристик личности и определяет еесо­циальный статус.

Социальный статус не является стабильной характеристикой человека. На протяжении жиз­ни человек может сменить огромное количество социальных статусов.

Социальный статус человека определяется следующимифакторами:

1. семейным положением индивида;

2. степенью образованности;

3. возрастом человека;

5. занимаемой должностью;

Совокупность всех социальных статусов на­зываютстатутным набором. Так, один и тот же человек может быть матерью, женщиной, сест­рой, женой, преподавателем, кандидатом наук, доцентом, пожилым человеком, русской, право­славной и др.

Понятие человек

Понятие индивид

Индивид (индивидуум) представляет собой конкретного отдельно взятого человека. В данном контексте ему соответствуют определенные биологические, социальные и психологические факторы. Другими словами индивидом называют человека как отдельного представителя человеческого рода, который имеет качества, отличающие его от других людей.

Определение индивидуальности

Индивидуальность - это отличие человека от другого на различных уровнях: биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном. В социологии данный термин акцентирует внимание на подчеркивании уникальности человека как социального субъекта. Индивидуальность может проявляться в социальных ролях, социальном поведении человека.

Важно, что в социологии понятие личность акцентирует внимание на том, что человек - социальное существо. Т.е. он имеет социальные качества, которые не передаются ( в отличие от биологических) генетически от одного поколения к другому. Данные качества формируются в соответствии со способом организации жизни людей в конкретном историческом пространстве, конкретном социуме.

Аспекты понимания личности в социологии

Таким образом, можно выделить следующие аспекты понимания личности в социологии:

1. Личность представляет собой социальное качество человека, с помощью которого индивид включается в социальную реальность.

2. Среди социальных качеств можно выделить следующие:

  • социальная деятельность целенаправленного характера;
  • социальные статусы, социальные роли, социальное поведение;
  • ценности, знания и нормы;
  • социальные интересы и ожидания;
  • уровень профессионально-квалификационной подготовки;
  • мировоззрение, социально-значимые ценностные ориентации;
  • мера социальной активности и самостоятельности субъекта.

3. Социологическая наука исследует человека как личность в контексте его связи с социумом.

5. Термин личность в социологии рассматривается как объект и субъект социальных связей. Личность включена в социальные институты и социальные связи, взаимодействует с ними и воздействует на них. Без включенности в эти социальные конструкты невозможно существование личности в рамках субъект-объектных отношений.

Читайте также: