Соотношение философской антропологии и других наук о человеке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Философская антропология как школа

Макс Шелер — основоположник философской антропологии

Макс Шелер (1874—1928) проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем, феноменологом и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека.

Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии (так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война,революционные волнения в Германии и России и т. д. В этом кризисе Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека.

Развитие философской антропологии

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Функциональное направление философской антропологии

Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека отживотного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, языки т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческуюдеятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

Рецензент: кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии МГПУ Черезов А.Е.

Лекция №1 Место антропологии системе наук о человеке.

1. Система антропологических наук.

2. Предмет антропологии, ее разделы и связи с другими науками.

3. История развития антропологии.

Современная антропология включает в себя следующие научные направления:

Эволюционная антропология - учение о происхождении, возникновении и развитии человека как общественного существа.

Морфология человека (конституционная физическая антропология) – учение о вариациях человеческого тела, морфологических типах людей, об изменчивости физического типа человека.

Психологическая антропология- изучает человеческое поведение в психической и психо-соматической перспетиве , используя методы психоанализа и парапсихологии.

Этническая антропология (расоведение)- учение о возникновении рас, наций, их классификации, распределения по территории планеты, изменения физического облика людей в процессе адаптации к условиям внешней среды, национально-физиологические и психологические различия народов.

Культурная антропология- учение о человеке как творце культуры. Она изучает процессы формирования человеческой культуры, этнокультурные системы и их особенности на уровне обычаев, обрядов, языка, нравственности, религии, а также исследует связи между духовным миром человека и этнокультурой.

Философская антропология- учение о природе и сущности человека, основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития.

Социально-философская антропология- учение об общественной природе человека, его взаимосвязях с обществом как способом и средством существования и деятельности. Исследуется, как человеческая сущность преломляется в обществе, как общество воздействует на человека.

Политическая антропология- наука, изучающая человека как политическое животное, действующее во всех политических организмах. Политическая антропология предметом своего исследования выбрала специфику политического управления в архаических обществах, полностью или частично изолированных от мировых социально-экономических связей, а также политическую культуру тех традиционных обществ, которые втянуты в международную систему отношений и переживают процесс модернизации.

Педагогическая антропология- изучает законы развития и формирования целостной сущности человека в онтогенезе под влиянием родителей, СМИ, образования, самовоспитания и самосовершенствования.

Предметные области многих направлений современной антропологии тесно связаны между собой. Отсюда возникает двусмысленность в функции этих областей научного знания. В Европе под антропологией понимается физическая антропология, а культурными и социальными аспектами жизнидеятельности и развития человека занимается этнология. В Англии под антропологией понимают социальную антропологию, физические аспекты составляют предмет палеонтологии и генетики, а культурные- археологии и истории. В США под антропологией понимают прежде всего культурную антропологию, включающую в себя отчасти палеонтологию и генетику человека.

Антропология включает в себя три основных раздела:

1) морфологию- исследует вопросы, связанные с индивидуальной изменчивостью физического типа, с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, с анализом тех особенностей физической организации, которые возникли под влиянием различных условий жизни и труда.

2) антропогенез- сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает человек на протяжении своей биологической эволюции.

3) расоведение (этническая антропология)- изучение сходств и различий между расами человека.

Анатомические знания о человеке накапливались в Древнем Египте. Искусство бальзамирования трупов требовало познаний в области строения человеческого тела.

В эпоху Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Труды Везалия, Фаллопия, Белона (изучал птиц и дал изображения их скелета рядом со скелетом человека), Альдрованди (классификация животных по степени их родства).

Огромное значение для развития знания о расах имели великие географические открытия 15 и 16 столетий. Им предшествовали путешествия Марко Поло (1254-1323), познакомившего европейцев с культурой Китая и сообщившего первые сведения о населении азиатских стран. В 15-16 веке путешествия Христофора Колумба, Васко да- Гамы, Магеллана, в 18 веке Джеймс Кук. Одним из важных для антропологии научных результатов было знакомство европейцев с обезьянами. Знания об африканских антропоморфных обезьянах накапливались благодаря путешественникам. Собранные материалы послужили почвой для обоснования идеи близости предков человека к животным. Одновременно с этим в 18 веке строились классификационные схемы. Крупнейший натуралист Карл Линней выделил отряд приматов, в который поместил летучих мышей, лемуров, обезьян и человека.

Пиком развития антпропологии стала середина 19 века. В это время растет интерес к систематике человеческих рас, их происхождении и расселении. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 году основывается Антропологическое научное общество, в 1863г. основывается общество в Лондоне, в 1864 г. антропологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позднее антропологические общества возникают в Германии, Италии. В числе основных задач было изучение человеческих рас.

Лекция №1 Положение человека в животном мире.

Общность человека и животных

Различие человека и животных

Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан своими корнями с животным миром. Первая живая клетка появилась 3 млрд. лет назад, многоклеточные организмы-1 млрд. лет назад, 680 млн. лет назад появились первые примитивные беспозвоночные моллюски, улитки, медузы, черви Первые позвоночные животные возникли 400 млн. лет назад. 350 млн. лет назад позвоночные обретают возможность дышать атмосферным воздухом, возникают земноводные, 300 млн. лет назад рептилии, 150 млн. лет назад рептилии завоевывают воздушное пространство, превращаясь в птиц. 100 млн. лет назад появляются млекопитающие, произошедшие от рептилий. 70-50 млн. лет назад появляются теплокровные млекопитающие, приматы. Около 40 млн. лет назад возникли высокоорганизованные приматы, которые получили название обезьян. В отряде приматов выделяют подотряд низших приматов или полуобезьян и подотряд высших приматов-антропоидов (примерно 150 видов). Высшее положение в отряде приматов занимает семейство гоминид, в которое объединяется человек и человекообразные обезьяны. Среди крупных современных человекообразных обезьян выделяется 3 рода: шимпанзе, азиатские орангутаны, гориллы. Именно с африканским шимпанзе человек обнаруживает наибольшую степень близости по анатомическим, генетическим признакам. 99% генов человека и шимпанзе одинаковы. Гемоглобин человека, образованный цепочкой из 141 аминокислот, их последовательность точно соответствует гемоглобину шимпанзе. На этом сходстве основана эволюционная теория Ч. Дарвина. Происхождение человека связывается с древней человекообразной обезьяной и процессами естественного отбора на ранних стадиях эволюции. Данные молекулярной биологии подтвердили этот вывод и показали, что гипотетический предок человека жил 15-20 млн. лет назад. Этот вывод основывается на сравнении белков крови человекообразных обезьян с человеческими. Голая обезьяна (непосредственный предок человека) и волосатая обезьяна имели близкие генеалогическое сходство, что подтвердили обнаруженные в Эфиопии окаменелые останки предков человека, живших около 4,5млн. лет назад. Таким образом, по данным молекулярной генетики разделение линии человека и шимпанзе произошло примерно 6 млн. лет назад.

Мы никогда не узнаем, какими хромосомами обладали предки человека, но с биологической точки зрения первым хомо сапиенс была та особь, у которой в клеточном ядре появился человеческий набор хромосом. Опираясь на законы генетики, можно предположить, что решающая мутация произошла в клетке одной-единственной особи. Практически невозможно, чтобы одинаковая мутация произошла у нескольких особей. Генетика обосновала моногенизм- происхождение человека, всех ныне существующих людей от одной первоначальной особи с человеческим набором хромосом.

С появлением хомо сапиенс 50 тыс. лет назад биологическая эволюция приостановилась. Физиологическое разнообразие человеческого вида обусловлено процессом адаптации человека к разным климатическим и природным условиям. Однако, несмотря на некоторое биологическое разнообразие, можно выделить устойчивые биологические признаки, присущие данному виду:

1) прямохождение. Этот признак появился в процессе эволюционного развития человека 4-5 млн. лет назад. Это время связывают с первым эволюционным прорывом, когда гоминиды (высокоразвитые обезьяны) выделились из животного мира. Прямохождение является общим биологическим признаком для человека и высокоразвитых обезьян. Физиологическое строение человека (мощные кости голени, икроножная мускулатура, сгибающая колени и стопу, высокий свод стопы по сравнению с плоскими стопами у обезьян, изогнутость позвоночника, что делает позвоночный столб рессорой, пружинящей при толчках и прыжках) создают благоприятные условия для прямохождения.

2) цепкие руки, особое строение кисти, отведенный в сторону большой палец. Данная биологическая черта создает предпосылки к трудовой деятельности. Большая подвижность кисти и передней конечности- общая черта для человека и обезьян. Концы пальцев приматов и человека расширены, имеют чувствительные голые участки кожи, тактильные узоры, повышенная осязательная чувствительность. Для человека, в отличии от приматов, свойственна высокая подвижность пальцев рук, большая длина первого пальца.

3) Особое положение глаз на черепной коробке, взгляд, направленный вперед позволяет лучше ориентироваться в пространстве. Это общее свойство человека и обезьяны.

4) Большой объем мозга (1360 г., у шимпанзе- 345 г., у гориллы- 420 г.) и сложная нервная деятельность, дающая возможность для развития психики и интеллекта. Высшая нервная деятельность позволяет человеку быть свободным от инстинктов, заданных генетически программ и организовать свою социальную жизнь рационально в зависимости от системы интересов, потребностей, осуществлять выбор. Независимость человека от инстинктов обуславливает сложные формы социального поведения. Также к важнейшим признакам высшей нервной деятельности относится наличие сознания, речи, самосознания. Приматы обладают лишь некоторыми признаками, свидетельствующими о наличии сознания и усложнении психики (усиленный ориентировочный рефлекс, стремление к манипулированию предметами, независимо от их пищевой ценности: всякую незнакомую вещь обезьяна ощупывает, осматривает со всех сторон, пробует зубами).

5) Сложное строение голосовых связок, речевого аппарата (гортань, губы, зубы, язык), что создает предпосылки для речевой деятельности. У шимпанзе тоже есть голосовые связки. Но связки человека более короткие, но плотные и мощные, что обеспечивает чистоту произносимых звуков.

Похожие документы:

1. Антропология – наука о человеке. Задачи и объект исследования. Методы антропологии. Связь с другими науками

ОСНОВЫ АнтропологИИ 1. Антропология – наука о человеке. Задачи и объект исследования. Методы антропологии. Связь с другими науками. Антропология –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих .

Философия и методология науки учебник для высших учебных заведений аст издательство

Лекции первого учебного модуля лекция Философская антропология, ее генезис, проблемное поле и дисциплинарный статус

. 1. Философская антропология, ее генезис, проблемное . физическая антропология. Антропология как наука о . существует кровнородственная связь и которые . с внешними предметами, а с другими самосознаниями, из . . Семантика – раздел языкознания, в котором .

. , предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем . основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих . биология). Может ли философская антропология, наука о человеке, изучать человека .

Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины (12)

. области социологии и антропологии. Содержание дисциплины Определение антропологии права, ее проблематика, связь с другими науками: сравнительным правоведением . дисциплины Раздел I. Основные этапы истории этики и нравственности. 1. Предмет этики. .

В пособии отражены современное состояние антропологии, её положение среди других наук. Рассмотрены основные разделы антропологии (антропогенез, морфология и расоведение), вопросы и проблемы, изучаемые в рамках данных разделов.

Ил. 13, табл. 5, список лит. – 34 назв.

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

Рецензенты: Р.С. Тулинская, Г.Г. Собенина

ISBN 5 – 696 – 019558 – 7

ВВЕДЕНИЕ

Антропология как наука, её основные разделы и методы.

Связь антропологии с другими науками

В настоящее время в Западной Европе и Америке под антропологией понимается учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племён в прошлом и настоящем.

В России эта область знаний традиционно подразделяется на три науки: археологию, этнографию и собственно антропологию. Под археологией понимают науку, изучающую прошлое человека по вещественным источникам, предметам культуры и быта; под этнографией – отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, их происхождение, историю расселения, передвижения и культурно исторические взаимоотношения. Антропология же в России изучает вопросы происхождения человека как вида и вариации физического типа человека во времени и пространстве.

В рамках антропологии, опять же традиционно для России, выделяются три больших раздела: антропогенез, морфология и расоведение (или этническая антропология). В каждом из этих разделов рассматривается свой круг вопросов.

I. Первый раздел антропологии – антропогенез – рассматривает такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его, как зоологического вида, к другим приматам, восстановление пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в эволюции человека и другие.

Раздел антропогенеза включает в себя:

а) приматоведение – науку, изучающую современных и ископаемых обезьян и полуобезьян;

б) эволюционную анатомию и

в) палеоанатомию – науку, изучающую ископаемые формы человека.

Для антропогенеза наиболее важными вспомогательными и смежными науками являются:

– из естественных дисциплин – геология третичного и четвертичного периодов, цитогенетика, этология, физиология высшей нервной деятельности, раздел физики, позволяющий использовать радиоизотопный анализ в качестве маркёра возраста находок.

– из социально-исторических дисциплин – археология палеолита;

– из так называемых философских наук – психология.

II. Второй раздел антропологии – морфология – изучает:

а) индивидуальные вариации человеческого тела (конституциональная антропология);

б) возрастные изменения, происходящие в человеческом теле (возрастная антропология);

в) половой диморфизм, то есть разницу в строении женского и мужского организмов;

г) изменения человеческого тела (морфотипа) под действием факторов окружающей среды.

Морфология изучает человека с учётом взаимной связи отдельных признаков строения тела. Раздел морфологии состоит из двух прикладных наук – мерологии и соматологии.




Кроме этого, в медицине нормальное распределение какого-либо признака, например массы тела, необходимо знать для того, чтобы оценить, на сколько больше или меньше статистической нормы весит конкретный субъект. На основании такого сравнения делается заключение о том, имеется ли у этого человека ожирение или истощение и какова их степень.

III. Третий раздел антропологии – расоведение – изучает и классифицирует расовые типы людей, исследует историю формирования рас и их распространение по территории Земли; кроме того, расоведение изучает причины расообразования и закономерности изменений расовых типов.

Современное положение антропологии среди других наук можно наглядно проиллюстрировать перечнем дисциплин, обязательных для изучения и последующей специализации студентов, изучающих антропологию в западных университетах. К ним относятся:

1) биодемография человеческих популяций, биология человеческих популяций – генетические аспекты;

2) биология человека – морфо-функциональные связи;

3) антропометрия, эргономика и прикладная антропология;

4) этология, глобальная биоэтика;

5) экология человека (наука о влиянии на здоровье человека условий его существования);

6) этология приматов. Эта наука изучает поведенческие реакции наиболее близких родственников человека – обезьян – с целью выяснения происхождения и роли различных компонентов поведения в адаптации к среде, в том числе – к зоосоциальной;

7) этология человека;

8) молекулярная антропология. Это новая отрасль антропологии, использующая новые достижения химии и физики, позволившая значительно пересмотреть ранее устоявшиеся в антропологии взгляды и теории;

Современная антропология является очень динамичной наукой. Об этом свидетельствуют изменения рейтингов популярности тем исследовательских работ по антропологии, составляемых по количеству вышедших в американской научной печати работ, посвящённых той или иной отрасли антропологии. Так, в 1979 г. этот рейтинг выглядел следующим образом:

1) общая остеология (наука о костях);

3) генетика человека;

4) поведение приматов;

5) общая приматология;

7) популяционная генетика;

8) морфология человека;

9) рост и развитие;

10) одонтология (наука о зубах, позволяющая определять положение видов на эволюционной лестнице и их ближайших родственников по форме зубов, толщине зубной эмали, зубной формуле и т.д.);

11) судебно-медицинская антропология и её прикладные аспекты: идентификация личности человека по остаткам, решение проблемы родственности людей и т.п.

12) адаптация человека (приспособляемость человека к меняющимся условиям проживания, влияние этого процесса на здоровье людей и их потомков);

14) эволюция приматов.

В 1990 году рейтинг значительно изменился:

1) палеоантропология (поднялась на первое место со 2);

2) рост и развитие (тема поднялась с 9 места);

3) статистика (новая в данном списке наука);

5) общая остеология (опустилась с 1 места);

6) одонтология (поднялась с 10 места);

7) биомедицинская антропология (новая наука);

8) морфология человека (сохранила свой рейтинг);

9) судебно-медицинская антропология (поднялась с 11 места);

10) адаптация человека (поднялась с 12 места);

12) эволюция (переместилась с 6 места, вероятно, по той же причине);

13) социобиология (новая наука, оформившаяся за предыдущее десятилетие);

14) популяционная генетика (переместилась с 7 места).

Если сделать резюме по поводу представленных рейтингов, то можно отметить, что в антропологии на современном этапе центр научных интересов смещается от классических наук к наукам прикладным. При этом антропология занимает важное место среди естественных наук, а результаты исследований в области антропологии становятся всё более важными для педагогической, медицинской и психологической практики.

Кафедра общей психологии

Антропология

Учебное пособие

УДК 611(075.8)+612 (075.8)

Тишевской И.А. Антропология: Учебное пособие – Челябинск: Изд-во

ЮУрГУ, 2001. – 114 с.

В пособии отражены современное состояние антропологии, её положение среди других наук. Рассмотрены основные разделы антропологии (антропогенез, морфология и расоведение), вопросы и проблемы, изучаемые в рамках данных разделов.

Ил. 13, табл. 5, список лит. – 34 назв.

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

Рецензенты: Р.С. Тулинская, Г.Г. Собенина

ISBN 5 – 696 – 019558 – 7

ВВЕДЕНИЕ

Антропология как наука, её основные разделы и методы.

Связь антропологии с другими науками

В настоящее время в Западной Европе и Америке под антропологией понимается учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племён в прошлом и настоящем.

В России эта область знаний традиционно подразделяется на три науки: археологию, этнографию и собственно антропологию. Под археологией понимают науку, изучающую прошлое человека по вещественным источникам, предметам культуры и быта; под этнографией – отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, их происхождение, историю расселения, передвижения и культурно исторические взаимоотношения. Антропология же в России изучает вопросы происхождения человека как вида и вариации физического типа человека во времени и пространстве.

В рамках антропологии, опять же традиционно для России, выделяются три больших раздела: антропогенез, морфология и расоведение (или этническая антропология). В каждом из этих разделов рассматривается свой круг вопросов.

I. Первый раздел антропологии – антропогенез – рассматривает такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его, как зоологического вида, к другим приматам, восстановление пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в эволюции человека и другие.

Раздел антропогенеза включает в себя:

а) приматоведение – науку, изучающую современных и ископаемых обезьян и полуобезьян;

б) эволюционную анатомию и

в) палеоанатомию – науку, изучающую ископаемые формы человека.

Для антропогенеза наиболее важными вспомогательными и смежными науками являются:

– из естественных дисциплин – геология третичного и четвертичного периодов, цитогенетика, этология, физиология высшей нервной деятельности, раздел физики, позволяющий использовать радиоизотопный анализ в качестве маркёра возраста находок.

– из социально-исторических дисциплин – археология палеолита;

– из так называемых философских наук – психология.

II. Второй раздел антропологии – морфология – изучает:

а) индивидуальные вариации человеческого тела (конституциональная антропология);

б) возрастные изменения, происходящие в человеческом теле (возрастная антропология);

в) половой диморфизм, то есть разницу в строении женского и мужского организмов;

г) изменения человеческого тела (морфотипа) под действием факторов окружающей среды.

Морфология изучает человека с учётом взаимной связи отдельных признаков строения тела. Раздел морфологии состоит из двух прикладных наук – мерологии и соматологии.

Кроме этого, в медицине нормальное распределение какого-либо признака, например массы тела, необходимо знать для того, чтобы оценить, на сколько больше или меньше статистической нормы весит конкретный субъект. На основании такого сравнения делается заключение о том, имеется ли у этого человека ожирение или истощение и какова их степень.

III. Третий раздел антропологии – расоведение – изучает и классифицирует расовые типы людей, исследует историю формирования рас и их распространение по территории Земли; кроме того, расоведение изучает причины расообразования и закономерности изменений расовых типов.

Современное положение антропологии среди других наук можно наглядно проиллюстрировать перечнем дисциплин, обязательных для изучения и последующей специализации студентов, изучающих антропологию в западных университетах. К ним относятся:

1) биодемография человеческих популяций, биология человеческих популяций – генетические аспекты;

2) биология человека – морфо-функциональные связи;

3) антропометрия, эргономика и прикладная антропология;

4) этология, глобальная биоэтика;

5) экология человека (наука о влиянии на здоровье человека условий его существования);

6) этология приматов. Эта наука изучает поведенческие реакции наиболее близких родственников человека – обезьян – с целью выяснения происхождения и роли различных компонентов поведения в адаптации к среде, в том числе – к зоосоциальной;

7) этология человека;

8) молекулярная антропология. Это новая отрасль антропологии, использующая новые достижения химии и физики, позволившая значительно пересмотреть ранее устоявшиеся в антропологии взгляды и теории;

Современная антропология является очень динамичной наукой. Об этом свидетельствуют изменения рейтингов популярности тем исследовательских работ по антропологии, составляемых по количеству вышедших в американской научной печати работ, посвящённых той или иной отрасли антропологии. Так, в 1979 г. этот рейтинг выглядел следующим образом:

1) общая остеология (наука о костях);

3) генетика человека;

4) поведение приматов;

5) общая приматология;

7) популяционная генетика;

8) морфология человека;

9) рост и развитие;

10) одонтология (наука о зубах, позволяющая определять положение видов на эволюционной лестнице и их ближайших родственников по форме зубов, толщине зубной эмали, зубной формуле и т.д.);

11) судебно-медицинская антропология и её прикладные аспекты: идентификация личности человека по остаткам, решение проблемы родственности людей и т.п.

12) адаптация человека (приспособляемость человека к меняющимся условиям проживания, влияние этого процесса на здоровье людей и их потомков);

14) эволюция приматов.

В 1990 году рейтинг значительно изменился:

1) палеоантропология (поднялась на первое место со 2);

2) рост и развитие (тема поднялась с 9 места);

3) статистика (новая в данном списке наука);

5) общая остеология (опустилась с 1 места);

6) одонтология (поднялась с 10 места);

7) биомедицинская антропология (новая наука);

8) морфология человека (сохранила свой рейтинг);

9) судебно-медицинская антропология (поднялась с 11 места);

10) адаптация человека (поднялась с 12 места);

12) эволюция (переместилась с 6 места, вероятно, по той же причине);

13) социобиология (новая наука, оформившаяся за предыдущее десятилетие);

14) популяционная генетика (переместилась с 7 места).

Если сделать резюме по поводу представленных рейтингов, то можно отметить, что в антропологии на современном этапе центр научных интересов смещается от классических наук к наукам прикладным. При этом антропология занимает важное место среди естественных наук, а результаты исследований в области антропологии становятся всё более важными для педагогической, медицинской и психологической практики.

1.Философской антропологией называется раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека. В отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны человека (анатомия, психология, этнография и т.д.), философская антропология стремится создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных и духовных качеств.

3. В кругу проблем, рассматриваемых современной философской антропологией, основными являются такие вопросы: Как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чем состоит смысл человеческой жизни?

Представления о человеке в философской мысли

1.Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Изменение принципов, на которых основывалось понимание человека, кратко представлено в таблице 3.

Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение
Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе и является ее частью
Средние века Теоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него
Возрождение Антропоцентризм Человек – свободный творец собственной жизни
Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом

2.В мифологических системах древнего мирачеловек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий мир. Большая часть ранних философских учений как Востока, так и Запада усматривала цель жизни человека в достижении гармонии с природой. Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира, практически не касаясь мира внутреннего, считая, что душа полностью зависит от природы.

3. Средневековьеобращало внимание на неустранимую проти­воречивость человеческого бытия. Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми сущест­вами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к веч­ности. Из-за этой противоречивости и многогранности приро­да человека не может быть понята им самим: только в божест­венном откровении раскрывается истинная сущность челове­ка.

4. Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе — он становится свободным творцом самого себя. В целом именно эта антропоцентрическая точка зрения в большей или меньшей степени характерна и для более поздних эпох.

В XX в. все эти тенденции привели к кризису понятия чело­века — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязан­ные составляющие. Важнейшей задачей философии стало вос­становление целостного образа человека. У истоков философ­ской антропологии XX в.,возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предло­жившие свои пути решения этой проблемы:

Происхождение человека

1. Один из наиболее спорных вопросов в современной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

3. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809—1882).

4. В соответствии с космической теорией человек имеет инопланетное происхождение. Он или прямой потомок внеземных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Приверженцы этой теории считают, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей, и предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли.

5. Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных.

6. Этапы развития человека как вида:

· Австралопитек (от лат. australis - южный и греч. pithekos -обезьяна), живший на территории Африки 4,2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных челове­кообразных обезьян.

· Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

· Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.

· Человек разумный. В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался пере­ход от человека прямоходящего к человеку разумному. Доста­точно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет дру­гой, поэтому представителей этого переходного периода ино­гда именуют древнейшим человеком разумным.

· Неандерталец. Объем мозга неандертальца соответст­вовал современному (и даже немного превосходил его), рас­копки также свидетельствовали о достаточно развитой культу­ре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, слепая ветвь эволюции.

Природа и сущность человека

1. Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. Выделим основные из них:

· способность к труду,

К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.

Человек с данной точки зрения — общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей инди­видуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.

Человек в отличие от животного активно производит, тво­рит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творче­ствокак сущностное качество человека действительно опи­сывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть осно­ва всей многообразной деятельности, совершаемой челове­ком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование ору­дий - от каменных скребков до компьютеров - создало осо­бое искусственное окружение человека, во многом опреде­ляющее его жизнь.

6. Homo ludens(человек играющий). Это определение принад­лежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонен­тов не обходится ни один вид культурной деятельности челове­ка — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека че­ловеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реали­зовать свои фантазии, развить воображение, создать художест­венные ценности, общаться с другими, добровольно прини­мать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.

Религиозность человека можно понимать и шире — как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов

Вопросы и задания

1. В чем предмет философской антропологии?

2. Как менялись представления о человеке в различные исторические периоды?

3. Какие существуют теории происхождения человека?

4. Каковы этапы развития человека?

5. Какие существуют определения человека в философской антропологии?

Тема 2.6. Этика как нормативная философская дисциплина

1. Понятие этики и ее функции.

2. Концепции происхождения морали.

3. Категории этики.

4. Основные этические системы.

5. Философия и смысл жизни

6. Жизненная позиция личности.

Понятие этики и ее функции

1. Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

2. Функции этики:

– изучает генезис, сущность, специфику морали;

– раскрывает место и роль моральных норм в жизни общества;

– выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности;

– рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности;

– задает ценностную основу человеческой деятельности;

– дает необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека.

Антропология – это обобщающая наука о человеке как качественно человеческом существе, во всем многообразии его проявлений (физиологических, этнических, психологических, культурных и т.д.).

История возникновения и основные вопросы философской антропологии

Вопрос о человеке – это вечный вопрос, который вставал перед мыслителями всех времен и эпох. В конечном итоге любое стремление к познанию мира, созданию онтологических или гносеологических концепций вытекает из стартовой посылки человека понять самого себя, определить свое место в мире, что невозможно без определения сущности мира как такового.

В античной философии человек и мир еще не были разъединены и противопоставлены друг другу, человек был органичной частью мира наравне с другими объектами мира-космоса-природы – деревьями, скалами, животными и даже богами. Именно по этой причине познание человеком себя не мыслилось возможным в отрыве от познания окружающей природы. Родоначальник античной этики Сократ утверждал, что тот, кто хочет узнать самого себя, должен начать с познания мира. Лишь знание представляет собой благо, тот, кто обладает знанием способен совершать осознаваемые поступки – такие, для которых человек осознает и потребность, и цель, и средства ее достижения. Такие поступки всегда направлены к добру, в то время как незнание порождает импульсивное, дурное поведение и есть зло.

С течением времени представления о человеке и мире менялись, онтологическая проблематика отделилась от антропологической, однако проблема человека продолжала волновать умы философов.

Как самостоятельная философская дисциплина философская антропология возникла относительно недавно – во второй половине девятнадцатого века. Период ее расцвета – первая половина века двадцатого, время существования многочисленных антропологических школ, как философских, так и научных, особенно в германском пространстве. Философская антропология отделяет себя от других наук о человеке, своим особым статусом, универсальностью тех ракурсов, с которых она рассматривает проблему человека:

  • Специфические человеческие качества, отличающие его от животных;
  • Человеческий род и внечеловеческое;
  • Человек-человеческие отношения;
  • Внутренний мир человека – его психическая и духовная жизнь.

Проблема качества человека в антропологии

Одной их центральных проблем философской антропологии является определение человечности и ее соотношения с природным, животным. Данная проблема рассматривается с различных ракурсов. Пытаясь определить генезис человека, его происхождение и ведущие силы этого процесса мыслители придерживаются трех основных подходов – натуралистического, трансцендентного и смешанного.

Готовые работы на аналогичную тему

Натуралистический подход восходит к античной традиции – человек естественная часть природного мира, продукт его длительной эволюции, животное, но животное особое. Эта особость различными мыслителями выражалась по-разному. С точки зрения Аристотеля человек – животное политическое, общественное; с позиции Кассирера –символическое; с позиции Гелена – существо дисциплины и т.д.

Трансцендентный подход отрицает связь человека с природой, связывая его с некой сверхсущностью – Богом, Абсолютом, вселенским разумом и т.д. Человек в первую очередь мыслится как духовное существо, обремененное плотью, как футляром, лишней тяжестью. Большинство трансцендентных теорий предполагают, что земная жизнь человека – есть лишь первый этап, подготовка к подлинному, посмертному бытию, которое заключается в возвращении к трансцендентному прародителю.

Смешанный подход стремится к объединению позиций. Он рассматривает человека как продукт биологический, животный, однако связывает его развитие, качественное становление, формирование специфически-человеческих качеств именно с духовной жизнью, выходом за рамки природной обусловленности и необходимости, детерминированного окружением существования, к потребностям высшего порядка.

Так или иначе, но человек имеет двойственную природно-человеческую сущность. С одной стороны, он остается биологическим существом, но с другой обладает качественным человеческим бытием. Соотношение природного и человеческого в человеке также является точкой дискуссий. Существуют три основных позиции:

  • гуманистическая,
  • натуралистическая,
  • дуалистическая.

Гуманистическая позиция предполагает, что человеческое находится в постоянной борьбе, конкуренции с биологическим в человеке, и в конечном итоге одержит победу над последним. При этом специфически человеческое может пониматься в качестве разума, души, или даже всей совокупности социальных отношений, затрагивающих не личность, но человечество в целом.

Натуралистическая позиция указывает на доминирование животного начала в человеке. Социальное, человеческое лишь наслоение, маска, которая возникает вследствие необходимости сожительства людей в обществе, в действительности же человеком движут природные потребности и желания.

Дуалистическая позиция рассматривает природное и человеческое как параллельных субстанции, которые сосуществуют в человеке и уравновешивают друг друга.

Социальная философия

Социальную философию можно рассматривать как самостоятельную дисциплину, и как часть философской антропологии в глобальном смысле. Ее объектом является общество, его специфика, структура, соотношение как с единичным – человеком, так и всеобщим – миром, природой.

Социальная философия отмечает принципиальное отличие человеческого общества и животного сообщества. Главным признаком данного отличия является закрепленность животного сообщества как видового признака, в генетической структуре вида – оно стабильно во времени, его структура не меняется, оно существует вне зависимости от вило и желания самих животных существ, как объективная данность. Человеческое общество есть продукт сугубо человеческой деятельности, а потому оно мобильно и видоизменяется вслед за самой деятельностью человека, а вне человеческой деятельности не существует.

Читайте также: