Сонди леопольд вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сонди (Зонди) Леопольд

С 11-ти лет Липот (таково было имя при рождении) зарабатывал репетиорством деньги для своего обучения в гимназии и покупки книг.

«Этот врач из Австро-Венгрии столкнулся с такой проблемой.

В первой половине двадцатого века, несмотря на успехи просвещения, ещё встречались отдельные неразвитые индивиды, не способные внятно описать своё душевное состояние. (Сегодня это - массовое явление).

Как правило, не способные рассказать о своих душевных состояниях и переживаниях люди жили в глубинке (в Австро-Венгрии глубинка расположена высоко в горах - чем выше в горы, тем глуше место).

В городе такими были психически неразвитые, недружные люди. Они не могли описать своё внутреннее состояние, поскольку язык их был слишком беден и примитивен, а способность к рефлексии - столь же удручающе низка, сколь у самых продвинутых пользователей Интернета.

Дело доходило до того, что такие аномальные индивиды могли произвести только школьный рассказ по картинке - они не могли повествовать о чём-то таком, чего они предварительно не увидели.

И тогда врач Леопольд Зонди, который хотел получить представление о психическом состоянии своих больных, предложил им 48 стандартных карточек с портретами. Пациент должен был выбрать те портреты, которые ему больше всего нравятся (и, соответственно, не нравятся).

Фокус заключался в том, что портреты изображали больных, страдавших различными психическими недугами.

Соответственно, назначение так называемой Судьботерапии состоит в освобождении личности от навязываемой ей природой формы судьбы…

В 1959 году Леопольд Сонди получил швейцарское гражданство.

На разработки Леопольда Сонди повлияли идеи Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

Биографический очерк
Леопольд Сонди родился 11 марта 1893 года в еврейской семье. Он был вторым из девяти детей от второго брака своего отца. Детство будущего психиатра и психолога прошло в бедной и очень религиозной семье, строго соблюдавшей все религиозные предписания. В 1898 году семья переезжает в Будапешт, где Сонди поступил в гимназию, которую окончил в 1911 году.

После гимназии Сонди решает стать врачом, поскольку, будучи евреем по национальности, он был ограничен в выборе профессии. Несмотря на бедность, Сонди, благодаря помощи одного из братьев, поступает на факультет медицины Будапештского университета. Во время учёбы увлекается творчеством Достоевского и идеями Фрейда.

Во время Первой мировой войны Сонди был призван на военную службу, где был в качестве лейтенанта медицинской службы на русском фронте.

После окончания войны, Сонди в 1919 году завершает образование в университете и начинает частную практику, совмещая её с работой в поликлинике Аппоньи в качестве ассистента отделения неврологии и психиатрии. В этот период Сонди увлёкся экспериментальной психологией, которой занимался в лаборатории доктора Пауля Раншбурга. Раншбург проводил исследования в области психодиагностики, благодаря чему свои первые шаги в работе над своим знаменитым тестом Л. Сонди сделал под компетентным руководством.

В этот период, постоянно общаясь с людьми, страдающими нервными и душевными расстройствами, Сонди обдумывает идею о семейной обусловленности психических болезней. Наблюдая за больными, Сонди приходит к выводу, что психопатология накладывает характерный, и иногда очень сильный, отпечаток на внешний облик больного.

В 1926 году Л.Сонди женится на Илоне Радвани. В браке рождается двое детей — дочь Вера (1928—1978, умерла от эндокринных нарушений) и сын Петер (1929—1971, покончил с собой).

В 1920—1930-х годах Сонди принимает активное участие в международных психоаналитических конференциях и съездах, где, в частности, познакомился с Анной Фрейд.

В 1941 году, в результате проводимой антиеврейской политики, Сонди был лишен права заниматься частной и исследовательской деятельностью. В июне 1944 года Сонди вместе с семьей попадает в концлагерь Берген-Бельзен, однако уже в начале декабря того же года получает разрешение выехать в Швейцарию.

В Швейцарии Сонди получает должность ассистента в психиатрической больнице в Пранжене. Также Сонди читал лекции в Институте прикладной психологии в Цюрихе. В 1959 году Сонди получает Швейцарское гражданство.

В 1970 году под руководством Л. Сонди открывается обучающий и научно—исследовательский институт по психологии судьбы и Общей глубинной психологии (Институт судьбоанализа).

Леопольд Сонди скончался 24 января 1986 года в доме престарелых недалеко от Цюриха, оставив после себя огромное творческое наследие — 25 книг и 350 статей.

Теория судьбоанализа
Ещё во время учёбы в университете, увлёкшись творчеством Достоевского, Сонди делает одно из первых своих открытий — Достоевский потому психологически тонко описывает поведение своих обычных героев — преступников и блаженных, что сам предрасположен к реализации глубоко скрытых в нем личностей убийцы и святого. Л. Сонди предположил, что данная предрасположенность могла быть обусловлена наследственным генофондом. Много лет спустя эта гипотеза нашла подтверждение в теориях французского литературоведа А. Труайя, который в написанной им биографии Достоевского привел примеры из жизни предков писателя, среди которых действительно были и убийцы и блаженные.

В идеях Сонди заметно сильное влияние фрейдовского психоанализа и аналитической психологии Юнга. Теория судьбоанализа качественно обогатила глубинную психологию.

В своей теории автор постулировал:

    Во-первых, понятие семейного бессознательного. Семейное бессознательное - психическая сфера, расположенная между личным бессознательным З. Фрейда и коллективным бессознательным К.Г. Юнга. Семейное бессознательное в рамках судьбоанализа - это набор специфических выборов, которые зачастую являются наследственно обусловленными.

Основные положения теории судьбоанализа используются в интерпретации результатов теста Сонди, здесь принято ориентироваться на следующие принципы:

  • Человек является в Мир со сложным переплетением наследственно обусловленных противоположностей своих влечений и сферы Я.
  • Задача специалиста - выявить из сложного переплетения то влечение, которое соответствует человеку, является его истинной сущностью.
  • В каждом человеке заложен не один вариант реализации его судьбы.
  • Очень часто варианты носят противоположный характер.
  • Один тестовый профиль открывает из множества имеющихся только одну возможность существования.
  • По мнению авторов, тест должен применяться для выявления вариантов реализации склонностей, а не постановки психиатрического диагноза. Сам факт того, что человек может реализовывать себя путем социализации расстроенных влечений, не позволяет так думать.

Книги на русском:
Учебник экспериментальной диагностики влечений. — М.: Когито-Центр, 2005.
Судьбоанализ. — М.: Три квадрата, 2007. (Bibliotheca Hungarica)
Каин. Образы зла — М.: Когито-Центр, 2013
Моисей. Ответ Каину — М.: Когито-Центр, 2013

Статьи:
Пароксизмальный круг профессий // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2000. — № 2. — Часть 1. — С. 18.
Аномальный круг профессий // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2000, № 2. — Часть 1. — С. 38.
Циркулярный круг профессий // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2000. — № 3. — С. 41.
Профессии шизоформного круга побуждений // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2001. — № 4. — С. 24.
Профессии сексуального круга побуждений // ПЕРСОНАЛ- PROFY. — Екатеринбург, 2001. — № 5. — С. 16.
Выбор болезни как судьба // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург. 2002. — № 7. — С. 51.
Выбор супруга как судьба // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2003. — № 11. — С. 20.
О любви // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2003. — № 11. — С. 43.
Социотропизм: выбор дружбы как судьба // ПЕРСОНАЛ-PROFY. — Екатеринбург, 2003. — № 10. — С. 16.

Известный психолог, создатель оригинальной теории судьбоа-нализа родился 11 марта 1893 г в еврейской семье в городе Нитра, который ныне расположен в Словакии, а в те времена принадлежал Австро-Венгерской империи На рубеже веков семья перебралась в Будапешт, где Леопольд Сонди прожил почти полвека, на основании чего многие исследователи его творчества называют его венгерским психологом.

В Будапеште Леопольд учился в гимназии Получив аттестат зрелости, Сонди решил стать врачом, поскольку, будучи евреем по национальности, он был ограничен в выборе профессии, а медицина в то время была для евреев доступна.

Перечитывая своего любимого Достоевского, Сонди делает одно из первых своих открытий Достоевский потому психологически очень тонко понимает и описывает поведение своих обычных героев — преступников и блаженных, что сам предрасположен к реализации глубоко скрытых в нем личностей убийцы и святого.

Сонди предположил, что такая предрасположенность могла быть обусловлена наследственным генофондом Много лет спустя эта юношеская гипотеза нашла подтверждение в теориях французского литературоведа А Труайя В написанной им биографии Достоевского приведены примеры из жизни предков писателя, среди которых действительно были и убийцы и блаженные Отдав дань Первой мировой войне — отслужив в армии четыре года в качестве лейтенанта медицинской службы на русском фронте. Сонди в 1919 г завершил медицинское образование и открыл частную практику в Будапеште, а с 1924г успешно совмещал ее с работой в поликлинике Аппони в качестве ассистента отделения неврологии и психиатрии.

С первых же дней работы Сонди увлекается экспериментальной психологией, которой стал заниматься в лаборатории доктора Пауля Раншбурга Раншбург в это время проводил исследования в области психодиагностики, благодаря чему свои первые шаги в работе над своим, впоследствии знаменитым, тестом Сонди сделал под компетентным руководством.

В это время, постоянно общаясь с людьми, страдающими нервными и душевными расстройствами, он обдумывает мысль о семейной обусловленности психических болезней Более того, психопатология, по его непосредственным наблюдениям, накладывает характерный, и иногда очень сильный, отпечаток на внешний облик больного.

Лаборатория, в которой работал Сонди, предоставляла богатейший материал для исследований, поскольку находилась в здании школы для умственно отсталых детей Сонди в подтверждение своей теории предпринял попытку проследить генеалогию каждого ребенка, дополняя ее данными биохимических и эндокринологических исследований.

В это время Сонди принимал активное участие в международных психоаналитических конференциях и съездах, где, в частности, познакомился с Анной Фрейд и с видным фрейдистом Августом Айххорном.

В психологической теории до Сонди доминирующим фактором в развитии психики считалась внешняя среда Именно воздействия внешней среды, в соответствии с принятыми в то время теориями, вызывали вынужденные реакции организма, необходимые для приспособления к создавшимся условиям. Реакции, которые приводили к успешной адаптации, закреплялись и обусловливали внутренние изменения в организме, способствующие формированию определенного типа поведения.

Сонди был одним из первых психологов, кто направил внимание своих коллег в русло наследственного характера закрепленных форм поведения. Так, он полагал, что в закодированном виде, переданном по генотипу, психика младенца уже имеет набор приспособительных реакций, которые в свое время обеспечивали существование его предков.

В родовом бессознательном, понятии, введенном в психоаналитический обиход Сонди, наследственность проявляется прежде всего в формировании так называемого архетипа, под которым Сонди понимал образ предка, в соответствии с которым, и никак иначе, необходимо действовать.

На практике Сонди видел следующий исход реализации родового бессознательного: психологу в своем анализе необходимо внимательно изучить обе тенденции, чтобы на этом основании помочь человеку сделать выбор и закрепить на жизненной сцене наиболее благоприятный и соответствующий его возможностям план судьбы. Суть так называемой судьботерапии состоит в освобождении человека от навязанной ему формы судьбы и предоставлении свободы выбрать свою судьбу, как минимум, из двух возможностей.

Всемирную известность в психологических кругах принес Сонди тест, который был опубликован им в 1939 г. Вторая мировая война на некоторое время заморозила применение этого метода, который стал широко использоваться практически лишь в конце сороковых.

В принципе, широкое использование теста в клинической практике породило серьезные сомнения в действительности полученных при его помощи результатов. Тем не менее сам принцип, положенный в основу теста, был продуктивно использован многими психологами. Так, Мартин Ахтних на основе теста Сонди разработал собственный портретный тест профессиональных склонностей. В отечественной психологии, используя стимульный материал Сонди, был разработан так называемый социально-перцептивный интуитивный тест, используемый для выявления трудностей в межличностных отношениях и ценностных ориентации.

В это время принадлежность к еврейской национальности в Венгрии стала серьезным поводом для опасений за жизнь, но Сонди удалось спастись из нацистской Венгрии По условиям тайной сделки союзников с Гиммлером, 1800 венгерских евреев, среди которых было много интеллектуалов, получили возможность выехать из страны. Однако переговоры затягивались, и Сонди провел долгие месяцы заключения в лагере для перемещенных лиц под Веной, терзаясь мыслями о своей дальнейшей судьбе.

В начале декабря 1944 г. Сонди получил разрешение выехать в Швейцарию. По приглашению известного практика доктора Оскара Фореля он получил должность ассистента в известном психиатрическом профилактории в Пранжино. Оттуда он еженедельно наведывался в Цюрих, где читал лекции в Институте прикладной психологии. Потом он окончательно переехал в Цюрих, а в 1959 г. получил швейцарское гражданство.

Умер Леопольд Сонди в 1986 г.

Сулержицкий Леопольд (Лев) Антонович (1872–1916)

Кот Леопольд

Л. Сонди[8] (1893–1986)

Л. Сонди[8] (1893–1986) Сегодня в нашей стране можно встретить приверженцев любой психологической концепции или школы. На Урале существует небольшое общество последователей Леопольда Сонди, созданное для изучения его обширного научного наследия и пропаганды его идей.

Леопольд Хеймсон (США) МЕНЬШЕВИЗМ И ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (отрывки)

Леопольд Хеймсон (США) МЕНЬШЕВИЗМ И ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (отрывки) В 1960–1965 гг. по совместному приглашению группы старейшин меньшевизма и ряда специалистов по российской и советской истории, работавших в различных американских университетах, я руководил

Князь Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен Бисмарк, канцлер Пруссии, первый канцлер Германской империи (1815–1898)

Князь Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен Бисмарк, канцлер Пруссии, первый канцлер Германской империи (1815–1898) Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен Бисмарк по праву считается одним из самых великих политиков в мировой истории, и этому званию он обязан прежде всего своим

ОХОРОВИЧ ЮЛИАН ЛЕОПОЛЬД.

ОХОРОВИЧ ЮЛИАН ЛЕОПОЛЬД. Известный в Европе украинский и польский ученый, действительный член Русского психологического общества, инициатор Первого Международного психологического конгресса, один из основателей Международного института психологии в Париже в 1900 г.,

Глава 11 Леопольд Стоковский. Несостоявшийся жених

АНТОНИН ЛЕОПОЛЬД ДВОРЖАК

Леопольд Буженяк

Леопольд Буженяк Дитя львовских предместий, он в юности теряет отца и мать и, оставшись сиротой, влачит бездомную жизнь, спускаясь всё ниже и ниже на дно большого города.Девять юношеских лет жизни он проводит под надзором полиции, меняя пристанище. Даже его жена Магдалина,

Леопольд Сонди (Венгерский: Сонди Липот [ˈSondi ˈlipoːt] ; 11 марта 1893 - 24 января 1986) был венгерским психиатром и психоаналитиком, психопатологом и профессором психологии. [1] Основоположник концепции анализа судьбы. [2] Он известен психологическим инструментом, носящим его имя, Тест Сонди. Достижения ученого: тест Сонди, анализ судьбы и психология судьбы.

Содержание

биография

Сонди родился в городе Ньитра (в настоящее время Словакия) и вырос в еврейской семье, говорящей на немецком и словацком языках. Первоначальное название семьи было Sonnenschein. [3] Он родился двенадцатым ребенком во втором браке отца. Семья переехала в Будапешт в 1898 году. Его мать, которая умерла очень скоро, запомнилась семьей как неграмотная, нездоровая женщина, которой приходилось опекать старшие братья и сестры во время ее депрессивных периодов. Сам отец оказал огромное влияние на Сонди, во многом повлияв на его судьбоаналитические работы. [4] Вот его собственные слова о своем отце: «Мой отец был сапожником-евреем, который проводил большую часть своего времени, изучая еврейские Священные Писания, предположительно талмудические и хасидские. Мне было пять лет, когда семья переехала в Будапешт, и мои старшие братья и сестры должны были обеспечивать семью, в то время как мой отец помогал в качестве помощника раввина во время службы на больших еврейских праздниках. В такой обстановке меня воспитывали религиозным. Мне было восемнадцать, когда он умер, прямо перед выпуском. Я обычно говорил молитва под названием Кадиш каждое утро и вечер из-за еврейских обычаев перед причастием в течение целого года. Это было время, когда мое эго проникло в моего отца. Эти глубокие закономерности были теми, которые привели меня в мои академические работы позже, даже когда я уже отказался от догматических обычаев иудейской религии. Я все еще оставался евреем, преданным евреем. Следовательно, роль функции веры, предположительно, имеет сильную связь с моим религиозным воспитанием ". [5]

В июне 1944 года его вместе с семьей депортировали в Концентрационный лагерь Берген-Бельзен на Кастнер поезд. После 1700 г. американские интеллектуалы заплатили крупный выкуп за Адольф Эйхманн, Сонди, его семья и другие выдающиеся интеллектуалы были выпущены в Швейцарию в декабре 1944 года, где Сонди продолжал жить после войны. В 1961 году тест, разработанный Сонди, использовался израильскими судьями для проверки того же Адольфа Эйхмана во время судебного процесса 1961 года. [6]

Сонди так и не добился славы Фрейда и Юнга, но к моменту его смерти в 1986 году он собрал преданных последователей. В 1969 году в Цюрихе был основан Институт Сонди, чтобы сохранить его труды, документы и наследие. [8]

Научная деятельность

Сонди родился в бедной и очень религиозной еврейской семье, строго соблюдавшей все предписания Талмуда. Был вторым из 9-ти детей от второго брака своего отца. В 1898 году семья переехала в Будапешт, где Сонди поступил в гимназию, которую окончил в 1911 году. После неё Леопольд решает стать врачом и учится на факультет медицины Будапештского университета, увлекается творчеством Достоевского и идеями Фрейда.

Сонди родился в бедной и очень религиозной еврейской семье, строго соблюдавшей все предписания Талмуда. Был вторым из 9-ти детей от второго брака своего отца. В 1898 году семья переехала в Будапешт, где Сонди поступил в гимназию, которую окончил в 1911 году. После неё Леопольд решает стать врачом и учится на факультет медицины Будапештского университета, увлекается творчеством Достоевского и идеями Фрейда.

Во время Первой мировой войны Сонди был лейтенантом медицинской службы на русском фронте. В 1919 году завершил образование в университете и начал свою частную практику. Одновременно работал в поликлинике Аппоньи в качестве ассистента отделения неврологии и психиатрии. В этот период увлёкся экспериментальной психологией в лаборатории доктора Пауля Раншбурга, который проводил исследования в области психодиагностики.

В 1941 году из-за антиеврейской политики Сонди был лишен права заниматься исследовательской деятельностью, а в июне 1944 года с семьей попал в концлагерь Берген-Бельзен. Однако уже в начале декабря того же года получил разрешение выехать в Швейцарию, где получил должность ассистента в психиатрической больнице в Пранжене; также читал лекции в Институте прикладной психологии в Цюрихе. В 1959 году стал гражданин Швейцарии. В 1970 году под его руководством открылся Обучающий и научно-исследовательский институт по психологии судьбы и Общей глубинной психологии (Институт судьбоанализа). Скончался в доме престарелых близ Цюриха.

Библиография

Статьи "ПЕРСОНАЛ-PROFY", Екатеринбург
- Пароксизмальный круг профессий, 2000. — № 2. — Часть 1. — С. 18.
- Аномальный круг профессий, 2000, № 2. — Часть 1. — С. 38.
- Циркулярный круг профессий, 2000. — № 3. — С. 41.
- Профессии шизоформного круга побуждений, 2001. — № 4. — С. 24.
- Профессии сексуального круга побуждений, 2001. — № 5. — С. 16.
- Выбор болезни как судьба, 2002. — № 7. — С. 51.
- Выбор супруга как судьба, 2003. — № 11. — С. 20.
- О любви, 2003. — № 11. — С. 43.
- Социотропизм: выбор дружбы как судьба, 2003. — № 10. — С. 16.

Читайте также: