Истоки и особенности возникновения цивилизации великой степи энеолит эпоха бронзы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цивилизация Великой степи

ФИО учителя: Мусабаева Бакытжамал Нурлановна

Истоки и особенности формирования цивилизации Великой степи–Бронзовый век

Цель обучения

- объяснить особенности зарождения и формирования цивилизации Великой степи

- охарактеризовать особенности древних археологических культур на территории Казахстана;

- Разбор и анализ преемственности и взаимосвязи древних культур Великой степи

Ученики: смогут объяснить особенности зарождения и формирования цивилизации Великой степи

найдут преемственность и взаимосвязь культур

Критерии оценивания

-определяет минимум 3 особенности эпохи бронзы;

-определяет минимум 3 изменений, произошедших в обществе бронзового века; -покажут на карте стойбища бронзового века;

-оценивает особенности бегазы-дандыбаевской культуры

Языковые цели

Развитие ценностей

-уважение и почёт,

Межпредметная связь

Использование знаний, полученных на уроках всемирной истории

Навыки использования ИКТ

Развиваются навыки обработки и получения необходимой информации

Исторический концепт(фокус)

Изменение и п реемственность

Начальные знания

Знают историю Древнего Казахстана

Запланированные этапы урока

Действия, запланированные во время урока

Проверка домашнего задания по таблице

№1,2- слайды Демонстрация стимулирующего слайда.

-определение темы урока

-определение учебной цели

Презентация к уроку. (1,2 слайды)

Действия учителя

Действия учеников – устно отвечают на вопросы

Действия учителя

- учитель дополняет знания учащихся при помощи диалога.

(Диалог: учитель –ученик- учитель –ученик - ученик - учитель) (Говорение)

Действия учителя

Можно провести обсуждение с учащимися при помощи наводящих вопросов об особенностях памятников древней бронзы бегазы-дандыбаевской культуры

Инструкция к просмотру видеоролика:

Учащихся необходимо предупредить о заполнении таблицы в ходе просмотра видеоролика

Действия учащихся: заполнят таблицу и применяют его в процессе урока

Вопросы исследования:

Ø В чем особенность бегазы-дандыбаевской культуры?

Ø Каково место бегазы-дандыбаевской культуры в формировании цивилизации Великой степи?

Работа с источниками: учащиеся знакомятся с содержанием источника и заполняют таблицу применяя полученные знания на прошлом уроке.

Индивидуальная работа.

Задание: Что изменилось в бронзовом веке ?

Выберите любое задание и выполните.

Ø Определите 5 ключевых слов из текста и обоснуйте свое мнение ;

Ø Объясните содержание текста в 10 предложениях

Ø Составьте план текста и объясните

Ø Разделите текст на абзацы и объясните

Ø Сократите содержание текста в 3 раза

Парная работа (можно провести как работу в группе):

Действия ученика- чтение текста и заполнение таблицы

Время для подготовки- 5-7 мин.

Учащиеся знакомят класс с содержанием таблицы (говорение)

Почему зарубежные исследователи заинтересованы археологическими памятниками бронзовой эпохи на территории Казахстана?

Действие ученика: делают выводы из 4-5 предложений (письмо)

Есть возможность оценивания

-Я понял(а), в чем заключается особенность цивилизации Великой степи.

- Определил изменение и преемственность древних культур.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Краткое описание документа:

Ученики: смогут объяснить особенности зарождения и формирования цивилизации Великой степи найдут преемственность и взаимосвязь культур

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 081 материал в базе

Материал подходит для УМК

§15. Взаимодействие средневековых цивилизаций

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.06.2021 640
  • DOCX 88 кбайт
  • 26 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мусабаева Бакытжамал Нурлановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Энеолит и Бронзовый век на территории Казахстана

Энеолит стал первым периодом, когда человечество освоило качественно новый материал – металлы. Медь в то время была самым доступным металлом из всех, которая могла быть подвержена холодной ковке. Изначально люди познакомились с медью через самородки, которые могли путать с камнями. В регионах, где медь была распространена, она быстро заменила камень. В других регионах, из-за нехватки меди, Энеолита фактически не было.

В Казахстане Энеолит был на довольно высоком уровне. В IV-III тысячелетиях до н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном Казахстане в итоге было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.). Причем главным регионом здесь выступил Жезказган.

Стоит отметить, что в Центральной Азии произошло приручение верблюда, горного барана, некоторых пород собак. Одомашнивание лошади произошло на территории Северного Казахстана.


В эпохе энеолита в Северном Казахстане происходило развитие Ботайской культуры. Ботайская культура включает в себя такие стоянки как: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Она также была близка Терсекской культуре, которая была расположена географически рядом. Ботайская культура свое наименование получила по названию разъезда Ботай, возле которого было откопано первое характерное поселение Ботайской культуры, которое датировалось 3-2 тысячелетиями до н.э.


Несмотря на энеолит, основными материалами в Ботае была не медь, а камень, кость и глина. Основные занятия для жителей Ботая были коневодство, охота и рыболовство. Доказано, что ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и спустя некоторое время после одомашнивания как мясного животного, около 6700-6000 лет назад ботайцы придумали и стали использовать сбрую. При раскопках Ботая находили костяные элементы узды, застежки для пут, каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротики, копья, гарпуны, топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели, инструменты для обработки и шлифовки шкур, иглы, проколы и т.д.

Антропологически население Казахстана эпохи Неолита и Энеолита было протоевропиоидным. В Ботае доминировали кремнивые орудия труда, по большей части отщепы.

Бронзовый век назван таким образом в силу того, что произошел качественно новый поворот в технологическом укладе народов Евразии. Если эпоха меди и камня (Энеолит) характеризировалась параллельным функционированием меди и камня, причем в случае если меди было мало, то камень продолжал доминировать, то бронзовый век фактически положил конец эпохе камня.

Также стоит отметить, что одним из вариантов Андроновской культуры была Синташтинская культура. На данный момент найдено более 20 укрепленных поселения Синташтинской культуры (Аркаим, Берсуат, Каменный Амбар, Куйсак, Синташта, Устье, Степное, Кизильское, Аландское, Синташта II и др.). Большинство поселений Синташтинской культуры расположены у рек Уральского и Тобольского бассейнов. Площадь синташтинских крепостей-поселений как правило до 2 га в среднем. Стены таких поселений-крепостей были толщиной до 5,5 метров и высотой до 3,5 м.

Эпоха энеолита охватывает III –II тыс. до н.э. именно в эту эпоху энеолита Степь стала зоной распространения скотоводства. Началось оно с одомашнивания лошади, которое связывают с ботайско-терсекской археологической культурой, сложившейся в Северном Казахстане. Эта культура была переходной? скотоводство в ней еще не доминировало над охотой.

Бегазы-Дандыбаевская культура – первая в истории человечества культура коневодов, которая существовала в 3700-3100 гг. до н.э. Конина и кумыс являлись основной пищей ботайцев. Они не знали еще медных орудий, но располагали совершенными каменными и костяными орудиями.

Материал взят из сайта refa.kz

Бота́йская культура — археологическая культура энеолита , существовавшая в 3700—3100 годах до н. э. на севере Казахстана ( Акмолинская область ). Названа по селу Ботай . Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбурлык , Терсаккан , Тобол , Тургай , Убаган , Чаглинка . В 1980 году у села Никольское в ( Айыртауский район Северо-Казахстанской области) на берегу реки Иманбурлук археологическая группа Виктора HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%97%D0%B0%D0%B9%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1"Зайберта нашла Ботайское городище.

Основными материалами были камень, кость и глина . Основные занятия коневодство, щхота и рыболовство. Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья. Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из колыбельного молока и являлись пионерами применения сбруи 6700—6000 лет назад.

С ботайской культурой связывали начало одомашивание лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад. П. А. Косинцев в 2008 году отнёс к диким особям остатки терсекских и ботайских лошадей. По данным палеогенетиков лошади являются одичавшими потомками ботайских лошадей, а современные породы домашних лошадей имеют лишь 2,7 % примеси от лошадей из Ботая. Таким образом, современные лошади были одомашнены в других центрах. При этом ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели селекцию.

Финский лингвист А.Прапола считает, что название лошади в праугорском языке могло быть заимствовано из неизвестного субстратного языка, резко отличавшегося от других языков Евразии, носителей которого он отождествляет с ботайцами .

Первым металлом, который люди научились обрабатывать, стала медь. Сначала изделия из нее выковывали, а со временем научились выплавлять из руды. Впервые медь использовали жители Передней Азии. Обработка меди и открытие бронзысплава меди и олова – означало завершение каменного века и начало века металлов. Но еще продолжительное время люди пользовались и каменными, и металлическими орудиями. Это переходное время называют энеолитом или медно-каменным веком.


Энеолит (медно-каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. В этот период медные изделия (топоры- тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Но их было не так уж много. Основное количество орудий труда по- прежнему изготавливали из кости и кремня.

В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. Продолжают существовать старые мастерские у сел Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В.Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района. Обширная горная выработка по добыче кремня

располагалась в балке Широкой Амвросиевского района в меловой горе. Изделия из мастерских использовались местными племенами и поступали к соседям.




Курганы в степи Схема устройства ямных (1), катакомбных (2) и срубных (3) погребений в курганах

На рубеже энеолита и бронзового века появляется обычай возводить над погребением большую земляную насыпь. Такая насыпь называется курганом. Как правило, курганные могильники воздвигались на высоких местах и всегда видны издалека. Редко курганы содержали одно погребение, чаще их несколько

– иногда до 25-30. За период энеолита и следующего за ним бронзового века в донецких степях были насыпаны тысячи курганов. Донецкие курганы всегда привлекали внимание ученых. Научное исследование их началось более 100 лет назад. Особо заметный вклад внесли исследования выдающегося российского археолога В.А.Городцова, который в начале XX века провел раскопки в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (часть современного Артемовского и Славянского районов).

Городцов заметил разницу в типах погребений и на этом основании выделил три археологические культуры бронзового века юга России. По конструкции погребальных сооружений он назвал их древнеямной, катакомбной и срубной. Такое деление культур сохраняет свое значение и по сей день. Древнеямные захоронения совершались в обычных ямах, катакомбные могилы имеют глубокий входной колодец и боковую камеру – она называется катакомбой, в срубных могилах сооружался невысокий прямоугольный бревенчатый сруб (часто он заменялся каменным ящиком).

· Ознакомьтесь с материалами таблицы. Определите сходные и отличительные черты трех археологических культур. Сделайте вывод.


Древнеямная культура Катакомбная культура Срубная культура
Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямники являлись индоевропейцами. Они были рослыми и хорошо сложенными людьми. Занимались в основном скотоводством. Наиболее известно древнеямное поселение у села Раздольное в Старобешевском районе. Племена этой культуры сменили древнеямников в ХХII- ХVII вв. до н.э. Хозяйство и быт катакомбников были во многом такие же, как и у предшественников. Погребальный обряд резко отличается от всех остальных. Умершего клали в скорченном положении (как в утробе матери до рождения) на камышовую подстилку или коврик, рядом помещали погребальный инвентарь. Сверху насыпали большой земляной курган. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В основном сохранились подкурганные захоронения. Их исследовано около 500. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. Сформирована в XV в. до н.э. ираноязычными племенами, пришедшими из далекого Поволжья. Земледелие было преимущественно мотыжным. Высокий уровень развития ремесла. Срубные мастера были прекрасными гончарами. Вся срубная посуда плоскодонная. Больших успехов достигла обработка кости. Особое значение в жизни срубных племен занимала металлургия бронзы. Научились выплавлять свою медь. Редко встречаются грунтовые погребения без курганов. Один из таких могильников раскопан в Дружковке. Наиболее изучены поселения у села Ильичевки Краснолиманского района, поселка Безыменное Новоазовского района, у сел Выскривка, Пилипчатино, Клиновое в Артемовском районе.



Предметы ямной культуры Реконструкция внешнего вида людей Катакомбной культуры Реконструкция жилища племен Срубной культуры

Зарождение искусства




Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдалённого от нас на 30-20 тысяч лет. Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Постепенно люди научились с помощью линий и природных красок (угля, цветной земли, камней) рисовать животных. И сегодня нас поражают великолепные первобытные изображения бизонов, мамонтов, сцен охоты. Они полны точных наблюдений за природой и животными. Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

В пещерах, где жили первобытные люди, учёные находят рисунки древних художников, изображающие животных, людей, события жизни.

Очень редкие памятники искусства есть и среди древностей Донбасса. Один из немногих объектов наскальной живописи и один из самых известных в Донбассе памятников древнего искусства – Стыльская пещера. Памятник расположен в 5 км от города Докучаевска и в 6 км от села Стыла Старобешевского района Донецкой Народной Республики в балке Архундыяс- Тарама (бассейн реки Сухая Волноваха). Открыл его в 1973 году студент Донецкого государственного университета Александр Иванович Привалов. На потолке и стенах Стыльской пещеры были расположены контурные рисунки, выполненные охрой. У самого входа на потолке мастерски был нарисован козленок с далеко отогнутыми назад длинными рогами, слева на стене – мужчина, справа – лебедь, дальше в глубине пещеры – женщина.

Воплощая в искусстве свои чувства и мысли, первобытные люди глубже осознавали свой собственный внутренний мир, лучше понимали самих себя, становились разумнее и мудрее.



Ø Подведем итоги

Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек отличался большой физической силой и выносливостью. Чтобы выжить в суровой борьбе с природой, древнейший человек вынужден был приспосабливаться и развиваться.

Шли века, и предки человека менялись, как менялись и условия их жизни. Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда, добывать и широко использовать огонь. Со временем пришло умение обрабатывать бронзу, а за ней и железо. Эти умения отделили их от животного мира, открыли для людей возможность самосовершенствования, изменили их образ жизни. Развитие речи, неолитическая революция, переход к производящему виду хозяйства сыграли огромную роль в жизни людей.

Благодаря работе выдающихся археологов на территории Донецкого края обнаружены находки практически всех этапов эволюции древнейшего человека. Эти находки довольно многочисленны и разнообразны, что говорит о присутствии в Донецком крае людей со времен древнекаменного века.

Удивительным образом первобытный человек научился в повседневной жизни видеть прекрасное. И сегодня нас поражают великолепные изображения бизонов, мамонтов, сцен охоты, что говорит не только о физической, но и о культурной эволюции наших далеких предков.


Ø Задания для самоконтроля

I. Тестовые задания

Первым металлом, который люди научились обрабатывать, стала медь. Сначала изделия из нее выковывали, а со временем научились выплавлять из руды. Впервые медь использовали жители Передней Азии. Обработка меди и открытие бронзысплава меди и олова – означало завершение каменного века и начало века металлов. Но еще продолжительное время люди пользовались и каменными, и металлическими орудиями. Это переходное время называют энеолитом или медно-каменным веком.


Энеолит (медно-каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. В этот период медные изделия (топоры- тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Но их было не так уж много. Основное количество орудий труда по- прежнему изготавливали из кости и кремня.

В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. Продолжают существовать старые мастерские у сел Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В.Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района. Обширная горная выработка по добыче кремня

располагалась в балке Широкой Амвросиевского района в меловой горе. Изделия из мастерских использовались местными племенами и поступали к соседям.




Курганы в степи Схема устройства ямных (1), катакомбных (2) и срубных (3) погребений в курганах

На рубеже энеолита и бронзового века появляется обычай возводить над погребением большую земляную насыпь. Такая насыпь называется курганом. Как правило, курганные могильники воздвигались на высоких местах и всегда видны издалека. Редко курганы содержали одно погребение, чаще их несколько

– иногда до 25-30. За период энеолита и следующего за ним бронзового века в донецких степях были насыпаны тысячи курганов. Донецкие курганы всегда привлекали внимание ученых. Научное исследование их началось более 100 лет назад. Особо заметный вклад внесли исследования выдающегося российского археолога В.А.Городцова, который в начале XX века провел раскопки в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (часть современного Артемовского и Славянского районов).

Городцов заметил разницу в типах погребений и на этом основании выделил три археологические культуры бронзового века юга России. По конструкции погребальных сооружений он назвал их древнеямной, катакомбной и срубной. Такое деление культур сохраняет свое значение и по сей день. Древнеямные захоронения совершались в обычных ямах, катакомбные могилы имеют глубокий входной колодец и боковую камеру – она называется катакомбой, в срубных могилах сооружался невысокий прямоугольный бревенчатый сруб (часто он заменялся каменным ящиком).

· Ознакомьтесь с материалами таблицы. Определите сходные и отличительные черты трех археологических культур. Сделайте вывод.


Древнеямная культура Катакомбная культура Срубная культура
Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямники являлись индоевропейцами. Они были рослыми и хорошо сложенными людьми. Занимались в основном скотоводством. Наиболее известно древнеямное поселение у села Раздольное в Старобешевском районе. Племена этой культуры сменили древнеямников в ХХII- ХVII вв. до н.э. Хозяйство и быт катакомбников были во многом такие же, как и у предшественников. Погребальный обряд резко отличается от всех остальных. Умершего клали в скорченном положении (как в утробе матери до рождения) на камышовую подстилку или коврик, рядом помещали погребальный инвентарь. Сверху насыпали большой земляной курган. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В основном сохранились подкурганные захоронения. Их исследовано около 500. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. Сформирована в XV в. до н.э. ираноязычными племенами, пришедшими из далекого Поволжья. Земледелие было преимущественно мотыжным. Высокий уровень развития ремесла. Срубные мастера были прекрасными гончарами. Вся срубная посуда плоскодонная. Больших успехов достигла обработка кости. Особое значение в жизни срубных племен занимала металлургия бронзы. Научились выплавлять свою медь. Редко встречаются грунтовые погребения без курганов. Один из таких могильников раскопан в Дружковке. Наиболее изучены поселения у села Ильичевки Краснолиманского района, поселка Безыменное Новоазовского района, у сел Выскривка, Пилипчатино, Клиновое в Артемовском районе.



Предметы ямной культуры Реконструкция внешнего вида людей Катакомбной культуры Реконструкция жилища племен Срубной культуры

Зарождение искусства

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдалённого от нас на 30-20 тысяч лет. Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Постепенно люди научились с помощью линий и природных красок (угля, цветной земли, камней) рисовать животных. И сегодня нас поражают великолепные первобытные изображения бизонов, мамонтов, сцен охоты. Они полны точных наблюдений за природой и животными. Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

В пещерах, где жили первобытные люди, учёные находят рисунки древних художников, изображающие животных, людей, события жизни.

Очень редкие памятники искусства есть и среди древностей Донбасса. Один из немногих объектов наскальной живописи и один из самых известных в Донбассе памятников древнего искусства – Стыльская пещера. Памятник расположен в 5 км от города Докучаевска и в 6 км от села Стыла Старобешевского района Донецкой Народной Республики в балке Архундыяс- Тарама (бассейн реки Сухая Волноваха). Открыл его в 1973 году студент Донецкого государственного университета Александр Иванович Привалов. На потолке и стенах Стыльской пещеры были расположены контурные рисунки, выполненные охрой. У самого входа на потолке мастерски был нарисован козленок с далеко отогнутыми назад длинными рогами, слева на стене – мужчина, справа – лебедь, дальше в глубине пещеры – женщина.

Воплощая в искусстве свои чувства и мысли, первобытные люди глубже осознавали свой собственный внутренний мир, лучше понимали самих себя, становились разумнее и мудрее.



Ø Подведем итоги

Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек отличался большой физической силой и выносливостью. Чтобы выжить в суровой борьбе с природой, древнейший человек вынужден был приспосабливаться и развиваться.

Шли века, и предки человека менялись, как менялись и условия их жизни. Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда, добывать и широко использовать огонь. Со временем пришло умение обрабатывать бронзу, а за ней и железо. Эти умения отделили их от животного мира, открыли для людей возможность самосовершенствования, изменили их образ жизни. Развитие речи, неолитическая революция, переход к производящему виду хозяйства сыграли огромную роль в жизни людей.

Благодаря работе выдающихся археологов на территории Донецкого края обнаружены находки практически всех этапов эволюции древнейшего человека. Эти находки довольно многочисленны и разнообразны, что говорит о присутствии в Донецком крае людей со времен древнекаменного века.

Удивительным образом первобытный человек научился в повседневной жизни видеть прекрасное. И сегодня нас поражают великолепные изображения бизонов, мамонтов, сцен охоты, что говорит не только о физической, но и о культурной эволюции наших далеких предков.


Ø Задания для самоконтроля

Читайте также: