Сократический диалог в когнитивной терапии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Начать с вопроса: “Почему Вас заинтересовала эта статья?”,
возможно, было бы неплохой идеей (а может быть, даже началом сократического диалога!). И у меня есть предположения, как вы могли бы ответить на этот вопрос, потому что в процессе написания статьи я столкнулась с тремя фактами:

  1. Несмотря на универсальность сократического диалога как инструмента, о нём очень мало пишут и ещё меньше проводится исследований.
  2. Психологи самых разных направлений и все, кто работает с людьми, используют сократический диалог, но чаще всего интуитивно и неосознанно.
  3. Одни вопросы могут быть более эффективны, чем другие, и использование сократического диалога помогает повысить эту эффективность.

В этой статье я попробую представить:
основные принципы сократического диалога,
типологию сократических вопросов
и примерные модели их использования в когнитивно-поведенческой терапии.

“Мм. Это как-то связано с Сократом?”

Да, Сократ активно использовал вопросы в дискуссии с целью обнаружить знания своих учеников или, напротив, отсутствие этих знаний. Предполагалось, что истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему, разрешение которой происходило в процессе поиска.

В современной психотерапии активно используется идея Сократа о том, что человек уже обладает необходимыми знаниями для развития более адаптивного понимания проблемы, и всё, что делает психотерапевт – помогает эти знания реорганизовать.
В когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) сократический диалог используется по принципу “направленного открытия”. Это означает, что у терапевта нет никакого готового ответа, к которому он целенаправленно подводит клиента – но есть искреннее любопытство и готовность помочь клиенту сформулировать это “открытие” самостоятельно.

Это может быть новостью для тех, кто полагает, что “когнитивисты меняют негативное мышление человека на позитивное”. На самом деле компетентный КПТ-терапевт ставит перед собой задачу обучить клиента самостоятельно оценивать свои убеждения, эмоции, поведение и изменять их более адаптивным способом. Более того, задавая сократовские вопросы, мы принимаем тот факт, что есть только один эксперт в жизненном опыте клиента – это сам клиент. И внимательно выслушивая его ответы, мы можем не только чему-то научить его, но и многому у него научиться.

Какими принципами руководствоваться в сократическом диалоге?

Когнитивно-поведенческий взгляд на сократический диалог предполагает опору на следующие принципы:

1. Клиент имеет достаточно знаний для ответа на вопрос.

Соответственно, психотерапевту нет смысла задавать вопрос, выходящий за пределы знания клиента (например, спрашивать на первой сессии “Как эта эмоция связана с Вашими глубинными убеждениями?”).

Более того, крайне важно учитывать “зону ближайшего развития”: например, если мы хотим обратить внимание клиента на его эмоции, формулировка вопроса должна учитывать его способность осознавать их.

Вопрос “Какие эмоции Вы сейчас переживаете?” может оказаться непомерно сложным для клиента с расстройством личности. Гораздо легче ему будет ответить на вопрос “Чувствуете ли Вы напряжение в настоящий момент? Насколько сильное. ”

2. Терапевт направляет внимание клиента на те аспекты проблемы, которые оказались вне фокуса клиента.

И поэтому крайне важно, чтобы терапевт сам их видел, при этом не настаивая на какой-то единственной интерпретации, но открывая для клиента разные возможности и точки зрения на ситуацию. При этом терапевту важно иметь много разных гипотез относительно развития событий.

Один из моих уважаемых преподавателей Елена Самойловна Слепович часто говорила нам, студентам: “В чём твоя гипотеза, когда ты об этом спрашиваешь? Старайся каждым своим вопросом проверять какую-то гипотезу”.


3. Вопросы перемещают внимание от конкретного примера к более широким, абстрактным выводам.

Этот принцип ещё называют принципом песочных часов: мы движемся от абстрактного к более конкретному, затем снова к более абстрактному. Таких перемещений может быть несколько, в результате чего весь диалог можно представить в виде движения “змейкой”. Например:

Клиент (К): Я чувствую себя ужасно плохо… (абстрактный уровень).
Терапевт (Т): Какие мысли у Вас появляются в этом состоянии? (конкретный уровень)
К: Раз я позволяю людям так со мной обращаться, значит, я ничтожество. И я сама в этом виновата.
Т: В каких ещё ситуациях обычно возникает это чувство?
К: Когда читаю о чьих-то успехах на фейсбуке, когда при мне кого-то хвалят… И когда мой муж сравнивает меня со своей матерью.
Т: Что общего во всех этих ситуациях? (абстрактный уровень)
К: Ну, здесь есть сравнение, в результате которого я чувствую себя хуже других.
Т: Есть ли у вас предположения, когда впервые у вас возникло это чувство? (снова конкретный)
К: Мм, да, моя мать всегда сранивала меня с другими детьми, особенно с тех пор, как я пошла в школу (пауза). Думаю, её постоянная критика сильно повлияла на мою самооценку (абстрактный).

4. В завершение клиент способен самостоятельно сформулировать альтернативное понимание проблемы либо альтернативный способ совладания с ней.

Именно этот, последний принцип несёт основную терапевтическую функцию сократического диалога. Задавая вопросы для исследования проблемы и расширяя зону осознания клиента, мы как бы переворачиваем разбросанные паззлы картинкой вверх – и это очень важный этап, без которого невозможен инсайт. В то же время клиент не обратился бы к нам, будь он способен самостоятельно сложить паззлы в единую картинку. И это именно та задача, в решении которой ему больше всего нужна помощь.

Т.: Мне очень жаль, что Ваша мама себя так вела… Похоже ли то, как Вас критикует муж, на то, как вела себя мама?
К: Думаю, да.
Т: В начале нашего диалога Вы сказали, что сами виноваты в том, как ужасно себя чувствуете. Что Вы думаете об этом сейчас?
К: Хм, ну, может быть, я недооценила роль моей мамы и мужа в этом. Их критика очень на меня влияет.

Чем одни сократические вопросы отличаются от других?

Ниже в таблице я постаралась собрать и обобщить различные типы сократических вопросов согласно их функциям. Типы вопросов расположены приблизительно в хронологическом порядке относительно движения в терапии, однако важно помнить, что вопросы – это лишь блюда на “шведском столе” инструментов терапевта, и он может выбирать по собственному усмотрению.

Тип вопроса и его функция Примеры вопросов Возможности использования
1. Исследование: уточнение и прояснение “Я не уверен(а), что правильно поняла Вас. Вы хотите сказать, что она поступил так потому, что. ”
“Вы могли бы дать мне пример. ”,
“Вы могли бы рассказать об этом шире”,
“Верно ли, что вы рассматриваете это как. ”,
“Что общего / чем отличаются эти события?”,
“Когда в последний раз происходило что-то подобное?”,
“Как часто это случается?”,
“С кем ещё Вы чувствуете себя так же?”
В начале терапии, при исследовании новой ситуации / паттерна поведения, при установлении терапевтических отношений
2. Предпосылки и причины: расширение поля зрения клиента “Что заставляет Вас думать таким образом?”,
“Произошло ли что-то, что привело Вас к такому заключению?”,
“В чём выигрышность / проигрышность думать таким образом?”,
“Когда впервые возникла эта мысль? Что за этим последовало?”,
“Если рассмотреть все причины, которые Вы назвали, какую долю влияния на ситуацию Вы можете приписать каждой из них?”
На любом этапе, когда важно показать причинно-следственные связи и повысить осознанность клиента (особенно вначале терапии)
3. Проверка проблемных убеждений “Какие факты свидетельствуют ЗА то, что у Вас ничего не получается?”, “Какие факты говорят об обратном?”,
“Всегда ли это так?”,
“Были ли исключения, когда происходило иначе?”,
“Какой Ваш опыт свидетельствовал об обратном?”,
“Есть ли что-то в Вашем опыте, что противоречит этой мысли?”,
“Как бы Ваш друг мог смотреть на эту ситуацию?”
Когда клиент готов рассмотреть и попробовать изменить прблемные убеждения (в КПТ – во время реструктуризации)
4. Позитивные и негативные последствия “Какие позитивные последствия в краткосрочном / долгосрочном плане Вы видите?”,
“Насколько полезно придерживаться этого убеждения?”,
“Как убеждённость в этом может повлиять на Ваше поведение / мотивацию?”,
“Что может помочь Вам избежать этих последствий?”
То же, что и выше
5. Альтернативное понимание ситуации “Что ещё может быть причиной этого?”,
“Что может быть вместо этого?”,
“Кто бы мог с этим не согласиться и почему?”,
“Что бы об этом мог сказать ваш друг?”,
“Есть ли какие-то факты или возможности, которые вы рассмотрели недостаточно?”,
”Будь Вы детективом, как бы Вы собирали доказательства за и против?”,
“Как бы Вы посмотрели на это раньше, до депрессии?”,
“Что бы Вы сказали себе, будь Вам 75 лет”,
“Теперь, когда Вы увидели картину немного шире, как бы Вы могли изменить своё первичное восприятие проблемы?”
На этапе формирования новых взглядов на ситуацию
6. Вопросы, направленные на поиск решения “Что именно может случиться, чего Вы боитесь?”,
“Что конкретно Вы могли бы делать, чтобы. ”,
“Как бы Ваш друг поступил на Вашем месте?”,
“Что Вам мешает поступить таким образом?”,
“Что из этого Вы могли бы делать, несмотря на эти препятствия?”,
“Как Вы можете проверить, так ли это?”,
“Как эта информация может быть связана с решением проблемы?”,
“Как Вы сможете оценить, что [новый способ действия] повлиял на [желаемый результат]?”
В случаях, когда запрос связан с изменением поведения и конкретным решением проблемы
7. Стрела вниз – so what? “Что это говорит о Вас?”,
“Если это так, что это для Вас означает?”,
“Что в этом самого неприятного?”,
“Возможно, этот вопрос звучит глупо, но что плохого в таком взгляде на вещи?”,
“Что бы другие подумали о Вас в этой ситуации?”, “Если это действительно правда, что тогда. ”
При исследовании убеждений клиента о самом себе (в КПТ – глубинных убеждений)


Как используется сократический диалог в КПТ?

Сократические вопросы представляют собой что-то вроде деталек конструктора, из которого вы можете собирать разные модели диалогов. Я хотела бы привести три примерные модели, которые наиболее часто использую в своей работе.


Какие ограничения имеет сократический диалог?

Несмотря на свою универсальность, в определённых ситуациях сократический диалог всё же уступает другим методам терапевтической интервенции. Например:

  • при оценке риска суицидальности, когда клиент обращается к нам в остром кризисном состоянии, более эффективными будут директивные вопросы (“Предпринимали ли Вы попытки самоубийства? Когда?”);
  • при отсутствии у клиента знаний и опыта, к которому мы могли бы обратиться, более эффективно будет информирование или “psychoeducation” (например, если впервые столкнулся с паническими атаками и ничего не знает об их нейрофизиологии, важно просто рассказать ему о том, что с ним происходит);
  • при острых реакциях горя, возможно, имеет смысл отказ от активных интервенций в пользу открытого сострадания и эмпатии (просто “быть рядом”, а не “лечить”).

Опытный терапевт постепенно овладевает всё большим мастерством гибкого владения сократическим диалогом, в то время как начинающим терапевтам этой гибкости зачастую не хватает. И тогда могут возникать такие трудности, как:

  • “Бульдозирование” клиента, когда терапевт один за другим задаёт непростые вопросы: “И что это означает для Вас? И что дальше? И что в этом ужасного?”. Вероятно, при таком допросе клиент закроется и может вообще уйти из терапии, поэтому важно помнить о приоритетности терапевтических отношений и задавать вопросы мягко и бережно. Особенно осторожно стоит использовать технику “стрелы вниз”, направленную на раскрытие глубинных убеждений клиента.
  • Терапевт эффективно задаёт вопросы, но при этом “гонится” за какой-то одной гипотезой, что заставляет клиента чувствовать давление и контроль. В таком случае важно вспомнить о том, что мы никогда не можем быть уверены, что будет наилучшим для клиента - и дать ему возможность самостоятельно сделать выбор.
  • Терапевт хорошо исследует проблему, но забывает подводить промежуточные итоги и задавать вопросы, направленные на анализ либо синтез, в результате чего становится трудно сформировать альтернативное понимание проблемы, а порой и убедиться, что клиент и терапевт говорят об одном и том же.

В заключение

Сократический диалог в психотерапии – мощный метод, осознанное использование которого может значительно углубить, и, вероятно, ускорить терапевтический процесс. Один из важнейших ресурсов этого метода – возможность работать с уже имеющимися знаниями и опытом, которая постепенно позволяет клиенту открывать всё больше и больше способов взаимодействия с миром и собой. А, как мы знаем, наиболее ценными являются для нас те открытия, которые мы делаем сами.


Терапевтические отношения это больше, чем просто условия для психологического вмешательства – это важное условие эффективной работы. Поскольку взаимодействие клиент-терапевт происходит в контексте терапевтических процессов и вмешательств, можно даже сказать, что всё в рамках сессии находится во взаимодействии, не говоря о том, что все терапевтические эффекты обусловлены общими факторами (Kazantzis, Cronin, Norton, Lai,&Hofmann, 2015). Тем не менее, в профессиональной литературе по КПТ нет чёткого определения терапевтических отношений и их важности для успешной когнитивно-поведенчекой терапии.

В первые годы, когда направление когнитивно-поведенческой терапии формировалось, в психологии и психиатрии преобладали психоаналитические воззрения. Психоаналитики включали отношения между клиентом и терапевтом в механизм изменений. Аарон Бек, который первоначально был психоаналитиком, позже продолжил свои исследования, которые показали, что клиенты могут научиться вносить изменения в содержание и процесс своего мышления, и, также, что этот метод психотерапии может облегчить эмоциональное расстройство и улучшить работу клиента. Бек также был под впечатлением от работы Карла Роджерса и его терапевтической триады: эмпатия, искренность, позитивное отношение. Те из нас, кто был знаком с работами Бека из первых рук, смогли отметить влияние работ Роджерса. Бек добр и чуток к своим клиентам, часто использует юмор для того, чтобы создать приятную атмосферу, которая поможет в изменениях. Он также твёрдо верит в способность клиента изменять самого себя.

В этой части мы раскрыли главные параметры терапевтических взаимоотношений в КПТ и обратили внимание и некоторые важные моменты для их эффективного формирования.

Общие элементы

Любая эффективная оценка или вмешательство в терапию базируется на нескольких фактах. Во-первых, клиент должен чувствовать себя уважаемым, ценным и ощущать комфорт, так как он может чувствовать себя уязвимее и делится своими успехами вне зависимости от своего эмоционального состояния. Мы можем столкнуться с клиентской агрессией, особенно во время первой сессии, что может мотивировать нас стать ещё более внимательными слушателями, поскольку мы признаем боль и страхи клиента. Этот трудный вид встреч, требующий спокойствия, устойчивости и искренней эмоциональной реакции, которую не всегда легко создать.

Несколько общих элементов терапевтических отношений в КПТ (рисунок 1), включающие умение терапевта слушать и консультировать, выраженная эмпатия и соответствующие выражения позитивного подкрепления ( прим.: поощрение и позитивные утверждения). Другие общие элементы включают сбор обратной связи от клиентов, достижение согласованности и подлинности, а также результата этих усилии, включающих в себя: доверие клиента, взаимоуважение и общий позитивный настрой отношений.

Мы часто предоставляем нашим клиентам опыт, отличный от того, с которым они сталкивались ранее, и этот новый опыт дает им возможность разработать более широкий спектр реакций для оценки других людей, отношений и мира. Чем больше у нас информации о клиенте и его/её связанной с этим истории, в рамках когнитивной работы, тем более мы можем эффективно адаптировать эти элементы, чтобы начать работу над убеждениями. Мы часто помогаем нашим клиентам открыть разные картины мира, открывая дверь его новым возможностям.

Второй общий элемент терапевтических отношений это работа в альянсе. Эта концепция имеет долгую историю в психотерапевтической литературе, но определение Бордин (Bordin, 1979) было общепринятым и эмпирически доказанным. Бордин предположил, что альянс включает в себя реляционную связь и особенности взаимного уважения и симпатии, а также открытое заявление о согласии относительно работы в сессии и общего режима. Любой сеанс терапии, который не решает причины, по которой клиент пришел на терапию, или что их беспокоит больше всего, просто не является хорошим сеансом. Отношения напряженные, если есть несоответствия в приоритетах, если идеи терапевта доминируют над клиентскими, или если клиент делает упор на повестку дня, которую терапевт не разделяет. Аналогичным образом, проблемы могут возникать в случае несогласованности заявленных целей сессии и фактической работы сессии.

Другие общие элементы терапевтических отношений включают в себя возможность терапевта работать с клиентом, чтобы сформировать структуру сессии, следовать этой структуре с соответствующим темпом, и собирать обратную связь прежде, во время и после техник и сессий.

КПТ-специфические элементы

Три главнейших элемента КПТ – это сотрудничество, эмпиризм и Сократический диалог. Эти элементы последовательно выделены в этом тексте, особенно в случаях, проиллюстрированных в следующих главах.

Второй элемент КПТ отношений – эмпиризм, описывает как помочь клиенту использовать некоторые научные методы, чтобы оценить его или её опыт. В отличие от того, как они приходят на терапию, чувствуя себя разрываемыми различными знаниями и эмоциями, мы помогаем клиенту рассматривать эти переживания как косвенные знаки событий в их окружении, и мы особенно ориентируем их в том, как оценивать и справляться с этими событиями. Важно помнить, что эмоции клиентов являются ценными индикаторами их первоначального состояния и прогресса в терапии. Также как изменения в их мыслительных процессах, как главный аспект КПТ, также важны их изменения в эмоциональных переживаниях. Действительно, фокус на эмоциях помогает КПТ-терапевту создавать вмешательство для каждого клиента и держать их вовлеченными в их терапевтическую работу, терпеть трудные времена и рассматривать проблемы как возможности для роста и развития. Использование клиентского индивидуального опыта, как измерения эффективности воздействия, помогает им стать любопытными, заинтересованными в исследовании и готовыми для того, чтобы задавать сложные вопросы, которые могут бросить вызов основе их существования.

Сократический диалог, третий элемент КПТ, включает в себя ряд навыков консультирования, который включают: вопросы, обобщение, включённое слушание и предоставление клиенту возможности идентифицировать и разрешить противоречивые взгляды. Если клиенты могут осведомляться об их собственных психологических процессах в такой же манере, в какой терапевт делает во время сеансов лечения, они могут открыть способность задавать вопросы и возможность со стороны и в перспективе посмотреть на свои субъективные переживания. Если терапевт полагается на Сократический диалог, как средство содействия открытия новых идей, то после этого клиент может приобрести чувство овладения терапией. В главе 5 более подробно рассматривается использование Сократического диалога в управляемых открытиях.

КОГНИЦИИ И ЭМОЦИИ ТЕРАПЕВТА

Раннее вмешательство, описанное в случае Йохана, показывает, как КПТ-терапевт может передавать свои личные ценности как профессиональные и, в некоторой степени, те ценности, которые, как правило, равноценны человеческому существованию. Это общение служит частью процесса сотрудничества в работе. Терапевт, обладающий личными ценностями быть внимательным, добрым и заботливым может создать возможность вспомнить детали о жизни своих клиентов, и затем может включать эти детали в терапевтическую сессию при необходимости. Эта уникальная оценка каждого клиента может быть важной для клиентов с долговременными проблемами, так как эти клиенты могут в противном случае чувствовать себя беззащитными уязвимыми из-за одностороннего обмена информацией. Конечно, степень внимания терапевта к личной жизни клиента ограничена теми границами, которые важно соблюдать по этическим причинам (см. главу 12 об этических вопросах и вопросах безопасности). Некоторые терапевты могут принять решение участвовать в соответствующем самораскрытии, чтобы способствовать другому реляционному опыту для клиента. Во многом развитие и поддержание фокуса на проблемах клиента требует больших сил и стойкости.

Для того чтобы поддерживать фокус на клиенте в терапии, мы защищаем концептуализацию системы верований терапевта и внимание к активации верований терапевта в тренировке и супервизии. Очевидно, что эмоции и физиология терапевта внутри сессии часто являются дополнительными полезными показателями. Элементы рисунка 1.2 связывают положительные и отрицательные основные убеждения конкретного терапевта о себе и других со схемой и ценностями.


Мы рекомендуем нашим читателям принять два полезных предположения, поскольку они стремятся поддерживать непредвзятое принятие клиента. Во-первых, мы предполагаем, что психотерапия включает в себя отношения, ограничивающиеся в первую очередь обсуждениями о клиенте, мире клиента, борьбе и его способности справляться с жизнью. Хотя существуют различные взгляды на то, насколько самораскрытие информации терапевтом важно и полезно в терапии, раскрытие личной информации терапевта не всегда может быть полезным. На самом деле, в некоторых случаях это может быть даже контртерапевтическим, в зависимости от времени и способа, в котором предоставляется.


Во-вторых, стиль терапевта заслуживает внимания, когда он рассматривает свои собственные познания и эмоции. Что может быть нормально для одного терапевта, может быть совершенно некомфортно для другого. У каждого терапевта есть сильные и слабые стороны и потенциал для развития способностей, таких как эмпатическое слушание. Многие терапевты, обучающиеся моделям психотерапии, могут обнаружить себя в попытке принять роль ведущей фигуры или сторонника терапии. Пока эта стратегия может быть использована в начале, мы призываем практиков, развивать понимание себя и собственный, более удобный стиль, так как этот способ, вероятно, лучше всего помогает сосредоточиться на потребностях клиента.

Терапевты, которые решили быть более внимательными, добрыми, терпимыми, прощающими, решительными, дисциплинированными, аналитическими, эффективными, терпеливыми или с чувством юмора, вероятно, продемонстрируют столько разных смыслов, как те, кто их определил. Очевидно, для этих терминов не существует универсальных определений. Мы приглашаем вас рассмотреть, что делает вашу терапевтическую практику уникальной вместе с вашими специфическими клиентами. Этот процесс признает, что каждый практикует КПТ по-разному, а также то, что мы все идентифицируем сегодня, может отличаться через год или через двадцать лет.


АДАПТАЦИЯ НА ОСНОВЕ АТРИБУЦИЙ КЛИЕНТА

Поскольку каждый клиент уникален, каждые терапевтические отношения уникальны. Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию наших мероприятий по КПТ к особенностям наших клиентом, к каждой из их сильных сторон и способностей. С современными знаниями и методами исследования мы ограничены наблюдательными оценками поведения во время сеансов. Улыбка или зевота клиента в ответ на нашу собственную улыбку или зевоту может привести к гипотезе об активации зеркальных нейронов, но в конечном итоге мы должны зависеть от нашего отображения сессионного поведения клиента, чтобы сформулировать представление о его или ее повседневном межличностном стиле. Многие техники КПТ включают клиентов в процесс выявления мыслей и эмоций, на которые влияет понимание собственного эмоционального опыта и способность обнаруживать эмоции у других людей. КПТ терапевты должны присутствовать и точно считывать во время сеанса проявление эмоций, или их избегание и понять относительные трудности, которые наши клиенты описывают в других областях своей жизни. (Klumpp, Fitzgerald, Angstadt, Post, & Phan, 2014; Mayer, Salovey, & Caruso, 2008; Samoilov & Goldfried, 2000; Siegle, Carter, & Thase, 2006). Таким образом, в буквальном смысле, мы помогаем нашим клиентам развивать свой эмоциональный интеллект. (Hezel & McNally, 2014; Muris, Mayer, Vermeulen, & Hiemstra, 2007; Spek, Nyklí˘ cek, Cuipers, & Pop, 2008). КПТ также включает в себя детальную проработку настоящего момента, которая требует определенного объёма исполнительного функционирования, чтобы аспекты опыта отслеживались во время взаимодействия, сознательно препятствуя бесполезных стратегиям из прошлого. (Johnco, Wuthrich, & Rapee, 2014; Mohlman, 2013; Snyder, 2013).


КПТ приглашает клиентов принять участие и разобраться в своих мыслительных процессах, таких как те, которые включают избирательное внимание, предубеждения памяти или другие потенциальные дисфункциональные способы создания своего опыта. Аналогичным образом, выявление и оценка убеждений о мыслях или процессах мышления (т.е. мета-когниций) требует определенных аспектов интеллектуального функционирования, как восприимчивый и выразительный язык, и абстрактное мышление. (Sasso & Strunk, 2013; Waters, Mogg, & Bradley, 2012). Клиенты с низким уровнем интеллекта, не грамотные (проблемы с грамотностью), фетальным алкогольным синдромом, дефицитом внимания и гиперактивностью, психозом или пережившие черепно-мозговую травму, или злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, в начальной стадии деменции, требуют особой включённости и навыков терапевта во время когнитивно-поведенческой терапии. (см. фигуру 1.3).

КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ

Хотя умелая практика КПТ зависит от обучения и эффективного использования базовых навыков консультирования, эти элементы требуют умелой и щепетильной адаптации для каждого клиента в каждой сессии. То, что может восприниматься как сопереживание и поддержка одним клиентом, может быть истолковано как покровительство и унижение другими. Поведение каждого терапевта рассматривается пациентом через призму своих ценностей, убеждений и предположений. Следовательно, КПТ терапевты должны придерживаться тонкой и постоянной меняющейся линии, чтобы убедиться в своем умении адаптировать всё в форму, комфортную для своих клиентов. В следующей главе мы обсудим, как концептуализация когнитивного случая служит основой для адаптации наших общих навыков терапевтических отношения для каждого клиента в каждой сессии.

«Твое собственное я [и твои собственные клиенты] истинны”

сократический диалог

Во время общения с другими людьми мы нередко сталкиваемся с довольно сложными ситуациями. Если, конечно, это приятная дружеская беседа, то разговор, скорее всего, сам по себе получится довольно гладким. Но если разговор перетекает в горячее обсуждение чего-нибудь или общение вообще изначально было напряжённым, то найти общий язык и прийти к взаимопониманию бывает довольно трудно. И здесь на помощь приходит метод, который в древности использовался древнегреческим философом Сократом в его беседах со своими учениками. Метод так и называется — сократический диалог.

Сократический диалог подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли. Эти вопросы должны заменять собой любые попытки утверждения истины, т.к. именно посредством них собеседник сам приходит к необходимому пониманию вещей, создавая истину сам. Говоря в научных терминах, в сократическом диалоге внешнему софистическому знанию противопоставляется внутреннее философское, находящееся в каждом.

Техника Сократа является удобоприменимой абсолютно в каждом виде словесного взаимодействия людей: разговорах, конфликтах, дискуссиях, обсуждениях и т.д. При помощи неё можно эффективно парировать обвинения, упрёки, укоры, а также противодействовать любому психологическому давлению.

Как правило, сократический диалог состоит из трёх этапов:

  • Согласие
  • Сомнение
  • Аргументация

Результат аналогично выражается в трёх формах:

  • Вы добиваетесь того, что собеседник становится менее противоречивым
  • Вы адекватно озвучиваете собственную точку зрения
  • Вы находите наиболее эффективный подход к аргументам собеседника

Со стороны всё выглядит довольно просто, но не всегда есть понимание того, как это применить на практике. Чтобы проиллюстрировать эту ситуацию, давайте рассмотрим один пример.

Пример

Этап первый – согласие

  • Ты должен сделать это в первую очередь – Да, согласен, это очень важно
  • Принимайся за работу – Конечно, время уже подошло
  • Ты опоздал на совещание – Да, немного задержался
  • Чтобы хорошо зарабатывать, нужно заниматься своим бизнесом – Естественно, бизнес — это отличный источник дохода
  • Нельзя получить хороший результат, сидя на месте – Да, без труда не вытащишь и рыбки из пруда

На первом этапе важно сделать так, чтобы ваше согласие не было простой формальностью, а отражало действительное положение вещей.

Второй этап – сомнение

Целью второго этапа является выражение сомнений в сторону слабых аргументов собеседника. Делая это, вы склоняете собеседника к тому, чтобы он сам пресёк любое давление со своей стороны. Согласно одному тактическому военному постулату, гласящему, что для победы над противником не обязательно превосходить его во всём, всегда и везде, а достаточно лишь иметь превосходство на определённом этапе, можно сделать вывод, что не нужно опровергать все умозаключения своего оппонента, а можно подвергнуть сомнению лишь один их элемент. В любой, даже, казалось бы, самой твёрдой и чёткой позиции есть свои слабые места, на которых и следует сделать акцент. Найдите это место и усомнитесь в нём. Т.к. человек по своей природе склонен к тому, чтобы быть или казаться последовательным, сомнение в чём-то одном неизбежно повлечёт за собой целую цепочку сомнений, что заставит его оценить свою позицию критически.

Но здесь важно учитывать следующее:

  • Ни в коем случае не доказывайте собеседнику, что он не прав, иначе это послужит тому, что вы вернётесь к тому, с чего начинали. Нужно умело сделать так, чтобы оппонент сам задумался о том, что он может быть не прав. Причём решающую роль играет именно эмоциональная реакция человека.
  • Умозаключения оппонента рекомендуется рассматривать не со своей позиции, а именно с его. Это значит, что нужно искать не то, в чём можете усомниться вы, а то, в чём может сомневаться ваш собеседник.

Покажем суть этого этапа на простом примере:

  • Если вы ведёте беседу с человеком о подготовленном им докладе, и он самонадеянно уверяет вас, что его работа на все сто процентов успешна, задумайтесь, что возможно он не уверен в том, понравится ли его доклад той аудитории, которой он будет его презентовать. Поэтому не нужно ставить под сомнение гениальность доклада, а стоит усомниться в том, понравится ли его работа аудитории.

Этап третий – аргументация

Полноценный пример всех трёх этапов

Вы и ваш собеседник ведёте дискуссию на тему практичности дорогих автомобилей.

Замечать изменения в исходе разговора и наблюдать реакцию собеседника довольно увлекательно. Особенно это заметно на первоначальном этапе практики: если раньше во многих случаях вы могли проигрывать, не зная, что сказать или прогибаясь под давлением другого человека, то сейчас вы заканчиваете словесную баталию с высоко поднятой головой. Но интереснее всего то, что сократический диалог – это не только способ переубедить человека и доказать свою правоту, но ещё и прекрасный способ конструктивного общения, т.к. от необходимости что-то доказывать вы переходите к поиску точек соприкосновения с другим человеком. Попробуйте сами и убедитесь в этом!

Группа для психологов/психиатров/психотерапевтов

Группа для психологов/психиатров/психотерапевтов

Группа для психологов/психиатров/психотерапевтов запись закреплена

Сократический диалог в КПТ: основные принципы и модели использования

Автор: Карпович Екатерина

1. Несмотря на универсальность сократического диалога как инструмента о нём очень мало пишут и ещё меньше проводится исследований;

2. Психологи самых разных направлений и все, кто работает с людьми, используют сократический диалог, но чаще всего интуитивно и неосознанно;

3. Одни вопросы могут быть более эффективны, чем другие, и использование сократического диалога помогает повысить эту эффективность.

В этой статье представлены основные принципы сократического диалога, типология сократических вопросов и примерные модели их использования в когнитивно-поведенческой терапии.

Арина Хоряева

Сократовский диалог, а не сократический. Это очень разные вещи

Евгений Попандопуло

Группа для психологов/психиатров/психотерапевтов

Ме́тод Сокра́та — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, основывающийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение.

Сократический диалог (др.-греч. Σωκρατικὸς λόγος) — жанр литературной прозы, развившийся в Древней Греции на рубеже IV века до н. э. Самые ранние образцы жанра сохранились в трудах Платона и Ксенофонта — и во всех них Сократ является персонажем. Эти и последующие диалоги представляют собой обсуждение моральных и философских проблем между двумя или несколькими персонажами, иллюстрируя применение сократического метода. Диалоги бывают как драматическими, так и повествовательными. Хотя Сократ часто является главным участником, его присутствие в диалоге не является существенным для жанра.

Арина Хоряева

👌🏻

Евгений, да, выше все верно написали, это жанр прозы

Читайте также: