Сокращенная анатомия все дело анатомическое кратко в себе

Обновлено: 04.07.2024

В 1717 году Пётр I купил анатомический кабинет Рюйша, положив начало Кунсткамере, первому русскому музею редкостей. В настоящее время петровская коллекция размещена в Санкт-Петербурге, в здании Музея антропологии и этнографии Российской академии наук. По указу императора с 1718 года пополнение коллекции стало заботой не только ученых, но и каждого российского гражданина.

Будучи искусным хирургом, доктор сконструировал и внедрил в практику множество новых инструментов. В качестве анатома-практика предложил новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов. Некоторые из них, например препараты почек, были приготовлены в 1863 году и сохранились до нашего времени. В качестве практикующего хирурга Буяльский одним из первых применил наркоз. При проведении операций использовал крахмальную повязку и самые современные тогда антисептики. Ему принадлежит авторство методик проведения операций на верхней челюсти, кровеносных сосудах. В 1866 году в честь И. В. Буяльского была отлита памятная золотая медаль.

С деятельностью Н. И. Пирогова связан высший расцвет практической анатомии. Великий российский хирург, педагог, общественный деятель, основатель военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в медицине убедительно доказал основную роль анатомии в клинической медицине. Пирогов логично завершил начинания Буяльского, утвердив топографическую анатомию как самостоятельную науку. В его трудах представлены методы так называемой ледяной анатомии, включающей разнообразные способы распила замороженных трупов.

Окончание XIX столетия в российской науке ознаменовалось появлением нескольких научных анатомических школ. На базе Московского университета действовала школа Д. Н. Зернова (1834–1917 годы). Теории этого ученого основывались на анатомии центральной нервной системы. Многолетние исследования головного мозга позволили российскому анатому представить доказательства ошибочности теории Чезаре Ломброзо о врожденных человеческих качествах (преступности или гениальности). В Киеве славилась школа гистолога В. А. Беца (1834–1894 годы). Являясь создателем оригинального учения об архитектонике коры головного мозга, Бец в 1874 году описал гигантские пирамидные клетки, позже названные его именем.

Внедрение методик высокотехнологичного XX века расширило возможности научной анатомии, еще более приблизив ее к практической медицине. Например, открытия Рентгена, а далее, как следствие, создание рентгеноанатомии предоставили возможность использовать рентгенодиагностику для постановки диагноза. В настоящее время распознавание заболеваний на основе рентгенологических данных осуществляется посредством рентгеноскопии и рентгенографии.

опубликовано 13/10/2011 20:04
обновлено 13/10/2011
— История медицины

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"
(ФГБУН ИТ ФМБА России)

Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И НАЧАЛО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Ф. БУША

И.В. Гайворонский, М.В. Твардовская

Доставка больных и раненых в госпитали совершалась в основном водным путем. На берегу позади госпиталей были сараи, погреба для провизии и пекарни, за ними - сады и сухопутная морская слобода. Далее на север находилось болотистое Куликово поле. Только петровские амбары были построены из камня на небольшом островке рядом с началом Большой Невки

Архиятер И.Б. Фишер, стовший во главе Медицинской канцелярии, особое внимание уделял преподаванию в госпитальных школах. При нем были введены должности оператора для преподавания анатомии и хирургии, рисовального мастера и учителя латинского языка.

Лекарские хирургические школы должны были готовить будущих лекарей к самостоятельной хирургической деятельности в условиях не только мирного, но и военного времени. По регламенту требовались: наглядность преподавания, достаточное количество трупов для препарирования и вскрытия, приготовление анатомических препаратов, хороший анатомический театр и анатомический музей (кабинет). Способные в науках доктора должны были переводить иностранные учебники на русский язык, создавать отечественные учебники по анатомии и хирургии на русском языке, анатомические атласы с единой анатомической латинско-русской номенклатурой.

На других таблицах М. Шеин показывает варианты длины и положения червеобразных отростков, особенности слизистой оболочки в области анального отверстия.

В общей сложности в учебнике Л. Гейстера после перевода появилось более 40 рисунков с анатомических препаратов, сделанных М. Шеином. Все они были подробно описаны и внесли существенный вклад в развитие учебной анатомической литературы, которой так не доставало во второй половине 18 века.

Таким образом, работы М. Шеина имели основополагающее значение для преподавания на русском языке в госпитальных школах России фундаментальных предметов - анатомии и хирургии.

Необходимо упомянуть и о единственном в то время руководстве по синдесмологии анатома, доктора медицины Иосии Вейтбрехта, которое было опубликовано в России в 1742 году (Рис. 5).

Таким образом, становится ясно, что несмотря на отдаленность от столицы, в Кронштадтской госпитальной школе работали талантливые ученые. Ими были созданы условия в деле обучения русских врачей. Эти традиции продолжил Ф.И. Буш, став оператором в Кронштадтском госпитале [9].

И.Ф. Буш сам готовит анатомические препараты внутренностей к лекциям, проводит вскрытия, составляет медицинские заключения, оперирует, пополняет препаратами анатомический кабинет, собирает материал для первого учебника по хирургии на русском языке. В нем формируется специалист анатом-хирург и педагог. Ему от природы было дано умение точно и увлекательно излагать материал, говорить ясно и полно, не переходя на пустую болтовню.

В 1797 году И. Буш принял по описи препараты анатомического кабинета хирургического института от профессора Форштейна, о чем записано в документах Исторического архива в Санкт-Петербурге [13].

В кабинете, согласно каталогу, подписанном И.Ф. Бушем, были сухие анатомические препараты : искусственные и натуральные скелеты, таз со связками, верхняя и нижняя конечности на связках, несколько черепов, две конечности с инъецированными сосудами, пупочный канатик с плацентой, инъецированное сердце плода, отдельные препараты мышц глазного яблока и мышц плеча и раздутые до натуральной величины мочевой и желчный пузыри и др. Более 40 препаратов находились в спирте ( Praeparatae anatomica in spirita conservata ). Среди них 15 различных плодов человека, половые органы родлильницы, уродства, отдельные препараты внутренних органов с инъецированными сосудами, а также большой запас препаратов для учебных занятий.

За анатомическим кабинетом числились хирургические, анатомические и лабораторные инструменты. Перечень и количество анатомических инструментов позволяют судить о том, как было поставлено дело с препарированием и изготовлением препаратов для музея, лекций и демонстраций. Наличие в анатомическом кабинете наборов для инъекций сосудов - инструментов и инъекционных масс еще раз доказывает, что и в России в 18 веке изучали сосуды методом инъекции.

Все изложенное о структуре анатомического кабинета на примере Калинкинского медико-хирургического института подтверждает мнение о том, что во второй половине XIX века в С.-Петербурге был сделан огромный шаг на пути создания в России Высшего учебного заведения - Медико-хирургической Академии. К 1798 году на базе училищ были подготовлены прекрасные кадры, которые были достойны занять главные кафедры в будущей академии. Среди них был Иван Федорович Буш - хирург-анатом, которому было тогда всего лишь 27 лет.

С большим уважением, теплотой и любовью пишет о И.Ф. Буше его биограф И. Р. Лихтенштедт [9]:

Иван Федорович Буш стоял у истоков развития С.-Петербургской анатомической школы. В своей творческой педагогической и общественной деятельности он был связан тесными узами дружбы с П.А. Загорским, И.В. Буяльским, В. Малаховым и др., а его ученики достойно продолжили дело своего выдающегося учителя.

Буравцов В.И. К истории создания Военно-медицинской академии. - СПб.: ВМедА., 1998. - 60 с.

Верхратский С.А. Николай Бидлоо - организатор и пожизненный руководитель первой отечественной госпитальной школы// Клиническая хирургия. - 1970. - N1. - С.86-.

Гейстер Л. Сокращенная анатомия все дело анатомическое кратко в себе заключающая . / в пер. М. Шеина. - СПб., 1757.

Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них докторов и прочих медицинского чина служителей. - СПб., 1735. - С.24-25.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка (современная версия). - М., 2001. - 737 с.

Колосов М. А. Павел Захарович Кондоиди // Мед. обозр. - 1913. - Т. 80. - С. 784-788.

История Кронштадтского госпиталя. - Л., 1967.

Ландшевский А. Исторический очерк кафедры Академической хирургической клиники . - Дис. д-ра медицины. - СПб., 1898. - 119 С. РГИА. - Ф.1294. - Оп. - Вн.17. - Дело 12. 1797.

Лихтенштедт И.Р. Биография заслуженного профессора и академика И.Ф. Буша. - Воен.-мед. журн. - 1844. - Ч.43, N2. - С.197-228.

Максимович - Амбодик Н. М. Анатомо-физиологический словарь в коем всех наименований частей человеческого тела, до анатомии и физиологии принадлежащие . для пользы российского юношества в первое напечатанное трудами и иждивением Максимовича-Амбодика . - СПб., 1783. - [10], LXVIII , 160 - 137 с.

Палкин Б.Н. Возникновение медицинской канцелярии в 18 веке и первый период ее деятельности // Советское здравоохранение. - 1974. - N4. - С.63-66.

Палкин Б.Н. Реформы конца XVIII - начала XIX столетия в области медицинского образования в России // Советское здравоохранение. - 1981. - N8. - С.71-74. РГИА. -

РГИА. Ф.1294. - Оп. - Вн.17. - Дело 12. 1797.

Таренецкий А.И. Кафедра и музей нормальной анатомии при Императорской Военно-Медицинской Академии в С.-Петербурге за 100 лет : Исторический очерк. - СПб., 1895. - 339 с.


+ Щелкните для загрузки увеличенной копии (179кб, 591x538 GIF)
Рис. 1. Генеральные госпитали на Выборгской стороне [8].

Условные обозначения: 1 - каменные петровские амбары, 2 - сухопутный госпиталь, 3 - морской госпиталь, 4 - хозяйственные постройки, 5, 6 - морская и сухопутная слободы, 7, 8 - госпитальные сады.


Гейстер, Лоренц . Лаврентия Гейстера в Гелмстадск[ом] университете професс[ора] Цесарской и Берлинской академий и Лондонского ученаго собрания члена Сокращенная анатомиа все дело анатомическое заключающая / Лоренц Гейстер ; Переведена с латинского языка на российской: Санктпетербургской адмиралтейской гошпитали главным лекарем Мартином Шеиным. - Санктпетербурге : напечатана при Императорской Академии наук, 1757 - . - 4°. - [Т.1]-2.
[Т.1] / Лоренц Гейстер ; пер. Мартин Шеин. - [42], 1-312, 213-224 = [324] с. : цв. ;
Т.2. - 186, [103] с. : 9 вкл. л. ил. - На ненум стр. т. 2 помещены указатели на русском и латинском языках: 1. Реэстр авторам. - 2. Реэстр вещей первичных. - Напечатано по заказу Медицинской коллегии. Тираж 1200 экз.
Полный текст (pdf, 130 Мб)




© 2006 - 2021 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия Администрации АКУНБ им.В.Я.Шишкова.
Проект осуществлен при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Фундаментальные открытия в ведущих отраслях естествознания имели определяющее значение для развития науки и техники. На их основе получила дальнейшее развитие и медицина.

Как уже отмечалось, основоположником научной анатомии является Андреас Везалий, который не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, но обобщил и систематизировал их (т. е. сделал из анатомии науку). После А. Везалия профессора стали собственноручно публично препарировать трупы умерших, ставя своей целью как исследование строения человеческого тела, так и преподавание анатомии студентам.

Вскрытия, сначала редкие и в неприспособленных для этого помещениях, в XVI-XVII вв. превратились в торжественные демонстрации, которые совершались с особого разрешения властей в присутствии коллег и учеников. Для них стали сооружать специальные помещения по типу амфитеатров (в Падуе, 1594; Болонье, 1637 и т. д.)

Б России начало анатомических вскрытий связано с правлением Петра I (1682-1725), который проявлял большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал лекции и анатомический музей Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях. О каждом случае предстоящего вскрытия он заранее получал уведомление и проникал в секционный зал через специальную потайную дверь.

В 1717 г. Петр I приобрел анатомическую коллекцию Рюйша (около 2 тыс. экспонатов) за 30 тыс. голландских гульденов. Она положила начало фондам первого русского музея – Кунсткамеры – Петровского музея редкостей (ныне Музей антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге). По указу царя (1718) эта коллекция стала расширяться и пополняться трудами российских ученых. (В настоящее время сохранившаяся часть препаратов Ф. Рюйша находится в Музее антропологии и этнографии РАН, в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова и Казанском медицинском институте.)

Преподавание анатомии в России с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовались учебники иностранных авторов (Bidloo, Gottfried; Blankardt, Stefan и других) на латинском и немецком языках. Затем лучшие из них стали переводить на русский язык.

Читайте также: