Социализация в цифровом обществе кратко

Обновлено: 06.07.2024

к. пед. н., доцент, директор научно-исследовательского центра Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).

к. пед. н., и. о. директора Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).

к. пед. н., ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).

к. б. н., заместитель директора научно-исследовательского центра Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).

с. н. с. научно-исследовательского центра Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).

Статья посвящена анализу методологических подходов к разработке программ для детей и подростков, направленных на повышение личностной устойчивости к конфликтам и профилактику социально-опасного поведения, в том числе в социальных сетях, а также развитию умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов.

Ключевые слова: Социализация, дети, подростки, обучающиеся, информационное пространство, методологические подходы, программы, профилактика, социально опасное поведение, личностная устойчивость к конфликтам.

В настоящее время продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей и подростков в системе образования оказываются во многом нереализованными. К ним можно отнести низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей (что приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, дискриминационного поведения, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям), несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей и подростков новым рискам, связанным с развитием Интернета и информационных технологий, нарастающим количеством противоправного контента.

Современная ситуация развития общества предопределяет необходимость цифровой социализации детей и подростков

В этой связи особое внимание должно быть уделено внедрению эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей и подростков; созданию социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации подрастающего поколения и интегрирующей воспитательные возможности всех социальных институтов. Должна быть создана система психолого-педагогической поддержки семьи, необходимо повышать социальную, коммуникативную и педагогическую компетентность родителей, обеспечивать психологическое сопровождение развития обучающихся в условиях семьи и образовательного учреждения; в том числе необходимо прикладывать усилия для воспитания детей и подростков, имеющих психолого-педагогические проблемы.

Количество цифрового контента на сегодняшний день настолько велико, что понятна озабоченность педагогического и родительского сообщества, связанная с рисками для детей при погружении в интернет-пространство.

За почти столетнюю историю теории и практики социализации разработаны десятки теорий, программ и подходов, в чем-то дополняющих друг друга, а в чем-то друг другу противоречащих. В них отражены две научные точки зрения на социализацию детей, отображающие объективное и субъективное направления.

Второй подход (субъективный) делает акцент на развитие (саморазвитие) и реализацию потенциальных возможностей индивида. Так, символический интеракционизм, объясняя процесс социализации, исходит из следующего принципа: люди обладают способностью мыслить, и эта способность должна формироваться и совершенствоваться в процессе социального взаимодействия. Отличительная особенность данного подхода заключается в представлении социализации как динамического процесса, который позволяет людям развивать способность мыслить — и развивать ее желательным для человека образом (а не усваивать принципы, необходимые для выживания в обществе).

Суть киберонтологического подхода — развитие личности посредством взаимодействия и коммуникации с использованием технологий

Необходимо отметить, что для выявления подходов к разработке программ социализации потребовалась определенная систематизация существующих программ.

Анализ современных программ социализации показывает, что можно выделить несколько их видов:

● стандартные программы социализации. К данному виду относятся программы воспитания и социализации обучающихся, разрабатываемые образовательными организациями, являющиеся частью основной образовательной программы образовательной организации и учитывающие требования федеральных государственных образовательных стандартов;

● модульные программы деятельности детских общественных организаций/объединений, обеспечивающие самостоятельный выбор ребенком своей роли в организации/объединении, возможность конструирования индивидуальной траектории социализации;

● программы социализации одаренных детей;

● социально-реабилитационные программы (программы социализации детей и подростков с деструктивным поведением);

● специализированные программы для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Изучая существующие в образовательных организациях программы воспитания и социализации обучающихся, можно сделать вывод об использовании авторами широкого спектра научно-методических подходов к разработке указанных программ. Анализ позволяет выделить ключевые (основные) подходы к разработке таких программ: системно-деятельностный, аксиологический, компетентностный, социокультурный и киберонтологический подходы.

Очевидно, что разработка программы социализации с позиций системно-деятельностного подхода, который является базовым при организации образовательной деятельности, подчеркивает целостность и единство процесса обучения и процесса социализации, позволяет сконструировать единую программу получения знаний и накопления социального опыта на протяжении всего образовательного процесса в школе.

Проблема, решаемая в проекте – отсутствие у детей и подростков, живущих в сельской местности цифровой культуры, однобокое представление о возможностях цифровых технологий и чрезмерное увлечение компьютерными играми.

Целевая группа:

  • несовершеннолетние 7 — 12 лет, проживающие в сельских районах Вологодской области: Вологодском, Шекснинском, Череповецком.

Услуги:

  • обучение детей и подростков цифровым информационным технологиям, безопасному и полезному использованию Интернета и компьютера;
  • мероприятия, направленные на повышение информированности детей, подростков и родителей о цифровых технологиях;
  • повышение компьютерной грамотности, организационное, информационное и методическое сопровождение цифровых волонтеров, вовлеченных в наставническую деятельность.

Более двухсот учащихся узнали о возможностях цифровых технологий, о цифровых профессиях, где их можно получить в нашем регионе. Протестировали возможности голосового помощника Алисы. Решили занимательные логические задачи. 46 старшеклассников посетили мастер-классы и собеседование на роль кандидата в цифровые волонтеры.

В проекте "Цифровая социализация" в Вологде появился новый доброволец! Ксения Боровинская сама нашла информацию о деятельности специалистов через ресурсный центр волонтеров ВО "Провода" и теперь приходит к ребятам на занятия.

Даже когда ребенок сильно увлечен компьютерной игрой. В наше цифровое время дети очень рано осваивают планшеты и смартфоны. Родителям необходимо не отставать в знаниях и помогать ему избегать опасных ситуаций.

Основы психологического консультирования по телефону

Психологическое консультирование подростков и молодежи

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Автор

/module/item/name

Один из последних проектов, проходивший при поддержке Российского научного фонда, был посвящен феномену цифровой социализации. Эмпирическое исследование было проведено в 2019 году в 8 федеральных округах России. Выборка составила около 3 тысяч человек, исследовались группа подростков от 12 до 17 лет и группа взрослых — родителей, у которых есть дети-подростки 12–17 лет.

В контексте цифровых трансформаций возникает особый интерес к феномену детства. Изменившаяся социальная ситуация развития ребенка приводит к тому, что за его зону развития конкурирует не только значимый взрослый, но и онлайн-среда.

Цифровая социализация — опосредованный всеми доступными инфокоммуникационными технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн реальности и формирующий его цифровую личность как часть реальной личности.

Особая уникальность подрастающего поколения, по мнению Галины Владимировны, состоит в том, что цифровая социализация соседствует с традиционной. Эти формы совмещаются, конкурируют, вытесняют, замещают друг друга.

Цифровую социализацию можно рассматривать как процесс непрерывной адаптации изменяющегося человека к возможностям и рискам меняющейся социо-технологической среды. Эта адаптация отражает процесс социальной эволюции психики личности, когда сознание сращивается с цифровыми устройствами как внешними культурными орудиями. И техносистема как важная часть внешней среды встраивается в когнитивную социальную систему человека, интегрируется, выступает как ее часть и изменяет эту систему.

Исследование цифровой социализации проходит по нескольким направлениям: психологическое благополучие и психическое здоровье, индивидуально-личностные особенности, пользовательская активность, образ цифрового мира, цифровое гражданство и другие.

В ходе исследований были выделены следующие ключевые измерения цифровой социализации современного человека, современного ребенка: гиперподключенность, смешанная (совмещенная) реальность, расширенная личность, новая социальность.

Гиперподключенность — синоним экранного времени или пользовательской активности, т.е. время, которое проводит пользователь, используя цифровое устройство, подключенное к Сети.

По результатам дневникового исследования 2021 года виден рост в два раза по сравнению с 2019 годом: по словам Галины Солдатовой, уже не четверть, а каждый второй ребенок в возрасте 14–17 лет может быть внесен в категорию гиперподключенных.

По словам Галины Солдатовой, чем моложе человек, тем чаще он воспринимает цифровые объекты как часть себя. Смартфон является одним из первых и наиболее значимых видов собственности у подростка, гаджет всегда рядом: у трети подростков, по данным дневникового исследования, он находится под рукой даже ночью. Также среди опрошенных в возрасте 7–16 лет очень велика эмоциональная привязанность к гаджетам (41%).

Значимость цифрового мира проявляется в возникновении новых страхов. Номофобию (страх остаться без телефона) называет каждый третий подросток, страх репутационных потерь в соцсетях — каждый второй, страх остаться без доступа к социальным сетям — более 70%. Для подростков характерен высокой уровень технофилии и достаточно высокий уровень доверия к приложениям и программам (каждый четвертый).

Рассмотрение формирования личности современного ребенка через призму гиперподключенности, неизученного ранее пространства смешанной реальности и беспрецендентного технологического расширения личности, определяющих ее новую социальность, предполагает, во-первых, необходимость иного взгляда на нормы когнитивного и личностного развития, во-вторых, подтверждает значимость не только орудийного опосредствования деятельности как одного из существенных условий развития психики, но и механизмов переопосредствования — включения уже опосредствованных форм деятельности в новые системы опосредствования.

Поэтому закономерно намечающееся в исследованиях смещение фокуса с изучения процессов главным образом интериоризации на психологический анализ процессов экстериоризации, в частности на вопросы эффективного овладения цифровыми устройствами и техносистемой в целом.

Представленная социально-когнитивная модель цифровой социализации, в центре которой находится цифровая личность, отражает современный этап социальной и когнитивной эволюции человеческой психики, когда развивающееся сознание личности в познавательном и коммуникативном плане фактически сращивается с внешними орудиями (гаджетами) и знаковой реальностью (Интернетом).


19.00.00 Психологические науки

УДК 159.922

С докладами выступили:

Галина Владимировна предложила следующую методологию исследований аспектов цифровой социализации:

  • культурно-исторический, деятельностный и историко-эволюционный подходы в психологии;
  • подходы к проблеме социализации;
  • техноэкологический и межпоколенческий подходы;
  • теории и концепции информационного общества;
  • современные теории когнитивного развития в информационном обществе;
  • мультидисциплинарные исследования качества жизни и благополучия;
  • психологические и мультидисциплинарные исследования новых и традиционных культурных практик, феноменов, значений и смыслов в контексте цифровизации;
  • концепции и подходы, связанные с онлайн-безопасностью.

В своём выступлении Г.В. Солдатова также назвала основные направления исследований цифровой социализации:

  • образ цифрового мира;
  • пользовательская активность;
  • медиация цифровой социализации;
  • социальное взаимодействие в цифровом обществе;
  • психологическое благополучие и психическое здоровье;
  • индивидуально-личностные особенности;
  • столкновение с онлайн-рисками;
  • взаимодействие с неживыми системами;
  • цифровая компетентность;
  • цифровое гражданство;
  • цифровое образование.

Младший научный сотрудник факультета психологии МГУ Светлана Вячеславна Чигарькова в своём выступлении подняла проблему культурных практик социального взаимодействия подростков и родителей в Интернете. Что радует, согласно её данным, в настоящее время и те и другие предпочитают социальное взаимодействие лицом к лицу, т.е. очно в предметной действительности, пока без (и хочется верить, что этого не произойдёт никогда) приоритета символьно-знаковой реальности киберпространства.


Младший научный сотрудник факультета психологии МГУ Евгения Юрьевна Никонова рассказала о своём видении медиамногозадачности, анализируя вопросы медиазадачности и многозадачности. Рассказав о произвольном и непроизвольном переключении между задачами в рамках пользовательской активности в Сети, она затронула три типа медиамногозадачности:

  • одновременное использование нескольких медиатехнологических средств;
  • совмещение использования медийных и традиционных источников информации;
  • совмещение использования средств реальной и виртуальной деятельности.


Студентка 5 курса факультета психологии МГУ Анастасия Клишевич показала материалы пилотажного исследования феномена склонности к риску в дополненной реальности, рассказав об игровой процедуре сбора данных и полученных результатах. Выводы, которыми она поделилась, свидетельствуют о тенденции к положительной связи между склонностью к риску как личностной характеристики в реальности и проявлением рискованного поведения в дополненной реальности.

Читайте также: