Софисты о государстве и праве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Софистика — это древнегреческое философское течение, существовавшее с середины V века до первой половины VI века до н.э., абсолютизировавшее относительность знаний.

Выделяют два поколения софистов: старшее поколение — Горгий, Гиппий, Протагор и др.; младшее поколение — Фрасимах, Ликофрон, Калликл и др.

Софисты рассматривали вопросы:

  • о государстве, его значении и роли в воспитании граждан в духе гражданских добродетелей;
  • о божественных и писаных законах, их соотношении;
  • о неравенстве людей по закону и равенстве по природе;
  • о пользе мира и вреде вражды между эллинами;
  • о понятиях справедливости;
  • о политике, как сфере человеческой деятельности.

Одна из основных черт софистики — релятивизм. Софисты не видели грани между ложным и истинным, не признавали каких-либо объективных критериев. Софистам свойственен агностицизм, в основе которого лежит представление о том, что мир постичь невозможно. Софисты не были единодушными в своих взглядах, часто они рассматривали возникающие вопросы по-разному. Большинство вопросов, несущих политико-правовую и философскую направленность, приобрели в будущем наиболее актуальное значение.

Профессионализм софистов заключается прежде всего в педагогической практике воспитания достойного гражданина и государственного деятеля. Непосредственно занимались государственной деятельностью член афинской Тирании тридцати Критий, Горгий — участник Леонтийского посольства, Тисий и Коракс, принимавших активное участие в управлении полисом после установления демократии в Сиракузах.

Тисий и Коракс впервые составили правила и разработали теорию судебного красноречия, создали практику рассуждений, анализ речей защиты в суде, составили теоретические руководства.

Готовые работы на аналогичную тему

Политико-правовые идеи Горгия, Гиппия, Фрасимаха

Горгий выдвинул классическую триаду выражения агностицизма:

  • ничто не существует;
  • если что-либо существует, то человек познать это не может;
  • если что-либо и можно познать, то другому это объяснить нельзя.

В триаде Горгия существует проблема коммуникации, то есть присутствует принцип несообщаемости знания иному (истина непередаваема и субъективна).

Гиппий отмечал некоторые антиобщественные поступки людей, за которые должно следовать наказание по закону (клевета, оскорбление, воровство и др.).

Гиппий считал, что:

Основной политический тезис Фрасимаха: справедливость — это то, что пригодно сильнейшему. Любая власть устанавливает законы в свою пользу: тирания — тиранические законы, демократия — демократические. Установив законы, власть объявляет их справедливыми для подвластных лиц. Преступающего закон карают, как нарушителя. Во всех государствах справедливым считается одно и то же, то, что пригодно существующей власти.

Фрасимах считал, что человека, совершающего ошибки, нельзя назвать правителем. Настоящий мастер никогда не ошибается, потому что ошибки совершают от недостатка мастерства и знаний. Настоящий правитель безошибочно устанавливает то, что лучше всего. Софист указывает, что всякое искусство — это сила и власть в той сфере, где оно применяется. Тот, кто обладает мастерством, находит личную выгоду и пользу. Так, победа в сражении оборачивается благоденствием для узурпатора.

Фрасимах считает справедливым, что в случае, когда большинство признает тирана, то такая власть подкрепляется общественным договором, становится легитимной, несмотря на мнение интеллектуалов.

Но софисты — это не только ловкие и лукавые спорщики. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права.

Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Уже в древности различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.) софистов. Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).

Славой многознающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора пользовался Протагор (481—411 до и. э.).

Демократическая идея Протагора и вместе с тем максима его политико-правовой концепции состоят в том, что существование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие.

Добродетели, необходимые в делах домашних и государственных, можно приобрести старанием и обучением. В этом — важный государственный смысл воспитания членов полиса в духе гражданских добродетелей.

Горгий (ок. 483—375 до н. э.) был наряду с Протагором одним из наиболее знаменитых софистов.

Воспитание людей в духе требований природы Антифонт расценивал в качестве необходимого условия достижения единства граждан в вопросе о государственных порядках и законах.

Фрасимах из Халкедона был одним из самых ярких и знаменитых софистов младшего поколения.

Политика, по Фрасимаху, — область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования.

В каждом государстве, пояснял Фрасимах свою мысль, власть устанавливает законы в свою пользу: демократия — демократические законы, тирания — тиранические и т. д. Установив подобные законы, власти объявляют их справедливыми. Обладание властью дает большие преимущества. Несправедливость в политических отношениях оказывается целесообразнее и выгоднее справедливости.

Фрасимах, таким образом, отметил роль насилия в деятельности государства, авторитарный характер политики и закона и, кроме того, высказал ту мысль, что и в области нравственности господствуют представления тех, в чьих руках находятся сила и государственная власть.

По природе же, утверждал Калликл, справедливо то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. Повсюду (среди животных, людей, государств и народов) природный признак справедливости, по его мнению, таков: сильный повелевает слабым и стоит выше слабого. С позиций такого закона природы и естественного права силы Калликл критиковал демократические законы и обычаи и лежащий в их основе принцип равноправия граждан.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

16. Софисты как предтечи теории естественного права

16. Софисты как предтечи теории естественного права Гиппий первым противопоставил природу (фюсис) и закон (номос). Он считал, что законы природы представляют истинное, естественное право, и что по природе, а не по закону, люди равны между собой. Для Гиппия естественное право

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ) Так как в Греции было мало земель, пригодных для обработки, то здесь развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это стало основополагающим фактором высокой эффективности

10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)

10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты) В истории возникновения и развития древнегреческой политико правовой мысли выделяют три этапа:Ранний период (IX–VI вв. до н. э.) – связан со временем возникновения древнегреческой

Развитие системы хозяйства и связанное с этим обострение противоречий внутри полисов подняли значение вопросов государства и права, в особенности вопросов о происхождении и сущности государства и права. Традиционные воззрения и верования подвергались при этом смелой критике. Новым потребностям жизни удовлетворяли тогда софисты (от греч. sophos – мудрый. Они обучали искусству спорить, доказывать в суде и на народном собрании – расцвет риторики. Софисты утверждали, что о любом явлении можно судить двояко, всегда могут быть 2 точки зрения, поэтому у каждого человека и обстоятельства имеется своя истина. Они провозглашали зависимость знания от конкретных условий.

Такой подход к пониманию истины софисты извлекли на основе анализа политических и гос. устройств различных греческих полисов, которые демонстрировали примеры существования в относительно сходных условиях различных гос. - правовых моделей (где-то демократия, где-то тирания, где-то олигархия).

У софистов право и закон изначально является творением рук человека и они отражают интересы отдельных политических групп и слоёв населения, а значит право, в отличие от законов природы, изменяется со временем и не является постоянным.

Различают обычно старших софистов и младших. К числу старших относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон, Продик; к числу младших – Ликофон, Тразимах, Калликл, Алкидам, Критий.

Старшие софисты придерживались прогрессивных взглядов и были сторонниками демократии. Среди младших наряду с представителями демократического направления встречались и защитники авторитарных взглядов и течений.

Протагор выдвинул учение об относительности знаний и наших представлений о добре и зле. По его мнению, все зависит от того, как человек воспринимает и оценивает постигаемую им действительность.

По мнению Протагора все должны быть участниками политической и правовой жизни, в равной мере принимать участие в решении государственных дел.

Чтобы подчеркнуть условность закона, Протагор противопоставляет закон человеческий закону естественному. Однако естественное состояние, по Протагору, не выше и не лучше гражданского состояния. Наоборот, Протагор рисует естественное состояние как войну всех против всех, при которой совершенно невозможна совместная жизнь людей. Практическим выводом из этой философии мог быть только призыв к неуклонному следованию существующим законам.

Весьма остро был поставлен младшими софистами, отражавшими интересы богатой знати, вопрос о сущности права. Так, Тразимах, пытаясь оправдать господство верхушки общества над массами простых людей, объявлял, право служит интересам властвующих, а не подвластных, и это естественно.

Политико-правовые взгляды Сократа.

Сократ (469-399 г. до н.э.) не был знатного рода. Умер: принял яд, т.к. его осудили за его философию.

С точки зрения философии изучал проблему познания, выбирая методы диалектики, развивая ее законы. Истинное знание, по Сократу, возможно лишь через посредство общих понятий.

Критиковал демократию, говоря, что раньше было лучше, выступал за аристократическое политическое устройство, но понимал его как управление немногих, подготовленных профессионалов к гос. управлению, имеющих надлежащие подлинные знания, т.е. те, кто умеет управлять. В Афинах же замещение должностей происходило путем жребия.

Право. Сократ развивал учение о естественном праве. Он писал о существовании божественных законов, которые должны составлять основу для действующего законодательства. Это, к примеру, необходимость уважать богов, уважать родителей. Но в любом случае, любые законы защищают людей от анархии. Справедливое и законное – одно и то же.

Различали два поколения софистов: старших и младших. Среди старших софистов обычно выделяют Протагора, Горгия, Предика, Гиппия, Антифонта. Среди младших, Фрасимаха, Калликла, Ликофрона. Сочинения софистов практически не сохранились и сведения об их политико-правовых взглядах можно получить лишь в произведениях Платона и Аристотеля, восхищавшихся их идеями.

Мерой всех вещей он считал человека, как индивида и гражданина полиса. Все измеряемое человеческой мерой относительно, так как знания, полученные посредством ощущений, отличаются у разных людей. Поэтому, единой истины как таковой просто не существует. У всякой вещи всегда существует два противоречивых мнения. Справедливое и несправедливое, постыдное и прекрасное - одно и то же, смотря, как и кто оценивает. Также весьма условно и изменчиво право. Протагор отмечает, что у разных народов существуют различные нормы права, т.е. единых представлений о законности в мире нет. Мерилом всех ценностей, справедливости является сам полис, считает Протагор. Государство само решает, что справедливо и прекрасно, а что - нет. Поэтому он уравнивает право и закон, считая, что всякий закон справедлив, т.е. является правовым.

Естественный закон у Протагора это догосударственное состояние общества, которое не лучше и не хуже государственного. Он утверждает равенство всех людей по отношению к мудрости и государственному управлению. По его мнению, политическая добродетель должна быть достоянием всех граждан, иначе государство просто погибнет. В этих целях Протагор утверждал необходимость государственного воспитания каждого гражданина. Несмотря на типичные для софистов извороты и двусмысленности, Протагор отстаивает принципы справедливости, законности, государственного порядка. В Афинах Протагор преследовался по обвинениям в атеизме.

Софисты были первыми настоящими теоретиками права, государства, политики. Идеи софистов получили второе рождение и вновь стали разрабатываться в Новое время.

Различали два поколения софистов: старших и младших. Среди старших софистов обычно выделяют Протагора, Горгия, Предика, Гиппия, Антифонта. Среди младших, Фрасимаха, Калликла, Ликофрона. Сочинения софистов практически не сохранились и сведения об их политико-правовых взглядах можно получить лишь в произведениях Платона и Аристотеля, восхищавшихся их идеями.

Мерой всех вещей он считал человека, как индивида и гражданина полиса. Все измеряемое человеческой мерой относительно, так как знания, полученные посредством ощущений, отличаются у разных людей. Поэтому, единой истины как таковой просто не существует. У всякой вещи всегда существует два противоречивых мнения. Справедливое и несправедливое, постыдное и прекрасное - одно и то же, смотря, как и кто оценивает. Также весьма условно и изменчиво право. Протагор отмечает, что у разных народов существуют различные нормы права, т.е. единых представлений о законности в мире нет. Мерилом всех ценностей, справедливости является сам полис, считает Протагор. Государство само решает, что справедливо и прекрасно, а что - нет. Поэтому он уравнивает право и закон, считая, что всякий закон справедлив, т.е. является правовым.

Естественный закон у Протагора это догосударственное состояние общества, которое не лучше и не хуже государственного. Он утверждает равенство всех людей по отношению к мудрости и государственному управлению. По его мнению, политическая добродетель должна быть достоянием всех граждан, иначе государство просто погибнет. В этих целях Протагор утверждал необходимость государственного воспитания каждого гражданина. Несмотря на типичные для софистов извороты и двусмысленности, Протагор отстаивает принципы справедливости, законности, государственного порядка. В Афинах Протагор преследовался по обвинениям в атеизме.

Софисты были первыми настоящими теоретиками права, государства, политики. Идеи софистов получили второе рождение и вновь стали разрабатываться в Новое время.

Читайте также: