Абстракционизм в моде кратко

Обновлено: 05.07.2024

В СССР тоже абстракционизм не прижился: в почете был социалистический реализм, а произведения беспредметного искусства считались явлениями буржуазной культуры. Хотя в послереволюционный период в стране было много художников – абстракционистов и представителей других направлений авангардного искусства: революция была во всех сферах жизни, включая творчество.

В моде сезона осень-зима 2014-2015 абстрактным принтам уделили внимание многие бренды. Ярко и броско смотрится молодежная коллекция бренда Just Cavalli, модели которой украшены эффектными абстрактными принтами:


Не менее ярко и оригинально смотрится коллекция бренда Sportmax:




Привычная строгость и сдержанность коллекций бренда Burberry Prorsum в этом сезоне сменилась на несвойственную для него красочность с использованием абстрактных принтов. Такое ощущение, что на изготовления моделей одежды пошли полотна художников беспредметного искусства!




Достаточно красочно смотрятся и модели одежды бренда Givenchy:


Модели костюмов от Chanel, украшенные мелкой абстракцией, предназначены для молодежи: яркие, броские, позитивные!





Во многих моделях коллекции бренда Prada принты являются главной составляющей создаваемого образа. Они используются и в платьях, и в куртках, и в пальто:





В предосенней коллекции бренда Carolina Herrera мелкая абстракция используется в повседневных изделиях, в осенне-зимнем сезоне – в вечерних нарядах:


Абстрактные принты способствуют созданию выразительного и эффектного образа женщины в новом сезоне: это бесспорно!

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 1

16 декабря 150 лет назад родился один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский. Абстрактное искусство — течение, позволяющее освободиться от устоявшихся догматов, — оказало значительно воздействие на эволюцию искусства и развитие дизайна. Не оказалась в стороне и мода.

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 3

Chanel Couture, осень 2009 г.

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 5

Chanel, осень 2014 г.

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 6

Marni, осень 2010 г.

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 9

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 11

Ronaldus Shamask, весна 2012 г.
3.1 Phillip Lim, весна 2013 г.
Yves Saint Laurent, осень 1965 г.
Christian Louboutin, 2007 г.

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 13

Richard Nicoll, осень-зима 2013 г.

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 15

Raf Simons, осень-зима 2014 г.

Не будет преувеличением сказать, что неоценимый вклад в развитие моды внесли работы Казимира Малевича: основоположнику одного из ранних направлений абстрактного искусства, известного как супрематизм, мы обязаны геометричными принтами и архитектурными конструкциями. Его идеи нашли отображение в виде орнаментов и лаконичных форм — это влияние можно проследить на примере образов Burberry, Raf Simons, Roland Mouret и многих других модных домов. Даже в коллекции Céline, посвященной творчеству fashion-иллюстратора Тони Вирамонтеса, нельзя не обнаружить отсылки к стилю раннего русского авангарда.

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 17

Кеды Raf Simons, весна 2008 г.
Roland Mouret, весна 2014 г.
Сумка Burberry, осень 2014 г.

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 19

Gabriele Colangelo, весна 2013 г.
-

Влияние абстрактного искусства на современную моду, фото № 21

Céline, весна 2014 г.

Взаимосвязь моды и искусства всегда была очевидна: дизайнеры вдохновляются самыми разнообразными течениями, от кубизма до арт-деко и от барокко до дивизионизма. В сезонных трансформациях стиля несложно разглядеть арт-послания: зачастую коллекции модных домов предоставляют нам еще одну возможность открыть для себя идеи великих художников.


16 декабря мы отмечаем 150 лет со дня рождения одного из основоположников абстракционизма Василия Кандинского. Абстрактное искусство — течение, позволяющее освободиться от устоявшихся догматов, — оказало значительно воздействие на эволюцию искусства и развитие дизайна. Не оказалась в стороне и мода.

Показ Alexander McQueen, весна 1999 г.

мы решили рассмотреть влияние абстрактного искусства на fashion-индустрию.

Ronaldus Shamask, весна 2012 г.
3.1 Phillip Lim, весна 2013 г.
Yves Saint Laurent, осень 1965 г.
Christian Louboutin, 2007 г.

Не будет преувеличением сказать, что неоценимый вклад в развитие моды внесли работы Казимира Малевича: основоположнику одного из ранних направлений абстрактного искусства, известного как супрематизм, мы обязаны геометричными принтами и архитектурными конструкциями. Его идеи нашли отображение в виде орнаментов и лаконичных форм — это влияние можно проследить на примере образов Burberry, Raf Simons, Roland Mouret и многих других модных домов. Даже в коллекции Céline, посвященной творчеству fashion-иллюстратора Тони Вирамонтеса, нельзя не обнаружить отсылки к стилю раннего русского авангарда.

Céline, весна 2014 г.

Взаимосвязь моды и искусства всегда была очевидна: дизайнеры вдохновляются самыми разнообразными течениями, от кубизма до арт-деко и от барокко до дивизионизма. В сезонных трансформациях стиля несложно разглядеть арт-послания: зачастую коллекции модных домов предоставляют нам еще одну возможность открыть для себя идеи великих художников.



Показ Alexander McQueen, весна 1999 г.

16 декабря 150 лет назад родился один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский. Абстрактное искусство — течение, позволяющее освободиться от устоявшихся догматов, — оказало значительно воздействие на эволюцию искусства и развитие дизайна. Не оказалась в стороне и мода.



Ronaldus Shamask, весна 2012 г.
3.1 Phillip Lim, весна 2013 г.
Yves Saint Laurent, осень 1965 г.
Christian Louboutin, 2007 г.

Не будет преувеличением сказать, что неоценимый вклад в развитие моды внесли работы Казимира Малевича: основоположнику одного из ранних направлений абстрактного искусства, известного как супрематизм, мы обязаны геометричными принтами и архитектурными конструкциями. Его идеи нашли отображение в виде орнаментов и лаконичных форм — это влияние можно проследить на примере образов Burberry, Raf Simons, Roland Mouret и многих других модных домов. Даже в коллекции Céline, посвященной творчеству fashion-иллюстратора Тони Вирамонтеса, нельзя не обнаружить отсылки к стилю раннего русского авангарда.



Céline, весна 2014 г.

Взаимосвязь моды и искусства всегда была очевидна: дизайнеры вдохновляются самыми разнообразными течениями, от кубизма до арт-деко и от барокко до дивизионизма. В сезонных трансформациях стиля несложно разглядеть арт-послания: зачастую коллекции модных домов предоставляют нам еще одну возможность открыть для себя идеи великих художников.

На протяжении вот уже нескольких сезонов мы наблюдаем, как яркий цвет заполоняет подиумы. Дизайнеры увлеченно экспериментируют с сочетаниями цветов и строением цветных блоков, стараясь достичь того же эффекта, что и художники в начале прошлого столетия. Но в отличие от полотен знаменитых художников, одежда, создаваемая современными дизайнерами, не несет в себе революционный дух, вызов бросается лишь с точки зрения эстетики. Все чаще мы можем встретить на улице воплощенный в свитере или платье любой из видов абстракционизма, функция которого в моде ограничена лишь привлечением внимания. Этим активно пользуются многие герои street-fashion блогов, радуя наш взгляд всевозможными сочетаниями принтов и цветов.

Абстрактная живопись (фото 1)

Первыми, кто использовал одежду как чистый холст, были Александр Михайлович Родченко и его группа конструктивистов. Неслучайно именно они были в числе первопроходцев: идея конструктивизма отличалась от других абстрактных течений в искусстве утилитарным использованием своих идей — общественной пользы и материализма. Именно поэтому вышеназванное направление было крайне политизировано и поддерживалось пролетарскими чиновниками: технический прогресс, по плану правительства, должен был изменить весь окружающий мир, — и дизайн одежды, вчегда четко отделенный от искусства, стал инструментом в руках строителей нового мира. Варвару Степанову можно считать первой, кто перенес плоский эскиз из геометрических фигур на объемное человеческое тело. Но ее идеи, полные любви к геометрии, слишком революционные для своего времени, так что было решено ограничиться лишь ее принтами, выпущенными в массовое производство.

Абстрактная живопись (фото 2)

Абстрактная живопись (фото 3)

Казимир Малевич "Черный крест" (около 1923)

Творчество Малевича в сравнении с идеями конструктивистов — это идеологическая утопия. Ч ерный квадрат Малевича стал первофигурой в формировании супрематистского мира художника. Из квадрата затем возникли все дальнейшие композиции: из монументальной статики он перешел в динамическую форму — "Черный круг"; затем квадрат, разрезанный пополам, сдвинулся, образуя "Черный крест". Эти три формы и легли в основу системы супрематизма. Метафизический посыл этих трех фигур сложно воспроизвести материально — особенно в одежде, но многие дизайнеры до сих пор экспериментируют с его идеями на прикладном уровне и достигают чистой геометрии, как, например, Нарцисо Родригес. Он известен своими четкими лаконичными линиями в крое, и его эксперименты с контрастными цветовыми блоками неизбежно напоминают черный этап Малевича.

Абстрактная живопись (фото 4)

Абстрактная живопись (фото 5)

Пит Мондриан "Композиция с красным, желтым, синим и черным" (1921)

Миучча Прада взяла за основу своих коллекций силуэт 60-х и интерпретировала знаменитые принты Ив Сен Лорана из культовой коллекции 1965 года, вдохновленной работами Пита Мондриана. В этом случае получается двойная интерпретация источников: Ив Сен Лоран возродил идею супрематистов втиснуть человеческие объемы в плоскость абстрактной живописи, и он настолько преуспел в своем стремлении, что 60-е невольно ассоциируются с работами художников 20-х годов; а Прада вдохновилась уже слившимся в единое целое образом 60-х и полотен Мондриана.

Абстрактная живопись (фото 6)

Proenza Schouler, Costume National, Costume National

Абстрактная живопись (фото 7)

Mark Rothko "Black, Red and Black" (1968)

Марк Ротко — самый известный представитель живописи цветового поля ("Color Field"), абстрактного течения, в основе которого лежит использование больших плоскостей, наполненных цветами, приоритетно близких по тональности. Ротко призывал не считать его работы абстрактными, объясняя это тем, что в его намерения не входит создавать или акцентировать формальное соотношение цвета и места. Он, в отличие от Малевича, не старался в своих работах породить идеальную реальность, а скрывал за условной формой эмоциональную глубину и чувства. Отсутствие четких границ придает картинам Ротко динамику и эмоциональность. Дизайнеры, вдохновляющиеся творчеством художника, скорее пользуются сочетаниями цветов с картин Ротко, нежели формой. Хотя именно сочетание размытой формы и цветового контраста дает тот гипнотизирующий эффект, который безуспешно пытаются повторить многие дизайнеры.

Абстрактная живопись (фото 8)

Costume National, Giambattista Valli, Costume National

Абстрактная живопись (фото 9)

Ellsworth Kelly "Yellow over Black" (1964)

Эльсуорт Келли — типичный представитель живописи цветового поля и минимализма. Его работы исключительно просты и четки. Заполненные чистыми цветами геометрические фигуры на огромных холстах настолько безжизненны и лишены эмоций, что их холодная статичность выступает символом бессмысленности. Конечно, сложно сказать, что дизайнеры вдохновляются именно творчеством этого художника, но их стремление заполнить пространство одежды цветной геометрией отсылает к декоративности работ Келли.

Абстрактная живопись (фото 10)

Абстрактная живопись (фото 11)

Ellsworth Kelly "Walker Art Center"

Абстрактная живопись (фото 12)

Pedro Lourenco, Antonio Berardi, Pedro Lourenco

Абстрактная живопись (фото 13)

Ellsworth Kelly "Running White" (1959)

Абстрактная живопись (фото 14)

Абстрактная живопись (фото 15)

Михаил Матюшин "Движение в пространстве" (1922)

Эта работа Михаила Матюшина лишь малая часть его многогранного творчества. Матюшин пробовал себя в качестве композитора, писателя, педагога, живописца, и во всех сферах творчества следовал своей теории "расширенного смотрения", в основе которой лежит изучение пространства и принципов взаимодействия цвета и среды, цвета и формы, цвета и звука, формы и времени. Именно Матюшин написал музыку к опере Крученых "Победа над солнцем", оформление которой выполнил Малевич. И именно "Победа над солнцем" явилась для Малевича отправной точкой супрематизма и подтолкнула на создание черной серии.

Абстрактная живопись (фото 16)

Абстрактная живопись (фото 17)
Абстрактная живопись (фото 18)

Kenneth Noland "Sarah's Reach", Kenneth Noland "Baba Yaga" (1964)

Кеннет Ноланд отличался своей техникой — наложением акриловой краски на негрунтованное полотно, при котором ткань впитывает краску, делая картину объемной. Основываясь на этой технике, Ноланд создал свою живопись фигурного холста. Он много экспериментировал с формой, наполняя ее всевозможными цветовыми сочетаниям. Его нельзя назвать минималистом, но лаконичное расположение линий на его холстах хорошо сочетается с новым минимализмом Фиби Фило. Новым — поскольку Фиби использует не полную пустоту классического минимализма, а лишь экспериментирует с формой, фактурой, узором, цветом, умудряясь не переходить тонкую грань минимализма. В этом творчество Кеннета Ноланда созвучно концепции обновленного бренда Celine.

Текст и коллажи: Дуня Захарова

Читайте также: