Михаил фокин биография кратко

Обновлено: 08.07.2024

Михаи́л Миха́йлович Фо́кин (23 апреля 1880, Санкт-Петербург — 22 августа 1942, Нью-Йорк) — русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся основателем современного классического романтического балета.

Содержание

Детство

Михаил Михайлович Фокин родился в купеческой семье. Мать Михаила, Екатерина Андреевна, очень любила театр и сама в своё время мечтала о сцене, но сценическая жизнь у неё не сложилась и всю свою страсть и любовь к театральному искусству она передала своим детям, которую они и переняли. Миша рос красивым, стройным и грациозным мальчиком и вся семья считала, что балетная сцена будет лучшей участью для маленького Миши. Но глава семейства, купец Фокин, считал это занятие не достойным мужчины и запретил своему сыну заниматься танцем. Однако 1889 году мать Михаила в тайне от главы семейства отвела Мишу в Императорскую балетную школу Санкт-Петербурга на вступительные экзамены, куда его и зачислили. Отцу пришлось смириться.

Обучался Фокин у Павла Гердта, Платона Карсавина, Николая Легата. В академии большое внимание уделялось профессиональной подготовке и большую часть времени уделяли репетициям, остальные предметы считались второстепенными. Михаил Михайлович с самый первых лет делал успехи в обучении, что, в свою очередь, не мешало ему интересоваться рисованием и музыкой, освоив балалайку, скрипку и пианино. В музее Ленинградского хореографического училища сохранилось несколько живописных работ Фокина, выполненных в реалистической манере. Также он принимал участие в различных музыкальных кружках, даже играл в знаменитом в свое время оркестре народных инструментов В. Андреева.

Мариинский театр

В 1904 году Фокин написал письмо в Дирекцию Императорских театров письмо, в котором были очерчены основные направления преобразования классического танца:

Вместо традиционного дуализма, балет должен гармонично объединить три важнейших элемента — музыку, декорации и пластическое искусство… танец должен поддаваться осмыслению. Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу.

Письмо осталось без ответа, но это не мешало ставить свои сценические эксперименты — у него были мощные защитники Александр Бенуа и Мариус Петипа, чью художественную манеру так настойчиво отрицал Фокин, что, правда, не мешало ему относиться к нему с большим уважением.

Русские сезоны

В 1909 году уже ранее показывавшееся работы Фокина в Мариинском театре Дягилев повёз в Париж. Успех был абсолютным и Фокин вместе с остальными участниками дягилевской труппы (Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский) обрели мировую известность.

Позднее творчество



В 1921 году в Нью-Йорке открывает первую в США балетную школу.

Умер Михаил Михайлович 22 августа 1942, оставив после себя 70 балетов и славу главного романтика сцены.



Значение личности

Оценки творчества

Экстаз Фокина длился около шести лет, может быть, несколько меньше, может, несколько больше: между 1907 и 1914 годами. Дальше дело пошло на спад. До середины 30-х годов Фокин почти выпал из балета. В истории балетного театра, на фоне долгой, десятилетиями длившейся и внутреннебогощавшейся жизни Дидло или Бурнонвиля, или Мариуса Петипа эти шесть лет — эпизод, интермедия. Но эпизод гениален, а интермедия неповторима, ослепительна. персонаж интермедии, герой полумаски, герой эфемерид — это он сам, пламенный и летящий на пламя Фокин.

Сергей Рахманинов на смерть своего друга отреагировал следующими словами:

Теперь все гении мертвы…

Сейчас многие говорят, что балеты Русских сезонов похожи на музейные экспонаты. Ну так что же? Мы же ходим в Лувр, приезжая в Париж. Точно также бережно нужно относиться к балетам русских парижских сезонов.

См. также

Библиография

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 23 апреля
  • Родившиеся в 1880 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 22 августа
  • Умершие в 1942 году
  • Умершие в Нью-Йорке
  • Артисты балета по алфавиту
  • Артисты балета Российской империи
  • Артисты балета России
  • Артисты балета XIX века
  • Артисты балета XX века
  • Балетмейстеры по алфавиту
  • Балетмейстеры Российской империи
  • Балетмейстеры России
  • Балетмейстеры США
  • Балетмейстеры XX века
  • Балетные педагоги по алфавиту
  • Балетные педагоги Российской империи
  • Балетные педагоги России
  • Балетные педагоги XX века
  • Балет Мариинского театра
  • Персоналии:Мариинский театр
  • Выпускники академии русского балета имени А. Я. Вагановой
  • Преподаватели академии русского балета имени А. Я. Вагановой
  • Русские эмигранты первой волны во Франции
  • Русские эмигранты первой волны в США

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Фокин, Михаил Михайлович" в других словарях:

Фокин, Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Фокин. ФОКИН Михаил Михайлович (1880 1942), артист балета, балетмейстер. С 1898 в Мариинском театре (Арлекин “Арлекинада” Р. Дриго; Солор “Баядерка” Л.Ф. Минкуса), в 1909 12, 1914 руководитель балетной труппы “Русских сезонов”.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Фокин Михаил Михайлович — [11(23).4.1880, Петербург, √ 22.8.1942, Нью Йорк], русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петербургское театральное училище по классу Н. Г. Легата. Был солистом Мариинского театра. В 1901√11 преподавал в Петербургском… … Большая советская энциклопедия

ФОКИН Михаил Михайлович — (1880 1942) артист балета, балетмейстер. С 1898 в Мариинском театре, в 1909 12, 1914 руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж). С 1918 работал в Швеции, США, Франции и др. странах. Занимался педагогической деятельностью. Реформатор… … Большой Энциклопедический словарь

Фокин Михаил Михайлович — (1880 1942), артист балета, балетмейстер. С 1898 в Мариинском театре, в 1909 1912, 1914 руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж). С 1918 работал в Швеции, США, Франции и других странах. Занимался педагогической деятельностью.… … Энциклопедический словарь

Фокин, Михаил Михайлович — (р. 1880) танцовщик и балетмейстер. Ученик Иогансена и М. Петипа (см.), Ф. по новому подошел к музыкальному произведению, переводя его на язык зрительных образов; отвергая старую балетную музыку Пуни, Делиба и др. и используя симфоническую музыку … Большая биографическая энциклопедия

ФОКИН Михаил Михайлович — (1880 1942), русский хореограф и танцовщик. Родился в Петербурге 26 апреля 1880 и в возрасте 9 лет был принят в Петербургское театральное училище. В 1898 дебютировал на сцене Мариинского театра в па де катр из балета Пахита; в 1902 стал педагогом … Энциклопедия Кольера

Михаил Михайлович Шульц — Михаил Шульц. 1950 Михаил Михайлович Шульц (1 июля 1919, Петроград 9 октября 2006, Санкт Петербург) физикохимик, академик АН СССР (1979, с 1991 РАН), Герой Социалистического Труда (1991), художник. Содержание … Википедия

Шульц Михаил Михайлович — Михаил Шульц. 1950 Михаил Михайлович Шульц (1 июля 1919, Петроград 9 октября 2006, Санкт Петербург) физикохимик, академик АН СССР (1979, с 1991 РАН), Герой Социалистического Труда (1991), художник. Содержание … Википедия

Михаил Фокин родился 23 апреля 1880 года в городе Санкт-Петербург. Его мать, Екатерина Андреевна очень любила театр и сама в свое время мечтала о сцене. Однако сценическая жизнь у нее не сложилась и всю свою страсть и любовь к театральному искусству передала своим детям. Именно мама отдала сына в хореографическое училище, в класс представителя знаменитой балетной династии Николая Легата, тем более что мальчик обладал хорошими природными задатками. Также учителями Миши выступали Павел Гердт и Платон Карсавин.

Петербургское училище исключительное значение придавало балетной технике и ученики долгие часы проводили в классах, а также участвовали в постановках Мариинского театра. Основное формирование Фокина происходило в балетной среде, где артист проникался духом классической школы, видя ее достоинства и недостатки.

Однако танец не давал ему ощущения полноты жизни. Фокин видел себя постановщиком. Наблюдая за работой выдающихся хореографов Мариуса Петипа и Льва Иванова, Михаил вырабатывал собственный взгляд на классический балет и у него появилось устойчивое мнение о необходимости модернизации танца.

Всего за свою жизнь Фокин поставил семьдесят балетов, каждый из которых имел свои находки. Именно он прививает Америке любовь к классическому балету, формируя национальную школу и традицию. Балеты Фокина стали настоящим достоянием искусства танца в XX веке. Реформа хореографа заключалась в том, что предложил создавать не отдельные танцы, а целостные произведения, в которых гармонично сочетались пластика, музыка и декорации. Также его заслугой стало возрождение мужского танца, который совсем уже исчезал к тому времени. постановщик создал новые жанры: балеты-миниатюры, бессюжетные пластические зарисовки.

Михаил Михайлович Фокин скончался 22 августа 1942 года в американском Нью-Йорке. Похоронен в городе Гринберг, на межконфессионально кладбище Фернклифф.

Михаил Михайлович Фокин

— Не хочу, чтобы мой Мимочка был попрыгунчиком! – категорически заявил купец Фокин, человек деловой и строгий. Занятие балетом казалось ему делом несерьезньм, легкомысленным и не достойным мужчины. Но сын не послушал отца – и стал великим реформатором балетного искусства.

Михаил Михайлович Фокин родился 23 апреля 1880 года. По поводу его судьбы разгорелись споры: вся семья – мать, старшие братья, сестра Соня – находили, что Миша мальчик удивительно грациозный и что балет может стать для него занятием вполне достойным. Михаил имел все данные балетного премьера – стройный, длинноногий, с выразительным и глубоким взглядом темных глаз.

Мать Михаила, Екатерина Андреевна, с детства бредила театром, хотя ее первое и единственное выступление на театральной сцене вызвало бурю гнева в семье, где она воспитывалась. Мечту о театре она сумела передать всем своим детям. Она решила пойти наперекор мужу – отвела Михаила на прием в театральную школу тайком от него. Так в 1889 году Михаил Михайлович Фокин был принят в Петербургское театральное училище, где ему довелось учиться балетному мастерству у таких известных и талантливых педагогов и танцовщиков, как Николай Легат, Платон Карсавин и Павел Гердт. Здесь воспитывали артистов балета, придавая исключительное внимание лишь их профессиональной подготовке. Воспитанники училища были заняты почти во всех балетных постановках Мариинского театра, репетициям отводилось главное место в учебной программе. Изучению остальных предметов большого внимания не уделялось.

Талант и живой интерес к учебе не мешали Михаилу часто быть зачинщиком всевозможных шалостей. В то же время к учебе он относился серьезно, а интерес к балету сочетался у него с любовью и способностями к музыке, рисованию. В музее Ленинградского хореографического училища сохранилось несколько живописных работ Фокина, выполненных в реалистической манере. Он принимал участие в различных музыкальных кружках, даже играл на балалайке в знаменитом в свое время оркестре народных инструментов В. Андреева.

Фокин закончил Петербургское театральное училище в 1898 году. Поскольку уже во время учебы он обнаружил блестящие способности и прекрасную профессиональную подготовку, то обычную для большинства выпускников стадию кордебалета он благополучно миновал и сразу был принят в труппу солистом.

Ему приходилось танцевать разные партии – и классические, и характерные. А с 1902 года он начал преподавать в балетной школе – сперва в младших классах девочек, а потом самостоятельно повел старший класс.

Именно в это время Фокин встретил и полюбил Веру Антонову. Она была одной из его воспитанниц. Их свадьба состоялась в 1905 году. Была она скромной, потому что материальное состояние Михаила Фокина не позволяло думать о роскоши и пышности.

Эти работы были оплачены дирекцией, что означало официальное признание балетмейстерских прав Фокина. После этого он стал готовиться к своему первому показу русского балета в Париже, инициатором которого был Сергей Дягилев.

Революция прервала работу балетмейстера не только в Мариинском театре, но и в России. Он предпочел покинуть родину, первоначально планируя вернуться. Однако этим планам не суждено было осуществиться.

Умер Михаил Михайлович Фокин 22 августа 1942 года.

На советской сцене сохранились лишь немногие из более чем 60 балетов, поставленных М. Фокиным. Каждый из них отмечен таким своеобразием, что, по существу, открывает собой целое направление хореографического театра.

Велико значение Фокина-педагога, воспитавшего великолепные кадры русского и советского балета. Среди его учеников — Е. Смирнова, Е. Гердт, Е. Люком, Л. Лопухова, П. Владимиров, А. Лопухов.

Михаи́л Миха́йлович Фо́кин (23 апреля 1880, Санкт-Петербург — 22 августа 1942, Нью-Йорк) — русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся основателем современного классического романтического балета. Родился в купеческой семье. В 1889 году мать Михаила отвела Мишу в Императорскую балетную школу Санкт-Петербурга на вступительные экзамены, куда его и зачислили.

Обучался Фокин у Павла Гердта, Платона Карсавина, Николая Легата. Михаил Михайлович интересовался рисованием и музыкой, освоил балалайку, скрипку и пианино. В музее Ленинградского хореографического училища сохранилось несколько живописных работ Фокина, выполненных в реалистической манере. Играл в знаменитом в свое время Русском оркестре В. В. Андреева.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

В 1898 году сразу после окончания академии Михаил Михайлович был принят в Мариинский театр в качестве солиста. В 1902 году стал учителем в женском балетном классе Театрального училища, где начал реализовывать свои революционные идеи.

В 1904 году Фокин написал письмо в Дирекцию Императорских театров, в котором были очерчены основные пути преобразования классического танца:

Вместо традиционного дуализма, балет должен гармонично объединить три важнейших элемента — музыку, декорации и пластическое искусство… танец должен поддаваться осмыслению. Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу.

Письмо осталось без ответа, но это не мешало Фокину ставить свои сценические эксперименты — у него были мощные защитники Александр Бенуа и даже Мариус Петипа, чью художественную манеру он так настойчиво отрицал. Это, однако, не мешало ему относиться к Петипа с большим уважением.

В сентябре 1905 года Фокин женился на танцовщице В. П. Антоновой, недавно закончившей школу. В дальнейшем она стала известной как Вера Фокина.

С 1914 по 1918 год Фокин снова работал в Мариинском театре.

После Октябрьской революции Фокин предпочёл эмиграцию и уехал с семьёй в Стокгольм. В 1919 году получил предложение переехать в США, которое и принял.

В 1921 году в Нью-Йорке Фокин открывает первую в США балетную школу.

Постановки, ученики и партии

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: