Аскетизм это в истории 6 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(нем. Asketismus, от греч. ἀσκέω – упражняюсь, стремлюсь). В религии – подавление чувств. влечений, "умерщвление плоти" как средство достижения "нравственного совершенства" и "приближения к божеству". Кроме того, А. является также и нормой нравственности, означая подавление жизн. стремлений и отказ от материальных благ во имя определ. социальных целей.

Корни р е л и г. А. уходят в древность. При первобытнообщинном строе они обнаруживаются в обряде "инициаций" для подростков, переходящих в группу взрослых мужчин, – длит, изоляция, пост, физич. испытания (выбивание зуба, обрезание и пр.). У сев.-амер. индейцев подобные испытания связывались с религ. целями: юноша должен был добиться, чтобы ему явилось "видение", к-рое должно было бы стать его личным "духом-покровителем". Особым физич. и духовным испытаниям, характерным для А., подвергались колдуны, знахари и шаманы. Как норма нравств. поведения А. в первобытном обществе обусловливался суровыми условиями существования первобытной общины и являлся средством воспитания мужества, выносливости, строгого подчинения традиции.

Значительного развития А. достиг в вост. религиях, особенно в Индии. Первые сведения о нем содержатся в ведах и ведич. лит-ре. В религ. системе ранних Упанишад понятие "А." возникает одновременно с понятием об атмане (душе), противопоставленном телу и материальным объектам: тело – это преграда, к-рую надо устранить, чтобы достигнуть слияния с мировой душой. Отсюда вытекало требование полного и окончат. ухода верующего из коллектива и разрыва с образом жизни его членов. В 1-м тысячелетии до н.э. в Индии А. был доведен до крайних пределов изуверства. По "Законам Ману" каждый брахман должен был последнюю часть своей жизни провести в лесу, подвергать свое тело истязаниям. Как средство достижения религ. целей (напр., достижение нирваны, соблюдение принципа ахимсы) А. входит в джайнизм, брахманизм, буддизм.

А. был свойствен и др.-греч. религиям. Орфики и пифагорейцы проповедовали воздержание от мяса и бобов, отказывались от половой жизни, признавали учение о периодич. перевоплощении души, о теле как гробнице души (Пифагор, Филолай). С расколом общества на антагонистич. классы проповедь А. приобретает классовый смысл. Эксплуатация человека человеком лишает угнетенные классы возможности равного участия в пользовании благами цивилизации. Этич. учение о презрении к материальным благам, выдвинутое пифагорейцами, киниками, стоиками, служило оправданием тяжких условий жизни рабов. Господств, класс прибегал к А. и для формирования особой касты воинов, осуществлявшей функцию насильств. поддержания господства рабовладельцев (напр., в Спарте). В мистич. учении гностицизма аскетич. образ жизни рассматривался как средство достижения осн. нравств. цели: освобождения от источника зла – материи. В христианстве А. связан с осн. догмой о греховности плоти: ее надо умерщвлять, чтобы спасти душу, подготовить ее к "вечной жизни". Социальной предпосылкой возникновения А. в христианстве явился упадок рабовладельческого строя. "Умерщвление плоти", ставшее девизом А., прежде чем оно стало прославляемым идеалом в христианстве, осуществлялось на практике как неизбежное последствие массового обнищания населения Римской империи и ее провинций. Вместе с тем идея А. была выражением индивидуализма, основанного на филос. идеях стоицизма с его призывом к уходу в самого себя и с его пренебрежением к жизн. потребностям. А. был связан с первонач. монашеством, к-рое проявлялось в форме отшельничества, уединения и т.д. Христ. А. не мог стать реально действующей нормой не только для массы верующих, но и для самой церкви как хозяйств.-экономич. и социальной организации и поэтому служил лишь идеологич. знаменем, прикрывающим ее подлинную корыстную сущность. Идеология христ. А. получает разработку впервые в соч. Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, видевших в А. средство очищения души от грехов.

Дальнейшее развитие А. получает в средние века, когда он принимает особенно уродливые формы – массового бичевания и самобичевания (флагелланство). Церковь по-прежнему превозносила и обычные формы А. – посты, безбрачие, ношение власяницы, вериг и т.д. Возведение церковью А. в принцип добродетели служило целям отвлечения нар. масс от борьбы за улучшение своих материальных условий жизни, а ореол "мученичества", к-рым окружало себя при помощи А. духовенство, использовался церковью для проведения своего влияния среди масс верующих. Идеологи нарождающейся буржуазии выступили с критикой феод. аскетич. морали. Гуманисты эпохи Возрождения противопоставили христианскому А. земное благополучие человека, полное и разумное наслаждение радостями жизни. В период Реформации, противопоставившей ср.-век. идее "отрешения от мира" идею "светского призвания",согласно к-рой, по учению Кальвина, христианин обязан участвовать в жизни общества и даже стремиться к обогащению, А. был принципиально отвергнут. Протестантизм давал религ. санкцию новым отношениям бурж. общества с их предпринимат. духом и поэтому не мог поддерживать идею ухода от мира. Наряду с этим в протестантизме формируется т.н. мирской А., "весь секрет которого состоит в буржуазной бережливост и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Лютеранская мораль и английский пуританизм возводят А. в нравств. добродетель, объявляя нравств. благами скопидомство, скряжничество, скаредность. Этот А. выражался также в запрещении танцев, театр. представлений, в строгой регламентации одежды и т.п.

С дальнейшим развитием капитализма, особенно в период империализма, А. приобретает форму подавления в человеке гуманных общественных, коллективистских чувств. В ряде сект (методисты, иеговисты, бухманизм и др.) А. принимает изощренно изуверские формы, являясь средством воздействия на нравств. мир верующих.

В ранних революц. выступлениях крестьянских и плебейских масс принцип м о р а л ь н о г о А., связанный с требованиями имуществ. равенства, выдвигался против роскоши и аморализма господств. классов. Аскетич. строгость нравов, выдвижение принципа спартанского равенства были необходимы низшему слою для того, чтобы объединиться как классу, чтобы развить свою революц. энергию и осознать свое враждебное положение к существующему обществ. строю. С развитием производит. сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от грубоуравнительного А. "Масса пролетариата менее всего нуждается в проповеди отречения от земных благ, хотя бы уже потому, что у нее не осталось почти ничего, от чего бы она могла еще отречься" (там же, с. 378). Отдавая должное революц. самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отбрасывает попытки принижения ценности земной жизни, игнорирования задачи достижения всей полноты счастья личности на базе социализма и коммунизма. Всестороннее и гармонич. развитие человеч. личности возможно лишь с ликвидацией капитализма, на основе свободного от эксплуатации творч. труда всего народа и осуществления принципа "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Такие условия впервые в истории человечества создаются коммунизмом.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, Μ , 1956; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т 31; Эйкеи Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Зарин С. [М.], Аскетизм по православно-христианскому учению, [т.] 1, [ч.] 1–2, СПБ, 1907; Zöckler О., Askese und Mönchtum, 2 Aufl., Bd 1–2, Frankf./M., 1897; его же, Asceticism (christian), в кн.: Encyclopaedia of Religion and Ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinburgh – N Y., 1909; Mutz F. Х., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn. 1909.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

АСКЕТИЗМ (от греч. ?σκητής—σпражняющийся, подвижник) — метод нравственного совершенствования и духовного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соответствующая практика, т. е. собственно аскеза. Как нравственный принцип аскетизм противоположен гедонизму. Слово “аскетизм” восходит к греческому ασκήσω, означавшему искусную обработку грубых материалов, их украшение; производное от него άσκήσις означало упражнение, первоначально атлетическое, приготовление к определенной деятельности. Соответственно “аскетами” называли атлетов. Специфически духовный смысл этому слову придали стоики, понимавшие под аскезой гл. о. ритуальное воздержание и духовное упражнение в добродетели. В этом же смысле слово употреблялось раннехристианскими мыслителями. Не только в обычной речи, но и в богословской литературе под аскетизмом нередко понимается весь комплекс религиозно-ритуальных самоограничений, предпринимаемых человеком с целью отречения от мирского в себе.

Все религиозные учения так или иначе предполагают аскетическую практику как средство духовно-нравственного очищения, а также преображения повседневной деятельности. Идеология и технические детали этой практики могут быть различными. Напр., в одной из древнеиндийских традиций, отраженных в “Схагавадгите”, мироотречение осуществляется посредством ритуального повторения заученных текстов поэмы, в процессе которого, как предполагается, формируется особое душевное состояние—постоянная обращенность мыслящей и созерцающей личности на самое себя, ее самоконцентрация во имя Бога-Бхагавана, сохранение в уме соответствующего божественного образа. Хранимый в душе образ постоянно “включается” человеком в совершаемые им повседневные дела и наполняет их божественным смыслом, благодаря чему мирское действие становится незаинтересованным, бескорыстным: его практический смысл отвлекается от мирского контекста, оно посвящается, приносится в жертву Божеству. Особенности христианского аскетизма определялись учением о природе человеческих страстей, преодолении искушений и необходимом самоотвержении человека в его преданности Христу. Как и в индуизме, в христианстве сами по себе аскетические подвиги без соответствующего умонастроения, внутренней обращенности к высшему (Божеству) не имеют духовного и этического значения.

В социальной практике требование аскетизма нередко выдвигается с целью пропагандистского манипулирования людьми, их экономической или политической эксплуатации. Этим была обусловлена критика аскетизма Гольбахом, Марксом, Ницше. Интересная как анализ и обличение определенных общественных нравов критика подобного рода по существу не имеет отношения к аскетизму как именно практике духовного упражнения и преображения. Как нравственный принцип аскетизм предписывает самоограничение, воздержание от чувственных наслаждений и укрепление воли к совершенному исполнению долга. В аскетическом усилии—воздержании в пище, питье, в чувственных влечениях, преодолении своих слабостей (напр., сластолюбия или сладострастия), овладении физическими и душевными состояниями—человек должен отрешиться от плотского в себе и добиться самообладания. Важным средством аскетизма являются медитация, молитва. В этом духе понимали аскетизм В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, А. Швейцер. Нравственная ценность аскетической практики определяется тем, от аего отрешается человек. При одной и той же положительной программе эта практика может варьироваться в своей отрицательной части. Напр., в рамках христианской традиции отрицательная программа аскетизма может касаться как земногобренного вообще, так и только принудительных форм общественных нравов, “материального” в повседневной жизни или лишь индивидуальной чувственности человека. Меру отрешения в отношении себя и “своей” среды человек устанавливает сам. Презрение к плоти не следует смешивать с пренебрежением к телу, а самообладание—с бесстрастностью. Отрешение же от “плотского” и рутинноповседневного в чужой жизни, даже будучи нравственно обоснованным, может быть допустимо лишь на основе сострадательного, участливого отношения к другому. Также и бесстрастие, понятое как пренебрежение к страданиям, нравственно допустимо лишь в отношении собственных, но не чужих, лишений и болезней. Требования духовного возвышения и нравственного совершенствования личности приоритетны по отношению к идеалу аскетизма.

Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия.— Соч. в 2 т., т. 1. M., 1988, с. 135—152; Ницше Φ. К генеалогии морали.—Соч. в 2 т., т. 2. M., 1990, с. 472—524; Зарин С. M. Аскетиэм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М., 1996; Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.,1998.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Все мы понимаем, что любая религия, философия (это как?) или особенный образ жизни – это система определенных доктрин, законов, правил и предписаний.

Какие-то из них что-то объясняют, разрешают или рекомендуют, другие же – категорически опровергают либо запрещают. Если обратиться к разным сферам социальной жизни, то во многих найдется такое понятие, как аскетизм.

Индус

Сегодня я предлагаю разобраться в значении этого термина и раскрыть не только его религиозно-философский смысл, но и нюансы употребления в светской среде.

Определение

Уже тогда, на заре нашей эры, аскеза считалась подвижничеством, которое нередко отождествлялось с особой практикой, включавшей в себя занятия на выработку особых навыков воздержания и отказа от жизненных благ.

Это могли быть самые разные упражнения, направленные на ужесточение подхода к удовлетворению насущных потребностей.

Таким образом появилось понятие аскетизм – это строгие принципы поведения, формирующие особый образ жизни, основанный на добровольном ограничении в удовольствиях, желаниях, потреблении.

Эти принципы предполагают в первую очередь готовность человека на самоотвержение и его способность к самоконтролю. При этом сам подвижник добровольно отказывается от:

  1. плотских удовольствий, включая семейную жизнь;
  2. разнообразной пищи и любого изобилия в еде;
  3. алкоголя во всех видах;
  4. богатства, финансовой обеспеченности и стремления к накопительству;
  5. дорогого имущества, включая предметы роскоши и аксессуары люксори-класса (это как?);
  6. современных гаджетов;
  7. развлечений, увеселений, праздного времяпрепровождения.

Те, кто принимал подобные принципы и переходил на такой образ жизни, становились аскетами. Часто люди, практиковавшие аскетизм, занимались самобичеванием, самоистязанием и даже умерщвлением.

Йога

Жизнь в бочке

Люди, ступившие на этот путь ради единения с чем-то божественным, стремятся к идеалу религиозному: они считают, что подобными ограничениями не только освобождают свой дух, но и обеспечивают себе спасение после смерти.

Поклонение

Несмотря на то, что аскетизм как духовная практика так или иначе присутствует практически во всех религиях, каждая из них придает этому явлению свой собственный смысл и значение:

    Христианство – если обратиться к текстам Священного Писания, то уже там можно найти трактование аскезы как устремления человека к стяжанию божьей благодати через достижение духовного совершенства.

Сам Иисус говорил, что его ученики должны постоянно поститься, отказаться от имущества, родственных связей и всех мирских благ, и лишь после таких жертв они смогут следовать за ним. В современных традициях христианской церкви аскетизм принимает одну из своих самых типичных форм – монашество;

Аскеза для буддистов – скорее одно из средств, при помощи которых человек обретает способность разорвать круг сансары (это как?) и положить конец кармическим страданиям, которым подвергается душа, не достигшая просветления и обреченная на цикличное существование.

Помимо отказа от благ цивилизации и мирских удовольствий, буддийские аскеты занимаются йогой и ежедневно медитируют;

Так же поступил и другой ветхозаветный святой – пророк Израильского царства Илия. В иудаизме существовали даже целые секты, которые практиковали безбрачие и ставили аскезу во главу угла как высшую форму благочестия.

Так, можно обратиться к знаменитому историческому примеру, когда во II веке Шимон бар Йохай (основатель каббалы), не принимал воды и пищи в течение 100 дней. Он был уверен, что после такого испытания над ним будет не властен адский огонь;

Считается, что в этот период мусульмане могут употреблять пищу и развлекаться только после захода солнца. В исламе есть специальное слово, эквивалентное понятию аскезы – зухд. По мнению исламских богословов, зухд необходим каждому правоверному, который хочет очистить душу, сердце и разум от мирской скверны.

Светский аскетизм

Мировоззрение многих нерелигиозных аскетов базируется как на философско-этических, так и личностных представлениях о жизни.

Основополагающая концепция светского аскетизма – это обретение внутренней гармонии , покоя и духовной свободы.

Посредством отказа от тех или иных благ человек может добиться не только большей ясности мышления, но и выработать в себе способность противостоять жизненным неурядицам и потенциально разрушительным соблазнам.

Продукты

Многие из тех, кто выбрал аскетичный подход к жизни, сделали это ради того, чтобы оградить себя от издержек современности – порочных и опасных искушений в виде алкоголя, психоделиков, фаст-фуда, культа секса и азартных игр.

Вместо заключения

Аскетизм – древнее явление, доподлинное происхождение которого остается неизвестным. Аскезы были всегда во всех религиях и других сферах социальной жизни, да и в будущем наверняка такое подвижничество сохранит свою актуальность.

Не стоит воспринимать такой подход к жизни как что-то негативное: по большому счету, каждый из нас – в чем-то аскет.

Не верите? Послушайте, что говорят эксперты:

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Не понимаю таких людей, мы же один раз живём и больше нас не будет здесь никогда, а эти люди красят свою жизнь в серый цвет. Одно дело, когда человеку средств не хватает и он по неволе становится аскетом, но вот так, чтоб сознательно, нет, это не по мне.

Не думаю, что отречение от мира может принести духовный рост или просветление. Легко сохранять спокойствие и безразличие, когда вокруг нет соблазнов и раздражителей. Гораздо сложнее делать все это находясь в социуме. Кроме того, многие адепты аскетизма считают, что приносят жертву и это становится поводом для тщеславия. В результате одни пороки просто заменяются другими.

Что такое аскетизм

Выясним, что такое аскетизм? Это тот образ жизни, который выбирает для себя определённая часть населения. Но с чем связан выбор? Аскет экономит на своём существовании или продлевает собственную жизнь, отказываясь от излишеств? А может, это обязательная составляющая духовного учения, без которой невозможно просветиться, обогатить себя духовно? Поговорим о тонкостях понятия с учётом сфер его использования.

Что такое аскетизм?

Аскетизм – это простыми словами воздержание от удовлетворения своих потребностей, от благ цивилизации. Это осознанное решение человека вести простую, лишённую изысков и излишеств, жизнь.

Но аскетичность – это то, что рассматривается гораздо шире. Подразумевается, что личность ведёт скромный образ жизни, ограничивая себя в еде, питье, комфорте. Можно предположить, что аскеты лишены всякого удовольствия. Они не позволяют себе лакомый кусочек и не окружают себя роскошными предметами.

Аскетичность

Однако, многие из аскетов довольно обеспеченные люди. Просто они сделали выбор в пользу отказа от того, что считают излишеством и вполне довольны своей жизнью.

Аскетизм в философии

Аскетизм в философии рассматривается только как образ жизни. Это особое течение, направление науки, которое сформировалась благодаря взглядам отдельных философов.

К аскетам принадлежали такие легендарные личности, как Сенека, Марк Аврелий, Диоген Синопский и другие представители философии.

В основе их учений лежали следующие принципы:

1. Дух должен быть сильнее тела, то есть не нужно слушать того, что просит тело, ублажать его. Следует утолять душевный голод, заниматься науками, религией, посвящать время развитию и самообразованию.

2. Следует жить в согласии с законами Вселенной, не нарушать природных законов. Здесь подразумевается использование даров природы. Зачем нужны роскошные наряды, если можно пошить себе кафтан из шкуры животного?

3. Высокая нравственность. Человек – существо разумное. Он не должен жить инстинктами. Голод не повод забить животное, можно насытить желудок растительной едой.

Философы, выбравшие аскетичный образ жизни, полагали, что освобождаются от воздействия внешнего мира, отказываясь от роскоши. Они очищаются духовно, становятся открытыми для знаний.

Аскетизм в психологии

Аскетизм, альтруизм, гедонизм часто рассматриваются психологами как средство достижения цели. То есть, человек ставит перед собой цель и добивается её, выбрав, аскетический образ жизни.

Ярким примером может послужить следующая ситуация. Полная девушка намеренно ограничивает себя в еде. Она выбирает простые продукты, чтобы сбросить вес. Но свои отказы она объясняет тем, что придерживается аскетичного образа жизни. Главное, что цели она достигает, то есть худеет.

Аскетом себя может объявить человек не совсем обеспеченный. Он не в состоянии приобрести необходимую бытовую технику, к примеру. Чтобы как-то возвысить себя в собственных глазах, он скажет о том, что предпочитает жить аскетом.

На самом деле настоящие аскеты самосовершенствуются. Они проделывают огромную внутреннюю работу над собой, избавляются от недостатков, пагубных привычек. Они духовно развиваются. Это положительная сторона аскетизма.

Таким образом, те, кто объявил себя аскетами, должны ограничивать себя не только в еде. Они не допускают негативных мыслей, не ублажают своё тело, не позволяют себе злорадство, сплетни, воровство и т.д.

Как охарактеризовать аскетичного человека?

Говорить о том, кто такой аскет, следует с учётом образа жизни, который выбирает личность. Аскет – это человек, который ведёт скромную, спартанскую жизнь. Но он выбрал её осознанно, а не в связи с обстоятельствами. Она его устраивает. Более того, он не чувствует себя обделённым, несчастным. Аскет достигает гармонии с самим собой.

Кто такой аскет

Аскеты – это те люди, которые обладают нерушимой силой воли, твёрдым характером. Попробуйте отказаться на день от кофе, к примеру, или от сигарет, чтобы понять, что имеется в виду. А аскетичный человек отказывается от удовольствий и привычек намеренно, осознанно.

Факт! Аскетичный образ жизни может быть выбран в качестве наказания. Таким образом, личность очищает себя от какого-либо греха. После того как обет выполнен, такой человек возвращается к привычному для себя существованию. Он как бы снял с себя вину за совершенный проступок.

Современные аскеты придерживаются следующих принципов:

1. Умеренное питание, отказ от дорогих, изысканных продуктов.

2. Предпочтение умственного и культурного развития. Лучше потратить деньги и время на хорошую книгу, посещение театра, выставки. Развлечения в клубах, дорогая мебель, бытовая техника, гаджеты – не приветствуются.

3. Минимум одежды. В гардеробе должны быть только функциональные вещи, предназначенные для того или иного сезона. У аскета вы не найдёте в шкафу два пуховика. Он располагает одной курткой, которую носит не один сезон.

4. Бережное отношение к природе. Аскеты борются за экологию. Они отказываются от использования пластиковых бутылок, пакетов и т.д.

5. Благотворительность. Люди стараются помочь обездоленным, больным, сиротам.

Причины аскетизма самые разные. Кто-то решил вести подобный образ жизни из-за проблем со здоровьем, кто-то хочет облагородить планету, кто-то исследует свои возможности, уделяет время духовному развитию.

Аскетизм проповедуют все религии мира. Истинно верующий человек должен заботиться о своей душе, а не о теле. Аскетов много среди буддистов, православных, католиков, мусульман. К сожалению, высшие чины священнослужителей далеко не всегда можно причислить к данной категории.

Примеры аскетизма

Аскетизм, как образ жизни, выбирают многие люди. Практика показывает, что цель современных аскетов далеко не духовная. Аскетичная жизнь – вынужденная мера.

Приведём простейший пример. Молодые супруги взяли квартиру в ипотеку. Ежемесячно они должны платить по кредиту, иначе они останутся без недвижимости. Отдавать приходится едва ли не все заработанные средства. Конечно, пара ведёт аскетичный образ жизни, отказываясь от всех излишеств, экономя на продуктах, одежде, развлечениях. Как только, они исполнят долговое обязательство, они вернутся к своему прежнему образу жизни. Истинными аскетами назвать их сложно, духовному развитию здесь нет места. Это, скорее, средство выживания. Тем не менее их образ жизни имеет все признаки аскетизма.

Человек, осознавший для себя важность религии или какого-либо другого учения, чаще всего также начинает поститься, ограничивать себя в еде, удовольствиях, привычках. Тут можно говорить о религиозном аскетизме.

Человек может использовать ограничения только в какой-то одной сфере. Например, выбрать аскезу в питании. Это значит, что он будет воздерживаться от излишеств, но все остальные блага цивилизации оставит для себя доступными. В этом случае аскетизм можно трактовать как некий обет, временное или пожизненное ограничение, запрет для самого себя на что-либо.

Примеров аскетизма в жизни – масса. Но нужно понимать, что в идеале – это не только ограничение, но и нравственное обогащение, духовная чистота, избавление от того, что дарит нам цивилизации.

Отличный пример – отшельники. Современные люди покидают города, обжитые квартиры, оставляют работу и отправляются на поселение в глушь. Они живут в землянках, самостоятельно изготовленных домах, добывают себе пропитание, не пользуются электричеством, горячей водой, то есть ведут аскетичный образ жизни.

Отшельник

Возникает вопрос, можно ли назвать жизнь заключённых или бомжей аскетичной? Скорее всего, нет. Ведь это вынужденные условия. Хотя многие люди, когда хотят охарактеризовать человека, лишённого всего самого необходимого, часто употребляют синоним аскетичный. Они не учитывают тех факторов, которые определили свойственный данной личности образ жизни.

Если рассуждать подобным образом, то большая часть россиян вправе назвать себя аскетами. Большая часть населения живёт не роскошно, практически бедствует, но не уделят времени духовному развитию.

Духовный аскетизм

Аскетизм присутствует в разных религиях. Во всех учениях действуют запреты и ограничения. Христианский аскетизм проявляется в отказе мяса, молока во время поста, в воздержании от секса в дни православных праздников, поста.

Аскетизм в христианстве основан на очищении разума от негатива, дьявольских мыслей. Поведение человека должно быть достойным. Многожёнство, связи до брака, прелюбодеяние осуждаются.

Пьянство не допускает ни одна религия в мире. То есть, верующий христианин живёт аскетично, того требуют законы религии, так диктует Священное Писание – Библия.

Аскетизм в христианстве

Жития святых подтверждают данный факт. Старцы отказывались от всего. Жили скромно и уединенно, боролись со своими желаниями. Особенно тяжело им давался обет безбрачия. Это тоже проявление аскетизма.

Аскетизм в христианстве неразрывно связан с образом Христа. Он вёл скромную жизнь. То же самое делали и его последователи.

Мусульманский аскетизм не менее строг. Но всё же мужчинам в этом случае жить проще, комфортнее. Для них делаются исключения. Они могут позволить себе одеваться так, как считают нужным, богатство не осуждается, а содержание нескольких женщин приветствуется. Главное, чтобы мужчина мог их прокормить и обеспечить достойное существование каждой.

Аскетизм в исламе ярко проявляется по отношению к женщинам. Они не могут выйти на улицу в открытой одежде, непокрытой головой. Мусульманки ведут затворнический образ жизни, который можно сравнить с аскетическим.

Запрет на употребление свинины можно рассматривать как проявление аскетизма, особенно если мусульманин отказывается от мяса нечистого животного даже тогда, когда употреблять другой сорт не имеет возможности. Здесь уже можно говорить об истинном мусульманстве.

Аскетизм в исламе

Считается, что первым проповедником аскетизма в буддизме стал принц Гаутама Сиддхартху. Он отказался от благ и в итоге достиг духовного просветления. Он стал Буддой. Но поначалу принцу пришлось истязать своё тело и плоть аскезами. Он боролся с голодом, сексуальным желанием, Однако он едва не умер от истощения. Этот факт привёл принца к мысли о том, что главное – медитация, духовное очищение, освобождение от негатива.

Буддисты не практикуют отказ от еды. Они сосредотачиваются на мыслях. Каждый помысел контролируется. Происходит внутренняя борьба со своими желаниями. В результате человек достигает нирваны – благостного состояния гармонии с самим собой.

Аскетизм в интерьере

Аскетизм в интерьере

Многие дизайнеры по оформлению интерьеров учитывают бюджет собственника квартиры и предлагают клиенту отдать предпочтение модному направлению – минимализму, что автоматически предполагает скромную и более бюджетную меблировку.

Аскетизм в одежде

Выясним, что такое аскетизм в одежде. Главное предназначение нашей одежды – защищать тело от холода, жары, посторонних взглядом. Если одеяние справляется с данной функцией, то ничего менять не нужно.

Аскеты в одежде, как правило, не обращают внимания на тенденции моды. Главное, чтобы пальто спасало от холода, а то, что человек носит его уже несколько лет, не имеет никакого значения.

Аскетизм в одежде

Аскеты выбирают практичную одежду, ориентируясь на её функции, а не на вид. Стиль, мода не учитываются. Но аскеты следят за тем, чтобы одежда была не только скромной, но и чистой, опрятной.

Аскетизм в питании

Аскетизм в питании

Аскетизм в еде проявляется в ограничении, отказа от обильного питания. Меню должно быть скоромным. Отлично, если все продукты произведены или добыты собственным трудом. Омаров и тортов аскетик себе не позволит. Обычный суп, каши, овощи, фрукты – вот основные блюда аскетов.

Известные представители аскетизма

Известные аскеты выбрали для себя путь очищения, познания Вселенной. Они, отказываясь от благ цивилизации, просветляются, воспитывают в себе те или иные качества, устраняют недостатки.

То есть аскеты самосовершенствуются. Аскетичная жизнь позволила им овладеть знаниями, привела к мудрости, открыла тайны Вселенной. История располагает сведениями о таких личностях. Далеко не все они были последователями религиозных или философских учений. Ярким примером может послужить легендарный полководец А. Суворов. Он жил просто, не гордился богатством, не брезговал солдатской едой.

Как аскет прославилась и мать Тереза. Она ратовала за милосердие, помогала больным и страждущим, вела скромный образ жизни и не стремилась окружить себя роскошью.

Мать Тереза

Марк Цукерберг

Хосе Кордано – глава Уругвая – перечислял свои сбережения в пользу нуждающихся. Он вёл скромный образ жизни.

Киану Ривз – известный актёр, получатель миллионных гонораров – предпочитает передвигаться на общественном транспорте, отказывается от излишеств. Большую часть заработка жертвует онкологическим больным.

Киану Ривз

Отметим, что практически все аскеты доживают до преклонных лет жизни. Они ведут не только скромный, но и здоровый образ жизни, не нервничают по пустякам, не злоупотребляют алкоголем, ходят пешком. А это способствует долголетию.

Заключение

Говорить о том, аскетизм – это хорошо или плохо, следует с учётом того, в каком смысле он рассматривается. Если человек вынужден жить в нищенских условиях, отказывая себе и детям даже в необходимом, говорить об аскетизме, трудно. Это скорее, укор нам.

Но если человек имеет средства к существованию, но не тратит их бесполезно, бездумно, удовлетворяя все свои прихоти, то он достоин похвалы. Выбрав скромный образ жизни, он может облегчить существование обездоленных, потратить средства на помощь нуждающимся, на развитие науки и т.д.

В любом случае, аскетизм, как умеренное потребление еды, жизнь без излишеств, приносит несомненную пользу. У человека появляется больше возможностей и времени для своего развития как физического, так и духовного. Но каждый человек, задумывающийся о таком вопросе, должен ответить на него самостоятельно. Напомним, что аскетизм – добровольное и осознанное решение.

Медитация

Природа человека такова, что ему очень трудно противиться соблазнам. Поэтому способность вести аскетичный образ жизни всегда считалась одной из важнейших добродетелей и ценилась во всех культурах. Более того, люди верили, что аскетизм способствует духовному обогащению и совершенствованию человека, может приблизить его к богам и даже наделить сверхъестественными способностями.

Что такое аскетизм?

Аскетизм – это система принципов поведения, основанная на отказе от благ и удовольствий с целью нравственного совершенствования и религиозного возвышения. В той или иной форме аскетизм присутствует практически во всех религиях мира, а различные поверья утверждают, будто с его помощью можно постичь истину или открыть в себе новые способности.

Несмотря на большое разнообразие аскетических практик, практически все они сводятся к дисциплине и ограничению себя в удовольствиях и удовлетворении базовых потребностей. Обычно это подразумевает добровольный отказ от таких благ как:

  • возможность полноценно утолить голод;
  • употребление любых видов алкоголя;
  • секс и другие плотские удовольствия;
  • финансовый достаток;
  • комфортные условия жизни;
  • использование инструментов, облегчающих жизнь;
  • различные развлечения и празднования.

Человека, избравшего для себя аскетический образ жизни, называют аскетом. По сути, он должен отказываться от всего, чего желает. А единственным его стремлением должно оставаться духовное совершенствование. Некоторые аскетические практики подразумевают также истязание своего тела различными способами.

Противоположностью аскетизма является гедонизм – учение, считающее удовольствие важнейшей ценностью и смыслом жизни.

Примеры сторонников аскетизма

Многие известные исторические деятели придерживались тех или иных форм аскетизма, и всех перечислить невозможно. Мы рассмотрим несколько наиболее показательных примеров.

Диоген

Также Диоген имел минимум вещей, поскольку считал, что лишнее имущество ограничивает свободу человека. Однажды он увидел, как какой-то паренёк пьёт воду, зачерпывая её руками. Решив, что мальчик превзошёл его в простоте жизни, он выбросил свою чашу для питья.

Интересно, что аскетизм Диогена относился лишь к владению материальными благами. При этом он регулярно посещал пиры, где местные богачи всегда привечали его, несмотря на хамское отношение к ним. Кроме того, он пользовался услугами знаменитых гетер Лаисы и Фрины, которые брали с других философов и богачей огромные суммы, но Диогена обслуживали бесплатно.

Будда Шакьямуни

Основатель буддизма пришёл к созданию своей религии благодаря многим годам аскетических практик. В конечном итоге он решил, что плохи любые крайности, и стал проповедовать умеренность во всём, отрицая как аскетизм, так и гедонизм. И всё же одной из центральных идей буддизма является борьба со страстями, для контроля которых используются подходы, частично позаимствованные Буддой из аскетических учений того времени.

Иисус Христос

Личность основателя христианства вызывает массу споров. Одни историки сомневаются в том, насколько его жизнь соответствовала образу, сформированному последователями, другие и вовсе считают, что его никогда не существовало. Но если вынести эти споры за скобки, его можно считать ярким сторонником аскетизма. В писаниях утверждается, что он всегда отказывался от излишеств, отвергал роскошь и проповедовал умеренность во всём.

Непосредственным примером аскетизма является 40-дневное странствие Иисуса по пустыне. Христиане верят, что в течение этого срока он держал пост и был искушаем Дьяволом, но справился со всеми искушениями. К слову, некоторые исследователи связывают эту историю с традицией 40-дневного поста в христианстве, однако единого мнения на этот счёт не существует.

Махатма Ганди

Пифагор

Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский также известен аскетичным образом жизни. Примерно в 40-летнем возрасте он из-за политических взглядов покинул родные земли и после продолжительного путешествия остановился в городе Кротон. Там он основал религиозно-философскую школу (по свидетельствам современников походившую на монастырь). Каждый, кто хотел стать его учеником, клялся, что будет соблюдать строгие правила школы, в том числе исполнять религиозные обряды и вести аскетичный образ жизни.

Виды аскетизма

Аскетизм является довольно многогранным понятием, но всё же достаточно отчётливо подразделяется на 2 основные формы: религиозный и светский. Рассмотрим каждую из разновидностей более подробно.

Религиозный аскетизм

Практически все религии поощряют аскетичный образ жизни обычных людей и требуют такового от религиозных деятелей. Такое поведение считается праведным, тогда как поощрение своих плотских желаний рассматривается как грех. Рассмотрим подробнее отношение к аскетизму в наиболее распространённых религиях мира:

Светский аскетизм

В религиях аскеза рассматривается как путь к духовному совершенствованию. Но существует и нерелигиозный аскетизм, который направлен на морально-нравственное развитие человека, тренировку силы воли, развитие представлений о жизни, обретение внутренней гармонии и духовной свободы. В частности, многие с его помощью стремятся развить способность противостоять разрушительным соблазнам и сдерживать свою склонность к аддиктивному поведению.

Как правило, светский аскетизм не подразумевает отказа от всех удовольствий. Обычно речь идёт об ограничении потребления, заботе об экологии, отказе от алкоголя, фаст-фуда и прочих вредных продуктов. Часто люди отказываются от тех видов развлечения, к которым питают слабость (например, от азартных или компьютерных игр).

Отдельно стоит отметить спортсменов, которые придерживаются аскетического образа жизни и, в частности, отказываются от секса перед важными соревнованиями. Широко известен пример Майка Тайсона, который по настоянию тренера полностью воздерживался от секса вплоть до своего первого чемпионского боя (который он провёл в 20-летнем возрасте). Кроме того, впоследствии Тайсон признал, что именно его сексуальная необузданность и любовь к кутежу стала причиной крушения его спортивной карьеры.

Заключение

Аскетизм – это особый образ жизни, заключающийся в предельно возможной сдержанности в развлечениях и удовольствиях. При этом его нельзя назвать единой философией или концепцией. И нельзя проследить историю его развития, поскольку в разных культурах существовало большое количество разных форм аскетизма.

Так или иначе, он всегда рассматривался как путь к совершенствованию. Кто-то с его помощью пытался развить силу воли, кто-то упражнял разум, кто-то пытался приблизиться к богам, а кто-то рассчитывал, что Вселенная оценит его старания и наделит его сверхъестественными способностями.

Читайте также: