Соединения и пересечения путей железных дорог кратко

Обновлено: 02.07.2024

СОЕДИНЕНИЯ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ

Connections and crossings of railway tracks. Specifications

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 сентября 2015 г. N 80-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 октября 2015 года N 1663-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33535-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2016 г.

Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов:

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2019 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на соединения и пересечения железнодорожных путей, предназначенные для эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования, на которые выходит железнодорожный подвижной состав, обращающийся на железнодорожных путях общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 8.401-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Классы точности средств измерений. Общие требования

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия

ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

ГОСТ 2246-70 Проволока стальная сварочная. Технические условия

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 3749-77 Угольники поверочные 90°. Технические условия

ГОСТ 7370-2015 Крестовины железнодорожные. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 8026-92 Линейки поверочные. Технические условия

* Взамен подраздела 1.2 в Российской Федерации применяют ГОСТ Р 53441-2009 "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Нормальные углы и уклоны призм".

ГОСТ 9389-75 Проволока стальная углеродистая пружинная. Технические условия

ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

ГОСТ 9960-85* Рельсы остряковые. Технические условия

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55820-2013 "Рельсы железнодорожные остряковые. Технические условия".

ГОСТ 10877-76 Масло консервационное К-17. Технические условия

ГОСТ 14637-89 Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 14959-79 Прокат из рессорно-пружинной углеродистой и легированной стали. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16523-97 Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18442-80 Контроль неразрушающий. Капиллярные методы. Общие требования

ГОСТ 18576-96 Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые

ГОСТ 19537-83 Смазка пушечная. Технические условия

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки

ГОСТ 30893.1-2002 Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 соединения и пересечения железнодорожных путей: Специальные конструкции рельсовых путей, служащие для обеспечения коммуникаций железнодорожного подвижного состава между путями, по которым он обращается, и выполнения специальных функций по защите от несанкционированного выезда железнодорожного подвижного состава на пути, движение по которым для данного железнодорожного подвижного состава не допускается, а также для компенсации температурных перемещений рельсовых элементов железнодорожного пути.

3.2 сплетения и совмещения путей: Часть путей двухпутного участка, где одна рельсовая колея смонтирована на другую и уложена по общим шпалам при помощи двух крестовин без стрелок для сплетений и одной крестовины и одной стрелки для совмещений. При этом смонтированные пути могут иметь разную ширину колеи. Применяют для необходимости временно освободить земляное полотно при производстве различных видов ремонтных работ в стесненных условиях.

3.3 переводы стрелочные и пересечения глухие: Специальные конструкции рельсовых путей, служащие для соединения, разветвления и пересечения железнодорожных путей, с целью направления движения железнодорожного подвижного состава с одного пути на другой.

3.4 переводы стрелочные одиночные: Переводы, состоящие из стрелки, соединительной части, крестовинной части, комплекта переводных брусьев и переводных устройств.

3.5 переводы стрелочные обыкновенные: Переводы, имеющие один путь - основной, другой - ответвленный.

Примечание - Как правило, основной - прямой путь, ответвленный - криволинейный путь.

3.6 переводы стрелочные симметричные: Переводы, имеющие оба направления криволинейные, разветвляющие один путь на два под одинаковыми углами.

3.7 переводы стрелочные криволинейные разносторонние: Переводы, имеющие оба направления криволинейные, разветвляющие один путь на два под разными углами.

3.8 переводы стрелочные криволинейные односторонние: Переводы, имеющие оба направления криволинейные, поворачивающие основной и ответвляющий пути в одну сторону.

3.9 переводы стрелочные двойные перекрестные: Переводы, обеспечивающие движение поездов по четырем направлениям - по двум прямым взаимно пересекающимся и по двум боковым.

3.10 пересечения глухие: Конструкции, предназначенные для пересечения двух путей в одном уровне. В зависимости от угла пересечения подразделяются на прямоугольные и косоугольные.

3.11 пересечение глухое прямоугольное: Конструкция, обеспечивающая взаимное пересечение двух рельсовых путей под углом 90°.

3.12 пересечение глухое косоугольное: Конструкция, обеспечивающая взаимное пересечение двух рельсовых путей под углом, отличным от 90°.

Пересечения и соединения рельсовых путей - особые устройства рельсовых путей, которые служат для перемещения поезда с одного пути на другой, поворота на 180, а также пересечения путей в одном уровне.

В зависимости от назначения соединения и пересечения путей могут быть представлены в виде:

1. одиночные стрелочные переводы

По геометрическим формам в плане разделяются на:

в) разносторонние несимметричные;

г) несимметричные односторонней кривизны.


2. перекрестные стрелочные переводы – комбинация укладки глухого косоугольного пересечения и элементов одиночных стрелочных переводов, позволяющих движение поездов по четырем направлениям.


Длина почти в два раза меньше, чем у двух обыкновенных СП.

Сложность конструкции, ограничение скоростей движения по нему.

Перекрестный СП состоит из двух острых крестовин с контррельсами, двух тупых крестовин с контррельсами, четырех пар остряков, соединительных рельсов и переводных брусьев.

3. глухие пересечения – применяются на станциях и промышленных путях.

В зависимости от угла, под которым пересекаются рельсовые пути, глухие пересечения подразделяются:

а) прямоугольные различаются:

- по ширине колеи пересекающихся путей (с разной и одинаковой);

- по конструкции крестовин (сплошные цельнолитые, с цельнолитыми крестовинами, со сборными крестовинами типа общей отливки сердечника и изнашиваемой части усовика).

Прямоугольное глухое пересечение состоит из четырех крестовин 1, четырех контррельсов 2, одного замкнутого по контуру контррельса 3 и более мелких деталей.



б) косоугольные бывают:

- с одинаковой шириной колеи;

- с разной шириной колеи.

Косоугольное глухое пересечение состоит из двух острых крестовин, двух тупых крестовин, рельсов и переводных брусьев.

4. комбинированная укладка стрелочных переводов;

5. съезды – соединение двух близлежащих рельсовых путей посредством стрелочных переводов, а иногда и глухих пересечений.

- нормальный между двумя прямыми параллельными путями представляет собой соединение путей посредством двух обыкновенных стрелочных переводов одной марки и одного типа;

- сокращенный между двумя прямыми параллельными путями обычно используют при больших междупутьях (более 7 м);

- нормальный перекрестный между двумя прямыми параллельными путями;

- сокращенный перекрестный между двумя прямыми параллельными путями;

- одиночный между двумя прямыми параллельными путями;

- одиночный между двумя криволинейными путями.


Нормальный съезд между двумя параллельными путями


Сокращенный съезд между двумя параллельными путями


Нормальный перекрестный съезд между двумя параллельными путями

6. стрелочные улицы – путь, на котором расположен ряд стрелочных переводов, а иногда и глухих пересечений.

- 1 категория – оконченные стрелочные улицы, расположенные в конце или начале парка;

- 2 категория – промежуточные или серединные стрелочные улицы, обычно пересекающие парк.

По геометрическим формам в плане:

- группа П – прямолинейные, у которых оси прямые;

- группы Л – ломанные;

- группа С – смешанные.


Схема оконечной стрелочной улицы с ответвлениями в одну сторону от основного пути


Схема оконечной улицы, расположенной под углом а к основному пути


Схема промежуточной или срединной стрелочной улицы

7. сплетения путей – совмещение двух путей, при котором в местах пересечения рельсовых нитей сплетаемых путей укладываются крестовины, а рельсовые нити на длине сплетения размещаются на общих поперечинах.


Соединения и пересечения рельсовых путей — это особые устройства верхнего строения пути, которые служат для перемещения по ним поезда или отдельных экипажей с одного рельсового пути на другие, поворота экипажей на 180°, а также для пересечения путей в одном уровне.

Соединения и пересечения рельсовых путей классифицируются по количеству и расположению в плане соединяемых или пересекающихся путей, типам рельсов, маркам крестовин, конструкции.

По количеству и расположению в плане соединяемых и пересекающихся путей в зависимости от назначения соединения и пересечения могут быть представлены следующими видами: одиночными стрелочными переводами, перекрестными стрелочными переводами, глухими пересечениями, съездами, стрелочными улицами и сплетениями путей (см. сл. 6.1-6.15).

Стрелочные переводы лежат на переводных брусьях, деревянных или железобетонных, аналогичных деревянным или железобетонным шпалам, но отличающихся от них по длине.

Обустройства пути
К основным обустройствам железнодорожного пути относятся переезды, путевые и постоянные сигнальные знаки, упоры, путевые заграждения и стационарные рельсосмазыватели др.

Железнодорожный переезд (см. сл. 6.16-6.18) - место пересечения автомобильной дороги с ж.-д. путями в одном уровне, оборудованное необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения и улучшающими условия пропуска поездов и транспортных средств. В зависимости от интенсивности движения ж.-д. и автомобильного транспорта переезды делятся на категории.

По месту расположения различают; переезды общего пользования - при пересечении ж.-д. путей общего пользования с автомобильными дорогами общего пользования и муниципальными, а также улицами; не общего пользования - при пересечениях с автомобильными дорогами отдельных предприятий и организаций.

По способу управления движением различают переезды регулируемые - оборудованные устройствами переездной сигнализации или обслуживаемые дежурными, и нерегулируемые – не имеющие сигнализации или дежурных.

Переезды обычно располагают на прямых участках железных и автомобильных дорог за пределами выемок и мест, где не обеспечиваются удовлетворительные условия видимости. Пересечения железных дорог автомобильными дорогами должны осуществляться преимущественно под прямым углом.

Путевые и сигнальные знаки (сл. 6.19-6.21) - устанавливаемые в соответствующих местах ж.-д. пути элементы оборудования (например, в виде щитков или столбиков определенной формы) с условными обозначениями или надписями, предназначенные для информирования машинистов локомотивов и других работников ж.д. транспорта о конкретных условиях движения и состоянии пути

Путевые знаки применяются для обозначения того или иного места ж -д. пути, они необходимы машинисту при ведении поезда, планировании и производстве путевых работ, фиксировании места расположения сооружений, уровня воды на участках пойменных насыпей и в ряде других случаев К путевым относятся километровые, уклоноуказательные, пикетные знаки, реперы начала и конца круговых кривых, особые путевые знаки (сл. 6.19).

Пересечения и соединения рельсовых путей - особые устройства рельсовых путей, которые служат для перемещения поезда с одного пути на другой, поворота на 180, а также пересечения путей в одном уровне.

В зависимости от назначения соединения и пересечения путей могут быть представлены в виде:

1. одиночные стрелочные переводы

По геометрическим формам в плане разделяются на:

в) разносторонние несимметричные;

г) несимметричные односторонней кривизны.


2. перекрестные стрелочные переводы – комбинация укладки глухого косоугольного пересечения и элементов одиночных стрелочных переводов, позволяющих движение поездов по четырем направлениям.


Длина почти в два раза меньше, чем у двух обыкновенных СП.

Сложность конструкции, ограничение скоростей движения по нему.

Перекрестный СП состоит из двух острых крестовин с контррельсами, двух тупых крестовин с контррельсами, четырех пар остряков, соединительных рельсов и переводных брусьев.

3. глухие пересечения – применяются на станциях и промышленных путях.

В зависимости от угла, под которым пересекаются рельсовые пути, глухие пересечения подразделяются:

а) прямоугольные различаются:

- по ширине колеи пересекающихся путей (с разной и одинаковой);

- по конструкции крестовин (сплошные цельнолитые, с цельнолитыми крестовинами, со сборными крестовинами типа общей отливки сердечника и изнашиваемой части усовика).

Прямоугольное глухое пересечение состоит из четырех крестовин 1, четырех контррельсов 2, одного замкнутого по контуру контррельса 3 и более мелких деталей.



б) косоугольные бывают:

- с одинаковой шириной колеи;

- с разной шириной колеи.

Косоугольное глухое пересечение состоит из двух острых крестовин, двух тупых крестовин, рельсов и переводных брусьев.

4. комбинированная укладка стрелочных переводов;

5. съезды – соединение двух близлежащих рельсовых путей посредством стрелочных переводов, а иногда и глухих пересечений.

- нормальный между двумя прямыми параллельными путями представляет собой соединение путей посредством двух обыкновенных стрелочных переводов одной марки и одного типа;

- сокращенный между двумя прямыми параллельными путями обычно используют при больших междупутьях (более 7 м);

- нормальный перекрестный между двумя прямыми параллельными путями;

- сокращенный перекрестный между двумя прямыми параллельными путями;

- одиночный между двумя прямыми параллельными путями;

- одиночный между двумя криволинейными путями.


Нормальный съезд между двумя параллельными путями


Сокращенный съезд между двумя параллельными путями


Нормальный перекрестный съезд между двумя параллельными путями

6. стрелочные улицы – путь, на котором расположен ряд стрелочных переводов, а иногда и глухих пересечений.

- 1 категория – оконченные стрелочные улицы, расположенные в конце или начале парка;

- 2 категория – промежуточные или серединные стрелочные улицы, обычно пересекающие парк.

По геометрическим формам в плане:

- группа П – прямолинейные, у которых оси прямые;

- группы Л – ломанные;

- группа С – смешанные.


Схема оконечной стрелочной улицы с ответвлениями в одну сторону от основного пути


Схема оконечной улицы, расположенной под углом а к основному пути


Схема промежуточной или срединной стрелочной улицы

7. сплетения путей – совмещение двух путей, при котором в местах пересечения рельсовых нитей сплетаемых путей укладываются крестовины, а рельсовые нити на длине сплетения размещаются на общих поперечинах.

Читайте также: