Духовная жизнь древнего рима кратко

Обновлено: 02.07.2024

Начало древнеримской цивилизации положило крупное племенное объединение латинов, укрепившееся в нижнем течении Тибра, соседствовавшее с ними племя италиков – сабинян, а также неитальянские народы (этруски, кельты и пр.). Верования древних народов Рима были связаны с религиозными архаическими представлениями и обрядами, среди которых значительное место занимала вера в духов. Позднее духи превратились в богов – пенатов, охранявших дома; ларов, хранивших семьи и их устои; гениев, которые почитались, как генеалогические боги рода[32]. Ещё позднее гении превратились в покровителей мужчин. Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения.

Как видно, в этом мифе наблюдается греческое влияние, поскольку греки появились на Аппенинском полуострове во время Великой греческой колонизации. Греческое влияние отразилось в целом на пантеон римских богов. Главой пантеона римских богов, как и в Греции, бог Зевс, был бог неба, грома и молнии, но с другим именем Юпитер, которого объявили божественным покровителем и олицетворением могущества Рима. Женой его стала древняя богиня латинов Юнона, которая покровительствовала женщинам, отвечала за благополучие материнства и брака и отождествляла греческую богиню Геру. Минерва – римская богиня мудрости – была отождествлена с Афиной. В Риме был официально провозглашён культ греческого бога Аполлона как искусного врачевателя. Другой греческий бог Асклепий, почитался в Риме как бог Эскулап. Широко распространился культ Диониса, получившего имя Бахуса, или Вакха. Греческий бог войны Арес стал богом войны Марсом.

В Риме не было философских школ, но широко были развиты правосознание, правотворчество, юриспруденция. Эта особенность формы общественного сознания отразилась на религиозных верованиях. В них была привнесена правовая государственная регламентация. Официально закреплялся пантеон богов, порядок их почитания, устанавливались праздники, которые были общими для всех народов Рима, а также для городских и сельских общин. Официальный государственный культ носил открытый, публичный характер. На Капитолийском холме в Риме, где находились важнейшие государственные учреждения, в VI веке до н.э. были возведены храм Юпитера и храм Весты – богини огня и покровительницы римского народа.

Сословное деление граждан Рима на патрициев и плебеев привело к появлению сословных культов: у патрициев – культ Диоскуров, у плебеев – культ Либера и Либеры (мужского и женского божества плодородия и виноградарства), а также богини плодородия Цереры. Громадный римский пантеон, как и греческий, включал богов, олицетворявших добродетели: верность – Фидес; согласие – Конкордия; мужество – Виртус; мир – Пакс и прочее. Пантеон предусматривал божественное покровительство абсолютно всех сторон жизни людей. Так, почиталась богиня сточных канав Клоакиня, торговли и воровства Меркурий. Десятки богов заведовали детством ребёнка от первого его крика до хождения его по улице.

Римляне делили богов на три категории: небесных, земных и подземных. Подземный мир воспринимался как царство мёртвых, как обиталище душ усопших. Души, как и у греков, делились на две категории: почитаемые души предков, отцов и матерей, которые назывались богами – родителями; злые, мстительные души нечестивых, злодеев и тех, кто не получил правильного погребения. Они назывались ларвами и лемурами.

Все официальные обряды в Риме совершались жрецами, объединяемых в жреческие коллегии, формировавшиеся первоначально из патрициев, а затем и из плебеев. Жречество не было отдельной замкнутой кастой. Должности и коллегии жрецов учреждались государством. Коллегии оказывали большое влияние на политическую жизнь Рима. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов во главе с Великим понтификом, избираемым пожизненно. В первый день каждого месяца по лунному календарю Великий понтифик торжественно обращался к богам с молитвой о благоденствии и процветании Рима. Он также надзирал за вечным огнём в храме богини Весты, за всей деятельностью этого храма и самих жриц богини – весталок.

Жрецы не занимались разработкой богословских проблем, религиозной идеологией. Они составляли календари, отправляли официальные ритуалы и праздники, надзирали за их точным исполнением. Обряды культов домашних богов осуществлял глава семьи, фамилии. Наиболее значимыми домашними обрядами были родильный, свадебный и погребальный. Последний обряд был особо значимым и со временем всё больше усложнялся. Он дополнялся жертвоприношениями, строительством пышных гробниц, состязаниями гладиаторов в честь умершего и прочее.

В ведении жрецов были также гадания и предсказания, толкования знамений, связанных с верой в присутствие богов в мире людей, которые проявляют свою волю в необычных явлениях, а именно в необычном цвете неба, неожиданном поведении животных и т.д. Жрецы-гадатели определяли будущее по внутренностям жертвенных животных (гаруспики) и полёту птиц (авгуры).

Вопросы и задания для повторения:

1. Какова особенность имён и сущность египетских богов? Религиозные традиции, обрядность и культура древних египтян.

2. Как отразилось религиозное мировоззрение древних египтян на их культуре.

3. Расскажите о культах, обрядах, праздниках богов, о мировоззрении, искусстве и бытовой культуре Месопотамии.

4. Расскажите о религиозном менталитете древних греков, об истории, обрядности, искусстве, посвящённым древнегреческим богам.

5. Изложите религиозные особенности культуры Древнего Рима.

Глава IV. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян

Религиозные учения кельтов. Духовный мир древних германцев. Древнеславянская религиозная культура.

Религиозные учения кельтов

Кельты, появившиеся в Европе примерно с середины III тысячелетия до н. э., стали крупнейшей ветвью индоевропейского сообщества племён (сеноны, бойи, эдуи, гельветы, битуриги, карнуты, инсубры и пр.). Их религиозные учения не записывались и передавались устно от учителя ученику. Поэтому реконструкция кельтских верований и пантеона чрезвычайно затруднена. Об их религиозной культуре мы знаем только по записям античных авторов. Именно греки их называли кельтами и галатами, а римляне – галлами. Античные авторы указывали на существование у кельтов профессиональной группы носителей религиозного знания – жрецов-друидов, которые хранили и передавали его следующему поколению. Кельтские верования и пантеон отразились также в редких памятниках искусства Галлии, надписях и изображениях на монетах, в ирландских сагах, в словаре кельтских языков.

Магические ритуалы составляли внушительную часть ритуальной практики кельтов. Кельты обладали богатым арсеналом магических заговоров, благопожелательных или злотворных. Широкое применение при колдовстве находили магические предметы – особые жезлы, пруты и т.п.[34]

И тем не менее, главным содержанием духовной жизни римлян оставались непритязательные развлечения, принимавшие часто довольно жестокий характер.

Юпитер (Зевс) ¾ громовержец, бог могущества Рима;

Юнона (Гера) ¾ его жена, богиня брака и материнства;

Минерва (Афина) ¾ богиня ремёсел, мудрости и справедливой войны;

Нептун (Посейдон) ¾ бог моря;

Феб (Аполлон) ¾ бог света и предводитель муз;

Диана (Артемида) ¾ его сестра, богиня луны и охоты;

Плутон(Аид) ¾ бог подземного царства;

Вулкан(Гефест) ¾ бог огня и кузнечного ремесла;

Меркурий (Гермес) ¾ вестник богов, покровитель торговли и вестник Юпитера;

Бахус или Вакх (Дионис) ¾ бог виноделия;

Церера (Деметра) ¾ богиня земледелия;

Прозерпина (Персефона) ¾ её дочь, богиня растительности;

Венера (Афродита) ¾ богиня любви и красоты;

Марс (Арес) ¾ бог войны.

Огромное значение в духовной жизни римлян (особенно в первые два периода истории Рима) играли представления о гражданских доблестях и добродетелях. Соответственно, в мифологии римлян нередко появляется мотив отважного героя (героини), жертвующего собой ради спасения Отечества. Типичный в этом отношении миф рассказывает о подвиге Муция Сцеволы.




Именно сказания такого рода следует признать чисто римским вкладом в мировую сокровищницу мифологии. Миф о возникновении Рима также имел патриотическую подоплеку: из него следовало, что Вечный город был основан по велению богов для господства над всем остальным миром, а римский народ ¾ исполнен исключительных добродетелей… Эти гражданские добродетели даже возводились в ранг божеств. Так в Риме возникли храмы Верности, Мужеству, Согласию.

Огромное значение в Древнем Риме ¾ не забудем, что семейный клан и семейные традиции составляли в нём одну из главных ценностей! ¾ приобрели домашние боги. Римляне верили, что их жилища охраняет множество духов. Это были: маны (духи предков), пенаты (стражи домашних припасов и хранилищ), лары (боги семейных обрядов и семейного порядка). У каждого человека был свой бог-покровитель ¾ гений. К числу наиболее известных домашних богов относятся: Янус (бог двери, имевший, соответственно, два лица, обращённое наружу дома и обращённое внутрь) и Веста, богиня домашнего очага, культ которой носил общегосударственный характер: на форуме горел вечный огонь, символизирующий домашний очаг, который должны были поддерживать специальные жрицы (весталки).

Изучая римское язычество, можно прийти к выводу, что римляне были гораздо более суеверны, нежели религиозны. Они верили в самые разнообразные сверхъестественные силы и совершали всевозможные обряды, чтобы обеспечить свою безопасность и благополучие, а также узнать свою судьбу. Соответственно в Риме были люди, специализировавшиеся на самых различных предсказаниях. Гаруспики были жрецами, гадавшими по внутренностям жертвенных животных (чаще всего для этой цели использовалась печень). Авгуры следили за небесными явлениями: полётами птиц, формой облаков, молниями и бурями. Считалось, что эти явления представляют собою знамения воли богов. Астрологи предсказывали судьбу по положению звёзд в момент рождения человека. К советам и рекомендациям этих людей прислушивались не только простые жители, но и высшие должностные лица города.

Официальная религия, чем дальше, тем безнадёжней расходилась с чаяниями человеческой души: она ничего не давала ни уму, ни сердцу. А в эпоху империи, после того, как жителей Рима стали вынуждать поклоняться императору как богу (в возводимых специально для этого храмах) ¾ она и вовсе выродилась в череду строго официальных ритуалов. При этом граждане, внешне соблюдавшие культ, могли говорить и писать о своих богах всё, что угодно, вплоть до полного их отрицания. Всё это по совокупности подготовило кризис и ¾ после реформы Константина ¾ полный крах древнеримского язычества. С утратой Римом характера гражданской общины и сам патриотический римский миф теряет свою популярность.

Кардинальный религиозный переворот в Империи был, в сущности, событием давно предрешённым.

Христианство ¾ полная противоположность римскому язычеству: это религия души и сердца, а не расчёта и договора; она обращена не к власть имущим, а к обездоленным и угнетённым и зовёт не к насыщению чрева, а к спасению души. Эта новая религия полностью отвергала опустошающее безделье и самодовольный разврат верхушки римского общества Поздней империи. Именно этим можно объяснить беспрецедентный факт: религия, приравненная в Риме фактически к преступлению, адепты которой подвергались неслыханным гонениям и казням, ¾ на протяжение трёх веков неуклонно овладевала душами жителей империи от центра до самых дальних окраин… Окончательный переворот, начало которому положил император Константин, свершился в конце IV века благодаря религиозному рвению императора Феодосия, закрывшего все языческие храмы и сделавшего христианство единственной религией на всей территории страны.

И тем не менее, главным содержанием духовной жизни римлян оставались непритязательные развлечения, принимавшие часто довольно жестокий характер.

Юпитер (Зевс) ¾ громовержец, бог могущества Рима;

Юнона (Гера) ¾ его жена, богиня брака и материнства;

Минерва (Афина) ¾ богиня ремёсел, мудрости и справедливой войны;

Нептун (Посейдон) ¾ бог моря;

Феб (Аполлон) ¾ бог света и предводитель муз;

Диана (Артемида) ¾ его сестра, богиня луны и охоты;

Плутон(Аид) ¾ бог подземного царства;

Вулкан(Гефест) ¾ бог огня и кузнечного ремесла;

Меркурий (Гермес) ¾ вестник богов, покровитель торговли и вестник Юпитера;

Бахус или Вакх (Дионис) ¾ бог виноделия;

Церера (Деметра) ¾ богиня земледелия;

Прозерпина (Персефона) ¾ её дочь, богиня растительности;

Венера (Афродита) ¾ богиня любви и красоты;

Марс (Арес) ¾ бог войны.

Огромное значение в духовной жизни римлян (особенно в первые два периода истории Рима) играли представления о гражданских доблестях и добродетелях. Соответственно, в мифологии римлян нередко появляется мотив отважного героя (героини), жертвующего собой ради спасения Отечества. Типичный в этом отношении миф рассказывает о подвиге Муция Сцеволы.

Именно сказания такого рода следует признать чисто римским вкладом в мировую сокровищницу мифологии. Миф о возникновении Рима также имел патриотическую подоплеку: из него следовало, что Вечный город был основан по велению богов для господства над всем остальным миром, а римский народ ¾ исполнен исключительных добродетелей… Эти гражданские добродетели даже возводились в ранг божеств. Так в Риме возникли храмы Верности, Мужеству, Согласию.

Огромное значение в Древнем Риме ¾ не забудем, что семейный клан и семейные традиции составляли в нём одну из главных ценностей! ¾ приобрели домашние боги. Римляне верили, что их жилища охраняет множество духов. Это были: маны (духи предков), пенаты (стражи домашних припасов и хранилищ), лары (боги семейных обрядов и семейного порядка). У каждого человека был свой бог-покровитель ¾ гений. К числу наиболее известных домашних богов относятся: Янус (бог двери, имевший, соответственно, два лица, обращённое наружу дома и обращённое внутрь) и Веста, богиня домашнего очага, культ которой носил общегосударственный характер: на форуме горел вечный огонь, символизирующий домашний очаг, который должны были поддерживать специальные жрицы (весталки).

Изучая римское язычество, можно прийти к выводу, что римляне были гораздо более суеверны, нежели религиозны. Они верили в самые разнообразные сверхъестественные силы и совершали всевозможные обряды, чтобы обеспечить свою безопасность и благополучие, а также узнать свою судьбу. Соответственно в Риме были люди, специализировавшиеся на самых различных предсказаниях. Гаруспики были жрецами, гадавшими по внутренностям жертвенных животных (чаще всего для этой цели использовалась печень). Авгуры следили за небесными явлениями: полётами птиц, формой облаков, молниями и бурями. Считалось, что эти явления представляют собою знамения воли богов. Астрологи предсказывали судьбу по положению звёзд в момент рождения человека. К советам и рекомендациям этих людей прислушивались не только простые жители, но и высшие должностные лица города.

Официальная религия, чем дальше, тем безнадёжней расходилась с чаяниями человеческой души: она ничего не давала ни уму, ни сердцу. А в эпоху империи, после того, как жителей Рима стали вынуждать поклоняться императору как богу (в возводимых специально для этого храмах) ¾ она и вовсе выродилась в череду строго официальных ритуалов. При этом граждане, внешне соблюдавшие культ, могли говорить и писать о своих богах всё, что угодно, вплоть до полного их отрицания. Всё это по совокупности подготовило кризис и ¾ после реформы Константина ¾ полный крах древнеримского язычества. С утратой Римом характера гражданской общины и сам патриотический римский миф теряет свою популярность.

Кардинальный религиозный переворот в Империи был, в сущности, событием давно предрешённым.

Христианство ¾ полная противоположность римскому язычеству: это религия души и сердца, а не расчёта и договора; она обращена не к власть имущим, а к обездоленным и угнетённым и зовёт не к насыщению чрева, а к спасению души. Эта новая религия полностью отвергала опустошающее безделье и самодовольный разврат верхушки римского общества Поздней империи. Именно этим можно объяснить беспрецедентный факт: религия, приравненная в Риме фактически к преступлению, адепты которой подвергались неслыханным гонениям и казням, ¾ на протяжение трёх веков неуклонно овладевала душами жителей империи от центра до самых дальних окраин… Окончательный переворот, начало которому положил император Константин, свершился в конце IV века благодаря религиозному рвению императора Феодосия, закрывшего все языческие храмы и сделавшего христианство единственной религией на всей территории страны.

В то время, когда Древняя Греция входила в пору своего расцвета, на Аппенинском полуострове стремительно развивалось государство, которому вскоре будет суждено стать лидером всего Древнего мира. Этим государством был Древний Рим .

История возникновения древнеримского государства теряется в глубоком прошлом. В древности на этих землях жили племена этру́сков , культура которых во многом питалась заимствованиями от Эллинов, но в большой степени была самостоятельной и самобытной.

Сегодня мы немногое знаем о ней. Известно, что у этрусков была письменность, но расшифровать её пока не удалось.

Табличка из Кортоны, Tabula Cortonensis — бронзовая табличка из 32 строк на языке этрусков, созданная на рубеже III—II вв. до н. э.

Табличка из Кортоны, Tabula Cortonensis — бронзовая табличка из 32 строк на языке этрусков, созданная на рубеже III—II вв. до н. э.

О религии можно сказать только то, что этруски были политеистами, и большую роль в их культуре играл заупокойный культ. В связи с этим бо́́льшая часть дошедших до нас произведений искусства этого народа имеют погребальное значение. Это - гробницы (туму́́лосы), надгробные скульптурные портреты и предметы декоративно-прикладного искусства ритуального назначения.

Несмотря на то, что этот народ исчез практически бесследно, многие достижения этрусков, такие как культ предков, сводчато-арочные конструкции и скульптурный портрет, были восприняты Древними Римлянами и составили основу их искусства.

С этого времени римляне с усердием копируют греческие скульптуры, учатся строить храмы, где используется ордерная система, созданная греками, развивают ораторское искусство, зародившееся в среде эллинских философов, осваивают театральные жанры и стихотворные размеры.

В среде римской знати считается дурным тоном не говорить и не читать на древнегреческом языке. Для обучения детей богатые римляне нанимают греческих учителей и воспитателей. Однако, несмотря на всё это, римская культура не стала эллинской, в силу того что сами римляне, их мышление, духовный мир и образ жизни были иными. Рим был страной воинов, в менталитете которых мысли о красоте и гармонии не могли занимать такого же места, как в умах древних греков.


Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме написаны научные работы, в которых анализируются его достижениях.


Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников – Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

которые читают вместе с этой





Похищение сабинянок

Рис. 1. Похищение сабинянок. Пьетро да Кортона

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме древнегреческим ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии. А римский доктор Гален вплотную подошел к открытию значения нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме носило утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и рационально организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Некоторые считают, что ученик превзошел учителя.

Строительство римской дороги

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы – яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Колизей

Рис. 3. Колизей.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Рима, отметим, что созданная с милитаристской и величественной направленностью на века, она заложила фундамент всей будущей европейской культуры, оставила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывает восхищение у потомков.

Читайте также: