Курт левин жизненное пространство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теория поля Курта Левина шпаргалка. Шпаргалки по истории психологии — Теория поля К. Левина.

”Теория поля” К. Левина.

Вошел в историю науки как автор теории поля. Полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт ( ага — решение, озарение). Человек должен рассматриваться в единстве с психологической ситуацией.

Понятие “поля” связывается Левиным с системой объектов — побудителей человеческой активности , существующих “здесь и сейчас” в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Квазипотребности — некая напряженная система, нуждающаяся в разрядке, действует до момента разрядки. Это напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется, как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу.

Предполагается, что мы можем понять поведение человека только в его связи с окружающей действительностью. Левин использовал понятие “ жизненное пространство ”, оно охватывает личность и ее физиологическое окружение. Левин утверждал, что, если мы хотим понять поведение человека в конкретной ситуации, нам нужно сосредоточиться именно на ней, на событиях, которые имеют место непосредственно в этот момент. Другими словами, оказывать влияние на поведение может только настоящее.

К. Левин показывает это экспериментально: испытуемые, оставшись в комнате одни в ожидании экспериментатора, т. е. не имея никакой особенной цели, начинали вести себя в соответствии с тем, что “предлагали” им окружающие предметы: листать лежащую на столе книгу, позванивать в стоящий там же колокольчик, подергивать занавеску и т. д. Ситуативно такого рода полевое поведение возникает в жизни каждого, но, будучи стилистической характеристикой, является признаком патологии.

В дальнейшем от поведения индивида К. Левин перешел к проблеме внутригрупповых отношений, при этом группу он также рассматривал как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.

Теория поля к Левина основные понятия. Основные понятия теории поля

Жизненное пространство . Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т.д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния не психических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Когда мы выводим событие, например локомоцию… из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам :

  • Принцип связности (событие — всегда результат взаимодействия двух и более фактов).
  • Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт — это актуально существующий в жизненном пространстве факт).
  • Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем).

Теория немецкого психолога К. Левина (1890–1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. Получив приглашение преподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Левин сосредоточивается на изучении личности человека.

Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения.

В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии. Таким образом, К. Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в социальной психологии.

Модель окружения

Окружение — это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта.

Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир — это сцена индивидуальных проекций.

В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.

Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Первая сторона сенсомоторной зоны — внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.

Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем — он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер:

Мы никогда не узнаем, каков другой человек.

Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях

Теория поля Курта Левина. Значимость теории поля Курта Левина

Теория Левина – одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески. Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями, надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека.

Грубый и скучный материализмуступил место более гуманистическому взгляду на человека. В то время как “объективная” психология проверяла многие свои эмпирические положения на собаках, кошках и крысах, теория Левина вела к исследованию человеческого поведения в более или менее естественной обстановке.

Дети в игре, подростки в групповой активности, рабочие на фабриках, люди, планирующие расход пищи, вот некоторые из естественных жизненных ситуаций, в которых эмпирически проверялись гипотезы, выведенные из теории Левина. Жизненность исследований, убедительность теории поля – неудивительно, что точка зрения Левина стала широко популярной.

сила теории, независимо от ее формальной адекватности или претензии быть математической моделью, оправдывает высокую оценку теории Левина в современной психологии. “Основные представления Левина… изобилуют скрытыми неистощимыми смыслами, и это – гарантия дальнейшего развития” (Heider, 1959, с. 119). Оценка теории поля Хайдером остается валидной и теперь. Левиновская теория человека в среде все еще очень жизненна.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.

Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.

Теория поля

Исходя из теории поля в физике, Курт Левин установил два основных условия для своей теории поля.

По его словам, поведение не зависит от прошлого или будущего. Это на самом деле зависит от всех текущих фактов и событий и от того, как субъект их видит. Факты взаимосвязаны, и они составляют динамическое энергетическое поле, которое он назвал пространством жизни.

Пространство жизни

Жизненное пространство, или поле психологической энергии, является окружением, которые охватывают человек, и их восприятие своей реальности. По сути, это субъективное, личное пространство.

Это как краткое изложение того, как вы смотрите на мир со всеми вашими целями, возможностями, страхами, опытом и ожиданиями. Но эта область также имеет определенные ограничения, которые проистекают из физических и социальных характеристик окружающей среды.

Теория поля Курта Левина изучает наше поведение с точки зрения общей перспективы. Таким образом, мы не заканчиваем анализом, в котором все разделено само по себе. Влияние психологического поля на наше поведение настолько велико, что Левин даже сказал, что если в поле не произойдет никаких изменений, в поведении не будет никаких изменений.

Левин считал, что психология не должна фокусироваться на изучении людей и их окружения, как если бы они были двумя совершенно отдельными частями. Вместо этого он подумал, что мы должны посмотреть, как они влияют друг на друга в реальном времени.

Теория Курта Левина кратко. Курт Левин – отец современной социальной психологии

Левин был в США единственным специалистом по поведению групп. Когда началась Вторая мировая война, ученому было предложено найти способ, как убедить жителей Америки перейти на черный хлеб. И он с этим успешно справился.

Левин после тщательного изучения ситуации пришел к выводу, что от прежних потребительских привычек легче отказываются люди, которых побуждали громко заявлять об этом на многолюдных митингах.

Власти воспользовались предложенным методом — и черный хлеб стал популярным среди жителей страны.

Во время войны психолог был консультантом американского правительства.

В 1944 году Куртом Левином при Массачусетском технологическом институте был основан Центр изучения групповой динамики, которым он руководил до самой смерти.

Построить исследовательский центр для изучения психологии групп было давней мечтой ученого. Цели он преследовал исключительно альтруистические.

Задачу изменения общества в сторону гуманизации психолог намеревался решать, проводя групповые тренинги.

В 1946 году началась работа ученого над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии, которую Карл Роджерс (известный американский психолог) назвал впоследствии самым значительным изобретением века.

В начале 1947 года эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в городе Бетеле, что в штате Мэн.

Теория и экспериментальные данные

Теория поля Изображение 1

Теория поля Изображение 2

Согласно теории поля, жизнь человека состоит из множества различных пространств. Изображение 1 представляет собой пример общего поля или окружающей среды. Изображение 2 показывает человек, и цель у них есть. Это изображение показывает, что есть силы, толкающие человека к своей цели. Пунктирная линия все нужно пройти, чтобы достичь своей цели, и как нужно пройти через множество различных пространств. Физические лица могут иметь ту же цель, но поле, чтобы получить там могут быть разные. СВОЮ поле может быть скорректирована, чтобы получить больше всего в жизни. Некоторые поля могут быть удалены, а некоторые добавляют, все в зависимости от определенных событий, которые происходят в жизни людей.

Теория поля также включает в себя идею , что каждый человек держит другой опыт для ситуации. Это не означает , что опыт двух людей о событии не будет похож, но что там будет какая — то разница. Это приводит к тому , что никакие два опыта не являются одинаковыми для человека , или, как динамическое поле постоянно меняется. Это говорит о том, что динамическое поле , как поток, течет постоянно, слегка меняется. Другая частью теории поля является идеей , что ни одна части поля человека не может рассматриваться как бессмысленно

Каждая часть общего поля должны рассматриваться как имеющие возможное значение и важность. Это должно быть сделано независимо от того, насколько бессмысленно или не важна часть поля может показаться, что все равно должны быть учтены

Совокупность поля индивида кажется , не имеет никаких границ, поскольку исследования показали , что опыт даже младенец из Второй мировой войны , возможно , повлиять на жизнь в дальнейшем, в связи с изменением поля. Это хороший пример того , насколько широка теория поля может охватывать как пред- сознание человека может быть изменено из — за изменения на места , которые произошли до любого крупного развития.

Потребности и то, как мы их реализуем

Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.

Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.

Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.

Основные принципы

Жизненное пространство

Среда

Среда , как показано в жизненном пространстве, относится к объективной ситуации , в которой человек воспринимает и действует. Жизненное пространство среда (E) является полностью субъективной в каждом контексте , поскольку это зависит не только от объективной ситуации, но и от особенностей личности (Р). Необходимо учитывать все аспекты сознательной и бессознательной среды человека для того , чтобы наметить жизненное пространство человека. Совокупное состояние, под влиянием окружающей среды, а также точки зрения человека, сознательной и бессознательной, следует рассматривать как единое целое

В то время как каждая часть может рассматриваться как отдельный объект, наблюдать совокупность ситуации необходимо принять все входы во внимание.

Человек

Левин применил термин человека тремя различными способами.

Развитие человека неизбежно влияет на жизненное пространство. Как человек претерпевает изменения с их телом или их образом самих изменений, это может привести к нестабильности в регионе жизненного пространства. Кроме того, нестабильность в психологической среде или жизненного пространства может привести к неустойчивости человека.

Поведение

Любое изменение в жизни пространство с учетом психологических законов. Соответственно, действие человека (Р) или изменений в окружающей среде (E) в результате упомянутого действие, можно считать поведение (В). Такое поведение может сделать большие или малые влияния на совокупность жизненного пространства

Несмотря на это , они должны быть приняты во внимание. Теория поля утверждает , что поведение должно быть выведены из совокупности сосуществующих фактов

Развитие также играет важную роль в жизни космического поведения. С самого началом своего жизненного поведения формируются во всех отношениях его социальное положение. Это, конечно , вызывает социологическое обсуждение природы против воспитания . Экспериментальные исследования психологии показали образование аспирации, движущий фактор действий и выражений (поведения), непосредственно зависит от наличия или отсутствия определенных лиц в течение одного жизненного пространства. Развитие ребенка , естественно , приводит к открытию новых неизвестных жизни областей пространства. Переходные периоды , такие как в подростковом возрасте характеризуется большим эффектом этих новых областей. Таким образом, подросток вступает в новую группу или жизненное пространство социального можно рассматривать психологически как ввод познавательно неструктурированное поле. Это новое поле делает его трудным для человека , чтобы знать , какое поведение уместно в данной области. Это , как полагают, возможность изменения в ребенка и поведение подростков.

Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?

С потребностью всегда связан комплекс чувств. Если вы сталкиваетесь с агрессией, обвинением, осуждением в адрес вашей потребности, то в какой-то момент вы предпочтете не чувствовать ее. Потребности перестают осознаваться, чтобы человек смог избежать чувства вины, страха, стыда со стороны окружения. Потребность теряет контакт с сенсомоторной зоной и уходит в центр. Человек получает облегчение, он выдыхает, но потребность остается неудовлетворенной, и от этого система будет в состоянии напряжения. Возбуждение есть, но в связи с чем, человек не осознает. В таком случае существуют два способа реализовать эту потребность.

Если не прямым способом, то через симптом. А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.

Мы всегда сосредоточены на чем-то главном.

Многие потребности актуализированы в одно и то же время, поэтому они стоят в определенной очереди.

Но существует принцип прегнантности — фигурой может в настоящий момент являться только одна потребность, самая возбужденная.


Несколько лет назад, до того, как возникла отрасль психологии, называемая социальной психологией, люди рассматривали наше поведение только как реакции. В то время бихевиоризм был популярной теорией, и ученые использовали ее, чтобы попытаться объяснить наше поведение. Когда кто-то бьет вас, ваша реакция состоит в том, чтобы защитить себя, отклоняясь или избегая. Таким образом, в соответствии с этим образом мышления, стимулы и ассоциации были тем, что формировало наше поведение.Но эти отношения стимул-ответ были слишком просты. Бихевиоризм упустил из виду наше восприятие и даже наши мысли.

Единственный человек, который понял, это был Курт Левин. Этот психолог придумал теорию поля, среди других теорий, они делают акцент на взаимодействии людей с окружающей средой. Его исследования были настолько важны, что его теперь считают одним из отцов социальной психологии.


Жизнь Курта Левина

Курт Левин родился в Пруссии, которую мы сейчас называем Польшей. Позже его семья переехала в Германию, где он изучал медицину и биологию. В конце концов он начал больше интересоваться психологией и философией.

Во время Первой мировой войны Курт был ранен после того, как Германия отправила его в бой. Вернувшись домой, он начал работать в Берлинском институте психологии. Курт решил покинуть Германию, когда нацисты набирали силу. В итоге он поселился в США, где преподавал в нескольких разных университетах.

Он был в контакте с идеологиями, похожими на социализм, марксизм и борьбу за права женщин. Эти идеи приводят его к одному выводу: психология может помочь сделать общество более равным. Вот почему он приложил все усилия, чтобы попытаться понять, какие факторы действительно повлияли на наше поведение.

С целью изучения человеческого поведения Курт Левин искал вдохновение в теориях об относительности и квантовой физике. Он нашел одну теорию, которая могла бы работать на него: теория поля. Чтобы сделать эту теорию частью психологии, он решил изучить поведение, но не отделяя ее от его естественного контекста.

Вот почему он сосредоточился на изучении групп. Его исследования создали прецедент для того, что впоследствии станет социальной психологией и организационной психологией. Его эксперименты вращались вокруг групповой психологии, динамики организационных изменений и лидерства.

Теория поля

Исходя из теории поля в физике, Курт Левин установил два основных условия для своей теории поля.

По его словам, поведение не зависит от прошлого или будущего. Это на самом деле зависит от всех текущих фактов и событий и от того, как субъект их видит. Факты взаимосвязаны, и они составляют динамическое энергетическое поле, которое он назвал пространством жизни.

Пространство жизни

Жизненное пространство, или поле психологической энергии, является окружением, которые охватывают человек, и их восприятие своей реальности. По сути, это субъективное, личное пространство.

Это как краткое изложение того, как вы смотрите на мир со всеми вашими целями, возможностями, страхами, опытом и ожиданиями. Но эта область также имеет определенные ограничения, которые проистекают из физических и социальных характеристик окружающей среды.

Теория поля Курта Левина изучает наше поведение с точки зрения общей перспективы. Таким образом, мы не заканчиваем анализом, в котором все разделено само по себе. Влияние психологического поля на наше поведение настолько велико, что Левин даже сказал, что если в поле не произойдет никаких изменений, в поведении не будет никаких изменений.

Левин считал, что психология не должна фокусироваться на изучении людей и их окружения, как если бы они были двумя совершенно отдельными частями. Вместо этого он подумал, что мы должны посмотреть, как они влияют друг на друга в реальном времени.

Важно! Если нет никаких изменений в поле, не будет никаких изменений в поведении.

Соответствующие переменные

Как и в случае с энергетическим полем, каждая часть воздействует на каждую другую часть. Чтобы понять наше поведение, мы должны помнить все переменные, которые играют роль в нем в режиме реального времени. Это верно как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Мы также не можем анализировать эти элементы по отдельности. Поэтому мы должны сосредоточиться на изучении того, как они взаимодействуют, чтобы получить полную картину того, что именно происходит. Левин предложил три ключевых переменных для объяснения этой идеи.

  1. Энергия: что вызывает действия, что их мотивирует. Когда есть необходимость, энергия или энергетическое поле, приведет к действию. Все эти действия имеют заряд, положительный или отрицательный. Заряд этих действий также приводит к другим действиям (положительным) или отталкивает назад (отрицательным). Поведение, которое происходит от всего этого, реагирует на психологическую смесь различных энергий.
  2. Напряжение: разница между целями человека и его текущим состоянием. Напряжение является внутренним и подталкивает вас пройти через ваши намерения.
  3. Необходимость: что дает мотивационное напряжение для начала. Когда у человека возникает физическая или психологическая потребность, внутри него пробуждается внутреннее состояние напряжения. Это состояние напряжения заставляет систему (человека) измениться, чтобы попытаться вернуться в исходное состояние и удовлетворить свои потребности.

Левин говорит, что теория поля показывает, каковы возможные и невозможные формы поведения каждого человека. Осознание жизненного пространства помогает нам сделать логический прогноз о том, что будет делать человек. Каждое отдельное поведение или, по крайней мере, каждое намеренное поведение имеет мотивацию. Есть напряженность, толкающая его, энергии, движущие его, заряды, направляющие его, и у всего этого есть цель.

Мотивы

Курт Левин сказал, что вы можете объяснить все свои действия одним простым фактом: мы видим конкретные пути и способы снять определенную напряженность.

Курт считал, что подобные действия должны иметь положительный заряд. Вот почему вы чувствуете, что энергия заставляет вас выполнять их. И тогда другие действия должны иметь противоположный эффект. Они увеличат ваше напряжение, и поэтому они должны иметь отталкивающий эффект.

Чтобы понять все это лучше, вот пример потребности, которую мы все имеем: потребность в признании. Когда вы начинаете чувствовать эту потребность, это пробуждает мотивацию получить признание в области, которая вас интересует. Эта мотивация будет иметь положительный заряд и приведет вас к действиям с целью получения признания.

Мотивация пробудит напряжение между вашей текущей ситуацией и вашей потребностью в признании. Тогда это заставит вас подумать о возможных действиях, чтобы получить это признание. И в зависимости от того, в какой области вы хотите быть узнаваемым, вы будете делать все, что, по вашему мнению, даст вам наилучшие шансы получить его.

Одна из наиболее примечательных теорий объясняющих поведение человечка — это теория поля Курта Левина. Активная профессиональная деятельность учёного приходится на начало двадцатого века — время, которое ознаменовалось прогрессом в области физики, а именно — появилась квантовая теория поля, что произвело впечатление на учёного.

Взяв за прообраз физику, Курт Левин ввёл новые абстрактные психологические термины для объяснения механизмов поведения личности, что сделало его Теорию психологического поля наиболее ёмкой и новаторской.

Основные тезиcы для объяснения Теории психологического поля

  • Объяснение поведения включает более широкий круг явлений, нежели только раздражители и реакции. Для анализа ситуации рассматривается взаимосвязь субъекта с окружающим его пространством и обществом;
  • Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. К основным компонентам причинно-следственного анализа относятся воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия;
  • В основе всякого поведения лежат силы, из которых главными являются потребности;
  • Уравнение поведения:
    поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е)
    B = f(P,E)

Гештáльт-психолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Википедия: Гештальт-психология

Волевое и полевое поведние

Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое поведение — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое поведение — влиянием внешних объектов.

Наглядное объяснение Теории поля Курта Левина

Давайте мысленно представим себе математическое отображение личности так, как это делал Курт Левин. Можно также взять листочек бумаги и ручку и, следуя представленному ниже описанию, изобразить свою собственную жизнь, используя понятия теории поля.

Около центра листочка нарисуйте небольшой круг – этот круг собственно и есть вы – человек (персона). Левин обозначал круг, означающий целостность человека буквой P (person).

Кстати, фигура может быть любой – треугольник, квадрат – по вашему желанию, но важны два фактора: 1) фигура замкнута, у неё есть сплошная граница (граница вашей личности) и 2) фигура расположена на листе, то есть не существует сама по себе, а включена в большее пространство.

Человек никогда не существует сам по себе, его окружают люди, вещи, явления, события. Это пространство вокруг человека Левин изображал в виде эллипса. Круг может помещаться в любом месте внутри эллипса, но границы эллипса не пересекают круг и не соприкасаются с границами круга.

Пространство между границами круга и эллипса – это психологическая (окружающая среда), которую Левин обозначал как Environment). Пространство внутри эллипса, включающее круг — это жизнь, жизненное пространство L(life). Оставшееся свободное место на листе – это весь остальной мир.

Круг в эллипсе – главная и лучшая иллюстрация всех понятий теории поля, карта психологической жизни человека. Однако эта карта требует детализации. По Левину, чем точнее и многограннее детализирована карта, тем лучше психолог сможет понять поведение человека, ведь поведение (B, behavior) в терминах теории поля – это есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

Другими словами, поведение человека определяется не его внутренними миром и не окружающей средой, а только и всегда сочетанием этих двух факторов.

Описание эксперимента

Как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека

Значимость теории поля Курта Левина

Теория Левина – одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески. Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями, надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека.

Дети в игре, подростки в групповой активности, рабочие на фабриках, люди, планирующие расход пищи, вот некоторые из естественных жизненных ситуаций, в которых эмпирически проверялись гипотезы, выведенные из теории Левина. Жизненность исследований, убедительность теории поля – неудивительно, что точка зрения Левина стала широко популярной.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.

Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.

Источинки информации:

Если у вас есть какие-либо интересные дополнения, либо ссылки на материалы по теме, вы можете поделиться в форме ниже.

Часто ли Вы задумываетесь о своем жизненном пространстве? Что в него входит? Как оно влияет на Вас, а как Вы влияете на него? Почему жизненное пространство такое, а не другое?

Можем ли мы влиять на поведение, на чувства а также на судьбу за счет изменения среды, в которой живем? На эти вопросы дает ответ теория поля психолога Курта Левина (годы жизни 1890-1947), которую он создал под влиянием физики и математики.

Жизненное пространство

Этот термин является одним из ключевых. Под ним подразумевается не только физическая среда, но также внутренние психологические факторы (потребности, представления, желания, мечты, ограничения, запреты и т.п.), которые определают поведение человека.

Это психофизическая территория, персональные координаты человека, в которых он живет. Поведение индивида детерминировано его жизненным пространством. Оно может быть волевым и полевым. Волевое поведение определяется человеком, полевое - обстоятельствами, которым он подчиняется.

Тем, кто любит сетовать на злую судьбу, стоит получше оглядеться как снаружи, так и внутри себя. Это позволит осознать среду, в которой они живут и ее влияние на сценарий жизни.

Валентность

В жизненном пространстве человека есть объекты, которые имеют разную валентность. Что такое валентность? Это свойство объекта притягивать к себе или отталкивать.

Виды валентности: положительная, отрицательная, нейтральная. При положительной валентности объект притягивает человека к себе, при отрицательной - отталкивает от себя. Валентность объектов динамична, то есть меняется в зависимости от обстоятельств.

Для каждого человека один и тот же объект имеет разную валентность. Например:

Воздействуя на человека, объекты в его жизненном пространстве активируют в нем потребности, которые Левин считал энергетическими зарядами. Такое взаимодействие влечет возникновение напряжения, которое индивид стремится разрядить.

Регионы и границы

Объекты в границах жизненного пространства Левин называет регионами. Его можно схематично разделить на секторы (регионы), каждый из которых имеет границы и разную валентность в отдельно взятый момент времени. Регионы это не только физические объекты, но также психические состояния и процессы.

Под ними Левина подразумевает связь между регионами в жизненном пространстве человека. Если проще, то это его действия, за счет которых он регулирует перераспределение напряжения между регионами.

Напряжение и сила

Совладание с психическим напряжением, его перераспределение между регионами - это цель и мотив человека согласно теории поля Курта Левина.

На человека при его контакте с тем или иным объектом действует сила, создавая заряд напряжения (примечание: согласно теории Ганса Селье - речь идет, очевидно, о стрессе).

Индивид за счет локомоций перераспределяет напряжение между регионами в целях разрядки (амортизации). Применительно к теории психических защит речь, очевидно, идет о сублимации.

Внутренний конфликт

Он по версии Курта Левина бывает трех видов:

1) выбор между двумя или несколькими объектами с положительной валентностью (например, когда ребенок выбирает в кондитерской пирожное, мороженое или конфету)

2) контакт с объектом имеющим как отрицательную, так и положительную валентность (например, тайная внебрачная любовная связь)

Как применить

Как правило, большинство процессов в жизненном пространстве происходят бессознательно. Однако, если начинаешь осознавать их, то сможешь изменить свою среду к лучшему, помочь себе эффективно справляться с возникающим напряжением.

Попробуйте начертить на листе бумаги регионы жизненного пространства, определите валентность каждого из них и обозначьте их границы.

Подумайте о том, как Вы перераспределяете входящее напряжение между регионами, какие локомоции при этом используете.

Задайте себе вопросы. Все ли Вас устраивает в своем жизненном пространстве? Какие регионы в нем обладают отрицательной валентностью? Что нужно сделать, чтобы отказаться от них? Как они повлияют на Ваш жизненный сценарий, если ничего не менять?

Поразмышляйте как сделать эффективнее жизненное пространство исходя из тех вызовов, которые возникают.

Наконец, выявите психологические потребности в границах жизненного пространства, которыми определяется поведение. Именно они формируют психическое напряжение. Найдите подходящие для себя и психологически корректные способы его разрядки.

Читайте также: