Социология свободного времени кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 60-80-е гг. специальные крупные исследования по проблемам свободного времени были проведены органами государственной статистики: ЦСУ РСФСР в 1963 г. в Горьковской, Ростовской, Ивановской и Свердловской областях, ЦСУ УССР в 1965 г. в Донецкой, Харьковской, Николаевской, Полтавской и Волынской областях, а также ЦСУ СССР в 1977, 1980 и 1985 г.-специальные выборочные обследования 51 тыс. семей страны. Развитие социологических исследований сопровождалось и совершенствованием социологической теории, типологии свободного времени и методики исследования. Наряду с совершенствованием методики бюджетных исследований свободного времени все большее распространение стали получать и небюджетные, анкетные методы исследования, что позволило выявить не только реальную структуру свободного времени людей, но и их субъективные ориентации, удовлетворенность свободным временем. Совершенствование математического и программного обеспечения социологических исследований позволило перейти От анализа продолжительности и распространения отдельных занятий в свободное время различных категорий населения к анализу их структурных взаимосвязей, выявлению специфики структуры свободного времени различных групп. Довольно длительные традиции в исследовании свободного времени, наличие динамической информации о продолжительности занятий позволили сделать ряд серьезных шагов в его прогнозировании. Вопросы прогнозирования свободного времени ныне являются одной из самых разработанных отраслей социального прогнозирования.

Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины . Под ред. В. И. Воловича . 1990 .

Полезное

Смотреть что такое "Социология свободного времени" в других словарях:

социология свободного времени — laisvalaikio sociologija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sociologijos sritis, tirianti žmonių elgesį laisvalaikiu (laisvalaikis apibūdinamas 3 matmenimis: didumu, struktūra ir turiningumu). atitikmenys: angl. leisure time… … Sporto terminų žodynas

Социология свободного времени — отрасль социологии, изучающая деятельность, отно­шения и ориентации людей в сфере свободного времени. Основными задачами социологии свободного времени являются изучение места и роли свободного времени в развитии лично­сти, структуры и динамики… … Экология человека

СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия

Социология — (франц. sociologie, от лат. socictas общество и греч. lógos слово, учение; буквально учение об обществе) наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с… … Большая советская энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА — отрасль социологии. Термин С. д. многозначен. В широком смысле слова он обозначает отрасль знания, предмет к рой – социальные факты и отношения, лежащие в сфере непроизводств. деятельности индивида и общества в целом. Как таковая, С. д.… … Философская энциклопедия

Социология кино — социология кино, научная дисциплина, изучающая кино как социальный институт, то есть функционирование киноискусства в обществе (закономерности создания, распространения и восприятия фильмов), общественную потребность в кино и степень её… … Кино: Энциклопедический словарь

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА — отрасль социологии, изучающая социальные аспекты трудовой деятельности и закономерности функцио нирования трудовых коллективов. До 20 в. концепции сущности труда и др. развивались в русле социально филос. теорий. С. т. возникла в 20 х гг. 20 в.,… … Философская энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ — отрасль социологии, изучающая С. ( Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ КИНО — отрасль социологич. знания. В узком смысле С.к. сфера исследований, целью к рых является изучение соц. демографич. структуры кинопублики (пол, возраст, образование, соц. положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным… … Российская социологическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА — направление социологии, связанное с изучением места и роли физич. культуры и спорта в системе обществ. отношений, их соц. сущности, закономерностей их развития и функционирования в различн. конкретно историч. условиях. Основными направлениями… … Российская социологическая энциклопедия

1. В социологии существуют понятия необходимого и свободного времени, введенные в 20-е годы С.Т. Струмилиным.

Необходимое и свободное время подразделяется на:

Свободное время - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом затрат необходимого времени для свободного развития личности. Свободное время имеет две составляющие:

время, расходуемое на общественную, творческую и другую деятельность;

В исследованиях свободного мнения сложились два подхода:

Социологический подход к исследованиям имеет четыре направления изу­чения:

рассмотрение комплекса материальных, организационных условий с це­лью увеличения свободного времени;

исследование объективных аспектов его реализации (наличие театров, клубов и т. д.);

изучение субъективных аспектов реализации свободного времени (ин­тересы, стремления, ориентации людей и групп);

разработка планов и прогнозов свободного времени разных социально-демографических групп в разных социально-территориальных общнос­тях (городе, селе, предприятии, стране в целом).

2. Классификация свободного времени:

физическое развитие (физкультура, спорт, туризм и т. д.);

культурная самодеятельность (общественные обязанности, посещение лекций, музеев, художественная самодеятельность);

культурный отдых (зрелища, домашние игры);

прочие развлечения (прием гостей, поход в гости и т. п.);

бездеятельный отдых и прочее.

Культурное развитие трудящихся зависит от:

духовных потребностей личности;

места жительства человека: в городе гораздо больше институтов образо­вания и культуры, чем в селе.

Культура свободного времени - рациональное использование свободного времени, взаимосвязь личного и общественного. Критерием рациональ­ности считается соответствие свободного времени всестороннему и гар­моническому развитию личности.

В макроструктуре внерабочего времени самым рациональным считается время, идущее на удовлетворение духовных, интеллектуальных и соци­альных потребностей людей.

Самыми малоэффективными с общественной точки зрения являются затраты времени на труд на подсобном участке и домашний труд. Изменение социального статуса человека находится в прямой зависи­мости от использования свободного времени. Например: время, затра­ченное на учебу или повышение квалификации, способствует социаль­ному продвижению.

1. Труд и его основные состояния.

2. Трудовой коллектив.

3. Трудовой конфликт.

1. Труд – процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительские стоимости, материальные и духовные блага.

Социология рассматривает труд в качестве основной формы жизнедея­тельности человеческого общества, главного условия его бытия.

Процесс труда включает в себя:

целесообразную деятельность человека (сам труд);

предмет труда, то есть то, на что направлена деятельность;

орудия производства, воздействующие на предмет.

Индивидуальный труд - элемент технологического разделения труда. Оз­начает обособленную трудовую зону со своим субъектом, обязанностя­ми и функциями.

Индивидуальная трудовая деятельность - элемент экономического раз­деления труда. Это общественно полезная деятельность граждан, осно­ванная на личном труде отдельных субъектов.

Организация труда - формы, способы и порядок соединения живого и вещественного труда.

Стимулирование труда - система материального и морального поощрения. Содержание труда - его технико-функциональная сторона. Содержательность труда - социально-психологическая сторона. Основные элементы содержательности труда (социально-психологи­ческой структуры трудовой деятельности):

цель - осознанный образ результата, идеальный план действий;

отношение к труду (осмысление труда);

стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к труду;

мотивы труда - внутренние стимулы, потребность;

ценности и ценностные ориентации - этические императивы трудовой деятельности.

Мотивы труда связаны с ценностными установками, этической ориен­тацией деятельности.

2. Трудовой коллектив - социально-политическое и экономическое объе­динение людей, организованных для достижения общественно значи­мых и личностно ценных целей.

Коллектив - это социальная организация и социальная общность одно­временно.

В качестве социальной организации коллектив является разновиднос­тью общественного института; в качестве социальной общности - эле­ментом структуры общества.

Функции трудового коллектива:

совладельческая (на средства производства);

воспитательная и др.

Выделяются две группы трудовых коллективов:

коллективы производственных отраслей (промышленности, строитель­ства, сельского хозяйства и т. д.);

коллективы непроизводственных отраслей (здравоохранение, образова­ние и т. д.).

Наиболее распространенная классификация трудовых организаций, су­ществующих в современной России:

• трудовые организации на базе кооперативной, акционерной собствен­ности;

• коллективы, в основе которых лежит государственная собственность; коллективы, занятые в частном секторе;

• коллективы совместных с иностранными фирмами предприятий;

• коллективы, использующие имущество профсоюзных и других обще­ственных организаций;

• коллективы подсобных хозяйств при промышленных и других несель­скохозяйственных предприятиях.

3. Трудовой конфликт (конфликт в трудовом коллективе) - неэффектив­ный путь разрешения возникших в трудовом коллективе противоречий.

Агенты конфликта (конфликтующие субъекты):

непосредственные участники конфликта, отстаивающие свои интересы;

группы, косвенно участвующие в конфликте;

группы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Если конфликт неизбежен, задача руководителя - определить причины конфликта, локализовать его, взять инициативу в свои руки.

Возможные исходы конфликта:

подчинение одной из конфликтующих сторон требованиям другой (за­бастовщиков и др.);

сдача позиций или бегство от конфликта;

интеграция, объединение усилий конфликтующих сторон в поисках ра­зумного решения.

1. Социальные институты семьи и брака.

3. Функции семьи.

4. Проблемы стабильности семьи.

1. Семья - специфическое образование: малая социальная группа и соци­альный институт одновременно.

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет начало в эмпирических исследованиях Рилза и Ле Пи.

По мнению социологов, семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

С институтом семьи тесно связан институт брака.

Брак - санкционированная обществом, социально и личностно целесо­образная устойчивая форма половых отношений.

Основой семьи, как правило, является брачная пара. Исключения: не­полные семьи, юридически не оформленные семьи.

2. По характеру распределения семейных обязанностей и лидерства семьи делятся на три основных типа:

традиционная (патриархальная) семья;

нетрадиционная (эксплуататорская) семья;

эгалитарная семья (семья равных).

Традиционная (патриархальная) семья предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений. Для этого типа характерны:

экономическая зависимость женщины от мужчины;

функционально четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей;

главенство мужчины в семье.

Нетрадиционная (эксплуататорская) семья предполагает:

равное участие мужчины и женщины в общественном труде;

домашние обязанности возложены на женщину.

Эгалитарную семью (семью равных) характеризует:

справедливое разделение домашних обязанностей;

совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи;

эмоциональная насыщенность отношений в семье.

Существуют и переходные типы семей.

В зависимости от своего состава семьи бывают:

• нуклеарные (только родители и дети);

• расширенные (родители, дети и другие родственники).

Процессы индустриализации и урбанизации в современном мире при­вели к преобладанию нуклеарной семьи.

3. Семья выполняет ряд функций. Важнейшие из них:

Репродуктивная функция - воспроизводство в численности детей чис­ленности родителей.

Воспитательная функция: семья оказывает решающее влияние на фор­мирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи.

Социологи выделяют следующие стереотипы семейного воспитания:

профессионализм (родители возлагают свои обязанности по воспита­нию детей на педагогов детсадов и школ);

прагматизм (ориентация детей на получение материальной выгоды).

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает следующие ас­пекты семейных отношений:

ведение домашнего хозяйства;

распределение домашнего труда;

опека над малолетними и престарелыми и т. д.

Рекреационная функция семьи заключается в:

создании чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи;

организации семейного досуга и отдыха.

4. Определяющее значение для стабильности брака имеют внутренние фак­торы. В основе развода лежит конфликт между супругами.

Уровни супружеских отношений, на которых возникают конфликты:

• психофизиологический уровень (сексуальная дисгармония);

• социокультурный (духовный) уровень.

Причины семейного конфликта социологи делят на:

• причины, существовавшие до создания брака, или факторы риска;

• причины, возникшие в течение совместной жизни.

Причины, существовавшие до создания брака (факторы риска):

большая разница в возрасте супругов (особенно если старше женщина);

разница в образовании супругов;

алкоголизм одного из супругов;

легкомысленное отношение к браку;

ранний возраст вступления в брак;

вероятность скорого рождения ребенка;

малый срок знакомства;

резкое несогласие родителей на брак;

9. брак по принуждению.

Причины, возникшие в течение совместной жизни:

бытовые (жилищные, материальные и пр.);

внешние факторы (измена, вмешательство родственников и др.).

Похожие документы:

Временная перспектива личности как фактор длительности ремиссии наркозависимых

. феноменов аддикции – влечения к ПАВ. В Международной Классификации Болезней десятого пересмотра (МБК-10 . как правило, подразумевает меньший объем свободного времени, новый круг общения и необходимость фокусировки .

Игра свободная деятельность Игра выводит человека за рамки обыденности Пространственно-временная замкнутость игры

. не просто зрелище для проведения свободного времени. В соревнованиях выявлялась воля . друг, любимый). Рассмотренная классификация модусов одиночества не претендует на . позитивистов). Вместо имевшихся ранее классификаций Декарт по-своему предложил .

Классификация реакций по изменениям углеродного скелета

. светом, высокой температурой, свободными радикалами, образующимися при . углеродного скелета (молекулярные перегруппировки) Классификация на основе окислительно–восстановительного характера . свету. Протекание реакций во времени. Энергия активации 1. .

Положение о классификации и об освидетельствовании судов

. извещает уполномоченное лицо организации по классификации о времени и месте проведения проверок и испытаний объектов . груза, наличие излишних грузов или свободной поверхности жидкого груза; подтвердить наличие .

Классификация методов практического извлечения зна

. Коммуникативные методы В соответствии с классификацией рассмотрим подробнее обе разновидности коммуникативных . видеозапись в реальном масштабе времени.Непременное условие этого метода . ситуацию общения. Свободный диалог Свободный диалог — это метод .

В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время определяет границы пространства внешней необходимости. Оно жестко детерминировано.

Свободное время — это часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для свободного развития личности. Свободное время более пластично.

Классификация академика Струмлина

В отечественной социологии деление на необходимое и свободное время в рамках всего бюджета времени было введено в 20-е годы академиком С. Г. Струмилиным. Выберем из его классификации бюджета времени показатели только свободного времени:

ü физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;

ü культурная самодеятельность: общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;

ü культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;

ü прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;

ü бездеятельный отдых и прочее.

Все затраты времени — необходимого и свободного — для общества и для личности очень важны. Но затраты свободного времени имеют качественно иной характер: они обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными потребностями развития личности. Деятельность человека в свободное время направлена на непосредственное формирование индивидуальности человека, т.е. на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, направлено на развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека. По мере роста производительных сил общества сокращаются границы необходимого и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени.

По данным С. Г. Струмилина, в структуре буднего дня в 1924 г. у городских рабочих СССР необходимое время составляло у мужчин 85,3%, у женщин — 92,4%. Соответственно свободное время у мужчин занимало 14,7% и у женщин — 7,6% суточного фонда времени. В 1963 г., по данным ЦСУ РСФСР, в структуре буднего дня необходимое время у мужчин составляло 82,2%, а у женщин — 90,4%, а свободное время — 16,8% и 9,6% соответственно. К середине 80-х годов свободное время, по данным отечественных социологов, у мужчин составляло около 20%, у женщин — около 15%. Если же расчеты производились исходя из годового фонда, то сдвиги в приросте свободного времени были более значимыми.

Достаточное наличие и рациональное использование свободного времени для повышения образования, культурного уровня, овладения наукой, участия в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных сил общества.


Следует оговориться, что методика расчета фондов необходимого и свободного времени у различных социологических направлений и школ весьма различна. В некоторых концепциях свободное время резко противопоставляется труду, в его определении абсолютизируется элемент свободы. Свободное время рафинируется, очищается от всяких обязанностей: профессиональных, общественных, семейных.

Важно отметить, что в исследованиях проблемы свободного времени сложились два основных подхода: экономический и социологический.

Социологический подход к изучению свободного времени

Социологический подход требует методологического обоснования, в котором далеко не последнее место занимает определение круга постановочных вопросов. Их мы и пытаемся обрисовать.

На наш взгляд, свободное время должно рассматриваться как социальный феномен, представляющий собой необходимое условие расширенного духовного воспроизводства личности.

Социологический подход включает четыре основных направления изучения феномена свободного времени.

1. Рассмотрение комплекса материальных и организационных условий увеличения массы свободного времени.

2. Исследование объективных факторов его реализации (наличие театров, клубов, библиотек, спортплощадок и т.д.). Здесь главное — исследование содержания работы институтов управления свободным временем.

3. Изучение субъективных факторов использования свободного времени (интересы, желания, стремления, ориентации различных социальных и демографических групп). Особенность этого направления — в выяснении отношения личности к тому или иному виду деятельности (или их совокупности) в свободное время.

Разработка плановых и прогностических моделей бюджетов свободного времени различных социально-демографических групп в разных социально-территориальных общностях (предприятии, поселении, в частности, городе или селе, области, регионе, стране в целом) для целей социального планирования и прогнозирования.

Представляется, что регулирование свободного времени наиболее целесообразно в рамках социального планирования и прогнозирования на уровне как региона, так и отдельных предприятий. В связи с этим можно отметить, что величина, структура и содержание свободного времени могут и должны быть в числе показателей измерения уровня социальной организации предприятия, поселка, города и т.д.

Всестороннее развитие личности требует не дифференцированного, а интегрированного учета воздействия указанных условий. Поэтому речь следует вести о культурно-техническом уровне трудящихся как сводном социально-экономическом показателе. В нем в известной мере сконцентрированы две глобальные проблемы. Это, с одной стороны, человек и эффективность производства, а с другой — человек и его духовное совершенство. Успешное решение этих двух проблем реально возможно лишь через преломление во времени, точнее — через совершенствование личности за счет разнообразных видов деятельности в свободное время.

Свободное время состоит из двух частей. Одна часть — это время, расходуемое на необходимую общественную, творческую и иную деятельность (повышение квалификации, учеба, занятия с детьми и т.п.). Другая часть — это собственно досуг (любительский труд, потребление духовных благ, занятия физической культурой, спортом, встречи с родственниками, друзьями, пассивный отдых и др.).

Социологи, осмысливая проблемы рационального использования свободного времени, взаимосвязи личного и общественного, ввели термин культура свободного времени и тем самым весьма точно подчеркнули уровень его освоения и перспективы развития. Культура свободного времени — понятие далеко не однозначное. Оно определяется во многом материально-технической базой культуры.


ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Свободное время и досуг не только разные понятия, но и термины, относящиеся к разным областям научного знания. Досуг - это категория социально-педагогическая. Свободное время - это категория социально-экономическая. Отдых - психофизиологическая категория. Человек может распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. В свободное время возможна всякая деятельность: творческая и потребительская, созидательная и разрушительная и т.д.

Э.В. Соколов формулирует систему ценностей свободного времени, в которой человек переходит от простых форм к более сложным, от потребления и усвоения культуры - к творчеству, от узкогрупповой, семейной деятельности - к социальной и культурной. Каждая фаза досуга отличается от остальных и подбором занятий, и, главное, особенной доминантой, направленностью на ту или иную ценность. Первыми и элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. Человек не может перейти к более сложным формам досуга, не удовлетворив базовую потребность в отдыхе. После отдыха человек испытывает естественную потребность в игровой деятельности, развлечении. В качестве развлечений могут быть избраны прогулки, путешествия, беседы, чтение, спортивные и комнатные игры, посещение кино, театра, разнообразные хобби. Идеальной формой развлечения является игра. Условием её служит воображаемая ситуация, с помощью которой можно создавать конфликты, препятствия, необычные формы взаимоотношений. Удовлетворив потребность в развлечении, человек готов перейти к более серьезной деятельности - к просвещению. Просвещение в широком смысле слова - это приобщение личности к культуре. Просвещение состоит в усвоении ценностей классического культурного наследия, в первую очередь науки, искусства, философии. Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью других народов, изучение языков, истории. Тенденции к расширению свободы, полноты бытия, которые лишь намечались на трех предыдущих уровнях досуга, получают в творчестве полный простор.

Творчество - самый свободный вид деятельности. Жизнь человека может быть полноценной только в том случае, когда в ней есть место для творчества, созидательной деятельности, ведь именно в творчестве человек реализует свой потенциал. Следующая фаза досуга - это созерцание. В минуты созерцания человек подводит итог пережитому и совершенному, осознает свое единство с миром, свое место в нем. Созерцание успокаивает, приводит в равновесие. Выделяют 3 вида созерцания: созерцание природы, историческое созерцание и самосозерцание. Познать созерцательный досуг могут только всесторонне развитые, гармоничные личности. Специфическая черта созерцания - уединенность, но человек не может долго находиться в одиночестве. Преодоление одиночества возможно посредством праздника, который следует считать одним из важнейших элементов культуры. Праздник создает чувство общности, братства. Таким образом, система ценностей свободного времени по Э.В. Соколову состоит из следующих элементов:

- отдых и движение;

Содержание свободного времени зависит от финансового состояния человека, территории проживания, социального статуса, образования, традиций и обычаев, национальности, вероисповедания, профессии, политики государства, состояния здоровья, характера и темперамента, возраста, пола, семейного положения и других факторов.

Свободное время выполняет следующие функции: рекреативная, коммуникативная, развивающая, социализирующая, гедонистическая, компенсаторная.

Эти функции реализуются в различных видах деятельности в свободное время. Есть основания полагать, что трудность в выявлении сущности свободного времени, вероятнее всего, была обусловлена тем, что как всякое объективно существующее явление оно обладает сущностями различного порядка, каждая из которых раскрывает одну из его социально значимых граней. В частности, сущностью первого порядка - онтологической сущностью (т.е. определяющей его существование как самостоятельного феномена) является то, что свободное время есть время, не занятое делами производственной или жизненной необходимости. Однако выделение в свободном времени только этого аспекта рассматривалось в социологии как недостаточное, занижающее его социальную ценность. Сторонники такого подхода видели сущность свободного времени в духовно насыщенной деятельности, а также в нравственно и эстетически приемлемых формах досуга, как видах восстановительной деятельности, которым предается индивид после труда. В то же время особое значение свободного времени заключается в том, что оно является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То есть свободное время может быть использовано как средство физического и духовного совершенствования индивида. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что общество и конкретная личность определяют для себя способы использования свободного времени сообразно своим потребностям, интересам и целям. Выявление сущности свободного времени не представляет собой чисто теоретическую задачу, а имеет целью установить его общественное и индивидуальное предназначение, а через это и его социальную ценность. Исследование свободного времени продемонстрировало общественный интерес к нему и показало практическую значимость этого социального феномена в важнейших сферах жизни общества и на различных этапах его развития. В литературе, посвященной рассматриваемой проблеме, достаточно единодушно выделяются два основных подхода к ее изучению:

- Экономический, в рамках которого свободное время рассматривается как часть внерабочего времени, используемого для расширенного воспроизводства рабочей силы, а также для подготовки более квалифицированных работников, отвечающих требованиям эпохи научно технического прогресса. Данный подход рассматривает свободное время как средство, способствующее превращению индивида в более развитую личность, в качестве каковой он опять вступает в процесс производства и положительным образом себя в нем проявляет.

- Социологический подход отличается наиболее глубоким изучением проблемы. Для него характерны всестороннее исследование феномена социального времени, выявления его природы, соотношения рабочего и внерабочего времени, роли свободного времени для жизнедеятельности различных групп населения и т.д. Можно сказать, что социологический подход наиболее содержательно и полно исследует проблему свободного времени, выявляет все составляющие этого социального явления. В частности, в рамках этого подхода исследуется зависимость содержания свободного времени от различных социально-исторических и индивидуальных причин, а также от объективных и субъективных факторов.

Социально-психологический, исследующий, например, отношение индивидов к свободной деятельности, и произвольные изменения свободного времени в сторону его увеличения за счет сокращения рабочего или учебного времени. При этом, с точки зрения этих индивидов существуют два типа деятельности:

1. представляющая сама по себе непосредственную ценность для индивида, подкрепленная его положительными психическими состояниями или приводящая к ним;

2. имеющая значение лишь во внешних результатах, подчас чуждых системе индивидуальных ценностей.

Дж. Локк развил идеи, заложенные в Протестанской рабочей этике, придал им характер светской науки. В противоположность труду безделье Дж. Локк характеризовал как аморальное, понимая под ним расточительный досуг высшего класса. Досуг рассматривался только с точки зрения рекреации, восстановления сил человека для работы.

К. Маркс считал, что в будущем коммунистическом обществе более высокая машинная технология позволит сократить до минимума время, необходимое для производства всего нужного для жизни, увеличив тем самым время для досуга. Досуг, в понимании К. Маркса, не просто забава, развлечение, отдых, но, прежде всего, труд, затраченный на творчество ради него самого. Творчество должно преимущественно заполнять свободное время человека. Это способствует самореализации человека и приносит истинное счастье.

Список использованных источников

Головина, Г.В. Культура досуга и культурное формирование личности / Г.В. Головина // Вестник Моск. Гос. Ун-та культуры и искусств. - 2011. - №1.

Зборовский, Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. - 2006. - №12

Читайте также: