Детская литература 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

В начале XX века в России развертывались библиотечные сети широкого демократического охвата и формировалась теоретико-методическая база библиотечного дела. Одним из моментов этого движения было создание детских публичных библиотек. В 1911 году открылось детское отделение Городской бесплатной библиотеки-читальни им. А. С. Грибоедова в Москве. В детских библиотеках ра­ботали уникальные специалисты. Они развивали зарубежный опыт: немецкие библиотеки служили образцами организации, а от аме­риканских коллег была перенята методика рассказывания. Эта ме­тодика требовала знания психологии детского чтения, которая только разрабатывалась. К нашему времени, почти за сто лет, на­работан огромный материал по психологии, методике и социоло­гии детского чтения.

В 1920 году в Москве открылся Институт по детскому чтению под руководством Анны Константиновны Покровской (1878 – 1972), ученицы профессора Н.В.Чехова. Впервые пропагандой и изучением детского чтения стало заниматься специальное госу­дарственное учреждение. В первый же год работы одиннадцать со­трудников собрали для библиотеки Института десять тысяч рус­ских и иностранных, старинных и современных книг. Много сил уделялось организации детского чтения в стране с малограмот­ным населением. Работали литературно-издательская комиссия, различные курсы и семинарий для специалистов, была и научная программа. Однако в 1923 году Институт детского чтения был ре­организован в отдел Института методов внешкольной работы (ИМБР), а в 1930 году закрыт, лишившись поддержки, которую ранее оказывали ему А. В.Луначарский и Н. К. Крупская. Разгром института привел к долгой стагнации дела, забвению и даже ут­рате многих его результатов.

Старшее поколение исследователей – Н. В. Чехов, А. М. Калмы­кова, О.И.Капица, М.А.Рыбникова и др. – успели подготовить смену: в 1830 году была открыта первая в стране кафедра детской литературы в Московском библиотечном институте, ее возглавила А. П. Бабушкина – автор первого советского учебника; в 1946 году такая кафедра открылась в Ленинградском библиотечном институ­те – под руководством Е. П. Приваловой. Специалисты собирались и в ленинградском Институте имени А.И.Герцена, в московском Отделе детского чтения ИМВР (институт методов внешкольной работы). Они проводили анкетирование чи­тателей, перечитывали мемуары известных людей, вели наблюде­ния над детской драматизацией прослушанного произведения, ана­лизировали студенческие сочинения о самых сильных впечатлени­ях от книги в детстве – все это ради точных сведений, которые могли пригодиться в планировании развития детской литературы.

В 1920-х годах обрела устойчивость классификация детской книжной продукции. В соподчинении у книжной классификации оказалась классификация литературных жанров. Это обстоятель­ство внесло немало сложностей в изучение поэтики и теории дет­ской литературы, поэтому современные ученые много занимают­ся именно жанровой системой детской литературы (например, Л. В. Овчинникова, Н. Е. Кутейникова).

В 1960– 1980-х годах развернулось изучение литератур народов СССР – белорусской, украинской, якутской, эстонской и др. Ныне возрождается интерес к литературам народов Российской Феде­рации, существующим на родных языках и в переводах.

В 1917 г. начался новый период в российской истории, определивший коренные преобразования в области образования и воспитания детей. Советская власть взяла курс на воспитание “нового человека”, и перед педагогами неизбежно встали вопросы: как относиться к культурному наследию, какой должна быть новая школа, как должна развиваться детская литература, какие книги нужны и полезны детям. Дискуссии по этим вопросам отражались в документах Наркомпроса и в прессе и творчестве писателей.



Итак, для ДЛ 20-х гг. характерно тематическое и жанровое многообразие. Писатели стремились к со­циальному исследованию жизни, раскрытию социальных конф­ликтов. Этим определялись принципы типизации, стиль и язык произведений. Книги многих, тогда начинающих авторов (Ю. Олеши, А.Гайдара, В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака) вошли в золотой фонд нашей литературы и оказали влияние на ее развитие в 30-40-е гг.

Детская литература в 30-40-е годы: темы, жанры, герои.

Итак, в 30-е годы детская литература отражала преимущественно светлые, созидательные стороны жизни советского народа, взрослых и детей. Это важно понимать, оценивая период сталинских репрессий против народа в истории нашей страны в целом. Можно сказать, что не только для детской, но и для взрослой литературы, тема репрессий была запретной, смертельно опасной, и детские писатели и поэты, как и большинство родителей, избегали говорить о ней с детьми.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Самостоятельная работа студентов:

Развитие детской литературы в 50-70-е годы:

В 1917 г. начался новый период в российской истории, определивший коренные преобразования в области образования и воспитания детей. Советская власть взяла курс на воспитание “нового человека”, и перед педагогами неизбежно встали вопросы: как относиться к культурному наследию, какой должна быть новая школа, как должна развиваться детская литература, какие книги нужны и полезны детям. Дискуссии по этим вопросам отражались в документах Наркомпроса и в прессе и творчестве писателей.

Итак, для ДЛ 20-х гг. характерно тематическое и жанровое многообразие. Писатели стремились к со­циальному исследованию жизни, раскрытию социальных конф­ликтов. Этим определялись принципы типизации, стиль и язык произведений. Книги многих, тогда начинающих авторов (Ю. Олеши, А.Гайдара, В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака) вошли в золотой фонд нашей литературы и оказали влияние на ее развитие в 30-40-е гг.

Детская литература в 30-40-е годы: темы, жанры, герои.

Итак, в 30-е годы детская литература отражала преимущественно светлые, созидательные стороны жизни советского народа, взрослых и детей. Это важно понимать, оценивая период сталинских репрессий против народа в истории нашей страны в целом. Можно сказать, что не только для детской, но и для взрослой литературы, тема репрессий была запретной, смертельно опасной, и детские писатели и поэты, как и большинство родителей, избегали говорить о ней с детьми.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Читайте также: