Черты классицизма в поэзии ломоносова и державина кратко

Обновлено: 05.07.2024

В истории русской литературы восемнадцатого века Гаври­ил Романович Державин занимает особое место.

Однако шутливый тон и игровое обрамление не лишают оду ее основного хвалебного смысла. Вероятно, именно поэто­му императрица благосклонно отнеслась к шуточному харак­теру стихотворения. Однако особенность хвалы, и в этом отли­чие Державина от его предшественника Ломоносова, — в вос­певании не только исторических заслуг Екатерины, но и ее личных человеческих достоинств. Так, поэт подчеркивает не­прихотливость императрицы в быту:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая Бывает за твоим столом…

Не могли не понравиться державному адресату оды и стро­ки, восхваляющие ее обращение с подданными:

…ты нимало не горда;

Любезна и в делах, и в шутках,

Приятна в дружбе и тверда…

Но еще больше ценит поэт справедливость и доброту цари­цы, а особенно то, что…

…Еще же говорят неложно,

Что будто завсегда возможно Тебе и правду говорить.

…Первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.

Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова.
Основной лозунг классицизма – подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока) , что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено) . Четкое деление жанров на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня) .
М. В. Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.
"Ода на день восшествия… " – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.
1. Вступление. Мир – основа блага государства.
2. Величие России, ее процветание:
– хвала щедротам Елизаветы
– заслуги Петра перед народами России
– неисчерпаемые богатства России
– призыв к российской молодежи овладевать науками
3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо) , усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.
В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.

В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Треди­аковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романо­вич Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов.

Об этом выдающемся деяте­ле русской науки и культуры Александр Сергеевич Пушкин сказал, что он “сам был первым

русским университетом”. Уни­версальность талантов и знаний Ломоносова проявилась и в проведенной им реформе русского стихосложения, благодаря которой впоследствии Николай Васильевич Гоголь назвал его “отцом нашей стихотворной речи”, и в собственных поэтичес­ких достижениях, связанных с литературным направлением, которое получило наименование классицизма.

Термин “классицизм” произошел от латинского слова “classicus”, что значит “образцовый”. В основе этого литера­турного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью

Он должен быть пре­ображен в нужном для писателя направлении. Соответствен­но и героями произведений классицистов могли быть не ря­довые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь власти­тели, цари.

В соответствии с требованиями классицизма Ломоносов разработал так называемую теорию “трех штилей”, разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновидность, которая называлась торже­ственной одой. Она была предназначена для воспевания и вос­хваления высших достижений человека, для выражения глубо­ких философских идей, а также для прославления лиц, сто­ящих на верхних общественных ступенях.

Примером философской оды может служить “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого север­ного сияния”. В ней поэт восхищается величием Творца всего сущего, который поставил человека перед задачей разгадки тайн природы. Обращая свой взор к звездному небу, поэт вос­клицает, пораженный его непостижимым величием:

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

А затем высказывает предположение, что разумная жизнь существует не только на Земле:

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков…

Образцом торжественной оды, обращенной к верховным властителям страны, является “Ода на день восшествия на Все­российский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла вы­разить собственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.

Обращаясь к дочери Петра Первого Елизавете, поэт ставит ей в заслугу то, что она продолжает дело своего отца, которо­го славил в других своих произведениях, утверждая: “Несрав­ненных дел Петра Великого человеческой силе превысить не­возможно”. Начало оды – это хвала божественной тишине, сопутствующей царствованию Елизаветы. Под тишиной под­разумевается мирное развитие государства.

Царей и царств земных отрада,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Далее поэт подробно рассказывает об успехах, достигну­тых Россией во время правления дочери Петра. Главным из них он считает развитие наук: “Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет”. Воздав за это хвалы императрице, Ломо­носов с еще большим жаром воспевает значение наук в жиз­ни человека:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут…

А этой чеканной поэтической формуле Ломоносов предпо­сылает слова, выражающие его идеал патриота своей страны – умеренность в том, “что может собственных Платонов и быст­рых разумом Невтонов Российская земля рождать”.

Таким образом, формы классицизма в восемнадцатом иске позволяли Ломоносову выразить собственные представ­ления о путях и целях развития Российского государства и давали поэту надежду повлиять на решения и действия власть предержащих.

1. Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова.
Основной лозунг классицизма – подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока) , что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено) . Четкое деление жанров на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня) .
М. В. Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.
"Ода на день восшествия… " – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.
1. Вступление. Мир – основа блага государства.
2. Величие России, ее процветание:
– хвала щедротам Елизаветы
– заслуги Петра перед народами России
– неисчерпаемые богатства России
– призыв к российской молодежи овладевать науками
3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо) , усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.
В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.

Читайте также: