Социологический подход к изучению личности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Одной из важнейших междисциплинарных проблем является проблема человека, личности.

В социологии при изучении личности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, причем это восхождение происходит в рамках как любой социологической теории, так и в социальной теории личности:

1. Происходит последовательное раскрытие различных свойств личности: потребностей, интересов, ценностей, социальных установок и т.д., которое завершается системным представлением личности как объекта и субъекта общественных отношений.

2. Осуществляется переход от анализа личности к рассмотрению ее деятельности, образа жизни в целом, их условий, средств и результатов.

3. Анализируются межличностные отношения.

4. На завершающем этапе познания личности выясняются социальные нормы и отклонения в ее деятельности, поведении и отношениях, осуществляются типологии личностей, выработка соответствующих практических рекомендаций.

Личность - определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально-значимых черт и социальных отношений данного общества.

В современной науке существует два подхода к определению личности:

- формально - логический, в соответствии с которым понятие личности определяется посредством подведения его под более широкое, родовое понятие - “человек”, а затем указываются его видовые отличия, т.е. определяются признаки, отличающие личность от человека вообще. Таким образом, личностью признаются не все люди, а только те из них, кто обладает определенными положительными качествами.

- диалектико - логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают определенными общими чертами, биологическими и социальными. В тоже время каждый человек имеет только ему присущие особенности, свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное – личность [5].

Личность - носитель социального качества. Социальное качество личности проявляется в процессе социальной деятельности.

Социальные качества личности - совокупность элементов, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия.

К элементам, составляющим социальные качества личности относятся:

1) социально определенная цель его деятельности,

2) занимаемые социальные статусы и выполняемые роли,

3) ожидание в отношении новых статусов и ролей (статусные и ролевые ожидания, уровень притязаний),

4) нормы и ценности,

5) знаковая система, которую использует человек,

6) совокупность знаний, позволяющих выполнять социальные роли и ориентироваться в окружающем мире,

7) уровень образования и специальная подготовка,

8) социально-психологические особенности,

9) активность и степень самостоятельности в принятии решений.

На процесс формирования личности влияют следующие факторы:

1. Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а также благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

2. Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. Заключается в том, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических, географических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.

3. Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума. Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями определяют ее социальный статус - определенную позицию человека в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

Теория диспозиции В.А. Ядова объясняет поведение личности в обществе и раскрывает механизмы его регуляции.

Диспозиция – предрасположенность личности в тех или иных условиях действовать определенным образом.

Установка – готовность действовать тем или иным образом.

1 Элементарно – фиксированные установки – это неосознанные действия, личности, основанные на рефлекторных инстинктах.

2 Ситуативные установки – связанны с окружающей ситуацией (сознательные).

3 Базисные установки (социально-фиксированные) – это влияние социальных норм, правил поведения, традиций на поступки индивида в обществе.

4 Ценностный уровень – высший уровень диспозиции (предрасположенность действий), влияние системы ценностей индивида на его поступки в обществе.

Существует множество толкований личности. При этом все определения можно отнести к двум основным группам:

  1. Личность формируется в соответствии с ее врожденными задатками, а социальное окружение оказывает незначительное воздействие на ее развитие.
  2. Личность формируется и развивается только в ходе социального опыта.

Исследование социологии личности предполагает изучение социальных качеств личности:

  • способности;
  • интересы и потребности;
  • знания и навыки;
  • мировоззрение;
  • социальные чувства.

Социальные качества личности:

  • отражаются в обозначении цели деятельности;
  • проявляются в деятельности через: ценностные ориентации, самосознание, социальные отношения;
  • определяются выполняемыми личностью ролями и социальным положением;
  • измеряются комплексом знаний, умений и навыков, а также социально – психическими особенностями.

В исследовании социологии личности рассматривается взаимодействие человека с социальной средой, состоящей из личностных и материально-вещественных компонентов. Природа этого непосредственного или опосредованного взаимодействия характеризует уровень социальной среды.

Социологический подход к изучению личности

Для полного понимания системы взаимосвязей людей в обществе, сущности социальных явлений необходимо понять, что движет поступками конкретного человека. Основу понимания жизни всего общества или отдельной социальной группы представляет индивидуальное поведение.

Исследования проблемы личности в современной социологии ориентировано на:

Готовые работы на аналогичную тему

Особенность социологического исследования личности заключается в том, что личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, как член общества. Изучается личность как социальный тип, как среднестатистический индивид.

В процессе исследования личности в контексте социальных связей рассматриваются ответы на вопросы:

  • какое место занимает личность в социальном пространстве;
  • как происходит формирование личности в том или ином социальном окружении;
  • насколько личность включена в социальные группы;
  • как личность воспринимает культурные нормы, какие существуют отклонения от этих норм.

Социальный статус и социальная роль

Понятия социальный статус и социальная роль позволяют проанализировать положение индивида в социуме и его функциональные возможности по отношению к другим индивидам.

Социальный статус – это социальное положение человека в социуме, рассматриваемое как общую характеристику, включающую профессиональную, семейную, экономическую принадлежность личности, ее возраст, пол, национальность, политические возможности.

У любой личности есть свой статусный набор, т.е. совокупность нескольких социальных позиций, обусловленных участием индивида в деятельности нескольких социальных групп и институтов. Всегда есть главный статус, с которым человека отождествляют и выделяют окружающие люди.

Статусы могут быть:

  • достигаемые, т.е. приобретенные благодаря личной удаче или успехам;
  • приписываемые, получаемые независимо от усилий или желаний человека, а благодаря определенным внешним характеристикам.

Социальная роль – это поведенческая, динамическая сторона статуса. Это тот образец поведения, который наиболее характерен для участников данной группы в данном статусе.

Каждый статус образует ролевой набор. Анализ социальной роли, ее поведения позволяет исследовать личность на уровне социально типичного.

Процесс выполнения социальной роли зависит от:

  • биологических качеств личности;
  • личностного образца, включающего идеальные способы поведения;
  • системы принятых норм и внутренней сплоченности группы;
  • степени сходства личности с группой.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 03.07.2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема человека и личности.

Каждый человек тысячью нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться в личность.

Чтобы это понять, нужно рассмотреть горизонталь:

Человек – индивид – индивидуальность – личность.

Человек – существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Одновременно человек – часть истории, заключающаяся в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности.

Личность всегда индивидуальна и одновременно неповторима.

В социологической науке существует 2 подхода к определению личности:

Таким образом, личностью признаются не все люди, а только те, которые обладают определёнными положительными качествами.

Ферральные люди – ведомые люди. Личность – то, кто обладает пассионарными качествами, ведёт людей.

2. Диалектико-логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего как особенная, взятая в социальном аспекте.

Личность всегда должна рассматриваться как особенная (в социальном аспекте).

Все люди обладают определёнными общими биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет присущие только ему особенности: свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом.

Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то это будет искомое, особенное – личность.

Рассмотрим социологический подход к личности.

Социология выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем её многообразии, а изучение её как совокупности общественных отношений, т.е. продукта общества.

Это предполагает, с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а, с другой стороны, - самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, её отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа.

Человек есть продукт общества и его законов, но одновременно и общество является таким, какое оно есть именно: в нем объединены люди, а не другие существа. Т.е. человек является одним из факторов, которые определяют общество.

Сущность человека есть ансамбль всех общественных отношений.

Сущность же особой личности составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальные качества – не индивидуальные, а именно социальные, общественно-значимые качества, встречающиеся у многих людей. Человек таков, какова окружающая его социальная среда.

Личность с точки зрения такого подхода рассматривается как целостность социальных качеств человека, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, способного изменять среду своего обитания.

Таким образом, своеобразие социологических подходов к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для него социальных качеств.

При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но и, главным образом, как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказать собственное воздействие на социальную среду.

Многогранность процесса становления и развития личности породила другие концепции и теории.

В начале 30-х гг. 19 века в социологии сформировалось научное направление – научный функционализм (функционализм). Основателем его был Э. Дюркгейм.

Функционалисты считали, что единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько роль, выполняемая им в обществе в зависимости от ожиданий группы, в которую он включён.

Следовательно, можно говорить о ролевом поведении индивида (личности) в самом разнообразном виде: отец, студент, друг.

Американские ученые Я. Морено, Р. Мертон определяли личность как функцию той совокупности социальных ролей, которую он (индивид) выполняет в обществе.

На основании этого Дж. Мид, Т. Парсонс, Р. Дарендорф сформировали ролевую теорию личности (см. 2 вопрос).

В марксистской теории личности акцент смещён на взаимодействие личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, определённым образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, продукт исторического развития и одновременно как результат включения индивида в социальную среду посредством его активной предметной деятельности и общения.

Личность здесь рассматривается как объект и предмет общественной деятельности и общения.

В российской дореволюционной социологии проблемы личности рассматриваются в 3 аспектах:

Много внимания уделялось проблеме индивидуализации (Н.Н. Михайловский).

Теория обоснования русских социологов, продленная советскими социологами, показала, что на процесс формирования личности влияют биологические, социальные, физические факторы.

Биологический фактор необходимо учитывать, т.к. он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности. Во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое уникальное создание.

Физическое окружение также имеет определённое значение для развития личности. Помимо этого нужно иметь в виду групповые различия в поведении личности, которые в основном определяются различием географических, климатических и природных условий их формирования.

При этом признается, что влияние физического окружения зависит ещё и от культуры группы, группового поведения и индивидуального опыта.

По социальными факторами формирования личности обычно понимаются духовные основы общества, в т.ч. этические нормы поведения, эстетические представления, морально-нравственные правила и культура, а также правовые нормы.

Итак, на формирование личности определённое влияние сказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества в целом.

Вовлекая данные разных наук социология преимущественно концентрируется на первом ракурсе изучения личности: личность как источник социальной жизни, её реальный, единственный носитель и деятель, как первичный элемент социальной жизни, социальных отношений, институтов и т.д.

Вывод: установки, потребности, интересы личности обусловлены как условиями окружающей среду так и индивидуальностью личности, особенностями её миропонимания, её духовного мира. Они (установки, потребности, интересы) реализуются в социальной деятельности, в которой личность занимает конкретное место в социальной системе, и каждое их них предусматривает определённые права и обязанности.

Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют её социальный статус – определённую позицию человека в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

Каждая личность, будучи включённой во множество социальных связей, выполняет различные функции и, соответственно, имеет целый ряд статусов.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, он всегда является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по разнообразным поводам, выполняет каждый раз различные функции (это свойство любого индивида).

Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (Р. Мертон). Особую роль в этом наборе играют генеральные (всеобщие) статусы. Важнейшим из них является статус человека, его права и обязанности. Другой генеральные статус – статус члена конкретного общества, государства – статус гражданина.

Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности.

Следующими статусами являются предписанные(аскриптивные). Они навязываются обществом вне зависимости от услуг и заслуг личности (например: социальное происхождение, место рождения, физическое развитие).

Выделяются прирожденные статусы, которые вроде бы входят в предписанные, но не совсем и не всегда совпадают с ними. Это 3 социальных статуса:

Предписанный статус очень напоминает прирождённый, но к нему не относится. В строгом смысле предписанным является любой статус, над которым индивид не имеет контроля, или который он занимает независимо от своих воли, желаний, усилий.

Позиции, которые человек достигает сам, называются приобретённым, или достигаемым, статусом.

Перечисленные статусы относятся к разновидности основных статусов. Одновременно существует множество неосновных статусов (например: пассажир, покупатель, пациент). Эти статусы, как правило, временные.

Права и обязанности носителей таких статусов часто не регистрируются, они вообще трудно определимы, но они есть.

Иногда выделяются главные, или интегральный, статус, который определяет стиль или образ жизни человека, круг его знакомств, манеры поведения.

Наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции служит профессия. Она, а также вид работы, определяет ещё и статусные ресурсы: авторитет, престиж, властные полномочия человека.

Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе (в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам), принято называть личностным статусом.

Каждый человек обладает набором специальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве как больших, так и малых групп.

Иерархия статусов: высшие, средний, низкие. Выделяются лидера и аутсайдеры.

Общество, в котором существует необоснованная преступность, определённость статусов, неспособно обеспечить своё нормальное функционирование.

Индивид – конкретный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель индивидуальных, социальных и психологических черт.

Социологический подход, прежде всего, выделяет в личности социально-типическое. Социология изучает не каждую отдельную личность, не ее индивидуальные свойства, а типологизированную личность, т.е. социальные типы личности. Например, личность рабочего, крестьянина, интеллигента, инженера, студента и т.д. Задача социологии – анализ социального статуса типологизированной личности, а также исследование социальных факторов, влияющих на поведение личности.

Личность – социальная характеристика, сторона индивида (человека), формируемая всей совокупностью общественных отношений, в которой он находится в процессе своей жизнедеятельности. Эта деятельность личности многогранна – трудовая, социально-политическая, духовно-познавательная, культурно-просветительная, семейно-бытовая.

По проблеме соотношения общества и личности существует три основных подхода:

Человек как личность выступает продуктом общества и одновременно изменяет его через совместную общественную деятельность людей. Личность, являясь объектом воздействия общества (социальных групп, различных коллективов, отдельных людей), в свою очередь, воздействует на него обратной связью и выступает его субъектом и в целом субъектом истории.

В социологии принято различать личный и социальный статусы. Социальный статус употребляется обычно в двух значениях. Когда этот термин употребляется в широком смысле, речь идет о положении, занимаемом данным человеком объективно в социальной структуре группы или общества, в узком – это положение индивида, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (национальной, демографической и т.д.).

Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей.

Существует три вида социального статуса: приписываемый (или предписанный), достигаемый (приобретенный) и смешанный. Приписываемый включает в себя и прирожденные статусы – статусы пола, расы, национальности. От предписанного статуса существенно отличается тот статус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэтому достигаемым. В современном обществе подавляющее большинство статусов – достигаемые. Примером смешанного статуса являются статусы инвалида, безработного, беженца.

Элементы статуса: статусная роль, статусные права и обязанности, статусные символы, статусный образ (имидж), статусная идентификация. Социальная роль – это связанная со статусом система действий (функций, поведения) субъекта. Данное понятие ввел американский антрополог Ральф Линтон в 1936 г., определив роль как динамическую сторону статуса. Социальная роль формируется как объективное и субъективное ожидание со стороны других должного поведения от носителя данного статуса.Ролевой набор – совокупность ролей в рамках одного статуса.

Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Процесс социализации в социологии рассматривается с двух сторон: как процесс постепенного раскрытия скрытых природных качеств индивида и как результат внешнего воздействия среды, целенаправленного и ненаправленного воспитания. Выделяют две фазы социализации личности: адаптацию, т.е. приспособление человека к общественной среде и интериоризацию – вхождение ценностей и норм среды во внутренний мир личности.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Они бывают прямые, т.е. специально созданные для социализации (например, детсад, школа), и косвенные, решающие задачу попутно (например, трудовой коллектив, армия).

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники, учителя; вторичной – должностные лица учебного заведения, предприятия, сотрудники средств массовой информации и т.д. Институты первичной социализации – семья, школа; вторичной – трудовой коллектив, армия, СМИ и т. д.

Социология воспитания – специальная социологическая теория, которая изучает закономерности и тенденции воспитательного процесса во взаимосвязи с другими социальными процессами. Воспитание в широком смысле – синоним социализации; в узком смысле слова представляет собой процесс целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый под воздействием социальных институтов (семьи, школы и т.д.) с целью ее подготовки к деятельности в различных сферах социальной практики.

Социологи выделяют следующие основные виды, направления воспитания: умственное, политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое, экономическое, экологическое, правовое.

В любом обществе существует социальный механизм воспитания или общественные институты воспитания: семья, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, общественные организации, средства массовой информации и др. Основные формы воспитания: общественное воспитание, семейное воспитание, самовоспитание. Средства воспитания: труд, учеба, сила примера, литература, искусство и т.д.

Читайте также: