Город маркс история кратко

Обновлено: 07.07.2024

Город Маркс и река Волга – понятия неразделимые. Неустанно текут воды великой русской реки нашего города, и вместе с ней в постоянном движении жизнь Маркса. Город строится, расширяется, благоустраивается, развивает промышленное производство, культуру и искусство, унаследованные от прошлых поколений.

Первые годы жизни переселенцев были полные горя и страданий. Суровый климат, неурожаи, эпидемии. Не давали спокойно жить и кочевники. Екатериненштадт пришлось обносить валом, строить вышки для наблюдения. По мере появления кочевников все жители покидали свои дома и уходили в лес, на Волгу. Кочевники забирали скот, имущество, угоняли в плен мужчин и подростков, чтобы потом продавать их в Китае и Турции. Староста Екатериненшадта Петер Липперт однажды обращался к императрице с просьбой отложить взимание долгов в связи с тем, что основная масса мужчин угнана в Китай. За каждого угнанного мужчину с колонии требовали 150 рублей. И Екатерина II выделила нужную сумму для выкупа несчастных.

Со временем жизнь поселенцев стала налаживаться. Крестьяне обстроились — обрабатывали землю, научились выращивать хлеб, табак, картофель, фрукты, освоили ряд ремесел, открыли хлебную биржу и начали торговлю с соседними колониями. Занимались животноводством. В Екатериненштадте появились две, а затем и три мельницы, фабрика по выделке кож и пошиву женских сумок и перчаток, изготовлению гребешков, веревок и канатов для речных судов. В городе было много зерновых и мукомольных амбаров, принадлежащих как частным колонистам, так и общине. Из колоний зерно свозили в амбары, в которых оно хранилось и шло на продажу. Большею частью это была пшеница высоких хлебопекарных качеств, которую баржами отправляли в разные города России. Кроме того, заметное место в торговле занимал американский сигарный табак. Екатериненштадтский округ являлся центром выращивания табака на Волге, считался на втором месте по его производству в России. Выращивание табака стало реальным шагом к экономическому росту колонии. В 1790-е годы открылась табачная фабрика, продукция которой поступала на российские и зарубежные рынки.

Осенью 1848 года жители Екатериненштадта и присоединившиеся к ним все жители немецких колоний решили поставить памятник Екатерине II. Собрано было более 14 200 рублей серебром. Староста Екатериненштадта Петер Липперт сделал взнос в сумме 1 тысячу рублей. Бронзовый монумент был изготовлен в Санкт-Петербурге профессором бароном Клодтом и установлен в Екатериненштадте 4 октября 1851 года. Скульптура стояла на высоком мраморном пьедестале. Памятник Екатерине Великой в городе, переименованном после Октябрьской революции в честь Карла Маркса, снесли в начале 30-х годов, а в годы войны отправили на переплавку.

В 1880 году в российском Екатериненштадте братьями Шеффер были основаны кустарные мастерские. Здесь начали выпускать просорушки, плуги, бороны, веялки и другие сельскохозяйственные орудия для всех немецких колоний. В дальнейшем кустарные мастерские переросли в крупное промышленное предприятие, из ворот которого вышел первый российский трактор.

Прошли годы. По известным всем историческим фактам, перестала существовать республика немцев Поволжья. Да и представителей немецкой национальности осталось в районе немного. Но вместе с тем особый отпечаток, невидимый налет особенностей культуры и традиций первых поселенцев живет здесь и по сегодняшний день.

Нет, конечно, Маркс не столица и лишен свойственного мегаполисам лоска и шика. Но впечатления захолустного маленького городка он не производит. Пройдитесь по улицам Маркса, и вы почувствуете, что жители любят свой город, гордятся им, ухаживают за всеми памятными местами.
Своеобразие архитектуры города заключается, в основном, в небольших кирпичных строениях, улицах, расположенных по-немецки аккуратно. Вдоль каждой из них идут ровные ряды берез, каштанов, фруктовых деревьев. В палисадниках и рядом с домами — небольшие клумбы. Все это делает наш город по-домашнему уютным и красивым.

Старинные улочки Маркса — излюбленная тема местных художников. Их картины нередко выставляются в краеведческом музее г. Маркса.

Музей краеведения — особая гордость жителей города. Согласно имеющимся документам начало его работы — 1919 год. Во время выселения немцев музей был закрыт, экспонаты исчезли. В 1991 году музейные залы стали принимать посетителей. Предметы быта, домашняя утварь, орудия труда, часть из которых изготовлена в нашем городе, вызывают живой интерес у посетителей. История Маркса, развитие промыслов, первый советский трактор, боевые и трудовые подвиги жителей города и района в годы Великой Отечественной войны представлены в музейных экспозициях.

Среди известных людей нашего города имя Героя Советского Союза Венцеля Вольдемара Карловича, колхозника Бунина Федора Захаровича, который в годы войны приобрел самолет, Героя социалистического труда Ивана Петровича Кузнецова.

В Марксовском районе дружно проживают народы 58 национальностей. Большинство из них: русские, украинцы, белорусы, немцы, татары, чуваши, казахи. Все они имеют равные возможности для возрождения, развития и сохранения национальных традиций, обычаев.

Основными религиями, представленными на территории Марксовского района, являются православие, католицизм, ислам — далеко неполный перечень действующих религиозных организаций. В городе построена мечеть, католическая кирха, действует лютеранско-евангелическая церковь.

В 2001 году был построен храм апостола Андрея Первозванного. При храме действует детская воскресная школа. Ребята изучают закон Божий, церковную историю, занимаются рисованием и рукоделием.

Маркс — город студентов. Старейшее медицинское училище, сельскохозяйственный техникум, профессиональные училища № 18 и № 46, филиал Саратовского государственного социально-экономического университета, Марксовское представительство аграрного университета им. Вавилова готовят специалистов для всей Саратовской области.

А кто хотя бы раз побывал на базах отдыха на берегу Волги, никогда не забудут красоту здешних мест, песчаные пляжи, дубовые рощи, сосновый бор.

Жители города и района любят свой край, украшают его, благоустраивают, чтобы всем, кто хотя бы раз приедет сюда, запомнились его красота и гостеприимство его жителей.

На современной карте опознать исчезнувшее Немповолжье очень легко - его отмечают города Маркс и Энгельс. Второй был центром АССР Немцев Поволжья в советское время, первый - его неофициальной столицей в царское. Основанный в 1766 году бароном Фредериком Борегардом де Кано из Брабанта (территория Бельгии), городок имел сразу два названия - Екатериненштадт (немецкое) и Баронск (русское, хотя в русском языке использовались оба), и к началу ХХ века разросся до 7 тысяч жителей, став не только центром сельскохозяйственной округи, но и крупным портом на Волге. В 1915 году Екатериненштадт стал Екатериноградом, в 1920 был переименован в Марксштадт, и наконец после депоратции немцев - в просто Маркс. Ныне это райцентр средних размеров (31 тыс. жителей), в отличие от окрестных сёл сохранивший ощутимый колорит Немецкого Поволжья.

. Последним крупным событием в жизни Маркса стал ы 2010 году визит тогда ещё президента Медведева в Саратовскую область, к которому город причесали и благоустроили. В принципе, я считаю, что лучше это сделать к визиту начальства, чем не сделать вообще, и Маркс приобрёл вполне себе немецкую игрушечность. Интересный момент: если Вольск при всей запущенности всё равно кажется довольно зажиточным, в Марксе никакая опрятность не скрывает нищеты.

Его центр - перекрёсток улицы Кирова (Екатериненштрассе) и проспекта Ленина (Степная), который упирается в недавно (2007) воссозданный памятник Екатерине II, "крёстной матери" Немецкого Поволжья ("отцом" же можно считать упомянутого барона Борегарда, также известного как Вызыватель):

В сквере за памятником я завтракал пирожками, купленными в ближайшей кулинарии - до сих пор жалею, что не купил побольше. Вдоль всего проспекта Ленина очень симпатичные домики:

Екатерина через улицу Кирова глядит в перспективу бульвара с Аллеей Славы:

А среди нескольких героев мне запомнился вот этот: немец, воевавший с фашистами. Хотя мне сложно судить, какие настроения были в Немецком Поволжье накануне войны, тем более что зажиточные набожные фермеры и бюргеры от советской власти пострадали очень сильно.

Аллея Славы выводит на главную площадь:

Упираясь в обезглавленный храм:

Как нетрудно догадаться, это лютеранская кирха. Крупнейшая и старейшая (1830-48) из сохранившихся в Немецком Поволжье, но в отличие от кирх в более мелких колониях внешне она почти не отличалась от русских церквей:

Закрытая в 1927 году, кирха легко отделалась, превратившись в ДК, а в 1995 году была возвращена верующим. Нигде не находил сведений о национальном составе населения Маркса, но этот факт говорит о многом - получается, немцев здесь и в наше время не так уж мало. Правда на полное востановление у общины всё же хватает средств:

Напротив кирхи - административные здания советского Маркса:

Далее прогуляемся по окрестным улочкам. Архитектура Маркса в принципе вполне уездная, и если бы не таблички с именами первых хозяев, всех этих Шмидтов, Райсов и Кремеров, об их немецком происхождении не говорило бы ничего.

Ну, разве что вот этот домик остзейского вида напротив кирхи:

Ещё несколько кадров с окрестных улиц. В принципе, городок выглядит довольно приятно даже там, куда Медвед явно не заглядывал - чистенький, покрашенный, обсаженный цветами, хотя конечно и тут не обойтись без нестриженной растительности и кривых заборов.

Переулочками я вышел на улицу Кирова восточнее проспекта Ленина. В Саратовской области мне ещё и очень запомнились вот такие вот остановки:

А пошёл туда я не случайно: дело в том, что примерно в километре от центра, один на западе, другой на востоке, расположены два завода с достаточно интересной историей. Восточнее - Марксовский пивзавод, едва ли не старейший в России. До революции он стоял за городом, поэтому по дороге к нему почти ничего интересного нет - хрущобы, частный сектор, особняки за протокой. Озадачили только вот эти самодельные Врата Истины:

Явно старинное здание чуть-чуть недоходя пивзавода - возможно, дом его директора:

Сам же пивзавод здесь появился ещё в 18 веке, и "старейшим в России" упоминается в нескольких местах, хотя честно говоря я в этом очень сомневаюсь - неужели не могло быть ничего постраше в больших городах? А вот здание его действительно интересное: это бывшая табачная фабрика Штафов, построенная в 1823 году - для промарха, тем более в глубинке, это очень внушительный возраст. Пивзавод же сюда переехал в 1959 году:

Сейчас кажется странным, что немцы в Поволжье возделывали табак, и бывшие табачные фабрики в этих краях не редкость. Это был один из самых северных табачных районов в мире. Хмель же тут исправно выращивают и поныне:

Я к пиву равнодушен, поэтому ограничился фотографирование завода. А тут и автобус подошёл, избавив меня от необходимости 10-15 минут идти обратно в центр:

Вернувшись к памятнику Екатерине II, я пошёл по улице Кирова уже на запад. Здесь старая застройка наиболее капитальная:

А завершает историческую часть старая электростанция (1913), ныне занятая магазином:

Но отсюда, через малоинтересный частный сектор, стоит пройти ещё полкилометра, к заводу "Волгадизельаппарат". На сайте города сказано, что он был основан в 1918 году как "Возрождение", но я слышал упоминания о заводе "Благословение", который основал Порфирий Блинов, чей батя Фёдор в 1878 году запатентовал первый в мире "вагон на бесконечном рельсе", то есть гусеничный трактор. В общем, "Волгодизельаппарат" - это продолжение той истории, что я рассказал в конце поста о Балакове.

В 1920-е годы в Марксштадт, уже не как старообрядческий купец-промышленник, а как советский инженер, перебрался Яков Мамин, и на "Возрождении" было возрождено начатое им ещё до революции на своём "Русском дизеле" производство минитракторов "Карлик" и "Гном". Я точно знал, что один из них стоит у проходной, и увидев заводские цеха, свернул в переулок. Завод выглядел заброшенным, если бы не доносящееся из цехов гудение. На крыльце сидели двое натуральных азиатов, скорее всего корейцев или вьетнамцев, которые и объяснили мне, что "трактор на постаменте" стоит у другой проходной:

Если точнее - непосредственно на улице Кирова, и не у проходной, а у фирменного заводского магазина. Трактор "Карлик" 1924 года постройки был здесь поставлен в 2010 году - и цифра "130" пусть не вводит в заблуждение: родословную завод возводит к некой кустарной мастерской, и если бы Медведев пожаловал сюда не в 2010, а в 2011, то прототипом завода была бы мастерская, основанная в 1881 году. Но тандем тандемом, а всё-таки к визиту первого лица отреставрировали и открыли публике действительно ценный памятник русской технической истории:

Если гусеничный трактор изобрели, но так и внедрили в производство в этих краях, то колёсный трактор был уже англосаксонским изобретением: к концу 19 века в полях Англии и Америки работало уже около двух тысяч устроенных примерно так же локомобилей, на рубеже 19-20 веков в Штатах появились дизельные трактора, и в общем в первые десятилетия ХХ века практически монополистом в тракторостроении оставалась Америка. Это потом трактор стал одним из символов СССР, а первые крупные советские трактора строились с 1924 года по типу иностранных: петроградский "Путиловец" на основе американского "Фордзона", харьковский "Коммунар" - на основе немецкого "Ханомаг". Маминовский "Карлик" же в принципе нельзя с ними сравнивать - это минитрактор, то есть машина другого класса и других задач.

И в отличие от крупных тракторов, первый русский минитрактор был нашим на 100%.

. Ещё кое-что я заснял из окна городского ЛиАЗа (а вот сам ЛиАЗ - забыл!). В старом Баронске помимо кирхи были православная и католическая церкви. Им повезло меньше - они были уничтожены полностью. Новая Андреевска церковь построена совсем недавно:

А ещё тут есть опять же новые мечеть, католический храм Царя Христа (1993):

И совсем уж неожиданная в России церковь мормонов:

Вряд ли в России ещё найдётся райцентр с храмами 5 крупных конфессий (всякие секты не в счёт), то есть по конфессии на 6 тысяч человек. Как уже говорилось, у меня нет данных о национальном составе Маркса, но судя по всему немцев здесь и сейчас живёт немало - обрусевших, изучающих родной язык как иностранный, наверняка мечтающих уехать в Германию - но пока остающихся здесь. Или - не потерявших связь двух исторических родин:

В следующей части, последней в этой серии - про Энгельс, советскую столицу Немецкого Поволжья.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-2012
Вступление.
Старообрядческий край
Иргизы и Черемшаны.
"Дом со львом" в Поповке.
Хвалынск. Город над вечным покоем.
Балаково.
Вольск. Разное.
Вольск. Старый город.
Вольск. Цементные заводы.
Немецкое Поволжье
Зоркино. Цюрих-на-Волге.
Маркс. Баронск, Екатериненштадт, Марксштадт.
Энгельс (Покровск). Столица АССР Немцев Поволжья.
2008. Сарепта в Волгограде.
.


Маркс, до 1915 года Екатериненштадт (нем. Katharinenstadt ), также Баронск, в 1915—1920 годах Екатериноград [3] , в 1920—1942 годах Марксшта́дт (нем. Marxstadt ) — город (с 1918 года) в России, расположенный на левом берегу Волги, в 60 км к северо-востоку от Саратова, административный центр Марксовского муниципального района Саратовской области. Образует одноимённое муниципальное образование город Маркс со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе.

На карте Саратовской области удивительным образом соседствуют Маркс и Энгельс. Имена немецких философов увековечены здесь не случайно: в регионе когда-то была довольно-таки известная республика немцев Поволжья. Жить сюда свободных колонистов пригласила ещё Екатерина II: в Европе они испытывали недостаток земли, поэтому живенько переехали в Россию. Именно на поиск их следов я и отправилась в небольшой город Маркс.

Город Маркс, в первую очередь, ассоциировался у меня с Екатериной II. Я слышала, что здесь уцелел знаменитый памятник императрице, который создал известный скульптор. На месте оказалось, что и памятник уже другой, и автор у него вовсе не барон.


Кстати, в какое-то время Маркс был и Баронском, и Екатериненштадтом, и Екатериноградом, и Марксштадтом. Не помню другого российского города, который бы столько раз переименовывался. А о своих приключениях в Марксе я решила рассказать в этом небольшом очерке.

Как добраться

Маркс находится в Саратовской области — в 70 километрах от самого Саратова.

Город расположен на левом береру Волги.


Приехать в Маркс можно на автобусе или личном автомобиле. А можно добраться до Саратова на поезде или на самолёте, а уже оттуда доехать до Маркса. Я расскажу обо всех вариантах.

Самолетом

Из Москвы в Саратов можно долететь за полтора часа, билет стоит около 3700-7000 рублей. Авиаперевозками занимаются компании:

Напрямую из Санкт-Петербурга в Саратов самолёты не летают, поэтому для начала стоит приехать или прилететь в Москву. Цены на авиабилеты из любого города можно сравнить тут.

Поездом

Железнодорожной станции в Марксе нет. Можно добраться поездом до Саратова, а оттуда уже приехать в районный центр на автобусе или автомобиле (как это сделать, я расскажу ниже).

Из Москвы каждый день в Саратов отправляется несколько поездов с Павелецкого вокзала. Билет в сидячий вагон стоит от 850 рублей, в плацкартный — от 1100 рублей, в купе — от 1600 рублей, в СВ — от 6000 рублей. В среднем, время в пути составляет 15 часов.

Из Санкт-Петербурга в Саратов поезд отправляется каждый день с Московского вокзала. В пути он проводит около 25 часов, билет в плацкартный вагон стоит от 1600 рублей, в купе — от 3000 рублей.

В Саратов поезда прибывают на железнодорожный вокзал, возле которого находится автостанция, откуда можно уехать в Маркс.

Автобусом

С автовокзала Саратова автобусы в Маркс уходят практически каждый час с 06:30 до 20:30.

Время в пути составляет около полутора часов, билеты стоят 150-165 рублей. В Марксе автобусы приезжают на автостанцию, расположенную по адресу: улица 10-я линия, 41. Сюда заезжают все городские маршрутки и автобусы.

Автомобилем

Расстояние от Москвы до Маркса составляет 903 километра, которые можно проехать примерно за 12 часов. При стоимости одного литра топлива в 38 рублей такая поездка обойдётся в 3420 рублей. Путь пролегает по трассам М-4, Е-19, Е-15, Р-22, Р-208, Р-228.


Санкт-Петербург и Маркс разделяют 1622 километра, которые на машине можно проехать примерно за 21 час. Гостям из Северной столицы нужно будет доехать сначала доехать до Москвы по трассам Е-105 и М-10, а оттуда добраться до саратовского города по описанному выше маршруту. На такую поездку уйдёт около 6100 рублей.


Саратов и Маркс разделяют 70 километров, которые можно преодолеть не больше чем за полтора часа. При этом на бензин вы потратите около 200 рублей.


Когда сезон. Когда лучше поехать

Маркс летом

Летом в Марксе слишком жарко, я бы даже сказала, душно. В Заволжье всегда жарче, чем в Правобережье области, поэтому высокие температуры здесь переносятся тяжело.


В среднем, воздух раскаляется до +30 °С, и это не оптимальная погода для прогулок.

Маркс осенью

Осенью в Марксе температура воздуха держится на уровне +20 °С в сентябре и +10 °С в октябре, заморозки редки и случаются ближе к концу ноября. Комфортно для посещения города только начало сентября, потому что потом начинаются дожди, которые могут продлиться весь день.

Маркс весной

Маркс зимой

Районы. Где лучше жить

В Марксе лучше селиться в квадрате улиц Кирова, 10-я линия, проспектов Строителей и Ленина. В этом микрорайоне сосредоточены городские достопримечательности, неподалёку расположена автостанция, откуда можно уехать в Саратов. В шаговой доступности находится волжская набережная с отличным видом на реку.


В Марксе есть три гостиницы, но стоимость номеров лучше узнать, позвонив по их телефонам: я здесь не останавливалась, а в интернете такой информации нет. Снять однокомнатную квартиру на сутки можно за 600-1500 рублей. Здесь можно посмотреть предложения по жилью в Марксе.


Также можно поселиться в Саратове или в Энгельсе, а оттуда приехать на денек в Маркс. На карте выше обозначены отели в этой местности, номер для проживания можно забронировать на Букинге. Обязательно сравните цены здесь.

Какие цены на отдых

Основные достопримечательности. Что посмотреть

Главными достопримечательностями Маркса я бы назвала его историческую застройку и интересные памятники.

Топ 5


Пляжи. Какие лучше

Возле улицы Берег Волги расположен городской пляж Маркса. Он засыпан песком, здесь есть горки.


Мне очень понравилось это место тем, что можно не только искупаться в реке, но и полюбоваться другим берегом Волги, где скалы как бы обрываются в воду.

Церкви и храмы. Какие стоит посетить


  • Храм святого апостола Андрея Первозванного был построен в 1996-2010 годах. Деньги на проведение работ собирали местные жители и предприятия. Исповедь в церкви начинается в 7:30, службы — в 9 утра и 16 часов. Храм расположен по адресу: улица Куйбышева, 72. К этой церкви приписана часовня, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Её открыли в октябре 2010 года в присутствии Епископа Саратовского и Вольского Лонгина. Часовня находится на Аллее Молодёжи.
  • Есть в городе и евангелическо-лютеранская церковь — в честь святой Троицы. Здание было построено в середине XIX столетия, а советские власти превратили его в дом культуры и драматический театр. Лютеране получили свой храм обратно только в 1995 году. В 2014 году начали восстанавливать купола и колокольню храма. Работы ведутся до сих пор, так что внутрь пока попасть нельзя.
  • На территории общеобразовательной школы закрытого типа Маркса действует храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Богослужения здесь проводятся в 9 утра и 17 часов, но туристам внутрь попасть нельзя. Церковь находится по адресу: улица Карла Маркса, 117. В микрорайоне Простоквашино сейчас строят храм во имя великомученика Георгия Победоносца, работы ещё не завершены.

Музеи. Какие стоит посетить

К сожалению, в Марксе есть только один музей — краеведческий. Изначально он был создан как первый национальный музей немцев Поволжья, но сейчас его тематика значительно расширена.


Здесь мне больше всего понравилась коллекция денег времён императрицы Анны Иоанновны и различные вещи живших здесь немцев — документы, шкаф с секретом, пианино.

Со вторника по пятницу музей работает с 10 до 17 часов, по выходным — до 16 часов, в понедельник музей закрыт. Билет стоит 50-100 рублей, льготникам дают скидки.

Парки

Туристические улицы

Туристическими улицами Маркса можно назвать улицы Кирова, Карла Либкнехта и Победы. На первой расположено несколько городских достопримечательностей. Части улиц Либкнехта и Победы сделали пешеходными, по ним можно гулять, правда, это небольшие участки.


Что посмотреть за 1 день

На осмотр достопримечательностей Маркса с обедом у меня ушло не более четырёх часов. Я составила краткий план осмотра города за это время:


  • 10:00 — 11:00: осмотр экспозиции Краеведческого музея.
  • 11:00 — 12:00: прогулка по городскому парку культуры и отдыха с посещением Троицкой церкви.
  • 12:00 — 12:30: прогулка по улице Карла Либкнехта до мемориала в честь погибших на Великой Отечественной войне.
  • 12:30 — 13:00: обед в одном из городских кафе.
  • 13:00 — 14:00: отдых на городской набережной, купание в тёплое время года.

Что посмотреть в окрестностях

В окрестностях Маркса, к сожалению, смотреть не на что. Он сам, по сути, является окрестностью Саратова и Энгельса, поскольку дорога до них отнимает немногим более часа. Подробнее о Саратове читайте в обзорной статье.

Читайте также: