Социокультурная природа сознания кратко

Обновлено: 28.06.2024

Осн. смысл:Репрезентация сознания как социокультурного феномена. Современное состояние разработки проблемы искусственного интеллекта.

План:Определение сознания, Основные подходы к рассмотрению проблемы социокультурной размерности сознания: генетическая схема, функциональная схема, творчески-программирующая схема, коммуникативная схема. Сознание и язык. Сознание и мозг. Генезис и основные направления разработки проблемы искусственного интеллекта в эпоху информационно-компьюторной революции.

1. Что означает социокультурная природа сознания?

Сознание — философская категория, которая обозначает функцию высокоорганизованной материи мозга, суть которой состоит в формировании идеальных образов мира, высшая форма отражения действительности, а также продукт общественно-культурного развития.

Сознание – субъективная реальность и принадлежит только человеку.
Человек не рождается с готовым сознанием, но рождается с предпосылками для его формирования: человеческое тело и здоровый мозг. Сознание формируются в процессе включения человека в социальную жизнь.
Главные социокультурные детерминанты сознания:
-Труд; -Речь; -Язык и деятельность; - Коммуникация; - Эмоциональная сфера надбиологического характера; - Эволюция семейно-брачных отношении.
Природу и функционирование сознания невозможно понять вне исследования социокультурной его детерминированности. Можно выделить несколько вариантов понимания соц.-культ. Детерминированности сознания:

Классическая философия изначально исходила из возможности индивидуального сознания, на которое совершенно не влияет общество, культура. Сознание человека интерпретировалось здесь либо как данное свыше, либо как tabularasa (чистая доска), которая заполняется в процессе индивидуального развития человека. Подобная модель понимания сущности и природы сознания может быть названа субстанциальной (разум – единственная предпосылка сознания и культуры).

Современная философия, исследуя сознание как социокультурный феномен, предлагает несколько подходов к решению проблемы:

Генетическийпредставлен трудовой теорией происхождения сознания, разработанной марксистской философией (К. Маркс, Ф. Энгельс). Согласно этой концепции становление трудовой деятельности в коллективе вызвало необходимость в новом уровне психического отражения реальности, в установлении нового качества общения между индивидами с помощью речи. В первую очередь благодаря трудовой деятельности у человека сформировались высшие психические функции, способность к выработке понятий, к рациональному постижению мира с помощью абстрактно-логического мышления. Эволюция семейно-брачных отношений и появление первых форм нравственного регулирования (табу) создали предпосылки дальнейшего развития труда, формирования социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.

Каковы истоки и современные представления о возможности создания искусственного интеллекта?

Интеллект – качество психики, состоящее из способности решать когнитивные задачи и адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению, пониманию, использованию своих знаний. Существуют разные виды интеллекта, например,когнитивный интеллект – способность дифференцировать, социальный интеллект – способность правильно понимать людей (терпимость, толерантность к иному).

Искусственный интеллект - наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. С изучения функций языка начинаются освоения программы искусственного интеллекта. Проблема искусственного интеллекта и ее предпосылки возникают в конце 40-х годов, когда появляются первые вычислительные машины.

ИИ рассматривается как совокупность функциональных возможностей кибернетических систем решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. Речь идет о перспективах моделирования отдельных интеллектуальных действий человека, о создании систем т. н. гибридного интеллекта, объединяющих мысленные действия разделенных во времени и пространстве людей с использованием информационно-вычислительной техники, распознаванием чувственно-наглядных образов, организацией диалога между машиной и человеком, а также о возможном самовоспроизводстве кибернетических систем.


Уровни искусственного интеллекта:
1). Разработка систем, имитирующих отдельные процессы (программы, игры)
2). Разработка интеллектуальных систем, основанных на знаниях (поиск системы, ассоциативный ряд, базы данных, системы управления и расчета, системы компьютерной алгебры)
3). Новая архитектура ЭВМ (параллельные вычисления, с учетом того, как мозг обрабатывает информацию)
4). Интеллектуальная работа (создание автономных средств: пылесос, беспилотник)
5). Робототехника (роботы третьего поколения, которые являются автономными).
6). Моделирования отдельных функций человеческого мозга (память, вычисления, анализ, распознавания образов, системы искусственного перевода, решения задач).
Уже есть: нейронные сети, распознавание текста, экспертные системы, самообучающиеся системы, сенсорные роботы.

Несмотря на серьезные успехи в продвижении к созданию ИИ вопрос о наличии аналогий между ним и человеческой психикой остается открытым.

Социокультурная природа сознания. Сознание можно развить лишь в условиях человеческой культуры. Оно пробуждается в коммуникации, во взаимодействии с живыми людьми — носителями культуры и разума. Основой развития сознания сейчас, как и раньше, остается живой контакт, несущий все богатство человеческих отношений, позволяющий освоить не только мысли других людей, но и чувства, не только увидеть, но и ощутить чужую субъективность, ее присутствие, получить не только знания, но и нравственные навыки. Таким образом, сознание может существовать при наличии человеческого мозга и человеческой культуры.

Природу и функционирование сознания невозможно понять без соответствущих социокультурных факторов его формирования и развития. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется как в его происхождении, так и в повседневной жизни. Социальная среда обеспечивает условия для нормального функцио-нирования сознания.

Будучи социально-обусловленным, сознание не просто отражает действительность, но всякий раз творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени.

Коммуникация и культура как условие становления развитых форм сознания. К основным механизмам влияния общества на сознание относят общение (коммуникацию), язык и труд (деятельность).

Каковы истоки и современные представления о возможности создания искусственного интеллекта?

С момента своего отделения от кибернетики в конце 1950-х гг. исследования в области искусственного интеллекта прошли 3 этапа:

? первый этап (1950–1960-е) — время становления исследовательских программ искусственного интеллекта, формирование круга задач, относящихся к этому направлению (игры, доказательства теорем, распознавание образов, машинный перевод, робототехника), создание методов и инструментов решения этих задач;

? третий этап (1980–1990-е) связан с практическим использованием достижений искусственного интеллекта в различных сферах деятельности (финансах, экономике, управлении, компьютерной и бытовой технике), изучением и моделированием рациональных структур в связи с эмоциями, верованиями, чувствами, практическими методами обработки образной информации, сглаживающими современные модели искусственного интеллекта с их естественным человеческим прототипом.

Благодаря огромному быстродействию ЭВМ сегодня удается реализовывать сложные математические процедуры, недоступные невооруженному головному мозгу. ЭВМ — усилитель человеческого интеллекта, но создать искусственный интеллект, а не отдельные его элементы на современном этапе вряд ли возможно. Для формирования мышления недостаточно только мозгового субстрата или аналогичного ему сложного кибернетического устройства. Необходимо, чтобы: а) мозговой субстрат был частью активно приспосабливающегося к среде организма; б) чтобы этот организм выступал не только как биологический индивид, а был включен в более сложное социальное целое, накапливал бы не индивидуальный, а социальный опыт, был включен в общественно-историческую практику. С этих позиций моделирование человеческого мышления в кибернетике означает не только моделирование мозгового субстрата, но и моделирование жизни и истории развития цивилизации. К настоящему времени накоплен большой набор программ, предвосхищающих многие стороны искусственного интеллекта, в том числе и для автоматизации некоторых процессов музыкального, литературного и художественного творчества.

утверждается социокультурная размеренность сознания, возможность влияния на него со стороны общества. Так, К. Маркс анализирует понятие идеологии, под которым он понимает ложное сознание, отражающее интересы какого-то определенного населения и задающее свой спектр видения мира и действительности.

Основные механизмы влияния общества на сознание:

Коммуникация (посредством ее проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания)

Язык и речь (факты сознания закрепляются языком; язык сохраняет и транслирует информацию)

Но язык не является исключительным средством изучения сознания, сознание нельзя редуцировать к языку > например, проблема искусственного интеллекта (компьютер решает логические задачи, но не умеет мыслить так, как человек).

Философия ИИ ставит вопросы:

? Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений?

? Может ли машина иметь разум, сознание, психическое состояние в той мере, в которой ими обладает человек. Может ли она чувствовать?

? Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозг компьютером?

Более того, такая программа будет не просто моделью разума; она в буквальном смысле слова сама и будет разумом, в том же смысле, в котором человеческий разум — это разум.

(полностью повторяет человеческий интеллект)

Напротив, сторонники слабого ИИ предпочитают рассматривать программы лишь как инструмент, позволяющий решать те или иные задачи, которые не требуют полного спектра человеческих познавательных способностей.

(неполностью повтор. человеч. интеллект)

Что считать интеллектом?

Этические проблемы создания искусственного разума

? Если в будущем машины смогут рассуждать, осознавать себя и иметь чувства, то что тогда делает человека человеком, а машину — машиной?

? Если в будущем машины смогут осознавать себя и иметь чувства, возможно ли будет их эксплуатировать или придется наделять их правами?

? Если в будущем машины смогут рассуждать, то как сложатся отношения людей и машин? Данный вопрос был не раз рассмотрен в произведениях искусства на примере противостояния людей и машин.

? Если в будущем машины будут сродни людям, то как сложатся их взаимоотношения с Богом?

? Будет ли человек, которому в результате многочисленных медицинских ампутаций заменили 99 процентов тела на искусственные органы, считаться машиной?

Бодрияр: широкое распространение информационных технологий угрожает атрофией интеллектуальных способностей самого человека.

2 стратегии создания ИИ:

1) нейрокибернетическая (снизу): моделирование работы мозга;

2) через разработку более совершенных систем программирования и языков программирования.

Антропосоциогенез– единый процесс становления человека(антропогенез) и общества(социогенез), длившийся в течении 3-3,5 млн. лет. Суть антропосоциогенеза в том, что возник не просто новый вид, а принципиально новый способ существования, переход от биологического к социальному взаимодействию со средой. Проблема антропосоциогенеза: предыстория становления человечества - такая же загадка, как и возникновение жизни, совр. научные представления об этом процессе покоятся в основном на гипотезах.

Сегодня: человек – субъект истории, биосоциальное существо, генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием. Концепции человека: религиозные, научные… Наиб. проработана СТЭ(синтетическая теория эволюции). Она соединяет теорию Дарвина (ест. отбор) с теорией Менделя (генетич. наследственность). Осн. положения СТЭ:

1) ест. отбор – гл. движ фактор эволюции.

2) эволюция происходит постепенно через отбор случайных мутаций..

В процессе предметно-практической деятельности людей сознание возникает как необходимое условие ее организации и воспроизводства. В этом плане сознание выступает в качестве связки между деятельностью и личностью. Важнейшая веха в развитии культуры: разделение духовного и физического труда, обособление феноменов производства сознания как особого духовного производства (еще один этап эволюции). В отличие от животных, способ отношения человека к действительности определен не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с др. людьми навыками предметных действий. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, тем самым изменяя ее.

Антропосоциогенез– единый процесс становления человека(антропогенез) и общества(социогенез), длившийся в течении 3-3,5 млн. лет. Суть антропосоциогенеза в том, что возник не просто новый вид, а принципиально новый способ существования, переход от биологического к социальному взаимодействию со средой. Проблема антропосоциогенеза: предыстория становления человечества - такая же загадка, как и возникновение жизни, совр. научные представления об этом процессе покоятся в основном на гипотезах.

Сегодня: человек – субъект истории, биосоциальное существо, генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием. Концепции человека: религиозные, научные… Наиб. проработана СТЭ(синтетическая теория эволюции). Она соединяет теорию Дарвина (ест. отбор) с теорией Менделя (генетич. наследственность). Осн. положения СТЭ:

1) ест. отбор – гл. движ фактор эволюции.

2) эволюция происходит постепенно через отбор случайных мутаций..

В процессе предметно-практической деятельности людей сознание возникает как необходимое условие ее организации и воспроизводства. В этом плане сознание выступает в качестве связки между деятельностью и личностью. Важнейшая веха в развитии культуры: разделение духовного и физического труда, обособление феноменов производства сознания как особого духовного производства (еще один этап эволюции). В отличие от животных, способ отношения человека к действительности определен не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с др. людьми навыками предметных действий. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, тем самым изменяя ее.

Читайте также: