Здесь хорошо характер музыки кратко

Обновлено: 30.06.2024

Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Им создано около 80 романсов, большинство из которых написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века.

Здесь хорошо

Анализ музыкальной формы: Рахманинов - Здесь хорошо

Содержание этого романса C. Рахманинова перекликается с романсом П. И. Чайковского "Благословляю Вас, леса", где также основным мотивом является прославление совершенства природы, чувство восторга от её созерцания, единства с окружающим миром и преклонения перед Творцом. Настроение романса С.В.Рахманинова более созерцательное и нежное, близкое состоянию молитвы.

Форма романса двухчастная с продолжающим развитием во второй части и заключением: А (8 тактов) - А1 (8 тактов) - Заключение (6 тактов). Первая часть представляет собой период, хотя и имеющий соподчинение каденций (D-T), но благодаря импровизационному характеру мелодики кажущийся слитным. Переход ко второй части несколько размыт, так как тоническая гармония, в которую разрешается доминантсептаккорд первой части, является также и началом второй. Вторая часть структурно подобна периоду, но имеет более разработочный характер материала и кадансирует на VI ступени, уже в фортепианном заключении разрешаясь в тонику.

Все мелодическое развитие романса представляет собой большую волну, вначале в кружащемся движении плавно спускающуюся, а потом поднимающуюся небольшими волнами к верхней тонике. Мелодия романса льется свободно, ритмически вольно, часто начинаясь на слабую долю такта. Основное направление движения в первой части – вращающееся нисходящее. Во второй части мелодическая линия представляет восходящую волну с резким спадом на кульминации. Повторно мелодическая волна проводится в заключении, в партии фортепиано.

Главный мотив романса имеет в основе минорную пентатонику – затактовое восходящее трезвучие и нисходящую большую секунду, что добавляет образу архаичности, внутренней связи с фольклорными образами, близкими чему-то природному. Этот мотив в процессе мелодического развития постоянно присутствует как в основном, так и в интервально-измененном виде, часто в начале и в конце фраз. Во второй части он становится основным звеном секвенции.

В жанровых основах романса можно увидеть интонации протяжной русской песни, с их свободно льющейся ритмикой, опорой на особенности народных ладов (пентатонику, ладовую переменность). Песенные интонации в мелодии соединяются с декламационностью. Также в жанровых основах есть хоральность, проявляющаяся многочисленными секундовыми задержаниями в сопровождении, но завуалированная гармонической и ритмической триольной фигурацией в фактуре. Также проявляется звукоизобразительность, создающая впечатление широкого пространства, благодаря отделению нескольких пластов фактуры: низкого глубокого баса, красочной гармонически-ритмической фигурации (аккордовой и позже арпеджированной) в среднем регистре, подголосков и вокальной партии в верхнем регистре. Во второй части фактура несколько изменяется, вместо покачивания возникает пульсация триолями, что проявляет еще одну жанровую основу – гимничность.

Гармония романса одновременно и красочна, и выразительна. Композитор сознательно избегает тоники, даже первая тоническая гармония берется в неустойчивом виде: квартсекстаккордом, тут же переходя в тональность параллельного минора, который используется намного чаще тоники. Используются трезвучия и септаккорды побочных ступеней, натуральная доминанта и переходы доминантовой гармонии в субдоминантовую, либо в менее напряженную III ступень. Можно заметить, что в гармонии произведения сочетаются два направления: архаичность и страстность. Впечатление старины создается завуалированной хоральностью фактуры, а также опорой на ладовую переменность, использованием аккордов диатонических побочных ступеней. Страстность образа достигается использованием ярко выразительных гармоний – септаккордов (диатонических и альтерированных, как, например, отклонение в доминанту через минорный септаккорд II ступени к ней перед кадансом первой части) и прерванных оборотов, где доминанта разрешается в субдоминантовую гармонию, что особенно ярко, даже дважды, проявляется в кульминации второй части.

В данном романсе можно отметить многие черты, характерные для стиля С. В. Рахманинова: опору на народную песенность, со свободной ритмикой, ладовой переменностью, использование архаичного лада – пентатоники, богатство фортепианной партии, её гармоническую красочность, оркестровую фактуру, многопластовость, с помощью которых композитор создает пространственные образы.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Мелодия романса льется свободно, ритмически вольно, часто начинаясь на слабую долю такта. Основное направление движения в первой части – вращающееся нисходящее. Во второй части мелодическая линия представляет восходящую волну с резким спадом на кульминации. Повторно мелодическая волна проводится в заключении, в партии фортепиано.

Главный мотив романса имеет в основе минорную пентатонику – затактовое восходящее трезвучие и нисходящую большую секунду, что добавляет

образу архаичности, внутренней связи с фольклорными образами, близкими чему-то природному. Этот мотив в процессе мелодического развития постоянно присутствует как в основном, так и в интервально-измененном виде, часто в начале и в конце фраз. Во второй части он становится основным звеном секвенции.

Arie d

Любимые оперные арии с переводом

Поиск

18.12.2012

Здесь хорошо (Рахманинов)


Здесь хорошо…
Взгляни, вдали огнем
горит река;
цветным ковром луга легли,
белеют облака.

Здесь нет людей…
здесь тишина…
здесь только Бог да я.
Цветы, да старая сосна,
да ты, мечта моя!

Читайте также: