Деструктивные религиозные культы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Деструктивный культ или деструктивная секта (англ. Destructive cult ) — термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, неорелигиозным и другим группам и организациям, нанесшим вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности нанесения такого вреда [1] [2] .

Содержание

История понятия

Во французском языке в форме термин фр. secte destructive был распространён по крайней мере с начала XIX века [3] .

В английский язык словосочетание англ. destructive cult широко вошло во второй половине XX века [4] [5] .

История появления понятия в русском языке по И. Я. Кантерову [1]

В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых для страны религиозных организаций и групп. За пределами постсоветского пространства с таким явлением в 1960-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы. В России религиозные новообразования появлялись и распространялись в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые, неорелигиозные объединения, зародились исключительно на российской почве.

После появления новых религиозных движений возникла проблема их наименования. Традиционно такая проблема решается посредством отнесения новых религиозных образований к какой-то уже существующей религиозной традиции, либо, если религиозное новообразование не вмещаются в принятую типологизацию, его включают в новый тип религиозных организаций. Классификация религий является сложным и ответственным делом, так как причисление конкретной группы или организации верующих к категории, носящей негативный оттенок, служит причиной дискриминации и даже преследований. Именно по этой причине, в научном религиоведении и социологии религии классификация религии является важнейшей и сложнейшей проблемой.

Признаки деструктивного культа

Согласно определению, принятому в антикультовом движении, деструктивный культ — это группа или движение, демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого следования, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной организации, их семей или общества [6] .

Как общий признак деструктивных сект отмечается их конфронтация с традиционными религиозными воззрениями [8] .

Среди критиков пока не существует единой точки зрения относительно того, являются ли террористические и военизированные организации деструктивными культами. Некоторые авторы относят к деструктивным культам исламистов и Армию сопротивления Господа. Деструктивными культами также иногда именуют такие военизированные группы, как Тамильские Тигры и Аль-Каида.

Употребление термина

Деструктивные религиозные организации, секты, организации, возникающие на основе определенного деструктивного культа, характеризуются как преимущественно религиозное направление, но возможны и вариации, причиняющие вред обществу или членам такой организации, вред может быть как материальным, так и психологическим, физическим, а кроме того из потенциальной опасности причинения такого вреда и вреда гражданам государства и государству подозреваемых.

Этот термин возник во французском языке и был распространен в 19 веке. В 20 веке этот термин вошел в оборот в Англии. В нашей стране деструктивные религиозные организации, а вместе с ними и терминология, обозначающая их, начали формироваться и образовываться в начале 1990-х годов, или с момента распада СССР, который произошел хронологически в одно время. Появление таких организаций было вызвано распадом атеистической системы, сформировавшейся во времена Советского Союза, и носило массовый и зачастую неконтролируемый характер.

За пределами бывшего Советского Союза это явление было наиболее ярко выражено в 1960-х и 1970-х годах в США, а затем в Западной Европе.

В России религиозные образования возникали и распространялись в основном благодаря усилиям иностранных миссионеров, в то время как некоторые неорелигиозные объединения возникли исключительно на российской почве.

В процессе своего формирования и распространения на территории Российской Федерации такие организации наносили ощутимый вред жителям и способствовали созданию, больших групп людей, используя различные психологические методы внушения и воздействия, что приводило к психозам и психологическим отклонениям и дегенерации среди значительной части населения, независимо от их социального статуса.

Иногда такие организации имели ярко выраженный садомазохистский, экстремистский, а зачастую антигосударственный, сепаратистский и террористический характер.

Часто деструктивные организации носили исключительно мошеннический характер и создавались различными мошенниками с целью наживы. Среди разнообразных и многочисленных случаев таких организаций есть психически нездоровые люди, которые стоят во главе их.

Актуальность проблемы. Актуальность проблемы определяется тем, что процессы, происходящие в современной России, сложившаяся социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных органов решать свои проблемы, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, разделению на социальные группы различной, даже деструктивной направленности. В таких группах, декларирующих в основном приверженность идеологически привлекательным традициям и поиск инноваций во всех сферах социальной жизни, личность ищет защиты от всего негативного, что окружает ее в обществе, одновременно пытаясь реализовать свое стремление к идентификации и самосовершенствованию.

Изучение и анализ деятельности таких организаций, защита от их воздействия, контроль за их созданием и распространением имеет важное значение, чем и обусловлена актуальность темы данной работы.

Деструктивные религиозные организации

Деструктивные религиозные организации, культы, секты

К числу опасностей, которые таятся для молодежи, следует отнести религиозные тоталитарные культы. Они привлекают молодежь, используя сетевые технологии и опираясь на мощные материальные ресурсы (обычно из-за рубежа).

Их служители проявляют настойчивость и терпение. Молодой человек может только посмеяться над попутчиком, который заводит разговор на религиозную тему, спрятать подальше пропагандистскую брошюру, забыть случайный визит в семинарию. Однако подсознание продолжает работать.

И при определенных обстоятельствах человек может вернуться к этим мыслям, поверить сектантам и попасть под их полное влияние.

Проблема сект сегодня стоит очень остро. Многие молодые люди, не имея достаточного представления обо всех аспектах этого вопроса, вступают в религиозные организации. Это приводит к разрушению семей и сломанным жизням.

Секта — это организация или группа людей, замкнутых в своих интересах (включая культы), не согласующихся с интересами общества, безразличных к ним или противостоящих им.

Культ: Та или иная мистическая практика или поклонение (религиозные культы), или круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и почитанием какого-либо деятеля, направления, художественной или интеллектуальной программы, почти всегда сопровождаемые явными или неявными ритуалами; культы могут быть полезными или даже позитивными по своей природе.

Деструктивный культ — это группа или движение, которое демонстрирует значительную, глубокую или чрезмерную приверженность или увлеченность, преданность определенному человеку, идее или делу и использует неэтичные манипулятивные техники убеждения и контроля (например. изоляция от бывших друзей и семьи, истощение, использование специфических техник, направленных на повышение внушаемости и слепой преданности, сильное давление со стороны сверстников, управление информацией, временное устранение индивидуальности или приостановление критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и страха покинуть ее и т.д. и т.п.), направленные на достижение целей лидеров группы с фактическим или потенциальным ущербом для членов этой организации, их семей или общества.

С конца 80-х годов прошлого века в России появилось много новых религиозных объединений. Запрещенные во многих странах мира, они получили государственную регистрацию и свободно осуществляют свою деятельность в России.

Большое количество россиян, ранее отстраненных от религии, последовали призыву миссионеров, распространяющих нетрадиционные для России учения, и уже искалечили свою судьбу. Примеров социальной опасности сект становится все больше и больше.

Разнообразие религиозных образований настолько велико, что возникла необходимость в их общем обозначении. Единого мнения по их терминологическому обозначению нет ни в России, ни за рубежом.

Они называются по-разному: Секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, зарождающиеся религии или просто культы, New Age — религии нового века и т.д.

Отсутствие терминологии привело к тому, что каждый интерпретирует эти термины так, как считает нужным, исходя из своей идеологической позиции.

Возникновение деструктивных религиозных организаций

Конституционные гарантии права на свободу совести и вероисповедания, а также свобода выбора религии предоставляют верующим широчайшие возможности для создания религиозных объединений. При этом их доктрины и деятельность могут иметь как конструктивный, высший духовно-нравственный смысл, так и деструктивную, антисоциальную направленность. Например, религиозные организации Русской православной церкви характеризуются законопослушностью.

Следует отметить, что деструктивная деятельность религиозных объединений в России имеет определенные сопутствующие предпосылки, созданные длительной атеизацией российского общества и утратой ценностей и смысла жизни у значительной части россиян в постсоветский период.

Сознание многих людей было разделено, незащищено от развращающего влияния СМИ и различных культовых проповедников.

Подавляется восприятие реальности опасности, исходящей от новейших религиозных объединений деструктивного и оккультного характера. Опасности действительно существуют, они сформированы, а субъекты сохранения, равно как и объекты, не понимают приближающейся катастрофы.

Характеристика деструктивных религиозных организаций

В качестве единой зарубежной классификации деструктивных культов можно привести список религиозных объединений, которые, по мнению экспертов Государственного собрания Франции, могут представлять угрозу обществу по состоянию на 2009 год. Кандидаты в список были отобраны экспертами на основе десяти качественных критериев, с учетом наличия деструктивных характеристик:

  • Дестабилизация сознания;
  • Непомерные требования денег (вымогательство);
  • Заставляя порвать с прежним окружением;
  • Нападение на физическое здоровье;
  • Привлечение детей;
  • Антисоциальный язык;
  • Нарушение общественного порядка;
  • Предстать перед судом или находиться под следствием по серьезным обвинениям;
  • Экономические проступки (сокрытие средств);
  • Попытка подрыва властных структур.

Ассамблея обеспокоена существующими расхождениями в отношении деятельности сект и новых религиозных движений. Различные ассоциации и семьи, которые чувствуют себя ущемленными деятельностью культов, должны принять меры, отметил, что в докладе COTREL Европейский парламент обратился к Совету Европы с просьбой решить эту трудность. Просит все стороны обрисовать методы работы и юридические трудности. Считает, что свобода совести и религии, гарантированная в статье 6. Европейская конвенция по правам человека делает первичное законодательство о сектах нежелательным, если такое законодательство вмешивается в фундаментальные права и наносит ущерб обычным религиям.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Как работает религиозная секта и какую опасность она несёт для личности, семьи и государства

Попасть в секту несложно: всё начинается с невинного разговора о жизни с незнакомцем на улице, у двери вашего дома или в Интернете. Зачастую люди приходят в религиозное объединение в периоды своего жизненного кризиса, члены которого с первого дня окружают новичка повышенной заботой и безграничной братской любовью, что, безусловно, порождает некое доверие.

Любые сомнения касательно секты с первого дня будут опровергаться заранее продуманной и ранее отработанной серией доказательств и убеждений. Обращение новичков к внешним критическим источникам информации о данном религиозном течении будут обрубаться на корню, таким образом, что у адептов вырабатывается некая блокировка, страх на возможный просмотр материала, не имеющего отношения к данной организации. Они панически боятся смотреть или читать все иное – доводы, вероубеждения, взгляды. Поэтому они практически не посещают библиотек, не смотрят телевизор, не читают газет, не находятся в активном режиме в социальных сетях. В результате чего новичок будет видеть только белое, хотя есть и черное, и их полутона.

Секта использует различные методы контроля за сознанием и поведением ее членов, в том числе гипноз и НЛП (нейролингвистическое программирование), как в общении, проповедях, так и в своей литературе; создает психологическую, физическую и финансовую зависимость от лидеров и самой организации; ограничивает свободу выхода из секты, приводя различные угрозы, в том числе вырванными из контекста цитатами из священных писаний. Особый упор при этом делается на молодежь, которая еще не обладает достаточным багажом истинных религиозных знаний и больше всех подвержена внушению.

Секта систематически настраивает своих членов против всего остального мира (семьи, друзей, коллег, государственных служащих, официальных духовных лиц традиционных религий), высмеивая их грехи, принижая их человеческое достоинство, опуская до людей второго сорта по сравнению с ними. В результате чего рекомендуется ограничить близкое общение с ними, прервать личные отношения вплоть до развода, сменить место работы, место жительства (в том числе город, страну) в пользу данного объединения. Часто члены объединения – это жители других городов и стран, в итоге живущие в отдельных религиозных поселениях либо по несколько человек в одной съемной квартире.

Секта выбивает из граждан страны патриотизм различными методами и лживыми доводами: запрещается петь гимн и работать в государственных органах, служить в армии, защищать страну при нападении врага; признание власти Бога без признания государственной власти; запрет на участие в городских мероприятиях, республиканских праздниках любого рода, дозволенность не соблюдать законы государства и др. Так выстраивается свое государство в государстве.

Секта ведёт контроль личной жизни, обсуждаются практически все её детали. Разрешает или запрещает вступать в брак в данный момент, с кем вступать в брак, заводить детей или нет, как проводить супружескую жизнь.

Согрешивших членов общества высокомерно осуждают на общем собрании и прекращают какое-либо общение даже в форме простого приветствия. С членами, покинувшими общество, имеющими иное вероубеждение, также резко обрывают какие-либо отношения.

Основной упор лидеры религиозных течений делают на максимально активное распространение своего учения среди населения региона с целью привлечения новичков. Так, члены секты зачастую меняют свою работу на более облегченную с максимальным количеством часов свободного времени днем, которое посвящают проповедям на улицах, по домам, Интернету и т.п.

Ну и, конечно, один из главных моментов – это сбор добровольных либо обязательных пожертвований. Так, к примеру, бывший саентолог из Казахстана для портала nur.kz в мае 2016 г. в видеоинтервью озвучил суммы взносов казахстанских саентологов в это объединение, которые составляют, как правило, свыше 100 тыс. долларов и доходят до 1-3 млн долларов США. В одних религиозных течениях убеждают, что эти деньги пойдут на нужды общества, для помощи бедным и угнетенным далеких стран, для борьбы с не видимыми никому притеснителями, в других – на откуп грехов перед Богом (однако забывают пояснить: каким образом пересылают деньги Богу, зачем они ему нужны и в каком священном писании дан этот закон). В общем, придумывают такую сказку, в которую люди смогут поверить как с применением гипноза, так и без него.

Создаются различные учебные центры, организовываются тренинги личностного роста, детские лагери; приглашают на уроки английского языка, ораторского искусства и прочее на бесплатной основе, что привлекает массу людей. Но бесплатный сыр бывает, как правило, лишь в мышеловке.

Так у адептов формируется своя уникальная система жизненных ценностей и приоритетов, которая в целом не приносит пользы ни им самим, ни их семьям, ни государству.

Деструктивными культами называют религиозные организации, деятельность которых признается авторитетными институтами общества разрушительной (деструктивной) в отношении личности в данном обществе, духовного или физического здоровья, гарантированных прав и свобод человека, сложившейся традиционной культуры народа, норм общественного порядка и нравственности, ценностей и образа жизни.

Характерными чертами деструктивных организаций признаются:

· жесткая иерархия с нередким обожествлением главы культа;

· абсолютизация и интенсивная пропаганда своей религиозной концепции;

· негативное восприятие инакомыслящих и светской науки;

· враждебность к иным религиозным организациям;

· равнодушно-презрительное отношение к отечественному историко-культурному наследию;

· эклектизм и обостренный эсхатологизм вероучений;

· подавление воли верующих;

· установление тотального контроля над сознанием и поведением адептов, в том числе с помощью специальных психотехнических приемов.

В настоящее время Церковь Объединения является одной из наиболее влиятельных и богатых сект в мире, владея многими промышленными предприятиями, банками, гостиницами, СМИ. Она имеет более 7 млн адептов более чем в 100 странах мира. В СССР ее миссионеры появились еще в 1970-х гг., в начале 1990-х гг. их деятельность резко активизировалась, охватив Россию и другие страны СНГ. В Республике Беларусь мунисты действуют с 1992 г. во всех крупнейших городах страны.

3.1.3. Социальная опасность деструктивных культов

Понятие религиозной (тоталитарной) секты и деструктивного культа. Классификация деструктивных религиозных культов.

Общие методы вовлечения в деструктивный культ. Признаки

посягательств членов деструктивного культа на интересы

личности и общества. Методы противодействия вовлечению

молодежи в деструктивный культ.

Понятие религиозной (тоталитарной) секты и деструктивного культа

В настоящее время в нашей стране усилилось влияние различных религиозных движений на общественную жизнь. Религиозные организации все активнее развивают просветительскую, благотворительную, политическую деятельность. По оценкам специалистов в различных деструктивных культах задействовано более 300 тыс. человек. Однако наряду с положительными результатами деятельности религиозных организаций наблюдаются иные явления: нарушение прав человека, противоправные действия, религиозный экстремизм. На некоторые религи­озные группы возлагается ответственность за действия своих адептов, направленные против общества и личности.

Неподготовленность молодежи к хитроумным обманным ходам мошенников, незнание отработанных типовых приемов и отсутствие навыков распознавания обманов ведут к идеологическому порабощению. Безобидное на первый взгляд событие – визит в секту из любопытства – чаще всего быстро превращает жизнь в чрезвычайную ситуацию. Прекрасно отработанная методика управления человеком приводит его к потере воли и полной смене интересов. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Деструктивный культэто группа (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая) использующая методы контроля сознания, которые наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.

Указанный закон определяет основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, а именно:

– нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

– действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– создание вооруженных формирований;

– пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

– принуждение к разрушению семьи;

– посягательство на личность, права и свободы граждан;

– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

– воспрепятствование получению обязательного образования;

– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

– воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

– побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Общие методы вовлечения в деструктивный культ

Для вербовки активные члены культа стремятся получить доступ к начальной образовательной школе и другим учебным заведениям. Их эмиссары налаживают контакты с руководством образовательных учреждений, предлагая услуги по оборудованию классов, организации учебного процесса или пуская в ход уговоры, подкуп, подарки.

Деятельность проповедников активно осуществляется также возле общежитий, где у студентов больше свободного времени, и где живут в основном приезжие, испытывающие определенную неуверенность в незнакомом городе, больше других студентов, нуждающиеся в поддержке.

Существует, наконец, категория людей, являющихся находкой

для любого деструктивного культа – это легко внушаемые люди. Практически каждый психолог или психотерапевт, занимающийся врачебной практикой, назовет нескольких пациентов, которые в процессе лечения впадают в полную духовную и психологическую зависимость от врача даже вопреки желанию последнего. Врач становится, можно сказать, богом для такого человека. Естественно, подобные люди – легкая добыча для любого деструктивного культа или религиозной конфессии, и в дальнейшем наиболее искренние, истовые представители паствы.

Поиск легковерных жертв, безропотно поддающихся уговорам, обману, гипнозу – важнейшая задача и обязанность каждого члена деструктивного культа.

Признаки посягательств членов деструктивного культа на интересы личности и общества

По отношению к отдельному человеку (его семье) культ может нанести следующий ущерб:

– изменение образа жизни, идеалов, поведения, интересов, привычек, облика, склонностей, речи;

– утрата интереса к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха;

– увлечение религиозной тематикой;

– выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших;

– настойчивые повторения явно чужих и необычных мыслей, цитат, апелляция к неким авторитетам;

– частое и необъяснимое отсутствие дома;

– путешествие по стране и за границу;

– чрезмерное количество телефонных звонков и писем;

– резкое изменение состава домашней библиотеки;

– изменение режима питания;

– замкнутость в себе;

– значительные денежные потребности: займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги;

– проявление интереса к праву на собственность в части недвижимости, драгоценностей и иного имущества.

Методы противодействия вовлечению молодежи в деструктивный культ

Активной сферой противодействия деструктивным культам должно быть образование и просвещение, все остальные институциональные формы социализации, а также система коммуникации и информирования, т.е. СМК – средства массовой коммуникации (телевидение, радио, Интернет, печать).

Вопрос борьбы с культом заключается не столько в том, как избежать контакта с проповедниками, сколько в том, как безболезненно им противостоять. Думать над этим вопросом следует заранее и изначально воспитывать ребенка невосприимчивым к довольно однообразным методикам обработки.

Если ребенок все же попал под влияние членов культа, важно не упустить время. Советы специалистов в этом случае следующие:

Вступать в дискуссию с адептами деструктивного культа бесполезно. Они фактически не способны слышать, тем более вникать в то, что им говорит оппонент. Они зациклены на своих убеждениях и будут вновь и вновь почти автоматически повторять заученные догмы. В этом – одно из наглядных проявлений зомбированности людей, прошедших обработку в деструктивном культе.

Читайте также: