Классицизм в музыке кратко

Обновлено: 30.06.2024

К чему всё это? К тому, что важно разделять широкое понятие классической музыки и классицизм, как направление в музыкальном искусстве.

Эпоха классицизма

Классицизм, сменивший через несколько этапов Эпоху Возрождения, сложился во Франции в конце XVII века, отразив в своём искусстве отчасти серьёзный подъём абсолютной монархии, отчасти смену мировоззрения с религиозного на светское.

В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.

Эстетические установки классицизма

Классицизм в музыке – венские классики

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.

Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики .

Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.

венские классики

Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы. Простота и непринуждённость высказывания композиторов-классиков могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.

Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом жанре. Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.

В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.

Жанры музыкального классицизма

Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.

Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.

Сонатная форма

Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.

Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.

Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:

  1. первый раздел – экспозиция (проведение основных тем),
  2. второй – разработка (развитие и сопоставление тем)
  3. и третий – реприза (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем).

Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.

Сонатно-симфонический цикл

По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.

Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:

  • I – быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro;
  • II – медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);
  • III – менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;
  • IV – финальная и итоговая быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.

Концерт

Струнный квартет

Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.

Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).

Доклад на тему классицизм

Между барокко и романтизмом

Классицизм в музыке кратко

Эпоха классицизма в музыке начинается с реформы оперного искусства, которую провёл композитор из Баварии Кристоф Глюк, заложив мировоззренческие основы нового направления. Сочинения должны быть правдивы, просты и естественны. Классическая музыка строится по определённым канонам. В структуре произведения необходимы пропорциональность и уравновешенность. Всё второстепенное и лишнее отбрасывается.

Становление классицизма в музыке делится на два этапа, которые проходили под влиянием двух творческих и исполнительских направлений. Искусствоведы именуют их школами — мангеймской и венской.

Композиторы, работавшие в Мангейме, начали использовать в симфонии четырёхчастную структуру. Музыканты стремились избегать монотонного звучания. Большое внимание уделялось выделению мелодических оборотов. Диапазон громкости расширился от максимального фортиссимо (очень громко) до еле слышимого пианиссимо (очень тихо). Яркими представителями мангеймской школы являются Ян Стамиц, Франц Рихтер, Антон Фильс.

Венская школа

Труды немецких музыкантов продолжили композиторы, творившие в Вене. В этот период сочинители окончательно закрепили в симфонии четыре раздела, происходит формирование сонатной формы музыкальных произведений. Камерная музыка обогащается новыми жанрами — струнным квартетом и фортепианным трио. Развивается оперное искусство. Новое лицо обретает церковная музыка.

Главными фигурами венской школы классики являются Гайдн, Моцарт и Бетховен. В их музыке в полной мере проявляются простота и логичность художественной формы. В сочинениях венских классиков переплетаются разум и душа, трагизм и комичность, скрупулёзный расчёт и лёгкость изложения мысли.

Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн

В детстве Гайдн (1732—1809) служил певчим в венском кафедральном соборе. В храме святого Стефана мальчик научился играть на клавесине и скрипке, начал писать музыку. С 1749 по 1761 год молодой человек перебивается случайными заработками в разных оркестрах. Затем последовала тридцатилетняя служба при дворе Пала Эстерхази. После того как оркестр венгерского князя был распущен, музыкант работает в Англии. Последние годы жизни композитор провёл в Вене.

Гайдн считается родоначальником оркестровой инструментальной музыки. Он создал уравновешенную симфоническую форму. Камерные сочинения пишутся в новой сонатной форме.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Шестилетний ребёнок солирует в концертах и пишет серьёзные произведения. Так начинался краткий творческий путь Моцарта (1756—1791). К 16 годам юноша создал 4 оперы, 13 симфоний, 4 церковные мессы, 24 сонаты. Однако талантливый музыкант интересует публику меньше, чем вундеркинд. До 1781 года Вольфганг вынужден выполнять обязанности органиста при архиепископе зальцбургском.

Расцвет талант композитора приходится на последнее десятилетие жизни. Характерной чертой произведений Моцарта является переплетение жанров в одном сочинении. В опере и инструментальном концерте проявляются симфонические элементы, а симфония может зазвучать как камерная музыка.

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Отец мечтал, что Людвиг будет виртуозом, и заставлял мальчика репетировать по ночам. Но Бетховен (1770—1827) стал не известным исполнителем, а гениальным сочинителем. В молодости музыкант зарабатывал на жизнь, выступая с концертами, которые привлекали публику непревзойдёнными импровизациями исполнителя. Затем до конца жизни композитор давал уроки игры на фортепиано.

Первые творческие годы посвящены написанию сонат. Бетховен разработал фортепианный стиль, характе́рный для классической камерной музыки. Композитор любит противопоставлять крайние регистры, использует педаль инструмента, отдаёт предпочтение густым аккордовым созвучиям. С началом XIX столетия расцветает талант Бетховена-симфониста.

В масштабных произведениях в полной мере соблюдается концепция, заявленная венской школой классики, — строгая пропорциональность композиции, баланс между многообразием и единичностью мелодических элементов и форм.

Музыкальные жанры классики

Классические мелодии зародились не на пустом месте. Предшествующие музыкальные направления служили фундаментом, на котором выросли музыканты-классики. Однако новаторские формы не вмещались в традиционные рамки. Композиторы венской школы развивают старые и создают новые формы. Список классических жанров:

  • инструментальная музыка;
  • камерные ансамбли;
  • опера;
  • церковная музыка.

Классицизм в музыке

В основе классической инструментальной музыки лежит сонатная форма. Сонаты исполнялись и ранее, но представители венской школы ломают старые каноны и формируют новые правила. Теперь произведение состоит из трёх частей. В экспозиции, исполняемой в быстром темпе, представляются две темы — главная и второстепенная. В разработке, выдержанной в медленном темпе, темы развиваются и сопоставляются. В репризе повторяется экспозиция, но только темы сближаются изменением тональностей.

Симфонию как инструментальный жанр развивают композиторы Мангейма. Увеличивается число инструментов в оркестре. Возросшее количество исполнителей потребовало, чтобы музыкантами управлял дирижёр. Симфоническое произведение состоит из четырёх частей и строится по определённым правилам. Принципы построения музыкального материала:

Что такое классицизм в музыке

  1. Структурированность каждой части осуществляется в сонатной форме.
  2. Симметричность требует обрамления медленных фрагментов быстрыми частями. Периодичность подразумевает систематическую повторяемость музыкальных тем.
  3. Контрастное противопоставление проявляется в смене темпов и тональностей.
  4. Мелодике симфонии придаётся определённый ритмический рисунок.

Во второй половине XVIII столетия начинается рассвет камерной музыки. Сонатная форма стала колыбелью струнного квартета и трио. В состав первого включались альт, две скрипки и виолончель. Ансамбль из трёх исполнителей обычно состоял из скрипача, пианиста и виолончелиста.

В эпоху музыкального классицизма утверждается господство оперы. Почти каждый европейский королевский двор содержал оперный театр. Развитие жанра проходило в двух направлениях: опера-сериа и опера-буффа. В первом случае темой избирался один из античных мифов. В основе вторых лежал комедийный бытовой сюжет.

Эпоха классицизма в музыке

Принципы классики повлияли и на церковную музыку. Светская музыка привносит симфонизацию и драматизм в духовные произведения. Мессы и реквиемы, исполняемые во время богослужений, приобретают характер самостоятельных концертных композиций.

Реферат на тему музыкального классицизма призван сообщить об отличительных чертах направления в искусстве. Иллюстрацией к рассказу послужат фрагменты из произведений, которые создали композиторы венской школы. По сей день сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена остаются непревзойдёнными шедеврами.

Классицизм в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

В этот период в творчестве композиторов достигают совершенства такие жанры, как соната, симфония и опера.

Из барокко в классицизм

Классицизм. Наиболее известные произведения


Народный рейтинг: 561877

Лично мне запомнилось использование Лунной сонаты в мультфильме "Маша и медведь" ("До весны не будить"), где в финальных титрах Медведь, намаявшись с Машей, вместе с Волком в ночном лесу ест кашу и воет на луну.


Народный рейтинг: 542008

Написано от безответной любви. Любовь не сложилась, зато сложился шедевр.


Народный рейтинг: 517338

Знаменитый "па-ба-ба-бам", известный также как "мотив судьбы" или "тема судьбы".


Народный рейтинг: 495681


Народный рейтинг: 457847

Является одним из самых известных и наиболее узнаваемых произведений композитора.


Народный рейтинг: 377928

Гимн Евросоюза, между прочим


Народный рейтинг: 365592

Симфонию № 40 можно найти в поисковике, набрав "парарам парарам парарарам )))


Народный рейтинг: 323749

Почему-то именно эту музыку исполняют турникеты московского метро при безбилетном проходе.

Приобщение "зайцев" к культуре ?! Или тонкий намёк )))


Народный рейтинг: 296941


Народный рейтинг: 273575


Народный рейтинг: 267584


Народный рейтинг: 217261


Народный рейтинг: 188022

"Мальчик резвый кудрявый, влюбленный
Адонис, женской лаской прельщённый,
Не довольно ль вертеться, кружиться,
Не пора ли мужчиною быть."


Народный рейтинг: 187570

Однажды Йозеф Гайдн заметил, что некоторые несознательные граждане имеют наглость дремать под его симфонии. И подготовил "сюрприз", да такой, что спящая публика аж подскакивала.


Народный рейтинг: 164902


Народный рейтинг: 143500

Соната для фортепиано № 8 до минор, oп. 13 "Патетическая", часть 1 - Allegro di molto e con brio


Народный рейтинг: 137898

Самый известный фрагмент "реквиема", в котором лично Моцарт успел написать всего 8 тактов, а остальное дописывали ученики.


Народный рейтинг: 130875


Народный рейтинг: 123303

Первый концерт для фортепиано с оркестром из пяти, написанных Моцартом в возрасте 11 лет. Фрагмент часто используется для заставок в телефонных колл-центрах.


Народный рейтинг: 97922

В финале симфонии музыканты начинают один за другим молча вставать и уходить, оставляя на сцене лишь пару скрипачей, а затем и вовсе одного растерянного дирижера. ИЗ-за этого симфония получила неофициальное название "прощальная".

Комментарии (1)

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт. 🎵 Хотите предложить музыку на сайт ?

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе "Музыка". Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

композиторы классицизма

В XVII веке, во время расцвета итальянского барокко в искусстве Франции в том числе и музыке определился другой стиль – классицизм (от латинского слова classicus, что значит „образцовый”), который охватывал все виды искусства и литературы. Возникновение классицизма было связано, с одной стороны, с появлением нового философского направления – рационализма (от латинского rationalis – разумный), которое признавало основой познания разум человека. Одним из основателей рационализма был философ Рене Декарт. С другой стороны, развитию классицизма способствовала абсолютная монархия – порядок, который воцарился во Франции с приходом к власти Людовика XIV и полностью покорил жизнь государства воле короля.

Классицизм основывался на изучении античных образцов. Считалось, что законы красоты можно постичь с помощью разума. Процесс творчества состоял, прежде всего, в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников. Правила разрабатывались Королевскими Академиями. В XVII веке во Франции появились Академия театра, Академия живописи и скульптуры, Академия музыки, Академия танца.

Классицизм был ведущим направлением в искусстве Франции второй половине XVII века. В начале XVIII века сформировалось другое течение, получившее название рококо. Возвращение классицизма во второй половине XVIII века было связано с распространением идей Просвещения, представителями которого во Франции были философы и писатели Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Пьер Бомарше и другие. Просветители вновь обратились к идеалам античности. Главным назначением литературы и искусства они считали воспитание человека. Сформированный на этой основе стиль получил название неоклассицизм (то есть новый классицизм). Стиль ампир, который распространился в начале XIX века, завершает развитие европейского классицизма.

Музыка эпохи классицизма

Воплощение в музыке героических, возвышенных сюжетов, характерных для классицизма, требовало больших форм. Во второй половине XVII века появилась французская опера. Основателем нового для Франции жанра стал придворный композитор Жан Батист Люлли (1632-1687 гг.), итальянец по происхождению. Люлли написал пятнадцать опер на античные сюжеты, много балетной музыки.

Известные в свое время оперы и балеты на античные сюжеты писал композитор Жан Филипп Рамо (1683-1764 гг.). Этот жанр получил во Франции название „лирическая трагедия”. Во второй половине XVIII века „лирическая трагедия” уступила место новому жанру – бытовой комической опере на сюжеты из жизни обычных людей. Первой работой в этом жанре стала опера выдающегося философа эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо „Деревенский колдун”. Лучшие произведения в жанре комической оперы написал композитор Андре Эрнест Модест Гретри (1741-1813 гг.), самая известная из них – „Ричард Львиное Сердце”. Музыка опер Гретри напоминает бытовые песни и романсы.

Классицизм заметно повлиял и на искусство танца. Более сложной стала техника, появились прыжки и пируэты. Во второй половине XVII века балетмейстер Пьер Бошан, исходя из принципов выворотности, установил пять позиций ног, заложив основы классического балета. Этот танец ориентировался на античные образцы, отраженные в памятниках изобразительного искусства.

Композиторы эпохи классицизма

Венский музыкальный классицизм

Классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в театре, архитектуре или живописи. В музыке невозможно подражать античным традициям, потому что они почти неизвестны. Невозможно контролировать разумом чувства человека, с которыми связано содержание музыкальных произведений. Однако композиторы-классики создали очень стройную и логичную систему правил построения произведений. Благодаря этому самые сложные чувства приобретали ясную и совершенную форму, становились предметом осмысления, а не переживания. Музыка композиторов-классиков во многом противоположна ярко эмоциональной музыке барокко. Ей свойственна благородная сдержанность в проявлении чувств, бережливое использование выразительных возможностей: гармонии, тембров и других средств.

В середине XVIII века Кристоф Виллибальд Глюк, придерживаясь художественных принципов классицизма, создал новый тип оперы. Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена. Эти композиторы работали преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре, что называют Венской классической школой. Произведения венских классиков, близкие и понятные очень многим людям, и сейчас популярны у слушателей. До сих пор сохраняет свое значение также система жанров, форм и правил гармонии, разработанная Венской школой.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787)

Глюк - представитель классицизма

С именем этого композитора связано появление оперы, основанной на художественных принципах классицизма. К середине XVIII века итальянская „серьезная опера” и французская „лирическая трагедия” во многом устарели, а комические оперы ограничивались мелкими бытовыми темами, в то время как классицизм требовал произведений, способных решать высокие нравственные проблемы.

Создателем оперы нового типа стал Кристоф Виллибальд Глюк. Его лучшие оперы, как правило, написаны на античные сюжеты и во многом связаны с традициями античного театра — в них минимальное количество действующих лиц, каждый из которых символизирует определенное понятие (Любовь, Долг, Справедливость), важную роль играет хор. В новаторских операх Глюка музыка целиком подчинена драматургии, смыслу слов.

В ариях композитор отказался от виртуозности и украшений, если они противоречили содержанию действия, более мелодизированным стал речитатив, возросла роль оркестра. Балетные сцены в операх Глюка не являются вставным дивертисментом, как это было когда-то, а органично включены в действие. Основа музыки Глюка-мелодия, всегда естественная и выразительная. "Я хотел привести музыку к ее истинной цели, которая заключается в том, чтобы придать поэзии больше выразительной силы. не прерывая действия и не расхолаживая ее ненужными украшениями”, – писал композитор.

Кристоф Виллибальд Глюк родился в австрийском городе Эрасбах в семье лесничего. С трех лет проявил яркие способности, музыке учился в Праге. С 1735 года работал домашним музыкантом в богатых домах Вены. Четыре года Глюк провел в Милане, где завершил свое музыкальное образование. В Италии композитор написал свои первые оперы в традициях итальянской opera seria, имевших большой успех. В составе оперной труппы он посетил многие европейские города. В 1745 году в Лондоне Глюк знакомится с музыкой Генделя и изучает английские народные песни.

С 1752 года Глюк живет в Вене. В 1754 году он становится придворным композитором. На это время Глюк уже был автором многих известных опер и нескольких балетов. Изучив итальянскую, французскую и немецкую оперные традиции, композитор постепенно пришел к мысли об оперной реформе.

Первыми операми, созданными по новым правилам, стали „Орфей и Эвридика”, „Альцеста”, „Парис и Елена”, написанные в сотрудничестве с итальянским поэтом и драматургом Раньери Симоне Франческо Мария де Кальцабиджи. Эти работы Глюка получили признание в Вене.

В 1774 году Глюк переезжает в Париж, где пишет еще несколько новаторских опер, что вызывали как восхищение слушателей, так и споры. Композитора поддерживали философы и писатели Жан Жак Руссо, Дени Дидро.

В Вену Глюк вернулся в 1779 году. В этом городе композитор провел последние годы жизни.

Опера”Орфей и Эвридика"

Это первая из реформаторских опер Глюка. Опера написана на либретто драматурга Кальцабиджи по античному сюжету. Певец Орфей скорбит по умершей любимой жене Эвридике. Амур сообщает ему волю богов: Орфей должен спуститься за Эвридикой в подземное царство мертвых и вывести ее на землю, ни разу не взглянув на жену. Орфей спускается в мир теней, своим волшебным пением смягчает гнев грозных фурий, проходит в Элизиум, где живут чистые души, и, найдя среди них Эвридику, ведет ее на землю. Сжалившись на мольбы жены, Орфей нарушает запрет богов, и Эвридика снова умирает. Однако Амур, сочувствуя Орфею, пробуждает Эвридику к новой жизни.

Важную роль в опере играют хоровые сцены. Одна из самых выразительных – сцена Орфея с обитателями подземного мира. Своим прекрасным пением и игрой на лире музыкант постепенно успокаивает свирепых фурий. Символическое содержание этого эпизода-борьба человека с силами смерти.

Светлый покой чистых душ в полях Элизиума изображает балетная сцена в опере. В мире блаженных теней царит безграничный покой. Прекрасный эпизод из музыки балета – знаменитое соло флейты, известное под названием „Мелодия”.

Йозеф Гайдн (1732-1809)

Гайдн - композитор эпохи классицизма

Гайдн был выдающимся представителем венской классической школы. С его творчеством связан расцвет таких жанров, как симфония (их сохранилось 104), клавирная соната (52), квартет. Композитор писал также концерты для различных инструментов, камерные ансамбли, духовной музыки, оперы и оратории.

Гайдну принадлежит заслуга формирования постоянного состава симфонического оркестра, что является одним из признаков классицизма. Звучание инструментов приводилось таким образом в определенной системы, которая подчинялась правилам инструментовки, становилось цельным и однородным.

В своем творчестве Гайдн опирался на музыку народов Австрии, используя подлинные народные мелодии или создавая свои в характере народных напевов.

Жанр Симфония

Йозефа Гайдна часто называют „отцом” классической симфонии. Именно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки, окончательно утвердился симфонический цикл, сформировавшийся в творчестве мангеймских композиторов. Слово "цикл”, "цикличность" означает многочастность произведения. В классической симфонии обычно четыре части. Традиционно первая и четвертая части звучат в основной тональности.

Первая часть, как правило, выполняется y быстром темпе и пишется в сонатной форме, содержащая три раздела — экспозицию, разработку и репризу и построена на сопоставлении двух основных музыкальных тем — главной и побочной. Иногда первой части симфонии предшествует медленное вступление.

Вторая часть симфонии медленная, лирическая. Музыка третьей части чаще всего танцевальная или фантазийная и образует трехчастную репризную форму. Композиторы XVIII века использовали в третьей части симфонии жанр менуэта — наиболее распространенного танца той эпохи. Четвертая часть симфонии, ее финал, выполняется y быстром темпе. Это итог развития тем и образов всего произведения.

Симфония Гайдна Es-dur — одна из двенадцати „Лондонских симфоний”, ее называют „Симфоний с тремоло литавр”. Первая часть начинается с медленного таинственного введения, контрастирующего с темами экспозиции:

B основе сонатного Allegro — две танцевальные темы, легкие и изящные. Для симфоний Гайдна не типичен значительный контраст между главной и побочной партиями.

Вторая часть симфонии, Andante, по характеру спокойная и серьезная. Она написана y форме двойных вариаций. Поочередно развиваются, постепенно сближаясь, две разные по настроению темы — минорная и мажорная:

Третья часть, менуэт, написана в трехчастной репризной форме. Средняя часть менуэта называется трио, звучность оркестра в ней облегчена. B основе финала симфонии — веселая мелодия, которую исполняют струнные на фоне „золотого хода валторны:

Все части симфонии соединены радостным настроением музыки, основанной на танцевальных мелодиях народного состава.

Клавирное творчество Гайдна. Сонаты E-moll и D-dur

Для клавира Гайдн написал очень много произведений. Это сонаты, рондо, вариации, небольшие пьесы в танцевальных жанрах. Клавирные произведения Гайдна и сейчас исполняются в концертах, их играют и опытные музыканты, и начинающие.

Лучшая часть клавирного наследия Гайдна-его сонаты.

Ha отличие от симфонии, соната предназначена лишь для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Обычно это трехчастный цикл: сонатное allegro, медленная часть, быстрый финал, часто y форме рондо. Части цикла, контрастируя между собой, раскрывают единый художественный замысел.

Гайдн написал 52 клавирные сонаты. Их прозрачная звучность связана с особенностями клавесина, для которого писались эти произведения. Самые известные из клавирных сонат Гайдна-Es-dur, D-dur, e-moll и другие.

Главная партия первой части сонаты e-moll написана в очень быстром темпе (presto), звучит взволнованно и беспокойно.

Побочная партия в параллельном мажоре-более светлая и мягкая.

Вторая часть сонаты, Andante-лирический центр произведения. В неторопливой музыке отсутствуют контрасты и напряженность:

Финал сонаты написан в форме рондо. Грациозный и взволнованный рефрен чередуется с двумя эпизодами, которые можно рассматривать как вариации на тему рефрена.

Веселую, оживленную, жизнерадостную сонату Pe мажор часто играют и ученики, и известные пианисты. Эта соната также состоит из трех частей. Быстрые и веселые крайние части обрамляют более спокойную и сосредоточенную среднюю.

Первая часть написана в сонатной форме. Главная партия бойкая и задорная, побочное, более мягкая и изящная, написана в тональности доминанты – Ля мажоре. После напряженной разработке обе темы звучат в основной тональности Ре мажор.

Содержание второй части-глубокое серьезное размышление. Финал, написанный y форме рондо, возвращает слушателей к веселому настроению первой части.

В сонатах Pe мажор и ми минор проявились характерные черты большинства клавирных произведений Гайдна-легкость и красота мелодий, отсутствие резкого контраста между темами, небольшая звуковая насыщенность.

В.А.Моцарт

Биография Моцарта

Творчество Моцарта, одного из величайших гениев мировой музыкальной культуры, занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классицистическая сдержанность и ясность соединились с глубокой эмоциональностью. В.А.Моцарт впервые показал в музыке противоречивость внутреннего мира человека.

Моцарт писал y всех музыкальных жанрах, существовавших в его время. Он автор 15 опер, 41 симфонии, других произведений для оркестра, концертов для разных инструментов с оркестром, камерных ансамблей, фортепианных произведений, кантат и ораторий, песен. Bо всех жанрах композитор создал настоящие шедевры музыкального искусства.

В отличие от Гайдна, который почти не покидал Австрию, Моцарт с раннего детства путешествовал по многим европейским странам. Воспринимая различные музыкальные влияния, он обобщил y своем творчестве лучшие достижения мировой музыкальной культуры.

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)

биография бетховена

Музыка Бетховена-одно из самых значительных явлений мировой культуры. В творчестве Бетховена отразились героика и драматизм эпохи французской революции, пришедшейся на годы его юности, стремление к гуманизму, разуму и воле. Лучшие произведения композитора обозначены энергией, силой, грандиозными масштабами.

Ясностью мышления, стройностью формы, оптимистическим отношением к жизни музыка Бетховена соответствует традициям венского классицизма. Однако в творчестве композитора есть и другие черты, характерные для уже зарождавшегося романтического искусства. Это свободное переосмысление привычных жанров и форм, драматизм и яркая эмоциональность, а также обращения к вокальной и фортепианной миниатюры, стремление к программности в музыке.

Бетховен написал 9 симфоний, 11 увертюр для оркестра, y том числе „Эгмонт”, оперу „Фиделио”, квартеты, концерты, 32 фортепианные сонаты, песни и другие произведения. На протяжении творческой деятельности композитор постоянно искал новые выразительные возможности, добиваясь правдивого воплощения чувств и мыслей.

Термин "классическая" в музыке в основном ипользуется для определения серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д. Но также есть и "классический" период в истории музыки, называемый классицизм.

_пиано-669x300-ff78 (669x300, 34Kb)

cs4QKmWXJ6o (320x230, 29Kb)


КЛАССИЦИЗМ В МУЗЫКЕ – ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений. Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста.

Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятное музыкальное наследие (например, 41 симфонию). Самым большим его достижением считаются оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта".

muzykalnaya-kultura-klassitsizma (289x206, 37Kb)

В конце восемнадцатого столетия восходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен, композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна, но в конечном счете перерос это и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке.
Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики. Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков. Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы. Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом жанре. Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы. В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.

Гайдн. Симфония №45.



Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор. Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Моцарт. Фортепианный концерт №13.




Бетховен. Соната №5 для скрипки и фортепиано оп.24




Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро и трогательные чувства.

Читайте также: