Диаграмма родового сходства кратко

Обновлено: 30.06.2024

Назначение и цели

Систематизация большого объема нечисловой (словесной) информации, выявление связей между проблемами и путями их решения.

Упорядочение анализируемых данных необходимо для лучшего понимания проблемы и подготовки оптимального плана их устранения.

Область применения

Построение диаграммы сродства целесообразно в случаях, когда:

  1. Требуется провести анализ большого объема информации;
  2. Пути решения проблем не являются очевидными для всех заинтересованных лиц;
  3. Необходимо согласование со стороны задействованных специалистов.

Диаграмма сродства не подходит для работы со слишком большим объемом информации. Несколько десятков объектов лучше анализировать, используя методы логического анализа.

Суть метода и процедура построения диаграммы

Данные, собранные из различных источников, анализируются на предмет схожести и отображаются на диаграмме блоками, соединенными стрелками, как изображено на рисунке 1.

Диаграмма сродства консалтинговая компания ГАНТБПМ

Для построения диаграммы сродства требуется:

Примеры

Диаграмма сродства требований потребителей к Nokia6210


Диаграмма сродства требований потребителей к качеству лент

Диаграмма сродства консалтинговая компания ГАНТБПМ

Диаграмма сродства для анализа причин возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия

Диаграмма сродства консалтинговая компания ГАНТБПМ

(рисунок 4)

- Метод анкетирования Кроуфорда - это письменный вариант метода мозгового штурма.Его можно реализовать двумя путями:

а) с использованием карточек. В этом случае идеи записываются на маленьких карточках и могут циркулировать (хотя метод не предусматривает этого) среди участников так, чтобы можно было добавить сопутствующие идеи или расширить ранее высказанную идею, добавляя новые элементы;

б) с использованием стендов. В этом случае идеи записываются на досках или на стендах. Участники ходят вдоль них, как в галерее, и добавляют сопутствующие идеи или расширяют указанные ранее идеи, добавляя новые элементы.

Классификация методов оценки и выбора альтернатив.

(27. Экспертные методы.

Для широкого круга неформализуемых проблем (в политической, идеологической, экономической, социальной, военной и других сфе­рах человеческой деятельности) экспертные процедуры наиболее эф­фективны, а в ряде случаев могут оказаться единственным средством их решения.

Методы экспертной оценки основываются на построении высококвалифицированным специалистом (экспертом) рациональной процеду­ры интуитивно-логического анализа в сочетании с количественной оцен­кой и обработкой результатов.

Эксперт - это высококва­лифицированный специалист, полагающийся на свои знания, опыт, интуицию и умение оценивать сложные факторы (явления) и способный создать собствен­ную обоснованную (интуитивную) модель анализируемого явления (пробле­мы), если он располагает необходимой для этого исходной информацией.

Область применения методов экспертных оценок весьма широка. Методом экспертного оценивания решаются следующие типовые задачи:

• определение состава возможных событий в какой-либо системе в опре­деленном интервале времени;

• определение вероятностей событий и временных интервалов во множе­стве событий;

• структурирование проблемного поля организации и определение при­оритетности решения проблем;

• дифференциация целей управления до задач и определение приоритет­ности их решения;

• фильтрация множества альтернатив и оценка их предпочтительности.

При выполнении своей роли в процессе управления эксперты вы­полняют две основные функции:

• формируют объекты экспертизы (альтернативные ситуации, цели, решения и т.д.);

• производят измерение характеристик сформированных объектов (вероятности свершения события, коэффициентов значимости целей, предпочтений решений и т.п.).

Формирование оценочной системы. Ключевой момент применения методов экспертной оценки - формирование оценочной системы. Оце­ночная система включает такие важные составляющие, как:

1) Формирование перечня критериев, характеризующих сравнительную предпочтительность объектов принятия управленческого решения, который должен удовлетворять ряду требований:

• критерии, используемые при формировании оценочной систе­мы, должны быть измеримыми, т.е. должна быть возможность оценки любого рассматриваемого объекта экспертизы по каждо­му из критериев;

• критерий может быть оценен объективно (например, с точки зрения прибыли) и субъективно (с точки зрения имиджа фирмы);

• для субъективных критериев необходима разработка специаль­ных вербально-числовых шкал;

• при формировании совокупности критериев необходимо четкое понимание смысла каждого из критериев лицом, принимающим решение, и экспертами.

Иногда целесообразно агрегирование критериев. Этим может быть достигнуто как снижение избыточности критериев, особенно в случае, когда имеется частичное дублирование критериев, так и уменьшение общего количества критериев, что важно для снижения трудоемкости работы с оценочной системой. Завершать процедуру формирования перечня критериев должен со­держательный анализ полученной совокупности критериев, предназ­наченных для формирования оценочной системы объектов, представ­ляемых на экспертизу.

2) Определение сравнительной важности критериев - какие критерии и в какой степени влияют на оценку альтернатив при выработке и при­нятии управленческих решений как при сравнительных оценках аль­тернатив, имеющих явно выраженный количественный характер, так и при их качественных оценках. После выявления критериев, определя­ющих оценки альтернатив, часто возникает необходимость сформиро­вать обобщенный критерий, с помощью которого можно рассчитать оценки альтернатив по значениям частных критериев. Для этих целей существуют методы формирования линейных обобщенных критериев и обобщенных критериев более сложного вида. В их основе лежат различные предположения о природе обобщенных крите­риев и характере анализируемой информации.

3) Шкалы для оценки по критериям - это могут быть и количественные измерения в привычном понимании, и качественные оценки, позволяющие судить о происходящих изменениях, об их динамике. Если критерии, по которым оцениваются проекты, носят экономи­ческий характер и измеряются в рублях (долларах), годах (месяцах), процентах и т.д., то, как правило, пользуются соответствующими общеизвестными шкалами. Однако нередко при оценивании проектов возникает необходимость в использовании критериев, оценки по которым могут быть получены лишь с помощью специально разрабатываемых вербально-числовых шкал.

Вербально-числовые шкалы применяются преимущественно в тех случаях, когда оценки по критерию носят субъективный характер. На­пример, субъективный характер, в основе которого лежат опыт и зна­ния эксперта, носят оценки степени риска, ожидаемой конкурентоспо­собности продукции, cравнительной значимости того или иного фактора и многие другие. Смысл вербально-числовых шкал в том, что они позволяют измерить степень интенсивности критериального свой­ства, имеющего субъективный характер. В состав вербально-числовых шкал входят, как правило, содержа­тельное описание градаций шкалы и числовые значения, соответству­ющие каждой из этих градаций. Пример имеющей достаточно широкое применение вербально-числовой шкалы - шкала Харрингтона, которая характеризует степень выраженности критериального свойства и имеет универ­сальный характер. Числовые значения градаций шкалы Харрингтона по­лучены на основе анализа и обработки большого массива статисти­ческих данных.

При оценке объектов принятия управленческих решений по крите­риям, допускающим лишь субъективную оценку специалистов, целе­сообразны разработка и использование специальных шкал, отража­ющих специфику того или иного критерия, той или иной группы объ­ектов. Можно использовать следующую процедуру для формирования вербально-числовых шкал, специально предназначенных для оценки про­ектов по критериям, для которых отсутствуют общепринятые вербально-числовые шкалы: сначала выбирают градации (деления) шкалы, а затем определяют численные значения этих градаций. При определении набора градаций шкалы очень важно выбрать та­кие, содержательные интерпретации которых одинаково или почти оди­наково (с незначительными разногласиями, не превышающими задан­ного порога) принимаются всеми экспертами, участвующими в выработке управленческих решений. Для получения численных значений, соответствующих описанным градациям шкалы, могут быть использованы специальные методы.

4) Формирование принципа выбора,на основании которого по значени­ям критериев устанавливается сравнительная предпочтительность оце­ненных альтернативных вариантов решений.

Отсутствие либо недостаточное качество ка­кой-либо из перечисленных выше составляющих делает невозможным получение адекватной оценки проекта и, как следствие, затрудняют про­цесс выработки и принятия эффективных решений.

Типовой процесс реализации методов экспертной оценки включает три этапа: формирование экспертных групп;проведение опроса экспертов; обработка экспертных оценок. Экспертные методы делятся на количественные и качественные.


В диаграмма сродства это бизнес-инструмент, используемый для систематизации идей и данных. Это один из Семь инструментов управления и планирования. Люди группировали данные в группы на основе естественных отношений на протяжении тысяч лет; однако термин "диаграмма сродства" был изобретен Дзиро Кавакита в 1960-х [1] и иногда его называют KJ Метод.

Инструмент обычно используется в управление проектом и позволяет большое количество идей, вытекающих из мозговой штурм [2] для сортировки по группам на основе их естественных взаимоотношений для просмотра и анализа. [3] Он также часто используется в контекстный запрос как способ систематизировать заметки и идеи из полевых интервью. Его также можно использовать для организации других комментариев в произвольной форме, таких как открытые ответы на опросы, журналы вызовов службы поддержки или другие качественные данные.

Процесс

Диаграмма сродства объединяет идеи в следующие шаги:

  1. Запишите каждую идею на карточках или заметках.
  2. Ищите идеи, которые кажутся связанными.
  3. Сортируйте карточки по группам, пока не будут использованы все карточки.

После того, как карточки будут отсортированы по группам, команда может отсортировать большие кластеры на подгруппы для упрощения управления и анализа. [4] После завершения диаграмму сходства можно использовать для создания диаграмма причинно-следственных связей. [5]

Во многих случаях наилучшие результаты обычно достигаются, когда деятельность выполняется кросс-функциональной командой, включая ключевые заинтересованные стороны. Процесс требует глубокого погружения в данные, что дает преимущества помимо материальных результатов.

Диаграмма сходства (Affin­i­ty Dia­gram) является одним из семи новых инструментов управления качеством, а также применяется в методах мозгового штурма концепции Lean SixSig­ma.

Диаграмма сходства — это инструмент мозгового штурма, используемый для сбора большого количества вербальной информации от большой группы людей и распределения этой информации по идентичным категориям. В качестве вербальной информации имеются ввиду различные точки зрения, мнения, идеи, а также вопросы касаемо какой-либо обсуждаемой проблемы. Как правило, сбор информации осуществляется с помощью стикеров, которые клеятся на доску. Затем выделяются категории идей, стикеры перемещаются в эти категории, тем самым создаются колонны с разными группами идей.

Аффинити диаграмма позволяет творчески собрать большое количество идей или проблем с тем, чтобы после их группировки по подобным критериям, провести анализ и предложить решения по этим проблемам.

Читайте также: