Собор казанской божьей матери в казани история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Казанская икона Божьей Матери: история и значение образа, в чем помогает верующим

Праздник Казанской иконы Божьей Матери считается одним из самых значимых в церковном календаре, что подчеркивает неимоверную значимость этого образа для всего православного мира. Этой иконе молились цари и великие полководцы, с ней освобождали русские земли, она вела первопроходцев на освоение Сибири и исцеляла больных.

Обратимся к краткой истории этого образа и посмотрим, сколько чудес он успел сотворить со времени своего появления на Руси. После знакомства с ней наверняка станет понятным, почему медальоны и браслеты с Казанской Богоматерью столь популярны среди православных россиян.

История обретения святыни

Обретение иконы относится к 1579 году. Это было смутное время: не прошло и трех десятилетий с момента взятия Казани Иваном Грозным, и православие в этом исконно мусульманском городе только начало укореняться.

Но православный храм в завоеванном городе уже был – церковь святого Николая Тульского. Туда ходило молиться практически все православное население Казани. Именно с церкви св. Николая и начался пожар, практически уничтоживший весь город.

Собственно явление иконы тесно связано с девятилетней девочкой Матроной, дочерью царского стрельца Данилы Онучина. Ей привиделось, что Божья Матерь повелевает отыскать свой образ на пепелище, указывая конкретное место.


Матрона рассказала о видении родителям, однако они были озабочены земными проблемами: нужно было восстанавливать сгоревшее жилище. Словом, на слова малолетней провидицы никто не обратил внимания: мало ли что придумает ребенок.

Но Пречистая приходила к девочке снова и снова, Матрона все настойчивее просила принять меры к поиску иконы. В конце концов мать рассказала о чудесных видениях дочери священникам. Сначала они тоже были настроены скептически, но после многочисленных просьб все же решили организовать поиски.

Каково же было удивление всех присутствующих, когда при раскопках указанного Матроной пепелища была найдена икона Божьей Матери, завернутая в полотно. Причем нашлась она только тогда, когда копать начала маленькая провидица!

Икона выглядела так, словно написана гениальным живописцем только что: краски сияли новизной. Тем не менее автор образа остался неизвестным истории, впрочем, как и причины, по которым чудесный лик оказался закопанным в землю и пепел.

Образ, ничуть не пострадавший от огня, был передан в Никольскую церковь, а на месте его обретения был возведен Богородицкий Девичий монастырь. А чуть позже – и собор, главной святыней которого стала Казанская Божья Матерь.

Весть о чудесном явлении иконы долетела до Москвы и достигла державных ушей Иоанна Грозного. Именно он стал инициатором строительства монастыря и собора.

Малолетняя Матрона и ее благочестивая мать стали первыми послушницами нового монастыря. А икона немедленно прославилась как чудотворная и получила постоянную прописку в Казани. С Казанской иконы Божьей Матери практически сразу сделали список и отправили его в Москву, самому Иоанну. А в последующие годы списки с этого образа распространились по всей Руси.

Кража иконы Казанской Божьей Матери в 1904 году

Оригинал иконы не покидал Казанского Богородицкого монастыря более трех столетий, пока не был похищен в 1904 году. Ее украл некий Варфоломей Чайкин (Стоян) с несколькими сообщниками. Воров отыскали и допросили. Они показали, что похитили церковную казну и несколько исторических образов, соблазнившись богатыми ризами. По их словам, драгоценные оклады были проданы, а собственно образа уничтожены.


Православный мир до сих пор не может смириться с потерей явленной иконы. Тем более что после революции за границей то и дело обнаруживались иконы, очень напоминающие оригинал. Но на поверку они оказывались старинными и очень искусными, но все же списками явленного прототипа.

Верующие не теряют надежды, что украденная святыня когда-нибудь вернется домой и встанет на защиту восточных рубежей нашей Родины. Они считают, что Чайкин украл и сжег гораздо более поздний список, а явленный оригинал пока путешествует по миру.

Где хранится оригинал иконы

Если спросить у любого православного уроженца столицы Татарстана, где находится оригинал Казанской иконы Богородицы, он покажет на ближайший храм. И будет по-своему прав: в Казани имеется несколько почитаемых списков священного прототипа.

Как уже было сказано выше, неизвестно, где сейчас находится явленная икона, но желающие могут помолиться чудотворному образу во многих российских городах.

Некоторые источники утверждают, что явленная икона никогда не покидала Казани и ныне пребывает в храме Ярославских Чудотворцев, что на Арском кладбище. Однако официальных подтверждений этому нет.

А в Казанском Богородицком монастыре ныне представлен ватиканский список Богородицы с очень запутанной судьбой и множеством явленных чудес за святыми плечами.


Казанская икона Божией матери в храме Ярославских Чудотворцев

Списки Казанской иконы Божией Матери

Среди списков Казанской иконы есть несколько не менее прославленных святынь, чем утраченный оригинал. Это Московский, Петербургский, Песчанский, Чимеевский, Вышенский, Коробейниковский и другие списки. К сожалению, многие из них уничтожены во время революции и последующих десятилетий тотального безбожия.

После кражи явленной иконы русские войска начали терпеть сокрушительные поражения. Показательна русско-японская война, Первая мировая, а затем – и Октябрьская революция. Быть может, это совпадение, но все же…

В 20-е годы прошлого века большевики торговали культурными ценностями в невообразимых масштабах: молодая страна крайне нуждалась в деньгах, а религиозные святыни новой власти были явно не нужны – не коррелировали с идеологией.


Список Казанской иконы Божией Матери Крестовоздвиженской церкви Богородицкой обители

О всероссийском почитании обретенной иконы говорит множество подтвержденных фактов. Например, в конце XIX столетия порядка 70% доходов Казани приносили паломники, съезжавшиеся со всей России для поклонения святыне.

После царствования Федора (сына Иоанна) династия Рюриковичей прервалась, воцарился узурпатор Борис Годунов (за ним – Лжедмитрий и Василий Шуйский) и на Руси наступило Смутное время фактического безвластия и гражданской войны. Этим немедля воспользовались воинственные соседи. Особую агрессию проявили польские интервенты, захватившие значительную часть русских земель.

Однако русский народ сплотился перед лицом врага. Наиболее важную роль в этом военном спектакле сыграли патриотические проповеди и послание патриарха Ермогена. Под их влиянием в Новгородских землях сформировалось ополчение под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

Ополчение двинулось на Москву, попутно освобождая русские земли от захватчиков. К нему присоединились и народные дружины из Казани, принесшие с собой список с иконы Божьей Матери. И, наконец, в 1612 году ополчение освободило Москву от интервентов. А во главе освободительного движения фактически стояла Казанская икона Божьей Матери.

В честь иконы-предводительницы и победы над поляками в Москве Дмитрием Пожарским был построен Казанский собор. Деревянное здание вскоре сгорело, но на том же месте в 1630 году был воздвигнут каменный храм.

К сожалению, во время сталинских реконструкций историческое здание было снесено. Но его вновь построили по сохранившимся чертежам и фотографиям, так что ныне Казанский собор вновь украшает лик Красной площади.

Очень почитал Казанскую Божью Матерь и великий русский царь-реформатор Петр I. Именно ей он молился перед исторической битвой под Полтавой, в которой одержал безоговорочную победу над шведскими войсками.

Кстати, получила свой храм Казанская Божья Матерь и в Петербурге, примерно спустя столетия с момента основания Северной Пальмиры. Это случилось буквально накануне войны 1812 года.

Богоматерь Казанская выступала вдохновительницей побед русских войск над Наполеоном. Кутузов, готовясь к сражению с французами, усердно просил поддержки у образа Казанской Богоматери в одноименном соборе Петербурга. И его молитвы были услышаны!

Однажды, в день празднования иконы Казанской Божьей Матери ударил сильнейший мороз. Французские войска к этому не были готовы, и русская зима при поддержке Богородицы помогла освободить захваченные Наполеоном земли.

Словом, к концу XIX столетия образ Казанской Богоматери стал одним из самых почитаемых на Руси. И даже в годы безбожия Пречистая не оставляла русские земли без защиты.


Один из списков иконы был передан российским космонавтам. С 2011 года он находится на МКС, в российском секторе станции. Это еще раз подчеркивает особый статус этой православной святыни.

Иконография

Приведем краткое описание Казанской иконы Божьей Матери. Эта икона выглядит узнаваемо для каждого верующего человека, однако некоторые путают ее с другими изводами.

К этому же иконографическому типу относятся многие почитаемые иконы: Иверская, Тихвинская, Смоленская и другие. Однако у Казанской Богородицы есть существенные отличия. Во-первых, это не поясной, а оплечный образ, так что указывающей на Божественного отпрыска руки Марии не видно. Стоит обратить внимание и на то, что Иисус не сидит, а стоит на руке матери, а в его деснице отсутствует свиток с Евангелием.


Изображение Казанской иконы Божьей Матери

Списки иконы могут различаться между собой. Отличия наблюдаются в цветовой гамме, позах Пречистой и Спасителя, чертах их лиц и так далее. Каноном это допускается.

В чем поможет Казанская икона Богоматери

Чудотворная икона помогает во многих жизненных ситуациях, когда, казалось бы, выхода нет и не предвидится. Обязательное условие – искренняя вера и благие намерения.

Иконе молятся о самом сокровенном и горячо желаемом:

  • Исцеление. Сразу после чудесного обретения Казанская Богоматерь начала творить чудеса исцеления. Зафиксированы случаи чудесного избавления от слепоты, бесплодия и других недугов.
  • Помощь воинам-защитникам. В этой публикации не раз упоминались случаи помощи русским воинам в сражениях. Чудотворный образ и сейчас помогает одерживать победы.
  • Благословение брака. Казанская Богородица выступает защитницей семьи и брака. Она помогает сохранить союз и супружескую любовь, не поддаться греху прелюбодеяния.
  • Выбор правильного пути. Если теряете уверенность в собственных силах и не знаете, как поступить в сложной жизненной ситуации, обратитесь за помощью к Божией Матери. Она утешит и направит истинно верующих.
  • Наставление детей. У иконы просят не только здоровья детей, но и их наставления на путь истинный. Пречистая помогает им избавиться от дурного влияния, излечиться от зависимостей и твердо встать на ноги.

Самые сильные молитвы – не за себя, а за других людей. Просите за детей, родственников, друзей и просто посторонних людей, нуждающихся в помощи. Это впоследствии воздастся благом и вам!

Чудеса, связанные с образом

У явленной иконы и каждого из особо почитаемых списков (Московского, Петербургского, Ватиканского и некоторых других) имеется внушительный список задокументированных чудес.

Одна женщина несколько лет не могла забеременеть. Она долго лечилась и однажды случилось чудо – тест показал долгожданный результат. Однако уже на шестой неделе врачи зафиксировали, что эмбрион умер, и положили несчастную женщину на чистку. Печальное событие пришлось как раз на день памяти иконы, и муж нашей героини пошел в храм, чтобы попросить Казанскую Богородицу о защите жены и нерожденного ребенка.

Когда и как отмечают праздник Казанской иконы Божией Матери

У Казанской Богоматери не один день памяти иконы, а целых два, празднующихся по всей России. Помимо этого, в отдельных храмах отмечают праздники, связанные с историей хранящихся в них почитаемых списков.

Общероссийские даты праздников Казанской Божьей Матери – 21 июля и 4 ноября (по новому стилю). Празднование в июле связано с чудесным явлением образа девочке Матроне. А дата 4 ноября – это день освобождения Москвы от польских захватчиков.

День 4 ноября – общенациональный праздник, День народного единства. И очень символично, что он совпадает с праздником Заступницы и Защитницы русского народа!

Как правильно молиться образу

Молиться образу можно как дома, так и в храме. Более того: взывать к Приснодеве можно в любой момент, когда в том возникает нужда. Однако если вы хотите соблюсти правила, перед молитвой следует попоститься, исповедоваться и причаститься. Так будет больше шансов, что ваши слова будут услышаны Свыше!

Тексты молитв

Обращаться к Казанской Богородице можно с любой из молитв, взывающих к Царице Небесной. Но есть несколько текстов, предназначенных для обращения именно к Казанской Божьей Матери.

Первая молитва

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вторая молитва

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь

Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Кондак

Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.

Богородица – Всеблагая и Всемилостивая. Она помогает даже тем, кто обращается к ней только при крайней нужде и порой забывает поблагодарить за помощь в разрешении проблем. Тем не менее стоит не только просить, но и благодарить Царицу Небесную, вознося ей хвалу и совершая праведные поступки!


Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

Явление чудотворной иконы

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Наконец, 8 июля мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы). Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.

Впоследствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать.

В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Почитаемые списки Казанской иконы

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский.

Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.


Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 года собор Казанского Богородицкого монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.


Казанский Богородицкий монастырь. Из альбома: Виды Казани, рисованные с натуры Эдвардом Турнерелли. — Лондон, 1839.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни.

Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в те годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

Наконец Католическая Церковь приняла решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину было воспринято с одной стороны как великая милость Божия к русскому народу и с другой — как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью.

Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Богородицкого монастыря.

Космический Покров

13 марта, в Неделю Торжества Православия, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил главе Роскосмоса Анатолию Перминову Казанскую икону Божьей Матери.


Собор Казанской иконы Божией Матери: история одного храма

Фото: Максим Платонов

Построенный по приказу Ивана Грозного

Начиная с последней четверти XVI века история Казани была неразрывно связана с Казанским Богородицким монастырем, главной святыней которого была обретенная в 1579 году икона Богородицы, ставшая в недалеком будущем палладиумом России.

Источников по истории монастыря не очень много, если принять во внимание его значение и известность, но вполне достаточно для нашей задачи — дать представление об истории монастыря как архитектурного сооружения. Если точнее, то об истории главного монастырского храма.

Автор заметок решил пойти проторенной дорожкой: дать читателю поменьше собственных рассуждений, побольше цитат из источников и не заезженных иллюстраций.

Первой цитатой, довольно обширной, будет выписка из третьей части Словаря Географического Российского Государства, вышедшей в Москве в 1804 году:

Новые храмы, новые покрытия

А теперь несколько впервые публикуемых иллюстраций. По ним можно проследить изменение архитектурного облика старого каменного собора и увидеть чертеж фасада нового, проектированного И.Е. Старовым.


Тот же исследователь, отмечая скудость сведений о строительной истории монастыря в XVII веке, полагает, что именно тогда в монастыре появляются новые каменные храмы: в честь Рождества Богородицы, во имя Св. благоверного царевича Димитрия Московского на Святых воротах, который в начале XIX века во время реконструкции был переименован во имя Св. мученицы Софии и трех ее дщерей, и Иоанна Богослова на других — Пятницких воротах.

Время, а главное, разорение Казани Пугачевым, привело к резкому обветшанию собора: в 1794 году в нем прекратились службы. Ремонт собора был признан весьма дорогим и безнадежным делом. По прошению архиепископа Амвросия I к Синоду Екатерина II поручает крупнейшему русскому архитектору того времени Ивану Егоровичу Старову подготовить проект нового собора. Проект был утвержден императрицей. Ею же были отпущены и деньги из Е.И.В. Кабинета. Читатель может видеть на впервые публикуемой иллюстрации рескрипт Екатерины II управляющему Кабинетом Е.И.В. действительному тайному советнику В. С. Попову (окончившему, кстати, Казанскую гимназию) об отпуске 25 тысяч рублей на строительство нового собора.


Проект великого архитектора

Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.


В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.


Казанский Богородицкий монастырь. 1911 год


Внутри Казанского женского Богородицкого монастыря, иконостас. 1900-е годы


Чудотворная Казанская икона Божией Матери. 1900-е годы, Казань

Автор заметок благодарит Сергея Павловича Саначина за помощь и любезное разрешение использовать иллюстрации



Собор. Действует.
Престолы: Казанской иконы Божией Матери
Год постройки: Между 2016 и 2021.
Адрес: Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Большая Красная, д. 5.
Координаты: 55.799347, 49.113397
Проезд: По улице Большой Красной (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. После перекрестка с улицей Япеева, не доезжая 250 метров до Кремля, справа будет монастырь, напротив Т-образного перекрестка с улицей Миславского. Ближайшие остановки общественного транспорта - "КАИ" и "Улица Батурина" (ав . нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По улице Большой Красной (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. После перекрестка с улицей Япеева, не доезжая 250 метров до Кремля, справа будет монастырь, напротив Т-образного перекрестка с улицей Миславского. Ближайшие остановки общественного транспорта - "КАИ" и "Улица Батурина" (автобусы 22, 28, 52, 89). Зайти на территорию монастыря и обойти Крестовоздвиженскую церковь справа. Собор расположен в центре монастырского двора.


Вид от Кремля.
Дмитрий Лоптев
19 июня 2021

Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый) - Казань - Казань, город - Республика Татарстан


Dimitrii
4 ноября 2019


Турбаев Роман
22 ноября 2021


Вид с востока
Турбаев Роман
22 ноября 2021


Южный фасад
Турбаев Роман
22 ноября 2021


Малая и большая главы
Турбаев Роман
22 ноября 2021

Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый) - Казань - Казань, город - Республика Татарстан


Маслов Сергей
23 августа 2020

Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый) - Казань - Казань, город - Республика Татарстан


Маслов Сергей
23 августа 2020

Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый) - Казань - Казань, город - Республика Татарстан


Маслов Сергей
23 августа 2020


"Явление Казанской иконы Божией Матери", мозаичное панно на фасаде строящегося Казанского собора
kinyava
14 июля 2019


Западный фасад строящегося Казанского собора
kinyava
14 июля 2019

Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый) - Казань - Казань, город - Республика Татарстан


Алексей Кротов
3 апреля 2019

Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый) - Казань - Казань, город - Республика Татарстан


Алексей Александров
7 октября 2018

Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый) - Казань - Казань, город - Республика Татарстан


Маслов Сергей
24 февраля 2018

Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый) - Казань - Казань, город - Республика Татарстан


Маслов Сергей
24 февраля 2018

Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый) - Казань - Казань, город - Республика Татарстан


Маслов Сергей
24 февраля 2018

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Статью добавил(а): Терентий, 6 марта 2021

Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана перешло в финальную стадию. В нынешнем году Богородицкий Казанский мужской монастырь отмечает несколько важных дат. Ровно 425 лет назад здесь, на месте явления одной из самых почитаемых в России святынь - Казанской иконы Божией Матери, возвели и освятили первый каменный собор обители. А 110 лет назад по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны (впоследствии преподобномученицы) в подвалах собора начались работы по обустройству пещерного храма.

Возрождение Казанского собора инициировал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, как только стал правящим архиереем Казанской епархии. После этого проходили интенсивные переговоры и консультации с Минтимером Шаймиевым, первым президентом Татарстана, занимающим сегодня должность Государственного советника, и нынешним президентом республики Рустамом Миннихановым. Пять лет назад, в праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2015 года, Рустам Минниханов издал указ о воссоздании Казанского собора (одновременно тем же документом он распорядился построить в республике Бóлгарскую исламскую академию). Сегодня собор в центре Казани уже выстроен, в разгаре работы по убранству. Великое освящение намечено на следующий год - предварительно на день памяти явления иконы 21 июля.

Основную часть работ финансирует благотворительный Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, который возглавляет Минтимер Шаймиев. Сюда перечисляют пожертвования физические и юридические лица. Ранее, помимо возведения Бóлгарской исламской академии, эта организация провела масштабные работы на острове-граде Свияжск. Ныне свияжский Успенский собор и монастырь входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2016 году в день празднования обретения чудотворного образа Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Рустама Минниханова, Минтимера Шаймиева и спикера Госдумы Сергея Нарышкина совершил чин освящения закладного камня на месте воссоздания Казанского собора. Строительно-монтажные работы заняли два года и завершились пару лет назад. Уже сейчас, несмотря на продолжающиеся отделку и благоукрашение интерьеров, воссозданный из небытия Казанский собор стал одним из важных символов древней столицы Татарстана.

Предлагаем паломникам и туристам обратить особое внимание на пять элементов этого храма.

Фасады. Фасады - творение Ивана Старова. Казанский собор отнюдь не выглядит массивным и тяжеловесным. Работавшие над проектом зодчие достигли этого эффекта в основном двумя приемами: белокаменными стенами и пышным - и одновременно эстетически утонченным — наружным декором.

Иконостасы. До революции в Казанском соборе было три иконостаса: центральный и два боковых — в приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского и в помещении ризницы. Это композиционное решение претворяют в жизнь и сейчас, а вот конкретное исполнение элементов будет отличаться от исторического аналога.

Росписи. По благословению митрополита Феофана над иконами для иконостасов работают живописцы мастерской Вячеслава Пахомова. Тот же авторский коллектив создает и стенопись собора. Этот элемент, пожалуй, оставляет более всего простора для творчества — просто в силу того, что сведений о первозданной росписи стен почти не сохранилось.

Сейчас формирование стенописных композиций в самом разгаре, и уже можно заметить, что роспись будет неяркой, приглушенной, с преобладанием теплых тонов.

Елизавета Федоровна любила посещать Казань. Долгое время ее духовником был впоследствии прославленный в лике преподобных схиархимандрит Гавриил (Зырянов) - настоятель расположенной недалеко от Казани Седмиезерной Богородицкой пустыни. Побывав в 1910 году в Казанском Богородицком монастыре и обнаружив, что место обретения явленной иконы в подвале монастырского собора выглядит неприглядным, великая княгиня предложила благоустроить его и оборудовать тут пещерный храм.

Проект поручили зодчему Алексею Щусеву, сама же Елизавета Федоровна полностью финансировала все работы. Высоту подвала увеличили на метр, расширили коридоры, оштукатурили стены и кирпичные своды. Освящение подземной церкви вошло в программу празднования 300-летия Дома Романовых и состоялось в 1913 году.

По сохранившимся фрагментам стен с оригинальной цементной штукатуркой удалось восстановить и первозданную стенопись. Мастера Межобластного научно-реставрационного художественного управления тщательно промыли стены и сохранившиеся своды, после чего оригинальные участки затонировали без нанесения нового рисунка, а новодельные расписали в соответствии с историческим аналогом. Неровная и хорошо заметная белая полоса теперь разделяет участки этих поверхностей — словно граница и одновременно связующая нить между прошлым и будущим.

О тонком искусстве и технических нюансах работы по росписи стен Казанского собора

С каждым днём обретает свой подобающий величественный облик уникальное здание собора, воссоздаваемого на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Трудами сотен высокопрофессиональных специалистов со всей России достигается мечта православных верующих увидеть завершение работ.

В настоящее время идёт один из сложнейших этапов по отделке внутреннего убранства храма, и участие в восстановлении одной из самых значимых, зримых православных святынь - собора в Казани, безусловно, станет лучшей рекомендацией для профессионалов, и памятной страницей в их творчестве.

О тонкостях работы по воссозданию живописного убранства собора Казанской иконы Божией Матери рассказал Вячеслав Пахомов.

— Вячеслав Валентинович, с чего всё начиналось?

К сожалению, полностью изображение всех внутренних убранств Казанского собора на фотографиях не сохранилось. Остались снимки отдельных фрагментов храма, по ним можно было что-то восстановить один в один: орнаменты, живописные работы, и мы это делаем. К счастью, до нашего времени дошло историческое описание, изображение каких святых и на какой стене располагались. В этом случае нами создаются уже авторские композиции с учетом стилистики начала девятнадцатого века. Соблюдаем техники старых мастеров, стараемся максимально создать атмосферу первой четверти девятнадцатого века.

— Действительно, для этого пришлось изучать работы старых мастеров?

— Обязательно! Поскольку нас касалась живописная часть, мы свои силы направляли на изучение художественных образцов того времени и работы художников. Из материалов, которые нам предоставляла комиссия и музейные сотрудники, мы узнали, что здесь работал художник по фамилии Турин. Изучили его работы, в том числе эскизные, манеру его письма, и эту технику мы также соблюдаем.

— Но используете современные краски?

— Нет, краски применяем в соответствии с технологией четырехсотлетней давности. Масляные краски за это время практически не изменились, то есть те материалы, которые художники использовали в то время - это перетёртые минералы, сейчас производство художественных красок базируется на тех же рецептах. Все эти краски, изготовленные из натуральных компонентов, прошли испытание временем и поэтому заменять их какими-то современными, смысла совершенно нет.

— О чём сюжет композиции, перед которой мы стоим?

— В данном случае, это сюжет перенесения царём Давидом главной святыни иудейского народа - Ковчега Завета - в Иерусалим. Здесь изображается праздничный момент, когда царь Давид в окружении своей свиты, священников несёт реликвию древнего мира. Это событие из Ветхого Завета. На эту роспись, непосредственно на стене, ушло примерно два месяца, над ней трудились два мастера. Конечная фаза перенесения на стену — это не самый длительный процесс. Самый длительный процесс — найти композицию, найти тональные отношения, выполнить рисунок и всё это выстроить. Предварительная работа шла примерно полгода. Сюжеты на роспись отбирает комиссия, в составе которой — члены епархиального совета, известные искусствоведы из Казани и Москвы. Нам давали информацию о том, что здесь должна быть определённая композиция, тут такой сюжет, там - другой, и мы уже в ключе указаний работали, создавали сюжеты.

— Какие самые трудные моменты в процессе работы?

— А технически как делается роспись композиции на стене?

— А эти труженики находятся в штате мастерской?

— Большинство из них в штате, но есть и приглашённые художники, мы к ним обратились из-за сжатых сроков. С точки зрения профессионального образования все из Санкт-Петербурга и Москвы, а география места рождения и проживания - это практически вся Россия. И вы знаете, никого уговаривать не пришлось, наоборот, кто-то сам приходил и предлагал свои услуги.

— Вячеслав Валентинович, у Вашей команды за плечами работы по росписи порядка двадцати храмов? Можно подробнее, где, и в каком стиле вы их расписывали?

— В разных стилях: и в каноническом и византийском и во фряжском стиле. В основном, мы работали на юге России - в Ставропольской и Пятигорской епархиях, в Дагестане, в Чечне, Ростовской области, Краснодарском крае. Занимались работами в кафедральных соборах Ставрополя и Пятигорска, в Тихорецке.

— Работа в Казани чем-то отличается?

— Если сравнивать, то я бы назвал эту работу самой глобальной, серьёзной из того, что мы делали - и по масштабности композиции и по ответственности за мастерство, и по уровню принимаемых коллегиальных решений. Кроме того, в плане творчества - здесь на 90 процентов наша авторская работа, то есть весь процесс разрабатывали мы сами от и до. Это и сложнее, и интереснее. Хотя, повторюсь, и ответственность намного выше. Вся наша команда - православные, верующие люди. Перед началом работ обязательно совершается молебен, берём благословение. Просто молимся, просим помощи Божией в таком непростом деле.

— Ощущается помощь Божия в работе?

— Конечно. Иногда удивительно ощущается, иногда Он помогает настолько, что думаешь, не должно было этого произойти, но Господь чудесным образом помогает. Я постоянно это чувствую, у меня в жизни было очень много таких удивительных моментов, как Господь мне открывал пути, давал людей, которые мне нужны, давал возможности.

— Кто оценивает вашу работу?

— Правящий архиерей говорит своё утверждающее слово, но в целом решения принимает комиссия, поскольку здесь настолько тонкая специфика, что нужны мощные знания определённого периода истории, особенностей архитектуры, стиля. Суждение выносят люди, которые посвятили всю свою жизнь этой теме. Такие как председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Леонид Калинин; заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов; искусствовед, член Академии художеств Российской Федерации Наталья Бартельс; директор Музея изобразительных искусств Татарстана Розалия Нургалеева и другие именитые эксперты в области искусствоведения и архитектуры.

— Но и специалисты Вашей мастерской - это тоже своего рода искусствоведы!

— Вячеслав Валентинович, в одном из своих интервью вы сказали, что свою дорогу в храм вымостили краской и палитрой, лесами и резьбой?

— Да, и путь оказался неблизким…

Продолжаются работы по изготовлению иконостаса для воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери. Осенью 2019 года в возрождаемом соборе Казанской иконы Божией Матери на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря началось воссоздание интерьеров.

Строители смонтировали колонны и пилястры рядом с входными группами внутри собора и винтовые чугунные лестницы хоров. Сейчас они занимаются устройством чистового пола в алтарной части собора. К настоящему времени изготовлены мебель для собора, киоты, мебель для иконных лавок, аналои, архиерейская кафедра и осветительные приборы - паникадило, поликадила и бра. Полным ходом ведется золочение лепного декора храма.

При воссоздании иконописных досок ориентиром являлась храмовая живопись первой половины XIX века и сохранившаяся икона Царских врат известного казанского живописца и литографа Василия Турина. Воссоздать иконопись реставраторам помог цикл графических работ художника, обнаруженный в Национальном музее Республики Татарстан.

При изготовлении иконостасов реставраторы ориентировались на пропорции коринфского ордера.

Пресс-служба Казанской епархии, 31.07.2020

В настоящее время строители занимаются внутренней отделкой здания. В начале февраля завершена облицовка мрамором иконостаса и установка цельных мраморных колонн. Также был начат монтаж бронзового декора центрального иконостаса.

После завершения укладки мраморного пола солеи и амвона продолжится монтаж резного золоченного и бронзового декора всех трех иконостасов. Завершить этот этап работ планируется в начале апреля. На конец апреля намечена установка царских врат и диаконских дверей центрального и северного иконостасов.

Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери ведется Республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, возглавляемым Минтимером Шаймиевым, по Указу Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.

Читайте также: