Афинская демократическая республика тгп кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политическая система демократических Афин в V в. до н.э.

С падением царской власти в IX - VIII вв. до н.э. и установлением вследствие этого сначала аристократического, а позднее и олигархического строя, афинский народ подвергался всё большему угнетению со стороны правящих элит. В афинском обществе начиная с этого времени не было политического единства. Аристократы и зажиточные люди были сторонниками существующего слоя, бедняки выступали за радикальную демократию, а зарождавшийся средний класс - за смешение олигархического и демократического начал. Раскол общества сопровождался периодическими народными волнениями, имела место политическая нестабильность. Ситуацию не решило принятие законов Драконта, которые практически не затронули политическую сферу, лишь закрепив и так сложившийся умеренный олигархический строй. Это привело к дальнейшим смутам и ещё большей поляризации общества. Первые шаги в сторону улучшения положения демоса предпринял в начале VI века до н.э. Солон. Он отменил долговое рабство, запретил обращать должников в рабов, открыл всем сословиям доступ к участию в экклесии (Народному собранию) и судах, а также разделил афинян на сословия в зависимости от имущественного положения.

Перикл (494 до н.э.- 426 г. до н.э.) один из самых ярких политических деятелей античного мира. При нем афинский полис достиг максимального культурного, экономического и политического расцвета. При Перикле сложилась наиболее демократическая система из всех, ранее существовавших.


Афинская агора, VI в. до н. э. Афины


Театр Диониса ,V в. до н. э. Афины

Древняя Греция – это множество античных греческих государств существовавших на территории Балканского полуострова, Малой Азии и ряда других территорий.

В Древней Греции со временем выделились два центра, два города государства – Афины и Спарта. Если Спарта стала символом не только самой сильной пехоты того времени, но и уходящих в прошлое, патриархальных политических традиций, связанных с фактическим правлением совета старейшин – герусии. То Афины стали символом начала развития нового политического строя, развитие которого повлияло как античную историю, так и будущую историю Европы и всего мира. Таким политическим строем стала демократия.

Особенности демократии в Афинах

Преобладание одного из двух наиболее распространных политических устройств (олигархии или демократии) в Элладе зависели от ряда условий социально – экономического и политического характера.

Итак, к демократическому способу устройства тяготели полисы (города-государства) в том числе и Афины с их особенностями развития экономики, сельского хозяйства, ремесел и торговли.

Основой греческого демократического строя была община граждан, которая выступала своеобразным коллективом, отстаивающим свои права на участие в политическом процессе по управлению полисом.

В результате Афинская демократия была создана именно для служения интересам самих афинских граждан и регулировала их взаимоотношения на основе соблюдения определенных норм и традиций.

Готовые работы на аналогичную тему

Гражданами в Афинах считались те жители Афин и владений близлежащих, чьи родители также имели гражданские права, причем юноши и девушки, соответствующие этим условиям, должны были достичь 18 лет.

После занесения в специальные списки молодые люди проходили специальное обучение воинским искусствам и подвергались моральному воспитанию, что должно было способствовать нравственному и гражданскому развитию нового поколения афинских граждан.

В результате к 20 годам юноши, которые носили названия эфебов, проходили полный курс обучения и получали возможность пользоваться следующими своими гражданскими правами:

  1. Право на свободу от другого человека.
  2. Право на земельный участок на территории самого полиса.
  3. Право на получение материальной помощи в случае материальных проблем гражданина.
  4. Ношение оружия и участие в народном ополчении.
  5. Участие в народном собрании выборных органах, право быть избранным на должность – что соответствует праву на активное участие в политической жизни полиса.
  6. Возможность защиты самого гражданина и его прав со стороны законов Афин.

Также гражданин обладал обязанностями, которые должен был неукоснительно выполнять.

В частности, афинский гражданин был обязан:

  • Быть готовым прийти на помощь родному полису в трудную минуту
  • Сражаться за свободу и интересы своего полиса
  • Подчиняться принятым в полисе законам и свято соблюдать их
  • Быть активным участником политической и общественной жизни родного полиса
  • Чтить родных богов своего города

В идеале афинский гражданин должен был быть физически развитым и здоровым, иметь свой земельный надел, обеспечивающий его потребности и разумеется свободным.

Органы управления Афинской демократии

Народное собрание. Этот орган был главным и решающим в политической системе античных Афин.

На народном собрании могли присутствовать все свободные граждане, независимо от их имущественного положения. Однако, в собрании как и в любых формах политической и общественной жизни не могли принимать участие женщины.

В компетенцию Народного собрания входили обязанности по принятию тех или иных законов регулирующих общественные отношения, избрание на должностные постны граждан, объявление войны и заключение мира, подписание договоров с иными полисами и государствами.

Также народное собрание следило за воспитанием юношей, а также охрана гражданского порядка от покушения на него со стороны желающих свергнуть демократический строй Афин.

Совет 500 и Ареопаг. Сопоставимую роль с Народным собранием в Афинах играл Совет 500 и Ареопаг. Самыми главными задачами Совета 500 была организация народных собраний. Также в полномочия Совета 500 входили дела связанные с формированием повестки дня на проводимых собраниях, строительством военных кораблей, главной силы Афин, строительство зданий в городе.

Совет 500 формировался из афинских граждан. Срок полномочий ограничивался одним годом. Избрание на повторный срок было возможно лишь через несколько лет. Так, то собрание обновлялось полностью.

Ареопаг – являлся старейшим органом афинского управления и восходил к IX—VIII вв. до н. э., ко временам ещё родоплеменного строя. Ареопаг состоял из представителей аристократии

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг — один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его корни восходят к совету родовых владык. Члены Ареопага в отличие от Совета 500 избирались на пожизненный срок и должны были заниматься судебными делами.

Управление в самом городе осуществлялось при помощи высших магистратов. К таким магистратам принадлежали коллегии архонтов и стратегов.

Коллегия архонтов состояла из 9 человек и восходила к VIII в. до н. э., будучи столь же древней управленческой структурой, как и Ареопаг. В обязанности архонтов входил контроль за религиозными церемониями, а также наделение правом гражданства, судебные разбирательства

Коллегия стратегов состояла из 10 человек и отвечала за военную сторону жизни Афин. В случае военных действий стратеги сосредотачивали в своих руках заметную политическую власть. Видные государственные деятели занимали в период войн должности стратегов, а не архонтов.

Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Разделения властей в современном понимании не было.

Содержание

Народное собрание

Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось довольно часто, несколько раз в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника.

Совет пятисот

Гелиэя

Продолжал существовать ареопаг, однако его реальная власть в условиях демократии была очень сильно ограничена.

Должности

Исполняли решения народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Так, формальная власть Перикла состояла в том, что он в течение длительного времени переизбирался на должность стратега.

Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал различные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.

Источники и литература

Догреческий субстрат · Лелеги · Пеласги · Ионийцы · Ахейцы · Эолийцы · Дорийцы · Дорийское вторжение · Эллинское происхождение древних македонцев

Демократия · Апелла · Экклесия · Дикастерий · Совет пятисот · Агора · Graphē paranómōn · Ареопаг · Коринфский союз · Диадохи

Государственный аппарат афинской демократии состоял из: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собрание являлось главным органом, полномочия которого охватывали все стороны жизни Афин, оно принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов и др.

Совет пятисот следил за исполнением постановлением Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты. Коллегия стратегов: стратеги занимали особое положение среди других должностей, они были не только военачальниками, но и дипломатами и финансистами. В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

Реформы Эфиалита и Перикла.

Эфилиат изменил систему отчётов должностных лиц, теперь любой гражданин Афин мог после предоставл. магистратом отчёта обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С его именем связано установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления. После его убийства демократию возглавил Перикл, при нём происходит более чёткое разделение полномочий: народное собрание является законодательным органом, функции по управлению осущ. Совет пятисот и магистраты, судебное полномочие принадлежит гелиэе и другим судебные органам. По его предлож. стало оплачиваться выполнение общественных обязанностей, была установлена плата судьям и другим должностным лицам. Перикл провёл гражданскую реформ. полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Он много сделал и для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской державы, расширение торговых связей вынудили на первый план слои населения, связанные с морем.

Победа над персами стала возможна благодаря объединению греческих полисов, на острове Далос заключили Союз, учреждена единая казна, созданы единые сухопутные и морские силы. Весьма скоро обозначилось главенство Афин, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза. В 454 г. до н. э. отношения между Афинами и союзниками ухудшились. В 449 г. до н. э. заключен победный для греков Каллиев договор, завершивший греко-персидские войны. В 412 г. до н. э. ряд городов выходит из Афинского морского союза. Поражение Афин в Пелопонесской войне привело к прекращению существования Первого Афинского морского союза. В 378 г. до н. э. с целью противостояния Спарте создан Второй Афинский морской союз.

Читайте также: