Скульптура 18 века в европе кратко

Обновлено: 08.07.2024

В начале XVIII века французское ваяние развивается в рамках классицизма и делает значительный рывок в художественной силе и естественности.

Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить предания не порвалась. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно становится основой дальнейшего развития, чем в зодчестве. Если декорация рококо тоже состояла по большей части из скульптурной резьбы, часто с прибавлениями в роде божков любви, то в свободной пластике французов этой эпохи все движение рококо отражается лишь слегка и с колебаниями, да и переходы от рококо к неоклассицизму сказываются лишь в легких изгибах. В полной силе остается старинная привычка воплощать мысли и представления в аллегорических фигурах, особенно на надгробных памятниках. Вырастает склонность монархов осчастливливать даже провинциальные города своими медными конными или в рост портретами и склонность скульпторов создавать свободные произведения, ценные сами по себе. Большинство идеальных фигур французской скульптуры этого времени все же оставляет впечатление некоторой намеренности и манерности, но тем безупречнее является пластическое портретное искусство Франции, Лучшие французские скульптурные произведения XVIII века — портретные бюсты, дышащие изумительной свежестью и жизненностью. Именно в них становится обычным то высшее, техническое мастерство, которое, не только играючи выражает материю одежд, но и поверхность нагого тела передает с невиданной дотоле утонченностью и мягкостью.


Рис. 204. Бюст архитектора Габриеля работы Жана Батиста Лемуана в Лувре.

Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726 гг.), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе. Закончив образование в академии вечного города, он исполнял фигуры святых и надгробные памятники для римских церквей, но в 1747 г. вернулся в Париж, где явилось его лучшее произведение — выполненный из мрамора и бронзы надгробный памятник аббата де Герзи в Сен Сюльпис. Коленопреклоненная фигура покойного в виде круглого медальона знаменита своим глубоким выражением набожной покорности.


Рис. 205. Амур Эдмона Бушардона в Лувре.


Важную роль во французской скульптуре играли далее Каффиери, из которых Жак Каффиери (1678–1755) был ловким декоративным и искусным портретным мастером. Из его сыновей Филипп Каффиери Младший (1714–1744) — мастер известных серебряных украшений собора Байё, а Жан Жак Каффиери (1725–1792), автор нежного и плавного, с оживлением склонившегося над урной, речного бога, известен главным образом своими портретами. Из бюстов, украшающих галереи Французского театра, семь — его работы. Особенно выразительны бюсты Ла Шоссе, Ротру и Жана Батиста Руссо.

Берии XVIII столетия

§ 16. Революции XVIII столетия

§ 16. Революции XVIII столетия Англия и её североамериканские колонии в XVIII в. В экономике европейских стран в XVIII в. начал преобладать капиталистический уклад. На мануфактурах, принадлежавших частным предпринимателям или государству, работали наёмные работники. Наиболее

Немецкая скульптура XVI столетия

Немецкая скульптура XVI столетия 1. Становление немецкой скульптуры О великих немецких скульпторах переходного времени от XV столетия к XVI, Фейте Штоссе, Адаме Крафте, Питера Фишере и Тильмане Рименшнейдере, давших вечное выражение своему самостоятельному чувству природы

Французская архитектура XVI столетия

Французская скульптура XVI столетия

Французская скульптура XVI столетия 1. Развитие французской скульптуры Изобразительные искусства Франции стали развиваться в XVI столетии в более тесной связи с созданиями архитектуры, чем когда-нибудь раньше. Уже этим обусловливается их существенно декоративный

Французская живопись XVII столетия

Французская живопись XVII столетия 1. Обзор развития французской живописи Важным этапом развития французской живописи в XVII веке является переход доминирующих позиций от цеховой организации к академической, что с одной стороны ускоряло развитие, но с другой — подавляло

Французская живопись XVIII столетия

Французская живопись XVIII столетия 1. Общий обзор развития живописи На формирование живописи в этот период оказывает ключевое влияние деятельность академий, прежде всего Королевской Академии. В XVIII веке французская живопись уверенно занимает первое место в Европе,

1. Итальянская скульптура XVIII века

1. Итальянская скульптура XVIII века До середины столетия в Италии продолжал господствовать стиль Бернини, во второй половине века уступивший место классицизму. Развитие шло быстрее в отдельных областях, в частности в групповых скульптурных портретах.Стиль Микеланджело

48. ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ

48. ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ В условиях жестокого финансового кризиса последний французский абсолютный монарх Людовик XVI Бурбон был вынужден созвать Генеральные штаты впервые почти за 200 лет. Значительное количество

Берии XVIII столетия

До конца XVIII столетия

До конца XVIII столетия …Достигши мыса Доброй Надежды, возложить ему на себя орден Святого Владимира 3 класса. Именной указ Екатерины II, 17 апреля 1787 г. Ранние сведения О нашей стране в Южной Африке заговорили раньше, чем о ней в России. Это не удивительно. Служащие

Армия XVIII столетия

Армия XVIII столетия Социальные условия Европы XVIII века, влияющие на военную систему, были тесно связаны с экономическими. Подавляющее большинство недворянского европейского населения занималось сельским хозяйством, оставшиеся были заняты в ремесленной или торговой

§ 16. Революции XVIII столетия

§ 16. Революции XVIII столетия Англия и её североамериканские колонии в XVIII в.В XVIII в. в экономике европейских стран начал преобладать капиталистический уклад. На мануфактурах, принадлежавших частным предпринимателям или государству, работали наёмные работники. Наиболее

Глава 1 Французская революция XVIII века и наполеоновская эпоха

Глава 1 Французская революция XVIII века и наполеоновская эпоха «1789 год знаменует поворотный момент Новой истории, поскольку люди того времени возжелали низвергнуть принцип Божественного права и ввести в историю силу отрицания и бунта, сформировавшуюся в борьбе идей за

Глава 1 Французская революция XVIII века и наполеоновская эпоха

Глава 1 Французская революция XVIII века и наполеоновская эпоха «1789 год знаменует поворотный момент новой истории, поскольку люди того времени возжелали низвергнуть принцип божественного права и ввести в историю силу отрицания и бунта, сформировавшуюся в борьбе идей за

Восемнадцатый век в Западной Европе – последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.

Латур Жан-Жак Руссо


Латур
Жан-Жак Руссо
1753, Музей искусства, Женева

Ватто Капризница


Ватто
Капризница
1718, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Буше Юпитер и Каллисто


Буше
Юпитер и Каллисто
1744, ГМИИ, Москва

В изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно реалистического отображения жизни. Расширилась сфера искусства, оно становилось активным выразителем освободительных идей, наполнялось злободневностью, боевым духом, обличало пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества. Оно выдвинуло и новый положительный идеал ничем не скованной личности человека, свободного от иерархических представлений, развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности. Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но к широкой демократической среде.

Основные тенденции социального и идейного развития Западной Европы 18 века в различных странах проявляли себя неравномерно. Если в Англии промышленный переворот, совершившийся в середине 18 столетия, закрепил компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции антифеодальное движение имело более массовый характер и готовило буржуазную революцию. Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, формирование широкого общественного движения – Просвещения, с его культом первичной нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего, с его критикой современной испорченной цивилизации и мечтой о гармонии благостной природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию.

Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства характерны для всех художественных жанров 18 века. Художники стремились запечатлеть разнообразные в оттенках обыденные жизненные ситуации, самобытные индивидуальные образы, тяготели к занимательным повествованиям и феерической зрелищности, острым конфликтным действиям, драматическим интригам и комедийно построенным фабулам, утонченному гротеску, буффонаде, грациозным пасторалям, галантным празднествам.

Одновременно с классицизмом, испытывая его воздействие, продолжало жить реалистическое направление. В нем наметились рационалистические тенденции: художники стремились обобщать жизненные явления.

Первая работа — это скульптура Французского Скульптора Жан-Батист Пигаля. Известная своей композицией, красующейся в зале Лувра, "Меркурий, завязывающий сандалю", точно является эталоном человеческого мышления, отображённого на материале. Классика Французской Неоклассики, в которой нет чёткого канона.

Здесь мы заметим, что герой ощущает нетерпение, хочет быстрее завязать эту сандалю и с легким напряжением прямо побежать. В его лице мы замечаем лёгкую хитрость и задумчивость.

Вторая работа , произведение отца Бартоломео Франческо Растелли, приведёт нас к той мысли, что Барокко — это Искусство главенства и роскоши. Скульптура, представляющая Реализм, покажется нам Жанровой Классической скульптурой на фоне произведения в стиле Барокко.

Карло перечислил Барокко к Классической роскоши, а не к пышной. Статуя Петру наполняет Инженерный сад отблеском Михайловского дворца. Её постамент независимо отвечает стилевой атмосфере парка и Экстерьеру дворца. Для композиционного и цветового уравновешивания скульптуры, Карло создал на стене постамента Барочный рельеф, отображающий военное событие Классических Европейских времён. Приглушенный цвет материалов делает всю статую Историческим наследим Петербурга. Расположенный выше плинт, почти незаметен в некоторых визуальных объективах.

Третья работа , Классик и спокойный продумыватель детали, решил оставить в независимости от скульптурной эпохи произведение бюст Траяна, поглубив его в Римскую эпоху рассвета Скульптуры. Бюст, Классический и хранящий тайну Древнего мира, потрясает воображение разумного человека красотой и духовным объятием. Францишек Пинк, детализировал свою работу простыми и плавными линиями.

Сзади видна только Греческая Архаика.

Федот Шубин передал бюсту Голицына плавную и легкую нежность, спокойствие и простую радость. Настоящая Классика XVIII века Российской империи.

Натуральность и выразительность одеяний нам расскажет о том, насколько эта Скульптура триумфальна.

Скульптура классицизма - описание

Основой классицизма служило античное искусство. Однако, в в отличие от Возрождения, классицизм перенял лишь внешнюю форму. Важнее была декоративная составляющая. Скульптура эпохи классицизма была призвана украшать интерьер дома, служить идеальным образцом, безупречной усладой для взора. Одновременно с этим, содержание многих скульптур носит гражданский, патриотический характер, присущий всему направлению классицизма.

Сюжеты скульптуры во многом повторяют греческую и римскую мифологии, есть откровенные реплики работ античных мастеров, среди которых преобладают работы эпохи эллинизма.

В работах скульпторов, особенно в предназначенных для публичного выставления, воспевается военная доблесть, отвага и преданность долгу.

Аллегорические скульптуры также были популярны (что сближает по содержанию с другим направлением в искусстве - Барокко).

Античная традиция предполагала изображение обнаженной натуры, а мораль 18 века не позволяла это делать. Выход из этого противоречия был найден простой: полководцев и государственных деятелей скульпторы изображали в виде античных богов в полном боевом снаряжении. Женские скульптуры также "одевались" в туники. Позже государственных деятелей изображали в римских тогах.

Широкое распространение получили надгробные памятники в виде скульптур. Это было связано с тем, что около крупных городов стали образовываться публичные кладбища. Надгробные памятники отличаются статичностью, эмоциональной скудностью. В качестве образца мастера выбирают лучшие скульптуры эпохи архаики.

Мода на классицизм была общеевропейской, поэтому многие русские скульпторы творили в рамках этого направления.

Среди самых известных мастеров классицизма в скульптуре - итальянский скульптор Антонио Канова. При жизни его сравнивали с античными ваятелями. Его работы отличались необыкновенным изяществом, текучестью форм и декоративностью.

Скульптура Наполеон Бонапарт, Милан

Работы Кановы украшают Лувр, Эрмитаж, а также площади нескольких итальянских городов. Самые известные скульптуры: Наполеон Бонапарт (Пинакотека Брера в Милане), Амур и Психея (Лувр), Три грации (Эрмитаж).

Амур и Психея (Лувр)

Несмотря на известность и безупречную художественную репутацию, критики обвиняли скульптора в отвлеченности образов и довлеющей декоративности.

Скульптура Наполеона до сих пор вызывает споры критиков. Одни считают ее примером точного следования античным традициям - император изображен в виде Зевса с миниатюрной богиней Никой на ладони. Другие отмечают излишнюю "красивость" статуи, нарушении традиции пропорций мужского тела в угоду эффектной позе и преувеличенной державности изображения.

Бюст Ломоносова, Шубин

Среди русских скульпторов классицизма одним из самых известных был Федот Шубин, чьи скульптурные портреты снискали славу не только в России, но и во всей Европе. Самые известные работы: портреты Потемкина и Румянцева, Орлова и Голицына. Внешность великого Ломоносова многие также знают по шубинскому портрету. Обращался мастер и к образам монархов: он создал портрета Екатерины Великой и Павла Первого.

Минин и Пожарский, Мартос

Несомненно к стилю классицизма относится творчество Ивана Мартоса, чьи работы (Минин и Пожарский и Дюк Ришелье) известны каждому.

Памятник Копернику, Бертель Торвальдсен, Варшава, Польша

Поздний классицизм приобретает некоторую холодность образов, возрастает декоративная составляющая и сентиментализм. Среди мастеров поздней эпохи несомненное лидерство принадлежит Бертелю Торвальдсену, скульптору из Дании. Его работы - памятник Копернику (Варшава), статуи апостолов (собор Копенгагена), Ганимед кормящий орла (музей Торвальдсена, Копенгаген) - несомненно работы талантливые и высокохудожественные. Мастер вошел в историю искусства, как один из самых плодовитых скульпторов. Заказы поступали к нему со всех концов Старого Света. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что большинство его работ - памятников, надгробий, портретов - выполнены весьма "поверхностно".

Безупречные с технической точки зрения, работы Торвальдсена по своей сути неглубокие, лишенные идеологической основы классицизма. Мастер прекрасно владел формой, но содержание его работ не оставляет никакого впечатления.

Уступив место другим течениям в искусстве, классицизм еще не раз возвращался и становился модным, правда в несколько видоизмененном виде.


Скульптурный портрет Петра I.Б.К.Растрелли , 1723-1729, ГРМ.


Анна Иоанновна с арапчонком, Б.К. Растрелли , 1741, ГРМ.


Памятник Петру I у Михайловского замка в Санкт-Петербурге, Б.К. Растрелли , 1800.


Бюст А.Д. Меньшикова . Скульптор Б.К. Растрелли , 1716-1717, Меньшиковский дворец, Санкт-Петербург.

Э.М. Фальконе ( 1816-1891).


«Медный всадник". Э.М. Фальконе , Санкт-Петербург, 1782


Зима. Э.М. Фальконе , 1771, Эрмитаж.

М.И. Козловский (1753-1802).



Памятник А.В. Суворову. Скульптор М.И. Козловский , Санкт-Петербург, 1799-1801.


Самсон, разрывающий пасть льва. Скульптор М.И. Козловский , 1800, Петергоф.

Справка : в годы Великой Отечественной войны Самсон был похищен, после войны восстановлен скульптором В.А. Самсоновым и поставлен на старом месте.

Ф.Г. Гордеев ( 1744-1810).


Прометей, скульптор Ф.Г. Гордеев, гипс, 1769, Третьяковская галерея.

Ф.И. Шубин ( 1740-1805).


Екатерина II- законодательница, Ф.И. Шубин.1789-1890


Бюст Екатерины II, Ф.И. Шубин , 1770.


Бюст Голицына. Ф.И. Шубин , 1775. За данный скульптурный портрет Екатерина II наградила мастера золотой табакеркой.


Бюст М.В. Ломоносова , скульптор Ф.И. Шубин , 1792.


Бюст Павла I, Ф.И. Шубин , 1800.

Примечание:

Скульптура ведёт своё начало ещё с периода язычества, когда создавались произведения из дерева. Однако после христианизации на Руси скульптура развивалась слабо. Это связано было с запретом идолопоклонства.

Начало развития скульптуры связано с эпохой Петра I. Сначала скульпторы заимствовали европейские жанры, методы. Да и сами творцы были в основном иностранцами. Однако со временем появляются и отечественные мастера. Высокого уровня скульптура достигла в Золотой век Екатерины II . Далее её развитие продолжалось, совершенствовалось, и сегодня скульптура- один из популярных жанров культуры.

Читайте также: